Как развивается и формируется характер
Проблемы формирования и развития характера человека вызывали интерес философов эпохи Античности и ученых из Средневековья. Эта тема остается актуальной сегодня для современных психоаналитиков и психологов. Каждый раз они пытаются найти ответ на вопрос, что такое личностное саморазвитие, от каких факторов оно зависит, что влияет в большей степени на развитие характера человека.
Для понимания того, что оказывает влияние на личностное саморазвитие, необходимо выяснить, что формирует и развивает характер. Процесс саморазвития личностных качеств связан напрямую с определенными изменениями в качественном и количественном соотношении. Такой процесс сложный по структуре. В самом человеке происходят различные изменения, в том числе в его поведении, личности, деятельности. Меняется интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера. Иногда такие изменения приносят прогрессивный характер, иногда регрессируют.
Развитие характера человека сопряжено с процессом возникновения изменений. Некоторые из них носят необратимые свойства, а некоторые закономерны и направлены. Важно, чтобы такое развитие приводило к качественному, структурному и количественному преобразованию.
Характер — это основа личности. На нем выстраивается стержень, он определенным образом реагирует на различные сферы жизни. Саморазвитие личности и факторы формирования характера рассматриваются с научной точки зрения десятилетиями.
Открытие того, что такое индивидуальные особенности человека, принадлежит Юлиусу Банзену. Он рассматривал характер как определенный набор черт личности. Далее подключились в своих исследованиях Фрейд, Юнг и Адлер. Они считали, что характер человека формировался как отдельный процесс. Он находился вне сознания, на индивидуальность оказывали влияние половые и иные побуждения. Вопрос формирования характера находится в компетенции антропологов. В качестве объекта они рассматривают характер личности.
Развитие характера: основные этапы
Формирование человеческого характера начинается с первого дня его жизни. Со временем он изменяется. В младенчестве и раннем возрасте индивид подражает поведению и поступкам взрослых. Будучи в дошкольном и младшем возрасте на личность оказывает влияние наследственность и воспитание ребенка. При достижении подросткового возраста человек занимается самовоспитанием.
Целенаправленно и сознательно характер человека может меняться и совершенствоваться в самостоятельной форме
В первую очередь он корректируется из-за социального поведения личности, на него влияет общественная деятельность и межличностное взаимодействие. Не важно, на каком жизненном этапе находится человек, важно то, как он воспринимает ситуацию.
Основные этапы развития характера человека впервые выделил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Он насчитал 5 этапов, на протяжении которых формируется личность. По учению Фрейда оральный этап относится к возрастному периоду 0 до 1 года. В этом отрезке времени формируются такие черты как манипулятивность, инфантильная, зависть и зависимость. Далее во время анального периода, который длится с 1 до 3 года, в основу личности закладываются такие черты как бережливость, упрямство, аккуратность, жестокость и педантичность. Во время следующего периода, что приходится на возраст от 3 до 5 лет, формируется неуверенность в себе, застенчивость и замкнутость, робость и молчаливость. Во время генитального периода с 11 до 12 лет и до конца жизни и происходит социализация или социальная дезадаптация. Здесь же проявляется эффективность или пассивность в деятельности.
В сфере психологии часто характер разделяется на возрастные периоды. Каждый из них имеет ведущие факторы и условия, при котором происходит формирование определенных черт. Становление личности у человека начинается с первых лет его жизни. В таком возрасте ребенок посредством эмоций общается со своими родителями, развиваются его психические процессы. Он стремится познать мир, проявляет эмоциональные свойства. Нужно малышу оказывать не столько заботы, сколько показываеть любовь и ласку. Личностное саморазвитие начинается именно с этого жизненного этапа.
