Как развивать когнитивные способности ребенка?

Размышляли ли вы над тем, что собой представляет интеллект, и как определяется уровень развития ума человека? Согласитесь, что большое количество знаний не дает права говорить о высоком интеллекте.

Это скорее начитанность и владение большим объемом информации. Как тут не вспомнить известную фразу Бейярда Тейлора: «Начитанный болван – самая докучливая разновидность дурака».

Следовательно, утверждая, что тот или иной человек действительно умен, под этим правильно подразумевать его развитые когнитивные способности.

Что такое «когнитивный»?

Для начала определимся, что такое «когнитивный». Когнитивным называют психический процесс, во время которого сознанием обрабатывается поступающая информация, осуществляется ее фиксирование в памяти и дальнейшее практическое использование. Изучением темы когнитивных способностей занимаются такие науки, как психология, социология, философия, лингвистика.

Процессы, которые лежат в области когнитивности:

  1. Миропонимание.
  2. Взаимосвязь личности с языковыми и культурными познаниями.
  3. Мозговая деятельность в контексте сознательного и бессознательного.
  4. Врожденные и приобретенные способности. Уровень их возрастного развития.
  5. Вероятность развития когнитивных способностей в сознании искусственного интеллекта.

Что включают познавательные функции

Познавательные или когнитивные функции – это такие мозговые процессы, которые направлены на взаимодействие с другими людьми и окружающим миром. Жизнь человека чрезвычайно зависит от способностей запоминать и хранить информацию, правильно сопоставлять известные факты, предполагать последствия своих действий. Степень развития таких психических процессов индивидуальна, они поддаются тренировке, но могут быть нарушены под воздействием различных факторов.

Ошибочно полагать, что когнитивные функции – это только память (см. Виды потери памяти). Способность воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию является важной, но она невозможна без других процессов.

Внимание – одна из таких функций, которая характеризуется способностью концентрировать психические процессы на определенном объекте. У каждого индивидуально выражены такие характеристики:

  • устойчивость;
  • переключаемость;
  • сосредоточенность;
  • концентрация;
  • объем.

Функция восприятия – это построение на основе, полученной от органов чувств, информации цельных образов. Для восприятия характерна константность: объект определяется как один и тот же вне зависимости от изменившихся внешних условий. Такая способность не характерна для животных: собака может посчитать чужаком знакомого человека, если тот будет находиться в тени или наденет незнакомую одежду.

Узнайте, почему с возрастом происходит изменение когнитивной сферы: причины возникновения.

Почему возникает афазия при инсульте и способы ее лечения.

Когнитивные функции мозга – это речь и интеллект. Человек может осмысленно произносить звуки, которые складываются в слова, а те в предложения. Звукам соответствуют символы, возникает письменная речь. Человек может строить фразы, вести монолог без участия речевого аппарата, мысленно проговаривая слова.

Количество используемых слов, умение строить сложные фразы зависят от интеллекта. Можно сказать, что это объединенные когнитивные способности. Они основываются на внимании, восприятии, памяти, представлении.

Развитие интеллекта отделило человека от животных, но это общее понятие, которое реализуется через различные психические функции. Он определяется через обучаемость, логическое мышление, способность анализировать информацию, сравнивать и находить закономерности. Также это навыки планирования, умение предвидеть отдаленные события исходя из данных настоящей действительности.

Интеллект характеризуется через широту и глубину мышления, логику, гибкость ума, критичность и доказательность. Его величину можно измерить, для этого разработаны тесты на IQ. Они основаны на замеченной закономерности: если человек способен решать задачи определенного типа, то есть успех в решении и других.

Эрудиция – важная составляющая интеллекта, но между ними нельзя ставить знак равно. Большой объем знаний у эрудита еще не означает умение ими распоряжаться, строить логические выводы (см. Кто такой эрудит).

Когнитивные способности включают в себя праксис – возможность производить осознанную последовательность действий или движений. Способностью начинают овладевать еще в младенческом возрасте, когда впервые дают в руку ребенку погремушку. Затем развивается пальцевой праксис – способность манипулировать своими пальцами, появляются жесты.

Особое место занимает символический праксис – это различные жесты, по которым можно понять, что хочет сказать человек, имитация удержания трубки телефона, вождения автомобиля, питья из стакана. Приблизительно на таком принципе строится язык глухих: выполнение особого набора жестов позволяет общаться без слов.

Когнитивный – это познавательный

Понятие «когнитивный» — это схожее определение понятия «познавательный». Человек, обладающий когнитивными способностями, ведет активный образ жизни, интересуется различными сферами деятельности и имеет высокий интеллект. Известно, что способности, которыми обладает человек, напрямую связаны с деятельностью головного мозга и находятся в зависимости от состояния целостного организма.

В случае нарушения мозговой деятельности происходит сбой в работе всего организма, сопровождаемый эмоциональным стрессом.

Дисфункция работы мозга влечет за собой снижение способностей и вызывает так называемое когнитивное расстройство. Этот процесс негативно влияет на ежедневную деятельность человека, его внимание, способность действовать и воспринимать адекватно окружающую действительность.

Нередко утрата когнитивных способностей связана с возрастными изменениями мозга, вредными привычками и заболеваниями.

