Ваша личность складывается из множества деталей. На нее влияют ваши гены, ваши друзья, школа, в которую вы ходите, а также множество других факторов. Все сферы жизни играют свою роль в том, чтобы сформировать человека, которым вы станете. Но когда именно начинают закладываться поведенческие тенденции? К примеру, если вы выросли скромным человеком, значит ли это, что вы были скромным ребенком?
Наследственность
Под наследственностью понимаем те свойства организма, что передаются детям от родителей через определённый генетический код. При этом передаются, главным образом, данные физиологические: строение организма, особенности функционирования, часть заболеваний и задатков к определённым сферам деятельности (музыка, рисование).
Если говорить о концепции наследственности, то поведение и развитие личности определяют, в первую очередь, благодаря врождённым особенностям, заложенным при формировании организма. Подтверждением этого можно считать выражение — «талант всегда найдёт себе дорогу», даже при негативных обстоятельствах жизни и условиях роста.
Считается, что основополагающим являются врождённые задатки или, другим словом, — наследственность. Однако, так ли это? Бывают ситуации, что личность меняется с годами и открывает в себе новые грани способности или работает над формированием и развитием таковых.
А насчёт первопричины в физиологических особенностях можем вспомнить истории попадания человеческого младенца в животный мир с первых дней жизни. Например, волчью статью. Это только в мультипликации Маугли был сильным и отважным, в реальности такие дети не владели речью, навыками общения, а повадками полностью копировали животных, которые были рядом.
Может, всё-таки общество играет ключевую роль, ведь человек — существо социальное? Давайте проанализируем подробнее второе условие, что оказывает существенное влияние на развитие личности.
Мнение ученых
Ученые считают, что характер закладывается в детстве. Исследования позволяют предположить, что существует связь между нашим поведением в возрасте нескольких месяцев и тем, какими мы становимся впоследствии. Конечно, нельзя сказать, что характер — это что-то, заранее определенное, но основа его все же прослеживается с самых первых дней человека. Психологи, изучающие детей, обычно описывают не характер, а темперамент. Одно из первых исследований в этой сфере было проведено в середине двадцатого века. Американские исследователи, супруги Стелла Чесс и Александр Томас, изучили 133 ребенка, контролируя их поведение от самого рождения до возраста тридцати лет, попутно беседуя с их родителями. На основе исследований ученые предположили, что есть девять основных черт темперамента младенца, включающих уровень активности, настроение и умение отвлекаться. Выделено было три группы – дети, с которыми просто ладить, дети, с которыми трудно, и дети с медленной реакцией.
Биококтейль для сада помогает мне собрать очень щедрый урожай помидоров и перца
Внук Олега Табакова Никита не унаследовал отличительных черт деда (фото)
За чудное украшение на дорогом кольце парня прозвали эгоистом: как оно выглядит
Среда обитания
Конечно, среда обитания и общение с людьми во многом определяют личность, ребёнок впитывает культуру, нормы и правила поведения, принятые в определённом обществе. И люди разных национальностей и культур могут кардинально отличаться. Таким образом, приходим к выводу, что всё тесно взаимосвязано.
Естественно, большое влияние на человека оказывает семья, друзья, детский сад и школа. Ребёнка приучают к определённым нормам и правилам поведения, закладывают основы для формирования моральных устоев. Под влиянием окружающих людей дети усваивают ролевые игры, манеры поведения, впитывают и узнают огромное количество знаний благодаря школьной программе.
Сторонники теории «среды» считают, что человек, как чистый лист, приходит в этот мир, а родители и среда обитания пишут и создают личность. Однако, часто слышим замечания, что даже в одной семье, при равных условиях, дети совершенно разные? А значит, природное начало также имеет большое влияние на развитие личности.
Итак, есть два базовых условия — внешняя среда и наследственность. Возникает вопрос, может ли человек самостоятельно влиять на своё развитие или всё зависит от внешних факторов?