Характер в разные периоды жизни
Факторы формирования характера присутствуют в раннем и дошкольном возрасте. В этот момент ребенок активно изучает то, каким образом ведут себя взрослые люди, и старается подражать их модели. Формирование характера происходит не столько благодаря особенностям детей от рождения, сколько прямому обучению с эмоциональным подкреплением. Важно доносить информацию в игровой форме, при этом хвалить, одобрять и поддерживать человека. На развитие характера влияет социальная среда. К ней относится семья, образовательное учреждение, контакты взрослого и ребенка, взаимодействия ребенка с другими одногодками.
Самые первые черты закладываются именно в возрасте до школы. Важно проявлять доверие, доброту и открытость в общении с детьми.
Здесь происходит формирование следующих черт характера:
- доброты и эгоистичности.
- трудолюбия и лени.
- аккуратности и неряшливости.
- отзывчивости и безразличия.
- общительности и замкнутости.
Далее следует этап младшего школьного возраста. Продолжается формирование черт характера. Некоторые из них, что были ранее приобретены, могут поддаваться корректировке.
Важно то, как подросток оценивает собственные поступки, а также то, каким образом к ним относятся взрослые. Так формируется самооценка будущего индивидуума. Закрепление уже сформированных черт или их разрушение будет зависеть от процесса и условий обучения ребенка.
При достижении подросткового возраста появляется моральное и нравственное развитие ребенка. Такой фактор влияет на развитие и формирование характера. В этот же период развиваются волевые черты человека. В юношеском периоде закладываются моральные и нравственные основы будущей личности.
На характер оказывают влияние следующие факторы:
- Отношение человека к себе и другим людям.
- Уверенность в своих силах и уровень самооценки.
- Информация из СМИ и Интернета.
Процесс саморазвития личностных качеств идет на протяжении всей жизни человека. После совершеннолетия начинается индивидуальное саморазвитие. Важно осознавать свои приобретенные черты характера и их корректировать.
Факторы формирования характера
Формирование характера, как это ни странно, начинается во внутриутробном периоде развития и зависит от состояния здоровья матери. На поведении плода сказывается общий гормональный фон будущей мамы. Главные гормональные факторы формирования характера зависят от количества синтезируемого адреналина. Это гормон стресса, выделение которого в кровь, естественно, влияет на развитие ребенка. Ночные смены, занятия спортом, интенсивная физическая нагрузка до периода родов способствуют значительному количеству стрессового гормона. Ребенок рождается не всегда закалённым, но часто уставшим от бурных эмоций задолго до своего рождения.
Обратная ситуация, когда беременная весь срок вынашивания ребенка находится в полусонном, пассивном состоянии, плод получает гормоны, направленные на переваривание пищи, сон и покой. Разумеется, подобное состояние плода обязательно скажется на формировании характера ребенка.
В первые месяцы жизни человек подражает своим родственникам. Поступки и формы поведения малыша зависят от психологических реакций родителей, бабушек, дедушек. От двух до десяти лет формирование характера проходит особую, сенситивную (чувственную) стадию. Ребенок воспринимает и перенимает стиль поведения окружающих:
- Взрослых людей между собой;
- Взрослых с детьми;
- Детей между собой.
В этом возрастном периоде формирование характера человека переживает стадию закладки основных нравственных установок. У малыша появляется чувство критичности к действиям окружающих людей. К двенадцати годам жизни сформировывается основное ядро характера, включающее отношение к истине. Насколько правильно ребенок понимает «правду», настолько «воспитанным» он станет впоследствии.
Период так называемого «переходного возраста» знаменуется обостренным чувством справедливости, которую дети воспринимают по-разному. Тем не менее, реакции негативизма характерны почти для всех подростков. Проявления их разнятся. В этом возрасте формирование характера практически завершается. Ни образование, ни дальнейшее воспитание, ни смена окружения – практически ничто уже не влияет на развитие качеств характера человека. Ядро личности не претерпевает кардинальных изменений до конца жизни.
