Эпидемия страха. Почему во время COVID-19 активизировалась психосоматика

У названия этой статьи существуют и другие значения, см. Страх (значения).

Мария Якунчикова, «Страх», 1893-95

Гвидо Рени «Избиение младенцев» фрагмент. 1611


Джон Куидор
«Всадник без головы преследует Икабода Крейна»
(1858)

Страх

— внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием[1]. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом[2]. В животном мире страх — эмоция, основанная на прошлом негативном опыте, играющая большую роль в выживании особи.

Содержание

  • 1 Страх в психологии 1.1 Страх в психологии общения
  • 1.2 Фобии
  • 1.3 Страх и тревога
  • 1.4 Классификация страхов
  • 2 Страх в культуре
  • 3 Страх у животных
  • 4 Страх у человека
  • 5 Детский (возрастной) страх
  • 6 Степени и виды страха
  • 7 Физиология
      7.1 Два нейронных пути страха 7.1.1 Быстрый путь
  • 7.1.2 Длинный путь
  • 8 Угашение памяти о страхе
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Литература
  • Как избавиться от страха?

    Имея четкое представление, что такое страх, и понимая его причины, человек может попытаться их искоренить, чтобы навсегда избавиться от . Подробный анализ проблемы помогает справиться с ней. Существует множество проверенных способов излечить страх. Психология называет некоторые действенные методы:

    1. Действие против тревоги.
    2. Логическое осмысление возможных последствий ситуации. Может, волноваться и не о чем.
    3. Визуализация фобии – на бумаге или в голове.
    4. Тренировка отваги.

    Если речь идет о социофобии, с ней тоже можно справляться поэтапно. Есть несколько психологических приемов и способов, как побороть страх общения:

    • новые знакомства и расширение кругозора;
    • виртуальное общение, телефонные разговоры;
    • консультация психолога.

    Таблетки от страха

    Важно понимать, что такая эмоция, как страх не всегда вызвала естественными причинами. Если тревоги вызваны неврологическими и психологическими проблемами, помогает медикаментозное лечение. Безрецептурное лекарство от страха можно купить в аптеках. Сюда относятся:

    • травы и экстракты – валериана, розеола, пустырник;
    • гомеопатические препараты;
    • БАДы;
    • ноотропные препараты – адаптол, фенибут, пантогам.

    Иногда различные препараты действительно могут помочь устранить волнение, но ненадолго. Например, для человека, который боится летать на самолете, проще выпить таблетку перед редким полетом, чем проходить длительный курс психотерапии. Регулярное употребление антидепрессантов и стабилизаторов смогут снизить чувство тревоги, но если корень страха лежит в глубине, одни таблетки не помогут. Необходимо проводить работу над собой.

    Самый плохой метод устранения тревог – замирать или бежать от них. С любыми фобиями – тайными и явными, которые мешают в жизни, нужно бороться, смело смотреть в лицо опасности и собственным слабостям. Важно понимать, что над некоторыми вещами люди не властны, и уметь мириться с данными видами страхов. Например, не пытаться победить смерть или избежать всех природных катаклизмов. Люди должны прислушиваться к инстинкту самосохранения, но не заиливаться на своих страхах.

    Страх в психологии

    Известный психолог и врач А. И. Захаров определил страх как «аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека»[3]. Он отмечал, что страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока[4].

    В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям

    , то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием[5]. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания[6].

    Страх в психологии общения

    Страх как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних, внутренних, врождённых или приобретённых причин. Когнитивно сконструированные причины возникновения страха: чувство одиночества, отверженности, подавленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая[7].

    Фобии

    Основная статья: Фобия

    Психические расстройства, при которых некоторые ситуации или объекты, условно не являющиеся опасными, вызывают тревогу и страх, называются «фобиями»[8].

    Страх и тревога

    Основная статья: Тревога

    А. И. Захаров отмечал, что тревога и страх объединяются общим чувством беспокойства[3]. Но, в отличие от страха тревога — это «эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы»[3]. Чаще всего тревога возникает как ожидание какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями[3].

    Классификация страхов

    Выделяют обычный (естественный или возрастной) и патологический уровни страха. Обычный страх кратковремен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми[4]. Патологический уровень страха проявляется в крайних, драматических формах выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или в затяжном, навязчивом, труднообратимом течении, непроизвольности, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятном воздействии на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности[9]. Другой классификацией является деление страхов на реальный и воображаемый, острый и хронический, причем если реальный и острый страхи связаны с конкретной ситуацией, то воображаемый и хронический с особенностями личности[10].

    Классификация по количеству объектов страха

    • монофобии (присутствует один объект панического страха);
    • полифобии (присутствуют несколько объектов патологической тревоги).

    Классический случай полифобии был описан А. Свядощ (1997). У пациентки в течение восьми лет присутствовали два объекта тревоги: страх загрязнения и боязнь острых предметов. За этот срок частота проявления и интенсивность тревоги существенно колебалась. Короткие периоды, в которых фобия позволяла оставаться больной трудоспособной, сменялись длительными (до 1.5 лет) периодами обострения страхов. В это время пациентка полностью утрачивала трудоспособность, вставала с постели лишь для того, чтобы вымыть руки. Она не снимала с рук перчатки, а при виде острых и грязных предметов у нее начинались приступы панических атак.

    Страх в культуре

    В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

    Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 июля 2011 года

    .

    Именно осознание конца своего существования, грубее — страх смерти, ритуализировало жизнь первобытного человека. Ритуал, нивелируя страхи, позволял копить культурную информацию, совершенствуя способы её консервации.[источник не указан 2632 дня

    ] Способы, регуляторы и результаты человеческого существования менялись. Не последнюю роль сыграл страх в появлении государства. Можно сказать, что одним из факторов создания общин был комплекс страхов. Следствием этого комплекса стало стремление к объединению, с тем чтобы бороться против опасностей сообща.

    Если говорить о религиях, такое значительное место занимавших (и занимающих) в жизни человека, то в каждой из них ключевое место занимает также страх.[1] Причём здесь страх поднимается на метафизический уровень и включает в себя не только проблему жизни и смерти, но и нравственный аспект. Сама смерть становится своеобразной границей, местом перехода в иной мир. И от того, как человек прожил свою жизнь, зависит то, чем иной мир окажется для него. В данном случае представляемый источник страха находится не в объективной реальности (то есть не в окружающем мире), а за пределами непосредственного познания. В каком-то смысле, можно считать, что страх оказал большое влияние на развитие такого критерия, как нравственность.

    Отдельное место страх занимает в художественном искусстве и литературе, как то: жанр готического романа (или готического рассказа), жанр ужасов (хоррор) в литературе, кинематографе и видеоиграх. Эпический и мифологический фольклор, народные суеверия являются одним из наиболее часто используемых источников для этих произведений. Среди других источников можно назвать социальные фобии, распространённые в ту или иную эпоху.

    Иван Владимирович Страхов

    (19.09.1905— 20.11.1985) — российский психолог, специалист в области общей и педагогической психологии, психологии характера и типов темперамента. Доктор психологических наук (1941), профессор (1935). В 1958— 1975 гг. возглавлял Саратовское отделение ОП СССР. За успешную научно-педагогическую деятельность награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Образование получил в Ярославском педагогическом институте, окончив лингвистическое отделение (1927). Уже в студенческие годы испытывал интерес к психологии (тема его дипломной работы — «Опыты построения марксистской психологии в России») и потому поступил в аспирантуру Московского института экспериментальной психологии (1927—1930). Одновременно работал ассистентом на кафедре психологии в Московском индустриально-педагогическом институте им. К. Либкнехта. Опубликовал серию статей, в которых поднимал проблему типологии и теоретических методов в психологии. В 1931 г. получил приглашение возглавить кафедру психологии Иркутского педагогического института. С 1934 по 1937 г. — зав. кафедрой Гомельского педагогического института. В 1936 г. опубликовал ряд статей, посвященных практическим вопросам педагогической психологии: «Об умственной работе учителя», «Как изучать ученика», «О профориентационной работе в школе». В 1940 г. организовал и возглавил кафедру психологии Саратовского педагогического института (СПИ, 1940—1977). В апреле 1941 г. в Московском государственном педагогическом институте успешно защитил докторскую диссертацию на тему: «Эмоциональные компоненты характера школьника в связи с общей характерологией». Разработанные Страховым идеи относительно сущности и типов темперамента, методов его изучения и учета в дальнейшем получили развитие в его собственных работах, а также в работах его учеников и последователей. В годы ВОВ Страхов преподавал в различных вузах Саратова, а также в Ленинградском университете (1945—1946), который был эвакуирован в Саратов. В 1947 г. в «Ученых записках» СПИ была опубликована одна из наиболее значительных работ Страхова — «Л. Н. Толстой как психолог» (повторно изданная в серии «Психологи Отечества»,1988). Общие итоги научно-исследовательской работы кафедры психологии СГПИ за 40 лет ее существования были отражены в составленном Страховым аннотированном указателе (1981) и статье в «Вопросах психологии» (1982). Страхов был ред. и соавтором ряда коллективных монографий: «Очерки психологии педагогического такта» (т. 1-7, 1960—1969), «Вопросы психологии внимания» (вып. 1-12, 1969-1980), «Вопросы музыкального образования», «Формирование музыкально-слуховых представлений» и «Музыкальное развитие в процессе обучения» (1970—1976), а также восьми выпусков «Ученых записок» СГПИ, посвященных проблемам психологии (1947—1963). Он также автор монографий: «Психология творческого вдохновения» (1962), «Внутренняя речь в художественном изображении» (1964), «Психология педагогического такта» (1966), «Психологический анализ в литературном творчестве» (в 5 ч., 1973-1976), «Методика психологического анализа характеров в художественном произведении» (1977), «Психологический анализ в творчестве Л. Н. Толстого» (1978).
    Источник:

