Как-то раз один наблюдатель сказал, что бейсболист в момент удара должен думать о своей технике, на что звезда бейсбола Йоджи Берра, ответил с характерной краткостью: «Как можно думать и бить одновременно?». Это говорит нам о том, что наше внимание ограничено.
Внимание может одновременно быть сфокусировано только на одном
предмете, действии или мысли.
Куда мы обращаем своё внимание
Внимание – это то, что позволяет нам обрабатывать информацию об окружающем нас мире. Мы осознаем вещи только тогда, когда внимаем им, обращаем на них свое внимание. Внимание часто сравнивают с фонариком, который мы направляем на объекты для того, чтобы выделить их из бесконечного множества других предметов. После того как мы сфокусировали луч от фонарика на этом объекте, мы тут же начинаем осознавать и интерпретировать то, что предстало нашему взору.
Наши мотивы, ожидания и намерения также влияют на то, куда мы обращаем свое внимание.
Сигналы из внешнего мира, другие объекты, которые находятся в поле нашего восприятия, также могут управлять нашим вниманием. Например, громкий хлопок вынуждает нас повернуть голову вслед предполагаемому источнику звука, а мигающая картинка в углу экрана моментально приковывает наш взгляд. Этот вид внимания является спонтанным и он управляется внешними стимулами.
Мы можем сами управлять своим вниманием. Такой вид внимания называется произвольным и намеренным. Например, когда мы находимся на лекции, мы заставляем себя слушать речь лектора и смотреть на доску, где он пишет какие-то формулы. Или когда мы ищем какую-ту книжку в библиотеке, мы сознательно обращаем внимание на названия книг, написанных на корешках. Мы можем использовать произвольное внимание для фильтрации незначимой для нас информации. При этом мы фокусируемся на поиске конкретной формы, цвета или слова. Например, когда мы ищем в меню мясное блюдо, мы будем искать или картинку с изображением мяса или слова “курица”, “свинина” или “баранина”, при этом остальную информацию (цены, вес, ингредиенты) мы будем игнорировать.
Причины явления
Интернальный локус контроля развивается в результате воспитания, нацеленного на формирование самостоятельной личности, принимающей на себя ответственность за свои поступки. Такое воспитание, как правило, требует от родителей и педагогов настойчивости и мастерства, потому что гораздо легче заставить ребенка что-то сделать, вместо того, чтобы подтолкнуть его к принятию самостоятельного решения. Манера воспитывать своих детей склонными осознавать и применять собственную личную силу была характерна для дворянства. Для дворянского же воспитания имело большое значение понятие чести, неразрывно связанное со способностью отвечать за свои слова и поступки. В современном мире такое воспитание чаще получают дети предпринимателей, политиков, психологов, педагогов, а также всех тех, кто являются носителями подобных качеств, или понимают их важность для ребенка.
Проверьте своё внимание
Посмотрите небольшой ролик в котором две команды будут делать пасы мячом. Вам нужно посчитать сколько пасов было у команды в белой одежде.
Надеюсь вы справились с этим заданием, но заметили ли вы медведя, который танцевал лунную походку на заднем плане? Если нет, посмотрите ролик ещё раз.
А вот на картинке ниже человеку удаётся делать одновременно три дела: есть яблоко, читать что-то на экране компьютера и говорить по телефону. Как он это делает?
Человек есть яблоко, говорит по телефону и смотрит на монитор. Как он это делает?
Суть явления
«Локус контроля» в переводе на русский означает «место контроля». Он бывает интернальным (внутренним) и экстернальным (внешним), и показывает, кому или чему человек приписывает ответственность за происходящее с ним. Если человеку свойственно видеть причину происходящего с ним в его собственных поступках и личностных качествах, тогда говорят, что у него интернальный (внутренний) локус контроля. Если же есть склонность видеть решающую силу в других людях и внешних обстоятельствах, то говорят об экстернальном (внешнем) локусе контроля
Внимание и автоматизм
Несколько дел сразу можно делать только в том случае, если они доведены до автоматизма.
Автоматизм очень полезное свойство, но имеет ряд недостатков. Если в вашем автомобиле поменять местами педаль газа и педаль тормоза, предупредить вас об этом и вывести на переднюю панель специальный напоминающий индикатор, в критической ситуации все равно сработает рефлекс, и вы нажмете неправильную педаль.
Явление интерференции
Когда вы выполняете одновременно две задачи, ни одна из которых не является автоматичной, эффективность выполнения каждой из них снижается в результате конкуренции за область внимания.
Этот феномен психологи называют интерференцией.
Чем более предсказуемой, автоматичной и бессознательной становится задача, тем больше становится эффективность ее выполнения одновременно с другими задачами, и, тем менее, она конкурирует с ними.
Формирование привычки
Наверное, когда-нибудь в субботу утром вы нечаянно приезжали туда, где находится ваша работа, хотя собирались поехать в какое-то другое место. Сделали вы это по привычке, которая сформировалась через повторение определенной последовательности действий.
- Человек не может избежать формирования автоматических реакций.
- Эта невозможность не зависит от повторения: никаким количеством повторений нельзя научиться не формировать привычки при регулярном использовании того или иного интерфейса.
- Формирование привычек является неотъемлемой частью нашего ментального аппарата. Его невозможно остановить волевым действием.
Если возвратиться к примеру с субботним утром, то после того как вы сделали неверный поворот, вы могли внезапно осознать, что собирались ехать совершенно в другом направлении. Это осознание помещает текущую задачу управления автомобилем в локус вашего внимания и позволяет вам прервать автоматичную последовательность действий, которая направила вас к месту вашей работы.
Когда вы повторяете какую-то последовательность действий, единственный способ предотвратить формирование привычки – это удерживать то, что вы делаете, в локусе внимания. Это очень сложно. Как обычно говорят, наше внимание «гуляет».
- Любая последовательность действий, которую вы регулярно выполняете, становится, в конце концов, автоматичной.
- Набор действий, составляющих последовательность, становится как бы одним действием. Как только вы начнете выполнять некоторую последовательность, требующую не более 1 или 2 секунд времени, вы не сможете остановиться и проделаете все действия вплоть до завершения последовательности.
- Вы также не сможете прервать последовательность, выполнение которой занимает больше нескольких секунд, если она не стала локусом внимания.
Эффективный подход заключается в том, чтобы дать пользователю возможность отменить ошибочную команду, даже если после нее были совершены какие-то другие действия.
Мы должны создавать интерфейсы, которые, во-первых, целенаправленно опираются на человеческую способность формировать привычки и, во-вторых, развивают у пользователей такие привычки, которые позволяют упростить ход работы.
Следствия явления
В общем, наличие интернального локуса контроля свидетельствует о сформированной и зрелой личности, способной как на серьезные решения, так и на принятие ответственности за них. Интерналы более уверены в себе и менее тревожны, их деятельность результативнее. Интерналов больше любят и уважают за их ответственность и надежность, способность бороться и побеждать. Однако, чрезмерная уверенность в своих возможностях может порождать ряд негативных моментов. Во-первых, переоценка своих сил и своего влияния может привести к чувствительным поражениям со всеми их последствиями, в том числе и психологическими. Во-вторых, склонность винить себя во всех неудачах может вызвать неуместное чувство раскаяния, подавленность и депрессию. Нужно всегда придерживаться золотой середины и допускать возможность влияния удачи и внешних факторов на исход дела. Но золотая середина все же находится ближе к интернальному локусу контроля.
Практическое применение
Окно удаления файла. Пример автоматизма.
Так как ошибки случаются редко, вы обычно будете отвечать «Да» на любую команду, которая требует подтверждения. Из-за постоянного повторения ввод«Да» после команды удаления вскоре становится привычным действием и, вместо того чтобы остаться отдельной ментальной операцией, превращается в часть действия по удалению файлов. В результате вы, не останавливаясь и не проверяя собственное намерение, вводите«Да». Таким образом, запрос компьютерной системы, предназначенный служить в качестве меры безопасности, из-за привычки становится бесполезным и только усложняет обычный процесс удаления файлов.
Все дело в том, что любой запрос о подтверждении, требующий установленного ответа, вскоре становится бесполезным. Разработчики, которые используют такого рода подтверждения, и администраторы, которые думают, что запросы о подтверждении обеспечивают безопасность, на самом деле не учитывают силу свойства формирования привычек, присущего когнитивному бессознательному.
Стартовый экран в Windows 8.
Это другой пример, когда пользователи, которые выработали привычку работы с меню Пуск в предыдущих версиях системы, полностью потеряли свой навык в новой ОС. Разработчикам даже пришлось вернуть эту кнопку обратно.
Ниже более позитивный пример из MacOS, когда меню выглядит стандартизированно для разных программ.
Пример меню программ Safari и Keynote из MacOS
У меня ушло около недели на то, чтобы освоить операционную систему MacOS после Windows, но когда я узнал основные приемы работы и понял их стандарты, я стал работать в разы быстрее чем на Windows.
А вы учитываете на вашем сайте, что внимание пользователей ограничено? Проверьте это прямо сегодня.
Локус контроля и самооценка
метки:
Личность, Человек, Ответственность, Поведение, Локус, Контроль, Деятельность, Вопрос Тема № 5 (мотивационная сфера)
Локус контроля – это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или собственным способностям и усилиям | |
экстернальный, внешний локус контроля — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам | интернальный, внутренний локус контроля — качество, характеризующее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности собственным способностям и усилиям |
Людям более свойственна неуверенность в своих силах, тенденция пустить дела на самотек, несамостоятельность, зависимость. Зачастую свойственны большая неуравновешенность и более высокий уровень тревожности. | Более самостоятельны и ответственны; они проявляют большую уверенность в себе, настойчивость в достижении целей, независимость в суждениях и поступках. Больные с внутренним локусом контроля обычно лучше осведомлены о своем заболевании, о больничном режиме и т.п; стремятся принимать активное участие в процессе лечения. |
Локус контроля рассматривают как особый вид каузальной атрибуции (Р.С.Немов)
Ильин Е.П. :
Интернальность (интернальный локус контроля)– свойство принимать ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своими способностями, чертами личности, особенностями поведения.
Эстернальность (экстернальный локус контроля) – свойство приписывать ответственность за события внешним факторома (другим людям, случаю, судьбе).
Каузальная атрибуция – мотивированный процесс когнитивного плана, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение тех или иных причин его поступков, а главное – на развитии у человека способности их предсказывать.
САМООЦЕНКА
Самооценка
— один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности. Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию.
Вопрос о самооценке достаточно исследован в отечественной и зарубежной психологии. Наряду с исследования теоретического плана, в которых разрабатываются вопросы социально-психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности, существуют и исследования генезиса самооценки.
Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. В психологической науке самооценка рассматривается как центральное личностное образование и центральный компонент Я-концепции.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.
Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.
По мнению Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психического здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.
Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурные нормы, всегда носит субъективный характер.
Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира.
Самооценка — субъективное и очень личностное образование нашей психики. Она формируется при более или менее активном участии самой личности, несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, поэтому самооценка не во всех своих элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности и поведении.
В психологии различают самооценку адекватную
и
неадекватную.
Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.
Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка заниженная. Такая самооценка разрушает у человека надежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а реальные свои успехи и положительную щенку окружающих он воспринимает как временные и случайнее. Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким трудно жить и высокомерным. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих.
Адекватная самооценка также не бывает однородной. У одних людей она высокая, у других более низкая. Повышенная самооценка характеризует человека, который не считает себя хуже других и положительно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровень притязаний и вера в свои способности. Такой человек руководствуется своими принципами, знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него решающего значения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него бурной защитной реакции и воспринимается спокойно. Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим.
Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности, достижения, повышенной тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.
Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент. Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности и способствует формированию положительного отношения к себе. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка, как и все в нем. Она только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.