Задатки, способности, одаренность, талант, гениальность: характеристика


О задатках

Итак, задатки – это те возможности, с которыми рождается ребенок. Они начинают проявляться в 3-4 года. Например, задатки к рисованию или пению. Конечно, говорить об умении в таком возрасте петь песни или рисовать картины не может быть и речи, однако внимательные родители могут заметить тягу ребенка к определенным видам творчества. Задатки следует развивать. При правильном подходе они могут перерасти в способности. Кстати говоря, задатки – понятие весьма многогранное. Например, ребенок с наличием музыкального слуха в будущем может стать и композитором, и гитаристом, и дирижером, а также может настраивать музыкальные инструменты. Все дело в его предпочтениях и выборе.

Откуда берётся талант? Часть 1

Не все дети, которые проявляют способности, достигают чего-то значимого во взрослой жизни. Часто всё наоборот.

Чарльз Дарвин признавал, что был «весьма заурядным мальчиком, стоявшим в интеллектуальном отношении ниже среднего уровня, проявлял в учении мало сообразительности, не мог следовать за долгими и абстрактными рассуждениями».

Его двоюродный брат Фрэнсис Гальтон в юности был настоящим «гением» и поражал всех умом. Много лет спустя специалисты определили, что коэффициент интеллекта Гальтона был выше, чем у Дарвина. Вундеркинд Гальтон пробовал себя в разных отраслях, но ни в одной из них не достиг таких высот как Дарвин.

Томаса Эдисона учителя признали ограниченным. «Я никогда не был способен хорошо учиться в школе, — вспоминал Эдисон. — Я всегда был в числе последних в классе. Я чувствовал, что учителя мне не симпатизируют, и что мой отец думает, что я глуп, и я почти решил, что я, должно быть, тупица».

Некоторые считают, что талант — выдающаяся способность с рождения, наследственность или дар «высших сил». Давайте разберёмся, почему эти мнения не верны и даже губительны для человека.

Гены

В генах «записано», какими в нормальных условиях будет внешность, строение тела и органов человека. Из-за этого одному человеку проще стать чемпионом по настольному теннису (короткие конечности), а другому марафонцем (строение сосудов и лучший обмен кислородом). Но генетические задатки к отдельным видам спорта ещё не показатель таланта.

Майкл Джордан в юности не отличался высоким ростом. Из-за этого его не брали в сборную колледжа по баскетболу. Майкл усердно тренировал прыжок, чтобы компенсировать эти недостатки. В последствии он получил прозвище «Его Воздушество» и стал легендой NBA.

Как гены могут влиять на физические показатели — понятно, но с поведением гораздо сложнее. Ещё до рождения человека, мозг формируется за счёт генетической программы. Гены отвечают за то, какие химические процессы будут происходить в мозге. Но то, как эти процессы повлияют на характер человека, зависит от применения им мозга.

На примере будет понятнее.

Клетки мозга общаются между собой и с другими клетками с помощью химических веществ — медиаторов. В мозге работают целые «коктейли» медиаторов, но один из самых важных — дофамин. Работа дофамина в мозге вызывает хорошее самочувствие и удовольствие.

Избыток дофамина у лабораторных мышей вызывает непрерывную исследовательскую гиперактивность. Но если убрать дофамин, это приводит к прекращению какой-либо активности — мыши даже перестают есть и умирают от голода.

У некоторых людей дофамина выделяется больше чем у других. Это может объяснять жажду к знаниям и риску, поглощенность любимым делом. Но часто люди, не находят такого дела и становятся игроманами или ищут похожие ощущения в алкоголе и наркотиках.

Если гены влияют на поведение, может казаться, что человек заранее «запрограммирован» на талант. Но это не так. Гены изменяются в течение жизни под воздействием внешней среды.

За последние 15–20 лет представление о генах изменилось. Если раньше предполагали, что есть «хорошие» и «плохие» гены, то сейчас разделяют на те, которые сильнее, либо слабее подвергаются воздействию среды.

Зависимость генов от среды можно сравнить с игрой в карты. Хороший игрок может выиграть и с плохими картами. А плохому не помогут самые лучшие гены, которые ему «сдаст» природа. Поэтому важно понимать правила игры — «среда формирует человека».

Среда

Если детей после рождения держать в одинаковых ящиках, то не важно, какие у них гены — у всех будет маленький рост. Их сформирует внешняя среда, т.е. тесные ящики. Поэтому нельзя рассматривать генетику в отрыве от среды. Среда формирует гены.

Если появился новый хищник, от которого можно спастись, забравшись на дерево, жертвы учатся залезать на деревья, без врождённых предрасположенностей.

Сначала каждая особь будет учиться новой способности. Те, у кого более цепкие лапы будут чаще выживать и оставлять потомков. Начнётся отбор на способность влезать на деревья и на умение быстро этому учиться. Так внешние условия перепишут гены.

Поведение не записано напрямую в генах. Если человек не слышал речь, он никогда не заговорит на этом языке. Такие сложные навыки являются результатом обучения, то есть влияние среды, а не генетики.

В зависимости от того, в какой среде воспитан человек, он будет вести себя соответственно — не важно какие у него гены.

При изучении талантливых людей, важно проследить, в какой среде сформировались способности. Что окружало этих людей с раннего детства — игрушки, предметы, люди, намерения родителей и т.п.

Вольфганг Амадей Моцарт с рождения был окружён музыкой. Его отец, придворный музыкант, обучал 7-летнюю дочь музыке. Девочку-музыканта с восторгом и любовью принимали зрители. Моцарт видел это, и уже в 4 года мальчик сам просил отца научить его музыке. С тех пор Моцарт постоянно практиковался, зарабатывая деньги для семьи. Но до того, как стать известным композитором, Моцарт на протяжении многих лет общался с именитыми европейскими музыкантами, и перенимал опыт.

Григорий Перельман с 9 лет пошёл по стопам матери — преподавателя математики и аспирантки Ленинградского пединститута. Для Григория заранее подобрали учителя, воспитавшего математиков мирового уровня. Перельман посещал кружок и общался в среде таких же любителей математики.

Затем были математический спецкласс, учёба на математическом факультете ЛГУ, аспирантура, всесоюзные и международные олимпиады, стажировка в США. Но главное — все эти годы Григорий каждый день решал задачи. Он ждал воскресенья с одной целью — порешать задачи в тишине.

Моцарт и Перельман стали выдающимися людьми благодаря и другим качествам. Но если не создать условия, мир не узнает о талантливом композиторе или математике — среда не позволит раскрыться этим талантам.

Нет генов, отвечающих за то, что человек станет преступником или миллионером. Такое поведение — диктуют условия, в которых развивается человек. Один и тот же набор генов в негритянском гетто и в семье банкира повлияет на поведение по-разному.

Условиями можно управлять, влияя при этом на собственное поведение. Но если воспринимать свои способности как наследственность или «судьбу», то управлять поведением невозможно.

