: Время прочтения:
Размышление о том, когда снижение интереса к школе — «норма», а когда становится проблемой и признаком неблагополучного пубертата. Рассказывает клинический психолог, кандидат психологических наук Сальникова Ирина Анатольевна.
«Не хочу учиться», «не пойду в школу», «не буду делать уроки» — эти фразы хотя бы раз слышал каждый родитель школьника. В наш центр часто обращаются родители подростков с жалобами на проблемы обучения. И я всегда начинаю разговор с фразы: «Проблемы обучения никак не связаны с ленью или нежеланием прилагать усилия». Этому всегда есть другие причины, о которых мы и поговорим сегодня.
Нежелание учиться может проявляться по-разному:
- открытый протест, отказ от посещения школы;
- прогулы;
- снижение успеваемости;
- невыполнение домашних заданий;
- психосоматика — повышение температуры, головная боль, проблемы с работой желудочно-кишечного тракта и другие.
В основе каждого из них — снижение или полное отсутствие учебной мотивации.
Я всегда начинаю разговор с фразы: «Проблемы обучения никак не связаны с ленью или нежеланием прилагать усилия». Этому всегда есть другие причины.
Причины снижения или отсутствия мотивации к учебной деятельности у подростков можно выделить следующие:
- Возрастные особенности;
- Гиперопека и чрезмерный контроль родителей;
- Конфликт с учителем;
- Конфликты с одноклассниками;
- Неадекватные нагрузки;
- Личностные особенности.
Давайте подробно разберем каждую причину.
Основные вопросы педагогической психологии
Определение 1
Обучение – это целенаправленный, организованный, систематический процесс по овладению и усвоению учащимися знаний и новых способов деятельности.
Вопросами изучения психологических закономерностей обучения и воспитания занимается педагогическая психология, рассматривая их со стороны ученика и со стороны педагога.
Основными вопросами исследования психологии обучения являются не только вопросы закономерностей усвоения знаний, формирования у учащихся самостоятельного творческого мышления, но и вопросы доступности учебного материала, психологической эффективности методов обучения, психологических требований к учебникам.
В поле зрения педагогической психологии находятся и изменения в психике учащихся, происходящие под влиянием обучения.
Развиваясь, ребенок усваивает опыт, накопленный человечеством, а передает ему этот опыт обучение.
В психическом развитии роль обучения проявляется в овладении ребенком новыми действиями – сначала под руководством взрослого человека, а потом и самостоятельно.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Разница между тем, что ребенок делал с помощью взрослого и тем, что стал делать самостоятельно, получила название зоны ближайшего развития ребенка (ЗБР), которая является важным показателем обучаемости.
То, что ребенок способен делать сегодня – это актуальный уровень развития, который определяется с помощью наблюдения и тестовых методик, а перспективы развития – это потенциальный уровень.
Обучение должно в каждом возрасте давать то, что обеспечивает полный путь психического развития. Повышенная избирательная восприимчивость к разным видам обучения характерна для каждого отдельного возраста.
Выделяют сензитивный период, когда обучающие воздействия на ход психического развития оказывают очень сильное влияние.
Выделяют период очень быстрого и интенсивного развития, характерного для дошкольного возраста. В дальнейшем его темп замедляется.
Важную часть педагогической психологии занимает психология воспитания.
Определение 2
Воспитание – это целенаправленный педагогический процесс, при котором сознательно осуществляется стимулирование разнообразной деятельности по формированию личности.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Человек за короткий период времени усваивает культуру предыдущих поколений, их опыт и становится способным этот опыт преумножать.
Оба процесса – обучение и воспитание – между собой тесно связаны и находятся в единстве.
Различием между обучением и воспитанием является то, что в обучении акцент делается на усвоение знаний и способов деятельности, а воспитание направлено на интериоризацию социальных ценностей и формирование личностного к ним отношения.
Под влиянием обучения и в процессе обучения складывается личность ребенка, его нравственный облик, волевые качества, характер.
В процессе правильного обучения происходит становление личности, её духовного роста.
В педагогической психологии в процесс обучения через содержание, его формы и методы органично включается воспитание.
Начальная школа
Как понять, что ребенок готов/не готов к школе?