Личностное развитие ребенка в современном мире
Сегодня, в современном обществе, все чаще наблюдается тенденция, когда отношение людей ко многим вещам, являющимся лишь частью, того целого, что до недавнего времени считалось достижениями человечества в области искусства и литературы, к сожалению, на данном этапе, утратили свою актуальность. И, если, пытаться разбирать причины данной ситуации, то сразу становится ясно, что у многих молодых людей отсутствует, даже, осознание самого понятия критерия ценностей, относящихся к достижениям в области мировой культуры и истории. В связи, с обозначенной проблемой, невольно встает вопрос о ее незамедлительном решении. Только, в этом случае, наше общество, сможет воспитать с ребенка достойную личность и гражданина.
Процесс формирования в ребенке положительных личностных качеств, предполагает целый комплекс обязательств в его воспитании. Но, конечно же, мы не должны забывать, что огромное влияние на человека, в определенном возрасте, оказывает его собственное мнение.. Так вот задача общества в том, чтобы дать ребенку правильные идеалы.
В науке существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают. При рождении индивидуальность человека ограничивается лишь свойствами его организма, но по мере того как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, его индивидуальность расширяется и распространяется на все более высокий уровень.
На протяжении длительного периода, начиная с 90-х годов, наше общество, в рамках нестабильной политической системы, было лишено каких-либо идеалов, являющихся, связующим звеном ни только для молодого поколения, но и для населения всей страны.
Поэтому, в данных условиях процесс, личностного развития проходил практически без участия общественных организаций и конечно же, каким человеком станет ребенок, в основном зависело от родителей, но и здесь до сих пор существуют спорные моменты.. Как, правило, специалисты практикующие в области детской психологии, очень часто утверждают, что активное негативного влияния на психику ребенка, могут оказывать и его родители. Причины, оставляющие негативный отпечаток в личности ребенка, могут быть разными и их проявление возможно в следующих формах: манера общения родителей с использованием грубых слов или же желание некоторых мам и пап, навязывать свою волю ребенку, некоторые идеалы, взгляды, считая, что только так, она или он сможет дать достойное образование, не забыв о моральном отношении.
Так вот, в данных обстоятельствах, эта ситуация, может стать стартовой точкой отсчета развития отношений между ребенком и родителями. Конечно же, все мы, с вами, знаем, что подростковый возраст ребенка, достаточно сложный период для формирования отношений всей семьи, время, когда ребенок перестает смотреть на мир, как правила через призму идеалов, предложенных родителями, у него появляется свой взгляд на вещи, который, чаще всего, не устраивает родителей, не принимающих ситуацию, когда ребенок заявляет о своей позиции. Сегодня, в условия современного развития общества, очень много говорится о новых формах и методах воспитания детей, но, как правило, их реализация находится лишь в рамках определенных образовательных учреждений. И вот здесь, наверное, было бы уместным, обращение к родителям с призывом к тому что, уже пора начать реформу системы воспитания внутри каждой семьи. Наше общество, на данном этапе развития, сделало нас заложниками обстоятельств, когда высшую ценность стали составлять деньги. И, как правило, во всей этой суете, дети остаются обделенными вниманием, заботой, теми трепетными моментами, которые в определенном возрасте, могут дать своему ребенку только родители. Поэтому, возложив однажды на себя эту ответственность, зачастую трудную миссию, мы должны с гордостью ее выполнить и в итоге, получить высокообразованного человека, обладающего комплексом морально-нравственных качеств, делающих из него достойного члена общества.
Конечно же, данное обращение не относится к семьям, имеющим достаточно сильные отклонения от общепринятых норм развития современного общества. С такими родителями ведется работа на уровне специализированных государственных органов.
Многие жизненные моменты, которые на первый взгляд, для нас родителей, могут показаться незначительными, оказывают сильное влияние на ребенка, зародив в нем специфичные ощущения и понятия (страхи, комплексы, неправильную оценку ценностей в обществе с которыми сталкиваются дети), которые в определенной момент заявят о себе, оставив негативное влияние на личности ребенка.
