метки:
Противоправный, Несовершеннолетний, Социально, Подросток, Общество, Психологический, Параграф, Причина
Введение………………………………………………………………………….3 §1 . Понятие противоправного поведения несовершеннолетних: психологический и юридический взгляды………..………………………..…5 §2. Виды социально-психологических причин делинквентного поведения подростков…………….…………………………………………………………………….8 |
Заключение ……………………………………………………………………13 |
Список использованной литературы ……………………………………….14 |
Введение
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Следовательно, предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит прежде всего в педагогизации различных сфер нравственного воздействия в процессе воспитания детей и подростков. Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.
Таким образом, целесообразно выявить и проанализировать социально-психологические причины возникновения противоправного поведения подростков.
ОБЪЕКТ — общественные отношения, формирующиеся на фоне отклоняющегося поведения подростков.
ПРЕДМЕТОМ выступают социально-психологические факторы риска формирования противоправного поведения несовершеннолетних.
ЦЕЛЬ заключается в исследовании взаимозависимости факторов развития противоправного поведения у подростков.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
- рассмотреть понятие противоправного поведения;
- выявить социально-психологические причины противоправного поведения подростков;
ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ работы выступают труды С.А. Беличевой, И.С. Кона, Н. Смелзера, М. Мироновой, А.В. Петровского и других. Для определением противоправного (делинквентного) поведения работали такие исследователи как Я.И.Гилинский, В.Н.Герасимов, Ю.А.Клейберг, В.Н.Кудрявцев, С.Босс и другие.
СТРУКТУРА РАБОТЫ: Реферат состоит из 3 параграфов. В первом параграфе рассмотрено понятие противоправного поведения в юридической литературе. Во втором параграфе проанализированы социально-психологические причины девиантного поведения подростков в современной России. В третьем параграфе проанализированы основные принципы профилактической работы с несовершеннолетними.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА: В работе использован системный подход, а также формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Что делать, чтобы ваш близкий изменился
- В следующий раз, когда вас сильно разочарует близкий человек, сделайте паузу и спросите себя: «Если он никогда не изменится, смогу ли я с этим смириться? Смогу ли я и впредь любить его несмотря ни на что?». Если вы ответили «да», значит, вам удастся уменьшить свои ожидания и в дальнейшем чувствовать себя в отношениях вполне комфортно.
- Вместо того чтобы считать себя беспомощной жертвой, сделайте активный осознанный выбор, позволив человеку быть таким, каков он есть.
- Перечислите хорошие и плохие качества близкого человека.
- Чтобы по-настоящему принять его, потратьте некоторое время на активное признание его позитивных характеристик.
- Целенаправленно старайтесь преобразовать свое желание изменить нежелательные качества близкого человека в надежду, что он изменится. Ваше душевное благополучие не должно зависеть от изменений в ком-либо другом.
- Гордитесь осознанием, что вы предпочли быть добрым и милосердным, а не жаловаться и горевать.
- Если вы решили открыто сказать человеку, что надеетесь на изменения в нем, предложите ему компромисс: «А есть ли во мне что-то такое, что тебе хотелось бы изменить?». Уравняв таким образом позиции, вы даете ему больший стимул для самоизменения.
§ 1. Понятие противоправного поведения несовершеннолетних: психологический и юридический взгляды
Целесообразным представляется начать анализ с правомерного поведения, поскольку именно оно является вообще целью действия права, результатом осуществления в жизни режима законности, и, взятое в совокупности своих поступков, воплощением правопорядка в обществе.
Так, академик В.Н. Кудрявцев определял правомерное поведение в социально-правовом смысле как общественно необходимое, желательное или допустимое, с точки зрения интересов общества, поведение граждан и коллективов, состоящее в соблюдении (исполнении, осуществлении) норм права, гарантируемое и охраняемое государством1.
В настоящее время, по сути, сохранился аналогичный подход к определению сущности правомерного поведения, под которым также понимается поведение, соответствующее норме права, действующим в обществе законам и иным нормативно-правовым актам, не нарушающее их.
В словаре Ожегова правомерное определяется как внутреннее оправданное, закономерное, основанное на праве2. Большой юридический словарь трактует правомерность как соответствие явлений социальной жизни требованиям и дозволениям содержащейся в нормах права государственной воли, В большой юридической энциклопедии правомерное поведение определено как одна из разновидностей социального поведения людей, строгое и неуклонное следование содержащимся в нормах права правовым требованиям и велениям3. О правомерности или неправомерности поведения можно судить на основании того, согласуются ли действия и поступки людей с правовыми предписаниями. Критерием определения степени правомерности служит степень соответствия реальных действий и поступков людей заложенным в нормах права поведенческим моделям. Исходя из сказанного, правомерное поведение можно определить как поведение, в полной мере согласующееся со всеми требованиями норм права.
