Нарушение познавательных функций или когнитивный дефицит

Многим людям достаточно неприятен факт наличия трудностей с восприятием различной информации, быстрая утомляемость и другие проявления снижения интеллектуальных способностей. Для описания подобных нарушений работы головного мозга, используется медицинский термин «когнитивное расстройство». Здесь следует отметить, что данное заболевание не представляет опасности для человеческой жизни. Справиться с этой болезнью можно при помощи медикаментозного лечения и сеансов психотерапии. Современный уровень медицины позволяет добиться не только стабильной ремиссии, но и полностью снизить вероятность проявления болезни.


Легкое когнитивное расстройство — это начальные расстройства высшей мозговой деятельности в большей мере в области памяти

Как проявляются когнитивные нарушения

Когнитивные нарушения, что это такое? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберем, что такое когнитивные функции. Данное понятие отображает способность воспринимать и усваивать полученную информацию. Помимо этого, в когнитивные функции входит сообразительность, умение ориентироваться во времени и пространстве, грамотное изложение своих мыслей и двигательные навыки.

На определенном жизненном отрезке, человек встречается с проблемой, которая выражается в различных сбоях в работе рассматриваемых функций. Забывчивость и рассеянность, проявляющаяся время от времени, еще не является показателем развития болезни. Однако, когда человек регулярно сталкивается с тем, что определенные личности, события и названия объектов «вылетают из головы», следует задуматься о наличии нарушений в мозговой активности. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть факт наличия когнитивного расстройства, следует обратиться к неврологу.

Типология личности Майерс – Бриггс: когнитивные функции

Не для всех подходит аромат Givenchy Blue Label, поэтому перед выбором духов рекомендую определиться с типологией личности и только потом выбрать свой запах.


