Соотношение понятий «темперамент», «характер», «личность».

Взаимосвязанные психологические понятия, одно из которых дополняет другое, оказывают друг на друга определенное действие. Речь идет о личности и характере, формирующейся под действием социальной среды, в которой существует человек.

Личность формируется постоянно, при осознании своего места в окружающем социуме и государстве, в течение всей жизни. Характер представлен определенным набором качеств, присущих индивиду, черты которого проявляются с самого детства. При изучении данных терминов имеет значение семья, окружение, уровень интеллекта и самосознания, желание самосовершенствования и дополнительного образования.

Понятие личности

Современная наука определяет личность, как сочетание наработанных привычек, настроения, жизненного опыта и приобретенных знаний, учитывающих психофизические характеристики индивида. Общий тонус, особенности повседневного поведения, наличие вербальных масок общения для каждой конкретной ситуации, в общем конкретизируют и характеризуют данное понятие, в любой из его особенностей.

Личность взаимодействует с другими индивидами, имеет собственную точку зрения на разные социальные процессы, опирается на приобретенное собственное сознание, умеет точно выражать свои мысли, желание и эмоции.

Данное понятие в психологии представлено следующей структурой:

  1. Эго – сущность между внешним и внутренним миром. Это сущностное «Я».
  2. Самость – психологическая целостность индивида. Объединяет сознательную и бессознательную части психики.
  3. Персона – роль, которую индивид играет в социуме, по требованиям других людей. Может восприниматься обществом, как публичное лицо.
  4. Анима и анимус – гендерное сочетание мужских и женских качеств в психике, которые являются неосознаваемыми.
  5. Тень – оптическое восприятие окружающего мира сквозь наличие уже имеющихся психических особенностей.

Каждая личность представлена устойчивыми качествами, к которым исследователи относят:

  1. Характер – это психические и духовные свойства индивида, присутствующие в его поведении, и отражающие качество взаимодействия с социумом.
  2. Темперамент – сочетание душевных свойств, отражающих степень его психической возбудимости, проявляющейся в поступках людей.
  3. Способности – определенный набор качеств индивида, которые помогают ему в достижении поставленных целей в учебе, работе и научной деятельности, характеризующиеся глубиной и скоростью овладения различными знаниями.
  4. Мотивация – внутреннее побуждение и потребность к действиям и организации, с желанием наилучшего удовлетворения своих потребностей.

Личность способна к постоянному развитию и совершенствованию, но на нее оказывает большое значение окружающая среда, социальные взаимоотношения, самопознание, а также процессы, которые происходят в семье и государстве. Личность тесно связана со своей способностью – характером.

Главной особенностью такого взаимодействия является то, что личность способна сгладить некоторые черты характера, благодаря чему, о конкретном человеке будут ценить только по его делам и поступкам.

Это позволит индивиду занять достойное место в социуме, удачно построить карьеру, семью и отношения с окружающими людьми. И тогда личностный характер станет сугубо индивидуальной характеристикой, которая позволит правильно вести себя и адекватно реагировать на различные жизненные ситуации.

Личностью человек становится только тогда, когда он полностью осознает свои поступки – что хорошо, что плохо, когда определяются меры дозволенного и разрешенного. Личность способна на умозаключения и собственные убеждения, ее всегда отличают: уникальность, индивидуальность и неповторимость.

Закономерности формирования

Характер формируется прижизненно и подвергается трансформациям на протяжении жизни. Формирование характерологических особенностей происходит под влиянием мыслей и чувств индивида. Важную роль в процессе становления личности играют мотивы, побуждающие к деятельности, и сложившийся уклад жизни. Влияющие факторы:

  1. Образ жизни.
  2. Условия жизни (законы и нормы, принятые в социальной группе).
  3. Обстоятельства жизни (события, участниками которых сознательно или непроизвольно становится индивид).

На становление личности влияет окружение, в частности, взаимоотношения индивида внутри малой социальной группы – в семье, компании друзей, школе, в рабочем коллективе. Степень и вектор влияния зависят от того, какая социальная группа является референтной, служащей стандартом, источником формирования норм и ценностей.

Понятие характера

Как уже указывалось выше, характер относят к устойчивой способности личности. Данное понятие определено набором черт, которые всегда отражают именно то, как в обществе существует индивид. Некоторые исследователи считают, что характер человека заложен природой на генетическом уровне, поэтому по своему поведению и отношению к социуму, люди отличаются друг от друга.

Но большинство ученых склонно думать, что характер формируется в течение жизни человека, поэтому зависит от рода его деятельности, занятий, коммуникаций и сложившихся отношений с другими индивидами. У каждого человека присутствует индивидуальный набор характерных черт, который всегда отражает действия в виде естественных способов и выбранной направленности. Этот набор помогает добиться поставленных целей, и занять определенное место в социальной лестнице – статуса, престижа, ранга, звания.

Существует большое количество черт характера, которые по своему значению бывают положительными и отрицательными.

К позитивным можно отнести:

  • жизнерадостность;
  • пунктуальность;
  • гуманность;
  • сострадание;
  • доброта;
  • скромность;
  • альтруизм;
  • смелость;
  • храбрость;
  • остроумие и т.д.

Отрицательными чертами характера считаются такие понятия как:

  • алчность;
  • жадность;
  • лесть;
  • наглость;
  • высокомерие;
  • самоуверенность;
  • трусость;
  • лень;
  • расточительность и т.д.