Самый главный параметр, на который я обращаю внимание – физическое развитие малыша
. Сильная/слабая конституция, насколько развита координация и мелкая моторика, состояние нервной системы, количество постоянных зубов. Попросту говоря, насколько ребенок созрел для школы физически. Вы, наверное, не помните, но всего 100 лет назад дети шли учиться только в 9 лет, до этого они считались «малышами». Вспомните литературу 19 века: «В комнату вошла маленькая девочка лет восьми». «Она осталась одна с младенцем семи лет на руках». Нормы изменились, а физиология – не очень. Сделайте так называемый
«филиппинский тест»
: ребенок, у которого уже прошел полуростовой скачок, должен накрывать ладошкой руки ухо с противоположной стороны ЧЕРЕЗ голову. Это подтверждает, что пропорции тела у него уже не младенческие, а ближе у подростковым. Зубы тоже должны начать меняться, хотя бы две дырки должны светиться в улыбке первоклассника.
Хотя родители мальчиков зачастую не хотят прислушиваться к рекомендациям «оставьте его еще на год в детском саду», но я все равно призываю вас не торопиться. Этот последний подготовительный год может оказаться решающим. Разница очень видна, поверьте мне,
когда ребенок готов к школе, он учится с удовольствием и без напряжения, сам делает домашнюю работу, практически не болеет.
А малышок-Филлипок, который вроде бы и читать уже умеет, и считать, но психологически мал и слаб для целого дня в стрессовой обстановке, быстро сойдет с трассы, начинаются бесконечные ОРЗ и слезы по утрам (особенно зимой). Это не учеба, а мучение одно.
Второе, что у всех на слуху, но никто не понимает, что эти слова обозначают: «учебная мотивация преобладает над игровой»
. На практике это означает, что ребенок предпочитает читать, слушать, разглядывать, а не возить машинки по ковру, играть в куклы, строить башни из конструктора. И в 6 лет учебная мотивация встречается очень редко, а к полным 7 годам должна (в идеале) быть почти у всех.
На деле, с подготовительной группе детского сада мы видим очень усидчивых, спокойных, внимательных девочек, которые играют «в школу», и крайне подвижных, разболтанных, энергичных мальчиков, для которых проблема посидеть смирно хотя бы 15 минут. И никакие занятия по подготовке к школе не могут эту ситуацию изменить, поскольку речь идет о состоянии нервной системы, а вовсе не о поведении и «правильных привычках».
Отсюда мы переходим к третьему пункту: гиперактивность и дефицит внимания
.
Даже если у вашего подготовишки нет диагноза СДВГ (который, скажу сразу, имеет право ставить только детский психоневролог или нейропсихолог с большим опытом работы, и желательно после обследования, а ни в коем случае не садовский психолог или учитель), детей с гиперактивностью, с незрелостью центральной нервной системы в последние лет 15 стало значительно больше. И чтобы ребенку было комфортно в школе, чтобы он мог полностью реализовать свой потенциал, родителям придется приложить дополнительные усилия.
Из области неврологических проблем – дислексия, дисграфия и дискалькулия,
т.е. невозможность читать, считать и писать. Именно невозможность, крайняя затрудненность распознавания символов, а не лень, капризы и нежелание учиться. Отличить одно от другого можно, но лучше, если это сделает специалист. Все вышеперечисленные дисфункции исправляются занятиями с нейропсихологом.
Смотрите, что получается.
Чрезвычайно редко учебные проблемы в начальной школе связаны с неправильным поведением, воспитанием или чем-то еще. Чаще всего причина неудач – неврологический статус ребенка, незрелость или повреждение нервной системы, т.е. органические неполадки, которые необходимо обнаружить и исправить (если возможно).
Ну, а если доктора ничего не находят? Тогда стоит подумать, а достаточно ли безопасно психологически ребенку в школе, в семье, нет ли каких-то постоянно действующих источников напряжения: кто-то угрожает малышу, родители ссорятся или проходят через развод, кто-то в семье серьезно болен, родился новый ребенок. Дети сами не могут связать, например, недосып из-за младенца и плохое запоминание на уроках. Не скажу ничего нового, но режим сна и питания оказывает гораздо более сильное влияние на работу мозга, чем мы обычно полагаем.
Как исправить ситуацию?
Екатерина считает, что она видит выход из этой ситуации только с помощью доверительного разговора с мальчиком. Учительнице необходимо сказать ребенку, что огорчена снижением успеваемости, попросить его объяснить, почему это происходит, с его точки зрения, предложить свою помощь.
