Прекрасным летним вечером я распивала традиционный коктейль с моей лучшей подругой Алисой. Алиска – невероятная личность. Она увлекается всем и вся. Каждую неделю у нее новая любовь, новая бизнес-идея и запись на очередные курсы.
В тот вечер я смотрела, как она феерично размахивает руками, рассказывая об очередном любовном увлечении. Затем, ее интонация изменилась. Алиса понизила голос и торжественно заявила: «А вообще, я наконец-то нашла себя».
«Ну, сейчас она объявит, что записалась на курсы макраме», — почти закатила глаза я.
Но подруга удивила: «Я хочу быть психологом. Как думаешь, с чего начать изучение психологии?».
Безусловно, психология сейчас пользуется все большей популярностью. Но никогда не думала, что «ты ж психолог» я буду называть свою Алиску!
Вразумительного ответа на вопрос: «Почему ты хочешь стать психологом?» от подружки я так и не услышала. Придется разбираться самой. И помогать.. куда же я денусь-то.
Так все же, почему так стремительно увеличился интерес к человеческому сознанию? И с чего начать изучение психологии?
Совет №1. Сформулируй цель изучения
Первая истина, которую я усвоила, стара, как мир. Прежде чем начать изучать психологию, нужно четко определить: для чего тебе нужны эти знания?
Моя приятельница Лола пользуется огромной популярностью у мужчин. Она красива, умна и невероятно привлекательна. Но даже женщины очарованы ею и хотят вытащить на «еще одну» чашечку кофе! Секрета нет. Лола – профи в области психологии, и давно уже нашла ключик к человеческому сознанию.
Как-то она поведала мне, что каждый человек – это ребенок. Стоит найти ключ к внутреннему ребенку, и барьер между вами исчезнет. Для этого достаточно внимательно слушать и анализировать.
Мотивы для того, чтобы начать изучение психологии могут быть разными:
- налаживание контакта с окружающими,
- построение бизнес-отношений,
- достойное воспитание ребенка,
- улучшение качества брака и еще 100 и 1 причина.
Ведь наше поведение, образ нашего мышления, наши поступки – все это наша психология. Начать изучать эту науку – значит, начать погружение вглубь, в мотивы и следствия.
Сделав глоток кофе, я задумалась. Ведь вряд ли влиятельнейшие мира сего – специалисты только в одной «своей отрасли»? Не построив качественных отношений с окружающими людьми, не поднимешься слишком высоко.
Вывод делай сама.
Ветви направлений в психологии
Нужно определить для себя то направление психологии, в котором Вам будет интересно, которое Вам будет ближе. Какой из ветвей психологии хотите начать заниматься Вы?
- изучением когнитивной психологии;
- познанием гештальтпсихологии;
- начать изучать ассоциативную психологию;
- или ваш выбор остановится на гуманистической или глубинной психологии?
Необходимо осваивать и практическую часть науки и теоретическую. Практические навыки нужно обязательно совершенствовать в общении: уметь слушать, анализировать поведение людей.
Совет № 2. Начать наблюдение
Второй шаг, который стоит сделать в начале пути по изучению психологии – наблюдать. Начать вникать в эту науку невозможно без наблюдения за поведением человека.
Следить можно за любимым, свекровью или друзьями. Коллеги – тоже очень интересные подопытные кролики. Хотя бы потому, что они представляют собой скооперированную группу людей, а там уже свои приколы и иерархии.
Приступить к изучению с интуитивного наблюдения – отличная идея.
Чтобы повысить эффективность этого совета, заведи отдельный дневник. Там ты будешь писать свои открытия о людях, которые сделала только с помощью наблюдения.
Воспользуемся советом Лолы: анализировать и наблюдать, стараться выстроить причинно-следственные связи, понять мотивы поступков. Задавать вопросы.
Таким образом, ты будешь для себя вести изучение людей с разных сторон. И когда в твои руки попадет первая книга по психологии, ты будешь интуитивно понимать, о чем идет речь.
Охарактеризуем основные методы современной научной психологии.
Наблюдение.