    История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 451-452.

    Источник

    Страх у животных

    Животные также испытывают страх. В животном мире страх — «эмоция, основанная на прошлом негативном опыте, имеющая большое значение для выживания особи»[11]. Для изучения страха у животных используют условно-рефлекторную реакцию страха, которая характеризуется следующим[12]:

    • Возникает при предъявлении условных стимулов, ранее сочетавшихся с болевым раздражением;
    • В ходе условно-рефлекторной реакции страха животное замирает, у него происходят вегетативные и гормональные изменения;
    • Условно-рефлекторная реакция у животного способна со временем угасать, но может после угашения самопроизвольно восстанавливаться. Это указывает на то, что память о страхе сохраняется, а угасают лишь поведенческие проявления страха.

    Опыты, проведенные над животными (крысами) Н. Б. Саульской, Н. В. Фофоновой и П. В. Судоргиной показали, что животные, подвергнутые выработке и реализации условно-рефлекторной реакции страха, через одни сутки после выработки демонстрируют пониженную (по сравнению с контрольными животными) исследовательскую активность в новой камере[13]. Такое снижение активности объясняется тем, что животное становится более осторожным из-за перенесенного негативного опыта[13]. Более того, у животных, подвергнутых выработке условно-рефлекторной реакции страха, через сутки после опыта (он сопровождался разрядом электротока) при появлении нового стимула сильнее внимание и реакция замирания, чем у контрольных животных[13].

    Страх у животного проходит три стадии: возникновение, выражение и угашение. Выражение страха у подопытных животных (крыс, мышей и кроликов) проходит в виде реакции затаивания[14].

    Физиологически в возникновении всех трех стадий решающую роль играет миндалина[15]. Разрушение базолатеральной миндалины у крыс приводило к нарушению выражению у них страха (реакции замирания на новый угрожающий стимул — кожаный мячик, покрытый шерстью кошки)[15].

    Скорость угашения страха у животного можно регулировать путем введения определенных веществ в базолатеральное ядро миндалины. В научной литературе доказано, что введение мусцимола в миндалину приводит к уменьшению выражения у животного условно-рефлекторного страха (как в виде затаивания, так и в виде изменения частоты дыхания и сердцебиения[16].

    Ученые Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН И. В. Павлова и М. П. Рысакова пришли к выводу, что введение в базолатеральное ядро миндалины мусцимола и бикукуллина перед сеансами угашения страха приводило к ускорению процесса угашения у многозатаиващихся крыс, не оказывая влияния на малозатаивающихся крыс[17]. Опыты проводили на 33 крысах самцах[18]. После отбраковки были выделены две группы животных: малозатаивающися крысы (16 особей) и многозатаивающиеся крысы (14 особей)[19].

    Предисловие

    Эта книга посвящена теме, о которой в недавние времена в нашей стране не принято было распространяться, ведь предполагалось, что советский человек бесстрашен, а наличие страха – это проявление трусости, к которой общественное сознание относилось (да и до сих пор относится) негативно, трусость всегда порицалась. Известна, например, существующая в народе установка, что «настоящие мужчины ничего не боятся». Вносят свой вклад в отрицательное отношение к страху и средства массовой информации, и литература, и киноискусство, где предпочтение отдается описанию подвигов героев. Так, отряды Чапаева «бесстрашно скачут на врага», мушкетеры завтракают под вражеским огнем… В результате в приключенческих и ура-патриотических фильмах о войне страх «своих» героев не показывается, а вид бегущих в панике врагов вызывает злорадство, а порой и смех. (Однако, говоря о киноискусстве, следует упомянуть и такой жанр, как фильмы ужасов. Вот только зрители смотрят подобные фильмы ради получения удовольствия, следовательно, изучение страха в этом случае как бы неактуально.)

    Лишь по произведениям художественной литературы и дневникам, авторами которых являлись современники – участники или свидетели кровавых событий, можно составить приблизительную картину психологического состояния людей на поле боя и в других опасных ситуациях.

    Между тем чувство страха присуще любому высокоорганизованному живому существу, независимо от возраста и пола. И хотя принято считать, что мужчины должны проявлять бесстрашие, следует иметь в виду, что они такие же биологические существа, как и женщины, – тем и другим присущи защитные реакции в ответ на опасность[1] (угрозу), а страх является одной из них. Вспомним сцену из отечественного комедийного фильма «Полосатый рейс»: когда одного из героев (роль которого исполняет Е. Леонов) просят залезть к тиграм в клетку, он отказывается; тогда его обвиняют в трусости, и он отвечает: «Я не трус, но я боюсь». Золотые слова! Боятся ведь действительно все – и трусливые, и смелые, только в разной степени и в разной форме. Но из-за отрицательного отношения общества к переживанию страха его принято скрывать.

    Проблема страхов в отечественной психологии до сих пор в основном изучается клиническими психологами главным образом у детей, а патологические страхи – психиатрами. Это значительно сужает поле рассмотрения данной проблемы, оставляя в стороне многие аспекты, важные для поведения и деятельности взрослых людей. Ведь страх часто сопровождает многие виды деятельности человека: спортивную, военную, научную, театральную и др. Поэтому требуется более широкое рассмотрение этой проблемы по сравнению с тем, что имеется сейчас в психологической литературе.

    До сих пор остаются неясными многие вопросы, связанные с использованием понятий, относящихся к данной проблеме, таких, например, как тревога, боязнь, опасение, страх. Чтобы показать, насколько неразработанным является этот вопрос, приведу несколько примеров. Один из авторов книги о психологии войны пишет: «Что мы знаем о страхе? Вспоминаем, как в детстве, по вечерам, нас пугали товарищи, выскочив из-за угла с громким „У!“ Нам страшно быть ограбленными. Мы испытываем страх от возможности получить в зубы во время драки. Нам боязно кататься на „русских горках“ или прыгнуть с парашютом. Но все это – испуг, опасение, волнение. Но не страх». Вот так: с одной стороны – страх, а с другой стороны – не страх.

    Даже специалист по эмоциям К. Изард не очень задумывается над значением используемых им слов, когда пишет, что «переживание страха пугает человека» [121, 122, с. 295]. А С. Томкинс [504, 505], наоборот, полагает, что реакция испуга является активатором страха. Вот и разберись тут, что есть страх, а что испуг, что первично, а что вторично.

    Поэтому, кроме изложения основных вопросов, в предлагаемой читателю книге сделана попытка выяснить соотношения между понятиями, используемыми при рассмотрении проблемы страха, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение, в частности при разработке методов профилактики и устранения страхов в том случае, если с ними связана дезорганизация поведения и деятельности, а подчас и психическое здоровье человека.

    Логика изложения различных аспектов рассматриваемой проблемы была следующей. Форм и разновидностей реакций человека на грозящую или реальную опасность (угрозу) несколько. Но поскольку в филогенетическом развитии человека первичной и базовой для всех остальных форм является эмоция страха, возникающая как безусловно- и условно-рефлекторная защитная реакция, первые главы посвящены его видам и формам. Затем рассматриваются вторичные филогенетически более поздние виды и формы реакций на опасность (боязнь, фобии как отношение к опасным объектам и ситуациям, как знаемые страхи), связанные с произвольными механизмами, предвидением опасности и опасением (готовностью к защите).