Вы когда-нибудь определяли свой психологический тип личности, используя типологию Майерс – Бриггс? Если Вы это делали при помощи онлайн-тестов, то, скорее всего, определили свой тип личности неправильно. Онлайн-тесты, как правило, дают неточные результаты; тому есть несколько причин: 1) слишком абстрактные и нечётко сформулированные вопросы; 2) проявление тенденциозности (предвзятость и необъективность) при оценивании себя со стороны, что сильно искажает результаты теста; 3) в большинстве бесплатных онлайн-тестов Майерс – Бриггс используются буквенные дихотомии (тип I, E, F или T) вместо теории психологических типов, основанной на когнитивных функциях. Когнитивные функции – это «способы обработки и принятия решений, связанные с Вашим типом личности по типологии Майерс – Бриггс». У каждого типа имеется четыре (из восьми возможных) когнитивные функции, которые используются в определённом порядке. Определение функций и порядка их использования Вами является наиболее точным способом выяснить, к какому психологическому типу личности Вы относитесь. Функции подразумевают четырёхбуквенный тип – и никак иначе.
Когнитивные функции
Когнитивные функции делятся на экстравертированные (ориентированные на действие и взаимодействие с окружающим миром) и интровертированные (ориентированные на анализ и размышление). Независимо от того, кем Вы являетесь – экстравертом или интровертом, у каждого из нас есть две экстравертированные (преобладают у экстравертов) и две интровертированные (преобладают у интровертов) функции. Также когнитивные функции могут быть перцептивными (ориентированные на восприятие новой информации и изучение возможностей) и основанными на принятии решений (ориентированные на выведение заключений и реализацию планов). У каждого человека есть две перцептивные функции и две функции, основанные на принятии решений. Получается, что у Вас имеется одна экстравертированная перцептивная функция, одна интровертированная перцептивная функция, одна экстравертированная функция, основанная на принятии решений, и одна интровертированная функция, основанная на принятии решений. Из этих функций одна является интуитивной, другая – чувствительной, третья – мыслительной и четвёртая – воспринимающей. Что ж, давайте рассмотрим каждую из восьми когнитивных функций более подробно.
Перцептивные функции1) Экстравертированная интуиция (Ne)
Экстравертированная интуиция создаёт новые возможности, синтезирует абстрактные идеи и улавливает связи во внешней среде. Экстравертированная интуиция способна одновременно учитывать множество противоречащих друг другу идей, поскольку она видит практически все стороны любой ситуации. Это функция, ориентированная на будущее, рассматривает всевозможные варианты событий, которые могут произойти далее. Люди, у которых преобладает экстравертированная интуиция, как правило, легко возбудимы, предприимчивы и креативны. Им нравится обсуждать новые идеи; они являются разносторонними людьми и всё в жизни воспринимают как вызов. Они постоянно думают о том, что делать дальше. Им трудно сосредоточиться на одной конкретной идее или плане.
2) Интровертированная интуиция (Ni)
Интровертированная интуиция формирует представление о том, как устроен мир, исходя из тщательного, абстрактного анализа прошлых и текущих событий. Она нацелена на выявление «сущности» идей, теорий, людей и ситуаций для того, чтобы в дальнейшем вписать их в более общую схему. Интровертированная интуиция – дальновидная функция, нацеленная на выявление оптимального или наиболее вероятного исхода будущих событий. Люди, у которых преобладает интровертированная интуиция, отличаются упорностью и настойчивостью; они слишком восприимчивы к противоречиям, возникающим во внешней среде. Им нравятся загадки, головоломки и каламбуры. У них часто бывают моменты «прозрения». Их крайняя дальновидность – результат тонкого слияния интровертированной интуиции, ориентированной на будущее, и посредственного экстравертированного восприятия.
3) Экстравертированное восприятие (Se)
Экстравертированное восприятие связано с принятием мира (видов, запахов, звуков и общих физических раздражителей окружающей среды) таким, каким он есть в настоящий момент. Экстравертированное восприятие живёт и процветает в данный момент больше, чем любая другая функция. Люди, у которых преобладает экстравертированное восприятие, хорошо сложены от природы. Они крайне импульсивны и любят, когда на них действуют постоянно меняющиеся раздражители. Они высоко ценят эстетику и испытывают в жизни страсть к «прекрасным вещам». Люди с преобладающим экстравертированным восприятием, как правило, не заинтересованы в чрезмерном анализе ситуации. Они источают естественное чувство уверенности и всегда знают, чего хотят.
4) Интровертированное восприятие (Si)
Интровертированное восприятие связано с повышенным вниманием к деталям и хранением информации. Оно принимает к сведению факты, события и явления такими, какими они есть, и классифицирует их, подобно внутренней файловой системе. Интровертированное восприятие – это функция, ориентированная на прошлое; она зациклена на том, что было, и часто даёт волю ностальгии. Люди, у которых преобладает интровертированное восприятие, отличаются организованностью и собранностью. Они считают, что готовы к любой неудаче, и всегда идут по проторенным дорожкам. Люди с преобладающим интровертированным восприятием верят в то, что будущее повторяет прошлое.
Функции, основанные на принятии решений1) Интровертированное чувство (Fi)
Интровертированное чувство – всесторонний анализ эмоциональных процессов и нравственности. Данная функция стремится познать эмоции настолько глубоко, насколько это возможно. Она также развивает мощную внутреннюю систему правильного и неправильного, которой человек руководствуется при принятии решений. Интровертированное чувство ищет более глубокий смысл абсолютно во всём. Люди, в которых присутствует интровертированное чувство, находятся в тесном контакте со своими эмоциями и часто воспринимают чужую радость/боль как свою собственную. Люди, у которых преобладает интровертированное чувство, полны сочувствия, они мыслят аналитически и зачастую обеспокоены моральными проблемами. Они творческие и артистичные натуры. Им кажется, что другие не смогут понять, кем они являются на самом деле. Люди с преобладающим интровертированным чувством тщательно скрывают свои эмоции и богатый внутренний мир от окружающих.
2) Экстравертированное чувство (Fe)
Экстравертированное чувство крайне озабочено соблюдением социальных норм и поддержанием мира. Данная функция стремится делать то, что лучше для общества; её всегда волнуют эмоции других людей. Она является зеркальной, то есть может вызывать у человека проблемы в понимании собственных чувств без участия других людей. Экстравертированное чувство требует наличия постоянного социального взаимодействия больше, чем любая другая функция. Люди, у которых преобладает экстравертированное чувство, сильно реагируют на то, что чувствуют другие люди. Они неустанно ищут общение, поскольку, только находясь в кругу близких, чувствуют себя счастливыми и жизнерадостными. Такие люди стремятся поддерживать гармонию и сохранить мир любой ценой. Они не могут наслаждаться своей жизнью в полной мере, если люди вокруг них больны и несчастны.
3) Экстравертированное мышление (Te)
Экстравертированное мышление стремится навести порядок во внешней среде настолько эффективно и последовательно, насколько это возможно. Превыше всего оно ценит продуктивность. Экстравертированное мышление – это функция, основанная на результатах и ориентированная на действие. Экстравертированное мышление естественным образом реализует конкретные планы для достижения целей и способно быстро принимать решения. Люди, у которых преобладает экстравертированное мышление, искренни, решительны и высокопродуктивны. Они являются прирождёнными лидерами, поскольку не боятся брать на себя ответственность и наводить порядок. Люди с преобладающим экстравертированным мышлением могут показаться властными или излишне самоуверенными тем, у кого отсутствует данная функция.
4) Интровертированное мышление (Ti)
Интровертированное мышление – функция, основанная на сборе информации. Она стремится сформировать представление о том, как работает мир на конкретном, осязаемом уровне. Интровертированное мышление хорошо разбирается в системах и быстро улавливает несоответствия в них. Интровертированное мышление стремится к глубокому пониманию того, как работают вещи. Люди с преобладающим интровертированным мышлением рассудительны, планомерны и объективны. Они ищут «короткие пути» достижения целей, повышающие эффективность в рамках данной системы. Такие люди слишком замкнуты в себе; они не будут чувствовать себя комфортно до тех пор, пока не постигнут суть вещей.
Какие функции свойственны тому или иному типу?
Важно отметить, что когнитивные функции работают в конкретных группах, некоторые из которых являются взаимоисключающими. Например, Вы не можете иметь экстравертированное чувство и интровертированное чувство – только одно из двух. Кроме того, невероятно важен порядок, в котором используется каждая функция. Рассматривая психологические типы, поразмыслите над тем, какие функции Вы используете постоянно, редко или от случая к случаю.
Как узнать, в каком порядке Вы используете свои функции?
Вы можете легко запутаться, выясняя это. Чаще всего мы осознаём свои вторичные, а не первичные функции. Это происходит потому, что мы несколько удалены от наших вторичных функций и способны оценивать их более объективно. Представьте себе, что Вы находитесь в бассейне, и Вашей первичной (или «доминантной») функцией является вода. Она – повсюду. Это то, что Вы делаете на автомате, не концентрируясь на процессе. Это Ваш естественный первый порыв в любой ситуации, поэтому Вы легко можете его не заметить. Ваша вторичная (или «вспомогательная») функция – это водная горка. Вы можете выбрать, стоит ли Вам использовать её или нет. Вы чётко осознаёте её присутствие. Она не может исчезнуть по Вашему желанию, но Вы способны её некоторое время игнорировать. Чтобы добраться до неё, Вам придётся плыть по воде. Ваши третья («третичная») и четвёртая («низшая») функции менее доступны Вам; они не могут развиться в полной мере до тех пор, пока Вы не достигнете среднего возраста. Когда Вы молоды, третья и четвёртая функции проявляются, как правило, в стрессовых ситуациях. Если вы начнёте тонуть в воде, Ваши третья и четвёртая функции станут для Вас спасательным плотом, за который Вы уцепитесь. В конце концов, Вы можете превратить их в игрушки для бассейна, используемые на регулярной основе. Порядок когнитивных функций, в котором они используются (для каждого психологического типа личности):
ENFP: Ne – Fi – Te – Si INFP: Fi – Ne – Si – Te INFJ: Ni – Fe – Ti – Se ENFJ: Fe – Ni – Se – Ti ISTJ: Si – Te – Fi – Ne ESTJ: Te – Si – Ne – Fi ISTP: Ti – Se – Ni – Fe ESTP: Se – Ti – Fe – Ni INTJ: Ni – Te – Fi – Se INTP: Ti – Ne – Si – Fe ENTJ: Te – Ni – Se – Fi ENTP: Ne – Ti – Fe – Si ISFJ: Si – Fe – Ti – Ne ISFP: Fi – Se – Ni – Te ESFJ: Fe – Si – Ne – Ti ESFP: Se – Fi – Te – Ni Е – экстраверсия (Еxtraversion); I – интроверсия (Introversion); S – здравый смысл (Sensing); N – интуиция (iNtuition); T – мышление (Thinking); F – чувство (Feeling); J – суждение (Judging); P – восприятие (Perception).Почему важно иметь представление о том, что такое когнитивные функции?
Понимание когнитивных функций является ключевым для определения психологического типа. Четырёхбуквенные дихотомии не могут объяснить всю сложность нашей личности. Когнитивные функции позволяют нам понять, когда мы используем каждую функцию и как это влияет на процесс принятия решений. Когнитивные функции также помогают нам с лёгкостью определить психологический тип личности, к которому мы принадлежим. Теперь Вы знаете, что у представителей, казалось бы, похожих типов ENFP и ENFJ на самом деле преобладают разные когнитивные функции. И, наконец, глубокое понимание когнитивных функций помогает нам осознать то, как тип личности может развиваться без фактических изменений (теоретически типы остаются постоянными на протяжении всей жизни). Люди типа INFP могут выработать в себе функцию экстравертированного мышления к тридцати или сорока годам, однако это не значит, что они теперь являются INTP. Они просто стали более сбалансированной версией собственного типа.
Материал подготовила Rosemarina — Muz4in.Net
Copyright Muz4in.Net © — Данная новость принадлежит Muz4in.Net, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать — «об Авторстве»

Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус…

По

Клиническая картина

Синдром когнитивных нарушений проявляется в виде набора определенных симптомов. Специалисты, занимающиеся исследованием этого заболевания, говорят о том, что клиническая картина этого заболевания взаимосвязана с состоянием определенных отделов головного мозга.