Это такой метод, при помощи которого психолог целенаправленно и планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления психической деятельности изучаемых им людей и условий ее протекания. При наблюдении исследователь не вмешивается ни в естественный ход психической деятельности этих людей, ни в условия ее протекания. Например, психологу надо изучить особенности учебной работы пятиклассников. С этой целью он отбирает нескольких учеников и систематически посещает уроки, на которых незаметно наблюдает за вниманием, действиями и поступками этих учеников, подробно записывает их ответы на вопросы учителя, их собственные вопросы, выражения лиц, позы и т. п. Наблюдения в классе он дополняет наблюдениями за учебной работой учащихся в домашних условиях, затем собранные материалы анализирует, обобщает и делает на них определенные выводы. Пользуясь методом психологического наблюдения, можно довольно полно и объективно фиксировать внешние проявления психики человека в различных условиях его жизни и деятельности—в условиях труда, учения, игры и пр.
В зависимости от цели исследования наблюдение может быть сплошным и выборочным. При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все проявления психики изучаемых им людей и по возможности в разнообразных условиях их жизни. Пользуясь сплошным наблюдением, можно, например, изучать возрастные психологические особенности младшего школьника, подростка, старшего школьника или же выявлять индивидуальные особенности личности определенных учеников и затем составлять на них психолого-педагогические характеристики. При выборочном наблюдении психолог фиксирует только те проявления психики, которые имеют прямое отношение к теме его исследования. Так, изучая внимание первоклассников, он записывает лишь факты, которые могут характеризовать внимание ребенка — его сосредоточенность, устойчивость и пр.
Психологические наблюдения должны отвечать нескольким требованиям. Прежде всего исследователь обязан подготовить себя к их проведению: изучить научную литературу по теме исследования, точно осознать задачу, которую он себе ставит, отобрать объекты наблюдения, составить план, разработать формы фиксации материала наблюдения (собственная запись, звукозапись, фотографирование, киносъемка и пр.). В процессе самого наблюдения исследователю нужно умело отбирать факты для фиксации в соответствии с целью исследования, но при этом быть вполне объективным и фиксировать не только то, что подтверждает его предположение, но и то, что, возможно, противоречит ему. По окончании наблюдений (а их должно быть много) исследователь обязан подвергнуть собранный материал тщательному психологическому анализу и сделать лишь те научные выводы, которые действительно из него вытекают.
Достоинство метода психологического наблюдения в практике научного исследования заключается в том, что с его помощью можно собрать богатый фактический материал непосредственно из жизни и деятельности личности. Однако возможности использования этого метода все же ограничены. Во-первых, используя метод наблюдения, психолог не может вмешиваться в естественный ход изучаемого психического явления, поэтому он не в состоянии изменить его, ускорить, замедлить, повторить нужное количество раз. Во-вторых, некоторые психические явления метут быть вызваны несколькими одновременно действующими причинами, и какая из них основная, при простом наблюдении не всегда удается выявить. Кроме того, в сложных условиях деятельности человека случайные обстоятельства могут маскировать истинные причины явления. В-третьих, фактические данные, собранные методом наблюдения, с трудом поддаются точной количественной обработке, и исследователю часто приходится ограничиваться только качественным анализом.
Эксперимент.
Указанных недостатков лишен другой основной метод психологии — эксперимент. Посредством эксперимента исследователь может вызвать изучаемое явление психики, создав для этого необходимые условия, может до предела упростить эти условия, заменить их другими, ускорить или замедлить протекание психического процесса, может несколько раз повторить изучаемый процесс и ввиду равенства экспериментальных условий подвергнуть собранный материал количественной обработке.
Существует два вида эксперимента — лабораторный и естественный. Лабораторный психологический эксперимент обычно проводится в специально созданных, лабораториях, оборудованных соответствующими техническими средствами. В нашей стране существует немало проблемных психологических лабораторий, оснащенных новейшими приборами, техническими экспериментальными установками, кибернетическими устройствами. Проблемные лаборатории имеются в Москве в Научно-исследовательском институте психологии — лаборатории по изучению различных видов ощущений, восприятия, памяти, мышления и речи, лаборатория по изучению типов высшей нервной деятельности и темперамента и др. Проблемные психологические лаборатории созданы в Ленинграде, Киеве, Казани, Тбилиси и других крупных городах страны.
Лабораторный эксперимент можно проводить и без психологической аппаратуры.
Метод лабораторного эксперимента имеет некоторые недостатки. Изучаемые лица (испытуемые) всегда знают, что над ними ставят какой-то опыт, цель которого им точно неизвестна. Этот факт может вызвать у испытуемых излишнее нервное напряжение. Сами условия лабораторного эксперимента необычны, искусственны. Наконец, посредством лабораторного эксперимента трудно изучать сложные, но жизненно важные явления психики человека — чувства, волю, интересы, характер и др.