Однако такие факторы формирования характера, как поощрение и наказание (в гораздо меньшей степени), продолжают оказывать корректирующее влияние на поведение человека. Личностные реакции во взрослом периоде жизни зависят от внешнего информационного поля, включающего следующие виды:
- Мнение людей об индивидууме;
- Поступки окружающих;
- Идеология общества;
- Художественные персонажи: их мысли, суждения, поступки;
- Кино;
- Средства массовой информации, включая сеть интернет.
И у взрослых людей, можно сказать, происходит дальнейшее формирования характера при условии переоценки собственного поведения. Самовоспитание способно смягчить проявления агрессии, пассивности, неприятия мнения окружающих. Тем не менее, в экстремальных жизненных обстоятельствах снова проявляются инстинктивные проявления натуры. Поэтому люди, активно занимающиеся самовоспитанием, как правило, избегают подобных жизненных ситуаций.
Саморазвитие человека
На каждом из жизненных этапов человек способен совершенствоваться. Он может менять свой характер благодаря информационному полю. Личностное саморазвитие происходит следующим путем:
- Посредством мнений и суждений других людей.
- Благодаря личному примеру от значимых людей и их поступков.
- По результату прочитанных книг.
- Развитие культуры и идеологии в обществе и государстве.
Формирование черт характера человека во взрослой жизни не заканчивается. На новом этапе все становится более осмысленным. Рациональное черты закрепляются, если человеку нужно достигнуть успеха в карьере и семье, то он развивает в себе такие качества как выдержка, ответственность упорство, целеустремленность и настойчивость.
Что влияет на формирование человека
Саморазвитие личности — это длительный процесс. Он происходит большую часть жизни. Некоторые особенности личности имеются от рождения, часть передается посредством генетики. С каждым годом у человека появляются новые черты и качества. Они формируются через влияние социальной среды и где он развивается и растет. В формировании человеческого характера играет роль устройство государства и социума, в котором он находится.
У каждого процесс формирования личности индивидуален, но существуют общепринятые нормы
- Никто не может назвать, в каком именно в возрасте начинается формирование человека. Одни психологи считают, что такой процесс начинается с рождения ребенка, другие предполагают, что характер формируется с двухлетнего возраста. Малыш становится особенно восприимчивым к окружающей среде в возрасте с 2 до 10 лет. Для него важно, какого мнения о нем взрослые, какую модель для поведения они предлагают. Важную роль в формировании человека имеют физиологические механизмы. Темперамент влияет на личность.
- Вовлеченность ребенка в групповые занятия и игры участвует в формировании его характера в дошкольном возрасте. Ребенок должен иметь опыт взаимодействия с другими детьми, тогда развиваются такие черты как аккуратность, уверенность в себе и коммуникабельность. Обратите внимание, не всегда совместные занятия с другими детьми и взрослыми могут принести пользу ребенку. В некоторых случаях разрушаются задатки определенных черт характера в детском и юношеском возрасте.
- В период обучения в школе, который приходится на возраст от 7 до 16 лет, происходит формирование эмоциональной составляющей будущей личности. Развиваются определенные черты характера, формируется самооценка у подростка. Он обращает внимание на то, каким образом к нему относятся преподаватели и сверстники, что говорят в средствах массовой информации. Ближе к достижению совершеннолетия личность обладает определенным набором внутренних качеств. Они с большой долей вероятности останутся не измененными всю жизнь. Корректировать черты характера может только сам человек, в этом ему помогает саморазвитие личности. Человек может развить в себя как положительные, так и отрицательные стороны. В первом случае личность поможет своему развитию в плане семьи и карьеры. Во втором случае он нанесет вред психическому и физическому здоровью. К примеру, в качестве негативного опыта станут употребление алкоголя, наркотических веществ, агрессия по отношению к семье и окружающему миру.
- В возрасте 25-30 лет в характере больше нет таких черт как максимализм и капризность. Появляется рациональное звено, индивидуальность отвечает за свои действия, человек рассудителен в делах.