Поражение левого полушария приводит к тому, что больной испытывает трудности с чтением, письмом и счетом. На определенных этапах развития заболевания проявляются трудности с логическим мышлением, вычислительными способностями и проведением анализа. Поражение правого полушария приводит к трудностям с ориентацией в пространстве. Помимо этого, у больного наблюдаются проблемы с творческими способностями. Отсутствие способности мечтать, фантазировать и проявлять собственные эмоции, приводит к тому, что человек полностью запирается в собственном мире.

Подобные нарушения могут привести к проблемам, связанным с восприятием звуков и запахов. Также лобные доли головного мозга отвечают за эмоциональное восприятие окружающей реальности и за воспоминания. В той ситуации, когда болезнь сопровождается поражением теменной доли, больной испытывает трудность с ориентацией в направлении, чтением и письмом. Затылочные доли несут ответственность за зрительное восприятие, умение анализировать, распознавать людей и окружающие объекты. При поражении мозжечка, больной страдает от нарушения речи и часто проявляет неадекватное поведение.


Симптомы заболевания нарастают при интенсивных интеллектуальных нагрузках

Что такое когнитивные нарушения, их виды и механизм развития

Что такое когнитивные нарушения? Это отклонения в нормальной работе и функционировании головного мозга. Они возникают по разным причинам у взрослых людей, также могут появиться у ребенка. Человеческий мозг – это сложный механизм, который регулирует все физиологические и психические процессы в организме. К когнитивным или познавательным функциям относят:


  • внимание;

  • запоминание;
  • интеллектуальные способности;
  • способность к восприятию;
  • речевая активность;
  • гнозис (осознание предметов и образов и способность относить их к той или иной категории);
  • праксис (способность применять свои знания и умения на практике).

Их любые нарушения способны спровоцировать изменение личности и сделать из разумного человека животное, которое руководствуется только инстинктами. Как развиваются такие нарушения? В первую очередь, это связано с нарушением связи коры головного мозга и подкорковых структур. В зависимости от локализации повреждения выделяют такие расстройства:

  1. Аграфия (проблемы с письменностью), акалькулия (невозможность считать), алексия (проблемы с чтением), неузнавание букв, нарушение логических, аналитических и математических способностей. Это происходит при нарушении функций левого полушария мозга.
  2. Нарушение ориентации в пространстве, проблемы с фантазией, творчеством. Это связано с патологическими процессами в правом полушарии.
  3. Нарушения в лобных частях приводят к проблемам с памятью, речью, мышлением и волевыми процессами.

  4. Патологии в височных частях мозга лишают человека способности различать запахи, звуки, зрительные образы, а также искажают чувственное восприятие.

  5. При нарушениях в теменной части наблюдают неспособность выполнять целенаправленные действия, проблемы с ориентацией в пространстве (например, путают, где право, а где лево).
  6. При затылочных патологиях нарушаются функции зрения, цветовосприятия, узнавание лиц и предметов.
  7. Повреждение мозжечка сопровождается угнетением эмоций, неадекватным поведением.

В зависимости от степени повреждения различают такие когнитивные расстройства:

  1. Легкие. Они практически не влияют на повседневную жизнь человека, не заметны окружающим, их сложно выявить с помощью тестов. Они проявляются в некоторой заторможенности психической деятельности. Например, сложно переключать внимание, тяжело вспомнить то, что раньше не вызывало проблем.

  2. Умеренные. Это промежуточное состояние, которое характеризуется более выраженными отклонениями в когнитивной сфере. Такими расстройствами страдают до 20% людей преклонного возраста. Они проявляются в значительном ухудшении памяти и внимания, повышенной утомляемости от выполнения интеллектуальных задач, нарушение речевых функций.

  3. Тяжелые (деменция). Такое расстройство мозговой деятельности еще называют слабоумием или маразмом. Чаще всего наблюдается у стариков. Это полная или частичная деградация личности.

Мозговая деятельность является очень сложным механизмом. Любое ее нарушение способствует появлению отклонений, которые в значительной степени влияют на поведение человека.

Легкая форма когнитивного расстройства

Легкое когнитивное расстройство, что это такое? Данная форма заболевания является своеобразной начальной стадией развития нарушений в активности мозга. Чаще всего эта форма заболевания затрагивает память больного. Одна из главных причин формирования этой патологии – возрастные изменения организма. Помимо этого, к развитию легкого когнитивного расстройства могут привести черепно-мозговые травмы и энцефалит.

Данный тип заболевания характеризуется повышенной утомляемостью при осуществлении деятельности, требующей постоянной концентрации внимания. Помимо этого, у больного наблюдается рассеянность и проблемы с выполнением целенаправленных задач. Довольно часто у больных наблюдаются сложности с осознанием полученной информацией и проблемы с правильным словесным отображением собственных мыслей.

Специалисты из области психологии говорят о том, что данный процесс полностью обратим. Симптомы рассматриваемого заболевания проявляются только в случае длительных умственных нагрузок. Полноценного сна и длительного отдыха достаточно для того, чтобы полностью избавиться от проявлений заболевания. Но важно обратить внимание, что для того, чтобы не допустить возможного прогресса заболевания, следует уделить повышенное внимание своему здоровью.

Симптомы

Нарушение когнитивных функций проявляется в снижении познавательных способностей. Ухудшается запоминание, кратковременная и долговременная память (см. Нарушение памяти у детей). Возникают проблемы с усвоением информации, ее воспроизведением – пересказом и ответами на вопросы педагогов. Тяжесть проявлений зависит от степени поражения головного мозга, а также педагогической запущенности малыша.

Легкое когнитивное расстройство у ребенка обычно характеризуется синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, арифметической и аграмматической дислексией, расстройством речи. У таких индивидуумов отмечается неусидчивость, раздражительность, невозможность сосредоточиться, иногда заикание, вследствие чего и возникают проблемы с учебой.

Легкое снижение когнитивных функций у детей обычно принимается педагогами и родителями за слабоволие и плохое поведение, что затрудняет коррекцию. Первые проявления наблюдаются в возрасте 5-7 лет, когда ребенок поступает в школу. Такая степень довольно проста в коррекции и прогноз благоприятен.

