Трусость есть слабость души
В античные времена Теофраст в книге «Характеры» рассказывал о мореплавателях, которые, увидев скалы, принимали их за пиратские корабли. Спустя несколько тысячелетий это определение остается самым верным.
В современном мире наглядным примером трусости является паника пассажиров на борту самолета во время взлета или посадки, когда нет видимых причин даже для беспокойства. Людей, которых принято называть трусами, не только боятся сами, но и сеют панику вокруг.
Трусость — это слабость, которая основана на непреодолимом человеческом страхе. В приступе этого чувства люди не могут контролировать собственные действия и способны совершать аморальные поступки (лгать, предавать) и даже преступления. Усилием воли приступ подавить невозможно.
Как только трус оказывается в ситуации, которая складывается по мотивам его страха, он перестает себя контролировать, нести ответственность за собственные действия, его сознание отключается.
Трусость отличается от фобии тем, что трусы боятся сразу нескольких вещей. Фобия же — это паническая боязнь чего-то конкретного: лифта, высоты, тараканов.
Причинами панической боязни или трусости могут быть богатая фантазия, неудачный жизненный опыт, психические травмы в детском возрасте.
Сочинение на тему трусость вывод
Как отважные и нерешительные персонажи помогут получить «зачет»? Текст: Анна Чайникова, учитель русского и литературы школы № 171 Фото: кадр из мультфильма «Премудрый пескарь», 1979 До итогового сочинения остаются считаные дни, а мы продолжаем разбирать основные направления, на этот раз поговорим о «Смелости и трусости». Легко ли быть смелым в повседневной жизни? Как связаны страх и предательство? Может ли трус быть счастливым? Найти ответы на эти непростые вопросы выпускникам предстоит в литературных произведениях.
Комментарий ФИПИ:
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Словарная работа
По толковому словарю Д. Н. Ушакова: СМЕЛОСТЬ – отвага, решимость, смелое поведение. ТРУСОСТЬ – свойственная трусу боязливость, робость. Синонимы
Смелость –
отвага, бесстрашие, мужество, доблесть, неустрашимость, решимость, храбрость.
Трусость
– малодушие, нерешительность. В каких ситуациях человек проявляет смелость или трусость? В экстремальных ситуациях (на войне, во время стихийных бедствий и катастроф) В мирной жизни (в отношениях с другими людьми, в отстаивании взглядов, идеалов, в любви) Довольно часто мы сталкиваемся с примерами смелости, проявляемой в экстремальных ситуациях: на войне, во время катастроф, стихийных бедствий, в критической ситуации, когда кому-то нужна помощь и защита. Тогда человек, не задумываясь о собственной жизни, бросается спасать того, кто попал в беду.
Однако быть смелым или струсить можно не только в такие моменты, в повседневной жизни тоже есть место таким понятиям, как смелость и трусость.
В чем же будет проявляться смелость в повседневной жизни? Нужно ли быть смелым изо дня в день? На что толкает человека страх? Как связаны страх и предательство? Можно ли списать на «время» то, что человек совершает трусливый и подлый поступок? Над этими вопросами заставляет задуматься своего читателя Ю. Трифонов в повести «Дом на набережной». Глебов, главный герой повести, вырос в небогатой семье, всю жизнь он стремился выбиться в люди, изжить комплекс неполноценности, сформировавшийся еще в детстве, проведенном по соседству со знаменитым «Домом на набережной», рядом с детьми советской элиты: партийных работников и профессоров. Главный герой превыше всего ставит свое благополучие, поэтому, когда судьба его ставит перед выбором: на собрании выступить в защиту будущего тестя, профессора Ганчука, или же оговорить, поддержав кампанию, развернутую против него, Глебов не знает, что ему делать. С одной стороны, его держат родственные связи и совестливость: он будущий зять Ганчука и видел только хорошее от этой семьи, сам профессор неоднократно оказывал помощь Глебову, и предать своего научного руководителя герой не может. С другой же — на кону стоит обещанная ему стипендия Грибоедова, открывающая все двери, дающая перспективы карьерного роста. Отец Глебова был осторожным, пуганым человеком, видевшим какие-то скрытые опасности даже в безобидной дружбе сына с детьми из партийных семей. Осторожность сама по себе не является трусостью, но принцип, внушаемый с детства в виде шутки: «Дети мои, следуйте трамвайному правилу — не высовывайтесь!» — дает свои плоды во взрослой жизни Глебова. В критический момент, когда Ганчуку требуется помощь, Глебов уходит в тень. Одни от него требуют поддержать профессора, другие — обличить его. Друзья Ганчука взывают к совести, благородству Глебова, говорят, что честный человек поступить иначе просто не может, не имеет права, в учебной части же герою сулят стипендию Грибоедова и продвижение по карьерной лестнице. От Глебова требуется только одно — решение, с кем он, и как раз решить он не может: «Глебов относился к особой породе богатырей: готов был топтаться на распутье до последней возможности, до той конечной секундочки, когда падают замертво от изнеможения. Богатырь-выжидатель, богатырь — тянульщик резины. Из тех, кто сам ни на что не решается, а предоставляет решать коню». Почему же герой не может принять, казалось бы, очевидное для честного человека решение? Дело не столько в нежелании упускать потенциальные возможности, считает Ю. Трифонов, сколько в страхе: «Чего было бояться в ту пору глупоглазой юности? Невозможно понять, нельзя объяснить. Через тридцать лет ни до чего не дорыться. Но проступает скелет… Они катили бочку на Ганчука. И ничего больше. Абсолютно ничего! И был страх — совершенно ничтожный, слепой, бесформенный, как существо, рожденное в темном подполье, — страх неизвестно чего, поступить вопреки, встать наперекор». Глебов безотчетно следует все тому же отцовскому принципу «не высовываться». Он хочет «прийти и отмолчаться», чтобы по возможности сохранить отношения с Ганчуками и не перекрыть себе путь «вперед и вверх».
