Возможные причины
Пример внешней причины развития внутриличностного конфликта — человек хочет иметь свободу действий, но ограничен решеткой тюремной камеры
Рассматривая то, какие факторы могут влиять на возникновение внутриличностного конфликта, выделяют внешние и внутренние причины.
Внутренние факторы коренятся в противоречивости внутренних мотивов и потребностей. Чем сложнее структура внутреннего мира личности, тем больше она подвержена к самоанализу и внутреннему конфликту. К внутренним факторам относят:
- противоречивость между социальной нормой и потребностью;
- противоречия интересов, мотивов и потребностей;
- противоречивость социальных ролей;
- противоречивость социальных норм и ценностей.
Для того, чтобы внутренние факторы влияли на развитие внутриличностного конфликта, они должны иметь глубокий смысл для конкретного индивида, иначе человек просто не придаст им значения. Кроме того, важно, чтобы данные противоречия были приблизительно равными по силе своего воздействия. В другой же ситуации человек просто выберет то, что лучше для него, конфликт не возникнет.
Внешние факторы развития внутриличностного конфликта обусловлены положением отдельно взятого индивида в группе людей, его положением в организации, местом в обществе.
Если причины обусловлены положением конкретной личности в группе, то факторами, провоцирующими возникновение конфликта, являются:
- физические преграды, которые препятствуют удовлетворению основных потребностей;
- биологическое ограничение – люди, имеющие физические недостатки или умственно отсталые индивиды имеют препятствия в самом организме;
- отсутствие объекта, который необходим для того, чтобы удовлетворить потребности;
- социальные условия.
При положении личности на уровне организации могут встречаться такие противоречия:
- между ответственностью и нехваткой прав, для того, чтобы ее реализовать;
- между плохими условиями труда, качеством выполнения задания или жестким ограничением по срокам;
- между критичной задачей и плохо прописанными средствами ее выполнения;
- между стремлением к самоутверждению, карьере, творчеству и возможностями по реализации этого, например, люди стремятся добиться роста в карьерной лестнице, но не могут это сделать по вине отсутствия необходимых условий, из-за чего развивается внутриличностный конфликт;
- противоречивость между нравственными нормами и стремлением к прибыли, например, человек работает на производстве, которое занимается выпуском недоброкачественной продукции;
- между взаимоисключающими заданиями и требованиями, например, необходимость в повышении качества продукции при том, что оборудование остается прежним;
- несовместимость социальных ролей, например, к статусу друга предъявляются одни нормы поведения и требования, а к статусу руководителя – другие;
- между традициями и личностными ценностями, например, работа в выходные, частые корпоративы.
Причины, которые обусловлены положением в обществе, связаны с противоречивостью, которая формируется на уровне социальной макросистемы.
Способы разрешения внутриличностных конфликтов.
Способы разрешения | Содержание действий |
Компромисс | Сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации |
Уход | Уход от решения проблемы |
Переориентация | Изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему. |
Сублимация | Перевод психической энергии в другие сферы деятельности – занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п. |
Идеализация | Предавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности |
Вытеснение | Подавление чувств, устремлений, желаний |
Коррекция | Изменение Я-концепции в направлении достижения адекватного представления о себе. |
Регрессия | обращение к примитивным уровням поведения, мышления, возвращение к детскому состоянию; |
Проекция | неосознанное отождествление, перенесение собственных ощущений, влечений, мыслей на других; |
Рационализация | легализация и рациональное объяснение своих чувств, поступков, мыслей с помощью оправдания, даже если они изначально иррациональны; |
Реактивное образование | изменение неприемлемых для сознания поступков, мотивов, тенденций на более приемлемые для индивида |
Фиксация поведения | стремление сохранить апробированные модели поведения, мышления, стереотипы восприятия |
Взгляды:
З. Фрейд (1856-1939).
Согласно З. Ф., человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос
(сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и
танатос
(инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по З. Ф., проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.
Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена З. Ф. в его взглядах на структуру личности. По Фрейду внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id), «Я» (Ego) и Сверх-Я (Super-ego).
Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и реакциях.
«Я» – это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, то есть требованиями принципа реальности.
Сверх-Я – это «цензурная инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.
Основные внутренние противоречия личности складываются между Оно и Сверх-Я, которые регулирует и разрешает «Я». Если «Я» не смогло разрешить противоречие между Оно и Сверх-Я, то в осознающей инстанции возникают глубокие переживания, характеризующие внутриличностный конфликт.
Фрейд в своей теории не только раскрывает причины внутриличностных конфликтов, но и вскрывает механизмы защиты от них. Основным механизмом такой защиты он считает сублимацию
, то есть преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности, в том числе и в его творчество. Кроме того, Фрейд выделяет и такие защитные механизмы, как
проекция, рационализация, вытеснение, регрессия и др.
