Способности и опыт личности. Особенности способностей и опыта личности специалиста. Методика их развития

В жизни, когда оценивают деятельность человека, говорят о его способностях и неспособностях. Иногда люди, живущие практически в одних и тех же условиях, но не все достигают успехов в жизни. То же самое можно сказать о ситуации, когда для одних постижение знаний и навыков не составляет большого труда, другим же это даётся очень нелегко. Психология объясняет это наличием способностей у человека.

Что мы называем способностями?

Это понятие не столь однозначно, как кажется, и поэтому объясняется учёными по–разному.

Наиболее точно, это понятие сформулировано Б. М. Тепловым, который исходит из трёх идей:

-способности — это индивидуальные свойства человека и с точки зрения психологии присущи каждому человеку

-но это не все свойства, а лишь те, с помощью которых достигаются успехи в жизни

— к способностям не относятся знания и умения, которыми уже накоплены человеком.

Способности проявляются и сохраняются только в постоянном развитии, ибо, скажем, музыкант перестаёт практически поддерживать свою форму, его способности по истечении времени теряются. Человек развивает и совершенствует свои способности, когда применяет их на практике. Замечено, что для успешного выполнения задания недостаточно обладать какой-то одной способностью, необходимо их сочетание, но может случиться так, что менее развитая способность компенсируется другой, более развитой.

Основы способностей

Способности человека в психологии рассматриваются как некий объект, который имеет основу. Основа эта заложена в человеке генетически, она зависит от задатков. К примеру, людям свойственно овладевать логическим менталитетом и членораздельной речью.

А что такое групповые способности? Это умения, которые группируются и развиваются на основе общих и специальных задатков. Человек выбирает профессию в 16-18 лет. Именно в этом возрасте у личности меняется структура дарований, проявляются профессиональные способности. Вообще, по мере развития умений сужается диапазон вероятности, но зато возрастает специализация дарований.

Развитие способностей в психологии происходит в течение деятельности. Здесь немаловажную роль играет контакт между умениями и талантом. Эти два параметра не идентичны, но они координированны.

Сообразно с массовыми профессиями производственно-материального труда структура кадровых умений может быть представлена именно так:

  • Общечеловеческие умения – в основном работоспособность (и гарантирующие её личностные качества – аккуратность, ответственность). Создание данного компонента дарований связано с обучением человека как субъекта труда (в первую очередь его ценностно-мотивационной сферой).
  • Общие дарования – «родовые» разноразрядные возможности людей, являющиеся результатом их универсальной жизнедеятельности в определённую историческую секунду и в определённой культуре.
  • Специальные умения – продиктованное практикой нестандартное качество либо уровень развития высокопрофессиональных параметров, требующих для своего развития определённой длительной активности, особой тренировки.

Какие способности бывают

Принято рассматривать способности, полученные от природы, основанные на биологических данных и специфические, возникшие под влиянием общественно — исторических условий. К природным относят память, восприятие, мышление – присущие всем людям и некоторым животным. Эти способности закладываются с рождения и биологически обусловлены. Они основаны на врождённых задатках и формируются с приобретением жизненного опыта. Но человек существо общественное и поэтому он обладает специфическими способностями. Ими обладают люди, ибо никто, кроме них, не обладает речью и логическим мышлением. Часть способностей относят к общим, а другую — к специальным. Обладание речью, точностью движений рук и ног, например, является общим для всех людей. Специфическими способностями являются те, которые проявляются в определённых видах деятельности: в математике, музыке, живописи, спорте и др.

Если у человека развито абстрактное мышление, то мы вправе говорить о его способностях к теоретической деятельности. Тот, кто любит совершать конкретные действия, что – то делать своими руками, обладает практическими способностями. Человеку легко даются знания, он быстро усваивает новый материал, в этом случае мы говорим о его способностях к учёбе, а тот, кому нравится создавать предметы духовной культуры, стремится что-то открыть или изобрести – тому свойственны творческие способности. Есть категория людей, которые способны быстро налаживать отношения с людьми, даже оказывать на них влияние. Такие способности проявляются благодаря обладанию речью, и это во многом помогло человеку стать существом социальным. Практически с самого рождения у человека вырабатывается потребность к эмоциональному общению. Это даёт возможность строить поведение в зависимости от ситуации, угадывать намерения других людей. Усвоение социальных норм помогает быстрее налаживать отношения с другими людьми. Есть люди, которые умеют убеждать других. Но часто бывает так, что в человеке заложено несколько способностей и такое сочетание называют одарённостью. Обладание какой – то одной способностью, ещё не гарантирует полный успех в жизни. Взаимодействие способностей, их взаимное дополнение друг друга, дают высокий результат.

Топ-23 необходимых навыков

К определениям выше добавлю, что навыки нас развивают, помогают двигаться вперед, достигать большего и совершенствоваться. В то время как привычки бывают и полезными, и вредными. Подробнее о привычках читайте по ссылкам.

Вот список умений, которые помогают нам становиться лучше, востребованнее в общении или на работе. Если вы хотите чем-то дополнить, знаете еще какие-нибудь топовые навыки, пишите в комментариях. Скорее всего, я добавлю их тоже в эту статью.

Умение правильно учиться

Обучаемость – готовность узнавать что-то новое и открытость к новому опыту. Человек знает, у кого учиться и как правильно учиться. Также чем сильнее развит этот навык, тем быстрее человек обучается – у него выше так называемый индекс обучаемости.

Я считаю, что это самый важный навык в жизни. Ведь если он прокачан, то мы мгновенно сможем приобретать новые навыки и знания. И, самое главное, мы будем знать, у кого учиться.

Человек достигает важного в жизни, если не опускает руки при неудачах, а учится новому и стремится дальше развиваться. Например, многие профессии сейчас требуют перестройки в связи с коронавирусом и развитием новейших технологий. Бухгалтеры раньше работали вручную, а сейчас – через программу С1, водители такси – через рации, а сейчас – через приложения и т. д.

У меня есть подруга, которую еще в апреле 2020 г. из-за коронавируса отправили на удаленную работу специалиста техподдержки интернет-провайдера. И ей нужно было “подтянуть” свои знания и умения в области IT, чтобы соответствовать требованиям фирмы. Если бы она не умела учиться, что бы ее ожидало? Увольнение! А вот обучаемость позволила ей работать дома и подстроиться под новые требования.