Важно узнать, как лечить аутизм у детей и стабилизировать их состояние.

Что такое синдром дефицита внимания у детей: признаки, причины, лечение.

Умеренное нарушение когнитивных функций у детей обычно сопровождается детским церебральным параличом, эпилептическим синдромом и другими неврологическими отклонениями. При этом у ребенка имеется задержка психомоторного развития. Речевое научение затормаживается. Возможны также проблемы с двигательной гиперактивностью и повышенной нервной возбудимостью.

Тяжелое расстройство когнитивных функций наиболее сложно для коррекции. Наблюдается у малышей с врожденными генетическими дефектами (болезнью Дауна, гликогенозами). Отмечаются следующие симптомы:

  1. Неспособность к самообслуживанию.
  2. Грубое расстройство речевого развития.
  3. Судороги, длительный надрывный плач.

Такие дети после должной педагогической коррекции могут приспосабливаться к жизни и социализироваться, однако требуется помощь родственников или опекунов.

Умеренная форма патологии

Умеренные когнитивные нарушения характеризуются ухудшением мозговой активности, которые выходят за рамки возрастной группы больного. Об умеренности выраженности заболевания говорят симптомы, не достигающие степени деменции. Зачастую симптомы, свойственные этой форме патологии проявляются ближе к шестидесятилетнему возрасту.

Отсутствие своевременно принятых мер может привести к тому, что в ближайшие несколько лет у пациента наступает деменция. Согласно статистическим данным, примерно у каждого третьего пациента наблюдается медленный прогресс заболеваний. Если в этот момент наблюдаются проблемы сразу с несколькими когнитивными функциями, необходимо срочно получить консультацию опытного врача.


Снижение когнитивной продуктивности проявляется в сферах памяти, мышлении, речи, поведении

Тяжелая форма когнитивных нарушений

Эта форма патологии наблюдается у пациентов, входящих в старшую возрастную группу. Чаще всего развитие патологии вызывает прогресс болезни Альцгеймера. Данное заболевание характеризуется отмиранием определенных нейронов. Одним из первых признаков прогресса БА — частичная потеря памяти. У некоторых пациентов выпадают из памяти довольно важные жизненные события. На определенных этапах болезни проявляется неспособность ориентации в пространстве и правильном выражении собственных мыслей. Из-за трудностей в повседневной жизни, больной человек нуждается в тщательном уходе и заботе близких.

Когнитивные нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга достаточно распространенное явление. В этой ситуации страдает не сама память, а интеллектуальные способности больного. У больного появляются трудности с концентрацией внимания, замедляется ход мыслей и пропадает способность различать полученную информацию. Тяжелая форма когнитивных расстройств сопровождается значительным повышением тонуса мышц, что приводит к изменению походки. Наличие вышеперечисленных симптомов является своеобразным сигналом о необходимости лечения и прохождения нейропсихологического обследования.

Когнитивные нарушения у больных молодого и среднего возраста: диагностика и подходы к терапии

В статье рассматриваются наиболее частые причины когнитивных нарушений у пациентов молодого и среднего возраста (депрессия, тревожные расстройства, сосудистые когнитивные нарушения). Подробно обсуждаются вопросы диагностики и дифференциальной диагностики когнитивных нарушений, в том числе с использованием нейропсихологических методов исследования. Изложены современные подходы к терапии когнитивных нарушений у пациентов молодого и среднего возраста с тревожно-депрессивными и сосудистыми когнитивными нарушениями.


Таблица 1. Классификация когнитивных нарушений

Рис. 1. Причины когнитивных нарушений у пациентов молодого (А) и среднего (Б) возраста

Таблица 2. Диагностические критерии депрессии по Международной классификации болезней 10-го пересмотра

Рис. 2. Механизмы формирования когнитивной дисфункции при депрессии

Таблица 3. «Холодные» и «горячие» симптомы депрессии

Таблица 4. Методики исследования когнитивных функций при тревожно-депрессивных расстройствах

Таблица 5. Динамика психометрических показателей до лечения, через две и восемь недель лечения Адепрессом

Рис. 3. Показатели качества жизни у пациентов на момент начала и окончания курса лечения холина альфосцератом по опроснику SF-36

Таблица 6. Динамика когнитивных и неврологических нарушений на фоне приема холина альфосцерата, баллы

Многие пациенты молодого и среднего возраста на приеме у врачей разных специальностей предъявляют жалобы когнитивного характера: ухудшение памяти и работоспособности, снижение концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, трудности при обучении и приобретении новых профессиональных навыков и т.д. [1–3]. Когнитивные нарушения у лиц молодого и среднего возраста – серьезная социальная проблема, поскольку это наиболее трудоспособные группы населения. Своевременная диагностика и подбор адекватного лечения в зависимости от этиологии когнитивного нарушения позволяют значительно улучшить качество жизни пациентов и предупредить или замедлить прогрессирование когнитивных расстройств.

Когнитивным расстройством признается снижение по сравнению с индивидуальным преморбидным уровнем одной или нескольких высших мозговых функций, таких как восприятие, память, праксис, управляющая функция, внимание, речь и социальный интеллект [4]. В зависимости от степени выраженности выделяют субъективные, легкие (умеренные) и выраженные когнитивные нарушения (табл. 1) [5, 6].

Диагностика когнитивных нарушений у пациентов молодого и среднего возраста

Для уточнения причины когнитивных нарушений у лиц молодого и среднего возраста следует оценить их количественные и качественные характеристики, изучить историю развития когнитивного расстройства. Для этого всем пациентам с жалобами когнитивного характера помимо оценки неврологического статуса необходимо проводить нейропсихологическое исследование [1]. При этом конкретные нейропсихологические методики подбираются индивидуально в зависимости от особенностей клинического случая. У лиц молодого и среднего возраста наибольшей чувствительностью обладают нейродинамические тесты (Digit Symbol, Trail Making Test и др.).

В связи с тем что жалобы когнитивного характера в молодом и среднем возрасте часто возникают на фоне эмоциональных расстройств, у всех пациентов необходимо внимательно исследовать эмоционально-поведенческую сферу [1, 7, 8]. Для объективизации эмоциональных и поведенческих нарушений можно использовать специальные психометрические шкалы. Это могут быть опросники, которые заполняет пациент (шкала депрессии Бека, госпитальная шкала тревоги и депрессии, шкала тревоги Спилбергера), или рейтинговые шкалы, по которым тяжесть симптомов оценивает лечащий врач (например, шкала депрессии Гамильтона) [1, 7–10].

При обследовании пациентов с когнитивными нарушениями важно выявлять потенциально курабельные нарушения, связанные с осложнениями различных соматических и/или эндокринных заболеваний (гипотиреозом, дефицитом витамина В12 и фолиевой кислоты, почечной и печеночной недостаточностью, дыхательной недостаточностью, хронической гипоксией иной природы и др.). При своевременной диагностике когнитивные нарушения в рамках дисметаболической энцефалопатии могут быть полностью обратимыми, и напротив, при значительной продолжительности дисметаболические расстройства могут приводить к необратимым структурным повреждениям мозга. Поэтому пациенты с когнитивными нарушениями должны пройти тщательное соматическое обследование, соответствующие лабораторные исследования, лечение сопутствующих заболеваний [1, 11].

Минимальный объем лабораторных исследований, который должен выполняться всем пациентам с когнитивными нарушениями, включает:

  • общий анализ крови и мочи;
  • биохимический анализ крови с определением концентрации креатинина, азота мочевины, активности печеночных ферментов (аланин- и аспартатаминотрансферазы, гамма-глутамилтранспептидазы);
  • липидный профиль;
  • лабораторное исследование функции щитовидной железы (тирео­тропный гормон, трийодтиронин, тироксин, антитела к тиреопероксидазе и тиреоглобулину);
  • определение концентрации в плазме крови витамина В12 и фолиевой кислоты [1, 12].

В ряде случаев также необходим анализ крови на сифилис, определение антител к вирусу иммунодефицита человека, гепатитам В и С.

Рекомендуется подробно расспрашивать пациентов о принимаемых препаратах, поскольку многие лекарственные средства могут ухудшать когнитивные функции (центральные холиноблокаторы, барбитураты, бензодиазепины, трициклические антидепрессанты, типичные нейролептики). При когнитивных нарушениях от приема этих препаратов следует по возможности отказаться.

Значение для уточнения этиологии когнитивных нарушений имеет нейровизуализация (магнитно-резонансная или компьютерная рентгеновская томография головного мозга). Нейровизуализация позволяет исключить объемный процесс головного мозга, ишемический и геморрагический инсульт, хроническую субдуральную гематому, нормотензивную гидроцефалию [1, 11, 12].

Клинический нозологический диагноз когнитивных нарушений базируется на особенностях когнитивных расстройств, сопутствующей очаговой неврологической симптоматики и данных нейровизуализации.

В 2013–2014 гг. на базе клиники нервных болезней им. А.Я. Кожевникова Первого МГМУ им. И.М. Сеченова проводилось исследование недементных когнитивных нарушений у пациентов молодого и среднего возраста. Изучались нозологическая структура, клинические особенности когнитивных нарушений, связь когнитивных и эмоциональных нарушений, эффективность проводимой терапии. В исследование были включены 87 пациентов в возрасте 25–59 лет. Из них 31 пациент молодого возраста (от 20 до 40 лет, средний возраст 34,61 ± 6,08 года) и 56 пациентов среднего возраста (от 41 до 60 лет, средний возраст 54,05 ± 4,35 года), преимущественно женщины (83%) с недементными когнитивными нарушениями. Согласно полученным данным, чаще когнитивные нарушения были вызваны расстройствами тревожно-депрессивного спектра и цереброваскулярными заболеваниями (рис. 1).

Когнитивные нарушения и расстройства тревожно-депрессивного спектра

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, всего в мире нервно-психическими нарушениями страдают около 450 млн человек [13]. Одно из наиболее распространенных нер­вно-психических расстройств в практике врачей разных специальностей – депрессия. Так, согласно Российской эпидемиологической программе КОМПАС (2004), частота депрессивных расстройств в общемедицинской практике варьируется от 24 до 64% [14–16].

Под депрессией принято понимать состояние, характеризующееся сниженным фоном настроения, подавленностью, пессимистическим взглядом на будущее, низкой самооценкой, чувством вины, мотивационной инертностью, снижением психической и физической активности [6]. В основе диагностики депрессии лежат критерии Международной классификации болезней 10-го пересмотра (табл. 2).

Проведенные исследования показали, что нарушения когнитивных функций отмечаются у 19% пациентов с тревожным расстройством и 21% пациентов с депрессией [8]. Сочетание эмоциональных и когнитивных нарушений при депрессии и тревожных расстройствах значительно снижает качество жизни пациентов, часто приводит к утрате или ухудшению трудоспособности, возникновению семейных конфликтов и в целом характеризуется большими экономическими потерями, сопряженными как с оказанием медицинской помощи, так и с многочисленными социальными факторами [3, 7, 17].

Механизмы формирования когнитивных нарушений при депрессии

В развитии когнитивной дисфункции при депрессии играют роль как психологические, так и биологические (нейрохимические, морфологические, патофизиологические) факторы (рис. 2). Так, эмоциональное состояние пациента с депрессией может негативно влиять на способность к корректному распределению внимания (нарушение избирательности внимания). Например, когда такой пациент всецело поглощен эмоциональным переживанием, восприятие, обработка, анализ и запоминание иной информации, не относящейся к содержанию эмоциональных переживаний пациента, закономерно нарушаются. Снижение мотивации, развивающееся у пациентов с депрессией, также оказывает негативное влияние на когнитивные процессы за счет ослабления активности познавательной деятельности, что в конечном итоге отрицательно сказывается на общей результативности решения когнитивных задач [18].

Описываемое при депрессии снижение синтеза и активности церебральных нейротрансмиттеров (серотонина, норадреналина, дофамина) на сегодняшний день считается ключевым нейрохимическим механизмом формирования эмоциональных нарушений (моноаминовая гипотеза депрессии). Однако вышеописанные изменения могут приводить не только к эмоцио­нальной, но и к когнитивной дисфункции. В частности, дофаминергические системы головного мозга (мезо­кортикальный дофаминергический путь) играют важную роль в распределении и переключении внимания и осуществлении когнитивного контроля выполнения намеченной программы (так называемые управляющие функции головного мозга). Активация норадренергической системы необходима для более эффективного запоминания информации, поступающей от органов чувств. Серотонинергическая система головного мозга участвует в формировании мотивации для познавательной деятельности. Таким образом, снижение синтеза и активности вышеуказанных нейротрансмиттеров, наблюдаемое при депрессии, можно рассматривать как нейрохимический субстрат для формирования когнитивного синдрома [19].

Депрессия также способствует активации гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, что приводит к повышенной активности стероидных гормонов. Последнее негативно влияет на процессы нейрогенеза и нейропластичности головного мозга, способствует активизации связанных с возрастом церебральных атрофических изменений [20].

Одно из важных осложнений депрессии – нарушение сна. Вторичная инсомния (связанная с эмоциональным расстройством) также может вносить вклад в формирование когнитивной дисфункции при депрессии, поскольку во сне завершается процесс обработки и консолидации в памяти информации, полученной в течение дня. Недостаток сна приводит к снижению активации коры головного мозга со стороны стволово-подкорковых структур, что клинически будет проявляться снижением концентрации внимания, активности и темпа познавательной деятельности [21].