Психологический лабораторный эксперимент значительно труднее эксперимента физического или физиологического. Дело в том, что объект эксперимента — испытуемый, независимо от желания экспериментатора, может регулировать свои реакции во время эксперимента: намеренно (а иногда и непроизвольно) убыстрять или замедлять их, т. е. вести себя несвойственным ему образом. На поведение испытуемого влияет физическое и психическое состояние его во время эксперимента (усталость, рассеянность, напряженность, степень заинтересованности в результатах эксперимента и пр.), а также отношение к экспериментатору, степень доверия к нему.
Естественный эксперимент в отличие от лабораторного ставится в привычных для испытуемого условиях — в детском саду, в классе во время урока, у станка и пр. Испытуемый не подозревает, что он является объектом исследования, и выполняет экспериментальные задания так же естественно, как и все другие задания. Когда исследователь ставит цель раскрыть некоторые закономерности психики учащихся в процессе обучения и воспитания, он проводит эксперимент непосредственно в школе, нередко выступая перед учащимися в качестве учителя. Такой вид естественного эксперимента называется психолого-педагогическим.
Успешность применения естественного эксперимента зависит от разработанности экспериментальных заданий, тщательности учета условий эксперимента, точности и полноты фиксирования хода его.
Метод беседы.
Он состоит в том, что некоторые явления психики исследователь изучает посредством анализа словесных реакций человека на специально сформулированные вопросы, вытекающие из цели исследования. Успех проведения беседы зависит от подготовленности к ней исследователя. Он заранее должен составить план беседы, продумать и точно сформулировать вопросы, не допуская вопросов, трудных для пони* мания, а также вопросов внушающего и сбивающего характера. Беседу следует вести спокойно, непринужденно, в тоне доброжелательного отношения к испытуемому, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Все вопросы и ответы точно регистрируются, например при помощи магнитофона. Методом беседы изучают представления и понятия человека об окружающем мире, интересы и склонности, мотивы действий и поступков. Беседа нередко служит подсобным методом в соединении с наблюдением и экспериментом.
Метод анализа продуктов деятельности человека.
Суть этого метода состоит в том, что некоторые психические процессы и свойства личности изучаются опосредствованно, по материальным результатам (продуктам) деятельности человека. Вещи, созданные человеком, обязательно носят на себе отпечаток их творца. Объектами психологического анализа могут быть произведения писателя, картины художника, изобретения конструктора и пр. Особенно ценны черновые варианты, эскизы, чертежные наброски и другие незаконченные продукты творческой деятельности человека, по которым можно судить о самом процессе творчества. С этой же целью психологическому анализу подвергают дневники, письма, воспоминания изучаемых лиц. При изучении детей психолог анализирует продукты их детского творчества и учебной деятельности — рисунки, предметы лепки, аппликации, модели, письменные работы, чертежи. Даже беглое ознакомление с творческими и учебными работами учащихся дает некоторое представление об умениях и навыках этих детей, об их способностях и отношении к делу. Однако суждения, полученные на основе анализа продуктов деятельности человека, должны быть проверены другими методами исследования.
Биографический метод.
Пользуясь им, психолог изучает человека на основании данных истории его жизни. Так, узнав, что ученик в течение последних лет трижды переходил из школы в школу, можно предположить, что неуспеваемость его по математике объясняется частой сменой учителей. Биографический метод обычно используется в сочетании с другими методами исследования.
Анкетный метод
Анкетный метод — это психологическое исследование путем массового опроса. Анкета — лист с вопросами в количестве от 5 до 25, предлагаемыми для ответа людям определенной категории — учащимся, молодым рабочим, лицам какой-либо профессии и пр. По ответам на вопросы исследователь судит о тех или иных сторонах психики опрошенных лиц, например об их интересах, идеалах, стремлениях, суждениях о книгах, кинокартинах, событиях общественной жизни. Анкеты обычно не подписываются. Этот метод исследования хорош тем, что охватывает сразу большое количество людей, однако достоверность анкетных данных лишь вероятная: некоторые из опрошенных лиц дают неточные и неполные, а то и заведомо неверные ответы, другие оставляют вопросы без ответов. Анкета дает исследователю лишь предварительную ориентировку в материале.