Как правило, сформированной личностью, принято считать человека, достигшего 18 – летнего возраста, когда его позиции и взгляды на жизнь по большей части зависят от его личностной точки зрения. Однако, даже на этом этапе, очень часто, всплывают детские обиды, полученные от родителей, которые могут стать серьезной преградой на пути его семейного благополучия. И, в этом случае, в преодолении данной проблемы, могут помочь родственники или опытный психолог.
Однако, анализируя выше сказанные моменты, мы ни в коем случае ни должно пренебрегать ролью общества в процессе складывания личности ребенка, так как только в обществе ребенок проходит все необходимые этапы социализации, соответствующие определенным возрастным периодам жизнедеятельности, которые сделают из него человека, готового к взрослой жизни. И. сразу, в памяти возникают жизненные примеры, когда мужчина или женщина, находясь в достаточно зрелом возрасте, продолжают жить со своими престарелыми родителями и не по тому, что им нужна помощь, а из-за того, что на каком-то этапе его личностного становления, произошла ошибка, скорее всего по вене его же родителей, которая в конечном итоге его и привела к такому образу жизни. Конечно же, такой человек по социальным показателям, не будет являться каким-либо антисоциальным элементом общества, но я думаю, что со мной многие согласятся, что врятли, кому-либо захочется считать его образцовой моделью для личностного становления, с самых первых моментов развития человеческого индивида до окончательного формирования его личности в жизни общества.
Оказывая активное влияние на вовлечение ребенка в процесс социализации, тем самым стремясь предоставить больше самостоятельности, мы не должны забывать, что в любом деле важно знать чувство меры, иными словами, с одной стороны, давая ребенку возможность узнать новый для ранее мало изученный мир, которым и станет для него общество людей, мы должны с особой точностью наблюдать за его шагами, как бы со стороны, но в тот момент, когда ребенок вдруг выберут ни тот путь, в силу определенных обстоятельств, наша задача как можно быстрей оказаться рядом с ним, увести с ложного пути, уберегая от ошибки..
Возвращаясь к теме о субъективных ценностях современного общества, безусловно влияющих на наши жизненные позиции, как правило, мы еще сами, очень часто, может быть, даже, и не осознавая этого, своими действиями и поступками, прививаем ребенку ложную систему ценностей. Как правило, в семьях с большим материальным достатком, где вся жизнь подчинена одной идеи: увеличение материального благосостояния, наверное глупо было бы думать, что для человека, выросшего в такой семье, основными личностными характеристиками, будут являться понятия о морали, нравственности, доброте, любви, верности, толерантности, умении жертвовать собой ради других и т.д. Мотивация, являющаяся основным двигателем деятельности человека, как правила, очень часто, закладывается еще в детстве, реализуясь на практике уже во взрослой жизни и, конечно же, родители, прежде всего родители, должны объяснить, и собственным примером показать ребенку истинные ценности, и идеалы. А не провоцировать ситуацию, когда слова и требования, в отношении ребенка противоречат собственным действиям.
И, конечно же, никогда ненужно забывать, что ребенок, такой же человек, только маленький и поэтому, когда вы в очередной раз решите проявить какую-то негативную реакцию, в отношении ребенка, пусть даже вам будет казаться, что он, на тот период заслужил, поставьте себя на его место и подумайте, а вас бы устроило такое отношение к себе….
В заключение, хотелось бы вспомнить слова известного русского критика и публициста Дмитрия Ивановича Писарева: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира».
Влияние личности
Человек продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Естественно, что у каждого есть определённые задатки, врождённые особенности, которые мы не выбираем — есть семья и среда обитания, которую мы можем корректировать со временем частично. Как же быть? Сильная личность, которая знает, чего хочет, всегда будет стремиться к саморазвитию, направлять его на нужные черты характера, способности, сферы жизни.Только усилием воли и, благодаря постоянному труду, можно оказать влияние на данные процессы.