«Почему вы молчите, Дима?» — главный вопрос, задаваемый Глебову.
«Богатырь-выжидатель» всеми силами хочет оттянуть момент принятия решения, он ждет, что ситуация как-то сама собой разрешится, мечтает о сердечном приступе или потере сознания, которые бы избавили его от необходимости выступать, принимать решение и нести ответственность за свой выбор. От необходимости присутствовать на собрании Глебова избавляет смерть бабушки, однако, несмотря на то, что он не выступил с обличением Ганчука, его малодушие и трусливое молчание — предательство и соучастие в преступлении. «Да если на ваших глазах нападают на человека и грабят посреди улицы, а у вас, прохожего, просят платочек, чтоб заткнуть жертве рот… Кто вы такой, спрашивается? Случайный свидетель или соучастник?» — обличает Глебова накануне собрания Куно Иванович, друг семьи Ганчуков. Трусость и малодушие толкают Глебова на предательство. «Иногда и молчание собственное казнит», — говорит Куно Иванович перед собранием. Глебову предстоит мучиться воспоминаниями о своем трусливом поступке, предательстве учителя, на протяжении всей жизни. Напоминанием о нем станет повторяющийся сон о крестах, медалях и орденах, «тридцать сребреников» Глебова, которые он, стараясь не греметь, перебирает в коробочке из-под монпансье. Глебов хочет снять с себя ответственность за то, что не нашел в себе сил встать перед всеми и сказать правду, за то, что струсил, поэтому успокаивает себя фразой: «Не Глебов виноват и не люди, а времена». Однако, по мнению автора, ответственность полностью лежит на человеке. Ведь, оказавшись в точно такой же ситуации, как Глебов, профессор Ганчук ведет себя иначе: защищает коллегу, своего ученика Астурга, хоть в профессиональном отношении во многом с ним не согласен. «Когда людей незаслуженно унижают, он не может стоять в сторонке и молчать», — пишет о профессоре Ганчуке автор. «За других будет сражаться, как лев, куда угодно пойдет, с кем угодно схватится. Так бился за этого ничтожного Астурга», — говорит о нем Куно Иванович. Важно и то, что именно активной защитой ученика профессор Ганчук и навлек на себя беду. Значит, делает вывод Ю. Трифонов, дело все-таки не во «временах», а выборе, который каждый делает сам. Нельзя сказать, что Глебов совершает предательство только потому, что он холодный прагматик, расчетливый и беспринципный человек, как о нем говорит Юлия Михайловна, жена Ганчука («…умный человек, но ум его ледяной, никому не нужный, бесчеловечный, это ум для себя»), ведь предательство ему дается нелегко, он мучается от осознания содеянного еще долгие годы. Глебов — трус и конформист, не нашедший в себе сил «поступить вопреки, встать наперекор». Даже в повседневной жизни порой человек сталкивается с ситуациями, в которых от него требуется бесстрашие, например, смелость подать голос, пойти против всех, защитить слабого. Это бытовое, повседневное мужество не менее важно, чем отвага на поле боя. Именно оно позволяет человеку оставаться человеком, уважать самого себя и вызывать уважение других.
Афоризмы и высказывания известных людей
Когда боишься — действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс) В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена. (Саллюстий) Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен) Испуган — наполовину побежден. (А. В. Суворов) Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский) Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне) Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон) Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир) Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт) Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен) Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах) Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон) Бояться любви — значит бояться жизни, а бояться жизни — значит быть на две трети мертвым. (Б. Рассел)
Над какими вопросами стоит задуматься?