Вот очень полезное видео, которое поможет вам понять, почему этот навык самый важный. Обязательно посмотрите – оно изменит вашу жизнь!

Самодисциплина

Самодисциплина – это умение жертвовать краткосрочным удовольствием ради долгосрочной выгоды.

Этот навык в поведении человека крайне важен. Он позволяет настроиться даже на самую нелюбимую работу для достижения высоких результатов. Если бы не было самодисциплины, мы не увидели бы известных гимнастов, пловцов, футболистов, врачей, бизнесменов.

Приведу элементарный пример. Вам нужно завтра встать пораньше, чтобы успеть погладить одежду, привести себя в порядок и пойти на встречу. Но вы хотите посмотреть еще одну серию интересного сериала, ложитесь после 24:00 и, естественно, утром встаете позже будильника. В результате вы либо вылетаете как неряха, либо встреча вообще срывается. Неудача подкрадывается незаметно…

Контроль и управление своими финансами

Финансовая грамотность – это дисциплина в управлении собственными финансовыми средствами, контроль доходов, расходов, инвестиций, налогов и других операций.

Я активный противник кредитов и займов. Можно еще понять, если произошел форс-мажор и срочно нужна крупная сумма денег. Но если человек постоянно занимает деньги на сиюминутные радости и это становится его способом жизни, то это приведет к большим проблемам.

Я слышала такую теорию, что человек должен тратить, вкладывать во что-то в среднем 70% своего дохода в месяц. Остальные 30% – откладывать. Сколько денег накапливать – решать вам. Но важно запомнить одну истину – вы должны быть хозяином своих средств!

Кстати, на блоге есть подробная статья, как вести учет доходов и расходов. Очень полезные рекомендации для любого человека – обязательно изучите!

Умение шутить

Умение придумывать и говорить шутки – полезный навык, который помогает расположить компанию, занять свое авторитетное место в любом обществе.

“В ком юмор вызывает зло, тому с умом не повезло” – хорошая и правдивая поговорка. Заметьте, когда вы шутите, улыбаетесь, тонко подмечаете юмор и поддерживаете его, тогда люди сами тянутся к вам. А это уже показатель успеха, по крайней мере, во взаимоотношениях с другими.

С юмором легко воспринимать жизненные негаразды, с ним легко общаться и становиться душой компании.

Умение строить отношения с людьми

Умение со всеми строить отношения – навык находить общий язык с людьми, с которыми приходится взаимодействовать.

Мы, люди, – существа социальные и на уровне инстинктов хотим позитивных и дружеских взаимоотношений. Хорошие и простые взаимоотношения с другими дают человеку свободу: мы развиваем свои возможности вместо того, чтобы тратить время на выяснение отношений и налаживание контактов.

Знаю одного дядечку, который прокрутится и пробьется везде. Просто везде! Немного напускной наивности, немного шуток, много позитивного общения на любые темы и чуток наглости – вуаля, и он на коне!

Навык ораторского искусства

Ораторское искусство – это грамотно построенная устная речь, которая дает возможность точно и четко формулировать свои мысли и красиво их говорить на аудиторию.

Навык нужен абсолютно всем, кто работает и общается с людьми. Кстати, зная риторику, у человека не будет проблем с трудоустройством. Умение правильно задавать вопросы и формулировать грамотные ответы дает возможность всегда удерживать внимание собеседников. Это навык высокоэффективных людей.

Я, например, не оратор, мне проще статью написать, чем на публику выступить. Но всякое в жизни бывало и по своему опыту скажу, что навык ораторского искусства очень помогает хорошо себя зарекомендовать.

Развитие эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект – способность человека чувствовать и понимать эмоции других людей и свои. Это понимание является огромной силой человека. Оно позволяет налаживать контакты со всеми людьми и не конфликтовать.

Эмоциональный интеллект дает проницательность, помогает хорошо коммуницировать на работе, достигать понимания в личной сфере и добиваться успехов в профессиональных переговорах. Он добавляет стрессоустойчивость и оптимизм.

Мой хороший друг – пример для меня в проявлении ЭИ. Он ни на кого никогда не обижается! Представьте! Ему можно говорить все что угодно. Он научился лишнее пропускать мимо ушей, а полезное анализировать и действовать. Это тоже проявление эмоционального интеллекта, нервы крепче и отношения со многими хорошие!

Критическое мышление

Критическое мышление – характеристика успешного человека. Оно позволяет объективно и беспристрастно смотреть на вещи, определять слабые и сильные стороны человека, распознавать ложь.

Навык критического мышления помогает обращать внимание на мелочи, сосредотачивать внимание на важном, определять это важное, обосновывать свою точку зрения и анализировать всю информацию. Ну как вам такое умение, круто? И мне кажется, что классно – иметь критическое мышление, которое еще дает и возможность убеждать и рассуждать логически.

Мой муж все новое подвергал сомнению. Сначала меня это раздражало, но потом я поняла, что это классно! Подвергая сомнению, он проверял новую информацию до корочки, до миллиметра, до атома – не знаю, как еще описать его дотошность. Но это дает успех! От этого зависит эффективность принятия важных решений даже в бытовых вопросах.

Адаптивность к изменениям

Адаптация к новым условиям – спокойное принятие новых условий жизни, гибкость и стремление в будущее, возможность смотреть в него оптимистично и наполняться идеями для развития.

Со времен Второй мировой войны стала популярной такая фраза “кто при немцах жил, тот и сейчас живет”. Тогда это сильно осуждалось, а сейчас адаптивность к изменениям (особенно власти) стала необходимым навыком. Тогда были другие принципы, идеи. А сегодня многое решают деньги. Но сейчас не об этом. Что будет, если этого навыка нет?

Смотрите, в моей стране только при моей памяти поменялось 6 президентов. У кого-то меняется политика учреждения при смене директора, у кого-то – финансовое состояние и т. д. Если изменения принимать близко к сердцу, жить прошлым и ностальгировать, то психологически придется очень туго. Ностальгия типа “вот тогда было…”, “да мы в ваши годы…”, “ох, молодежь, как мы раньше жили…” человека останавливает, блокирует и замедляет.

