Сочинение «Талантливый, незаурядный человек зачастую вступает в конфликт с обществом»
Вступление
Талантливые люди выделяются из общества своим новаторским, обостренным восприятием этой реальности, особенным, уникальным мировоззрением. Талант человека заключается не только в его непохожести, но и в способности повести за собой людей, дать им надежду на лучшее. Мы можем привести примеры десятков талантливых людей, среди них – деятели науки, культуры, искусства. Однако в большинстве случаем общество не способно принять таких людей, так как не может осознать всю глубину их таланта. Оно либо всячески подавляет стремления этого человека, либо полностью изгоняет его. Так или иначе, реакция на «инакомыслящих» почти всегда агрессивна и неоправданно резка. В связи с этим возникает закономерный вопрос: почему талантливые люди открыто вступают в конфликт с обществом? Можно ли избежать этого? В своем эссе я попробую ответить на эти вопросы, приводя литературные аргументы.
Аргумент 1
Порой узко ограниченное в своих представлениях общество не понимает человека, погрязнув во лжи и лицемерии. Ярким примером неординарного человека может поступить герой романа В. Набокова «Приглашение на казнь» Цинциннат Ц. Главный герой осужден на казнь за так называемую «непрозрачность». Окружающий его мир – полосатый, превращенный в фарс, больше похожий на картонку. В жизни людей вокруг него нет места таким базовым морально-нравственным категориям, как преданность, честь, совесть. Даже мать Цинцинната не принимает своего сына – лишь на секунду в ее голове проскальзывает искорки сознания, но затем они угасают, и она превращается в такую же безжизненную фальшивку. Более того, само общество не может понять, чем же так отличается смирный, молчаливый Цинциннат: приговор «гносеологическая гнусность» — нечто абстрактное, лишенное определенности. Талант Цинцинната – в его способности быть настоящим, преодолевать любое время и пространство, в его обостренности чувств. В конце романа главный герой и отрекается от общества – и окружающий его мир разваливается, превращаясь в лишние, никому не нужные декорации театра. Даже не вступая в открытый конфликт с обществом, с детства скрывая непрозрачность, Цинциннат поплатился за свои особенность. Общество в прямом смысле этого слова убивает его.
Страх осуждения. Неприятие собственной внешности. Чувство давления со стороны общества.
Здравствуйте, Lovery!
Состояние, которое Вы описываете похоже на социофобию. И причинами её вероятно являются те травмирующие события, которые Вы пережили в детстве и в подростковом возрасте.
Самым первым источником формирования Вашей самооценки были родители. Отец, который «постоянно ругал» Вас, и мама, которая проявила недоверие к Вам в той мерзкой ситуации с племянником, где Вы рассчитывали на поддержку и защиту от самого близкого человека и не получили их. Отсюда и стало накапливаться недоверие к другим, сначала к очень значимым, а затем и менее значимым людям, к себе самой. По первости, это могло быть неосознанно, а затем, как по нарастающей – довольно сознательно. Ведь сейчас, в 22 года, Вы уже понимаете, что что-то с Вами не так. Это стало беспокоить Вас. И я рада, что Вы смогли высказать это в письме, проявить смелость сказать о несправедливом отношении к себе. Это уже говорит о том, что Вы НЕ БЕЗРАЗЛИЧНЫ К САМОЙ СЕБЕ! Ваша душа пытается «выздороветь» от этой болезненной ситуации и стать счастливой.