- В 30-летнем возрасте в большинстве случаев происходит изменение характера. На человека могут повлиять только пережитый стресс и психическое заболевание. В 50 лет человек начинает жить здесь и сейчас, он больше не мечтает и не фантазирует о возможности развития в своей жизни. С возрастом человек больше погружается в воспоминания.
Основное влияние на личность оказывает его семья и социальная среда. При взрослении индивид становится более зависим от самой себя, своего внутреннего мира.
У меня такой характер. Попытки ученых объяснить поведение человека
«Лицемер, деревенщина, молодой старик, святая простота, нравственный урод, разносчик новостей, нахал, хвастун, гордец, трус» — описание всех этих и еще 20 типов характера дал в своем известнейшем трактате «Характеристики» Аристотель, основываясь на наблюдении за поступками людей. Как мы видим, одними из первых понять, как формируется устойчивый нрав человека, пытались древнегреческие философы. И только последующее развитие науки спустя столетия показало, что изучение этого непростого явления, а именно характера, связано также с исследованием темперамента. Отметим, что разграничить эти понятия весьма нелегко, но мы попробуем это сделать.
И снова Аристотель. В формировании характера должны участвовать родители и государство
В своем трактате Аристотель дал описание душевных качеств — нравов — человека в соответствии с возрастом, социальным положением и профессией. Философ подчеркивал, что характер не является природным свойством, его черты складываются в процессе жизни и являются результатом опытности.
Однако ученый придавал и важное значение воспитанию. Он считал, что оно не может быть частным делом, государство обязательно должно помогать родителям заботиться о ребенке, оказывая влияние на его нравственный склад, развивая то, чего недостает от природы.
Характеристики Аристотеля отличаются проницательностью и тонкостью наблюдений. К слову, начатая им традиция получила развитие в эпоху Возрождения и Нового времени, большинство из его описаний применимы и для современных людей.
Факторы, влияющие на формирование характера. Ученые из разных веков придерживаются одной точки зрения
Среди ученых с самых давних времен ведутся споры. Они никак не могут прийти к согласию, а именно определиться с тем, что все-таки влияет на формирование характера.
Alexander Dummer / Unsplash.com
По мнению одних, ведущая роль в этом процессе принадлежит наследственности. Представители другой точки зрения полностью опровергают первую, считая, что характер человека формируется только под влиянием социальных факторов и процесса воспитания.
А может, все-таки и те и те факторы влияют?
Как показывает анализ монографий Александра Бэна, Зигмунда Фрейда, Карла Юнга и Эрнста Кречмера, решающее влияние здесь оказывают как врожденные, так и приобретенные факторы. К первым принято относить наследственность и индивидуально-психологические особенности личности, а ко вторым — воспитание и социальное окружение. В процессе развития человека они вступают в определенные взаимоотношения и взаимодействия.
Стоит отметить, что в широком смысле все черты до определенной степени индивид наследует от родственников, поскольку они зависят от генотипа организма. Однако со временем под воздействием окружающей среды они могут изменяться в лучшую или худшую стороны. Исследование современных ученых из Калифорнийского университета в Сан-Диего это также доказывает. Специалисты считают, что на то, каким будет характер, помимо воспитания, влияют и гены, пишет Science Alert.
Руководитель проекта Чи-Хуа-Чэнь и его команда проанализировали около 60 тыс. генетических образцов, предоставленных частной биотехнологической компанией 23andMe, а также около 80 тыс. образцов, собранных Genetics of Personality Consortium. С помощью этих данных научным сотрудникам удалось узнать, какие особенности генетики влияют на формирование того или иного характера.
В частности, выяснилось, что открытость личности зависит от различий в генах WSCD2 и PCDH15. Эмоциональное непостоянство определяется аллелями в хромосоме 8p23.1 и различиями в гене L3MBTL2. Практически те же самые изменения наблюдаются у невротиков, а также у тех, кто страдает хронической депрессией.
Такие результаты доказывают, что ДНК могут нести в себе предрасположенность к определенной модели поведения, однако плохие поступки человека нельзя оправдывать генетикой, здесь уже больше «виновато» воспитание, утверждают ученые.
Такие разные, но одинаковые понятия: характер и темперамент
Некоторые психологи склонны считать темперамент и характер синонимическими понятиями, так как они оба являются личностными особенностями. Но есть ли отличия у этих родственных определений, расскажем ниже.
Главное их отличие в типологии. Еще древнегреческий врач Гиппократ, живший в V в. до н.э., выделил у человека четыре вида темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический. Они и сегодня активно используются в психологии.
Структура характера же представлена его свойствами, которые отражают отношение индивида к самому себе, обществу и окружающему миру. Характеры могут быть абсолютно разные, а типов у них огромное множество. Поэтому специалисты даже выделяют их в группы, ведущими среди них выступают интеллектуальные, эмоциональные, нравственные и волевые компоненты.
Нельзя упускать из внимания еще один важный момент: темперамент и характер, как правило, зависят друг на друга. Как говорил советский психолог Сергей Леонидович Рубинштейн: «Темперамент является элементом характера, его ядром». И это на самом деле так. К примеру, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролируя его проявления.
Добавим, что основные свойства темперамента складываются значительно раньше, чем завершается формирование характера. Поэтому темперамент в значительно большей степени носит физиологический, врожденный характер.
London Scout / Unsplash.com
Ненаучные и околонаучные типологии характера
Какие факторы влияют на формирование характера, с точки зрения ученых, нам понятно. Но мы хотим также рассказать и о ненаучных или околонаучных представлениях, дабы вы, дорогие читатели, критически относились к упомянутым ниже подходам.
Так, общепринятым среди астрологов фактором, влияющим на устойчивый нрав, является дата рождения или имя человека.
В свою очередь такое направление, как физиогномика, внесло немалый вклад в исследования характера. А именно это учение утверждает, что есть некая связь между обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности. Имеется в виду, что по внешним признакам можно установить психологические характеристики человека, принадлежащего к тому или иному типу. В частности, швейцарский писатель Иоганн Каспар Лафатер разработал наиболее известную физиогномическую систему, в которой основным путем познания человеческого характера является изучение строения головы, конфигурации черепа и мимики.
Популярный, но ненаучный подход — хиромантия или гадание по руке, распространенный среди цыганок и экстрасенсов. Они по кожному рельефу на ладони определяют характер человека и даже его судьбу.
Неправдоподобность этого подхода заключается хотя бы в том, что образование складок/линий на коже — совершенно случайный процесс.
Можно взять, например, и скомкать несколько одинаковых листов бумаги, неудивительно, что каждый лист скомкается по-своему. Однако хиромантия породила научное направление — дерматоглифику, в которой сказано, что узор на пальцах — это не совсем случайное явление. Чему верить или не верить, решать вам.
По своей природе характер — это социально-психологическое образование личности. Он отражает объективные взаимоотношения людей и их отношения к различным общественным явлениям, событиям и вещам. Поведение человека, зависящее, как правило, от его устойчивого нрава, всегда накладывает отпечаток на все поступки, мысли и чувства. Поэтому так важно уметь контролировать себя, а порой и менять в лучшую сторону свой непростой характер.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Биологические факторы
Личностное саморазвитие зависит от внутренних факторов. Генетические особенности передаются от родителей с рождения. Черты, приобретенные посредством наследства, формируют базу личности. Восприятие окружающего мира и оценка других людей зависит от наследственных качеств индивида, его способностей и физических особенностей. С точки зрения биологической наследственности не существует одинаковых людей.
Родители к детям передают определенные качества, они заложены в генетической программе. По наследству от родителей человеку передается анатомо-физиологическая структура, различные физические данные и физиологические особенности, а также устройство нервной системы. Дополнительно в генетике заложены аномалии в развитии организма, предрасположенность к определенным заболеваниям, что имеют наследственный характер.