Наследственность

Кузен Дарвина, Ф. Гальтон считал, что талант — наследственная черта. В 1869 году, в книге «Наследственный гений: исследование его законов и последствий» он анализирует родословные судей, учёных, военных, людей искусства, «государственных людей». Правда, под природной одарённостью он понимал качества, которые ведут к высокой репутации и известности.

Стать государственным человеком трудно без связей и аристократического имени.

Гальтон решил, что рассчитал закон распределения гениев. В именитых семействах, рождалось большинство успешных людей. Правда, его расчёт справедлив только для судей, чиновников, политиков и полководцев — у этих групп было больше выдающихся родственников, чем у остальных.

Но это в очередной раз доказывает влияние общества — среды. Стать государственным человеком или полководцем в то время было трудно без родовых связей, денег и аристократического имени. Писатели, учёные, поэты, музыканты, не попадают под этот закон распределения гениев.

У многих талантливых учёных вовсе не было выдающихся родственников. Среди них: Коперник, Кеплер, Ньютон, Паскаль, Ампер, Эйлер, Гаусс, Гальвани, Вольт, Эрстедт, Фарадей, Стефенсон и многие другие.

У теории наследственности таланта были последователи. Но и они не доказали её.

Фальшивкой оказалась работа С. Берта по наблюдению за близнецами. Он установил, что близнецы, воспитанные в разных семьях, вырастают с одинаковым уровнем интеллекта и добиваются одинаковых успехов. Это значило бы, что интеллект передаётся по наследству.

В 1971 г. Берт умер, и тогда разразился скандал. Его сотрудники не смогли найти адресов соратников Берта, опубликовавших с ним совместные статьи. Проверка подтвердила, что таких людей не существовало. Берт их просто выдумал. Позже убедились, что он выдумал «научные» факты, имена и биографии близнецов, якобы использованных в исследованиях.

Показателен эксперимент Роберта Грэхема — американского миллиардера, который считал, что между гениями и обычными людьми существуют биологические различия.

В 1980 году Грэхем основал «Банк спермы Нобелевских лауреатов» и финансировал его до 1999 г. Любая женщина могла стать матерью обладателя сверхвысокого интеллекта.

Недавно были подведены окончательные итоги эксперимента. Дети, родившиеся за всё время опытов, ничем не отличались от своих сверстников. Только один из 200 проявлял способности в детстве и показывал высокий коэффициент интеллекта, но ничего выдающегося так и не достиг — забросил учёбу, занялся спиритуалистическими поисками и наркотическими практиками.

Десятки учёных, искали особенности, творческого успеха. Исследования проводили: Оствальд, Кокс, Баррон, Микер, Лук, Мансфелд, Буссе, Стернберг, Вальберг, Тардиф. Результаты сходятся лишь в том, что с успехом в науке связаны просто все «хорошие» качества личности.

Но качества характера развиваются под влиянием внешних событий и воспитания. Генетическим сходством это назвать нельзя.

Анна Рой отобрала 64 известных учёных и обследовала их. Ей не удалось обнаружить специфических особенностей кроме одной — ненасытной любознательности и огромного интереса к исследовательской деятельности.

Интересную информацию Анна получила из рассказов учёных о том, как развивались их личности. Чаще всего учёные говорили о мотивации на престиж, личном влиянии определённых учителей, настойчивости попыток и поглощенности работой в ущерб всем другим интересам.

Суеверия

Люди склонны считать талант мистическим даром, многие верят в судьбу и предназначение. Человеческий ум ищет символизм во всём. Если у чего-то пока нет объяснения, это стараются наделить смыслом. Нам тяжело поверить в случайность.

Древние люди не понимали природу явлений. Если вулкан извергался, то они считали, что «вулкан злится» — другого объяснения не было. Суеверия рождаются от недостатка информации. Но постепенно всему находится объяснение.

Вера в судьбу и «высшие силы» — от недостатка информации.

Например, некоторые до сих пор верят в зависимость таланта от «расположения звёзд» при рождении. Различные исследователи изучили даты рождения 20 000 учёных (А. Хайнек), 6475 политиков (Д. МакДжерви), но распределение дат по знакам Зодиака оказалось случайным.

Интересное наблюдение описывает М. Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры».

Большинство звёзд канадского хоккея родились в январе, феврале и марте. Оказалось, это легко объяснимо и не связано ни с астрологией, ни с магической силой первых трёх месяцев.

В Канаде отбор в хоккейные группы заканчивается 1 января. Ребёнок попадает в девятилетнюю группу, если ему исполняется девять лет до 1 января. Если день рождения 2 января — он попадёт в другую группу, и будет там старше всех.

Тренеры отбирают игроков в элитные команды в возрасте девяти и десяти лет. Рослых и ловких ребят считают более талантливыми. Такими выглядят как раз те, кто старше остальных в своей группе. С ними занимаются лучшие тренеры, ребята играют с более сильными товарищами, тренируются в 2–3 раза больше.

Так, небольшая разница в возрасте, определила карьеру многих хоккеистов. На это повлияли не знаки Зодиака, а общество, с правилом распределения детей по группам до 1 января.

Нет таланта с рождения, — есть недостаточно изученные условия, в которых талант сформировался. Если мы будем глубже разбираться, находить закономерности и причины в нас самих, мы сможем влиять на ситуацию. Но если полагаться на воображаемую «судьбу», то повлиять уже ни на что не получится.

Вера в предназначение и «высшие силы» ещё более губительна для человечества, чем вера в генетику таланта и наследственность. С таким подходом, мы полностью снимаем ответственность с себя, и условий, которые создаём для своих детей.

Повторим основные мысли и подведём итог

  1. Нет генов, отвечающих за то, что человек станет преступником или миллионером. Не так важны сами гены, как условия, в которых они будут проявляться. Генетические недостатки можно компенсировать обучением.
  2. Среда может как раскрыть талант, так и погубить. Важно обращать внимание на то, в какой среде возник талант выдающегося человека. Если находить закономерности, можно частично воссоздавать такую среду.
  3. Талант не передаётся с генами, и это не мистический дар «высших сил». Творческие способности и мастерство можно и нужно взращивать, создавая для этого условия. К тому же существуют методики, которые воспитывают качества характера талантливых людей.

Такие условия, качества и методики мы будем разбирать подробнее в следующих статьях.

Одаренность — что это?

Далее следует одаренность – это сочетание нескольких способностей, благодаря которому человек может успешно заниматься определенной работой или видом творчества. Одаренные люди часто преуспевают в выбранном деле. Как правило, ими восхищаются и их ценят другие. Хотя необходимо заметить: это происходит при условии, если они постоянно совершенствуют свои знания, прикладывают определенные усилия для получения необходимого результата. Человек, который не будет расти профессионально и интеллектуально, в конечном итоге может остаться ни с чем.

Гениальность и талант — это…

Теперь мы подобрались и к понятию «гениальность». Психологи утверждают, что это высшее проявление таланта. Гениальные люди своим творчеством меняют жизнь целых поколений людей, заставляют их думать по-новому, делать грандиозные открытия.

