Рецензии на книгу «Человек для себя» Эрих Фромм


Рецензии на книгу «Человек для себя» Эрих Фромм

«Цель человека – быть самим собой, а условие достижения этой цели – быть человеком для себя» (Эрих Фромм)

«Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность»
(Эрих Фромм).

В этой книге Фромм подробно излагает разработанную им доктрину гуманистической этики (как прикладной науки искусства жить). Её основную цель он видит в том, чтобы серьёзно задуматься «над проблемой счастья и развития человека и соответственно над моральными нормами, способствующими достижению этой цели»

. Считая благополучие человека единственным критерием этической ценности, автор обсуждает проблемы этики и её норм, относящиеся к реализации человеком своего истинного Я и своего потенциала.
«Наши действия определяются теми ценностными суждениями, которые мы делаем, и от их правильности зависит наше психическое здоровье и счастье»
.

Согласно удачному сравнению Фромма (которое позднее использовала и Карен Хорни на примере жёлудя и дуба), в дерево вырастает не всякое семя, а лишь то, которое было помещёно в благоприятные для такого развития условия. Аналогичным образом и человек нуждается в соответствующих условиях, чтобы «вырасти из семени в дерево», реализуя заложенные в нём потенциальные возможности. Эта мысль находит своё отражение во многих трудах Фромма, но сквозь работу «Человек для себя» она проходит красной нитью. О физическом росте человека позаботилась сама природа, поэтому он происходит сам собой. Но для роста духовного и интеллектуального, не имеющего автоматического характера, необходимы ещё дополнительные условия и специальные усилия самой личности. «Нашей моральной проблемой является равнодушие человека к самому себе»

, а также отсутствие понимания истинных потребностей наших «семян» — детей. В отличие от манипулирования и давления, настоящее
«воспитание тождественно помощи ребёнку в реализации его возможностей»
. Кстати, латинский корень английского слова education – e-ducere – означает
«вести вперёд»
или
«выявлять нечто, потенциально существующее»
.
«Для пробуждения к жизни эмоциональных и интеллектуальных способностей человека, для рождения его личности требуется продуктивная активность»
, то есть плодотворная деятельность (прежде всего — внутренняя), самый важный плод которой – сама личность.

По мнению Фромма, «психология не может быть отделена от философии и этики, как и от социологии и экономики»

. И он стремился расширить горизонты психоанализа, подчёркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. В данной книге автор утверждает правильность гуманистической этики и показывает, что
«нравственные нормы основываются на врождённых свойствах человека, а их нарушение ведёт к психическому и эмоциональному распаду»
. Фромм настаивает на концепции человеческой жизни как искусства, считая целью жизни развёртывание специфических сил организма.
«Жизнь сама по себе – искусство, одновременно и самое важное, и самое трудное и сложное из всех, практикуемых человеком… В искусстве жить человек является одновременно и творцом, и объектом искусства, скульптором и глыбой мрамора, врачом и пациентом»
. К высшим ценностям гуманистической этики Фромм относит любовь к себе (а не самоотречение и не самолюбие) и утверждение (а не отрицание) своей личности и индивидуальности.
«Чтобы обрести уверенность в ценностях, человек должен познать себя и свою способность, дарованную от природы, к добру и продуктивности»
.

Термин «продуктивность» Фромм рассматривает как расширенное толкование концепции спонтанности (латинское слово sponte означает «сам собой, по собственному побуждению»

), описанной в «Бегстве от свободы» и имеющей прямое отношение к свободе. Спонтанная активность (по сути противоположная как внешнему принуждению, так и внутреннему автоматизму робота) – это свободная, непосредственная и творческая деятельность личности, объединяющая человека с миром и самим собой.
«У человека нет другого способа достичь единства с миром и в то же время ощущать единство с самим собой, быть связанным с другими и сохранять свою целостность как уникального существа, кроме как благодаря продуктивному использованию своих сил»
. Проявление продуктивного потенциала человека заключается в спонтанном выражении его возможностей (эмоциональных, интеллектуальных, физических). В случае же блокировки продуктивной энергии развивается деструктивность, степень которой пропорциональна степени торможения развития способностей личности. Разрушительные силы в человеке находятся в обратной пропорции к жизнеутверждающим: чем сильнее одни, тем слабее другие, и наоборот.
«Деструктивность – это исход непрожитой жизни»
.