Развитие интеллекта (IQ)

Развитие IQ помогает современному человеку быть интересным, в курсе последних событий, узнавать много нового, проходить разные курсы, обучаться. Это позволяет быть авторитетом среди своего окружения и востребованным специалистом.

Тут все предельно ясно – никому не захочется иметь дело с умственно неразвитым человеком. Представьте, приходит на работу секретарь, а в компьютере не фурычит ни грамма. Или разговариваете с врачом, а он, кроме зеленки, ничего порекомендовать не может. Еще вариант: знакомитесь вы с крашеной блондинкой и, кроме цвета лака на ногтях, надувных губ, поговорить не о чем!

Все это, конечно, печально, но такое в жизни встречается.

Способность решать проблемы

Способность решать проблемы – умение определять проблему, находить ее причину, генерировать идеи решения и выбрать лучшую из них, а также действовать. Это важный навык успешного человека.

Ох, как нужно это умение каждому из нас! Если бы Саша, Коля, Петя, Наташа, Света, Лена умели решать проблемы, а не создавать их, мы бы имели меньше истерик, ссор, недопонимания, упадка бизнеса и потраченного времени. Такая способность человека может быть природной, но ее можно и развить.

Постановка целей

Постановка целей или целеполагание – это классная вещь, она помогает на практике увидеть, чего мы можем достичь.

Моему дедушке говорили: “Даже если нет работы, постоянно ищи ее”. И он вырос хорошим хозяйственником. То же самое касается целей – если их нет, учись ставить, иначе закиснешь. Многих людей все устраивает, плывут по течению, скатываются потихоньку.

Но есть небезразличные, которые все время хотят чего-то большего. Поставили цель “сделать ремонт” – сделали. Пусть небыстро, но сделали. Поставили цель “купить дом”, определили маленькие цели: где работать, кто занимается поиском, кто отвечает за ремонт – и достигли.

“Целеполагатели” делают маленькие шаги к достижению результата, а недовольные только “бузят” и завидуют другим.

Умение достигать поставленных целей

Умение достигать цели – навык, который позволяет начатые дела доводить до конца. Каждый человек, который умеет ставить цели и достигать их, претендует на огромный шаг вперед! Тут важны два фактора: мотивация и способность видеть результат.

Творческое мышление

Творческое мышление, креативность – способность видеть мир по-другому, открывать новые пути и перспективы.

Это ключевое умение для людей творческих и интеллектуальных профессий. Да и не только им нужен такой навык. Значение творческого мышления сложно оценить. Креативных везде ценят, всегда уважают, часто прислушиваются к их мнению.

С таким мужем жена будет купаться в разнообразии жизни. С такой женой муж будет успешным бизнесменом. С таким работником фирма выиграет тендер. Такой человек вполне может запатентовать идею, открытие.

Это навык, который может развивать каждый человек. Творчество одним дано больше, другим – меньше, но при желании даже самому рациональному, прагматичному человеку реально проявить творческое мышление.

Соблазнение мужчин/женщин

Соблазнение мужчин и женщин – умение мастерски и неторопливо, со вкусом и чувством воздействовать на человека, чтобы он делал действия, которые не собирался делать. Это способность показать партнеру, что вы нежный, защищающий, нужный и важный, трепетный человек, а не просто искусно уговаривающий на интимные отношения.

Для многих важно найти своего человека. А что для этого нужно? Правильно, искать! Делать это можно разными способами: кто-то соблазняет всех и каждого, до полной определенности. Кто-то цепляется за одного и всеми возможными и невозможными способами добивается его.

Пожалуй, соблазнением можно перекрыть все. Речь идет не именно о соблазнении ради секса – нет. Это понятие гораздо более глубокое. Вот, например, смотрите. Есть супербогатый и статусный мужчина. А есть бедная и простая девушка, которая хочет чего-то от него. Как ей воздействовать на этого мужчину?

Денег нет, связей нет, власти нет. Каким бы спектром навыков она ни обладала, вряд ли что-то получится. Но это не касается соблазнения. Тут неважно, богатый ты или бедный, как одет, на какой машине и т. д. Если обладаешь определенными техниками соблазнения и знаешь, в какой момент времени и на ком их применить, то у тебя практически нет преград. Это очень мощный навык, но ему сложно научиться.

Навык соблазнять мужчин или женщин помогает иметь лучшую должность, лучшую жилплощадь, лучший статус, машину, круг общения, владения, повышает самооценку, помогает сбросить гормоны, получить временное удовольствие.

Только я консерваторка. Мне сложно понять, если честно, зачем соблазнять человека, если не любить и не хотеть проводить с ним время, общаться. Развлечься или ради дешевого самоутверждения, а может, коллекционировать сексуальных партнеров? Объясните мне в комментариях! Почитаю.

Умение распознавать ложь

Навык распознавать ложь – способность к проницательности в общении с людьми, возможность по действиям, словам и мимике увидеть, кто вас обманывает.

Ооо, если бы все умели распознавать ложь, как Доктор Лайтман в нашумевшем сериале “Обмани меня”! Мир был бы лучше. Или хуже… Ну кому, например, захочется читать такие мысли “ты мне противен”, “я тебя презираю”, “чхать я на тебя хочу”? Но распознавать ложь действительно нужно уметь: это поможет сохранить свое время, свои деньги, свои ресурсы, да и безопасность тоже.

Умение распоряжаться своим временем

Тайм-менеджмент – управление своим временем, когда вы можете отделять важное от неважного, срочное от несрочного. Планирование времени помогает эффективно его использовать и многое успевать.

Управление временем – тот навык, что очень нужен каждому взрослому человеку. Как совмещать работу, семью, друзей, родственников, обязанности по дому и ремонт? Как не потерять себя в огромной суете, захлестывающей каждого человека? Вот для восстановления мозга, хоть какого-то отдыха важно иметь навык управления собственным временем.

Кстати, необязательно быть директором фирмы или известным врачом, чтобы иметь расписание на день. Иногда, чтобы физически успеть везде, важно с утра написать план на весь день. Я это частенько практикую.