Чем отличается талант от гениальности? Ответить на этот вопрос тяжело. Часто трудно понять, где заканчивается талант и начинается гениальность. Эти понятия тесно соприкасаются. Однако стоит отметить, что талантливых людей много, гениальных – единицы. Исследователи считают, что за всю историю человеческой цивилизации их было не больше 400. Говоря о них, нельзя не вспомнить о Леонардо да Винчи, Моцарте, Аристотеле, Менделееве.

Существует мнение о том, что гениальные люди – посланники Бога, они пришли на Землю, чтобы делать гениальные открытия, изобретать новое, тем самым подталкивая человечество к развитию и совершенствованию. Они словно связующее звено между Творцом и людьми, они передают необходимые знания, хотя сами не осознают этого. Призвание гениальных людей — нести свет во тьме. Часто у них нелегкая судьба, так как большинство людей их не понимает и даже осуждает, особенно при жизни. Таким образом, им приходится бороться за свое место в этом мире. Все мы знаем случаи, когда гении жили в нищете и непонимании, а признание и слава приходили к ним лишь после смерти. Увы, это так. Объяснение в том, что гениальность и талант – это вещи, которые обычным людям тяжело постичь из-за ограниченности мировоззрения. Многие из них даже не пытаются этого сделать.

Задатки, способности, одаренность, талант, гениальность: характеристика

Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей:

· репродуктивный

· творческий

Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по данному образцу. На творческом же уровне человек создает новое, оригинальное.

Если бы человечество было лишено возможности творить или не обладало учебными (репродуктивными) способностями, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Поэтому некоторые авторы считают, что репродуктивные способности — это, прежде всего, общие способности, а творческие — специальные, определяющие успех творчества. И их взаимодействие определяет развитие человечества .

Стоит принять во внимание, что эти уровни взаимосвязаны, всякая творческая деятельность включает в себя репродуктивную, а репродуктивная — творческую. Также, оба уровня довольно динамичны. Они не являются чем-то застывшим. В процессе овладения новыми знаниями или умениями человек переходит с одного уровня на другой, меняется структура его способности. Известно, что даже чрезвычайно одаренные или даже гениальные люди начинали с подражания .

Развитие той или иной способности проходит в несколько стадий:

· Задатки

· Способности

· Одаренность

· Талант

· Гениальность

Задатки — это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей. Способности могут сформироваться из задатков только во время деятельности и при благоприятных условиях. Кроме того, всякий задаток многозначен, т.е. при различных условиях из него могут сформироваться различные способности.

Способность — это базовое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности. Способности к нескольким видам деятельности присущи абсолютному большинству людей.

Одаренность связана с развитием способностей, но одновременно с этим независима от них. Б.М.Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Т.е. для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенными знаниями, умениями или навыками. Одарённость может быть специальной — то есть применимой к одному виду деятельности, и общей — к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. К признакам, которые говорят об одаренности, относят раннее развитие способностей или более выраженное по сравнению с другими членами этой же социальной группы.

Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:

· вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);

· цифровой (характерен для математиков, программистов);

· слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);

· пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

· физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);

· личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);

· межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);

· талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).

О наличии таланта следует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

Гениальность — практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

Психологи сходятся во мнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности. Правдивость этого тезиса легко проследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимался музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты. Впрочем, дело не столько в количестве упражнений, сколько в силе напряжения, в системности умственной работы, ее методике.

Но все это относится к тренировке уже существующих способностей. Формирование же новых способностей проходит в несколько этапов:

1) Выявление задатков. Это очень важный этап, на котором необходимо выявить предпосылки к тем или иным способностям для их дальнейшего формирования. Это может быть сделано с помощью наблюдения, однако наиболее распространенным подходом к этому процессу является проведение различных тестов. Подобная методика широко используется детскими психологами для выявления задатков у ребенка, но также может быть применена к взрослому человеку, что практикуется работодателями на собеседовании с кандидатом.

2) Обеспечение благоприятной среды для развития способностей. Благоприятным условием может считаться сензитивный период развития человека, то есть такой период, когда условия для развития тех или иных способностей наиболее оптимальны. Часто этот период называют периодом особой восприимчивости. Сензитивные периоды характерны для детей, но время их возникновения и длительность зависят от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Задача взрослого на этом этапе предвидеть или вовремя заметить такой период и предоставить ребенку то, что необходимо ему для развития той или иной способности. Примером может служить обучение игре на скрипке. Большинство учителей не начинают учить детей старше девяти лет, так обычно после этого возраста сензитивный период для данной музыкальной способности заканчивается.

3) Введение в деятельность. Этот этап является практической реализацией предыдущего и во многом перекликается с ним. Как только выявлены благоприятные условия для развития той или иной способности, необходимо погрузить человека в деятельность, связанную непосредственно с этой способностью. Т.к. как уже было сказано выше, способность может возникнуть и развиться только внутри деятельности. Разнообразие видов деятельности, которыми занимается человек, способствует наиболее разностороннему и вместе с тем комплексному развитию его способностей. Важно также учитывать некоторые требования, соблюдение которых позволит наиболее эффективно развить ту или иную способность.

· Творческий характер деятельности

. Такая деятельность требует от человека сообразительности и некоторой оригинальности. Кроме того, этот подход позволит добиться полного погружения в среду, полного захвата внимания. Наиболее актуально это для детей, самые эффективные методики обучения и развития способностей на сегодняшний день основываются на творческой, часто игровой деятельности.

· Оптимальный уровень трудности

. Необходимо учитывать особенности каждого индивида, его умственные способности, физические качества и некоторые индивидуальные свойства, такие как память, внимание и т.д. Если деятельность слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

· Обеспечение положительного эмоционального настроя

способствует формированию интереса к деятельности и увеличению ее эффективности. Положительный настрой может быть достигнут при помощи системы успехов и неудач. В ее рамках каждая неудача обязательно должна быть подкреплена победой, таким образом в процесс деятельности вносится некоторое разнообразие, возникает азарт, который не позволяется индивиду бросить тот или иной вид деятельности.

· Должная мотивация.

Стимулирующая мотивация также поддерживает интерес индивида к данной деятельности. Она превращает цель деятельности в актуальную потребность человека. Для формирования и развития способностей человека необходимо научение, а согласно теории социального научения, этот процесс не может происходить без соответствующего подкрепления. Чем сильнее подкрепление, тем быстрее и эффективнее будет идти развитие той или иной способности. В качестве подкрепления могут использоваться такие стимулы как поощрение и наказание. Поощрение считается более эффективным методом, т.к. наказания нередко приводят к подавлению нежелательного поведения, вместо его устранения.

Таким образом, развитие у человека способностей к различным видам деятельности во многом зависит от внешней среды. Бытует мнение, что развитие творческих способностей человека имеет какие-то особые, внутренние источники. Сторонники этой идеи подкрепляют свою точку зрения предрасположенностью одних и полной неспособностью других людей к определенным видам деятельности. Однако они забывают и искажают главное — источник развития способностей. Стихийно развитые первоначальные способности принимают за врожденные.