Причём труд философы рассматривают как в прямом, так и в переносном смысле. Труд сделал человека человеком, в процессе деятельности и направления своих усилий личность также развивает, приобретает определённые навыки. Есть ещё и профессиональный рост, как одна из граней целостной личности.
Сейчас психологи всё больше говорят о личностном факторе развития и призывают к ответственности за свою жизнь. Неверно говорить, что я такой, каким создала меня природа и ничего не могу сделать, это пассивная жизненная позиция.
Взгляды на развитие личности
Многие годы и столетия продолжаются дискуссии на тему — условия развития личности человека и факторы влияния. В. Штерн склонялся к дуальности человеческой природы и балансу биологических и социальных факторов как взаимосвязанных, неразрывных в своём влиянии.
З.Фрейд выдвинул другую теорию, предположив противостояние двух основных факторов в человеке — постоянного стремления к удовольствию и реальность жизни. Фрейд в психоанализе рассматривает личность на уровне основных инстинктов, что влияют на жизнь и формирование личности — человек стремится реализовать и получить необходимые удовольствия и лишь мораль, нормы общества сдерживают его в этом направлении.
Теория была названа «конфронтация двух факторов». В разные времена эту идею поддерживали А.Адлер, К.Юнг. Были и психологи, что подвергали критике предположения Фрейда, полагая, что они ведут к сильному противостоянию личности и общества.
Всё течёт и развивается. Новые исследования позволили открыть и новый биогенетический закон Е.Геккеля и Ф.Мюллера, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) является коротким повторением филогенеза (развитие вида). Эти стадии развития можно наблюдать в развитии зародыша. Эта теория довольно интересна и отчасти имеет место быть — человек в своём развитии повторяет предков.
При этом такое сокращённое копирование наблюдается не по всем признакам организма, часть свойств возникает в результате приспосабливания к внешней среде. В 30-70хх годах 20-го века бытовало мнение, что человек в своём развитии повторяет развитие своего вида: младенец на стадии млекопитающих, в конце первого года — на стадии обезьяны, второй год — достигает человеческого развития, в зрелом возрасте — уровня современной культуры.
Довольно интересная теория, хотя развитие личности довольно сложный процесс, и его невозможно охарактеризовать лишь одним каким-то параметром. Скорее, это комплекс условий и факторов, неразрывно влияющих на человека. При этом сильная устойчивая личность в большей степени самостоятельно формирует себя в процессе жизни, чем слабовольный человек, который впитывает всё из окружения.
Самообразование
В каких бы условиях не жил человек, ему приходится своими усилиями «лепить» из себя то, что он желает.
Определение 1
Самообразованием называется процесс самостоятельного получения образования в определенной сфере.
Самообразование необходимо каждому человеку, без него он обречен на деградацию. Основные стратегии самообразования:
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Способы развития личности в психологии 420 руб.
- Реферат Способы развития личности в психологии 260 руб.
- Контрольная работа Способы развития личности в психологии 240 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- Непрерывный процесс самосовершенствования, способствует интеллектуальному развитию личности. В настоящее время можно учиться до бесконечности, так как знания растут с огромной скоростью. При любом обучении будет существовать «зона ближайшего развития» — то, что человек еще не знает и ему предстоит это освоить.
- Самообразование сопровождается высоким уровнем мотивации. Прежде всего, необходимо мотивировать себя для того, чтобы достичь определенного уровня знаний. Следует знать, что перед самообразованием стоят сотни препятствий: усталость после тяжелого дня, бытовые проблемы и т.п. Тот человек, который не поддается этим препятствиям, при любых условиях может сохранить высокую мотивацию к достижению поставленной цели и успеть сделать задуманное.