Навык правильно воспитывать детей

Навык правильного воспитания детей – приобретение человеком знаний, как находить подход к разным детям и справляться с их истериками. Это главный навык для родителей и тех, кто хочет ими стать. Он заключается в понимании того, какими мы хотим видеть своих детей во взрослой жизни, и применении для этого всех полученных знаний.

По опыту скажу, что это довольно сложное умение. Во-первых, его результаты вы увидите через годы. Во-вторых, не всегда на практике получается использовать полученные знания.

Воспитание – это вообще сложная штука. Оно должно сочетать дисциплину, строгость и любовь, а также нежность. Вот как это соединить? А?! Напишите, что вы по этому поводу думаете, а мы постараемся сделать статью на эту тему.

Знаю одну многодетную семью, где дети просто образцово-показательные: старшие (10–12 лет) вполне могут справляться в быту и без родителей, младшие на свой возраст уже самостоятельные, в доме гармония. Знаю еще одну семью, где полный разлад, мама уже не знает, как объединить детей. “Воспитание…” – скажете вы. Да, воспитание. Поэтому оно и сложное, что нельзя сразу предсказать результат.

Управление людьми

Управление людьми (лидерство) – это навык, который позволяет вам словом или действием достигать подчинения окружающих вашему мнению. В хороших целях он необходим руководителям и людям, стремящимся чего-то достичь. В плохих – для каждого человека, кто хочет манипулировать другими.

Так или иначе, иногда кто-то находится в нашем подчинении. Мамы управляют детьми, мужья – женами, начальник – слесарем, работодатель – подчиненным, президент – сотрудниками своего офиса и т. д. В быту и на работе кто-то кем-то управляет. Но здесь важный момент – управлять НЕ РАВНО манипулировать. Это навык делового человека, который знает, чего хочет добиться.

Управлять – это стремиться к общей цели, делать это максимально эффективно и открыто. Манипулировать – принуждать подчиняться людей, действие скрытное и подлое. Управлять людьми можно и без манипуляций. Достаточно обоснованно и открыто объяснить свои цели, и человек уже может согласиться на ваши условия.

Управление в семье: мама варит суп – для этого раздает детям задание почистить овощи с учетом их занятости и умений (кому-то картошку, кому-то приправку посыпать).

Управление в компании: руководитель распределяет задание, применяет основные “пряники” за быстро и эффективно выполненную работу. Тут нужно отметить, что эффективным будет управление, если люди будут доверять руководителю, а он будет с ними открыт.

Настойчивость

Настойчивость – кратковременные направленные усилия на достижение какой-то цели, использование многих средств и подход к делу с разных сторон, только чтобы достичь того, что нужно.

Настойчивость иногда путают с навязчивостью. Но это совсем разные понятия. Навязчивый несколько раз “долбит” с одной стороны – это глупо и раздражает. Настойчивый искусно “подбирается” с разных сторон – это красиво и характеризует человека как умного и сильного. Если коротко, то настойчивость от навязчивости отличается гибкостью. В соблазнении настойчивость – одно из ключевых качеств мужчины.

Например: парень хочет встречаться с девушкой, но она этого не хочет. Он пробует напрямую с ней договориться, но получает отказ. Потом он ищет подход к ее лучшей подруге, чтобы она повлияла на ее согласие. Но результат тот же. Потом подкатывает с машинкой к ее младшему братику – и так до тех пор, пока не добьется своего.

Настойчивые люди многого добиваются, особенно этот навык полезен мужчинам. Ведь женщинам нравятся настойчивые парни. Но тут важно не перегнуть палку и не перейти в навязчивость. Я думаю, что настойчивость нужно развивать вместе с эмоциональным интеллектом, чтобы понимать, когда и как правильно применять.

Постоянство усилий

Постоянство усилий – это постоянные действия для достижения цели в любом состоянии, в любое время и при любых внешних условиях.

Почему этот навык так важен? Постоянство – черта сильных, волевых людей. Его обязательно нужно развивать. Оно помогает воспитывать в себе волю, ответственность, обязательность и надежность.

Чтобы вы поняли, о чем я, напишу пример. Решили вы читать книгу по 30 минут каждое утро. Постоянство будет проявляться тогда, когда вы ее читаете несмотря ни на что. Даже когда болеете, когда позже встали, когда не хочется, когда плохое настроение, когда с вас смеются, когда град, снег, землетрясение, но вы все равно будете читать.

Если вы каждый день будете следовать своей поставленной цели в течение месяца, года, то добьетесь просто огромных результатов. Очень хорошо применять постоянство к занятиям спортом или в воспитании детей. Вы увидите суперские результаты этого навыка.

Предприимчивость

Предприимчивость – это навык активности, инициативности, способности творчески подойти к начатому делу. Чтобы стать предприимчивым, важно активно проявлять жизненную позицию и быстро мыслить, делать поступки.

Предприимчивость сейчас ценится как слиток золота. Предприимчивых людей одни уважают и возвышают, другие ненавидят за их успешность. Этот навык действительно важен. Он помогает, например, работать на себя, не зависеть от чужого мнения, стать “семиделкой”, успевать выполнять все планы, преодолевать препятствия. От своевременного формирования этого навыка зависит даже ваша успешность.

Кстати, многие люди из своих хобби делали целые состояния. Например, Анна-Мария Файола в 20 лет изготовление мыла превратила в бизнес. Она проявила предприимчивость – решительно поставила на кон имущество, взяла кредит через правительственную программу, использовала доступные средства: образование и социальные сети.

Профессиональные навыки

Профессиональные навыки – это умения для работы на конкретной должности. Для каждого человека они будут индивидуальными.