В целях раскрытия основной проблемы нашего исследования обратимся к этимологии понятия «противоправное (делинквентное) поведение». Так, в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова термин «противоправный» означает совершение человеком незаконных действий, противоречащих праву4. В переводе с английского языка термин «делинквентность» означает «провинность» или «психологическую готовность к правонарушению», от латинского «detinguens» (delinguentis) – «совершающий поступок», в юридической терминологии от латинского «delictum» – «всякое правонарушение»5. Таким образом, в совокупности данные трактовки понятия «противоправное (делинквентное) поведение» отражают единый смысл и понимаются как операции или действия, противоречащие правам человека в обществе.
Сегодня раскрытием сущности противоправного поведения занимаются различные науки: педагогика, психология, криминология, социология, психиатрия и др., благодаря исследованиям, которых выявлено около 900 различных признаков сущности и содержания делинквентного поведения несовершеннолетних. Следует отметить, что в одних случаях делинквентное поведение сопровождается уголовной наказуемостью, в других — обозначается как нарушения, не представляющие социальной опасности.
В отечественной психолого-педагогической литературе понятие «противоправное (делинквентное) поведение» определяется с разных точек зрения и употребляется как синоним понятий «социально-отклоняющееся поведение» (В.Н.Кудрявцев), «девиантное поведение» (Я.И.Гилинский, Ю.А.Клейберг), «асоциальное», «антисоциальное поведение», «противоправное поведение» (В.Ю.Альбицкий, П.Ф.Каптерев), «правонарушение» (Г.Г.Бочкарева), «трудновоспитуемость» (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский) и другие6. Однако, можно увидеть, что во всех синонимах лежит основа дефективности и отклонения от социальных норм, правового и нравственного сознания, содержания потребностей и мотивов поведения, особенностей характера, психики и индивидуальности человека.
Отечественная педагогическая наука в широком смысловом значении рассматривает делинквентное поведение как разновидность поведения человека в обществе и представляет собой сложное сочетание фактического и юридического, волевого и эмоционального, внутреннего и внешнего противоправного поведения с социально-психологической точки зрения. В зарубежной педагогике и психологии понятие «делинквентность», как правило, употребляется как потенциальная готовность индивида к совершению противоправного деяния, то есть определенного рода предрасположенности к отклоняющемуся поведению. Отечественная педагогика видит в делинквентном поведении уже намеренное и осознанное совершенное противоправное действие человека. Отличие заключается в том, что зарубежная педагогика рассматривает делинквентное поведение как готовность или предрасположенность к отклоняющемуся поведению, которое можно предвидеть, искоренить и предотвратить.
В юридической литературе под противоправным поведением имеется ввиду поведение, нарушающее нормы, закрепленные законодательно.Разновидностью противоправного поведения является правонарушение.Социальной сущностью всех правонарушений в обществе является их общественная опасность, вредность для существующей системы общественных отношений, для данного общественного строя. При этом имеется в виду вредность, опасность не единичного поступка, а определенного вида человеческих действий, распространение которых может причинить значительный ущерб общественным отношениям. В своей совокупности они нарушают нормальные условия существования общества, урегулирование и порядок данного общественного строя, а потому и вызывают необходимость организационных форм государственной борьбы с правонарушениями.
Иными словами, противоправное (делинквентное) поведение – это осознанное действие, которое в обществе является социальной патологией и необходимо бороться с ней, искореняя патологические внутренние механизмы, а также причины, по которым человек (или коллектив) переходит от законосообразных (правомерных) поступков к противоправным и становится на путь делинквентного поведения.
Противоправное (делинквентное) поведение несовершеннолетних не может развиваться только из-за социально-педагогических противоречий в обществе, т.к. эти противоречия не имеют антагонистического характера, но такие противоречия не могут не отражаться во внешнем виде и поведении молодых людей соответствующих социальных слоев.
§ 2. Виды социально-психологических причин делинквентного поведения подростков
Причины преступности — это те социально-психологические факторы, от которых непосредственно зависит совершение преступлений, которые воспроизводят преступность и преступления как своё закономерное следствие.