    В книге приводится обширный список литературы, а в приложении – практически полный список фобий и многочисленные методики изучения страха и его разновидностей.

    Книга ориентирована на студентов и специалистов различных специальностей – психологов, педагогов, медиков, спортивных тренеров, работников силовых ведомств, МЧС. Она может представлять интерес и для родителей, имеющих проблемы с переживанием страха их детьми.

    Страх у человека

    Нельзя, чтоб страх повелевал уму; Иначе мы отходим от свершений, Как зверь, когда мерещится ему.

    Данте Алигьери[20]

    В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

    Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 июля 2011 года

    .

    Ньюэлл Конверс Уайет «Первые шаги Торонгунны»
    (1915)

    В повседневной жизни или в чрезвычайных ситуациях человеку приходится преодолевать опасности, угрожающие его жизни, что вызывает страх, т.е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью, сигнал тревоги. Обычно страх вызывает неприятные ощущения, но при этом он может являться сигналом к защите, т.к. главная цель, стоящая перед человеком, — остаться живым. Однако следует учитывать, что ответом на страх могут быть необдуманные или бессознательные действия человека, вызванные паникой — проявлением сильной тревоги. Так же страх сокращает продолжительность жизни[21].

    Протекание эмоции страха в разных ситуациях у разных людей может существенно различаться, как по силе, так и по влиянию на поведение.

    Страх может проявляться в виде возбуждённого или подавленного эмоционального состояния. Очень сильный страх (например, ужас) часто сопровождается именно подавленным состоянием. Помимо общего термина «страх», для различных близких по природе негативных эмоциональных состояний используются термины «тревога», «испуг», «паника», «фобии» и т.д. Например, кратковременный и сильный страх, вызванный внезапным сильным раздражителем, называют «испугом», а длительный, слабо выраженный, диффузный страх — «тревогой».

    Такие психические расстройства, как фобии, могут приводить к частому и сильному переживанию страха человеком. Фобией называют навязчивый, иррациональный страх, связанный с определённым предметом или ситуацией, с которым человек не может справиться самостоятельно.

    Некоторые философы, особенно те, которые подходят к этому явлению с чисто моральных позиций, считают страх вредной эмоцией с плохими последствиями. Другие философы, особенно те, которые рассматривают страх как преимущественно биологическое явление, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях. Страх понимается и как одно из возможных состояний человеческого бытия[22]. Эти точки зрения не взаимоисключают друг друга, так как и ощущение боли, обеспечивает самосохранение индивида, и становится непродуктивной или опасной лишь в наиболее интенсивных и длительных проявлениях.