Такая беседа исключит негативные изменения в отношениях между учеником и педагогом. Появится возможность дальше искать причину охлаждения к предмету. Мальчик должен понять, что проблему, которую он не способен решить самостоятельно, можно разделить со взрослым и авторитетным человеком.
Теперь о позиции отрицания родителей: «Мой сын знает русский на 5». Педагог должен представить объективные данные ему, доказывающие, что его утверждение несправедливо.
Бритни Спирс высказалась по поводу того, как важно оставаться собой
Даная Пригожина отвтила тем, кто говорит о ее ссоре с отцом
Отмыла духовку без усилий и химии: мама научила трюку с лимоном
«Моему сыну занижают оценки!»
Учитель русского языка Анна М. рассказала, что в ее классе один мальчик перестал заниматься русским языком, хотя прежде он прекрасно успевал, получал четверки и пятерки. Это хороший ученик, воспитанный, но у него пропал интерес к предмету. Во время экзамена его ответ оценивался между двойкой и тройкой. Это был школьный экзамен, не влияющий на итоговые оценки.
Учитель дала дополнительное задание, и снова оно было выполнено на слабую троечку. Через час-полтора в школу пришел его возмущенный папа, который сказал, что мальчик знает предмет на пять. Он требовал исправить оценку. Даже тетрадь сына с многочисленными ошибками не убедила его. Учителя поддержала завуч, и оценка осталась без изменений.
Актрисы «старого» Голливуда, которых боготворил весь мир: какие они сейчас
Может, это станет его смыслом жизни: TikTok может быть полезен для молодежи
Грязной ручки магазинной тележки не касаюсь, ношу с собой нудл для бассейна
Это не единичный случай: родители часто отказываются верить, что плохая оценка объективна, и они обвиняют учителя в предвзятости.
Ученика травят, а другие родители все видят и молчат
Классный руководитель Наталья К. рассказала о мальчике чеченце в ее классе, очень умном и прилежном ученике, которого постоянно обижали другие дети. Ребенок себя очень неуверенно чувствовал, он хотел сблизиться с одноклассниками.
Пророк Исайя написал 6 глав для Ветхового Завета, ученые нашли печать пророка
Научилась сама делать удобные контейнеры для хранения: очень экономный способ
С февраля 2020 года в аэропорту Аделаиды стоит серый BMW с номером «COVID 19»
Перед началом учебного года он играл с ребятами из своего класса в футбол. Неожиданно на поле произошла потасовка. Кто-то его толкнул, он упал и получил тяжелейшую травму. Когда учительница стала приглашать на собрание родителей по этому поводу, они под разными предлогами отказывались приходить. Никто не хотел обсуждать неприглядное поведение детей. Обвиняли классного руководителя в том, что она раздувает проблему.
Педагог привлекла к работе школьного психолога. Удивительно, что почти все родители этого класса хотели, чтобы этого ребенка перевели в другую школу. Мальчику тоже было тяжело учиться в психологически плане, но его родители не хотели переводить его из элитного учебного заведения.
«Психологические проблемы обучения подросткового возраста» статья по психологии (7 класс) по теме
«Психологические проблемы обучения подросткового
возраста»
Вступление в отрочество несет с собой серьезные перемены в отношении ребенка к школе, к учению. Сила, дающая движение психическому развитию ребенка, порождается изменением его реального места в жизни. На определенном этапе развития, прежнее место, занимаемое подростком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает сознаваться им как не соответствующее его возможностям, и он стремится изменить его. Возникает открытое противоречие между образом жизни подростка и его возможностями. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самим совершается переход к новой стадии развития его психологической жизни. Значительно расширяется весь практический жизненный опыт – стремление подростка занять новую позицию в отношениях со взрослыми, приобрести большую самостоятельность, известную свободу действий, а также по-новому строить и свои отношения со сверстниками.
Психологические особенности подросткового возраста
Ведущая деятельность – учеба
Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина. Подросток готов ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы.
Новообразования:
На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны объективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.