Внутриличностный конфликт, по К. Хорни, проявляется в отношениях:
· Любви, привязанности и расположения человека (как к другим людям, так и с их стороны);
· Связанных с оценкой «Я»;
· Связанных с самоутверждением;
· Связанных с агрессией;
· Связанных с сексуальностью.
К. Хорни выделяет три основные модели поведения как результат разрешения внутриличностного конфликта:
· Стремление к людям – через сопричастность к другим, к обществу личность пытается обезопасить себя;
· Стремление от людей – выражается в желании уйти от людей, от общения с ними, удалиться от общества, при этом создается собственный иллюзорный мир;
· Стремление против людей – обретение установки на разрушение мира, борьбу против него.
Моделями поведения, выделенным К. Хорни, соответствуют типы конфликтных личностей:
· Устойчивый;
· Устраненный;
· Деструктивный.
К. Хорни рассматривала внутриличностный конфликт как результат влияния на личность различных социальных факторов. Особое внимание она уделяет проблеме удовлетворения потребностей личности, а также тенденции всевозрастающего разрыва между стимулированием потребностями их реального удовлетворения.
Анализируя некоторые особенности внутриличностных конфликтов у женщин, К. Хорни отмечала, что поскольку женщины в осуществлении жизненных целей стремятся поступать подобно мужчинам, в этом чужом измерении они зачастую бывают несостоятельными. Психология женщины зависит от ее ранних детских воспоминаний, отношения родителей к ней как к девочке, выполнения роли и функций жены, матери, положения в обществе, закрепленного в культуре и проявляющегося во внутриличностных конфликтах уже взрослой женщины.
Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870-1937).
Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности.
Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т.п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.
Адлер объясняет не только механизмы формирования внутриличностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-первых – это – развитие «социального чувства»,
социального интереса. Развитое «социальное чувство» в конечном итоге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и т. п. Но у человека может сформироваться и так называемое «неразвитое социальное чувство», которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т. п. Во-первых,
стимуляция собственных способностей
, достижение превосходства над другим.Компенсация комплекса неполноценности посредством стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления: а)
адекватная компенсация,
когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т.п.); б)
сверхкомпенсация,
когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т. п.); в)
мнимая компенсация
, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.
Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга (1875-1961).
К. Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 году книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и практической психологии. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции.
Каждая из функций психики, по К. Юнгу, может проявляться в двух направлениях –
экстраверсия и интроверсия.
Исходя из всего этого он выделяет восемь типов личности, так называемые психотипы: мыслитель-экстраверт; мыслитель-интроверт; ощущающий – экстраверт; ощущающий — интроверт; эмоциональный — экстраверт; интуитивный – экстраверт; интуитивный – интроверт.
Главным в типологии Юнга является направленность – экстраверсия или интроверсия. Именно она определяет личностную установку, которая в конечном итоге и проявляется во внутриличностном конфликте.
Так, экстраверт
изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним.
Интроверт
же изначально погружен в себя. Для него самое главное – мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. Очевидно, экстраверт подвержен внутриличностным конфликтам более, чем интроверт.
Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900-1980).
В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона (1902-1994).
Суть теории Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания.
Стадии психосоциального развития личности по Э. Эриксону:
Стадия | Возраст | Содержание кризиса | Позитивное разрешение |
0 — 1 год новорожденный | Доверие – недоверие | Доверие | |
1-3 года раннее детство | Автономия – стыд, сомнение | Автономия | |
3-6 лет «возраст игры» | Инициатива – чувство вины | Инициатива | |
6-12 лет младший школьный возраст | Трудолюбие – чувство неполноценности | Трудолюбие | |
12-19 лет средний и старший школьный возраст | Я-идентичность – смешение ролей | Идентичность | |
20-25 лет ранняя зрелость | Близость – изоляция | Близость | |
26-64 года средняя зрелость | Порождение, творчество – застой | Творчество | |
65 лет – смерть поздняя зрелость | Интеграция – отчаяние | Интеграция, мудрость |
Мотивационные конфликты по Курту Левину (1890-1947).
Большую практическую ценность для выявления внутриличностных конфликтов и определения путей их разрешения представляет классификация внутренних конфликтов по Курту Левину:
Тип конфликта | Причина | Модель разрешения |
Эквивалентный (приближение –приближение) | Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов | Компромисс |
Витальный (избегание – избегание) | Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами | Компромисс |
Амбивалентный (приближение – избегание) | Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны | Примирение |
К. Левин предложил классификацию внутриличностных конфликтов по типам:
I тип – эквивалентный
(приближение – приближение). Конфликт возникает тогда, когда субъект должен выполнить два и более важных для него дела. Обычная модель разрешения конфликта – компромисс, частичное замещение.