Что значит быть смелым в повседневной жизни? На что толкает человека трусость? Как страх связан с бесчестием? Какие поступки можно назвать смелыми? В чем разница между наглостью и смелостью? Кого можно назвать трусом? Можно ли воспитать в себе смелость? Каковы причины возникновения страха? Может ли смелый человек бояться чего-либо? Чем отличается страх от трусости? Почему важно иметь смелость при принятии решений? Почему люди боятся высказать свое мнение? Почему творчество требует смелости? Нужна ли смелость в любви? Может ли трус быть счастливым?
Список рекомендуемых произведений:
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь» Л. Н. Толстой «Война и мир», «Севастопольские рассказы» А. П. Чехов «Человек в футляре», «О любви» М. А. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко) В. Быков «Сотников» М. Шолохов «Судьба человека» К. Воробьев «Убиты под Москвой» Б. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился» В. Распутин «Живи и помни» Ю. Трифонов «Дом на набережной» Ссылки по теме: Итоговое сочинение: «Цели и средства» — 09.11.2017 Итоговое сочинение: «Равнодушие и отзывчивость» — 01.11.2017 Сочинение-2018: «Верность и измена» — 30.10.2017 21.11.2017
У страха глаза велики
Его испытывают все люди и животные. В этом состоит суть человеческого сознания. В непредвиденных ситуациях людьми движет инстинкт самосохранения. Страх есть нечто реально существующее. Если человек находится в самолете, который начинает трясти, появление чувства страха вполне нормально, но если паника появляется даже при мысли о турбулентности — это уже паническая боязливость, трусость.
В экстренных ситуациях в организм человека выбрасывается гормон адреналин. Он создает ощущение растерянности и легкой паники. Это чувство, которое возникает у человека в конкретной экстремальной ситуации. Человек может управлять им, подавлять его, хотя это тяжело и полностью зависит от уровня опасности.
Страх вызывается чувством самосохранения
Храбрость и трусость
Понятия храбрости и трусости не являются противоположностями; некоторые философы считают, что они занимают принципиально разные положения в этике: действия храброго человека выходят за пределы должного, в то время как трусость проявляется в неисполнении
долга. Люди, не проявившие храбрости, отнюдь не обязательно трусы — они могут просто делать то, что должны[3]. Как отмечает К. Уолш, в повседневной речи использование эпитета «храбрые» в отношении части людей в группе обычно исключает использование «трусливый» по отношению к остальным представителям той же группы и наоборот: в обстановке терактов 9/11 те пожарные и полицейские, которые не пошли в здания Всемирного торгового центра, не считаются трусами, именно это позволяет считать пошедших в башни храбрецами[20].
Трусость и страх: общие и различные черты
Какое же отличие страха от трусости? Страх — это физиологическое понятие. Чувство страха возникает у человека в экстремальной ситуации, когда в организм выбрасывается адреналин. Чувство страха вызывают вещи реальные. Трусость — понятие психологическое. Трусливый человек боится того, что может произойти или что происходило с другими. Он боится возможной опасности.
Фундаментом трусости является страх, который разрастается до глобальных размеров из-за слабой психики и активной фантазии.
Трусость неуправляема, поэтому она может подтолкнуть человека к совершению поступков, которые осуждает общество. Страхом управляет сам человек.
Бороться можно и со страхом, и с боязнью трусости, главное — придерживаться определенного алгоритма и системы.
Трусость и естественный отбор
Влияние трусости на естественный отбор занимало эволюционных биологов, начиная уже с Дарвина, который отметил, что инстинкт самосохранения является очень распространённым — многие трусы считают себя храбрецами просто потому, что ни разу не смотрели врагу в лицо. Механизм эволюционного сохранение трусости, как проявление одного из наиболее базовых инстинктов очевиден: уклонение от опасности увеличивает вероятность выживания и размножения, и потому должно быть генетически преобладающим[15]. Вопрос эволюционного сохранения храбрости более сложен, так как стойкость перед лицом опасности приводит к потере генетического материала. Исследователи предложили несколько механизмов эволюционного сохранения храбрости, например, защита детей и кровных родственников может повысить шансы на сохранение собственного генетического материала (ср. работы У. Д. Гамильтона).
Дарвин предложил другое объяснение потери генетического материала в случае трусости: храброе племя может победить трусливое, ликвидировав или разбавив наследственность последнего. А. В. Горвиц предлагает[15] своё объяснение: трусость является естественным свойством характера, но социальные нормы заставляют мужчин преодолевать её, особенно в обстановке войны[15]. П. Рубин (англ.)русск.[16] объединяет оба подхода: «ни одно (уцелевшее) общество не поощряет поведения, ослабляющего возможности для сражений», в частности, все культуры осуждают трусость среди молодых мужчин. Известно два примера племён, которые не стигматизируют трусость (и, как результат, всего боятся): бухиды (англ.)русск. на Филиппинах и семаи[убрать шаблон] в Малайзии. К. Уолш замечает, что малочисленность таких групп людей подчёркивает, что трусость — не лучший способ выживания[17] и отмечает работы эволюционных биологов, которые объясняют шумные реакции многих видов животных (например, белок) в случае опасности естественным отбором — хотя шумное поведение одной особи повышает риск для неё, шансы выживания группы повышаются[18]. Уолш считает, что дифференциация по реакции на опасность, заметная даже у тлей, свидетельствует о том, что для выживания вида в его популяции необходима некоторая смесь трусости у храбрости[19].