— развитие потребности быть и считаться взрослым, которое превращается в этот период в доминирующую, (стремление подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых),
— развитие новых мотивов учения, связанные с идеалом, профессиональными предпочтениями, когда учение приобретает для многих подростков личностный смысл,
— развитие самосознания, стремление иметь свою оценку, свое мнение, (поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки),
-формирование самооценки в процессе общения с другими людьми (взаимодействуя с окружающими, подросток постоянно сравнивает себя с другими и познает себя на основе этого сравнения),
— развитие рефлексии – умение подростка осознавать то, что он делает и аргументировать, обосновывать свою деятельность,
— формирование устойчивых эмоциональных переживаний:
Отношение к мнению коллектива ,общность интересов, нравственные чувства, высокие требования к дружбе, досада и стремление все бросить,
— формирование отношений в учебном коллективе:
- Формирование чувства товарищества (воспитание подлинно товарищеских отношений)
- Формирование уверенности в себе, компетентности либо чувства неполноценности, неверия в свои силы при критичности родителей и учителей
Освоение любой деятельности сопряжено с определенными трудностями, их преодоление — естественный процесс достижения целей, решение поставленных задач. В то же время известно, если трудности накапливаются, начинают восприниматься личностью как непреодолимые; они вызывают напряженность, негативные переживания, порождающие внутриличностные противоречия, дестабилизируют деятельность вплоть до ее прекращения. В силу этого проблема влияния деятельности на личность, на ее внутренний мир и, наоборот, влияние личностных особенностей на деятельность является одной из актуальных проблем современной психологии.
Став классным руководителем 7 класса я встретилась с определенными трудностями как психологического, так и педагогического характера. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные.
Трудность | Проявление | Причины | Пути преодоления |
1.Учеба отходит на второй план | — пропуски букв в письменных работах -орфографические ошибки, при хорошем знании правил; — невнимательность и рассеянность; — трудности в пересказе текста; -неумение правильно аргументировать свои мысли, оценить свои знания — неусидчивость; — трудности в усвоении новых знаний; | -Учеба отходит на третий, четвертый план Отклонения от индивидуального оптимума учебной деятельности. -Неравномерность психофизиологического развития у разных детей, — неумение обосновывать мотивы обучения, -абстрактное мышление; | Определение трудностей в обучении на ранних этапах развития, диагностика социальной ситуации развития (отношений в семье, классе), индивидуальная систематическая работа учителя с учащимся при непосредственной помощи родителей. |
2.Неустойчивость эмоциональной сферы | Необщительность и неприемлемые формы поведения ребенка, возникновение внутренней жизни -жизни переживаний и скрытного поведения, низкая самооценка, агрессия. | Гормональная буря в организме ребенка, сбой нервной системы. Глубокие изменения в плане переживаний, образование аффективных комплексов – чувства неполноценности, унижения, досады, снижение продуктивности и способности к учебной деятельности | Проведение диагностики ребенка совместно с психологом, организация разных внеклассных мероприятий с участием такого ребенка для познания мира собственных переживаний, быть терпимым и объяснять, что происходит в организме. |
3. Трудности в общении со сверстниками, когда общение выходит на первый план | Неумение вести конструктивный диалог, проявление агрессии к одноклассникам, замкнутость, неумение отстоять свои решения, смена интересов | — Подражание внешним проявлениям взрослых, употребление особых форм сленговой речи, которые стирают индивидуальные дистанции между общающимися, самооценка и негативное мнение коллектива | Организация совместных форм учебной деятельности, групповой работы в классе, совместных учебных занятий на сплочение коллектива, где подросток может без боязни выражать свои мысли и аргументировать их, показывать опыт «падений и взлетов» из собственной жизни и жизни других, выслушать подростка, поощрять рассказы о себе и друзьях |
4. Возрастание уровня тревожности , обостренная реакция на мнение окружающих о себе и своей внешности | Бурный физический рост и половое созревание: —повышенная утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, — увеличение сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков «развязность», упрямство, протест | Появление новых гормонов в крови, влияние на центральную нервную систему, рост тканей и систем организма. Развитие вторичных сексуальных признаков. Презрительное отношение к детским забавам, -смена интересов, стремление освободится от родительской опеки, постепенное вхождение в группу сверстников | Привлечение подростка в общественно – трудовую деятельность, предъявления новых требований в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться), развитие новых интересов, совпадающих с фазами биологического созревания у подростков |