«Свобода – необходимое условие счастья и добродетели – не в смысле способности принимать произвольные решения и не в смысле свободы от необходимости, но в смысле реализации своих возможностей, проявления истинной природы человека в соответствии с законами его существования»

.

Истинным объектом этического исследования Фромм считает добродетельный или порочный характер, а не единичные добродетели или пороки человека. Характер любого из нас обычно является смесью разных ориентаций (продуктивной и непродуктивных (рецептивная, эксплуататорская, приобретательская, рыночная)), одна из которых оказывается доминирующей. Если в структуре характера доминирует продуктивная ориентация, то непродуктивные не имеют того негативного значения, которым обладают, будучи доминирующими. Более того, они приобретают иное, конструктивное качество, проявляя свои положительные аспекты. Говоря словами Фромма, сказанными им по другому поводу, «в результате продуктивного конфликта между добром и злом само зло становится источником добродетели»

.

Согласно Фромму, счастье и радость — спутники всякой продуктивной активности (в мыслях, в чувствах, в поступках). «Счастье – не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью»

. А каждый невроз – результат неудачи в продуктивной и цельной жизни, в достижении зрелости и целостности личности, который можно рассматривать, как
«следствие конфликта между врождёнными силами человека и теми факторами, которые блокируют их развитие»
. По мнению Фромма, противоположностью счастья оказывается не горе или боль, а депрессия, проистекающая из внутреннего бесплодия и непродуктивности.

«Гуманистическая этика придерживается мнения, согласно которому если человек жив, он знает, что позволено, а быть живым – значит, быть продуктивным, использовать свои силы не ради какой-то превосходящей человека цели, а для себя, делать свое существование осмысленным, быть гуманным. До тех пор, пока кто-то верит, что его идеал и цель находятся вне его, что они где-то за облаками, в прошлом или в будущем, он будет выходить за пределы собственной личности и искать собственного осуществления там, где найти его нельзя. Он будет искать решения и ответы повсюду, кроме одного места, где они могут быть найдены, – в себе»

.

Немного биографии

Биография Фромма весьма интересна. Он родился в Германии, в городе Франкфурт-на-Майне, в марте 1900 года в еврейской семье. Там же он получил образование. Сначала Эрих Фромм обучался в национальном учебном заведении, затем поступил в Гейдельбургский университет, где получил основные знания по таким предметам, как философия, психология и социология.

Свое обучение он закончил в Берлинском психоаналитическом институте. Этот институт известен тем, что в разное время его существования в нем преподавали великие аналитики, такие как Макс Эйтингон и многие другие психоаналитики.

Рекомендуем: Классический психоанализ Фрейда

После окончания учебы Эрих Фромм открыл свой собственный кабинет. Если обобщить, то психоаналитиком он был в среднем тридцать пять лет своей жизни. Когда к власти в Германии пришел Гитлер, Фромм переехал в Соединенные Штаты Америки и преподавал там в одном из университетов. Там же он помог открыть первые школы психиатрии и даже институт.

На протяжении всей своей жизни он работал преподавателем в большом количестве университетов и институтов. Ближе к 60-м годам 20 века он написал программу Социалистической партии Соединенных Штатов Америки. Занимался политикой. Под конец своей жизни начал писать книги. В последние годы жизни у него были проблемы со здоровьем. Эрих Фромм перенес целых три инфаркта. Умер он на восьмидесятом году жизни в Швейцарии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]