    Введение. О существе страха и о противоречиях жизни

    Страх является неизбежной принадлежностью нашей жизни. Постоянно изменяясь, он сопровождает нас от рождения до смерти. История человечества от прошлого до настоящего состоит из попыток преодолеть, уменьшить, пересилить или обуздать страх. Магия, религия и наука прилагают усилия для этого. Посвящения себя Богу и любви, исследование законов природы, аскетический образ жизни и философское познание едва ли устраняют страх, но помогают его переносить и, может быть, делают более плодотворным наше развитие. Надежда на возможность прожить без страха остается иллюзией; он содержится в нашем существовании и является отражением нашей зависимости и нашего знания о неизбежности смерти. Мы можем только пытаться противопоставить развитию страха наше мужество, доверие, знания, силу, надежду, покорность, веру и любовь. Это может помочь нам ужиться со страхом и объяснить его, но он постоянно побеждает вновь. К методам, которые направлены на освобождение от страха, мы относимся скептически; они несправедливы по отношению к бытию и возбуждают несбыточные ожидания. Хотя страх неотступно пронизывает нашу жизнь, это не обязательно означает, что мы продолжительное время осознаем его. Он может возникать в сознании лишь на мгновение, концентрируясь на внутренних или внешних переживаниях. Мы имеем склонность с помощью различной развивающейся техники смягчать, преодолевать, успокаивать, обманывать и отрицать страх. Однако, как смерть не прекращает свое существование, несмотря на то, что мы о ней не думаем, так не исчезает и страх. Страх существует независимо от культуры и уровня развития народа или его отдельных представителей; единственное, что изменяется, – это объекты страха, ибо, как только мы полагаем, что победили или преодолели страх, появляется другой вид страха, а также другие средства и мероприятия, направленные на его преодоление. Мы в настоящее время не боимся больше грома и молнии, солнечных и лунных затмений и относимся к ним как к интересным явлениям природы, но не можем избавиться от переживаний страха, так как исчезновение некоторых предрассудков не исключает возможности гибели мира. В связи с этим мы сегодня испытываем страх перед угрозой новых болезней, перед возможным несчастным случаем на транспорте, страх старости или одиночества. Методы борьбы со страхом до сих пор почти не изменились. Только вместо принесения жертв и магических заклинаний сегодня модно прикрывать страх с помощью фармакологических средств, но он по прежнему остается с нами. Новой серьезной возможностью переработки страха является современная психотерапия в ее различных формах: она, в первую очередь, вскрывает индивидуальную историю развития страха, исследует его взаимосвязь с индивидуально семейными и социально культурными условиями и организует «очную ставку» индивидуума с источниками его страха в целях его плодотворной переработки и преодоления. Очевидным является закономерность жизни, переживаемая от ее колыбели до наших дней, – преодолевая определенные страхи благодаря успехам науки и техники, мы обмениваем их на новые страхи. В сущности, страх является неизбежным спутником жизни, иного не дано. Один новый вид страха относится к нашей теперешней жизни: мы знаем, что страх увеличивается тогда, когда наш образ жизни и деятельности изменяется вопреки нашему желанию. Мы испытываем страх перед тем, что можем лишиться собственных сил, мы думаем об опасностях, которые могут нанести нам злоупотребление атомными силами или нарушение природного равновесия. Наше существование носит двойственный характер и кажется нам бумерангом, направленным на нас самих. Наша воля к могуществу, любви и смирению ошибочна, так как воля к могуществу и обладанию направлена против природы и жизни и вызывает у нас страх, который при манипулировании им вызывает душевную опустошенность. Если раньше человек испытывал страх перед силами природы, будучи беззащитным перед нею, угрожающими демонами и могущественным Богом, то теперь мы боимся самих себя. Представляется иллюзией, что прогресс и, в равной степени регресс, имеют влияние на наши страхи. Иногда это может быть и так, но следствием (прогресса или регресса) являются новые страхи. Переживание страха содержится в самом нашем существовании. Общепринятым является то, что каждый человек имеет свои личностные видоизменения страха: страх тем меньше выражен, чем более абстрактными являются для данной личности смерть, любовь или другие представления. Каждый человек имеет собственную индивидуальную форму страха, которая так же относится к образу жизни человека, как присущая только ему форма любви и его собственная, индивидуальная неизбежность смерти. Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека, он имеет место при всех общественных устройствах. Наш личный страх связан с нашими индивидуальными условиями жизни, нашей предрасположенностью и нашим окружением, он имеет свою историю развития и начинается, практически, с момента начала нашего развития (т. е. рождается вместе с нами). Если рассматривать страх «без страха», то создается впечатление, что он имеет двойственный аспект: с одной стороны, страх активизирует нас, а с другой – парализует. Страх всегда есть сигнал и предупреждение об опасности, в равной степени он содержит предложение, т. е. импульс к преодолению этой опасности. Предположения об источнике страха и его осознание свидетельствуют об определенной ступени развития, о достижении зрелости. Уклонение от формулирования и объяснения страха приводит к его стагнации; это тормозит наше дальнейшее развитие и оставляет нас на том уровне детства, когда границы страха непреодолимы. Страх всегда возникает в тех случаях, когда мы оказываемся в неразрешимой или еще неразрешенной ситуации. Каждое развитие, каждый шаг к зрелости связаны со страхом, если они приводят нас к чему то новому, до этого неизвестному и неизведанному во внутренней или внешней ситуации, не пережитому нами. Все новое, неизвестное, впервые случившееся или пережитое, наряду с привлекательностью нового, влечением к авантюрам и риску, также сопровождается страхом. Так как наша жизнь всегда приводит к новому, недостижимому и неизведанному, ее всегда сопровождает страх. Он появляется раньше всего в сознании как важный пункт нашего развития и по мере взросления утрачивает привычные пути и направления для разрешения или преобразования новых задач. Развитие, взросление и созревание со всей очевидностью сопровождаются деятельностью по преодолению страха, и каждый возраст с соответствующими ступенями зрелости сопровождается страхом, который возникает вновь и усиливается после преодоления каждой ступени. Представляются совершенно нормальными страхи, связанные с возрастными изменениями, которые здоровый человек переносит и перерастает и которые важны для его успешного развития. Вспомним свои первые самостоятельные шаги в детстве. Мы испытываем страх, возникающий тогда, когда материнские руки впервые оставляют нас, и страх одиночества перед необходимостью преодоления свободного пространства. Вспоминая о наиболее значительных событиях нашей жизни, мы говорим о страхе, который овладевает ребенком в начале школьного периода его жизни, когда ребенок меняет привычные в семье отношения на новое общество и утверждает себя в этом обществе. Мы вспоминаем наше отрочество и юность с первым знакомством с противоположным полом, эротическим томлением и тягой к сексуальным встречам, первые шаги профессиональной жизни, создание своей собственной семьи, материнство, наконец, родителей и встречу со смертью – и всегда находим страх, который овладевает нами перед первым приобретением нового опыта. Все эти виды страха являются органичными составляющими нашей жизни, так как связаны с соматическим, душевным и социальным развитием, с овладением новыми функциями при вступлении в общество или содружество. Страх всегда сопровождает каждый новый шаг по пересечению границ привычного, требующий от нас решимости перейти от изведанного к новому и неизвестному. Наряду с этими страхами имеется изобилие индивидуальных страхов, нетипичных для указанных выше пограничных ситуаций. Эти страхи не могут быть поняты другими, потому что они непознаваемы для нас самих. Для одних пусковым механизмом страха является одиночество, для других – скопление людей, у третьих приступы страха возникают, когда они переходят через мост или пустое пространство, четвертью не могут находиться в замкнутом пространстве; некоторые испытывают страх при виде безвредных безобидных животных – жуков, пауков или мышей. Итак, представить себе все многообразие страхов у различных людей практически невозможно, так как при ближайшем рассмотрении мы можем выделить новые варианты определенного страха. Именно поэтому желательно определить и описать «основные формы страха», к которым можно отнести все возможные страхи. Страх в своих экстремальных вариантах может принимать разрушительные формы или переноситься на другие объекты. Дело в том, что мы имеем склонность связывать непреодолимый и непереработанный страх с совершенно безобидными эрзац объектами, от которых легче уклониться, чем от истинного источника страха. Основные формы страха взаимосвязаны с нашим самочувствием в этом мире и с нашей напряженной распределенностью между двумя большими антиномиями, которые мы переживаем в их неразрывной противоположности и повторяемости. Я хотел бы обе эти антиномии в равной степени прояснить, включая их в надперсональный порядок и закономерности, которых мы не осознаем, но которые все же существуют. Рождаясь в этом мире, мы повинуемся четырем могущественным импульсам: наша Земля вращается вокруг Солнца, являющегося также центральным светилом нашей собственной мировой системы, чье движение мы определяем как революцию или переворот. Одновременно Земля вращается вокруг своей оси, что называется ее собственным вращением. Таким образом, существуют два взаимоисключающих или взаимодополняющих импульса, которые поддерживают нашу мировую систему в движении, к которому принуждают два направления: силы тяжести и центробежной силы. Сила тяжести поддерживает целостность нашего мира, стремясь вовнутрь, к его центру, и удерживая его от распада. Центробежная сила направлена от центра наружу, она стремится к расширению и, будучи отпущена, направлена на отделение и непрерывное движение. Только взвешенное взаимодействие этих четырех импульсов гарантирует закономерный и подвижный порядок жизни, в которой мы пребываем и которую называем космосом. Преобладание или выпадение одного из видов движения нарушает или разрушает этот вселенский порядок и приводит к хаосу. Представим себе, что Земля израсходует один из этих основных импульсов. Пусть, например, произойдет переворот, в результате которого Солнце будет вращаться только вокруг собственной оси, вследствие чего нарушится порядок, согласно которому Солнце является центром, вокруг которого движутся другие планеты. Мы не можем предписывать Солнцу его пути, так как оно живет по своим законам. Земля имеет собственное вращение и, кроме того, совершает вращение вокруг Солнца, оставаясь вместе со своим спутником Луной на определенной планетарной ступени; при этом Земля и Солнце находятся во взаимной зависимости друг от друга. В обоих случаях планетарные законы и законы вращения Солнца взаимозависимы и, следовательно, их независимое существование разрушительно. Далее. Если Земля лишится силы тяжести и будет находиться только под влиянием центробежных сил, неизбежно разрушение привычных направлений и хаотическое движение, которое может привести к столкновению с другим космическим телом. А в случае, если силе тяжести не противостоят противоположные по направлению центробежные силы, это может привести к полному окостенению и неподвижности или к пассивной зависимости от других сил, противостоять которым не представляется возможным. Эти сопоставления, изложенные в аллегорической форме, поразительно соответствуют положению человека, как обитателя нашей Земли и крошечной частички Солнечной системы подчиняющегося закономерностям этой системы и, вместе с тем, находящегося под влиянием инстинктивных бессознательных сил и одновременно выполняющего в латентной форме их требования. Мы испытываем потребность каждый основной импульс в человеческой сфере перевести на язык психологии, находя соответствие им в переживаниях, столкновение которых проявляется в упомянутых выше противоположностях, и при этом определяем основные формы страха, которые взаимодействуют на глубинных уровнях человеческого духа. Ротация, собственное вращение, соответствует психологическому смыслу требования индивидуальности, т. е. является условием индивидуального существования. Революция, движение вокруг Солнца, нашего центрального светила, соответствует требованиям подчинения великой общности; наши собственные закономерности и наши собственные желания ограничены в пользу сверхперсональных связей. Центростремительное направление, сила тяжести на психическом уровне соответствует нашему стремлению к постоянству и устойчивости; и, наконец, центробежное направление или центробежные силы соответствуют нашему стремлению вперед, к изменениям и переменам. В этих понятиях могут быть описаны и другие антиномии: они содержатся в противоречии повторяющихся требований устойчивости, с одной стороны, и изменчивости – с другой. В соответствии с этими космическими аналогиями мы обосновываем четыре основных требования, которые повторяются и взаимно дополняют друг друга во всех наших стремлениях. В сменяющихся формах проходит вся наша жизнь, и мы всегда хотим по новому отвечать на ее требования. Первое требование, соответствующее в нашей аллегории ротации, означает, что каждый индивидуум для достижения самостоятельности и неповторимости своей личности должен отграничить себя от остальной человеческой массы, не обмениваясь с нею своими особенностями. К этому требованию присоединяется страх, который угрожает нам, когда мы отделяем себя от других, возникающий с момента рождения и связанный с тем, что мы являемся частью общности и боимся одиночества и изоляции. На всех уровнях, будь то расовые, семейные, национальные, половые, связанные с нашими надеждами или с нашей профессией, мы принадлежим к определенным группам, к которым мы испытываем чувство близости и родственной принадлежности, и вместе с тем, будучи индивидуумами и единичностью, стремимся к четкому различию от других людей. Это приводит к тому существенному факту, что одним из основных наших желаний является стремление не смешиваться с другими людьми и однозначно идентифицироваться с самим собой. Наше существование похоже на пирамиду, чье основание покоится на типичном и всеобщем, а вершина стремится освободиться от связи с всеобщим и увенчаться индивидуальным и единичным. С началом и развитием нашей единичности, т.е. с процессом индивидуализации, который К.Г. Юнг назвал процессом развития (Entwicklungsvorgang), мы выходим из системы отношений, описываемой формулой «быть таким же, как другие» («Auch wie die anderen Seins»), и переживаем нашу единичность (единственность) и индивидуальность с чувством страха. Чем больше мы отделяемся от других, тем больше мы подвергаемся воздействию неуверенности, непонимания и отверженности. Не рискуя, с другой стороны, оторваться от коллектива и от типовой принадлежности, мы развиваем свою индивидуальность, решительно отстаивая свое человеческое достоинство. Второе требование, соответствующее в нашей аллегории революции, состоит в том, что мир, жизнь и человеческое сообщество открыты для нашего участия и требуют для этого отказа от «Я», а в противном случае являются чуждыми, существующими независимо от нас и вне нас. Второе требование подразумевает, как это вытекает из всего смысла изложенного, самоотречение и самоотдачу. С этими понятиями связаны все страхи, заключающиеся в боязни утраты собственного «Я», зависимые от необходимости самоотдачи и нежелания лишиться своей единичности и принести себя в жертву другим, что является необходимым для приспособления к требованиям большинства. Это, прежде всего, приводит к зависимости от нашего окружения, чувству покинутости и бессилия, которые возникают при угрозе исключения этой зависимости и защищенности. Риск остаться в одиночестве без связей с миром, без чувства принадлежности к находящемуся вне нас сопровождает всю нашу жизнь от момента рождения и вызывает у нас потребность к познанию мира. Мы вынуждены сталкиваться с этой первой антиномией несправедливости, которую возлагает на нас жизнь: мы должны жить в условиях самопроверки и самоиспытания, а также самоотдачи и самозабвения, что одновременно может вызвать страх перед задачей осуществления собственного «Я» и страх перед разрушением собственного «Я» (страх ликвидации становления «Я»). И, наконец, два других требования, находящиеся в полярном взаимоотношении к нашим решениям и дополняющие их. Третье требование, соответствующее в нашей аллегории центростремительному направлению или силе тяжести и означающее наше стремление к неизменности и продолжению. Мы должны в нашей жизни так хозяйствовать и располагаться, так планировать свое будущее, так стремиться к нему, как будто наша жизнь безгранична или как будто мир стабилен, будущее предвидимо, существование непреходяще, и при этом одновременно знать, что мы наполовину состоим из смерти (media in vita morte sumus) и наша жизнь в течение мгновения приходит к своему концу. Это требование продолжения и устойчивости дает нам возможность иметь неопределенное будущее, вообще будущее и в связи с этим обеспечивать для себя хоть какую то устойчивость и защиту. Оно сопровождается страхами, которые связаны со знанием о преходящем характере нашей зависимости и иррациональности планирования нашего существования, страхом перед риском всего нового, перед неопределенностью наших планов, перед вечной изменчивостью нашей жизни, которая никогда не останавливается и постоянно изменяет нас самих. Этот страх выражен в известном изречении о том, что нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, так как река постоянно меняется. С другой стороны, отказываясь от принципа продолжительности и устойчивости существования, мы лишаемся способности что либо делать и осуществлять, любая деятельность связана с нашим представлением об устойчивости и продолжительности. В противном случае мы не сможем добиваться достижения наших целей. Мы живем, надеясь, что располагаем неограниченным временем, и эта иллюзорная стабильность, неизменность, иллюзорная вечность являются важнейшим импульсом для нашей деятельности. И, наконец, четвертое требование в соответствующей аллегории центробежного направления или центробежной силы. Оно состоит в том, что мы всегда стремимся к расширению, изменчивости, развитию и преодолению, отказываясь от уже изведанного, преодолевая традиции и обыденность, расставаясь с достигнутым, для того чтобы попытаться пережить неизведанное. С этим требованием, которое дает нам возможность жизнерадостно развиваться, безостановочно и настойчиво открывать новое и проникать в тайну неизведанного, тесно связан страх перед необходимостью преодоления порядка, необходимости, правил и законов, инертности привычек, которые удерживают, сковывают и ограничивают наши возможности вопреки нашему движению к свободе. Этот страх, наконец, противоположен ранее описанным, при которых смерть связана с преходящим характером жизни, и связан со смертью от окоченения и застывания. Находясь под влиянием импульсов к изменениям и риску, забывая и преодолевая временные закономерности вселенной, мы остаемся привязанными к нашим привычкам, удерживаем и повторяем привычное существование. Обрисовывая противоречия нашей жизни в виде парных антиномий, мы должны отметить, что в равной степени стремимся к стабильности и к изменениям, в связи с чем вынуждены в равной степени преодолевать как страх перед неизбежной изменчивостью, так и перед неизбежной необходимостью. Итак, познакомимся с четырьмя основными формами страха, которые я снова хочу представить читателям в общем виде:

    1. Страх перед самоотвержением, переживаемый как утрата «Я» и зависимость.

    2. Страх перед самостановлением (стагнацией «Я»), переживаемый как беззащитность и изоляция.

    3. Страх перед изменением, переживаемый как изменчивость и неуверенность.

    4. Страх перед необходимостью, переживаемый как окончательность и несвобода.

    Все возможные варианты страха относятся, в конечном счете, к описанным вариантам основных форм и связаны с четырьмя основными импульсами, которые в любом случае встречаются попарно, дополняя и противореча друг другу: как стремление к самосохранению и самообособленности с противоположным стремлением к самоотдаче и принадлежности к общему и, с другой стороны, как стремление к постоянству и безопасности с противоположным стремлением к изменениям и риску. Каждому стремлению свойственен страх перед противоположным стремлением. И, возвращаясь снова к нашим космическим аллегориям, жизненный порядок возможен только тогда, когда наступает равновесие между этими противоположными импульсами. Такое равновесие не означает, как это кажется, нечто статичное, но полно драматических внутренних противоречий, состоящих из внутренних достижений, сменяющихся последующими падениями. В дополнение к сказанному, мы должны учитывать, что характер каждого переживаемого нами страха и его выраженность в значительной степени зависят как от присущей нам предрасположенности, нашей наследственности, так и от окружающих условий, в которых мы находимся после рождения, а также от нашей соматической и душевно духовной конституции, нашей биографии, истории становления нашей личности. В связи с этим наши страхи имеют свою историю, и мы видим, какое большое значение в этом имеет наше детство. Итак, страхи некоторых людей частично объясняются их положением и жизненными условиями; с другой стороны, некоторые страхи связаны с такими причинами и условиями, истоки которых остаются скрытыми от нашего понимания. С положением и окружением, в которые входят семья, «среда» и общество, связаны определенные страхи, при наличии которых другие страхи как бы отходят на второй план. Нормально развивающийся здоровый человек, если его развитие не нарушается, в общем, способен избегать страха или даже преодолевать его. Нарушения или препятствия, возникающие в процессе развития, вызывают как усиление, так и учащение страхов, с преобладанием при этом одной из основных форм страха. Тяжело угнетают и делают больными те страхи, размер которых превышает критическую массу при длительном их сдерживании. Наиболее тяжело угнетают взрослых страхи, которые переживались в детстве и против которых не была разработана какая либо защита. Всегда, когда страх достигает большой интенсивности и стойкости или когда он возникает в том возрасте, когда еще не наступила зрелость, он с трудом поддается переработке. В таких случаях отпадает активизирующий позитивный аспект страха, тормозится или приостанавливается развитие и даже наблюдается возврат к ранним детским образцам поведения, следствием чего является образование симптомов. Мы стремимся сделать понятными не соответствующие данному возрасту переживания страха, достигающие такого количества, что их размер становится непереносимым, особенно если они встречаются в детском возрасте. Недостаточность развития «Я» в детстве представляет собой большое количество не переработанных страхов, которые без помощи извне могут причинить серьезный ущерб тогда, когда человек, испытывающий непреодолимый страх, остается наедине с самим собой. Взрослые реагируют на такие исключительные ситуации, как война, арест, опасность для жизни, другие катастрофы, а также внутренние переживания и процессы, превышающие границы их толерантности по отношению к страху, реакциями паники, кратковременными исключительными состояниями или неврозами: В обычных (нормальных) условиях взрослые, в отличие от детей, имеют гораздо более богатый выбор вариантов ответов и сил для противостояния страху: они могут продумать ситуацию, познать и изучить факторы, вызывающие страх, могут понять, откуда исходит источник страха, и благодаря такому пониманию получить соответствующую помощь, и, наконец, они могут правильно оценить возможность угрозы. Всеми этими свойствами не располагает ребенок. Он слишком мал, чтобы распознать и различить объект своего страха, он внутренне беспомощен, он не знает, как долго это может продлиться и что вообще случилось. Мы убедимся в дальнейшем, что преобладание одной из четырех основных форм страха или, с другой точки зрения, прекращение действия одного из четырех основных типов импульсов приводят нас к четырем типам личностной структуры или к четырем способам существования в мире (In der Welt Seins), с которыми мы ознакомимся в дифференцированном виде и к которым все мы относимся с той или иной степенью акцентуации. Эту личностную структуру мы понимаем также как одностороннюю акцентуацию в связи с одним из четырех основных видов страха. Такие проявления и односторонняя направленность, которые мы описываем как личностную структуру, по всей вероятности, имеют своим источником раннее детское развитие. Соответственно, мы рассматриваем как один из признаков психического здоровья то, какой из четырех основных импульсов преобладает в наших жизненных переживаниях, что одновременно означает, какая из четырех основных форм страха свойственна данной личности. Четыре личностные структуры, прежде всего, отражают психическую норму с определенной акцентуацией. Между тем, акцентуация означает очевидную одностороннюю направленность, достигающую границ, за которыми мы подразумеваем пограничные или экстремальные варианты четырех нормальных личностных структур. В связи с этим мы сталкиваемся с невротическими вариантами личностных структур, которые в психотерапии и глубинной психологии описываются как четыре большие невротические формы: шизоидия, депрессия, невроз навязчивостей и истерия. Эти невротические личности являются отражением заостренных или экстремальных форм общих типов человеческого существования, с которыми мы все знакомы. В зависимости от степени выраженности одного из четырех способов существования в мире и их односторонней направленности можно описать и различные проявления их нарушений в легкой, средней и тяжелой степени их выраженности. При этом мы должны оценивать соответствующие конституциональные особенности и, прежде всего, ориентироваться на оценку биографического «заднего плана» (фона). И еще одно замечание: описывая типологию личностной структуры и характера, мы должны отличать их от другой системы классификации личностных структур, среди которых преобладают психоаналитические данные и данные глубинной психологии. Их оценки носят фаталистический и неизменный характер, тогда как мы рассматриваем эти типы в рамках конституции или темперамента, что означает значительно меньшую степень однозначности и окончательности оценок. Автору импонирует именно такая точка зрения. Процесс образования моей личности не только отражает мою определенную соматическую конституцию, но и мои определенные установки, мое определенное поведение в мире моей жизни, то, как я строю свою биографию. То, что является фатальным, т. е. психофизическая предрасположенность, так сливается с окружением нашего детства и с личностью наших родителей, а также с правилами игры в данном обществе, что действительные границы образования нашей самости могут изменяться, т. е. не являются чем то неизменным и привнесенным как данность. Таким образом, общую структуру личности мы можем рассматривать как частичный аспект всего человечества. В процессе последующего развития, первоначально заданного врожденными факторами, вследствие сверхвраждебных, ошибочных, отторженных или вытесненных аспектов нашего существования врожденные структуры могут изменяться или дополняться в пользу воображаемого единства, зрелости или завершенности в масштабах, которых нельзя добиться в одиночку. Мы рассматриваем здесь четыре общих основных установки и способы поведения в противопоставлении к условиям и взаимосвязям нашего существования, так же, как космический порядок противопоставлен кажущейся неуравновешенности. Сохранение основных понятий учения о неврозах при определении четырех типов структуры личности действительно и применимо в практических целях для определения так называемого психического здоровья. Эти понятия применимы также как для понимания вытекающего из биографии становления личности, так и для невротических вариантов развития, в связи с чем применение новых терминов и определений кажется нам излишним. Читатель скорее поймет сказанное, если общеупотребительные понятия шизоидии, депрессии и т д. будут использованы во всей их пластичности и образности. Я в этой книге избегаю делать часто встречающиеся различия между страхом и боязнью (Angst und Furcht). Для моей концепции это несущественно, так как неуверенность в правильном использовании обоих понятий в привычной речи исходит из следующих положений: мы говорим о страхе смерти в том же контексте, что и о боязни смерти, и не можем дифференцировать эти понятия без определенного насилия над собой. Обычно мы делаем различие меду боязнью (Furcht), связанной с чем то определенным и конкретным, и страхом (Angst), носящим иррациональный, неконкретный характер. Быть может, более четкие различия существуют между понятиями «боязнь бога» (боязнь преступить божьи законы) и «страх божий». В связи со сказанным я сознательно отказываюсь от отделения страха от боязни. Эта книга предназначена для помощи в нашей индивидуальной жизни, она является посредником в понимании себя самого и других, в осмыслении первых жизненных шагов в нашем развитии. Книга призвана снова и снова приводить нас к пониманию того, как мы связаны друг с другом.