- Процесс самообразования необходимо индивидуализировать. Для изучения иностранного языка, освоения какого-либо творческого процесса необходимо лишь открыть учебник, справочник или включить интернет. Иногда неверие в свои силы может служить препятствием для реализации цели. Принцип индивидуализации самообучения приходит на помощь: мало начитанный человек занимается изучением философии с чтения научных работ Канта. Такое чтение будет сложным для него и вслед за этим он потеряет веру в свои силы. Следует знать, что необходимо начинать с малого, учитывать свои особенности в обучении, запас знаний.
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Закономерности развития личности
Развитие личности, её становление — это взаимосвязанный и целостный процесс, которому свойственны этапы развития личности. Давайте подумаем над вопросом: какие же закономерности развития личности? Почему личность развивается и как это происходит?
Итак, основные закономерности развития личности:
- Возрастной фактор — чем моложе человек, тем быстрее идёт его физическое развитие. Со временем процесс замедляется. Такие же наблюдения есть и о духовном развитии, чем младше человек — тем быстрее происходит его духовный рост.
- Поэтому часто слышим, что стар, что млад — дети очень хорошо понимают стариков, могут быстро вникнуть в рассказ, проявляют интерес, впитывают знания и чувствуют душевное состояние рассказчика.
- Неравномерность развития — наблюдается в наличии определённых периодов роста, которые наблюдаем в развитии и своих детей. Организм развивается не постоянно, нам кажется, ребёнок вдруг начинает расти на определённом этапе, это физиологические особенности организма То же можно сказать и о духовном развитии — присутствует неравномерность
В разное время свойства человека могут изменяться, находиться на разном уровне развития. В жизни бывают более благоприятные условия для развития личности и менее благоприятные. При этом условия эти будут иметь временный характер. Что же влияет на человека?
Конечно, общение с окружающим миром и людьми, духовное развитие происходит в познании мира и себя. Бывают и скачки в развитии и осознанности процессов, благодаря стрессовым ситуациям, которые вносят кардинальные изменения в личность человека. «Нет худа без добра» — говорят в народе. Даже в такие периоды, когда кажется, мир рушится, думайте о том, что Вы построите на пустом месте.
3. Колебания в развитии — органы человеческого организма развиваются каждый в своём темпе. Это отражается на психических и нервных процессах. В основном, различия между людьми и уровнем развития проявляются в поведенческих моментах, мышлении, интеллектуальном уровне, социальном и моральном развитии.
Условия развития личности человека: моторика и развитие ребенка
Для духовного развития личности выделяют некоторые этапы — возрастные рамки, характерные для приобретения определённых качеств. Принято называть такие периоды «сензитивными». Опираясь на данные исследований, психологи могут определить соответствие ребёнка развитию его возраста или диагностировать задержку развития.
Так, для развития речи, оптимальным считается период 1-2 года, а интеллектуальное развитие наиболее активно происходит до 13 лет. В основе таких периодов — созревание нервной системы, головного мозга происходит непостоянно, а периодами. Всё в организме формируется постепенно и очень важную роль играет приобретаемый опыт.
Сейчас существуют специальные схемы работы для помощи детям, у которых наблюдаются отставания в развитии, основанные на комплексном применении лечения у невролога, занятий с психологом и логопедом. Как правило, речевое развитие связано с созреванием коры головного мозга и есть специальное методы по ускорению таких процессов (медикаменты, сенсорика, игры Монтессори).
При физическом отставании, часто бывает, что дети позже начинают ходить, также есть программы — массаж, плаванье, ЛФК. Очень важно отслеживать эти моменты и вовремя помогать детям всесторонне развиваться.
Качества
Устойчивость качеств — в результате развития личности, человек приобретает устойчивые и постоянные качества психики, однако сохраняется и пластичность. Сложность этих процессов сводится к тому, что человек приобретает черты характера и в то же время всегда существует возможность их изменения, улучшения при надлежащих обстоятельствах жизни. Благодаря пластичности нервной системы, возможно воспитание.
И к тому же компенсация происходит за счёт более сильных качеств личности. Так, например, есть дети, которые хватают знания на лету, сильно при этом не утруждаясь, а другие — добиваются результатов упорным трудом, что компенсирует более слабую память.