Причины преступности несовершеннолетних можно разделить на две большие группы:
- психологические, связанные с личностными особенностями несовершеннолетних;
- социальные — отражающие недостатки общественного устройства. Первая группа причин определяется подростковым нигилизмом, когда в душе внешне беспристрастных людей нередко кипят страсти, а за грубостью у юношей скрывается робость; катастрофическим снижением интеллектуального потенциала7.
Е.А. Личко приводит описания тех акцентуаций, которые, по мнению, чаще других приводят к правонарушениям8.
Гипертимные личности с первых лет обучения в школе проявляют неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Для них характерны прогулы, конфликты с учителями и родителями. Делинкветное поведение проявляется в форме мелких асоциальных поступков и правонарушений, обычно для показа сверстникам своей смелости. Часты самовольные отлучки. Имеется склонность к алкоголизации, частые выпивки в группе с целью развлечься. Возможны беспорядочные сексуальные связи.
Шизоидный тип личности проявляется как полное замыкание в себе, усиление чувства одиночества. Иногда характерны непонятные чудаковатые поступки. Формы нарушения поведения: могут совершать асоциальные действия ради борьбы за справедливость или ради какой-то идеи.
Эпилептоидный тип личности проявляется дезадаптивно в любой обстановке. Эпилептоид дает взрыв злобного аффекта в ответ на провоцирующие факторы. Злопамятен.
Неустойчивый тип личности проявляется в невозможности усвоения морально-этических норм. Различные формы нарушения поведения, невозможность закончить учебные заведения из-за прогулов и отсутствия интереса к учебе. Очень склонны к девиантному поведению: кражам, разбою, хулиганству. Высока склонность к алкоголизации и приему других одурманивающих веществ. Часты побеги из дому, чтобы избежать наказания или побыть в асоциальной компании.
Вторая группа причин охватывает противоречия социального и экономического состояния общества. В криминологической литературе в последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.
Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.
Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.Известно, что среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока9. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. В таких семьях процветает насилие по отношению друг к другу и к своим детям.
К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. К сожалению, в настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками (комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; органов управления социальной защитой населения; управления образованием, опеки и попечительства, по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости).
Существенные недостатки имеются в деятельности правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
На мотивацию преступного поведения несовершеннолетних существенный отпечаток накладывают особенности подростковой психики: повышенная внушаемость по отношению к авторитетам и юношеский негативизм по отношению к лицам, пытающимся осуществить педагогическое воздействие, склонность к социально-психологическому заражению10. Среди несовершеннолетних, так же как и среди взрослых, встречаются достаточно опасные типы преступников: озлобленные, стремящиеся выместить обиды, полученные в семье или школе, на сверстниках или на гражданах, оказывающихся в беспомощном состоянии (в основном на пьяных).
Значительная часть несовершеннолетних преступников страдает аномалиями психики (порядка 25%).
Среди несовершеннолетних, совершающих насильственные преступления, эта доля многократно выше. Наиболее распространенными формами психических аномалий являются психопатия, невропатические черты и патохарактерологические реакции (повышенная обидчивость, раздражительность, тревожность), пониженный уровень интеллектуального развития. Большинство психических аномалий подростков данной категории вызваны ненормальными условиями воспитания или родовыми травмами11.
К числу симптомов «приближения» подростка к преступному поведению относятся: курение, употребление спиртного, прогул школьных занятий и уход из школы вовсе, употребление наркотических веществ, вступление в сообщество ‑ фанатов, рокеров, металлистов и т.п., дружба с правонарушителями и преступниками, ранние половые связи, проявление жестокости к животным и людям, уход из дома, бродяжничество.
Привлечение внимания, завоевание авторитета среди сверстников
Еще одна важная тема для подростка – общение со сверстниками. В этом возрасте становится очень важным иметь группу, где тебя принимают, а лучше – где ты являешься лидером, авторитетом для других. Эпатажное поведение оказывается неплохим способом завоевания такого авторитета. Каждый «безбашенный» поступок добавляет очков в копилку подростка, его статус в глазах сверстников повышается. Ведя себя развязно и вызывающе, подросток чаще всего работает на публику. Многое зависит от особенностей самого коллектива, где подросток пытается самоутвердиться – что ценится в этом коллективе, считается «крутым».
Евгения Лепешова
Психолог
Если подростки начинают вести себя нагло, вызывающе, переходить рамки, это, прежде всего, говорит не о самих юношах и девушках, а об уровне развития коллектива, а значит меры должны быть направлены именно на развитие коллектива.