Часто для написания резюме требуется их перечислить. Приведу примеры некоторых из них:

  1. Для IT-шника: знание нескольких языков программирования, умение работать со всеми базовыми программами Microsoft Office, знания и навыки в работе с реляционными базами данных, знания и умения работать с веб-сервисами на платформе NET и др.
  2. Для учителя: уверенно пользоваться ПК, навыки классного руководства, знание и использование методик проведения занятий, умение заинтересовывать учеников, навыки составления плана урока, умение проводить контроль знаний, знание и умелое использование современных методик преподавания.
  3. Для рекрутеров: стратегически мыслить, навыки ведения переговоров, умение использовать технологические новинки для привлечения клиентов, умение использовать маркетинговые инструменты для работы.
  4. Для копирайтеров: знание SEO-оптимизации, умение написать продающую статью, должен иметь большой словарный запас для мастерского написания текстов, навык быстрой обработки большого количества информации, знание языка и др.
  5. Для бухгалтера: навыки ведения складского учета, умение работать с первичной документацией, умение рассчитывать зарплату, больничные, компенсации, навыки ведения налогового и бухгалтерского учетов.
  6. Для дизайнера: навыки черчения, умение рисовать по правилам, знание и умение применять актуальные тенденции в дизайне, навыки живописи, колористики, композиции, умение делать 3D-визуализацию интерьеров, навыки зонирования пространства, навыки работы с масштабами.
  7. Для официантов: навык быстро и аккуратно носить блюда, умение правильно построить диалог с клиентом, владение нюансами сервировки и обслуживания.
  8. Для фармацевта: навык испытания и регистрации препаратов, умение консультировать и продавать лекарства покупателям, умение аккуратно и точно заполнять все документы и отчеты, умение работать в фармацевтических программах.
  9. Для экономиста: умение рассчитывать и анализировать себестоимость продукции и услуг, умение оценивать затраты, умение работать в базовых компьютерных программах, навык ведения первичной документации.
  10. Для юриста: навык поиска информации и ее переработка, аналитические и логические навыки, навыки определения фактов и обстоятельств дела, умение работать с базами данных судебных инстанций, справочными системами, умение использовать интернет-серфинг, владение навыками многозадачности.

Что такое задатки у человека?

Для человека характерно обладание определёнными задатками: различают врождённые и приобретённые. Развитие способностей у человека проходит в несколько этапов, но только отдельные способности достигают высокого уровня. Чтобы достичь его, необходимо иметь определённый начальный уровень. Задаток становится основой, с которой следуют дальнейшие шаги. Он же обуславливает индивидуальные особенности при формировании, специальных способностей. Индивидуальные способности складываются при взаимодействии наследственных признаков и окружающей среды, и это проявляется уже при рождении. В человеке с детства закладываются такие свойства, которые с возрастом могут помогать или затруднять формирование конкретных способностей. Вместе с тем, на основании проведённых исследований доказано, что нервной системой человека не предопределяются формы поведения, и в ней не формируются задатки. Нервной системой человека определяется его темперамент, именно от него зависит выбор деятельности каждым человеком.

Проведённые исследования позволяют утверждать, что задатки обусловлены социальной средой. Обучение и воспитание коренным образом влияют на поведение и психологическое состояние. Были проведены исследования по выявлению различий в способностях между мужчинами и женщинами. В детском возрасте большой разницы в обладании способностями не отмечено. А вот, с возрастом, когда накапливается жизненный опыт, когда накладывает отпечаток профессиональная деятельность, различия проявляются больше. Мужчины, которые занимаются физическим трудом, имеют более развитую координацию движений, они не испытывают затруднений при ориентации в пространстве и др. У женщин лучше развита речь, быстрее скорость восприятия информации, счёт и др. Таким образом, социальная среда оказывает непосредственное влияние на формирование способностей, дополняя и развивая биологические.

Что такое способности? Структура способностей

Структура способностей — это набор характеристик, которые определяют склонность человека к выполнению того или иного вида деятельности.

Способности представляют собой свойства, которыми обладает человек и которые позволяют ему заниматься тем или иным видом деятельности. Их развитие обусловлено наличием врожденных задатков.

Многие психологи считают, что способности можно ассоциировать с чертами характера, от которых они получили свое развитие. Это наивысший уровень, на котором набор знаний и умений структурируется и получает конкретные очертания.

Для успешного выполнения той или иной деятельности человеку должны быть присущи разного рода способности. Структура их определяется разного рода факторами, среди которых врожденные задатки, профессиональная сфера, образование и прочие. Специалисты выделяют следующие характеристики, которыми описываются способности:

  • это индивидуальные особенности, которые отличают людей друг от друга;
  • степень развития способностей определяет успешность в той или иной сфере;
  • не идентичны знаниям и навыкам, а лишь определяют их качество и легкость приобретения;
  • способности не имеют наследственного характера;
  • не возникают самостоятельно, если личность не занята определенным видом деятельности;
  • при отсутствии развития способности постепенно исчезают.

Структура способностей во многом определяется тем, в какой именно сфере деятельности наиболее ярко проявляются сильные стороны человека. В связи с этим выделяют следующую типологию:

  • умственный — умение оперативно и качественно решать вопросы, которые возникают перед индивидом;
  • музыкальные способности определяют наличие слуха, голоса, хорошей восприимчивости к темпу, ритму и мелодике, а также быстрому постижению основ игры на тех или иных инструментах;
  • литературные — это умение полно, выразительно и красиво оформлять свои мысли в письменной форме;
  • технические способности подразумевают хорошее комбинаторное мышление, а также глубокое понимание действия тех или иных механизмов;
  • физические — подразумевают крепкое телосложение и развитую мускулатуру, а также хорошую выносливость и прочие параметры;
  • учебные способности подразумевают умение воспринимать и понимать большие объемы информации с возможностью дальнейшего их практического применения;
  • художественные — это умение воспринимать и передавать пропорции и цвета, а также создавать оригинальные формы и прочее.

Стоит отметить, что это далеко не полный перечень способностей, которыми может обладать человек.

