Статья: «Творческие способности: От чего они зависят?»

Как понять, насколько вы творческий человек? Исследователи природы творчества и процессов креативности разработали немало диагностических методик, с помощью которых можно выяснить, творческая ли вы личность и в какой мере. Давайте рассмотрим, как можно проверить, насколько вы креативны.

А чтобы не ограничиваться только проверкой, но и узнать способы прокачки ваших креативных навыков, научитсья мыслить нестандартно и легко решать трудные задачи, приходите на нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике».

Научные подходы к проблеме диагностики творческих способностей

Что входит в понятие «творческие способности» и как их оценить? Способности – это своеобразие особенностей личности, позволяющие ей овладевать разными видами деятельности и совершенствоваться в них. Творческие способности предполагают позитивное преобразование окружающего мира путём создания оригинальных, неповторимых, новых духовных или материальных ценностей. Приступая к оценке уровня развития творческих способностей, нужно рассматривать их через призму развития отдельных элементов. Это связано с тем, что только лишь творческое мышление не отражает в полной мере всех составляющих творческой деятельности. Важно оценивать и восприятие, и воображение, и фантазию, и оригинальность, и много другое.

Все исследования способности к творчеству, креативности можно поделить на две группы:

  1. Креативность – универсальная познавательная творческая способность, основанная на взаимодействии интеллекта, когнитивных способностей и реальных достижений. Представители этого направления: Дж. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарёв, С. Тейлор, Э. Торренс. Их научные достижения заключаются в изучении влияния интеллекта на способность к генерации новых идей.
  2. Креативная личность представляет собой комплекс своеобразия индивидуальных творческих особенностей. Исследования этого направления посвящены поиску описания характеристик «портрета творческой личности», мотивов и социокультурных факторов креативности (Ф. Баррон, Д. Богоявленская, А. Маслоу).

Креативность.

Когда мы что то обдумываем, решаем задачу, ищем ответ, то когда мы достигаем успеха в обдумывании, то у нас происходи озарение, вспышка в которой отчетливо виден ответ, решение так создаются оригинальные идеи, во время этого проявления творческих способностей наблюдается всплеск активности в правой передней височной доле, этот участок мозга отвечает за вспышки креативности. В момент озарения, который можно назвать моментом «эврика», за 1/3 доли секунды височная доля активизируется.

Существует три когнитивных паттерна креативного мышления:

Вербальный – это, прежде всего язык, решение загадок и т.д.

Музыка и математика, при этом нужны хотя бы основные знания по этим областям.

Образное мышление, которое является основным источником новых идей.

Рассмотрим, какие процессы происходят в мозгу при творческой активности.

  1. Повышенная активность в правом полушарии, особенно в височной доле.
  2. Повышение активности в лобной доле мозга
  3. Меняется скорость передачи данных, в расслабленном состоянии, особенно во время сновидения.

Этот последний фактор, заслуживает отдельного внимания. Многие ученые сделали свои открытия во сне, например Менделеев. Во время сна происходит консолидация полученной информации за день, способ передачи изменяется, в момент расслабления, происходит активация креативного мышления, конечно, увидеть во сне решение проблемы получается далеко не у всех, те, кто очень сильно концентрируются на проблему могут действительно во сне найти ответ.

Во время бодрствования можно также давать мозгу расслабление, это возможно благодаря отвлеченным размышлениям, можно, как говорят витать в облаках, грезит наяву, это также переводит мозг на другой режим работы и способствует росту креативных возможностей. Полезно, на 20 минут отвлекаться от окружающего мира и пускать мозг в свободное плавание, это позволяет мозгу отдохнуть и прийти к озарению.

Критерии оценки творческих способностей

Джой Гилфорд был одним из первых, кто интерпретировал сущность творческого мышления как синтез оригинальности, новизны и гибкости предлагаемых идей. Последующие теории творческого мышления были по сути копиями и вариациями на тему размышлений Гилфорда. Поэтому первые диагностические методики определения уровня развития творческих способностей строились по следующим критериям:

  • как быстро и легко творческие способности будут проявляться при выполнении конкретного задания (здесь важно количество идей, ответов или вариантов решения задачи за определённый промежуток времени)
  • насколько гибки ответы (число переключений с одного вида объектов на другие)
  • насколько оригинальны ответы (частота определённого ответа в однородной группе).

Лёгким способом проверить свои творческие способности стал тест Элиса Пола Торренса. Он представляет собой три части, каждая из которых характеризует вербальное, изобразительное и звуковое творчество. Тест проводится на протяжении обозначенного времени, а оценка его результатов происходит в соответствии со следующими критериями:

  1. Беглость (скорость) – число ответов за определённый промежуток времени.
  2. Гибкость (разнообразие ответов).
  3. Оригинальность (редкость идей).
  4. Разработанность идей (детализация).

Результаты всевозможных научных исследований позволили выделить общие показатели, на которые можно полагаться при оценке уровня развития творческих способностей:

  • внимательность (умение увидеть и определить творческую проблему)
  • разносторонность (способность замечать в поставленной задаче побольше сторон и связей)
  • гибкость (отказ от стандартной точки зрения)
  • оригинальность (отказ от шаблона)
  • вариативность (способность перегруппирования идей и связей)
  • конкретность (умение глубоко анализировать поставленную задачу)
  • абстрактность (умение синтезировать)
  • гармония (генерация идей на основе организационной стройности и идейной целостности)
  • независимость (непринятие суждений и оценок под воздействием чужого мнения)
  • открытость восприятия (восприимчивость к новому, необычному).