Так часто бывает, что мы можем попадать в ситуации, где нас обвиняют в том, чего мы не совершали, и что бы мы ни говорили, как бы не пытались себя оправдать, защитить своё «Я», — в глазах окружающих это выглядит неправдоподобно, нам не верят. Говорят: «Если оправдываешься – значит виноват!». И всё тут… Даже самые близкие отворачиваются от нас в этот тяжёлый момент «оговора», «клеветы», и предпочитают верить другим или в «свою правду». Поэтому, со временем, попытки доказать что-либо обратное другим сходят на нет. Просто от бессилия и нежелания. И человек просто замыкается в себе, становясь отшельником и одиночкой, избегая социальных контактов, общаясь с родными, которые когда-то не поверили Вам, как бы делая вид доброжелательного поведения, что «всё хорошо», или принимая себя за того, кем Вас видят, играя эту навязанную роль, постепенно теряя себя…
Насчёт родителей могу сказать, что их не учили нигде как правильно воспитывать детей. Ваши родители, ещё будучи детьми, запечатлели определённую модель поведения от их отцов и матерей (каждый в своей семье) или тех, кто принимал участие в их воспитании. Если Вас ругал отец, то, вероятно, и его в детстве ругали Ваши дедушка или бабушка. И это воспринималось им за норму поведения, что «так надо», что «так правильно», «не поругаешь – из ребёнка ничего толкового не вырастет». Эти ложные убеждения прорастают своими корнями в личность человека и накрепко там поселяются, тем самым нанося часто непоправимый ущерб на психику ребёнка. Простите искренне, от всего сердца Вашему отцу и маме, что они не были достаточно любящими и надёжными, не были «тем безопасным берегом, где бы Вы всегда чувствовали себя защищённой и умиротворённой». У Ваших родителей, вероятно, тоже этого не было. Поэтому они и не могли Вам дать то, что хотелось бы. Они сами нуждались и нуждаются в любви и поддержке.
А насчёт племянника могу сказать, что в 12 лет начинается пубертатный период, подростковый период, период полового созревания. И у такого подростка больше вероятности проявления интереса к сексуальности, чем у ребёнка в 5-тилетнем возрасте. В 5 лет – в основном преобладает игровая деятельность нежели сексуальная. Да, в детских садах некоторые мальчики и девочки трогают друг друга, но это делается с целью опознания своего тела и отличия от противоположного пола, так сказать самоидентификация. Поэтому я склонна больше верить тому, что Вы не могли проявлять какой-либо интерес к своему родственнику. Вы были маленькой, беззащитной девочкой, которой воспользовался более взрослый ребёнок. Но так как правду сказать страшно, то легче повесить вину на того, кто не сможет себя защитить, на более слабого, ведь маленькому ребёнку всё простят и забудут. А взрослому – не всегда.
Вы знаете, что на Вас нет такого греха, и не доказывайте больше никому, что Вы не виноваты. Не тратьте силы и время.
Издёвки сверстников, всякие насмешки над Вашей внешностью или чем-то ещё возникают в виду сниженной самооценки и сформировавшегося конформного поведения.
Ваше убеждение, «что только красивые и стройные добиваются любви и успеха в жизни, только на таких обращают внимание», тоже из серии «выслуживания любви». Успех, признание, внимание и любовь других приходит к тем, кто сам «любит, уважает и принимает себя в разуме, душе и теле». А вовсе не к самым красивым и стройным. Есть и некрасивые, и полные люди, но излучающие собой энергию доброты, уверенности, чувство юмора, харизму, обаятельность. И с ними очень приятно общаться. А есть красивые, стройные люди, но холодные внутри, озлобленные на весь мир, самовлюблённые, иногда подлые и высокомерные, общение с которыми просто отталкивает. И никакая внешняя красота не вызывает восхищения.
Поэтому, я бы рекомендовала Вам принять с полной ответственностью всю ситуацию, что с Вами происходит сейчас. И несмотря на это сказать себе: «Я люблю, принимаю и уважаю себя такой, какая я есть!» Вы скажете, что это не так. Однако попробуйте, даже если Вы не испытываете сейчас этого к себе. Всё, чем Вы восхищаетесь в других – есть и в Вас самой. Иначе бы Вы этого не заметили в них. Выпишите на листок бумаги все качества, которые Вы любите в других, всё, что Вам нравится. Посмотрите на этот список. Всё написанное – это Ваша «теневая» сторона личности, которую Вы избегаете, прячете от себя самой и других. Даже у самых безупречных людей есть недостатки, которые они тщательно скрывают от всех. Разрешите себе БЫТЬ, разрешите себе заявить о себе миру. Вы есть! А значит это Неслучайно!