У каждого человека есть сильные и слабые стороны, причём сильные очень часто перекрывают действие слабых и позволяют успешно справляться с жизненными ситуациями.
Интеграция
Развитие личности происходит как слияние разных сфер — интеллект, духовное развитие, эмоциональная составляющая, духовность. В каждой сфере интегрируются свои свойства. Так, эмоциональная — чувства, интеллектуальная — разум. Со временем психика человека закаляется и крепнет, во взрослом возрасте человек спокойнее реагирует на жизненные трудности, при достаточном уровне развития. Кроме того, формируется мировоззрение и понимание жизненных процессов.
У человека на каждом этапе жизни есть доминирующая деятельность, которая оказывает большое значение на развитие личности.
В школьные годы мы учимся, приобретаем знания, навыки общения. Во взрослом возрасте учимся в процессе взаимодействия в семье, общения с любимыми людьми, а также рабочий коллектив и профессия накладывают свои отпечатки, формируется профессиональное развитие личности. Всё это способствует формированию психических качеств, особенностей личности.
Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности
Воспитание как целенаправленный процесс призвано воздействовать на развитие человека. Личность как цель воспитания является предметом многочисленных исследований в педагогике.
Особенности человеческой личности связаны с индивидуальностью развития интеллектуальных способностей и спецификой врожденных качеств темперамента. Исходя из этого, способность расценивать ценности культуры, морально-нравственные аспекты у каждого человека разные. Помимо этих факторов на развитие личности влияют различные социальные институты. Воспитание призвано объединить все факторы, которые влияют на онтогенез личности в той или иной степени. Следовательно, воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности.
Связь античного и современного воспитания
Общая цель воспитания предусматривает развитие гармоничной личности. Что представляет собой это понятие?
В разные исторические эпохи трактовка гармоничного развития была своя. Она зависела от представлений общества о своеобразном идеале, к которому должен стремиться каждый человек.
Эталоном гармоничного развития в античные времена считалось оптимальное соотношение внутренних качеств и физических характеристик. Телесное и духовное должно находиться в гармонии друг с другом. Причем только таким образом, считали в древности, человек может полноценно существовать и выполнять свою миссию на земле.
Думается, что подобный идеал ближе всего для современного человека.
Однако наше общество, к сожалению, не всегда готово развиваться и совершенствоваться. Люди стремятся ограничить свое земное существование лишь заботой о насущном хлебе. В крайнем случае, они предпримут попытку воспитать детей.
Однако, как показывает практика, воспитание без собственного примера, не имеет никакой пользы. Следовательно, чтобы воспитать достойного и гармонично развитого ребенка, начинать нужно с себя. Только на собственном примере родители, воспитатели и педагоги смогут показать гармонию души и тела.
Развиваем гармонию духа
Человеку важно сформироваться как личность еще в детстве. Во взрослом возрасте сделать это будет значительно сложнее, ведь целенаправленный воспитательный процесс, осуществляемый специально подготовленными для этого людьми, происходит именно в детском и подростковом возрасте.
Когда человек переступает рубеж в восемнадцать лет, он считается взрослым. Предполагается, что в этом возрасте он способен отвечать за свою жизнь, поступки и их последствия, принимать решения.
Однако всегда ли взрослый человек представляет собой гармонично развитую личность? Безусловно, нет. Связано это и с недостатком воспитания в детстве, и с нежеланием совершенствоваться во взрослой жизни.
Воспитательный процесс не имеет окончания, и думающий человек имеет потребность в развитии постоянно. Как воспитать в себе гармоничную личность в зрелом возрасте?
Античные философы и современные психологи уверены, что сделать это можно, используя следующие советы:
- Ограничьте свои потребности в разных сферах жизни. Без многих вещей, к которым мы привыкли, вполне можно обойтись. Они доставляют удовольствие, приносят комфорт, но никак не содействуют развитию.