Метод тестов.
Тесты — небольшие серии специально подобранных вопросов и заданий диагностического характера. Существуют, например, тесты для определения профессиональной пригодности человека (машиниста, диспетчера, летчика). Задания составлены так, что по выполнению их можно судить об уровне знаний, умений и навыков человека и о тех его личных качествах, которые необходимы для выполнения определенного вида работы. Метод тестов широко распространен на Западе, в частности для определения умственного развития школьников.
Понравилась статья? Подпишись на обновления! |
Твитнуть |
⇐ Задача психологии. Связь психологии с другими науками
О моделировании психической деятельности ⇒
Совет № 4. Обучение
Если твоей целью является помогать людям – этот совет для тебя.
Ведь естественно в этом случае стоит начать изучение науки с выбора подходящего учебного заведения.
Ну не верю я в специалистов—самоучек! Квалифицированные преподаватели, практика и многое другое сделают из тебя специалиста. При условии самостоятельной работы и влюбленности в предмет, который изучаешь, конечно.
Погуглив, я поняла, что психология охватывает практически все сферы жизни. Посмотри, разве не потрясающе?
Какие литературные источники лучше использовать для освоения психологии?
Совершенно любая наука изучается с основ: определений, понятий. Такую информацию можно получить из любого учебника младших курсов. Просто необходимо посетить любую библиотеку.
Такие книги зачастую содержат уйму таблиц и терминов, но их изучить необходимо. Это облегчит дальнейший путь. Впоследствии переходим на классиков психологических наук:
- Э. Фромм;
- К. Юнг;
- А. Адлер;
- и, естественно Фрейд.
Книг очень много, выбирайте авторов, которые занимаются своим делом не первое десятилетие. Только в этом случае его опыт станет опорой для Вас. Множество художественных книг тоже будут полезны будущему психологу: авторы проводят анализ поступков и поведения героев. Пожалуй, лучший среди многих Ф. Достоевский. В интернете много бесплатных версий интересных журналов по психологии, найти их несложно.
Лицензия на образовательную деятельность №038379
Программа полного курса обучения » ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ «
1. Значение сознания в психологии поведения
1.1 Методология рефлексологического исследования и опроса 1.2 Бихевиоризм и эксперимент над человеческим поведением 1.3 Природа сознания в психологии и структура поведения 1.4 Самонаблюдение и самосознание 1.5 Биология и физиология поведения, сознательность и рефлексы 1.6 Происхождение социального поведения и сознания
2. Кризис психологии середины XX века
2.1 Предмет и задачи общей психологии 2.2 Этапы развития идеи и общие идеи в психологии 2.3 Сравнение частных учений, идей и общей психологии 2.4 Проблемы изучения бессознательного, акты поведения и стимулы 2.5 Вопрос о применении биогенетического принципа, Мюнстерберг и каузальная психология
3. Метод исследования высших психических функций
3.1 Обоснование выбора метода, его отличие от методов старой и новой психологией 3.2 Принципы методов детской психологии и способ построения эксперимента 3.3 Анализируем рудиментарные функции, знак и орудие 3.4 Понятия культурной памяти, культурная арифметики, сигнификации, автостимуляции и полуречи 3.5 Особенности опосредующей деятельности
4. Проведение анализа высших психических функций
4.1 Предмет и задачи анализа высших психических функций 4.2 Проводим динамический анализ и анализ сложных реакций 4.3 Проводим опыт с детьми на реакцию выбора 4.4 Разница между высшей и низшей формами поведения
5. Структура высших психических функций
5.1 Особенности структуры высших психических функций 5.2 Сложность овладения поведением, значение интеллекта в развитии и подражание 5.3 Исследование интеллектуальных реакций и суть культурного развития
6. Теория касательно оказания помощи в росте личности
6.1 Помощь в росте личности, мотивирование к изменениям 6.2 Признаки помогающего поведения и изменения в результате психотерапии 6.3 Человеческие взаимоотношения и «искусственные» отношения 6.4 Объективный и субъективный взгляд на психотерапию
7. Процесс психотерапии
7.1 Условия и стадии протекания процесса 7.2 Континуум процесса психотерапии
8. Изменение личности в процессе психотерапии