И если Вам нужно спросить время на улице – тренируйтесь, спрашивайте. Без тренировок не будет и результата. Можно тренироваться дома сначала, перед зеркалом. Затем – на улице. «За спрос – не бьют в нос!» Если кто-то буркнет Вам что-то неприятное, не воспринимайте это на свой счёт (мало ли о чём думал человек, когда встретил Вас, может он вообще не любит разговаривать с людьми), скажите «спасибо вам» и пробуйте дальше. То же самое и с проездом в общественном транспорте. Люди, которые с Вами куда-то едут, не знают, что Вам нужно выходить. Они же не экстрасенсы. Ну или не все из них. Пока Вы не заявите о своих желаниях – никто и «не подвинется». У каждого свои мысли, дела, которые они прокручивают в голове. Поэтому, зачастую, им наплевать кто с ними рядом едет, нет никакого дела и до тех, кто попадается по пути, во что он одет, обут и так далее.
Как в рекламе: «Весь мир – твой подиум!». Слышали такое. Что о Вас подумают или скажут – это их дело, это не должно влиять на Вашу самооценку и те мероприятия, которые вы наметили на день. А может, Вы считаете, они могут думать: «Что она обо мне подумает или скажет, если я так-то одет(а) или что-то сказал(а) не так…» Часто людям нет дела друг до друга. Где бы Вы не находились: на учёбе, на работе, в спортивном зале, на концерте и т.п., Вы всегда будете встречать людей, которые будут смотреть на Вас, обсуждать Вас. Это делают все. Не всегда это приятно. И тем не менее ЧЕЛОВЕК – СУЩЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ. МЫ ЖИТЬ НЕ МОЖЕМ ДРУГ БЕЗ ДРУГА! «Давай обсудим Машу или Ваню, представляешь, что я узнала…». Иногда люди ничего не знают о Вас, и придумывают небылицы, потом верят в них. Это развлечение такое. Ещё есть термин такой «троллинг», когда тебя просто «травят», выживают из коллектива. Как говорится: «Зачем о себе рассказывать, если другие о тебе расскажут интереснее», ведь им лучше знать, что у тебя в душе, в голове, в сердце. Понимаете?
Важно, то, что Вы сами думаете о себе!
И публичные люди часто могут приниматься либо не приниматься обществом. Всем не угодишь! Всегда найдутся скептики. Если растрачивать себя на мнение окружающих, то у Вас не будет совсем времени заниматься собой и тем, что Вам нравится.
Если Вас что-то беспокоит по здоровью – НЕ НАДО ТЕРПЕТЬ!!! Есть специально обученные люди – врачи – которые получают за свою работу зарплату. Если Вы не обращаетесь за помощью – то Вам никто и не поможет. Это причинение себе вреда, и запущенную болезнь уже трудно вылечить. Последствия могут быть необратимы. Поэтому, если Вы желаете себе счастья и крепкого здоровья – не тяните, обращайтесь в больницу, вызывайте скорую.
А корректировать в себе то, что не устраивает всегда возможно. Для этого есть специальные тренинги, программы, индивидуальное консультирование для получения определённых навыков. Главное знать, что именно Вы хотите изменить в себе, к какому результату прийти, и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ВЫ ЭТОГО ХОТИТЕ?
Берегите себя!
С Уважением, психолог Наталья.
Оцените ответ психолога:
Rating 5.00 (2 Votes)
Аргумент 2
Талантливые люди вынуждены сопротивляться, идти наперекор существующей системе. Так, в романе «Мы», Е. Замятин описывает стерильное, идеальное общества, которым правит идеология и вера в светлое будущее. Люди больше похожи на роботов, и только немногим удается выбраться из этого замкнутого круга. Такой радикальной, направленной против системы героиней является I-330. В ее образе прослеживается демоничность, дикость, любовь к свободе: она принадлежит иному миру, миру за Зеленой Стеной. Вместе с группой других революционеров они организуют свержение действующего правительства. I-330 нарочно идет на открытое столкновение с доминирующей в обществе силой. Читателя поражает уверенность, непримиримость героини. И в этом ее непохожесть: ни один гражданин этого идеального государства не способен даже подумать о непокорности социальному строю. Более того, I-330 приносит себя в жертву идее, умирая от рук Благодетеля.
