Биологический фактор: наследственность
Определение 2
Наследственность – биологическое свойство организма передавать от родителей к детям определенные особенности и качества.
Основными носителями наследственности являются гены. Именно наследственность обуславливает то общее, что делает человека человеком, и в тоже время отличает людей между собой.
По наследству могут передаваться:
- Видовые признаки человека, как представителя своего рода
- Физические особенности свойственные человеку в зависимости от расы, пола, национальности и т.д.
- Физиологические особенности (обмен веществ, артериальное давление, резус-фактор и т.д.)
- Строение нервной системы и ее особенности
- Аномалии организма
- Предрасположенность к ряду заболеваний, имеющих наследственный характер
Наследственность необходимо отличать от врожденных особенностей человека, которые связаны с изменениями генотипа, произошедшего в результате неблагоприятных жизненных условий.
Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Одним из важнейших вопросов, касающихся развития личности является вопрос наследственности готовых способностей к определенному виду деятельности или же наследуются только задатки. То есть, что наследуется способности или задатки? В настоящее время установлено, что наследуются только задатки.
Определение 3
Задатки – анатомо-физиологические особенности организма человека, которые являются предпосылками развития у него способностей.
По своей сути, задатки обеспечивают предрасположенность к занятию той или иной деятельностью.
Принято различать два вида задатков:
- Общечеловеческие – присущи конкретно человеческому виду (строение мозга, нервной системы и т.д.).
- Индивидуальные – присущи определенному человеку (умственная работоспособность, строение анализаторов, коры головного мозга, отдельных органов и т.д.)
Определение 4
Способности – это индивидуальные особенности личности человека, которые являются субъективными условиями успешности осуществления различных видов деятельности
Способности отражаются быстротой, глубиной и прочностью овладения определенными приемами и способами деятельности.
Замечание 1
Высший уровень развития способностей – это гениальность и талант
Способности являются прижизненными образованиями, которые формируются на протяжении всей жизнедеятельности человека. Необходимо понимать, что наследуются только задатки, которые человек уже в процессе воспитания и обучения развивает или нет.
Таким образом, задатки являются индивидуально-природной основной способностей. Однако они недостаточны для полноценного развития способностей. Необходимо присутствие соответствующих внешних условий и адекватной самостоятельной деятельности.
Неразвитость определенных способностей, не говорит о том, что у личности нет для этого задатков, это может говорить о том, что не достаточно было направлено сил и стараний на их развитие.
В настоящее время основное внимание со стороны современной педагогики, направлено на выявление у человека, в первую очередь, специальных задатков.
Специальные задатки – задатки к конкретному виду деятельности.
В качестве специальных задатков можно назвать музыкальные, художественные, лингвистические, спортивные и т.д.
В процессе исследования специальных задатков, было установлено, что люди, которые ими обладают, достигают высоких результатов и продвигаются быстрыми темпами в определенных видах деятельности.
Специальные задатки могут проявляться у человека, как в детстве, так и во взрослом возрасте, важным фактором их проявления является создание необходимых условий.
Таким образом, специальные задатки наследуются из поколения в поколение. Примером тому могут быть семьи музыкантов, актеров, художников и т.п.
Воспитание и активность личности как факторы её развития
Тема:Воспитание и активность личности как факторы её развития
План:
Воспитание целенаправленный мощный фактор развития личности
Роль активной деятельности в развитии личности.
Виды деятельности дошкольника
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности воздействия и квалифицированном руководстве.Ограниченность его возможностей – в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют подсознательно и бессознательно. Этим определяется роль воспитания в формировании человека.Роль воспитания оценивается по-разному, причём диапозон этих оценок очень широк – от утверждения его полного бессилия и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как обычно, находится между крайностями. Лозунг «воспитание может всё!», с которым неоднократно выступала педагогика, себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. «Воспитание сможет сделать многое, но оно небезгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить её приносить жёлуди», — написал В.Г.Белинский.Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых заранее запроектированных условно рефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие человека в соответствии с индивидуальными особенностями, спсобностями и возможностями. Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определённых качеств только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание детёнышей обезьяны в одинаковых условиях с ребёнком показало, что детёныши обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем не менее не приобретают ни одного психического качества свойственного человеку.Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от него, постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства.Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды.Люди поддаются воспитанию неодинаково. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе..Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Психолог Л.С.Выготский (1896-1934) обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребёнком, но и «зоне ближайшего развития». Он выделял два уровня умственного развития: