Общение с новорожденным: важность вербальных и тактильных контактов для малыша

Ребенок – такой же человек, а потому общаться с ним очень важно для родителей. Беседы стоит начинать с ребенком еще с момента нахождения его в материнской утробе. Это позволяет установить с малышом тесный контакт. Ребенок узнает мать по ее голосу. Он четко чувствует ее состояние. У родительниц нередко возникает вопрос: как следует разговаривать с новорожденным? Важно понимать, что грудной малыш тоже нуждается в вербальной взаимосвязи.

О чем говорить с грудным ребенком? Это не столь важно. Если вы совершаете некоторое действие, то ребенок уже все это видит, у него это оседает в памяти. Постарайтесь рассказать ему, что именно вы делаете. Возможно, ребенок не все поймет, да и вообще сразу разъяснить малышу все действия невозможно. Очень часто у родителей возникает вопрос: стоит ли сюсюкаться с ребенком? Этот вопрос мы раскроем далее.

Важность бесед с малышом

Разговаривать с ребенком можно столько, сколько вам захочется. Ему всегда будет полезно послушать разные сказки или песни. Причем рассказывать все это может как мама, так и папа, различные друзья, родственники, знакомые и т.д. Имеются исследования врачей о том, что ребенок, которому читали разные сказки, в итоге становится более здоровым, у него лучше иммунитет.

Преимущества постоянного общения с малышом:

  • Ребенок учится слышать голос близкого человека. В итоге он меньше капризничает.
  • Дети постоянно познают что-то новое, их лексикон расширяется.
  • Ребенок начинает запоминать слова, у него формируется и развивается память.
  • Проблемы с произношением проявляются гораздо реже.
  • Ребенок ощущает эмоциональное состояние матери, а потом сам тоже успокаивается.

Важно всегда общаться с малышом. Если ребенок во время отсутствия родителей в комнате будет беспокоиться, можно просто откликнуться на его призывы, поговорить с ним.

Технология «Развивающее общение» консультация на тему

Технологии «Развивающее общение» принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп.

Конфликты – неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы научаемся разрешать их в детстве, обуславливает стратегии нашего поведения и во взрослой жизни. Либо мы стремимся избегать трудностей, искать более лёгкие, обходные пути, молчать и сдерживать свою ярость, либо мы встречаемся с проблемой лицом к лицу, ищем разумный выход, повышаем свою самооценку и завоевываем уважение в коллективе. Это примеры двух противоположных стратегий – избегания и компромисса. Существуют и другие: например, соперничество, приспособление или сотрудничество.

Но лишь одна из них, а именно – поиск компромисса, является наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте.

Есть ли смысл обучать детей дошкольного возраста самостоятельному решению конфликтов или же на этом этапе развития достаточно вмешательства воспитателя или родителей?

Следующие факты говорят в пользу обучения.

Во – первых, самостоятельное решение конфликтов детьми значительно разгружает взрослого, которому в этом случае не требуется исполнять роль судьи, а достаточно занимать более комфортную позицию помощника.

Во – вторых, когда дети осваивают технологию решения конфликтов, ответственность за происходящее и случившееся ложится на самих детей, что в свою очередь ведёт к большей самостоятельности каждого отдельного ребёнка, а значит, к развитию саморегуляции поведения.

В – третьих, новые навыки конструктивного поведения понижают степень конфликтности группы в целом.

В – четвёртых, обучение данному навыку повышает самооценку детей, что позволяет им чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и в жизни, а значит, уровень эмоциональной защищенности ребёнка растёт.

Замечательные психологи А.Фабер и Э. Мазлиш в своей книге « Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» предлогают следующее решение конфликта.

Шаг 1

Опишите то, что вы видите. Или попросите самих детей рассказать, что происходит между ними. Например: «Я вижу двух мальчиков, которые не могут поделить мяч».

Шаг 2

Опишите чувства, которые, по вашему мнению, испытывает ребёнок.

Не бойтесь ошибиться, дети легко вас поправят, если вы назовёте что – то не точно.

Шаг 3

Примите чувства ребёнка,посочувствуйте одному и « помычите» другому.

Можно сказать: « Да, я хорошо тебя понимаю! Это очень неприятно, когда ты играешь, и вдруг у тебя отбирают игрушку…»

Шаг 4

Попросите детей озвучить свои позиции друг другу.

Например, предложите сказать одному из них: « Артём, мне не нравится, что ты отбираешь у меня мяч, когда я с ним играю». Повторите высказывания детей и уточните, услышали ли стороны друг друга. На этом этапе важно не предлагать своё решение.

Шаг 5

Если этого оказалось недостаточно и дети не могут договориться сами,

Напомните правила существующие в группе, в детском саду или обществе целом.

Например: « А вы знаете, ребята, что в детском саду у нас есть правило не обижать друг друга, не бросать друг в друга вещи, игрушки, снег, песок, не вырывать игрушки из рук, а спрашивать разрешения?»

Шаг 6

Оставьте детей одних, дав им задание обсудить проблему друг с другом и вместе найти решение, которое устроит обоих.

Ключевые слова – «вместе» и «устроит обоих». Можно добавить, что кода ребята найдут такое решение, они могут подойти к вам и рассказать, что у них получилось; в этом им поможет « коврик мира».

Безусловно, обращение к «правилам жизни в группе», к помощи « коврика мира» возможно лишь при успешном внедрении технологии « Развивающее общение» в жизнь детей ещё в начале учебного года в каждой возрастной группе.

Как ввести « правила жизни в группе?»

  1. Если в группе произошла какая – либо ситуация, связанная с нарушением правил, то сразу или спустя некоторое время, но не позже, чем через день после нарушения, следует обсудить случившееся. Спросить, что другие дети, не участвовавшие в нарушении, думают об этом, хотели бы они попасть в такую ситуацию.
  2. Обратить внимание инициатора нарушния на реакцию и чувства других детей.
  3. Предложить детям ввести правило и сделать его правилом недели, то есть время от времени напоминать о нём детям. Повесить на видное место, например, в уголок под названием «Правила нашей группы».

Вводить следует не более одного правила в неделю и не больше восьми правил в год ( пяти правил в младших группах )

  1. Спросить детей: « Ребята, а что же нам делать в следующий раз, если кто-то нарушит наше правило? Ответы демонстративно записать, обсудить, отказаться от заведомо неприемлемых вариантов и оставить конструктивные решения. Внести своё предложение, например, установить «кресло размышления» , на котором ребёнок, нарушивший правило, должен сидеть в течении трёх минут ( для малышей ) и пяти минут ( для детей старше ). Придумать как можно больше вариантов того, что ему поможет это правило не нарушать. Время засекается при помощи песочных часов в пределах видимости воспитателя и ребёнка. По истечении времени воспитатель просит подойти и обсудить с ним то, что ребёнок для себя решил.

Главное при овладении овладении технологией «Развивающее общение» — соблюдать следующие принципы:

  • Принимать все чувства ребёнка.
  • Прояснять эти чувства для осознания их ребёнком.
  • Не принимать отдельные действия ребёнка, ведущие к нарушению эмоционального и физического благополучия детей и взрослых ( например: « Я не могу позволить тебе так поступать, потому что у нас есть правило…»)
  • Говорить ребёнку о своих чувствах, использую « Я- сообщение»
  • Вводить правила жизни в группе, разработанные совместно с детьми. Постоянно в безличной форме к ним обращаться при решении конфликтных ситуаций. Например: « У нас есть правило: кто первый взял игрушку, тот в неё играет, сколько захочет.
  • Хвалить ребёнка за сделанную работу через её описание:

« Домик получился красивый», «Какой порядок в кукольном домике!»

  • Не давать ребёнку готовых рецептов, а говорить: « А как ты думаешь?…»
  • Постоянно поддерживать позитивную инициативу ребёнка.
  • Стараться в любом режимном моменте предоставитьребёнку возможность выбора.

Особенности вербального контакта с ребенком

Ребенок с момента появления на свет пока еще ничего не знает, а потому нужно ему все показать и разъяснить. Как вести разговоры с малышом? Все просто. Нужно постоянно общаться с ним, когда он бодрствует. Можно делиться с новорожденным своими рассуждениями и выводами, радоваться совместно с ним. Даже если малыш капризничает, вы должны быть спокойны. В итоге ребенок быстро успокоится и сам. Иначе вы напугаете его, и в итоге ребенок будет кричать еще громче.

Все разговоры с малышом нужно проводить в спокойном ключе. Малыш до года уже понимает интонацию речей. Он умеет анализировать ситуацию, а потому он сможет быстрее понять, что означает слово «нет».

Если вы перенапряжены, лучше отказаться от общения с малышом. Вам потребуется переждать, вернуться в спокойное состояние. В присутствии ребенка не стоит ругаться с другими людьми. Это может причинить его психике непоправимый ущерб. Поведенческие модели закладываются в ребенка еще с грудного возраста.

Кричать на малыша ни в коем случае не стоит. Это не принесет никаких плодов. Каждый день перед тем, как ложиться спать, приучите себя читать ребенку сказки или стихи. Можно также спеть для малыша колыбельную. Необходимо часто общаться с ребенком. Это поможет малышу быстрее настроиться на сон. От сна зависит и здоровье малыша. Родители смогут лучше высыпаться и испытывать меньше стрессов.

Диалог с ребенком следует вести на равных. Говорите малышу о том, что он вам важен, что вы любите его, что он для вас самый дорогой человек. Если ребенок добился каких-то результатов в обучении, всегда хвалите его. Не стоит говорить малышу о том, что он неумелый, иначе у ребенка могут появиться первые обиды. В будущем они только помешают ему стремиться к своим мечтам и достижениям.

Как находить с ребенком общий язык: особенности общения родителей с детьми

В общении с детьми необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Позитив. Без критики не обойтись. Но стоит научиться делать это без перехода на личности и сравнений с другими детьми. Критикуем поступок, а не человека. Подбираем слова, чтобы доносить информацию в позитивном ключе.
  • Создаем ситуацию выбора. Это настолько просто, что даже странно видеть повсеместно ультимативные заявления взрослых. Достаточно предложить несколько вариантов, удобных для всех, чтобы конфликт разрядился. Иногда это можно делать в паре «удобный и неудобный» вариант, тогда выбор будет всегда в пользу удобного.
  • Ценим дела ребенка. Бесконечные игры, болтовня по телефону, зависание в социальных сетях – по-настоящему важны детям. Не стоит обесценивать их увлечения! Необходимо искать компромиссы или находить альтернативы. Если речь идет о компьютерной зависимости, то интересный вариант решения проблемы уже обсуждался. Но в целом, помним, что личное пространство должно быть у каждого, и нужно уметь ценить это. Хочется отвлечь ребенка от его дел – попросите!
  • Правила важны не всегда. Взрослые привыкли жить по правилам. Хоть в реальности, хоть в настольных играх. Игровое общение с ребенком подразумевает мобильность. Используйте креатив, инициативу или хотя бы не отторгайте идеи малыша. Пусть в играх меняются правила – появляются новые сюжеты, персонажи, действия: интересно, и отлично объединяет играющих. Если правила не понравятся, то всегда можно вернуться к каноническим инструкциям.
  • Помощь полезна не всегда. Нельзя все делать за ребенка. У него должны быть свои ошибки, свой опыт. Иначе самостоятельности не добиться никогда… Но можно слегка корректировать реальность. Если, например, медлительность – причина постоянных опозданий, стоит начать раньше вставать или планировать день с учетом особенностей малыша.
  • Включаем ребенка в дела семьи – советуемся и прислушиваемся. Мнение всех домашних обитателей одинаково важно. И то, что кто-то старше, не делает его центром локальной вселенной. С ребенком нужно и можно советоваться, искать удобные для всех решения, обсуждать проблемы. Конечно, не стоит вывалить на голову малыша все неурядицы и сложности, но дозировано и согласно возрасту – нужно и можно.
  • Переживаем и сопереживаем. Часто речь о проблемах малыша вызывает у взрослых негативную или агрессивную реакцию. Или же смех. И то, и другое недопустимо. Ребенок переживает и обесценивать его проблемы не стоит. Необходимо показать, что любые чувства малыша важны – выслушать, поддержать, проговорить ситуацию и найти выход. Это основа качественного общения ребенка с мамой, залог дружбы и понимания в семье.

  • Гипотетические ситуации как ключ решения проблем. Придуманные ситуации, а также обсуждение сюжетов книг или фильмов – отличный способ общения. Так можно воспитывать эмоции, подталкивать к осознанию каких-то моментов, высказывать недовольство, искать решения. Важно сохранять «гипотетичность» ситуации до конца, особенно при наличии реальной проблемы, взятой за основу. Выводы ребенок сделает сам.
  • Юмор всегда и везде. Смех – залог хорошей атмосферы в доме. Умение слышать и понимать шутки, высмеивать ситуации и себя – пригодятся всегда. Не стоит использовать сарказм, идеи циничного и черного юмора – это обижает малышей и подходит только для взрослого общения.

Интересно почитать:

Осенняя хандра: как с ней бороться – советы
Почему современные дети не умеют ждать и не любят учиться, не переносят скуку и не играют сами
Ресурсное состояние человека: техники и упражнения — как войти в ресурс и сохранить его
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]