Почему человек становится изгоем?
Человека, отвергаемого обществом, называют изгоем. В этом случае его попытки наладить отношения с окружающими людьми, только усугубляют положение. Данная проблема, как никогда актуальна в нашей современной жизни. Отверженным может оказаться любой – взрослый и ребёнок. Чтобы не стать жертвой конфликта с обществом, прежде всего, необходимо знать, что представляет собой это явление и чем оно вызвано.
Человек отверженный обществом
В коллективах, чтобы сделать человека изгоем, применяются разные способы. В школах, для этого используют насмешки, оскорбительные высказывания и физические издевательства. В обществе взрослых людей, практикуются более культурные формы воздействия, например в виде игнорирования. В таких случаях, открытого пренебрежения нет, но у одного из членов коллектива возникает неприятное чувство, что все отвернулись и не замечают его.
Обычно в изгоя превращается человек, в котором окружающие видят неприемлемые лично для себя черты характера: неуверенность, замкнутость или вульгарность в общении. Причиной отвержения, могут оказаться формы поведения или личные качества, которые по разным причинам не приветствуются в данном обществе. Например, лидер в коллективе может не любить такие черты характера в людях, как суетливость, излишнюю медлительность или инициативность.
Если коллектив подражает своему лидеру и поддерживает его предпочтения, то работник, обладающий подобными качествами, станет изгоем и получит множество неприятных моментов во взаимоотношениях с коллегами по работе. Члены общества, где царит амбициозная атмосфера, определяют для себя и других высокие цели в достижении успеха в карьере, и реализация этих целей является для них предметом гордости.
У человека, не обладающего таким качеством, при попадании в подобное общество есть большая вероятность стать изгоем, так как коллеги не будут относиться к нему с должным уважением, видя в нём качества, которые не желали бы иметь у себя: отсутствие стремления добиться успеха в жизни.
Отсюда видно, изгоями становятся именно в отношении к определенному обществу или коллективу. При попадании того же человека, в другой коллектив, где качества присущие ему не отвергаются, он будет чувствовать себя комфортно. А в детском обществе изгоем может стать ребёнок, родители которого излишне опекают и контролируют его.
Причина, по которой отвергают члена общества, может скрываться в особенностях его характера и принадлежности к определённым слоям населения, например: с низким уровнем достатка или, напротив – с высоким. В таких случаях, следует определить: какие качества человека ценятся в коллективе, а какие отвергаются. Если качества отвергаемого человека, не соответствуют ценностям коллектива, нужно принять ценности и правила общества и следовать им. В противном случае придется покинуть данный коллектив.
Человек, отвергающий окружающих
Некоторые люди, могут стать изгоями в любом обществе. Здесь надо разобраться, какие качества присущие человеку, делают его изгоем.
1. Изгой может не желать принимать ценности исповедуемые коллективом, проявлять неуважение к ним в виде высказываний и вызывающих поступков, что может послужить причиной его отчуждения от общества.
2. Каждый человек в структуре общества, отвечает за выполнение определённых функций для блага всего коллектива. Изгой, отказываясь от их выполнения, сосредоточившись только на собственной выгоде, противопоставляет себя обществу и провоцирует весь коллектив на конфликт. Если человек сам отвергает общество, то, как можно его принять?
3. Иногда, человек не умеет выстраивать отношения с коллективом, в силу особенностей своего характера и психологических качеств. Это видно по отсутствию реакции на сигналы посылаемые коллективом, не умении выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми и замыкании в себе. При таких обстоятельствах велика вероятность, что человек станет изгоем, но в этом случае, отчуждение будет выражаться в более мягкой форме, в отличие от первых двух пунктов.
Чтобы оказаться изгоем при обычных обстоятельствах, не обязательно присутствие всего набора факторов, приводящих к бойкоту коллектива в отношении человека – достаточно одного или двух. Чтобы не стать жертвой конфликта с коллективом, нужно знать и понимать проблемы, которые приводят к неприятностям подобного рода. И если между человеком и обществом образовалось опасное напряжение, необходимо выявить его причины и найти способ выхода из сложившейся ситуации в самом начале её развития.