Классификационная структура способностей может быть описана следующим образом:

  • В соответствии с происхождением: природные способности имеют биологическую структуру и обусловлены развитием врожденных задатков;
  • социальные способности — те, которые были приобретены в процессе воспитания и обучения.
  • В соответствии с направлением:
      общие способности являются необходимыми ввиду того, что имеют широкую сферу применения;
  • специальные способности являются обязательными в случае выполнения конкретного вида деятельности.
  • В соответствии с условиями развития:
      потенциальные способности проявляются со временем после попадания в определенные условия;
  • актуальные способности те, которые имеют место в данный момент времени.
  • В соответствии с уровнем развития:
      одаренность;
  • талант;
  • гениальность.
  • Довольно большой интерес представляет такая категория, как способности. Структура понятия включает в себя три основных признака:

    • индивидуальные особенности психологического характера, которые служат отличительной чертой, выделяющей индивида среди других людей;
    • наличие способностей обусловливает успешность в выполнении деятельности определенного рода (в некоторых случаях для совершения действий на должном уровне требуется наличие, или же напротив — отсутствие, некоторых характеристик);
    • это не непосредственно навыки и умения, а индивидуальные особенности, которые обусловливают их приобретение.

    В психологии выделяют два основных уровня развития способностей:

    • репродуктивный (состоит в том, насколько человек воспринимает поступающую информацию, а также характеризует объемы, которые могут быть воспроизведены);
    • творческий (подразумевает возможность создания новых, оригинальных образов).

    Структура развития способностей состоит из следующих основных степеней:

    • задатки — это врожденные особенности человека, которые определяют его склонность к тому или иному виду деятельности;
    • одаренность — это высший уровень развития задатков, который определяет чувство легкости в выполнении тех или иных задач;
    • талант — это индивидуальная особенность личности, которая выражается в склонности к созданию чего-то нового, оригинального;
    • гениальность — это наивысшая степень развития предыдущих категорий, которая определяет легкость в выполнении заданий любого рода;
    • мудрость — это способность, которая позволяет трезво осмысливать события, происходящие вокруг, а также делать соответствующие выводы.

    Структура способностей во многом определяет качества личности, а также склонность ее к выполнению деятельности определенного рода. Так, принято выделять людей художественного и мыслительного типа.

    Современная психологическая наука выделяет несколько положений, на которых основывается теория способностей:

    Рождение способностей

    Заложенные с рождения биологические способности, дополняются социальными, свойственными только человеку, а именно: писать картины, сочинять стихи, разговаривать на нескольких языках и т. д. Утверждают, что эти способности не имеют биологического происхождения и зависят от:

    -социально – культурного окружения, в котором человек существует;

    -того, чем человек занимается и действий, где человек принимает участие;

    -наличия вокруг человека людей, обладающих знаниями способных передать их;

    -наличия ограничений, в которых может или вынужден находиться человек.

    Перечисленные условия способствуют превращению человека в социальное существо. Именно социально – культурное окружение способствует становлению способностей. Родители включают детей в процесс становления, проявившихся у них способностей, но уже, будучи взрослыми, они самостоятельно приобретают и развивают другие способности, испытывая потребность в них. Родители или другие взрослые люди обеспечивают целенаправленное приобретение способностей с помощью средств обучения, оказывают воспитательное воздействие. Имеющиеся задатки, социальное окружение, обеспечивают ему достижение успехов в жизни.

    Способности

    Итак, мы рассмотрели виды способностей в психологии. Двигаемся далее. Известно, что дарования — это формирующиеся в деятельности на базе задатков личностно-психологические качества, отличающие одну личность от другой, от которых зависит удачность действий.

    Необходимо отметить, что ещё советский сердцевед А. В. Петровский образно приравнивал талант к зерну, которому ещё нужно формироваться. Ведь как брошенное зерно считается лишь вероятностью превращения в колос при определённых условиях (погода, влажность и структура почвы), так и дарования человека именуют лишь шансом для получения умений и знаний при подходящих условиях.

    Такие шансы трансформируются в реальность в результате настойчивого труда. В зарубежной и отечественной науке существуют различные толкования структуры и видов способностей, но самыми общепринятыми принято считать выделение таланта по видам деятельности.

    А ведь интересно изучать способности и задатки? Психология — очень занимательная наука! Вообще, способностями называют устойчивые качества людей, которые обуславливают успехи, достигнутые ими в разнообразных видах активности. К примеру, существует талант к приобретению знаний, который определяется качеством и скоростью освоения людьми навыков. Также существуют математические, музыкальные, литературные, инженерные, артистические, организаторские и колоссальное количество иных дарований.

    Можно ли развить способности?

    Как сказано выше, задатки, прежде чем стать основой способностей, тоже должны пройти определённый путь развития. Вначале это физическое формирование организма, когда в младшем возрасте происходит совершенствование координационных связей, расположенных в коре головного мозга, с органами движения, что становится основой для формирования способностей. По — настоящему, специфические способности начинают развиваться в период усвоения знаний, особенно в младшем и среднем возрасте. На формирование оказывают получаемые знания и трудовая практика, игры, которые подталкивают становление творческих, конструкторских, изобразительных и организаторских способностей. В школе имеет значение комплексность подхода к одновременному постижению нескольких способностей. Дети получают знания на уроках, совершенствуют речь, складываются межличностные отношения. Комплексность – одно из важнейших условий того, что происходит не только зарождение способностей, но также их становление и развитие. Но при этом необходимо соблюсти некоторые условия: деятельность должна строиться на познании нового, уровень трудности не превышать возможности, должно присутствовать стремление что – то совершить, которое должен сопровождаться положительным настроем в процессе деятельности и после её завершения.

    Когда в деятельности присутствуют элементы творчества, она становится привлекательной. Если при этом происходит создание чего – нового, а ребёнок открывает в себе новые возможности, то эти стимулирует его к дальнейшим действиям, учит преодолевать трудности. Конечно, это порождает уверенность в собственных силах и чувство удовлетворения. При выполнении слишком простых действий происходит реализация уже приобретённых способностей, при выполнении сложных, когда не достигается результата, исчезает мотивация, а новые умения и навыки не формируются. Немаловажно, в период деятельности поддерживать интерес и стимулировать прогресс. Становление способностей – это научение чему – то. Большую пользу приносит эмоциональный настрой. В процессе деятельности возможны неудачи, но за ними должны следовать успехи и чем и больше, тем лучше.
    Способности человека was last modified: 20 апреля, 2020 by Елена Погодаева

    Определение способностей. Характеристика видов и уровней способностей

    Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

    Способности можно классифицировать на:

    природные(или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

    специфическиечеловеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

    Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

    общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

    теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

    учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)- талантом;

    способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д. Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения. Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия – это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии. Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

    Выделяют следующие уровни способностей:репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

    Задатки. Человек не рождается на свет с готовыми способностями. Они развиваются у него в течение жизни. То, что у одного человека развились одни, а у другого другие способности, обусловливается воспитанием и деятельностью человека

    Вместе с тем нельзя оторвать способности от их материального субстрата и рассматривать их развитие как полностью не зависящее от организма человека. Было бы ошибкой утверждать, что особенности строения организма человека не играют никакой роли в развитии его способностей.