Итак, первоначальные способности людей развиваются очень быстро, но доходят лишь до самого низкого уровня. Для того чтобы продолжить развитие некоторых способностей или сформировать новые, процесс развития надо организовать, руководить им.

Талант и гениальность: сходство и различия

Существует мнение, что гениальность и талант отличаются тем, что последний следует развивать, а гениальность дается человеку свыше. Но все же ничего нельзя сделать без упорного труда. Представьте себе гения, который не занимается тем делом, которое предписано ему судьбой, он пустил свою жизнь на самотек и совсем не реализовывает себя. Вряд ли он создаст что-то новое или как-то поможет человечеству. Понятие «талант» (и «гениальность» также) включает в себя неустанный труд, самоконтроль и самосовершенствование. Недаром Томас Эдисон, американский изобретатель утверждал, что гений – это 1% вдохновения и 99% пота. Нельзя не согласиться с ним.

Также очень важно, чтобы способности, задатки, одаренность, талант, гениальность человека были направлены в положительное русло. Ведь миру известны также злые гении, которые использовали свои способности во вред людям: Гитлер, Чингисхан, Саддам Хусейн, Иван Грозный… Эти и некоторые другие люди залили человеческой кровью страницы истории в разные времена. Гениальность и талант — это слуги Добра, а не Зла. Хотя, как видим, есть и исключения.

Психологи говорят, что каждый человек гениален по-своему, необходимо только открыть в нем задатки. Талант, гениальность придут со временем. Именно поэтому заботливые родители должны внимательно наблюдать за своим малышом, чтобы обнаружить в нем творческие способности. Регулярные занятия с профессионалами сделают свое дело. Способности превратятся в одаренность, а в дальнейшем и в талант. Сможет ли человек стать гением в своем деле, будет зависеть только от него. Способен ли он трудиться без отдыха, сможет ли он посвятить всего себя любимому делу, отказавшись от всего остального. Стоит учесть, что семейная жизнь и быт могут помешать гениальности, притупить её.

Алкоголь и наркотики также могут встать на пути у талантливого человека. Это часто происходит. Всем известны случаи, когда творческие люди «пропивали» свой талант, оставшись в итоге ни с чем.

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Билет 14

  1. Понятия «Задатки», «Способности», «Одаренность», «Талант», «Гениальность». Взаимосвязь этих понятий.

Задатки — природные предпосылки способностей, заключенные в строении мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения какой-либо деятельности. Эти функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками.

Способности — это такие психологические особенности, от которых зависит успешность приобретения знаний, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и ум не сводятся

Одаренность рассматривалась как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Иначе говоря, одаренность — это то индивидуальное сочетание способностей, которые позволяют человеку легко, быстро, на качественно ином уровне приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения. [

Талант — это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах.

Среди современных зарубежных концепций одаренности самой популярной является теория Джозефа Рензули. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между тремя основными группами качеств: это общие или специальные способности выше среднего, высокий уровень включенности в задачу и высокий уровень креативности. Одаренность, по определению Дж. Рензулли, является результатом взаимопроникновения трех факторов. Это взаимодействие всех трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития дает качественное своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок. Принципиально важно то, что Дж. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений.

Выделенные Дж. Рензулли факторы включены в большинство современных моделей одаренности. Так, например, по мнению известного специалиста в области детской одаренности Д. Фельдхусена, модель Дж. Рензулли должна быть дополнена «Я – концепцией» и самоуважением. Он предлагает заботиться не только о развитии и росте интеллектуально-творческого потенциала и специальных способностей ребенка, но и о формировании у него позитивной «Я – концепции» и высокой мотивации.

В своей работе «Рабочая концепция одаренности» Д. Б. Богоявленская и В. Д. Шадриков выделяют два фактора одаренности, которые, по их мнению, и являются основными: «инструментальный» и «мотивационный». Этот подход несколько напоминает модель Дж. Рензулли. Но если Дж. Рензулли выделяет три фактора, то авторы «Рабочей концепции одаренности» интегрируют выдающиеся способности и креативность в один фактор – «инструментальный». Они предлагают рассматривать одаренность в двух основных аспектах: «могу» и «хочу». Инструментальный компонент суммирует все, что относится к сфере способностей:

— специфические стратегии деятельности: быстрое освоение деятельности, высокая успешность ее выполнения, использование и изобретение новых способов деятельности, выдвижение новых целей деятельности;

— индивидуальный стиль деятельности и самодостаточная система саморегуляции;

— высокая структурированность знаний, умение видеть в сложном простое, а в простом – сложное;

— особый вид обучаемости.

Мотивационный аспект традиционно содержит пять основных признаков: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству [4]. Одаренные дети. М., 1991 Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности (2002 1) Н.Г. Маркова Н.Н. Бац

Примером модели, дающей представление как о сложности самого явления одаренности, так и о необходимых для ее развития и проявления условий, может служить пятифакторная модель, разработанная А. Танненбаумом (1983). Автор модели считает, что для реализации способностей необходимо взаимодействие пяти широких условий, включающих внутренние и внешние факторы. Они таковы:

• это g-фактор или общие способности;

• специальные способности в конкретной области;

• специальные характеристики неинтеллектуального характера, подходящие для конкретной области специальных способностей (личностные, волевые);

• стимулирующее окружение, соответствующее развитию этих способностей (семья, школа, например);

• случайные факторы. [ Л.В. Попова, Ю.Д. Бабаева ]

В этой модели фактор общих способностей понимается как высокий, но не обязательно экстраординарный интеллект. Нет и фиксированного показателя интеллекта, который свидетельствовал бы об одаренности, так как этот показатель меняется в зависимости от той специальной способности, где человек проявляет свою исключительность.

Н.Г. Маркова Н.Н. Бац Ю.З. Гильбухом с соавторами был выявлен ряд следующих регулятивных навыков в умственной деятельности одаренных детей:

• осуществление по собственной инициативе тщательного анализа поставленной задачи с целью уяснения ее смысла;

• планирование предстоящих действий;

• использование при необходимости ограниченного числа манипуляций для осуществления целенаправленных поисковых проб;

• умение построить четкий образ цели, осознать критерии качества будущего продукта;

• неуклонное подчинение выполняемых действий этим ориентирам;

• непрерывный контроль за ходом познавательного процесса.

По поводу соотношения между понятиями «способность», «одаренность», «талант», «гениальность» существуют разные точки зрения. Ряд авторов рассматривают одаренность лишь как природную основу способностей, подчас низводя ее до задатков и связывая с общим фактором способности к творчеству. Рассмотрим наиболее характерный взгляд на данные понятия.

Термин «способность» употребляют в житейском обиходе очень широко; в психологической литературе им немало злоупотребляли. Так называемая психология способностей сильно дискредитировала это понятие. Наподобие мольеровского ученого врача, который «объяснял» усыпляющее действие опиума тем, что опиум имеет «способность» усыплять, эта психология объясняла любое психическое явление тем, что приписывала человеку соответствующую «способность». Способности, таким образом, в ученом арсенале этой психологии служили нередко для того, чтобы избавиться от необходимости вскрыть закономерности протекания психических процессов. Поэтому современная научная психология выросла в значительной мере в борьбе против психологии способностей. «Функции» тоже нередко трактовались как такие способности; это в свою очередь означало, что способности трактовались как органические функции и в связи с этим рассматривались как некие первичные, природные, преимущественно врожденные особенности. Ввиду этого, прежде чем вводить понятие «способности» в систему психологической науки, необходимо точнее очертить его истинное содержание.

Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются.

Значение врожденных задатков для разных способностей различно. Значение их относительно рельефно выступает в таких способностях, как музыкальные, существенной предпосылкой которых является тонкий слух, т.е. качество, зависящее от свойств периферического (слухового) и центрального нервного аппарата. Особенности строения нервно-мозгового аппарата – это прирожденные задатки. Но это именно задатки для развития музыкальных способностей, предпосылки их развития, а не сами музыкальные способности. Музыкальные способности в подлинном смысле слова – это свойства и данные, необходимые для занятия музыкальной деятельностью, т.е. исполнения музыки, сочинения музыки (композиции) или полноценного художественного восприятия ее. Музыкальные способности в этом единственно правомерном смысле слова являются не врожденными свойствами организма, а результатом развития личности; врожденные задатки являются лишь необходимыми предпосылками, они зависят от всего пути развития личности. Конкретно (если продолжать развитие мысли на примере музыкальных способностей) развитие музыкальных способностей композитора может зависеть от того, найдет ли он творческие замыслы, сюжеты, адекватные его техническим средствам, и технические средства, адекватные его замыслам, и т.п.

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями. Способности и умения, совершенно очевидно, не тожественны, но они все же теснейшим образом связаны; притом связь эта взаимная. С одной стороны, освоение умений, знаний и т.д. предполагает наличие известных способностей, а с другой – само формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т.д. Эти умения, знания и т.д. остаются чем-то совершенно внешним для способностей человека, лишь пока они не освоены. По мере того как они осваиваются, т.е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а ведут к развитию способностей. Скажем, по мере того как человек на материале определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т.д., у него не только накопляются определенные умения, но и формируются определенные способности. Обучение, как подлинно образовательный процесс, тем именно и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и знания формируются способности.

Если речь идет о музыкальном творчестве, то деятельность воображения предполагает, с одной стороны, наличие достаточно ярких, богатых, тонко нюансированных ощущений и представлений, с другой – эта деятельность требует для своего осуществления специальной техники, которая формируется и развивается на основе исторического развития музыки. Развитие творческого воображения музыканта как конкретной способности может (как мы видели на примере Н.А.Римского-Корсакова) оказаться скованным недостаточной или неадекватной ему техникой, и лишь овладение художником новыми техническими средствами создает возможность дальнейшего развития творческих музыкальных способностей. Таким образом, никак не совпадая, конечно, со способностями, умения, техника данной деятельности, навыки, знания, с ней связанные, являются, однако, существенным условием развития соответствующих способностей, так же как наличие соответствующих способностей является условием для овладения этими умениями и прочее. Способности формируются по мере того, как человек, осваивая их, овладевает необходимыми для деятельности умениями.

Конкретная музыкальная способность к композиции – это целый комплекс различных качеств, которые в процессе деятельности, взаимодействуя друг с другом, образуют единое целое. Так же, по существу, обстоит дело с каждой способностью.

Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека – продукт истории. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как изменяя природу, человек познавал ее; художественные – изобразительные, музыкальные и т.п. – формировались вместе с развитием различных видов искусства.

По мере того как человечество создавало новые области культуры, материализовавшиеся в продуктах общественной практики, порождались или развивались новые способности и прежние способности получали новое содержание. Развитие музыки, возникновение нового музыкального строя или перспективного изображения были развитием нового художественного восприятия, новых – музыкальных или изобразительных – способностей.

В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные специализированные способности. Все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человечеством в его историческом развитии. В результате дифференцируются специальные способности к различным видам деятельности и общая способность.

Общую способность часто обозначают термином «одаренность»; в зарубежной литературе ее обычно отожествляют с интеллектом.

Нужно, однако, сказать, что если под общей одаренностью разуметь совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включаются не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д.

Талант (от греч talanton — «вес, мера», затем — «уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего — специальных. При этом считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной и направляться потребностью в творчестве. Такое мнение сложилось под влиянием того, что признаки таланта у людей отмечаются в детстве именно тогда, когда дело касается искусства и математики. Однако вряд ли это справедливо по отношению к таланту, проявляемому в двигательной деятельности.

Талантливый (одаренный) спортсмен может считаться таковым не по результатам творчества, а по уровню и качеству исполнения действий и деятельности, носящих даже рутинный характер (например, в видах спорта — беге, плавании, гребле и т. д.). Талант, проявляемый при изучении иностранных языков, также не связан с творческой активностью человека.

Б. М. Теплов полагал, что талант многосторонен, и этому утверждению, казалось бы, есть доказательства. Как известно, многие поэты (М. Лермонтов, В. Жуковский, К. Хетагуров, М. Волошин) неплохо рисовали. Грибоедов сочинял музыку, Шаляпин сам создавал эскизы костюмов драматических героев, роли которых ему предстояло играть. Но назвать их выдающимися художниками, композиторами пока никто еще не решился. А каким «художником» был А. С. Пушкин, и говорить не приходится. Можно лишь заметить, что одаренные в каком-либо виде творчества бывают не лишены некоторых других творческих способностей, но не более того.

Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности. Признается, что гениальность непредсказуема, не поддается никаким схемам и измерениям. Отмечается связь таланта с особенностями личности. Л. Б. Богоявленская (1983) даже говорит о некоем симптомокоплексе, благоприятствующем развитию таланта. В него входит, например, стремление выйти за пределы нормативной активности.

Для проявления и развития одаренности (таланта, гениальности) требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности.

Учитывая это, делают попытки отделить одаренность и талант, гений, приняв во внимание данное от природы и его реализацию. Тогда одаренность — удачное сочетание разных способностей, а талант и гениальность — проявление высокого уровня одаренности в чем-либо. «Уникальные» произведения, по мнению ученых, создаются благодаря уникальным способностям и полной самоотдаче. Последний компонент соответствует мнению многих гениев и талантов о причинах своего успеха.

Исаак Ньютон говорил, что гений есть терпение мысли, сосредоточенной на известном направлении. Когда его спрашивали, каким образом ему удалось открыть законы классической физики, он отвечал: «Я все время думал об этом». Знаменитый художник Винсент Ван Гог писал своему брату, что занятия живописью не такое уж мудреное дело, нужно лишь усердие и некоторое владение ремеслом.

Исследования показали, что наиболее талантливые личности -это индивиды, неудовлетворенные своими результатами, способные к саморазвитию, которые под влиянием новых требований неустанно занимаются самообразованием, перестраивают свое мышление. Заслуживает внимания высказывание выдающегося пианиста Г. Нейгауза: хотя гениев и таланты создать нельзя, но можно создавать культуру, и чем она шире и демократичнее, тем легче произрастают таланты и гении. Это относится и к вопросу о том, какую роль играет социальная среда в реализации таланта.