II тип – витальный
(избегание – избегание). Субъект вынужден принимать решения, в равной мере для него непривлекательные, например, уволиться с работы, начать поиск новой работы либо продолжать выполнять неинтересную и малооплачиваемую работу.
III тип – амбивалентный (
приближение – удаление). Конфликт возникает тогда, когда одни и те же действия, результат одновременно привлекают и отталкивают, например признание высокого профессионализма человека и отрицательное отношение к его личностным качествам. Разрешение подобного внутриличностного конфликта возможно только на основе компромисса.
IV тип — фрустрирующий
(приближение – избегание). Конфликт возникает тогда, когда желаемый результат и действия направленные на его достижение, не одобряются обществом, его нормами и правилами. Внутриличностный конфликт подобного типа может разрешаться разными способами – агрессией, замещением, переориентацией, компромиссом, уходом от решения.
Примеры конфликтов внутри личности
Пример внутриличностного конфликта — желание домохозяйки приобрести стиральную машинку, когда нет никаких денег на ее покупку
- Человек хочет сходить в кино, но в это время нужно готовиться к экзаменам.
- Необходимо погулять с ребенком, но в то же время горят сроки на производстве, поэтому нужно задержаться на работе.
- Мужчина, который находится на войне, вынужден убивать противников, в то же время нужно соблюдать заповедь «не убий».
- Арестант, который хочет путешествовать, но не может свободно передвигаться, из-за того, что находится в камере.
- Маленький доход не позволяет домохозяйке приобрести стиральную машинку, которая так необходима.
- Когда дома закончилось кофе, а магазины закрыты на праздники.
- Человеку дали новую должность, обязали большим количеством функций, но при этом его права остались прежними.
- Когда нужно экстренно выполнить задание на производстве, а необходимая техника постоянно ломается.
- Когда начальник требует что-то сделать, при этом его не волнуют средства и способы. Нужно выполнить любой ценой.
Формирование ролевого конфликта
Межличностный конфликт — что это в психологии
Для современного общества стало характерным, что человеку приходится выполнять множество социальных ролей, зачастую с противоречивыми требованиями и ожиданиями. Однако не всегда характер и способности личности являются соответствующими выбранной роли.
Полезно выбирать роли по своему темпераменту, способностям, характеру, или, наоборот, адаптироваться самому к ним. Например, выбирать профессию, группу общения под стать себе – музыкантом без музыкальных способностей стать сложно.
Или каждому хотя бы раз приходилось адаптироваться к новой позиции, например, идти в армию, становиться студентом, молодым мужем, начинать деятельность. Некоторые процессы идут одновременно, но с разной скоростью и интенсивностью, что может порождать конфликт.
Последствия
Невроз — возможное последствие внутриличностного конфликта
Если внутриличностный конфликт не решить вовремя, то со временем он будет накапливаться и приводить к серьезным последствиям. Самые сильные из них — это стресс, невроз и фрустрация.
- Стресс — это состояние, которое возникает ответной реакцией на эмоциональное воздействие. Он способен проявляться, как на психологическом, физиологическом, так и на поведенческом уровне. Сам стресс достаточно часто стимулирует развитие конфликта или порождает новые, так как, пытаясь от него избавиться, человек начинает срываться на ближних, выплескивать свой гнев.
- Невроз является нервно — психическим расстройством, которое имеет психогенную природу. Невозможность разрешения внутреннего конфликта сопровождается появлением тягостных и болезненных переживаний, неудачей, недостижимостью целей, не дают удовлетворение потребностей, потеря смысла жизни. В такой ситуации речь идет о перерастании из внутриличностного в невротический конфликт.
- Фрустрация — состояние человека, которое вызывается объективными или субъективными трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Может рассматриваться, как одна из форм психологического стресса.
Со временем внутриличностный конфликт приведет к развитию деструктивных показателей, которые станут тупиком в личностном развитии. Первыми признаками появления этого состояния являются:
- неорганизованность человека, как в физическом, так и в психическом плане;
- постоянное состояние стресса, тревожности, повышенная мнительность, зависимость от мнения других людей;
- активное участие и эффективность в любом виде деятельности заметно снижена;
- отсутствует возможность полноценно выполнять свои личные и общественные функции;
- у человека могут возникнуть полярные действия, или покорность, или агрессивност, появится уверенность в том, что он никчемен, неполноценен, возникнет неуверенность в своих силах.