К примеру, люди с врожденной «заячьей губой» будут чувствовать себя другими в обществе. В период дошкольного развития у них могут развиваться комплексы и внутренние страхи. В этот момент человеку важно оказать поддержку, показать возможности равного взаимодействия с другими, не стоит проявлять насилие по отношению к такому ребенку или взрослому человеку. Интеграция в общество и социальная адаптация помогут ему в жизни.
Связь характера и темперамента
Часто эти два термина отождествляют, считая, что они несут одинаковый смысл. И в определенной степени это так. Оба понятия означают комплекс душевных и психических качеств, выражающих уровень возбудимости человека и его отношение к социуму и самому себе.
Однако первое из них формируется под влиянием окружающей среды, тогда как второе присваивается с рождения. От темпераментных характеристик зависит развитие отдельных особенностей индивида. Конкретные из них могут способствовать и препятствовать появлению определенных черт. Так, флегматики, отличающиеся размеренностью и медлительностью, вряд ли станут проявлять вспыльчивость или раздражительность.
Четыре взгляда на связь характера и темперамента:
- Отождествление – оба понятия равны по смыслу.
- Противопоставление – подчеркивается кардинальная разница.
- Признание темпераментных свойств частью нрава.
- Они же являются фундаментом для развития поведенческой системы личности.
Но даже несмотря на то, что научные точки зрения сильно различаются, нельзя отрицать их зависимость от физиологии человека, а точнее – от особенностей нервной системы. Отмечу, что темперамент связан с ней гораздо больше, из чего напрашивается вывод, что он все же является «базой». Именно он воздействует на становление таких черт, как рациональное восприятие ситуаций, уравновешенность, спокойствие. Но это предопределяющий аспект при формировании системы поведения. Ведь при одних и тех же темпераментных свойствах могут развиваться кардинально противоположные нравы.
Социальные факторы
Личностное саморазвитие зависит от социума. Важно то, в какой среде находится человек. Индивид развивается в зависимости от страны, в которой он родился, школы, где учился, семьи, в которой вырос. Важную роль играет общественный строй и система производственных отношений. На человека влияют социальные процессы, материальные условия жизни.
У личности есть дальнее и ближнее окружение, которое оказывает на него непосредственное влияние. На первых этапах жизни человек не может влиять на свое благосостояние, по достижению совершеннолетия он в силах менять материальную сторону жизни. При создании благоприятных условий личность может достигнуть наиболее высокого уровня развития.
Самореализация женщины в мужском мире также оказывает влияние на формирование личности. К примеру, после неудачного опыта общение с противоположным полом в подростковом возрасте, уже в сознательные периоды жизни у женщин могут возникнуть определенные комплексы. Человек должен справиться с устоявшимися представлениями о взаимоотношении с другими людьми и устройстве общества в целом своими силами или силами специалистов.
Как психология влияет на развитие характера
Формирование характера человека, как и личностное саморазвитие происходит на протяжении жизненного пути человека. На него воздействует различные условия. Важно то, как воспитывался индивид, по какому принципу была построена работа и взаимодействие с социумом и каким образом формировалась жизненная позиция.
Долгое время было принято считать, что на характер влияют исключительно генетические особенности человека. Джон Локк стал первооткрывателем в концепции воспитания личности. Именно этому периоду жизни ученый уделял наибольшее внимание. В своих трудах Дж. Локк считал, что в первую очередь на характер человека влияют его мотивы. В особенности развития характера личности закладывает основу психофизическая природа и внешние условия.
На протяжении последнего столетия миф о том, что генетические особенности относятся к основе характера, был развеян. На формирование личности влияют внешние условия и процесс воспитания человека.