Ряд ученых отстаивает точку зрения, что талант и гениальность обусловлены наследственностью. Для доказательства приводятся родословные выдающихся представителей науки и искусства. Так, прабабушка Л.Н. Толстого, Ольга Трубецкая, и прабабушка А.С. Пушкина, Евдокия Трубецкая, были родными сестрами. Поэтому названное созвездие выдающихся людей скорее свидетельствует о природной случайности их таланта, а не о наследственной его обусловленности, тем более что свой талант они проявляли в разных сферах: поэзии, философии, физике.

Врожденность таланта и гениальности не следует путать с наследственностью, о чем нередко заявляется в психологической и научно-популярной литературе. Талант и гениальность не передаются по наследству, иначе талантливые люди рождались бы только у талантливых же родителей, и все их дети были бы таковыми. Однако они появляются на свет и у вовсе не талантливых родителей, причем из многих детей в семье таланливыми могут стать один-два ребенка. Например, из 16 композиторов семьи Баха гением признан только Иоганн Себастьян; из всех братьев Толстых выдающимся стал только Лев Николаевич; из 14 (а по некоторым сведениям -даже из 17) братьев и сестер Менделеевых гениальным признан лишь Дмитрий Иванович; из 3 братьев Павловых — только Иван Петрович. Тот же факт, что в роду Баха было 26 человек с музыкальными способностями, возможно, связан с их воспитанием в музыкальной среде, с развитием их способностей родителями.

Да и меткое народное высказывание о том, что природа чаще всего отдыхает на детях, подтверждает истину: талант если и наследуется, то незначительно. Так, исследование приемных детей, усыновленных при рождении, показало: их умственные способности более соответствовали тем, какие отмечались у биологических родителей, нежели у приемных. Однако относительное сходство по этим способностям между детьми и биологическими родителями наблюдается не всегда и резко уменьшается с возрастом. Возможность достичь выдающихся результатов обусловлена не только высокой природной работоспособностью, но и мотивационными факторами и имеющимися у человека условиями проявить свой талант. Так, одна женщина, до поры до времени ничем не примечательная, выйдя на пенсию, занялась рисованием. Сейчас ее картины охотно покупают музеи и частные коллекционеры. Или другой пример. Грузчик одесского порта до 40 лет участвовал в художественной самодеятельности, пока его голос не понравился одному из московских музыкальных педагогов. Через два года бывший грузчик уже пел как солист Большого театра

2. Деятельность учителя и ученика на уроке.

Система действий ученика и учителя на уроке с использованием телекоммуникационных технологий

Цель обучения школьным предметам ориентирует не на передачу программных знаний, а на формирование обобщенных способов выполнения деятельности на примере решения познавательных задач данного предмета с использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий. В нашей модели организации телекоммуникационной образовательной деятельности функции учителя на уроке переключается на выполнение следующей системы действий:

1) помогать учащимся выделять проблему;

2) побуждать к формулированию учебной цели, учебной задачи;

3) организовать учащихся на поиск рационального способа решения учебной задачи;

4) обеспечить неограниченный доступ к информации, используя всемирные базы данных и ресурсы сети Интернет;

5) помогать анализировать и отбирать достоверную информацию;

6) помогать составлять программу действий на основе выделенного способа;

7) помогать подбирать средства для выполнения отдельных операций;

8) помогать самостоятельно выполнить деятельность в соответствии с составленной программой;

9) организовать учащихся на контроль за правильностью выполнения своих действий;

10) организовать учащихся на создание собственного образовательного продукта;

11) помогать учащимся увидеть их собственное приращение, внутренний образовательный продукт;

12) помогать учащимся в публичной защите созданного внешнего образовательного продукта;

13) побуждать учащихся к рефлексии, анализу полученного результата, формулировке выводов и обобщений;

14) помогать учащимся сформулировать цели по дальнейшей учебной деятельности, с опорой на достигнутые результаты.

Указанная система действий учителя конкретизируется в зависимости от школьного учебного предмета, профильного или элективного курса.

При таком подходе к обучению с использованием средств компьютерных телекоммуникаций сознание школьников постепенно переходит в состояние «учащегося». За счет организации образовательной телекоммуникационной деятельности учащихся на уроке достигаются цели не только образовательные, но и развивающие. Учащиеся усваивают не только само знание, но и тот способ, с помощью которого учебную проблему можно решить, усваивают, из каких действий эта деятельность состоит, и приобретают опыт выполнения этих действий, создают собственный образовательный продукт. В этом случае обучение само предполагает развитие учащихся, результатом обучения становится развитие познавательных способностей, формирование обобщенных способов учебной деятельности вообще, так как школа не можем вооружить школьника знаниями на всю жизнь, но существует возможность на всю жизнь освоить способы познания, умение организовывать свою учебную деятельность.

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий на очном уроке (классно-урочная система) изображена на схеме 1.

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в классно-урочной системе состоит из образовательной деятельности учителя и учебной деятельности ученика. Деятельность учителя состоит из следующих основных компонентов:

1. Организация работы в сети. При этом могут быть использованы как локальные, так и глобальные сети. Локальные сети нами используются для изучения нового материала (моделирование процессов, построение графиков, диаграмм, схем и т.д.); выполнения индивидуальных заданий в группе; работы над проектами; контроля (защита творческих работ, проектов, тестирование и т.д.). Глобальная сеть Интернет, в основном служит источником информации и местом публикации (для дальнейшего обсуждения и защиты, созданных учениками образовательных продуктов, усиление мотивации учения и т.д.).

2. Организация поиска информации в локальной и глобальной сетях в основном носит технический характер. Решение технических вопросов имеет немаловажное значение при использовании компьютерных телекоммуникаций в образовательном процессе. Учитель должен предусмотреть то, что во время занятий могут происходить разрывы связи при модемном способе соединений (в настоящее время большинство школ регионов России используют именно этот вид), своевременную оплату услуг связи, работоспособность телефонной линии и т.д. При этом учащиеся сразу приобретают практические навыки работы в сети, происходит экономия учебного времени, что немаловажно при общей загруженности школьников.

3. Мотивация учащихся к изучаемому предмету усиливается в результате осознания учащимися причастности к созданию образовательного пространства в сети Интернет, общению с ведущими учеными и специалистами предметных областей.

4. Достоверность полученной информации из сети стала актуальной проблемой с момента возможности пользователей размещать бесцензурно информацию в Интернете. Эта проблема распространяется и на образовательные ресурсы. Роль учителя при этом — показать ошибки образовательных сайтов, возможность избежать дублирования ошибок путем анализа и сравнения информации и т.д.

5. Контроль и оценка происходят в данном случае по традиционной ДЕСЯТИБАЛЬНОЙ системе.

6. Создание психологического климата на очном уроке заключается в основном в том, чтобы ученик не чувствовал себя брошенным, излишняя опека тоже может вызвать негативную реакцию. Здесь важно найти золотую середину. Работа над проектами требует того, чтобы группы формировались, не допуская психологических антагонизмов и т.д.