Непродуктивность, как последствие внутреннего конфликта, может переходить на отношения в социуме:
- возникает желание обособиться от других членов группы, не воспринимается критика;
- обвинение других в своих ошибках и промахах или усиленная самокритика;
- неадекватная реакция на поведение людей, также такой человек может сам проявлять ненормальное поведение, вести себя демонстративно, особенно это характеризует подростковый возраст. Личность может соблюдать нормы общения, но при этом будет отсутствовать внутренняя уравновешенность.
Также можно рассмотреть и положительные последствия от конфликтов внутри личности:
- психическое состояние становится устойчивее к внутренним и внешним воздействиям;
- человек, который со временем сможет разобраться с внутренним миром, сможет выйти из внутреннего конфликта, получает возможность проще справляться с новыми конфликтами, приближается к достижению идеального я;
- конструктивное влияние в конфликтной ситуации состоит из самосовершенствования, саморазвития и самоутверждения;
- проводя борьбу с внутренними противоречиями, может закаляться воля, характер человека. Люди, которые смогли преодолеть внутренние препятствия, лучше мобилизует свои личностные ресурсы, познают самих себя.
Виды внутриличностной конфликтности
Теперь я приведу еще несколько разновидностей психологического недомогания, которые различаются в зависимости от места возникновения. Однако общие черты всех этих типов схожи между собой.
Нравственный
Это самый распространенный вид противоречий, который развивается из-за моральных установок и желанием их нарушить. Например, сидящий в вагоне метро мужчина понимает, что должен уступить свое место пожилому человеку, но он настолько устал на работе, что не может перебороть усталость и подняться. Всю поездку его мучает конфронтация: разум твердит о его эгоистичном поведении, а усталость не позволяет поступить правильно.
Сексуальный
Он формируется в основном у людей, склонных к стеснениям и стыду. Например: мужчине хочется разнообразить интимную жизнь с супругой, но он на это не решается, так как боится негативной реакции и быть в глазах жены извращенцем. Он стыдится сказать половинке о его желаниях из-за стеснительности. Из-за этого появляется когнитивный диссонанс, который ведет за собой удовлетворение сексуальной потребности на стороне, а затем развод.
Религиозный
Вера — это мощнейший инструмент, которые помогает отличать зло от добра и совершать недобросовестные поступки. Но всем заветам сложно следовать, даже люди, у которых сформировались сильные религиозные установки, часто сталкиваются с искушениями, соблазнами, провоцируя их противостояние с моралью.
Например, верующий подросток испытывает страстную симпатию к девушке, у него начинают вырабатываться гормоны, это толкает его на романтические поступки, страсть. Однако он осознает, что эти действия приведут к греху и противоречат его убеждениям и правилам.
Политический
Внутренняя конфликтность — это психическое расстройство, которое возникает и у людей, которые борются за территорию, за отстаивание народных интересов. Такие личности испытывают постоянный страх, ведь им приходится рисковать своей жизнью, чтобы отстоять свои убеждения.
Любовный
Постоянное противостояние разума и сердца свойственно влюбленным. У них формируется привычка постоянно проводить время вместе, которая не позволяет им порвать отношения. Каждый партнер переживает расставания по-своему, одни становятся инициаторами разрыва, другие — осознают его неизбежность. Но даже полное осознание происходящего толкает человека на различные глупые поступки: алкоголь, преследования, звонки, выяснение причин.
Когнитивный диссонанс из-за самооценки
Часто люди испытывают неуверенность в себе из-за определенных комплексов и недостатков. Например: лишний вес, чрезмерная худоба, родимые пятна. Часто из-за низкой самооценки личность пытается изменить себя, и не всегда это получается. Она не может смириться со своими недостатками и полюбить себя, это порождает противоречия. Опустошенность возникает также и от неудачной стрижки, лишнего веса после беременности, перенесенной аварии, при которой пострадала внешность.
Социальный
Он происходить из-за отношения с одним определенным человеком или с конкретной группой людей. В большинстве случаев с таким конфликтом сталкиваются подростки, которые становятся изгоями в классе. Каждый день им приходится бороться с осуждением. Часто это порождает внутренние комплексы, ребенок начинает сомневаться в себе и своих силах, испытывает одиночество.
Экзистенциальный
Это наиболее сложная и тяжелая форма конфликтности. Она в основном появляется у максималистов. Люди этой категории не могут понять свое предназначение. Они постоянно сомневаются в актуальности своей жизни. Также конфронтация формируется, если индивид теряет смысл существования и способность самовыражаться.
Такое состояние нередко проявляется у подростков в переходном возрасте, а также у человека, который переживает кризис в 30 лет. Это расстройство сопровождается резкими переменами: работы, стиля, имиджа, разводом, изменами.