    Детский (возрастной) страх

    Основная статья: Детский страх

    Детские (возрастные) страхи возникают в очень раннем возрасте и носят временный характер. Детский страх — нормальное явление, если он продолжается не более 3—4 недель[23]. Причинами возникновения детских страхов являются богатая фантазия ребёнка, негативный опыт (например, укус собаки может стать причиной страха перед собаками), а также внушение как со стороны взрослых, так и со стороны других детей. Детский страх зачастую вызывают явления, которые не пугают взрослых: сказочные герои, темнота и т.п. Особенно много страхов у детей 5 — 8 лет. Детские страхи делят на природные и социальные[24]. Наиболее ранними являются природные страхи, которые появляются в дошкольном возрасте. Ребёнок уже в возрасте до 1 года боится громкого шума, незнакомых людей, а также смены обстановки[25]. Среди детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов распространен страх смерти. В подростковом возрасте преобладают социальные страхи — провала, осуждения, наказания, бесперспективности и невозможности самореализации и другие[26]. Для устранения детских страхов применяют арт-терапию, сказкотератерапию и другие методы.

    Классификация по времени возникновения расстройств

    • первичная фобия (например, боязнь ездить на трамвае);
    • вторичная фобия (например, присоединяется страх поездок на автобусах, троллейбусах, автомобилях и в транспорте вообще).

    Для тревожно-фобического расстройства характерная динамика – генерализация, постепенное присоединение «родственных» страхов. Это явление описано Б.Карвасарским: к моменту, когда уже необходима госпитализация в клинику пациентов, практически у всех больных имеется полифобия и/или наблюдается стойкие вторичные фобии.

    Некоторые виды патологического страха – «избирательные» и предпочитают «дружить» с определенными видами фобий. Как показывает практика, кардиофобия, канцерофобия, сифилофобия сосуществуют с танатофобией или нозофобией. Лиссофобия часто дополняется вторичной мизофобией. Кардиофобия дает старт для возникновения клаустрофобии, а в дальнейшем может дополниться или перерасти в агорафобию.

    Изучение такого рода избирательности в присоединении, динамики развития вторичной фобии помогает прояснить механизмы ее возникновения, хотя довольно сложно и не всегда удается определить и проследить истинную причинно-следственную связь.

    Степени и виды страха

    В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

    Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 июля 2011 года

    .

    Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности: испуг, ужас, паника.

    Профессор Ю. В. Щербатых предложил свою классификацию страхов[27]. Он разделяет все страхи на три группы:

    • биологические,
    • социальные,
    • экзистенциальные

    К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей. Социальные страхи вызваны ситуациями, которые могут нести угрозу не жизни или здоровью человека, а его социальному статусу или самооценке личности (страх публичных выступлений, социальных контактов, ответственности и т.д.). Экзистенциальные страхи связаны с интеллектом и вызываются размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни, смерти и самого существования человека. Это страх перед смертью, перед временем, перед бессмысленностью человеческого существования и т.д.

    Исходя из этого принципа, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений — ко второй, а страх смерти — к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны — болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой — социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.). Поэтому данный страх находится на границе 1 и 2 группы страхов, страх глубины (при купании) — на границе 1 и 3 группы, страх потери близких — на границе 2 и 3 группы и т. д. На самом деле, в каждом страхе в той или иной мере присутствуют все три составляющие, но одна из них является доминирующей.

    Человеку свойственно бояться опасных животных, ситуаций и явлений природы. Страх, возникающий по этому поводу, носит генетический или рефлекторный характер. В первом случае реакция на опасность записана на генетическом уровне, во втором (основанная на собственном негативном опыте) — записывается на уровне нервных клеток. В обоих случаях есть смысл проконтролировать полезность подобных реакций при помощи разума и логики. Возможно, что данные реакции утеряли своё полезное значение и лишь мешают человеку жить счастливо. Например, имеет смысл с осторожностью относиться к змеям, и глупо бояться пауков; можно вполне обоснованно побаиваться молний, но не грома, который не может причинить вреда. Если подобные страхи причиняют человеку неудобство, можно постараться перестроить свои рефлексы.

    Страхи, возникающие в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, носят охранительную функцию, и поэтому полезны. Страхи же перед медицинскими манипуляциями могут нанести вред здоровью, так как помешают человеку вовремя установить диагноз или провести лечение.[источник не указан 999 дней

    ]

    Группа риска

    Конечно же, когда говорят про психосоматику, в первую очередь пытаются определить, кто подвержен развитию заболеваний на психологической основе. И тут ответ такой — не все, причем зависит развитие психосоматических состояний и не от типа характера. То есть сваливать на холериков, сангвиников или прочие варианты не приходится. На самом деле это зависит от того, насколько осознанно человек живет обычно. Ведь от уровня осознанности зависит здоровье человека. Потому что если у него слабые или размытые личные границы, он больше подвержен страхам и сомнениям. Кроме того, у такого человека заложены негативные установки, которые могли быть внедрены в него еще в детстве.