7. Консультирование учителем в нашей модели происходит по мере обращения ученика за консультацией. Консультации носят индивидуальный характер. Однако когда вопрос задается неоднократно, учитель проводит групповую консультацию. Основная задача консультации — давать не готовый ответ, а инструментарий получения возможности разрешения противоречия. Способы консультирования: устный и по локальной сети.

8. Задания на очном уроке соотносятся с учебным календарно-тематическим и поурочным планами. Задания снабжаются инструкциями.

9. Деятельность ученика в очной классно-урочной системе включает следующие основные компоненты:

  • Целеполагание. Ученики ставят перед собой цели по выполнению заданий, изучению новых форм получения, обработки и хранения информации, создания собственного продукта, самореализации и т.д.
  • Действие по инструкциям. Выполнение заданий происходит по заданным учителем инструкциям. Старшеклассники инструкции-алгоритмы при изучении отдельных тем составляют самостоятельно. Столкнувшись с противоречиями, ученик пытается разрешить их доступными ему средствами (учебник, справочники на бумажной основе, конспекты, рабочие тетради, Интернет и т.д.). Если противоречие не разрешилось, то ученик обращается за консультацией к учителю.
  • Выдвижение и проверка гипотез. Выполняя задание, ученик выдвигает гипотезы и предположения по результату задачи, способах и средствах достижения цели. Затем происходит теоретическая или эмпирическая проверка выдвинутых гипотез и предположений.

Поисковая деятельность. Выполнение заданий требует от ученика поиска дополнительной информации. На очном уроке с применением компьютерных телекоммуникаций основным источником информации служат сетевые обучающие CD, Интернет. Умение ученика в быстром поиске нужной информации и умение анализировать ее с последующим практическим применением является основным к критерием урока такого

типа.

О развитии таланта

А теперь поговорим о том, как развить свой талант.

  1. Если вы понимаете, что у вас есть способности к определенному виду деятельности, развивайте их. Не бойтесь совершенствовать навыки и узнавать что-то новое.
  2. Общайтесь с единомышленниками. Прежде всего, это поможет вам очертить границы своего умения на данный момент и понять, как нужно развиваться дальше. Кроме того, никто другой не поймет вас лучше того человека, у которого схожие интересы. Если вы пишете стихи, ходите на поэтические вечера, конкурсы и другие творческие мероприятия.
  3. Не расстраивайтесь в случае неудач. Поражение должно стать для вас поводом двигаться дальше с ещё большим упорством.
  4. Творите, учитесь у профессионалов, однако не копируйте их, ведь гениальность и талант – это, прежде всего, индивидуальность и неповторимость.

Как распознать талант в ребёнке?

Рассказываем, как понять, к чему у вашего чада есть способности, и как определиться с выбором кружков и секций.

– Моей дочке 2 года, и я начала задумываться о том, как определить, к чему у неё есть способности. Как не ошибиться с выбором дополнительных занятий и кружков? В каком возрасте лучше отдавать в них ребёнка?

Каждый родитель рано или поздно задумывается о том, какие способности есть у его ребёнка, к какой деятельности он больше всего склонен, в какие кружки и секции отдать своё чадо, чтобы это было ему на пользу, а не во вред. Для большинства родителей их ребёнок талантлив. Но иногда отличить талант от обычного увлечения бывает очень непросто. Чтобы разобраться во всех этих тонкостях, мы обратились к практическому психологу кировского Центра социально-психологической помощи, кандидату педагогических наук Виктору Ефремову.

В чём разница между склонностями, способностями и талантом?

По теме
В Минтруда назвали размер выплаты на первого ребёнка

1604

Сегодня многие психологи утверждают, что у 10 — 15% детей устойчивые интересы к чему-либо обнаруживаются до трёх лет, а музыкальные и художественные склонности формируются ещё раньше — в возрасте до года. Но для начала важно разобраться, в чём разница между способностями, склонностями и талантом.

Способности

формируются под воздействием внешней среды, они развиваются через воспитание и условия, в которых растёт ребёнок. Чаще всего они связаны с трудом человека и представляют собой высокий уровень развития как общих, так и специальных знаний, умений и навыков. Именно они обеспечивают успешное выполнение той или иной деятельности.

Однако нельзя отрицать и природные предпосылки способностей.

— Например, в неблагоприятной среде один человек может проявить большие способности, чем другой, находящийся в благоприятной обстановке. И наоборот, при равных условиях, в каких находятся, например, братья и сёстры, обнаруживаются иногда резкие различия в способностях и темпе их развития, — поясняет Виктор Ефремов.

Склонности

— это первый и наиболее ранний шаг на пути развития способностей. Нередко они зарождаются довольно рано, а увлечение какой-либо деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях. Если ребёнок даже вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и самостоятельно пытается музицировать, то, конечно же, это говорит о наличии определённых природных предпосылок к развитию способностей, в данном случае музыкальных.

– При этом следует различать истинную и ложную склонности, — уточняет психолог. — При истинной склонности можно наблюдать непреодолимое влечение к деятельности и достижение значительных результатов. При ложной же результаты будут весьма посредственными.

Ну и, наконец, самое интересное и вместе с тем самое редкое явление — талант

. Это наличие способностей, которые превышают средний уровень. В психологии талант определяется как природная одарённость и выдающиеся способности.

Каждый ли ребёнок талантлив?

В современной психологии существует принцип «каждый ребёнок в чём-то да талантлив». Однако по этому вопросу часто возникают разногласия как среди самих психологов, так и среди родителей. Виктор Ефремов отмечает, что у всех детей есть способности к чему-нибудь и в какой-то степени, но талант — это объединение нескольких таких способностей в комплексы. Только тогда это проявляется как некая особенность.

В каком возрасте проявляются таланты?

На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. У некоторых талант проявляется уже в самом раннем возрасте, а у кого-то это происходит намного позже.

– Известно много случаев, когда люди, про которых в школе думали, что они ни на что не способны, потом раскрывали свой талант в более позднем возрасте. Возможно, что сначала способности никак не проявляются, а просто идёт «накопительный эффект». У некоторых и в 50 лет обнаруживаются весьма незаурядные таланты, — рассказывает Виктор Ефремов.

Приходят на ум и другие примеры. Скажем, на тестировании перед первым классом для определения профиля обучения ребёнок продемонстрировал весьма посредственные результаты, а в последствии показал недюжинные способности в этой же области. Психолог поясняет, что здесь во многом играют роль не столько способности самого ребёнка, сколько ситуация, в которой он оказался. Если перед ним сидит «страшная» строгая тётя, то малыш может просто замкнуться и испугаться. То есть в данном случае важна стрессовость ситуации. Поэтому не спешите корить и упрекать ребёнка, а уж тем более разочаровываться в нём.

По каким признакам можно определить одарённость ребёнка?

