Психологическая структура личности. Направленность личности

Направленность личности принято считать одним из важнейших свойств человеческой психики, выражающим динамику ее развития в социальном и духовном планах. Понятие направленности личности включает в себя все основные тенденции поведения, свойственные конкретному человеку, ту совокупность его основных психологических свойств, побуждающих его к различной деятельности.

Психология с каждым днем занимает все более значимое место в нашей жизни. То, что еще вчера было уделом специалиста узкого профиля, сегодня становится доступно каждому, кто стремится познать себя и понять. Одним из главных инструментов в нелегком деле создания гармонии с собой можно считать определение такого качества, как направленность личности.

Психологи о личном: определения

Психологи, говоря о методике определения направленности личности, обычно понимают под этим термином ориентированность сознания человека на те или иные жизненные сферы. В особенности на те из них, которые обладают определенной ценностью в человеческом сознании, те сферы, в которых формы деятельности являются ведущими. Без них индивидуум не способен был бы к полноценному, гармоничному развитию, к тому, что называется личностным ростом. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности актуально сегодня и для крупных современных корпораций.

Человек как существо в первую очередь социальное проявляет направленность своей личности, ее потребности и мотивы в самых разных аспектах. В их числе и нравственные ценности, и симпатии, и привязанности, вкусы и склонности. Данная психологическая характеристика направленности личности определяет для человека практически все сферы существования — от его политических убеждений до особенностей семейной жизни. Свой отпечаток она накладывает и на выбор профессии. Влияет и на отношения человека с окружающей его действительностью. Позитивная направленность личности определяет для индивида такие важные в социальном взаимодействии качества, как трудолюбие, социальная активность, умение добиваться поставленных целей.

Специалисты сегодня считают направленность одной из наиболее важных ведущих характеристик человека. Ее исследованием занимались многие известные ученые и психологи. Существует несколько концепций различных научных работ, отражающих различные трактовки и подходы к описанию этого свойства личности: исследователи называют его и «смыслообразующим мотивом» личности (советский психолог и педагог А. Н. Леонтьев), и «основной жизненной направленностью» (ученый, создавший современную концепцию факультета психологии в Санкт-Петербургском университете — Б. Г. Ананьев), и «динамической организацией сущностных сил человека» (доктор психологических наук, профессор А. С. Прангишвили). Кратко же все эти подходы характеризуют направленность как общее свойство личности, которое в сумме определяет ее психологические качества.

Несмотря на то что определения этого понятия различаются в некоторых деталях, мнения ученых сходятся на утверждении, что направленность личности — это основа системы ценностей человека, ее психологические проявления; она является ведущей характеристикой при составлении психологического портрета. Таким образом, именно направленность выражает те цели, во имя которых человек действует, обусловливает мотивы его поступков и те задачи, которые он ставит перед собой.

От данного аспекта зависит темперамент человека, устойчивость к стрессам, специфика многих других психологических процессов и психических состояний. Направленность можно считать основным вектором, по которому будет двигаться человек в процессе достижения своих целей. При этом направленность — не только выбор направления, цель движения, но и тот путь, который — осознанно или бессознательно — выберет для себя человек.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 192799

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Основные формы направленности личности

Те устойчивые мотивы, которыми в человеческой психологии обусловливается данная психологическая модель, не зависят от конкретных частных ситуаций. Формируются они в основном посредством воспитания. Установки, которые даются в детстве ребенку родителями, с течением времени становятся свойствами его личности. Таким образом, направленность всегда определяется той средой, в которой осуществлялось формирование личности человека. Ту систему ценностей, те приоритеты, которые родители подчеркивали для ребенка как наиболее важные, он в той или иной форме воплотит в свою жизнь уже во взрослом возрасте.

Структура направленности, утверждают психологи, является сложной и многоплановой и включает в себя несколько пластов. Схема их построения выглядит следующим образом. Наиболее примитивный из них — влечение, которое зачастую является инстинктивным, бессознательным. За ним следует желание — на этом этапе потребность уже осознается человеком как нечто определенное. Следующий этап — стремление. На этом уровне к желанию подключается волевой компонент. Человек готов прикладывать определенные усилия к тому, чтобы желаемая цель оказалась им достигнута.

Перечисляя виды направленности личности, ее познавательной формой психологи считают интерес. При подключении к интересу волевого компонента мы получаем склонность. В сумме же вся система склонностей и стремлений человека становится тем, что называют мировоззрением: четким жизнеопределяющим комплексом философских, этических взглядов и эстетических предпочтений.