- Обеспечьте условия для ежедневного самоанализа. Постарайтесь каждый вечер выделять время, во время которого сможете рассуждать о том, как прошел ваш день, что было сделано, а что хотелось бы еще сделать. Тщательно разберите поступки, которые совершили в течение дня, оцените их с точки зрения нравственности и полезности.
- Каждый вечер составляйте план действий на завтрашний день. Планирование – неотъемлемая часть развития личностных качеств. Четко спланированная деятельность поможет избежать ошибок и необдуманных действий.
- Ставьте перед собой цели. Глобальная цель, к которой человек может двигаться всю жизнь, развиваясь и совершенствуясь, предусматривает наличие целого ряда сопутствующих. Эти цели могут меняться и корректироваться в зависимости от жизненных обстоятельств, но все они должны быть направлены на развитие личностных качеств, вести к совершенствованию и помогать достичь идеала.
Исходя из предложенных рекомендаций, можно выделить несколько положений концепции развития гармоничной личности:
- Гармонии достигнуть может только человек с глубокими внутренними убеждениями и целями;
- Развить личность можно только в совокупности с раскрытием душевных и физических качеств;
- Необходимо целенаправленно и планомерно раскрывать внутренний потенциал, заложенный природой;
- Развивать интеллектуальные способности в соответствии с душевными и нравственными потребностями;
- Здравомыслие и самообладание, которые помогают справиться с ненужными физическими потребностями, — основные качества гармоничной личности;
- Искать причину неудач и невезения развитая личность должна только в себе. Любая причина происходящего заложена внутри каждого человека. Ответственность за неудачи личность принимает, пытаясь разобраться в их причинах;
- Способность к рефлексии и самоанализу – одна из главных особенностей человека, который занимается совершенствованием себя.
Гуманизм в воспитании
Современные психологи и педагоги все больше склоняются к тому, что развитие должно быть не только гармоничным, но и гуманистически оправданным. Что представляет собой гуманистическая модель развития личности?
Данная модель воспитания базируется на уникальности человека. Она предполагает наличие поиска нравственных ценностей в процессе жизнедеятельности, смысла жизни.
Главным критерием этого направления является обретение внутренней свободы, которая поможет раскрыться всем лучшим качествам личности. Достигнуть этой свободы можно только путем самоанализа, управления своими страхами и постоянным совершенствованием личностных качеств.
Перечислим основные принципы этого направления в воспитательной деятельности:
- Каждый человек представляет собой целостный организм. Следовательно, воспитание должно это учитывать;
- Уникальность личности предусматривает анализ не только общего поведения, но и рассмотрения каждого конкретного случая в отдельности;
- Человеку важно постоянно взаимодействовать с социальным окружением. Он должен быть открыт обществу, а оно, в свою очередь, расположено к нему. Ощущение личности частью социума – важная психологическая деталь;
- Человеческая жизнь должна стать неразрывным целым с личностным развитием;
- Саморазвитие и реализация личности – часть человеческой сущности;
- Для правильного развития необходима определенная степень свободы. Она даст возможность, руководствуясь здравым смыслом и нравственной позицией, сделать тот выбор, который необходим человеку.
Итак, исходя из гуманистических положений воспитания личности, человек – творчески активное существо, онтогенез которого происходит благодаря его индивидуальности.
Социальное окружение
Рассматривая воспитание как целенаправленный процесс, важно отметить роль социализации в деле развития личности.
Для начала нужно разобраться, почему процесс воспитания должен быть целенаправленным. Перечислим основные способы воздействия цели воспитания на развитие личности:
- Цель представляет собой образец поведения для индивидуума;
- С ее помощью осуществляется выбор средств и методов воспитательного воздействия;
- Она помогает отследить результативность воспитательного процесса.
Итак, постановка целей для воспитания личностных качеств важна как для воспитателя, так и для воспитанника.