5. Отклонение от обычного поведения, грубит взрослым | Подросток активен, нарушает поведение как на перемене, так и во время уроков. Зачастую не реагирует на замечания старших или выражает свою досаду, аргументируя свою правоту. Требует постоянного внимания, стремиться выделяться от коллектива. | В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. От произвольности в ситуациях, связанных только с учебной деятельностью, подросток переходит к произвольному регулированию общения и поведения, он становится способен руководствоваться нормами и правилами общения, выражая собственное «Я». | — В острые моменты свернуть разговор и вернуться к нему тогда когда буря уляжется, не опускаться до ответной грубости, объяснить что взрослость это когда умеешь брать на себя ответственность за свои поступки. |
6. Уделение большого внимания своей внешности | Не всегда внешний вид соответствует возрасту, стремление показаться взрослым. | Неумение правильно ухаживать за собой, увлечение девочками косметикой для взрослых, и на оборот, показное, пренебрежительное отношение к одежде у мальчиков. | Помогать искать себя по мере возможности, учить ухаживать за собой, познакомить с подростковой косметикой. |
7. Стремление к самостоятельности в принятии решений | Не всегда вопросы, поставленные подростком перед собой, соответствуют возрасту | Неумение правильно и самостоятельно решать принятые вопросы, не желание принять помощи от взрослых. | Проговорить с ребенком те вопросы, в которых он принимает решение самостоятельно, и те, где участие может быть частичным или полным. Давать возможность как принимать решения, так и отвечать за них. |
8.Межполовые взаимоотноше-ния | Не адекватное отношение к противоположному полу, стремление привлечь внимание словами или действием. | Любыми способами обратить на себя внимание | Обращать внимание на оценку подростком уровня сложившихся взаимоотношений и учить строить новые отношения. Поговорить на тему используя соответствующую медицинскую и публицистическую литературу. |
Список литературы
- Мухина А. С. Психология возрастных кризисов. – М.: Издательский , 2002
- Обухова Л.Ф. «Возрастная психология» — М.: Просвещение: ВЛАДОС,2001
- Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие. (Серия «Высшее образование») – Ростов н/Д: Феникс, 2004
- https:// Wikipedia.org
А что насчет остальных предметов?
У всех разные вкусы и угодить каждому с предметами не получится, считают дети. Интересы расходятся от стихосложения до программирования. Но даже сейчас околофакультативные предметы, такие как медицина и труды, просто пропускаются учениками. Если добавить дополнительные предметы, их могут тоже пропускать.
«Можно начать с малого: 1-2 раза в неделю вся параллель разделяется по интересам. Эти факультативы пусть будут в середине дня, чтобы никто не пропускал и было больше энтузиазма. Такие часы разгрузят уставший мозг и сплотят детей, т.к. они будут общаться с детьми не только из своего класса».
Каким должен быть подход в обучении?
Многоуровневая система, как в США, позволила бы детям выбирать нужные предметы, развивать свои личностные способности, а также освободила бы их время.
«Мы выпускаемся со знаниями во многих отраслях, но все они поверхностные. Большую часть материала мы не запоминаем. Можно было бы сократить курсы обязательных уроков до конца 9 класса. За столько лет с хорошей программой дети знали бы примерно столько же, сколько за 11 сейчас. А в последующие два года ориентировались бы на личное развитие».
Учитель обижает ребенка
Мама ученицы Дарья К. рассказала, что ее семья не слишком активно участвовала во внеклассной жизни. Они не принимали участия в подготовке к походам, не занимали места в первых рядах при организации школьных постановок. В семье воспитывается трое детей, оба родителя работают.
Мама заметила, что поведение взрослых отражается на отношении классного руководителя к ее дочери. Она не комментировала ситуацию, но девочка сама стала это замечать: стала говорить, что учительница ее не любит, резко отвечает на вопросы, в то время как с другими детьми общается более мягко. Дочь пытается разобраться в этой ситуации, понять отчего это происходит.
Дарья объяснила ей, что если даже ситуация действительно такова, то в школу она ходит для того, чтобы учиться. Для себя мама решила, что если ситуация будет ухудшаться, она постарается поговорить с педагогом. Подобную предвзятость со стороны учителя отмечают и другие родители. К примеру, две семьи из класса поехали вместе на море и написали почти одинаковые сообщения учительнице, что не смогут присутствовать на линейке 1 сентября.
Классный руководитель одной семье пожелала хорошего отдыха, а вторую отругала за пропуск занятий.
«Копирует сестру»: Наталья Фриске в образе Жанны спела ее песню (видео)
Дочки Ивана Урганта очень выросли. Новые фото Нины и Леры
«Комфорт пребывания значительно ограничен»: как поменялась политика отелей