Характер, как понятие, имеет одну особенность – он является основой для слабой личности и инструментом для сильной. Его можно укрепить не только изменением собственной установки в голове (сознание), но и постоянными тренировками духа и тела. Именно физические упражнения, в данном случае, оказывают прямое влияние на психическое состояние человека, делая его здоровым, сильным, бодрым, выносливым, сконцентрированным, дисциплинированным.

Уровни развития характера формируются постепенно, под активными действиями в социуме или бездействием. Выбранные жизненные цели у каждого индивида индивидуальные, поэтому одни люди, благодаря чертам своего характера, добиваются наибольших благ и положения в обществе, чем другие.

При генетических особенностях, характер проявляется только под действием событий и окружающих людей, с самого детства. Ребенок, формируя мировоззрение и сознание в семье, определяет для себя нравственные ценности, мораль и коммуникационные навыки.

Характер личности напрямую связан с системой моральных ценностей, убеждений, поиске устойчивых и глубоких интересов. Понятие определяется целенаправленностью, темпераментом, стремлением индивида к самовыражению, степени активности, эмоциональной лабильности, акцентуации, и делится на типологии психотипов (холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики).

Характер может быть гибким и меняющимся в разных возрастных категориях личности. Если в детстве – он мягкий и податливый, то во взрослой жизни становится более устойчивым, и закрепляется.

Влияние на жизнь

Характер состоит из определенных черт, которые формируются под влиянием законов бытия. Удовлетворенность собственной жизнью коррелирует с такими критериями, как личностный рост, возможность совершать волевой выбор, особенности характера. Размышления философов о сущности жизни позволили сделать выводы о роли индивида в создании условий собственного бытия.

Одни ученые представляли судьбу, как неизменный, предначертанный свыше жизненный путь. Другие ученые предполагали возможность индивида корректировать судьбу при помощи волевых решений и свойств характера. Многолетние наблюдения показывают, наличие у индивида фундаментальных принципов предопределяет высокую продуктивность деятельности и целостность натуры.

Принципы – основа объективной реальности, которая помогает управлять благополучием и удовлетворенностью индивида. Естественные принципы не требуют доказательств, они принимаются как неоспоримая данность. Основополагающие принципы, влияющие на формирование характера и жизнь в целом:

  • Справедливость, правосудие.
  • Равные права, человеческое достоинство.
  • Честность, искренность, доверие.

Социально значимый принцип – служение общим интересам в контексте всего общества. Совместный труд, направленный на решение общей задачи, отличается большей результативностью, чем индивидуальные усилия, независимо от того, насколько индивид прилагает свои силы. Внося вклад в общую деятельность, индивид ощущает собственную значимость.

Принцип самосовершенствования и личностного роста предполагает развитие заложенных природой возможностей и способностей. В контексте личностного роста выделяют черты и свойства, которые трудно поддаются развитию. Например, трудно стать жизнерадостным и целеустремленным, если ты угрюмый и инертный, флегматичный.

Однако человеку под силу стать аккуратным, организованным, дисциплинированным, пунктуальным. Каждый человек может развивать физические и интеллектуальные способности, совершенствоваться в эмоциональной и духовной сфере. Доминирующие черты проявляются в рамках предпочтительной деятельности.

Одни люди предпочитают преодолевать трудности, другие ищут простые задачи, не сопряженные с препятствиями. Для одних людей достигнутый результат работы играет важную роль в формировании самоощущения и самооценки. Другие в рамках любой деятельности довольствуются среднестатистическими, посредственными результатами, не воспринимая их, как критерий оценки продуктивности своей личности.

Характерными особенностями личности считаются только условно устойчивые и существенные. Например, веселым, жизнерадостным людям свойственны моменты грусти, что не позволяет в целом называть их пессимистами и занудами. Определенные свойства проявляются в рамках типичных ситуаций. Например, боязливость или смелость проявляются в моменты опасности, коммуникабельность или немногословность, замкнутость – в период общения.

Взаимодействие личности и характера

Оба понятия имеют собственную классификацию, сильные и слабые места. Они характеризуются содержательностью и выраженностью (акцентуациями). Сильные качества видны всегда, особенно у лидеров, а слабые не видны – их может распознать либо самый близкий человек, либо психолог. Человеческая сущность такова, что сильные стороны индивид показывает сразу, а слабые прячет, так как они говорят об уязвимости конкретной личности.

Если люди в отношениях друг с другом, компетентны и деликатны, то слабые места в данном случае, проявляются редко. Каждый требует подхода в коммуникациях. Есть люди открытые, с которыми легко строить диалог, а есть закрытые – к ним нужно подобрать «ключик». Нет на свете идеальных людей. У каждого присутствует собственный набор сильных и слабых качеств, которые формируют характер любой личности.

На основании знаний об особенностях характера и личности, можно их оценивать. Например, бывают знаменитые гениальные люди – выдающиеся личности, но характер у них будет ужасным. И, наоборот, обычные индивиды могут обладать «золотым» характером. Или еще пример – есть люди с высоким чувством ответственности, которые имеют завышенные моральные требования не только к себе, но и другим.

Как только человек станет личностью, он выберет собственную линию поведения, и определится с чертами характера, которые будут ему необходимы для существования в социуме. Высокий уровень осознанности, который присутствует при этом, помогает личности использовать свой характер только в тех ситуациях, когда это нужно, и отменить его, когда он мешает. Таким образом, черты характера личности определяют поведенческий стереотип.

Одновременно, черты задают направление, являясь ведущими, и распределяются по основным направлениям, становясь второстепенными. Ведущие показывают суть характера личности с важными его проявлениями, а второстепенные – поддерживают их в различных ситуациях. Например, на постоянный раздражитель индивид будет реагировать агрессивно, но это не значит, что он является злобным по натуре.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]