Однако на что в большей степени должны быть направлены цели воспитания? На развитие личностных качеств или же социальной ответственности человека перед обществом?
Безусловно, важны обе позиции в этом вопросе. Важно отметить невозможность существования их порознь: они дополняют и раскрывают сущность друг друга.
Мы уже говорили о важности развития личности и формировании ее внутренних качеств. Однако человек не может испытывать глубокую внутреннюю гармонию, находясь в разладе с социальным окружением.
Мы не принимаем сейчас в учет религиозные и духовные практики, которые предусматривают полный отказ от социальной жизни. Так как речь идет об обыденной жизни среднестатистического человека, то связь с обществом ему необходима не только для успешного развития, но для комфортного существования.
При этом воспитательный процесс должен проходить так, чтобы человек ощущал внутреннюю потребность в общественных отношениях, а не делал это по принуждению.
Внутреннее осознание необходимости в социальных отношениях и гражданской позиции должно стать основой добровольного и творческого подхода.
Социальные отношения должны определяться с точки зрения нравственной позиции. То есть отношение одного человека к другому должно быть равнозначным, независимым от национальности, половой принадлежности, гражданства или социального статуса.
Одной из разновидностей социализации личности является гражданская позиция. Это система социальной ориентации, которая характеризует человека в качестве гражданина своей страны. При этом важным условием правильной гражданской позиции является личная ответственность человека за происходящее в его государстве.
В процессе воспитательного воздействия важно учитывать влияние межличностных отношений, которые являются проявлением общественного сознания. Чем социальное взаимодействие глубже, тем шире возможности раскрытия потенциала гармонично развивающейся личности.
Итак, целенаправленное воспитание личности возможно при актуализации личностной позиции через включение ее в социальные связи.
Противоречия и прогресс
Противоречивость личности — это свойство о, котором говорил Фрейд и другие психологи. Человек устроен довольно интересным образом и находится постоянно во взаимодействии с окружающим миром. При этом, каждый день принимает решения и делает жизненный выбор, бывает, что идёт в разрез с ближайшим окружением в своих суждениях, вступает в конфронтацию.
Можно вспомнить и ситуации, когда у нас возникает внутренний конфликт и борьба различных частей личности — взрослый, ребёнок, учитель. А может, это конфликт добра и зла, сложно сказать, главное, что в этих моментах рождается истина, важно найти себя и сформировать нужные качества.
Стремление к прогрессу — естественно, что все желают достичь успехов в жизни, в ходе преодоления жизненных преград, на пути к цели закаляется характер и формируются волевые качества личности. Все жизненные ситуации — это уроки, которые мы проходим, а как награду получаем новое «Я», с новыми ещё лучшими качествами.
Саморазвитие
Саморазвитие личности — мы постоянно совершенствуем себя, производя работу над своим внутренним миром, подчиняя своей воле психические процессы и эмоции, улучшая черты характера. Подобную работу можно производить, как самостоятельно, так и путём прохождения специальных тренингов. Каждый человек определяет для себя, каким образом ему легче развиваться. Главное — желание достигать новые результаты, работать над формированием своей личности постоянно, заниматься поиском необходимой информации и знаний.
Развитие может выступать и в качестве защитной функции. Человек постоянно развивается, как физически, так и духовно, это необходимо для выживания в нашем мире. Для успешной жизни нужны определённые качества, как иммунитет для борьбы с заболеваниями, так и сила воли нужна для достижения результатов, а терпение — важное оружие для покорения вершин. Естественно, для полноценной жизни необходимы: крепкое здоровье, высокие интеллектуальные и духовные качества, которые вырабатываем в процессе жизни, вольно или невольно, под влиянием жизненных обстоятельств.
Таким образом, мы рассмотрели закономерности развития личности, и теперь лучше представляем причинно-следственные связи. Конечно, на наше развитие оказывают влияние многие факторы, условия развития личности человека, и всё же радует, и собственными усилиями можем корректировать свою жизнь и развитие.