    Статья по теме Психосоматика в действии. Почему мы болеем и как этого избежать

    Например, им в детстве мама говорила, что если ходить без шапки зимой, заболеешь. При этом не все, кто выходит без шапки, заболевает, также не все болеют, кто выходит на улицу с мокрой головой после бани. Болеют только те, кто в это верит.

    Негативные установки в подсознание могут заходить из разных источников, даже из рекламы. Стоит понимать, что на 90% всеми процессами, которые происходят с человеком, управляет подсознание. И именно в подсознании лежит вся наша система ценностей, в которой есть и установки, заложенные родителями и другими значимыми для нас источниками.

    Сейчас люди каждый день слышат про инфекцию и что тенденция к заражению растет, все больше и больше становится больных по стране. И у некоторых начинает складываться ощущение, что вот все болеют и я тоже, наверное, скоро заболею. Тело начинает впадать в стресс и начинает его переживать внутри, поэтому может начать казаться, что болит и там, и тут. Для человека со слабыми границами такая информация больше вредит. И человек реально может умереть от инфаркта, просто потому что боится.

    Не поддаваться панике. Как быть спокойным, когда все говорят лишь о вирусе? Подробнее

    Физиология

    У пациента, миндалевидное тело которого оказалось разрушено вследствие болезни Урбаха-Вите, наблюдалось полное отсутствие страха[28][29][30].

    Два нейронных пути страха

    Развитие чувства страха определяется двумя нейронными путями, которые, в идеале, функционируют одновременно. Первый из них, ответственный за развитие основных эмоций, реагирует быстро и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует медленнее, но более точно[31].

    Быстрый путь

    Первый путь позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет нам более точно оценить ситуацию и ответить на опасность точнее. В этом случае чувство страха, инициированное первым путём, блокируется функционированием второго пути, который оценивает определённые признаки опасности как нереальные.

    При первом пути (низком, коротком, подкорковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра, вызывая эмоциональный ответ.

    Длинный путь

    При втором пути (высоком, длинном, корковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, восходит в сенсорные отделы коры головного мозга и уже из них направляется в ядра амигдалярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.

    При фобиях второй путь функционирует неадекватно, что приводит к развитию чувства страха на стимулы, не несущие опасности.

    Физиология[ | ]

    За страх в человеческом мозге отвечает миндалевидное тело. У пациента, миндалевидное тело которого оказалось полностью разрушено вследствие болезни Урбаха-Вите, наблюдалось отсутствие страха[31][32][33].

    Два нейронных пути страха[ | ]

    Развитие чувства страха определяется двумя нейронными путями, которые, в идеале, функционируют одновременно. Первый из них, ответственный за развитие основных эмоций, реагирует быстро и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует медленнее, но более точно[34].

    Быстрый путь[ | ]

    Первый путь позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет нам более точно оценить ситуацию и ответить на опасность точнее. В этом случае чувство страха, инициированное первым путём, блокируется функционированием второго пути, который оценивает определённые признаки опасности как нереальные.

    При первом пути (низком, коротком, подкорковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра, вызывая эмоциональный ответ.

    Длинный путь[ | ]

    При втором пути (высоком, длинном, корковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, восходит в сенсорные отделы коры головного мозга и уже из них направляется в ядра амигдалярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.

    При фобиях второй путь функционирует неадекватно, что приводит к развитию чувства страха на стимулы, не несущие опасности.

    Угашение памяти о страхе

    Основная проблема болезней, вызванных стрессовыми воздействиями — это неспособность пациентов тормозить проявление памяти о неприятных событиях[32]. Поэтому при лечении болезней, обусловленных длительным сохранением реакций страха, врачи используют процедуру угашения памяти о страхе (например, предъявляют пациенту объекты или ситуации, вызывающие страх, при отсутствии какой-либо угрозы)[33].

    Угашение не является забыванием страха. Отличия процесса угашения следующие[34]:

    • Во время угашения формируется новый след памяти;
    • Угашение — результат измененной иерархии вновь выученных ответов, когда вновь приобретаемое поведение замещает ранее сформированный условный рефлекс.

    Примечания

    1. 12
      Страх // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
    2. Леонтьев, Алексей Николаевич.Потребности, мотивы и эмоции
      (рус.). — Москва, 1971.
    3. 1234
      Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 9
    4. 12
      Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 7
    5. Изард, Кэррол Эллис.
      Теория дифференциальных эмоций //
      Психология эмоций
      = The Psychology of Emotions. — Питер, 2007. — С. 54. — 464 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз. — ISBN 5-314-00067-9 ISBN 978-5-314-00067-0.
    6. Изард, Кэррол Эллис.
      Страх и тревога. //
      Психология эмоций
      = The Psychology of Emotions. — Питер, 2007. — С. 292. — 464 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз. — ISBN 5-314-00067-9 ISBN 978-5-314-00067-0.
    7. Горянина В. А.
      Психология общения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский , 2002. — 416 с.
    8. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр = International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems: Tenth Revision. — М.: Медицина, 2003. — Т. 1-4. — 2440 с. — 2000 экз. — ISBN 5-225-03268-0, ISBN 5-225-03269-9, ISBN 5-225-03280-X.
    9. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 12
    10. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 11
    11. Саульская Н. Б., Фофонова Н. В., Судоргина П. В.
      Влияние блокады D2-рецепторов домафина на уровень внеклеточного цитруллина в прилежащем ядре в ходе реализации условнорефлекторной реакции страха // Журнал высшей нервной деятельности. — 2008. — Т. 58. — № 5. — С. 596.
    12. Саульская Н. Б., Фофонова Н. В., Судоргина П. В.
      Влияние блокады D2-рецепторов домафина на уровень внеклеточного цитруллина в прилежащем ядре в ходе реализации условнорефлекторной реакции страха // Журнал высшей нервной деятельности. — 2008. — Т. 58. — № 5. — С. 596—597.
    13. 123Саульская Н. Б., Фофонова Н. В., Судоргина П. В.
      Влияние блокады D2-рецепторов домафина на уровень внеклеточного цитруллина в прилежащем ядре в ходе реализации условнорефлекторной реакции страха // Журнал высшей нервной деятельности. — 2008. — Т. 58. — № 5. — С. 603.
    14. Рысакова М. П., Павлова И. В.
      Взаимодействие и характер импульсации нейронов миндалины кроликов при безусловном страхе, выражающемся в виде затаивания // Журнал высшей нервной деятельности. — 2009. — Т. 59. — № 6. — С. 717.
    15. 12Рысакова М. П., Павлова И. В.
      Взаимодействие и характер импульсации нейронов миндалины кроликов при безусловном страхе, выражающемся в виде затаивания // Журнал высшей нервной деятельности. — 2009. — Т. 59. — № 6. — С. 708.
    16. Павлова И. В., Рысакова М.П.
      Влияние введение агониста и антагониста ГАМКА-рецепторов в базолатеральное ядро миндалины на проявление и угашение страха у крыс с разной длительностью затаивания // Журнал высшей нервной деятельности. — 2014. — Т. 64. — № 4. — С. 468 — 469.
    17. Павлова И. В., Рысакова М. П.
      Влияние введение агониста и антагониста ГАМКА-рецепторов в базолатеральное ядро миндалины на проявление и угашение страха у крыс с разной длительностью затаивания // Журнал высшей нервной деятельности. — 2014. — Т. 64. — № 4. — С. 460.
    18. Павлова И. В., Рысакова М. П.
      Влияние введение агониста и антагониста ГАМКА-рецепторов в базолатеральное ядро миндалины на проявление и угашение страха у крыс с разной длительностью затаивания // Журнал высшей нервной деятельности. — 2014. — Т. 64. — № 4. — С. 461.
    19. Павлова И. В., Рысакова М. П.
      Влияние введение агониста и антагониста ГАМКА-рецепторов в базолатеральное ядро миндалины на проявление и угашение страха у крыс с разной длительностью затаивания // Журнал высшей нервной деятельности. — 2014. — Т. 64. — № 4. — С. 464.
    20. Журнал «Вопросы философии» — Страхи в жизни и жизнь в страхе
    21. Влияние чувства страха на продолжительность жизни (рус.). gormonys.ru. Проверено 25 августа 2020.
    22. Аксенова А. А. Авторизация как модус страха // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2020. №2 (34). URL: [1]
    23. Моргунова Л. Н., Мусина А. Н., Ширинских Т. В. Детские страхи // Развитие современного образования: теория, методика и практика. — 2020. — № 4 (6). — С. 431
    24. Колпакова А. С., Пронина Е. В. Детские страхи и их причины у детей младшего школьного возраста // Альманах современной науки и образования. — 2014. — № 4 (83). — С. 84
    25. Моргунова Л. Н., Мусина А. Н., Ширинских Т. В. Детские страхи // Развитие современного образования: теория, методика и практика. — 2020. — № 4 (6). — С. 431
    26. Петрова М. В. Ресурсы социально-культурной деятельности детских общественных организаций в преодолении социальных страхов у подростков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 712
    27. Щербатых Ю.В.
      Избавься от страха. — М.:Эксмо, 2011. — 304 с. ISBN 978-5-699-45683-3
    28. Feinstein, Adolphs, Damasio and Tranel
      The Human Amygdala and the Induction and Experience of Fear — Current Biology, Published online: December 16, 2010
    29. Richard Alleyne
      A woman with no fear could help traumatised soldiers — The Telegraph, 16.12.10
    30. Уникальный случай: в США живет женщина, не испытывающая страха — NEWSru.com, 17.12.10
    31. Joseph le Doux. The Emotional Brain
      . Weidenfield & Nicholson Ltd., London 1998
    32. Дубровина Н. И.
      Угашение памяти о страхе в экспериментальных моделях депрессии // Успехи физиологических наук. — 2011. — Т. 42. — № 1. — С. 56.
    33. Дубровина Н. И.
      Угашение памяти о страхе в экспериментальных моделях депрессии // Успехи физиологических наук. — 2011. — Т. 42. — № 1. — С. 56.
    34. Дубровина Н. И.
      Угашение памяти о страхе в экспериментальных моделях депрессии // Успехи физиологических наук. — 2011. — Т. 42. — № 1. — С. 57.