Творчество и интеллект

Интересным фактом является то, что самые креативные люди принадлежат к людям со среднем интеллектом. Среди людей, у кого IQ ниже 100 не наблюдается проявлений в творчестве и креативе.

Тем, чей интеллект находится за 130, мешает логика и рационализм. Они не дают «вырасти» творчеству.

Таким образом, можно сделать вывод, что высокие интеллектуальные способности не гарантируют высоких творческих успехов.

Наряду с коэффициентом IQ был создан коэффициент креатива – Cr. Существуют специальные тесты для определения вашего уровня креативности.

Принципы методики диагностики творческих способностей

При подборе или разработке методики диагностики творческих способностей нужно обратить внимание, чтобы методика была надёжной, а значит – охватывающей разные характеристики креативности. Важно обращать внимание на возраст испытуемых, а также на диагностическую среду (ставите ли вы ограничение во времени или нет, как вы озвучиваете условия тестирования и пр.).

«Рекомендация. Сегодня для оценки уровня креативности в основном применяются диагностические методики Торренса, Гилфорда и Джонсона. Попробуйте выяснить свой уровень креативности с их помощью».

Основные принципы диагностики творческих способностей:

  1. Для диагностики креативности не подходят тесты измерения интеллекта, так как их целью является скорость и точность нахождения единственного верного решения из нескольких предлагаемых.
  2. Исследуя креативность, нужно изучать её образную (невербальную, художественную) и вербальную (словесную) стороны.
  3. Диагностические методики должны замерять показатели шаблонности и стереотипности мышления (что отображается в употреблении слов и образов в определённой ассоциативной связи). Индикатор креативности — в отдалённости от стереотипов (устоявшихся связях).
  4. При диагностике нужно замерять продуктивность (отношение числа ответов к количеству заданий).
  5. Оригинальность определяется как число обратных величин с точки зрения частоты встречаемости нестандартных ответов.
  6. Замер уникальности осуществляется с точки зрения количества не встречающихся ранее идей по отношению к общему количеству ответов.

«На заметку. Низкие результаты диагностики вовсе не говорят о том, что человек неспособен к креативности: нужно учитывать, что творческие проявления бывают спонтанными и неподвластными регуляции».

Все методики диагностики творческих способностей не являются абсолютным показателем сформированности креативности. Недостаток тестовых методик в том, что они оценивают творческие проявления в целом, а не в применении к какой-либо конкретной ситуации. Ещё один недостаток – неоднозначность интерпретации. Эти два фактора снижают уровень объективности диагностики. Несмотря на недостатки, тестовые методики для изучения уровня развития творческих способностей используются многими учёными, психологами, педагогами, тренерами креативности: совмещая несколько вариантов тестов, можно исследовать креативность с различных сторон.

Попробуйте определить своё общий уровень креативности с помощью простого опросника. С помощью него вы, по крайней мере, вы узнаете, насколько вы устремлены к творческой, созидательной деятельности.

Проявление

Психология дает определение способности как суммарности психологических и физических качеств, которые влияют на выбор деятельности человека.

Есть общие способности, которые необходимы в большинстве профессий. К таким можно отнести внимательность, интеллект, речь.

Но есть и другие способности, которые выделяют человека из толпы. Это острый слух у музыканта, творческое видение и чувство цвета у художника.

Опросник определения уровня креативности

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Отметьте своё согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».

  1. Мне не нравится работа, в которой все чётко определено.
  2. Мне нравится абстрактная живопись, я её понимаю
  3. Я не любою выполнять регламентированную работу.
  4. Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.
  5. Я люблю предаваться фантазиям.
  6. Увлечения обогащают жизнь человека.
  7. Я могу смотреть один и тот же спектакль много раз: каждый раз разная игра актёров, новая интерпретация.
  8. Считаю, что лучше быть закройщиком, чем портным.
  9. Я больше ценю процесс работы, чем её конечный результат.
  10. Даже к обычному делу я отношусь творчески.
  11. Я нередко сомневаюсь в том, что для других вполне очевидно.
  12. Абстрактная живопись даёт пищу для ума.
  13. Мне не хотелось бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе.
  14. Мне нравится работа дизайнеров.
  15. Мне не нравится ходить одной и той же дорогой.

Анализ. Подсчитайте сумму «+»: 0-5 баллов соответствует низкому уровню креативности, 6-9 баллов — среднему, 10-15 баллов — высокому

Какой результат у вас?

Автор: Оксана Седашова

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • «Теория инвестирования» Стернберга
  • Характеристики и факторы креативности
  • Как прокачать творческие мышцы. 50 оттенков креативности: инфографика
  • Модель структуры интеллекта по Гилфорду
  • Подборка полезных материалов о творчестве и развитии креативности
  • Концепция редукции творчества к интеллекту
  • Правила развития креативности от Джулии Кэмерон
  • Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
  • 7 реальных способов улучшить креативность
  • Социальные технологии

Ключевые слова:1ТРИЗ

Творчество для взрослых

Развить в себе творческую жилку можно различными способами. Разберем на примере рисования, что важно в самореализации.

Для взрослого человека важно три вещи, чтобы реализовать свой творческий потенциал:

  • Осознанность. Вы уверены, что хотите повысить свой уровень рисования.
  • Практика. Вам нравится рисовать, и вы регулярно выполняете творческие задания.
  • Креативность. Вы пробуете различные техники, не останавливаетесь на одной идее, вы находитесь в непрерывном поиске.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]