Клинические проявления когнитивных нарушений при депрессии

Когнитивные расстройства при депрессии могут носить не только объективный, но и преимущественно субъективный характер. Пациенты с депрессией обычно предъявляют такие когнитивные жалобы, как повышенная утомляемость при умственной работе, трудности сосредоточения или поддержания должного уровня внимания в течение необходимого времени, трудности переключения внимания, повышенная забывчивость, которая может мешать в работе, повседневных бытовых делах, обучении. В настоящее время выделяют «холодные» (когнитивные расстройства при работе с эмоционально индифферентной информацией) и «горячие» когнитивные симптомы депрессии (табл. 3) [22, 23].

Клинические проявления когнитивных нарушений при расстройствах тревожного спектра

Тревога – отрицательно окрашенная эмоция с чрезмерным, напряженным ожиданием негативных событий, чувством немотивированного страха, плохо контролируемым беспокойством, чувством внутреннего напряжения, нередко сопровождается вегетативными проявлениями [6]. Распространенность расстройств тревожного спектра велика – до 30% популяции [24]. Наиболее значимы для клинической практики следующие тревожные состояния: генерализованное тревожное расстройство, посттравматическое тревожное расстройство, паническое расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, социальные фобии. Тревога и депрессия часто сочетаются. По данным ряда авторов, депрессивная симптоматика сопровождает расстройства тревожного спектра в 54–83% случаев [25, 26].

Когнитивные нарушения при тревожных расстройствах так же, как и при депрессии, могут иметь преимущественно как объективный, так и субъективный характер. Пациенты чаще всего жалуются на трудности сосредоточения на какой-либо деятельности, трудности концентрации внимания, снижение работоспособности, быструю утомляемость при выполнении когнитивных задач. Кроме того, пациенты отмечают повышенную забывчивость, раздражительность и нетерпеливость. Когнитивные жалобы пациентов с тревожными расстройствами, как правило, гипертрофированы и не соответствуют тяжести выявляемых объективно нарушений [6].

Единственный метод объективной оценки когнитивных функций – нейропсихологическое исследование. С учетом клинических особенностей когнитивных нарушений при депрессии и расстройствах тревожного спектра предпочтительно использовать такие нейропсихологические методики, как тест литеральных ассоциаций, тест «Символы и цифры», тест связи цифр и букв, пробы на запоминание и воспроизведение вербального и зрительного материала (табл. 4) [6, 27].

Лечение когнитивных нарушений при тревожно-депрессивных расстройствах

Для терапии когнитивных нарушений при тревоге и депрессии применяют как лекарственные, так и нелекарственные методы. Среди нелекарственных методов терапии когнитивных и эмоцио­нальных нарушений важное место занимают когнитивный тренинг, различные психотерапевтические методики (например, когнитивно-поведенческая терапия, фокусирующаяся на коррекции особенностей мышления пациентов, страдающих психоэмоциональными расстройствами), оптимизация образа жизни (достаточный сон, увеличение физической активности, рациональное питание и др.). К основным лекарственным препаратам для лечения когнитивных нарушений, обусловленных эмоциональными расстройствами, относятся антидепрессанты. При выборе антидепрессанта важно учитывать его влияние на когнитивную сферу. Поэтому пациентам с тревожно-депрессивными расстройствами и когнитивными нарушениями предпочтительно назначать селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) или ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина.

Высокоэффективный препарат из группы СИОЗС – пароксетин, оказывает антидепрессивное и противотревожное (анксиолитическое) действие. Анксиолитический эффект пароксетина превосходит по степени другие СИОЗС [28–30]. Его влияние на мускариновые, альфа- и бета-адренорецепторы незначительно, что определяет крайне слабую выраженность холинолитических, сердечно-сосудистых и седативных побочных эффектов. Во многих клинических исследованиях доказаны эффективность и хорошая переносимость пароксетина в лечении тревожных и депрессивных расстройств, в том числе у пациентов с соматическими заболеваниями [10, 29, 30].

На российском фармацевтическом рынке представлено несколько препаратов пароксетина, в том числе Адепресс, который полностью эквивалентен оригинальному лекарственному средству. В 2009 г. психиатрами было проведено сравнительное открытое исследование терапевтической эквивалентности оригинального пароксетина и Адепресса. Исследование показало, что препараты действительно имеют равнозначную клиническую эффективность у пациентов с депрессивными расстройствами и одинаково редуцируют депрессию, тревогу, апатию, ипохондрические и инсомнические нарушения [31]. Адепресс, как и оригинальный препарат, хорошо переносился и редко вызывал развитие нежелательных явлений.

Т.Г. Вознесенская и Н.М. Фокина изучали клиническую эффективность Адепресса у пациентов с легкой и умеренной степенью тревожно-депрессивных расстройств и психовегетативным синдромом [32]. Оценивались время наступления и достаточность антидепрессивного, анксиолитического и вегето­стабилизирующего эффекта, переносимость препарата, спектр нежелательных явлений, определялась оптимальная доза. В исследование были включены 30 больных с психовегетативным синдромом и тревожно-депрессивными расстройствами легкой и умеренной степени тяжести. Средний возраст пациентов – 43,3 ± 8,5 года (от 25 до 55 лет). Обследование проводилось в амбулаторных условиях и включало в себя конкретные методы и показатели:

  • клинико-неврологический осмотр и данные анамнеза;
  • шкалу общего клинического впечатления врача;
  • шкалу общего впечатления пациента;
  • шкалу оценки вегетативных расстройств;

Визуальную аналоговую шкалу для оценки выраженности головной боли, самочувствия, выраженности побочных эффектов;

  • анкету нарушений сна и анкету дневной сонливости Epworth;
  • опросник качества жизни;
  • шкалу депрессии Бека;
  • шкалу тревоги Спилбергера;
  • шкалу Мюнстерберга для определения уровня внимания;
  • шкалу жизненных событий Холмса и Рея.

Пациенты проходили обследование до начала исследования, через две и восемь недель приема Адепресса в режиме монотерапии в дозе 10–20 мг/сут однократно в утренние часы. Побочные эффекты наблюдались только в первые две недели терапии у девяти (30%) пациентов и прошли самостоятельно, коррекция дозы или отмена препарата не потребовалась. По результатам исследования, после восьми недель лечения уменьшились уровень депрессии, личностной и реактивной депрессии, нарушения сна, дневная сонливость, вегетативные расстройства, количество ошибок в тесте на внимание, улучшилось самочувствие по Визуальной аналоговой шкале, повысилось качество жизни. Согласно полученным результатам, достоверная положительная динамика отмечалась уже после первых двух недель терапии и нарастала к концу восьмой недели (табл. 5).