    Многие способности связаны с такими видами деятельности, которые требуют определенных физических данных. Например, строение слухового анализатора важно для развития музыкального слуха; особенности в строении голосовых связок в известной степени обусловливают развитие способности пения; врожденные особенности двигательного аппарата могут благоприятствовать развитию определенных спортивных способностей и т. д.

    Задатками называются анатомо-физиологические особенности организма, с которыми человек рождается на свет и которые облегчают развитие тех или иных способностей.

    Анатомо-физиологические особенности имеют большое значение для развития способностей, так как облегчают совершенствование человека в той или другой деятельности.

    Это справедливо и в отношении интеллектуальных способностей, для развития которых большое значение имеют особенности функциональной деятельности мозга: его большая пли меньшая возбудимость, подвижность нервных процессов, быстрота образования временных связей и т.д., т.е. то, что Павлов называл генотипом (врожденными особенностями нервной системы).

    Развитие интеллектуальных способностей связано также и со строением органов, обеспечивающих кровоснабжение мозга. Мощные мозговые артерии и густая сеть капилляров, пронизывающая мозговую ткань, обеспечивают более легкое и обильное снабжение мозга кровью и, таким образом, содействуют повышению умственной работоспособности, а вместе с тем и развитию умственных способностей. Лучшее кровоснабжение мозга связано с возможностью более сосредоточенного внимания, более быстрого протекания ассоциативных процессов, лучшей работы памяти, меньшей умственной утомляемости, а в целом — большей интеллектуальной работоспособности. Там, где сосуд мозга не в состоянии быстро и обильно снабжать мозг кровью, наблюдается быстрое утомление при напряженной умственной работе, а соответственно и меньшая ее продуктивность.

    Связь способностей с типами нервной системы. Основное значение для правильного понимания материального субстрата способностей имеет учение И. П. Павлова о типах нервной системы человека. Павлов различал две группы этих типов:

    Типы нервной системы, связанные с динамикой нервных процессов в коре

    головного мозга — с их силой, уравновешенностью и подвижностью. Эти типы нервной системы составляют основу темпераментов. Они общи у человека с животными.

    «Чисто человеческие» типы нервной системы — «мыслительный», «художественный» и средний. Эти типы связаны с преобладающим значением в деятельности человека первой или второй сигнальной системы.

    «Художественный» тип характеризуется преобладанием у данного человека первой сигнальной системы по сравнению со второй, ее преимущественным значением в деятельности человека, особой яркостью и живостью первосигнальных образов в сознании людей, обнаруживающих способности в том или другом виде искусства.

    «Мыслительный» тип характеризуется преобладанием в деятельности человека второй сигнальной системы, преимущественным значением в этой деятельности процессов мышления, при недостаточной яркости и живости первоснгнальных образов.

    Средний тип характеризуется известной уравновешенностью обеих сигнальных систем, отсутствием преобладания какой-либо из них в деятельности человека.

    12.Психическое развитие в период ранней юности.14-16 лет — переходный период между подростковым и юношеским возрастом. В этом возрасте развивается самосознание, усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям.

    В возрастной периодизации юности соответствует возраст от 17 до 21 года. По данным Б.Г. Ананьева, пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций приходится на период 19-20 лет, когда наблюдается повышение уровня психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, наблюдается пик динамичности возбудительного и тормозного процессов. Вместе с тем, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития и пиком всех видов чувствительности.

    К 21 году происходит завершение формирования основных направлений развития высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных. Именно в этом возрасте человек покидает родительский дом, создает собственную семью и осваивает новую профессию.

    Б.Г. Ананьев, говоря о юности, выделил в ней 2 фазы, одна из которых находится на границе с детством, а другая ­ на границе со зрелостью.

    Первая фаза: ранняя юность (15-17 лет) отличается неопределенностью положения молодого человека в обществе. В этом возрасте юноша осознает, что он уже не ребенок, но вместе с тем еще не взрослый.

    Вторая фаза: юность как таковая (18 ­25 лет). Представляет собой начальное звено зрелости.

    Старший школьник постепенно достигает социальной зрелости (усваивает нормы общества, включается во взрослую жизнь), наступление которой зависит от эко­номических и культурных условий. Живя в настоящем, он своей внутренней позицией обращен в будущее, в caмостоятельную жизнь. Значимым для старшего школьника является учение и выбор профессии, жизненного пyти, самоопределение. Новая социальная позиция из­меняет значимость учения, eгo задачи, цели, содержание. Оно оценивается с точки зрения полезности для будущегo. Под этим же yглом зрения меняется и отношение к школьной жизни. С возрастом расширяется диапазон социальных ролей с их правами и обязанностями, социальное развитие приобретает многомерность.

    Юноши, девушки выходят на качественно новую социальную позицию, в которой формируется их сознательное отношение к себе как члену общества. Устремлены на приобретение самостоятельности, социальной зрелости, нахождение cвoeгo места в жизни.

    Для старшеклассника ведущей является учебно-профессиональная деятельность. В старшем школьном возрасте преобладают мотивы учения, связанные с профессиональным и жизненным самоопределением школьников. Знания рассматриваются не как ценность саму по себе, а как средство получения хорошей профессии, обеспечивающей высокий уровень доходов (нужность предмета в будущем, нужность предмета для поступления в вуз).

    Второе по значимости место у старшеклассников, поданным И.В. Дубровиной (1997), принадлежит мотиву саморазвития (развитие воли, целеустремленности расширение крyгозора и дрyгие).