8.1 Суть, задача и критерии исследования изменений личности 8.2 Методы измерения изменений в восприятии себя, «Я-концепция» клиента и диагноста
9. Психотерапия, центрированная на клиенте
9.1 Место оценки и непроизвольные функции 9.2 Проводим анализ «Я-концепции», различные методы и реакция клиента на них
10. Задачи психотерапии в образовании
10.1 Роль психотерапии для приобретения знаний и образовательного процесса 10.2 Суть обучения, центрированного на учащемся 10.3 Способы поощрения мышления и недирективного обучения
11. Задачи психотерапии в семейной жизни
11.1 Способность открыто выражать чувства и прочные отношения 11.2 Созидательная двухсторонняя коммуникация
12. Роль и значение психотерапии в межличностном общении
12.1 Суть нарушений в общении 12.2 Роль и значение конгруэнтности в общении между людьми
13. Психология и творческий процесс
13.1 Социальная потребность и мотивы творчества 13.2 Внутренние условия, необходимые для творчества
14. Теоретическая основа наук о поведении человека
14.1 Новое в науках о поведении и роль личности 14.2 Поведение в группах и этапы процесса управления поведением 14.3 Что влияет на человеческое и животное поведение
15. Основы теории мотивации
15.1 Анализ индивидуума и мотивационные состояния 15.2 Соотношение мотиваций, виды мотивов и немотивированное поведение 15.3 Условия и влияние реальности на мотивацию
16. Теория мотивации
16.1 Разнообразие базовых физиологических потребностей 16.2 Суть потребности в безопасности, любви, познании и понимании 16.3 Суть эстетических потребностей и измерение удовлетворенности 16.4 Жесткость иерархической структуры и функциональная автономия
17. Концепция удовлетворения потребностей
17.1 Последствия удовлетворения базовых и других потребностей 17.2 Суть здорового удовлетворения и возможные опасности 17.3 Особенности базового удовлетворения и формирования характера
18. Теория инстинктов и потребности
18.1 Положения и недостатки теории инстинктов 18.2 Инстинкты, базовые потребности и их отличие от высших потребностей
19. Теория психопатогенеза
19.1 Суть и происхождение депривации, фрустрации, конфликта и угрозы 19.2 Суть самоактуализации
20. Связь психоанализа и психиатрии
20.1 Психоанализ и невротические явления, психоанализ болезни 20.2 Разбор симптоматического действия, смысл, задача и происхождение симптомов 20.3 Различные невротические симптомы и пример анализа навязчивых симптомов 20.4 Анализ фиксации на травме, роль бессознательного
21. Общая теория неврозов
21.1 Сущность сопротивления и вытеснения, Эдипов комплекс 21.2 Процесс развития либидо и конфликт желаний 21.3 Понимание процессов развития и регрессии и этиология неврозов 21.4 Происхождение симптомов и назначение фантазий 21.5 Понятие нервозности, невроза, невротического страха 21.6 Природа боязливости детей и нарцисстических неврозов 21.7 Представление, особенности и недостатки психоаналитической терапии 21.8 Связь либидо, нарциссизма и эгоизма 21.9 Процесс выздоровления, приемы прямого внушения 21.10 Вопрос интереса пациента к личности врача
22. Психотерапия и схожесть методов буддизма, веданты, йоги и даосизма
22.1 Психотерапия как процесс освобождения в религиозных практиках 22.2 Сложность процесса психотерапии и освобождения: ложная искренность и псевдосмирение 22.3 Влияние общества на психику, место языка и человека в окружающем мире 22.4 Пример Майя и реинкарнации 22.5 Роль гуру, учителя и психотерапевта: схожесть с буддистскими принципами и даосизмом 22.6 Объяснение взаимосвязи через нейропсихологию 22.7 Необходимость доверия к человеческой природе
Курсы по основам психологии в Международной Академии Бизнеса — это курс лекций введения в профессию психолог, которые расскажут вам о историческом смысле психологического кризиса, о проблемах и методах исследования, об экспериментальных исследованиях и инструментальных методах, о психотерапии как процессе и многое другое. Краткий курс лекций по дисциплине психологии в Международной Академии Бизнеса даст вам возможность стать профессионалом данной области. Практический и комплексный курс по основам психологии — это самый современный способ получить специальность психолога. Не упустите свой шанс и оставьте заявку на обучение на подготовительных курсах по психологии прямо сейчас!
Подать заявку на обучение и получить доступ к демонстрационному уроку!