Пару слов о характерных особенностях
Это индивидуальные черты, влияющие на жизнедеятельность, выбор профессии и взаимодействие с людьми. На моей консультации любой желающий может определить свой тип и узнать, как с этим жить дальше. А пока опишу основные пункты.
Определение и проявление
Термин характер в психологии означает комплекс личностных качеств. Они складываются в период взросления и проявляются во всех областях жизнедеятельности как личной, так и общественной. В итоге формируется устойчивое поведение человека в конкретных ситуациях. Звучит довольно просто. Но на деле выясняется, что не все такие проявления можно считать постоянными характеристиками. Ярким примером этого является то, когда индивид пребывает в длительном стрессовом состоянии. Он до того напряжен и утомлен, что невольно может нагрубить или стать вспыльчивым и несдержанным. Но это не означает, что он всегда такой. Только регулярное выражение грубости может свидетельствовать о подобной черте.
Поэтому добавим, что «фундамент» закладывает нервная деятельность, а точнее, ее вид, а динамику – окружающая среда. Известно огромное множество трудных для восприятия разъяснений этого понятия. Но если говорить кратко о том, что такое характер человека, то определения будут звучать так:
- совокупность устойчивого поведения, влияющая на формирование типа индивидуума;
- метод адаптации личности к социуму, граница между его внутренним и внешним мирами, где он и живет;
- четко представленная система реакций на раздражители.
Нельзя говорить о полностью сформированном нраве, пока индивид растет и развивается. Создание его поведенческих особенностей зависит от его образа жизни. Под этим понимается не только физическая сфера, но и духовная: мысли, переживания, чувства. Подобная человеческая система – это сложное переплетение общественного влияния и направленности. В него входят потребности, убеждения и взгляды на мир и интересы.
О чертах характера
Чаще всего поведение складывается под воздействием социальных подгрупп, куда входит личность. К ним относится семья, дружеская компания, коллективы на работе или учебе. От того, кому из них отдается предпочтение, зависит развитие конкретных свойств. Большую роль в этом будет играть и положение индивидуума, уровень его взаимодействия с группой. Выделяется несколько общих категорий нрава, основанных на отношении к определенным сторонам окружающей среды.
Таблица особенностей
Категория | Положительные | Отрицательные |
К другим людям | При стремлении к общению развиваются такие качества, как уважение, коммуникабельность, открытость, доброта, отзывчивость. | Когда существует потребность в ограничении себя от других, проявляется замкнутость, бездушность, сдержанность, презрение. |
К своим достижениям и деятельности | Трудолюбие, творческие подход, целеустремленность, добросовестность, ответственность, настойчивость. | Леность, безответственность, небрежность, пассивность. |
К себе | На первый план выступают такие свойства, как чувство собственного достоинства, уверенность, гордость (в положительном ключе), скромность, самокритичность. | Эгоистичность, заносчивость, излишняя обидчивость, низкая самооценка, наглость, тщеславие. |
К вещам | Бережливость, аккуратность, опрятность. | Неряшливость, небрежность. |
Формирование
Характер складывается под влиянием семьи, друзей и знакомых, а также коллектива на службе или в образовательных учреждениях. Самое первое воздействие исходит из семейного круга – от родителей. Именно здесь закладывается «фундамент» для будущего развития ребенка. В течение жизнедеятельности склад ума и нрав меняются. К факторам присоединяются также жизненные обстоятельства, создание системы ценностей и взглядов, образ жизни.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Индивидуальные черты – это характеристики, определяющие поведение человека в конкретных ситуациях. Психологами было выделено несколько классификаций. Одну из них я уже описала в приведенной ранее таблице. Пора познакомиться со второй. Ее связывают с психическими проявлениями и выделяют такие качества, как:
- Волевые – целеустремленность, упорство, независимость, активность, самообладание, решительность.
- Эмоциональные – стремительность, вспыльчивость, равнодушие, чуткость, чувствительность.
- Интеллектуальные – догадливость, смекалка, интерес ко всему новому, вдумчивость.