    Также юноши и девушки стремятся проникнуть в свой внyтренний мир, сформировать личную идентичность. Многочисленные исследования показывают, что для развития познавательного интереса к предмету имеет значение качество преподавания, особенно в старших классах. Отношение к предмету складывается через отношение к личности учителя, качество его преподавания. Учитель выступает как наставник в ­интеллектуальном пробуждении, в приобретении навыков познавательной деятельности и развитии интереса к науке.

    Расширяются возможности познания (появляются новые дисциплины ­ теоретические и практические ). Развиваются способности к деятельности в различных областях (производство, художественная деятельность, спорт), складываются новые связи с окружающим миром.

    К концу школьного обучения познавательные процессы в юности достигают тaкoгo уровня, что молодые люди практически готовы к выполнению всех видов умственной деятельности взрослого человека. Отмечается, что развитие средств познания часто опережает собственно личностное развитие юношей.

    Мотив достижения цели становится все более значимым к старшему школьному возрасту, чем «избега­ние неудач». В развитии этого мотива большая роль принадлежит учителю.

    Юноши и девушки с высоким уровнем интеллекта имеют, как правило, более высокую сформированность всех компонентов мотивации учения, они:

    · выделяют учебные предметы интересные и важные;

    · активны, легче включаются в поисковую деятельность;

    · работают организованно;

    · стремятся сознательно овладеть знаниями, умениями и навыками.

    Новые особенности умственной деятельности сказываются на протекании отдельных психических процессов: внимания, памяти, речи, воображения, мышления

    Внимание. Преобладает произвольное внимание, старший школьник может легко сосредоточиться на предмете деятельности, владеет приемами переключения внимания, может самостоятельно организовать eгo. На уроке старшеклассник следит за eгo ходом и ведет необходимые записи.

    Развитие внимательности ведет к совершенствованию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.

    Память становится произвольной, управляемой. Старший школьник владеет разными приемами запо­минания, может выделить в материале существенное, систематизировать eгo, сформулировать то, что запомнилось.

    Речь старших школьников более богата по лексике, более гибкая по интонации. Иногда письменная речь развита лучше, чем устная.

    Мышление старших школьников приближается к мышлению взрослого. Они уже выделяют в предмете

    существенное, приходят к пониманию причин того или иного явления.

    Мышление отличается от мышления подростка боль­шей систематичностью. Старшеклассники точно классифицируют более частные и более общие понятия.

    В мышлении складываются все более сложные структуры, необходимые в юности для пони мания и объяснения мира. Мышление на уровне формальных операций является высшим достижением этого периода. Отмечается развитие теоретическоrо мышления: мыслят логически и в состоянии заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. С большей легкостью, чем подростки, могут размышлять на нравственные, политические и дрyгие темы.

    Воображение старших школьников характеризуется существенным развитием самоконтроля. Фантазия,

    ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, сейчас критически осмысливается.

    Юноши и девушки мечтают и фантазируют подчас так же много, как и дети, но они уже в состоянии относиться к своим фантазиям критически. Особенно ярко проявляется юношеское воображение в мечтах о будущем. В целом, познавательные возможности старших школьников характеризуются активизацией умственной деятельности, развитием способности к постижению отвлеченного, абстрактного материала. Увеличивается произвольность интеллектуальной деятельности. Познавательные интересы определяют выбор профессии, что, в свою очередь, влияет на отношение старшеклассника к учебной деятельности.

    Выбор профессии связывается не только с потребностями, но и со способностями, с тем, какие требования к человеку предъявляет профессия. Идет развитие общих и специальных способностей.

    Старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте.

    Вообще юность — период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем — мировоззрение.

    Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.

    Соотношение способностей и потребностей

    Психологи утверждают, что между потребностями и способностями возникают отношения ограничения и компенсации. В связи с этим можно выделить следующие основные положения:

    • одновременная избыточность способностей и потребностей ограничивает возможности деятельности;
    • если способности или потребности в недостатке, то они могут компенсировать друг друга;
    • если способностей недостаточно, то актуальными со временем становятся иные потребности;
    • избыточность потребностей требует приобретения новых способностей.

    Способности представляют собой специфические свойства человека, которые определяют его склонность к выполнению того или иного вида деятельности. Они не являются врожденными. К этой категории относятся задатки, наличие которых значительно облегчает процесс развития способностей. Также данное понятие нельзя путать с одаренностью или талантом.

    Психологи выделяют несколько особенностей, которыми характеризуется структура способностей личности. Они отличают людей друг от друга, а также определяют достижение ими успеха в той или иной сфере деятельности. Ошибочно считать, что способности имеют наследственный характер, это можно сказать лишь о задатках. Кроме того, они не могут возникнуть самостоятельно, если человек не занят деятельностью определенного рода. Если же отсутствует развитие, то способности постепенно ослабевают и исчезают (но это не значит, что они не могут быть восстановлены).

    В зависимости от сферы деятельности, способности бывают нескольких видов. так, умственные позволяют быстро реагировать на изменения ситуации, принимая осмысленные и рациональные решения. Если говорить о музыкальных способностях, то это наличие слуха и голоса, восприятие темпо-ритма, а также легкое овладение игрой на музыкальных инструментах. Литературные проявляются в умении красиво оформлять свои мысли, а технические — в понимании функциональных особенностей тех или иных механизмов. Говоря о физических способностях, стоит отметить выносливость, а также развитую мускулатуру. Учебные дают возможность воспринимать и воспроизводить большие объемы информации, а художественные — передавать цвета и пропорции. Это основной, но далеко не полный перечень способностей человека.

    Источники: Общая характеристика способностей человека Общая характеристика способностей человека Слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно способности тесно привязаны к тому или иному виду https://azps.ru/articles/cmmn/obshaya_harakteristika_sposobnostey_cheloveka.html Приведите примеры общих и специальных способностей Пользователь КсЮФФкА задал вопрос в категории Домашние задания и получил на него 2 ответа https://otvet.mail.ru/question/22874950 Способности и деятельность человека Способности и деятельность человека Способность — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности https://www.grandars.ru/college/psihologiya/sposobnosti-i-deyatelnost-cheloveka.html Что такое способности Структура способностей Структура способностей человека представляет собой набор определенных умений и навыков, а также психологических качеств. https://fb.ru/article/255350/chto-takoe-sposobnosti-struktura-sposobnostey

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]