Адепресс обычно назначают в стандартной дозе по одной таблетке (20 мг) один раз в сутки (утром). Адепресс характеризуется минимумом лекарственных взаимодействий и поэтому может приниматься с другими препаратами. Следует подчеркнуть, что клинический эффект любого антидепрессанта, в том числе Адепресса, наступает не сразу, а развивается через несколько недель регулярного приема. Противотревожный эффект обычно проявляется на второй-третьей неделе терапии и нарастает по мере продолжения лечения. Поэтому на начальных этапах лечения можно дополнительно назначить алпразолам или клоназепам на две-три недели. Назначать Адепресс, как и другие антидепрессанты, рекомендуется на длительный срок, не менее полугода. Привыкание или зависимость не развиваются. Отмену Адепресса желательно проводить постепенно в течение месяца.

Цереброваскулярные заболевания и когнитивные нарушения

Согласно нашим данным, второй по частоте причиной развития когнитивных нарушений у лиц среднего возраста являются цереброваскулярные заболевания. Сосудистые когнитивные нарушения – это нарушения когнитивных функций различной степени выраженности, сформировавшиеся вследствие инсульта и/или хронического прогрессирующего безынсультного сосудистого поражения головного мозга. Выделяют следующие стадии сосудистых когнитивных нарушений: бессимптомное сосудистое заболевание головного мозга, легкие и умеренные сосудистые когнитивные нарушения и финальную стадию – сосудистую деменцию. Среди наиболее распространенных причин развития сосудистых когнитивных нарушений можно отметить артериальную гипертензию, сахарный диабет, заболевания сердечно-сосудистой системы с высоким риском эмболии в головной мозг (например, кардиальные аритмии, патология клапанов сердца, ишемическая болезнь сердца), васкулиты, генетические сосудистые заболевания (CADASIL, CARASIL, болезнь Фабри и др.).

Клинические проявления сосудистых когнитивных нарушений

О сосудистых когнитивных нарушениях можно говорить, если у пациента наблюдаются когнитивные нарушения, выходящие за рамки возрастной нормы, имеет место цереброваскулярное заболевание, а также определяется причинно-следственная связь между когнитивными нарушениями и сосудистым поражением головного мозга. Несмотря на весьма вариабельную клиническую картину, сосудистые когнитивные нарушения в подавляющем большинстве случаев представлены снижением концентрации внимания (флюктуацией) и темпа познавательной деятельности (брадифренией), нарушением управляющих функций головного мозга (планирования и контроля) в сочетании со зрительно-пространственными и мягкими мнестическими расстройствами. Для сосудистых когнитивных нарушений также характерно частое сочетание когнитивных и эмоционально-поведенческих нарушений: депрессии, апатии или аффективной лабильности. Для постановки диагноза сосудистых когнитивных нарушений обязательно наличие сосудистых изменений, выявленных на магнитно-резонансной томо­грамме, головного мозга: церебральных инфарктов и/или выраженной лейкоэнцефалопатии [33].

Лечение пациентов с сосудистыми когнитивными нарушениями

Ведение пациентов с сосудистыми когнитивными нарушениями прежде всего включает в себя лечение базисного сосудистого заболевания, которое привело к поражению головного мозга, вторичную профилактику инсульта, улучшение когнитивных функций.

В настоящее время в отечественной неврологической практике при сосудистых когнитивных нарушениях активно используются препараты нейрометаболического действия, такие как холина альфосцерат (Церепро). Будучи предшественником ацетилхолина, препарат увеличивает содержание данного медиатора в головном мозге, а также оказывает мембранопротективный эффект и усиливает метаболические процессы в нейронах головного мозга.

Церепро – соединение, в состав которого входит 40,5% защищенного холина, обладающего электрической нейтральностью. Механизм действия препарата основан на том, что при попадании в организм под действием ферментов происходит его расщепление на холин и глицерофосфат. Получившийся холин электрически нейтрален, благодаря чему проникает через гематоэнцефалический барьер и попадает в головной мозг, где служит основой для образования ацетилхолина (дефицит которого в головном мозге имеет патогенетическое значение при нейродегенеративных и сосудистых заболеваниях, сопровождающихся расстройством памяти и других когнитивных функций). Холин также стимулирует синтез ацетилхолина в головном мозге и улучшает передачу нервных импульсов в холинергических нейронах. Глицерофосфат как предшественник фосфолипидов мембраны нейронов стимулирует образование фосфатидилхолина, который восстанавливает фосфолипидный состав мембран нейронов и улучшает их пластичность.

Исследование Н.В. Пизовой было посвящено оценке влияния холина альфосцерата не только на когнитивные функции, но и на показатели качества жизни (специфический опросник для оценки качества жизни пациента – Short Form – 36, SF-36), а также на уровень тревоги и депрессии (Госпитальная шкала тревоги и депрессии) [34]. В исследование было включено 25 пациентов в возрасте от 45 до 59 лет (средний возраст 53,8 ± 1,3 года) с умеренными когнитивными нарушениями сосудистой этиологии. Всем пациентам препарат назначался в дозе 1000 мг в 200 мл физиологического раствора в течение 15 дней, а затем лечение продолжалось амбулаторно – 400 мг (одна капсула) три раза в день в течение трех месяцев. На фоне терапии снизилась выраженность когнитивных нарушений: сумма баллов по Краткой шкале оценки психического статуса возросла с 25,6 до 28,7. Отмечались статистически значимое снижение выраженности тревоги и депрессии и значительное улучшение качества жизни пациентов. Субъективно терапевтический эффект определялся уже на первой неделе (с пятого-шестого дня), а с 15-го дня фиксировался с помощью объективных методов исследования (рис. 3).

Эффективность применения холина альфосцерата у больных с умеренными когнитивными нарушениями сосудистого генеза изучалась и в работе Т.Н. Батышевой и соавт. [35]. Авторы в амбулаторных условиях наблюдали 46 больных (19 мужчин и 27 женщин) в возрасте от 39 до 59 лет (в среднем 43,8 ± 7,2 года) с умеренными когнитивными расстройствами сосудистого генеза. Препарат вводили в дозе 1000 мг/сут внутримышечно на протяжении 15 дней. Были отмечены хорошая переносимость препарата, субъективное улучшение состояния пациентов, статистически значимое улучшение показателей когнитивных функций, оцениваемых с помощью Краткой шкалы оценки психического статуса (прирост в среднем составил 1,5 балла) (табл. 6). Следует подчеркнуть, что препарат хорошо переносился и характеризовался низкой частотой развития побочных эффектов.

Заключение

У пациентов молодого и среднего возраста жалобы когнитивного характера преимущественно связаны с эмоциональными расстройствами. У пациентов среднего возраста важное место среди причин когнитивных нарушений также занимают сосудистые когнитивные нарушения. При оценке когнитивных функций у пациентов с тревожно-депрессивными расстройствами целесообразно проводить тесты на нейродинамику и управляющие функции. В терапии таких пациентов следует применять как лекарственные, так и нелекарственные методы лечения. Коррекция эмоциональных и когнитивных нарушений у пациентов молодого и среднего возраста имеет значение для нормализации повседневного функционирования.