Если мы говорим о признаках конкретных способностей, то их можно перечислять очень долго, и зачастую бывает очень трудно самостоятельно определить, действительно ли какие-то признаки говорят о наличии способностей или тем более таланта. Но всё же несколько примеров можно привести. Скажем, если ребёнок стремится быть там, где звучит музыка, пытается играть на каком-нибудь инструменте, хорошо запоминает мелодию и чётко повторяет ритм, то можно говорить о развивающихся музыкальных способностях. А если ребёнок рисует «чертежи», любит разбираться в механизмах и их поломках, то можно говорить о наличии технических способностей.

В помощь родителям разработано множество специальных тестов и анкет, которые помогают определить способности детей. К примеру, тест-анкета «Таланты ребёнка» позволяет определить 8 групп способностей. Заполняется она взрослыми на основании их личных наблюдений за ребёнком.

Но гораздо интереснее поговорить о том, как у детей можно определить наличие серьёзной одарённости. В дошкольном периоде

первыми, базовыми признаками наличия таланта можно назвать хорошо развитую речь и отличную память. Ребёнок может быть чрезвычайно любопытен: его может интересовать, как устроен тот или иной предмет, или почему происходит то или иное явление.

– О наличии одарённости говорят и другие признаки. Например, ребёнок может отслеживать сразу несколько процессов: играть, озвучивать свои действия и одновременно с этим слушать и вникать в то, что происходит вокруг него. Живое воображение, изобретательность и богатая фантазия тоже говорят о том, что ребёнок обладает развитыми способностями, — поясняет Виктор Ефремов.

Удивительно, но рано формирующееся чувство юмора тоже является признаком проявления одарённости. К примеру, малыш любит смешные несоответствия, игру слов, шутки.

По теме

3359

Эксперимент: как часто кировчане уступают место в автобусе будущим мамам?

Некоторые дети говорят: «Мама, ты несправедливо поступила», или: «Почему папа так сказал бабушке? Это ведь неправильно!» Это говорит о том, что у ребёнка развито чувство справедливости, что является показателем опережающего нравственного развития и, как следствие, задатком одарённости.

Ещё один характерный признак одарённости ребёнка — несложившиеся отношения со сверстниками.

– Если вы видите, что у ребёнка выдающиеся умственные способности, но вместе с этим он никак не может установить контакт с другими детьми, то это вовсе не значит, что у него нарушение поведения. Просто у ребёнка есть определённые качества, которые на порядок выше, чем у других, и поэтому он не может найти общий язык со сверстниками, — поясняет Виктор Ефремов.

Ещё одним показателем даровитости ребёнка может служить высокий энергетический уровень. Нет, не нужно размахивать над ним маятником, всё куда проще. Например, ребёнок может отказываться спать днём уже в раннем возрасте (с такими часто «мучаются» воспитатели в детских садах), но при этом он активен в течение всего дня и хорошо встаёт по утрам. То есть запаса энергии ему хватает на долгое время и ему не нужно его «пополнять».

– У одарённых детей, к тому же, часто бывают проблемы со зрением просто потому, что они много фокусируются, много читают, рассматривают мелкие детали и так далее. Но это, конечно, совсем не обязательный критерий, — отмечает Виктор Ефремов.

У школьников начальных классов

наличие высоких способностей и, возможно, таланта можно примерно распознать по следующим признакам:

  • высокий интеллект (можно определить по успеваемости в школе);
  • умение самостоятельно принимать решения;
  • повышенное чувство ответственности («Я уже сделал домашнее задание, но позанимаюсь ещё»);
  • настойчивость;
  • энтузиазм;
  • терпение;
  • широкий круг интересов.

– У одарённых детей есть проблемные зоны: у них может проявляться эгоцентризм, может быть неприязнь к школе, потому что им там скучно, ведь их способности выше, чем у одноклассников. Такие дети могут отказываться принимать участие в коллективных играх. У одарённого ребёнка может отсутствовать культура диалога (кто-то начал говорить, а ему уже всё понятно, и он перебивает), он может исправлять ошибки в чужой речи. Из-за всего этого такой ребёнок может стать изгоем среди сверстников. Поэтому очень важно найти ему компаньона — такого же способного ребёнка, — отмечает Виктор Ефремов.

В каком возрасте отдавать ребёнка на дополнительные занятия?

Если родители видят, что у ребёнка есть склонности или способности, или это отмечают воспитатели в детском саду, то вполне логично начать создавать благоприятные условия для их развития. В любом случае, ребёнок ничего от этого не теряет.

– В совсем маленьком возрасте очень сложно предугадать, насколько большая от этого будет польза. Если вы точно определили склонности ребёнка, то, конечно, их надо поддерживать и развивать. А для общего развития вполне достаточно занятий дома и в детском саду, — поясняет Виктор Ефремов.

По теме

«А почему у вас ребёнок без шапки?» Истории кировчанок о радостях и сложностях материнства

4025

Психолог также отмечает, что первые успехи можно оценить уже через 1,5 — 2 месяца после начала занятий. Если у ребёнка не пропал интерес, ему нравится ходить в секцию или кружок, то можно спокойно продолжать занятия. Спросить совета можно у педагогов, которые занимаются с ребёнком: они отмечают успехи и достижения или, наоборот, говорят об отсутствии прогресса. Можно попросить их назвать какие-то признаки, по которым можно самостоятельно в домашних условиях определить, есть ли подвижки в занятиях, и стоит ли вообще продолжать или лучше обратить внимание на что-то другое.

– Бывают и такие случаи, когда ребёнок долгое время занимается, например, спортом, а потом вдруг отказывается ходить на тренировки. Такие истории не редкость. Это может быть первая волна отказов. Её надо преодолеть и сказать ребёнку: «Хорошо, давай позанимаемся ещё немного, до конца года, а потом посмотрим». И бывает, что ребёнок преодолевает этот «потолок», и у него снова появляется интерес. Потом может быть вторая волна, она может появиться не сразу, а через год или даже два. В таком случае нужно постараться ещё удержать ребёнка. А вот когда начинается третья волна, то, скорее всего, это уже конец. Но здесь нужно разбираться отдельно в каждом случае: возможно, что ребёнок просто поссорился с друзьями по секции, или педагог сильно наругал, или это просто протест родителям, или ещё какая-то проблема, о которой мы пока ничего не знаем, — приводит пример Виктор Ефремов.

Психолог также отмечает, что нередки случаи, когда на ребёнка просто сильно давят родители, говорят, что так надо, что так будет правильнее, или, к примеру, они сами всю жизнь занимались этим и достигли определённых высот. А на деле сам ребёнок не испытывает к этому никакого интереса и хотел бы заняться чем-то совершенно другим, но боится сказать об этом.

– Запомните, главный принцип воспитания любого качества — это такое отношение к ребёнку, словно у него это качество уже есть. В семьях, где на первом месте стоит уважительное отношение друг к другу, личность маленького человечка обязательно проявится во всех гранях. Любите вашего ребёнка в детстве, и он станет вашей отрадой и гордостью в старости, — советует Виктор Ефремов.

Если у вас есть вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ, вы можете задать их здесь, а мы обязательно на них ответим.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]