Врачи выделяют следующие причины, сопутствующие нарушению когнитивности:

  • нарушение метаболизма,
  • I, II степень развития диабета,
  • нарушение функции щитовидной железы, гомеостаза,
  • гипертония,
  • инфаркт,
  • травмы головы, нарушение кровообращения головного мозга,
  • ожирение,
  • болезни Альцгеймера и Паркинсона,
  • алкоголизм,
  • наркомания.

Виды когнитивного расстройства:

  1. Легкий, при котором человек испытывает незначительное снижение памяти, концентрации, внимания, быстро устает от любой деятельности. При этом результаты психометрического тестирования могут оставаться в пределах нормы. При легкой форме когнитивного расстройства человек способен справляться самостоятельно с ежедневными делами и принимать лекарства и вести им учет.
  2. Умеренный, когда ухудшения памяти, речи и внимания становятся заметными. При таком уровне расстройства возникшее умственное отклонение может трансформироваться в болезнь Альцгеймера. При умеренном виде расстройств за человеком уже рекомендуется присматривать, контролировать его поведение и прием лекарств.
  3. Тяжелый, когда наступает дезориентация пространства, неузнаваемость близких, забываются элементарные вещи: имена, люди, названия предметов, их предназначение, жизненные события. Нередко человек впадает в детство, становится абсолютно беспомощным. При тяжелой форме когнитивного расстройства человека уже нельзя оставлять одного, необходим постоянный уход и строго подконтрольное медикаментозное лечение.

Общие основы когнитивной психологии

Замечание 1
Когнитивная психология занимается изучением процесса получения человеком информации об окружающем его мире, о том, каким образом человек представляет эту информацию, о процессах ее хранения, преобразования во внутреннее знание и ее влиянии на поведение и внимание человека в процессе его жизнедеятельности.

Когнитивная психология является направлением психологии, основной задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта.

Основой когнитивной психологии являются исследования памяти, ощущения, внимания, сознания и других мыслительных процессов человеческого сознания. Все эти процессы подразделяются на два подвида: познавательные и исполнительные. Следует отметит, что каждый из них в свою очередь также состоит из нескольких структурных элементов –блоков.

Рассматривая актуальность когнитивной психологии следует отметить тот факт, что он является очень востребованной среди специалистов, которые занимаются изучением особенностей и механизмов действия как познавательных процессов, так и процессов формирования определенных суждений и умозаключений, принятия решений в соответствии с ситуацией, эффективного разрешения возникающих проблем, работы интеллекта человека и особенностей его развития.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

В процессе своего развития когнитивная психология оказала влияние на все существующие разделы психологии. Основное же внимание исследований в рамках когнитивной психологии сфокусировано на процессе обучения. Последователями данного направления доказано, что эффективное и успешное обучение имеет место быть лишь в том случае если изучение нового материала, который связан с уже имеющимися у человека знаниями и умениями, включен в существующую когнитивную структуру.

Если вы наблюдаете, что ребенок:

  • не может сосредоточиться и часто отвлекается,
  • быстро устает от умственной работы,
  • ему с трудом даются новые знания,
  • не заинтересован и безынициативен,
  • не может запомнить простые правила,
  • быстро забывает пройденный материал,
  • не понимает смысла заданий,
  • ему трудно выделить основное содержание прочитанного текста,
  • не успевает по учебной программе,
  • трудности возникают только в детском саду или школе,
  • не может организовать собственный учебный процесс.

Основной задачей как родителей, так и многих развивающих и обучающих центров, и в целом системы образования является развитие когнитивных способностей у детей, в т.ч. развитие творческих способностей, развитие интеллектуальных способностей и т.д. Важно отметить, что здесь понимается априори существующая предрасположенность ребенка к:

  • познанию и обработке информации,
  • принятию решений и осуществлению запланированных действий,
  • оценке правильности выполнения и возможности корректировки действий в самом процессе,
  • сличению результата с задуманной целью,
  • закреплению опыта и извлечению из него положительных способов,
  • гибкости мышления и творческому подходу.

Довольно внушительный перечень, требующий развитых корковых и психических функций. И действительно, часть этого перечня можно отнести к «способностям» – как генетической и биологической данности, но – и данности индивидуальной. Другие же способности формируются под влиянием средовых и социально-культурных факторов.

Когнитивная функция – это акт психической деятельности, позволяющий дифференцировать приобретаемые навыки и закреплять их в опыте, реализовывать способности в непосредственной деятельности и прогнозировать освоение нового.

Как развивать когнитивные функции у ребенка и что важно знать:

  • развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей у ребенка начинается даже не с младенчества, а еще внутриутробно. Позитивный настрой матери, частые беседы с будущим малышом обоих родителей, благоприятная окружающая атмосфера (экологическая, социальная) формируют положительные физиологические механизмы у матери и ее эмоциональное благополучие, влияющие на развитие интеллектуальных способностей у ребенка.
  • развивающее обучение как фактор когнитивного и интеллектуального развития ребенка. Что стоит понимать под развивающим обучением? Это специально организованная среда, где учитываются индивидуальные возможности каждого ребенка и подбираются соответствующие игровые и учебные способы. Специалистам (воспитателям, педагогам, психологам) важно ориентироваться на самого ребенка, поддерживать его успехи, грамотно решать конфликтные ситуации или ситуации «ошибок», вовлекать его в собственное развитие, т.е. постоянно расширять возможности освоения окружающего пространства и поступающей информации.

Главное в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей – гибкость родителей в обучении ребенка и своевременность предоставляемой информации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]