Как правильно реагировать на критику: лучшие советы и рекомендации


Как реагировать на критику

Каждый любит получать комплименты, похвалы, высокие оценки и всяческие поощрения за хорошо проделанную работу. Другое дело – критика. Малейшее порицание приводит нас в полную боевую готовность, и воспринимается в штыки.

А если еще и критикуют незаслуженно, то негодование разгорается с удвоенной силой. Критика, как известно, бывает по делу, и незаслуженная. Или конструктивная и деструктивная. В чем различие, и какие могут быть последствия? Нужно ли защищаться и в каких именно ситуациях?

Стоит ли как-то реагировать на крики начальника, типа – «О боже! С кем мне приходится работать!», или лучше промолчать? На все эти вопросы мы постараемся дать исчерпывающие ответы в данной статье.

Как отличить конструктивную критику от деструктивной?

Психолог Дэвид Стосни предлагает специальный чек-лист.

Деструктивная критика:

  • фокусируется на негативных последствиях действий критикуемого, обвиняет его в ошибках;
  • эмоционально (негативно) окрашена;
  • подчеркивает личные недостатки критикуемого;
  • обесценивает критикуемого;
  • навязывает точку зрения критикующего, представляя ее как единственно верную.

Конструктивная критика (или фидбек):

  • позитивно окрашена и практична (фокусируется на том, как можно что-то улучшить и исправить, — на решении проблемы);
  • апеллирует не к личности критикуемого, а исключительно к неоптимальным для него и окружающих паттернам поведения и действиям;
  • подчеркивает, что критикуемому по силам все наладить / добиться большего / улучшить что-то;
  • оставляет за критикующим право выбора как поступить.

Светлана Владимировна, Uberdrive 26.06.2018, 15:44

отлично, только критика всегда должна быть уместной, а так как многие руководители — используют критику не более чем инструмент самовыражения и самоутверждения.

  • Ответить
Игорь Кукшин 26.06.2018, 15:44

боюсь, если скажете «я подумаю над вашими словами», вас уже выгонят к тому моменту с работы)

  • Ответить
Светлана Владимировна, Uberdrive 26.06.2018, 16:19

возможно

  • Ответить
Любовь Владимировна, Чадо 26.06.2018, 16:07

Есть понятие «критика», и есть «порицание». Если человек трижды за неделю опаздывает на работу, о какой критике может идти речь? Тут уже пора вводить штрафы. И не задумываться обидеться человек или нет!

  • Ответить
Светлана Владимировна, Uberdrive 26.06.2018, 16:20

а зачем штрафы? может стоит понять, почему человек опаздывает?

  • Ответить
Игорь Кукшин 27.06.2018, 09:33

не пора, лучше перевести человека на гибкий график работы

  • Ответить
Светлана Владимировна, Uberdrive 28.06.2018, 18:15

согласна.)

  • Ответить
Александр Лисеенко 06.07.2018, 14:47

Штрафы вы можете ввести только в случае прописывания этих самых штрафов в трудовом договоре. Всё остальное — вне закона.

  • Ответить
Александр Филимонов 26.06.2018, 17:27

Одна из немногих действительно полезных публикаций.

  • Ответить
Тарас Кінах 26.06.2018, 18:09

Технику «сэндвича» надо взять на оворужения

  • Ответить
Догадаев Владимир Игнатьевич, Одесский консервный завод, ПО, ЧАО 26.06.2018, 19:22

Очень полезные советы. Но что делать ,если руководитель постоянно давит на психику критикой , постоянно выискивая поводы , иногда высасывая с пальца проблему и никогда не обращая внимания на достижения для поощрения. Просто опускаются руки после общения.

  • Ответить
Светлана Владимировна, Uberdrive 26.06.2018, 21:16

именно, личности переносит на рабочий процесс.

  • Ответить
Оксана Батуркина 26.06.2018, 21:43

Значит, тогда сами напоминайте ему о достижениях, чтобы не забывался. Отстаивайте себя как личность и как сотрудник, который ценен в своих собственных глазах и приносит пользу. Вы, прежде всего, должны быть сами в этом уверены.

  • Ответить
Володимир Савченко 27.06.2018, 14:54

Дивіться свою посадову і виконуйте її. Вточняйте терміни виконання роботи плюс накидайте як мін 50 % часу!

  • Ответить
Денис Жданов 26.06.2018, 21:01

Если вас «Критикуют коллеги» то вам должно быть пофиг а если руководитель то стоит задуматся. Так как он вам платит деньги а на коллег как-то по болту. Хотя когда коллеги умные тогда да можно их выслушать но это редко бывает

  • Ответить
Светлана Владимировна, Uberdrive 26.06.2018, 21:17

атмосфера в коллективе влияет на продуктивность работы сотрудника.

  • Ответить
Валентина Огойко 28.06.2018, 10:54

Золоті слова!

  • Ответить
Iruna Tunuk 26.06.2018, 22:29

Владимир,не звертати уваги. Якщо критикує-він не впевнений в собі,має якісь проблеми. ось до когось і пристає. Коли менше будете звертати увагу,менше буде критикувати.

  • Ответить
Iruna Tunuk 26.06.2018, 22:37

Якщо критика конструктивна,виправити помилки. Якщо просто так критикує, шукає причини для цього,то і ображатись нема чого. Він ,критикуючи когось, в першу чергу,критикує себе.

  • Ответить
Илона Миняйленко 26.06.2018, 23:38

После критики,нужно обдумать все спокойно, и я уверена,что в этом есть 50% правды. Человек который спокойно принимает критику,способен развиваться и делать работу над ошибками, а это уже 90% успеха

  • Ответить
Володимир Моносюк 27.06.2018, 13:34

Гораздо проще — всегда должно быть взаимоуважение. Золотое правило морали никто не отменял.

  • Ответить
Надежда Бублик 27.06.2018, 15:28

После критики главное чтобы осталось взаимоуважение и нормальные отношения.

  • Ответить
Цыплятникова Елена Леонидовна, Марат, парк-отель 28.06.2018, 14:40

Спасибо за статью

  • Ответить
Догадаев Владимир Игнатьевич, Одесский консервный завод, ПО, ЧАО 28.06.2018, 17:08

Спасибо за коментарий и советы . Вывод напрашивается сам по себе. — Работник — перспективный и ответственный справляющийся со своими обязанностями, получает каждый год дополнительную нагрузку по соседним объектам. Со временем, сотрудник привыкший выполнять работу качественно, зашивается. Физически не справляется, хоть и старается. Волей неволей становлясь редиской. Там пропустил, там не доделал , там не проконтролировал и т.п.. Работает без выходных , а замечаний больше ,чем у других нач. отделов. Которые блин могут себе позволить в сезон и выходные и рыбалку и т.п.. Как скинуть часть дополнительных обязанностей не обидев работодателя, и сохранив зароботную плату.

  • Ответить

Как реагировать на деструктивную критику?

  1. Не отвечайте критикой на критику. Многим это кажется естественной стратегией защиты, но в реальности может привести к нарастанию конфликта, а значит, к еще большему стрессу. Вместо этого, если вы уверены, что критика не обоснованна, попробуйте как можно быстрее прервать разговор. Скажите максимально спокойным тоном, что не согласны с собеседником, и постарайтесь отойти от него. Или попробуйте схитрить (этот метод пригодится, если вы не хотите разозлить критикующего): скажите, что попробуете подумать о высказанных вам претензиях на досуге.
  2. Разрешите себе никак не реагировать на критику, если понимаете, что это отнимет у вас слишком много энергии. Вопреки распространенному представлению, вы вовсе не обязаны защищать себя или отстаивать свою честь и достоинство — вы должны поступать так, как вам будет комфортнее психологически.
  3. Помните, что хотя главная цель деструктивной критики — задеть вас, критикующий не всегда обвиняет вас без оснований. Как бы ни было сложно, попробуйте прислушаться к тому, что говорит ваш собеседник. Возможно, окажется, что вы действительно чем-то обидели человека, и он в такой неуклюжей форме пытается это донести до вас. Предложите обсудить ситуацию в более спокойном тоне. Если нужно — признайте свою вину и извинитесь, попробуйте найти устраивающее вас обоих решение. Не судите себя слишком строго, помните: как и любой человек, вы имеете право на ошибку.

Виды проявления агрессии

Вы можете выбрать разные типы проявления реакций в ответ на критику:

  • Деструктивный — направленный на разрушение отношений.
  • Конструктивный — позволяющий их сохранить (или хотя бы дать этим отношениям шанс на сохранение).

Деструктивные варианты не слишком многообразны, обычно выбор ограничивается двумя основными моделями поведения.

Вы можете резко дистанцироваться от критика — убежать, хлопнуть дверью, указать ему на выход.

Или замолчать, замкнуться в себе, демонстрируя обиду, не позволяя другим людям дотянуться до вас и как-то навредить.

Минус такого подхода очевиден: конфликт не решается, он только переходит в некую затяжную стадию, и как повернется ситуация в дальнейшем, сказать сложно.

Второй деструктивный способ проявления агрессии, чтобы противостоять критике — ответное нападение.

Человек дает отпор обидчику, он защищает себя и свое жизненное пространство, но проблем от этого меньше не становится.

Как реагировать на конструктивную критику?

  1. Вдыхайте и выдыхайте. Критика, даже не агрессивная — стресс, она запускает защитный механизм «бей или беги»: в кровь выбрасывается адреналин, мы утрачиваем способность рационально мыслить, и извлечь из фидбека пользу становится сложнее. Контроль над дыханием не даст стрессу усилиться и поможет сфокусировать внимание на нужной вам задаче.
  2. Задавайте как можно больше вопросов. Это заставит ваш мозг работать в конструктивном ключе, вы не скатитесь в агрессию и сможете узнать у собеседника больше ценной информации. А также убедитесь, что вы правильно поняли: на вас не нападают, вам хотят помочь.
  3. Если успокоиться не получается — возьмите паузу. Скажите собеседнику, что все его замечания и предложения очень интересны, но вам нужно их обдумать. После возьмите листок бумаги и набросайте все, что он вам посоветовал (фокусируйтесь на фактах и практических мыслях, а не на эмоциях). Проанализируйте, насколько они адекватны и применимы. Если для их реализации потребуется помощь того, кто вас раскритиковал, не стесняйтесь ее просить — решившись дать советы, человек уже взял на себя ответственность за ситуацию и может быть психологически готов помочь и на практике.
  4. Поблагодарите. Некоторым людям, особенно если они не являются вашими начальниками, может быть психологически непросто дать фидбек: они знают, что рискуют получить в ответ критику в свой адрес или нарваться на грубость. Поэтому постарайтесь сразу же продемонстрировать человеку, что ваши отношения с ним в безопасности, сказав: «Спасибо». Сделать это будет несложно, если напомните себе, что конструктивный фидбек — проявление заботы.

Конструктивные варианты

Среди конструктивных вариантов взаимодействия со своей агрессией также стоит выделить два самых эффективных.

1. Снятие напряжения.

Столкнувшись с обидной критикой, вы абстрагируетесь от ситуации — не начинаете отвечать ударом на удар, играть в молчанку или выяснять отношения с обидчиком, а пытаетесь снять свое агрессивное напряжение сами.

Например, пишете письмо, адресованное противнику, со всеми возможными упреками и даже оскорблениями. Но не отправляете!

Что при этом получается? Вы изливаете весь свой негатив на бумаге, не вступая в непосредственный контакт с критиком. Не развиваете конфликт, не переходите к открытым «военным действиям».

А еще вы можете побить обидчика. Точнее, не его самого, а придуманного «заместителя» — боксерскую грушу или обычную подушку.

Даже если вы разобьете пару старых тарелок или сломаете ненужную мебель у себя дома, внутреннее напряжение частично уменьшится — мышечная разрядка вам поможет, позволит раскрепоститься, расслабиться внутренне.

К сожалению, даже при такой, казалось бы, конструктивной психологической защите при критике проблема остается в подвешенном состоянии.

2. Прояснение ситуации.

Вы не оцениваете собеседника и его действия, не говорите о том, как должно было быть и как правильно. Просто пытаетесь понять: что этому человеку надо?

Вопросы для прояснения ситуации:

  • Что ты хочешь от меня получить?
  • Чего тебе не хватает во мне?
  • Что, по твоему мнению, мне надо сделать?

Понятно, что эти вопросы могут звучать достаточно саркастично, особенно если нанесенное вам оскорбление было откровенным, намеренным.

Но в данной ситуации сарказм вполне уместен — это один из способов показать собственную ответную агрессию, пусть и проявленную очень аккуратно, в мягкой форме.

Такая реакция может считаться вполне цивилизованной, поэтому допустима на любом уровне общения.

Только не надо дожидаться, когда все дойдет до абсурда, до высшей точки кипения.

В самом начале, когда вы только-только заметили свое собственное раздражение, возмущение, подумали о том, что стали жертвой несправедливости, — начните задавать встречные вопросы, прояснять ситуацию.

Попросите обидчика поточнее сформулировать суть претензий и объяснить на примерах, чего он от вас ждет.

Почему это работает? Когда человек критикует кого-либо на эмоциях, он с трудом включает логику.

Внезапно остановиться, обдумать доказательства и привести разумные примеры ему не так-то просто.

Только помните, что у вас нет задачи поставить собеседника в неудобное положение, загнать его в тупик.

Вы ничего не выиграете, если критик станет как-то оправдывать собственные нападки. По большому счету вам должно быть все равно, что он еще скажет.

Главное, что своими репликами вы сообщаете, что нужно вам!

Так что же вам нужно? С помощью встречных вопросов, сарказма, любых других реплик или невербальных способов общения научиться доносить до собеседника следующую мысль: «Ты меня критикуешь? Прекрасно. Только я сам себя критиковать не собираюсь. Я себя полностью устраиваю. Поэтому расскажи подробнее, что ты хочешь от меня, или оставь меня в покое».

Это не те слова, которые надо произносить вслух. Они должны подразумеваться, звучать подтекстом.

В каждом конкретном случае можно задавать подходящие к ситуации вопросы. Их задача — снизить градус вашего внутреннего напряжения непосредственно в ходе разговора.

Тогда не придется копить в душе агрессию, а потом сжигать себя изнутри или выплескивать обиды вместе с запасами собственной жизненной энергии.

0 Комментариев

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]