Практические рекомендации по борьбе со страхом и трусостью
Главная проблема в борьбе с трусостью состоит в том, что человек может управлять ей только до наступления приступа. Для этого разработан алгоритм действий:
- Мотивируйте себя. Для этого на листе бумаги нужно написать список тех вещей, которых вы лишаетесь, пока вами правит слабость. Трус никогда не воплотит свою мечту в жизнь, не сможет защитить себя и своих близких в случае опасности. После этого мотивация появится. Нужно составить и список из 30 пунктов, которые опишут, что человек обретет, когда победит паническую боязливость.
- Изучите себя и постарайтесь понять, в чем причина вашей трусости, убедите в себя в том, она мешает вашей жизни.
- Не сидите у телевизора. Нескончаемый поток информации заставляет мозг работать в режиме аврала, что выводит нервную систему из равновесия. Лучше почитать книгу или погулять на свежем воздухе.
- Займите себя. Вспомните, что вы больше всего любите делать. Что приносит вам удовольствие? Займитесь этим.
- Моделируйте свое тело. Это придаст уверенности, поднимет самооценку и страхи уйдут сами собой.
- Поставьте себе цель: перестать себя ругать и ненавидеть за собственную трусость. Достигнув ее, переходите к контролю над своими чувствами. Составьте личный кодекс смелости и следуйте ему.
Борьба с трусостью похожа на тренировки, где также важны систематичность и методичность. Посмотрите страху в глаза и начните методичную борьбу с ним.
Что такое трусость
Трусостью называют черту характера, свойство личности, особенность поведения. Трусость означает отсутствие душевной силы, проявление малодушия. Кто-то храбрый, а кто-то нет, но это еще не значит, что не храбрый – то сразу трус. Слово ”трусость” безусловно, имеет отрицательную коннотацию.
Знаменитая фраза, произнесенная Семён Семёнычем Горбунковым в бессмертной комедии Гайдая: ”Я не трус! Но я боюсь” — совсем небессмысленный веселый каламбур.
Страх и трусость понятия связанные, но не тождественные. Страх является двигателем механизма трусости, но далеко не каждый становится трусом в результате страха. Разница заключается в поведении человека, который испытывает боязнь. Например, вы отказываетесь от какого-либо на ваш взгляд риска потому, что боитесь. Пусть это будет прыжок в реку. Ну не захотелось вам, вода какая-то мутная, да и глубоко может быть и течение, мало ли какое. Это ваше право, и из-за этого вы не становитесь трусом. А если, предположим, вы увидели, что в реке тонет ребенок. И вот, если, несмотря на мутную воду и неизвестное течение вы прыгаете и пытаетесь спасти ребенка — вы храбрец, а если нет — трус. Получается вопрос в том, умеете вы преодолевать свой страх в критических ситуациях или нет.
Фобии и тревожные расстройства, естественно, сюда не относятся, потому что происходят из-за нарушений работы психики. Человек может быть храбрецом, спасающим детей из пожаров, любителем риска, занимающимся экстремальным спортом, но на дух не переносить пауков, и впадать в ступор при виде крохотного восьмилапого ”чудовища”. Характеристика ”трусость” здесь будет неуместна.
В обществе мы можем наблюдать крайне негативное отношение к человеку, который заимел репутацию трусишки, совсем не такое снисходительное, как к тому, кто просто считается излишне осторожным и боязливым. Отличие все в том, что трус способен предать, поддавшись своему страху. Мы не говорим здесь об инстинкте самосохранения, и предательстве при реальной угрозе жизни. Хотя прекрасно знаем, что есть люди, которые являются героями (несмотря на то, что было с их психикой и что ими двигало), умершими от пыток, так и не предав ”своих”.
Даже не беря в расчет таких уникальных по своей смелости личностей, у обычного человека есть какие-то ”границы”, до которых он позволяет расшириться своему страху, но за которые перейти ему не дает.
Трус этих границ не имеет, и всеми его действиями (или бездействием) руководит боязнь, даже если из-за этого кто-то пострадает. В криминалистике существует термин ”преступная халатность”, так вот здесь тоже самое: если страх привел к предательству, потерям, ущербу, преступлению — то это трусость.