Светлана,
Аргумент 3
Социум очень часто проявляет черную неблагодарность к действительно талантливым людям, двигателям прогресса, живущим во имя будущего. Романтический герой Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» берет на себя ответственность вывести из леса заплутавших, испуганных людей. Когда ему перестают верить, он вырывает из груди сердце в доказательство своей избранности. Данко отдает всю энергию людям, ощущая свое одиночество, неприятие его яркой, жертвенной личности обществом. Сердце Данко, осветившее людям выход из леса, теперь растоптано и не нужно.
Заключение
Итак, общество рушит судьбы талантливых людей, так как не может понять, оценить, принять или признать закостенелым сознанием их новаторство и принять свою серость и ординарность. Ведь именно гениальные люди ставят под угрозу те иллюзии, принципы, по которым живет общество. Реакция социума является в какой-то степени логичной, ведь каждый из нас хочет гарантии стабильности. Советский актер Борис Андреев однажды сказал: «Талант мужает через сопротивление и гибнет через насилие». Сопротивление общества подвигает талантливых людей на необычные поступки. Поэтому такие конфликты неизбежны.
Вариант 1
Во все времена существуют свои общественные порядки и те, кто с этими порядками не согласен. Противостоять обществу способна только сильная личность, которая может выдержать давление извне. Эта борьба сложная и болезненная, однако, только она способствует развитию, появлению новых идей и искоренению ложных идеалов. Для противостояния недостаточно одного лишь желания, нужно быть готовым пожертвовать всем ради воплощения своих идеалов в жизнь.
Нередко герои художественных произведений бросают вызов обществу, противопоставляя себя всему миру. К их числу относится главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий. Этот персонаж привлекает внимание своей открытой борьбой с обществом, в его образе есть много схожего с революционерами: любовь к родной земле, непримиримость с порядками крепостного права, желание заниматься нужным делом, а не прислуживать конкретным лицам, чувство собственного достоинства и просвещённость.
Чацкий не желал мириться с несправедливым общественным устройством, поэтому, вернувшись домой после обучения заграницей, сразу же вступил в открытый конфликт с людьми, которые являлись представителями «фамусовского» общества. У этого окружения в приоритете только чины и богатство, такие понятия как ум, честность и благородство полностью обесценились у московского дворянства. В обличительных речах Чацкого, прежде всего, поднимается проблема крепостного права и унизительного отношения господ к своим крестьянам. Главный герой – истинный патриот, мечтающий принести пользу Отечеству, поэтому верит в светлое будущее своего народа.
А.С. Грибоедов стал создателем первой реалистической комедии, в которой обличались пороки современного ему общества. Реализм заключается в том, что победа осталась за «фамусовским» обществом, а Чацкий вынужден покинуть Москву, потому что не в силах согласиться с устоявшимися порядками.
Другим человеком, бросившим вызов обществу, является Гай Монтег, главный герой романа-антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Его мир сошёл с ума, люди стали избавляться от книг, как от ненужного хлама, засоряющего человеческий разум. В этом обществе ценится лишь телевидение, всё остальное считается опасным. Гай сам трудится ради общественного блага, он пожарный, но не в привычном понимании этой профессии. В его мире пожарные сжигают книги, которые горят при температуре 451 градус по Фаренгейту. После произошедшего озарения, главный герой начинает прятать найденные книги, перепечатывая их и сохраняя в памяти самые важные строки. Его не страшит разоблачение и наказание, познав истину, Гай не может больше мириться с прежним общественным устройством, поэтому продолжает выполнять свою просветительскую миссию. Все действия бывшего пожарного – это вызов разрушительной системе, превращающей людей в бесчувственных обывателей.
Исходя из приведённых примеров, можно прийти к выводу, что одному человеку не под силу изменить целый мир, но он в состоянии остаться верным себе и не прогнуться под давлением общества. Я считаю, что подобное качество достойно восхищения.