    Примечания[ | ]

    1. 12
      Страх // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
    2. Леонтьев, Алексей Николаевич.Потребности, мотивы и эмоции
      (рус.). — Москва, 1971.
    3. 1234
      Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 9
    4. 12
      Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 7
    5. Изард, Кэррол Эллис.
      Теория дифференциальных эмоций //
      Психология эмоций
      = The Psychology of Emotions. — Питер, 2007. — С. 54. — 464 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз. — ISBN 5-314-00067-9 ISBN 978-5-314-00067-0. Архивная копия от 11 января 2010 на Wayback Machine
    6. Изард, Кэррол Эллис.
      Страх и тревога. //
      Психология эмоций
      = The Psychology of Emotions. — Питер, 2007. — С. 292. — 464 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз. — ISBN 5-314-00067-9 ISBN 978-5-314-00067-0. Архивная копия от 11 января 2010 на Wayback Machine
    7. Горянина В. А.
      Психология общения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский , 2002. — 416 с.
    8. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр = International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems: Tenth Revision. — М.: Медицина, 2003. — Т. 1-4. — 2440 с. — 2000 экз. — ISBN 5-225-03268-0, ISBN 5-225-03269-9, ISBN 5-225-03280-X.
    9. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 12
    10. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 11
    11. Страх как феномен культуры (неопр.)
      . cyberleninka.ru. Дата обращения: 30 июня 2020.
    12. Саульская Н. Б., Фофонова Н. В., Судоргина П. В.
      Влияние блокады D2-рецепторов домафина на уровень внеклеточного цитруллина в прилежащем ядре в ходе реализации условнорефлекторной реакции страха // Журнал высшей нервной деятельности. — 2008. — Т. 58. — № 5. — С. 596.
    13. Саульская Н. Б., Фофонова Н. В., Судоргина П. В.
      Влияние блокады D2-рецепторов домафина на уровень внеклеточного цитруллина в прилежащем ядре в ходе реализации условнорефлекторной реакции страха // Журнал высшей нервной деятельности. — 2008. — Т. 58. — № 5. — С. 596—597.
    14. 123Саульская Н. Б., Фофонова Н. В., Судоргина П. В.
      Влияние блокады D2-рецепторов домафина на уровень внеклеточного цитруллина в прилежащем ядре в ходе реализации условнорефлекторной реакции страха // Журнал высшей нервной деятельности. — 2008. — Т. 58. — № 5. — С. 603.
    15. Рысакова М. П., Павлова И. В.
      Взаимодействие и характер импульсации нейронов миндалины кроликов при безусловном страхе, выражающемся в виде затаивания // Журнал высшей нервной деятельности. — 2009. — Т. 59. — № 6. — С. 717.
    16. 12Рысакова М. П., Павлова И. В.
      Взаимодействие и характер импульсации нейронов миндалины кроликов при безусловном страхе, выражающемся в виде затаивания // Журнал высшей нервной деятельности. — 2009. — Т. 59. — № 6. — С. 708.
    17. Павлова И. В., Рысакова М.П.
      Влияние введение агониста и антагониста ГАМКА-рецепторов в базолатеральное ядро миндалины на проявление и угашение страха у крыс с разной длительностью затаивания // Журнал высшей нервной деятельности. — 2014. — Т. 64. — № 4. — С. 468 — 469.
    18. Павлова И. В., Рысакова М. П.
      Влияние введение агониста и антагониста ГАМКА-рецепторов в базолатеральное ядро миндалины на проявление и угашение страха у крыс с разной длительностью затаивания // Журнал высшей нервной деятельности. — 2014. — Т. 64. — № 4. — С. 460.
    19. Павлова И. В., Рысакова М. П.
      Влияние введение агониста и антагониста ГАМКА-рецепторов в базолатеральное ядро миндалины на проявление и угашение страха у крыс с разной длительностью затаивания // Журнал высшей нервной деятельности. — 2014. — Т. 64. — № 4. — С. 461.
    20. Павлова И. В., Рысакова М. П.
      Влияние введение агониста и антагониста ГАМКА-рецепторов в базолатеральное ядро миндалины на проявление и угашение страха у крыс с разной длительностью затаивания // Журнал высшей нервной деятельности. — 2014. — Т. 64. — № 4. — С. 464.
    21. Чувство страха перед хищником способно уничтожить небольшую популяцию животных — Вести.Наука (неопр.)
      . https://nauka.vesti.ru.+Дата обращения: 16 октября 2020.
    22. Ученые узнали, как страх может приводить к вымиранию (неопр.)
      . Naked Science (25 июля 2017). Дата обращения: 16 октября 2019.
    23. Kyle H. Elliott, Gustavo S. Betini, D. Ryan Norris.
      Fear creates an Allee effect: experimental evidence from seasonal populations // Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences. — 2017-06-28. — Т. 284, вып. 1857. — С. 20170878. — doi:10.1098/rspb.2017.0878.
    24. Журнал «Вопросы философии» — Страхи в жизни и жизнь в страхе
    25. Аксенова А. А. Авторизация как модус страха // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2020. №2 (34). URL: [1]
    26. Моргунова Л. Н., Мусина А. Н., Ширинских Т. В. Детские страхи // Развитие современного образования: теория, методика и практика. — 2020. — № 4 (6). — С. 431
    27. Колпакова А. С., Пронина Е. В. Детские страхи и их причины у детей младшего школьного возраста // Альманах современной науки и образования. — 2014. — № 4 (83). — С. 84
    28. Моргунова Л. Н., Мусина А. Н., Ширинских Т. В. Детские страхи // Развитие современного образования: теория, методика и практика. — 2020. — № 4 (6). — С. 431
    29. Петрова М. В. Ресурсы социально-культурной деятельности детских общественных организаций в преодолении социальных страхов у подростков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 712
    30. Щербатых Ю.В.
      Избавься от страха. — М.:Эксмо, 2011. — 304 с. ISBN 978-5-699-45683-3
    31. Feinstein, Adolphs, Damasio and Tranel
      The Human Amygdala and the Induction and Experience of Fear Архивная копия от 6 марта 2011 на Wayback Machine — Current Biology, Published online: December 16, 2010
    32. Richard Alleyne
      A woman with no fear could help traumatised soldiers — The Telegraph, 16.12.10
    33. Уникальный случай: в США живет женщина, не испытывающая страха Архивная копия от 22 декабря 2010 на Wayback Machine — NEWSru.com, 17.12.10
    34. Joseph le Doux. The Emotional Brain
      . Weidenfield & Nicholson Ltd., London 1998
    35. 12Дубровина Н. И.
      Угашение памяти о страхе в экспериментальных моделях депрессии // Успехи физиологических наук. — 2011. — Т. 42. — № 1. — С. 56.
    36. Дубровина Н. И.
      Угашение памяти о страхе в экспериментальных моделях депрессии // Успехи физиологических наук. — 2011. — Т. 42. — № 1. — С. 57.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]