Причины развития болезни

Специалисты разделяют причины развития рассматриваемого заболевания на две категории:

  • органические;
  • функциональные.

Функциональное расстройство психики тесно связано с длительными эмоциональными нагрузками, стрессом и перенапряжением. Влияние перечисленных факторов может привести к развитию болезни у человека любого возраста. В большинстве случаев, подобные факторы влекут за собой развитие обратимой формы заболевания, которая не требует врачебного вмешательства.

Чаще всего полноценный отдых и сон нормализуют состояние больного.


Когнитивные расстройства часто проявляются у людей пожилого возраста
Органические нарушения активности головного мозга являются следствием воздействия на организм различных заболеваний. В большинстве случаев, подобные изменения проявляются у пожилых людей и имеют устойчивый характер. Несмотря на это, существуют современные методы, позволяющие не только добиться положительного результата, но и полностью решить эту проблему. Специалистами выделяется целый перечень различных факторов, вызывающих различные формы тяжести когнитивного расстройства:

  1. Недостаточное питание определенных отделов головного мозга. В данную категорию входят сердечно-сосудистые патологии, гипертония и инсульт. Для того чтобы снизить выраженность симптомов расстройства, больной должен уделять повышенное внимание уровню артериального давления, а также холестерина и сахара в крови.
  2. Болезнь Альцгеймера и атрофия головного мозга. В этой ситуации клиническая картина прогрессирует поэтапно, развиваясь на протяжении многих лет. Своевременная терапия позволяет стабилизировать состояние пациента и снизить выраженность заболевания.

Помимо вышеперечисленных патологий, когнитивные нарушения могут быть вызваны нарушениями метаболизма, сердечно-сосудистой недостаточностью, злоупотреблением спиртными напитками и сильным отравлением токсичными веществами.

Почему развивается когнитивная дисфункция

Этиологические факторы возникновения познавательных расстройств классифицируют на две группы: функциональные, которые также называются временными, и органические, спровоцированные определенной патологией в мозге.

Функциональные факторы

Временные нарушения познавательной сферы не связаны с изменениями в структурах мозга и потому не носят постоянный характер. Этиологическими факторами этой группы считаются: психоэмоциональное перенапряжение, длительное воздействие стресса, физические перегрузки и накопление большого количества негативных эмоций.

Когнитивный дефицит этой группы может развиться в любом возрасте и не считается опасным для человека. Симптомы нарушений становятся менее выраженными или полностью проходят после устранения причины проблемы.

Органические патологии

Когнитивные расстройства органической природы более характерны для взрослого населения и могут быть вызваны нарушенным кровоснабжением мозга, черепно-мозговыми травмами, метаболическими или возрастными изменениями.

К числу причин когнитивного дефицита из-за нарушенного кровоснабжения относятся:

  1. Гипертония.
  2. Атеросклероз сосудов.
  3. Патологии сердечно-сосудистой системы вроде ишемической болезни сердца или инфаркта.
  4. Инсульты.


Патологические нарушения в метаболизме вызываются:

  • эндокринными заболеваниями: гипотиреозом и сахарным диабетом;
  • недостаточностью почек или печени;
  • сниженным поступлением или неполным усвоением витамина В12 и фолиевой кислоты;
  • частым употреблением алкоголя;
  • курением;
  • приемом наркотиков и отдельных лекарств.

Возрастные изменения мозга вызваны атрофией, причинами развития которой могут быть болезнь Альцгеймера или синдром Паркинсона.

Патология в детском возрасте

Когнитивные нарушения у детей регистрируются довольно редко, и являются следствием болезней, которые затрагивают центральную нервную систему. Развитие рассматриваемого заболевания может быть связано с родовой травмой или перенесенными инфекционными болезнями в момент вынашивания плода. Помимо этого, существует вероятность врожденных нарушений в функциях нервной системы.

В младенческом возрасте распознать признаки когнитивных нарушений достаточно сложно. Именно сложностью диагностики можно объяснить отсутствие положительной динамики в большинстве случаев в рассматриваемом заболевании у детей. Своевременно принятые меры позволяют не только получить положительный результат, но и закрепить его, что позволит избежать рецидива болезни.

Когнитивные нарушения у пожилых людей

Возрастные изменения организма затрагивают не только внутренние органы, но и сам мозг. Согласно данным специалистов, по достижению тридцати лет, масса мозга начинает постепенно уменьшаться. Примерно к восьмидесяти годам среднестатистический человек теряет до пятидесяти процентов массы нейронов. Оставшиеся нейроны изменяют свои функции, что приводит к внешним переменам. Именно такие перемены и проявляются в виде когнитивного расстройства.

Когнитивный дефицит сопровождается повышенной раздражительностью, высокой степенью обидчивости, проблемами с памятью и ограниченностью мышления. Больные часто демонстрируют перемены в настроении и чувство тревожности. Наряду с этим наблюдаются такие симптомы, как недовольство поведением окружающих людей, и дезориентация в социально-бытовой сфере. Если на данном этапе не приступить к терапии, то дальнейший прогресс болезни может привести к более катастрофическим последствиям.


Когнитивные расстройства наносят основной удар по памяти

Диагностические методы и терапия

Диагностика когнитивного расстройства основывается на сборе данных анамнеза, и оценке состояния больного его ближайшим окружением. Помимо этого, в задачу врача входит определение неврологического статуса, при помощи специальных методов тестирования. Наряду с этим проводятся различные аппаратные исследования, позволяющие определить состояние головного мозга. Для определения депрессии у больного, используется специальная методика Гамильтона.

Терапия рассматриваемого заболевания включает в себя использование препаратов, входящих в нейрометаболическую группу. К таким лекарствам относятся «Пиритинол» и «Пирацетам». Помимо них используются различные медикаменты для терапии БА. Из этой категории лекарственных средств следует выделить «Ипидакрин» и «Мемантин». В состав комплексного лечения входит использование комбинированных средств, действие которых направлено на повышение мозговой активности. Чаще всего стратегия лечения и назначение препаратов осуществляется в индивидуальном порядке и основывается на форме заболевания.

Как предупредить развитие когнитивных нарушений

Для того чтобы избежать подобных проблем, связанных с нарушением мозговой активности, следует уделять повышенное внимание состоянию собственного здоровья. Многие специалисты рекомендуют уделять как можно больше внимание физическим нагрузкам, общению с другими людьми и тренировке памяти.

Для того чтобы снизить риск развития когнитивных нарушений, следует следить за своим рационом, отказаться от употребления алкогольных напитков и придерживаться правильной диеты. На сегодняшний день многие специалисты рекомендуют в целях профилактики пройти лечение фитопрепаратами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]