По мнению специалистов, высшая форма направленности личности — это убеждение. Именно убеждения входят в мировоззренческую систему человека, соотнося ее с его взглядами, ценностями и принципами. Убеждение — это та психологическая установка, которая лежит в основе патриотического, религиозного подвига, это то незыблемое, что человек готов отстаивать и защищать практически любой ценой.

Мотивы могут как осознаваться индивидом, так и оставаться на уровне бессознательного. Но даже не будучи осознаваемыми, они все равно побуждают человека действовать определенным образом, хотя зачастую он может не отдавать себе отчета в этом.

Более значимы, конечно, осознанные мотивы, придающие направленность конкретной деятельности индивида, обеспечивая в итоге ее реализацию. Показателями целеполагающих функций мотива можно считать формирование конкретных смыслов: ответов на вопрос «зачем выполнять то или иное действие». При отсутствии осознанного ответа на такой вопрос само действие теряет осмысленность. Подобное формирование смысла становится основой для целей и задач, которые человек ставит перед собой. Именно поэтому психологические исследования, направленные на изучение типа личности, ее направленности, помогут не только определить осознанные мотивы наших поступков, но и приоткрыть дверь в бессознательное, во все то, что остается для нас «за кадром»

Направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение)

Направленность личности[1] — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.

[править] Виды направленности

Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.

[править] Качества направленности

  • Уровень направленности — это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).
  • Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность — это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.
  • Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.
  • Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.
  • Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

[править] Связь с мотивационной сферой

В основе направленности человека лежат потребности, то есть состояния, отражающие нужды в чём-либо. Потребности бывают биологические (отражающие нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т. п.) и социальные, исторически сложившиеся в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т. п.) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в общении). Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведения, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания цели и содержания: установки, влечения, желания, склонности, стремления, убеждения, мировоззрения.

В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. За любыми поступками человека всегда кроются определённые причины. Мотив поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, то есть человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относятся установки и влечения.

[править] Интерес

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Интересы являются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окрашивает процесс познания. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержанию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятельности или на ее процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмоциональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые — его значением для личности (содержанием).

[править] Мировоззрения

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, его закономерности. Мировоззрение личности, прежде всего, отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Придавая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонностей.

[править] Направленность как система

Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направленность на себя (НС).

Определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с характеристиками различных видов направленности.

[править] Направленность на взаимодействие

Направленность на взаимодействие имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь — минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность.

[править] Деловая направленность

Деловая направленность отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки. Когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.

[править] Личная направленность

Личная направленность создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других работников и коллег.

Мышление

Мышление


это опосредованное отражение в сознании чело­века существенных свойств, связей и отношений предметов и явле­ний окружающего мира.
Среди других психических процессов мышле­ние является наиболее сложным познавательным процессом, благодаря которому в сознании человека отражаются не только форма, но и сущ­ность тех или иных объектов, их внутренние связи и закономерности развития. Процесс мышления не исключает перцептивных процессов. Более того, во многих случаях чувственное познание является своеобразным толчком к активизации мышления, которое начинает функционировать, когда чувственное познание оказывается бессильным и необходимо выйти за его пределы, решить более сложную, чем перцептивная, зада­чу, найти ответы на вопросы в сложной, проблемной ситуации, не ис­ключающей нескольких альтернативных вариантов решения.

Поэтому мышление можно определить еще и как процесс решения задачи, поиска выхода из проблемной ситуации, устраняющий неопре­деленность в деятельности субъекта познания. Ситуация неопределен­ности, кого бы она ни касалась — следователя или преступника, побуж­дает к активной мыслительной деятельности.

Нестандартные задачи, допускающие различные варианты реше­ний, выбор оптимального пути достижения цели, пробуждают творчес­кое мышление

как наиболее сложный вид мыслительной деятельности. В мышлении участников судопроизводства проявляется социальный опыт людей. Поэтому их мышление носит социальный характер.

Виды мышления.В психологии принята следующая условная классификация видов мышления: наглядное, практическое (наглядно-действенное, наглядно-образное) и вербально-логическое (дискурсив­ное).

Наглядное, практическое мышление.

Оно чаще проявляется в практической деятельности людей. При опоре человека на приобретен­ные знания, навыки, опыт мышление помогает принимать различные ре­шения о том, как поступить в сложившихся условиях. Данный вид мыш­ления лежит в основе многих репродуктивных действий, которые совер­шает человек, получивший определенный социальный и профессио­нальный опыт, например опыт совершения действий следователя, отыс­кивающего с помощью различных технических средств криминалисти­ки следы на месте происшествия.

При наглядно-образном мышлении субъект познания чаще прибегает к образному представлению окружающего мира, мыслит образами. Важ­ную роль играет наглядно-образное мышление в процессе обучения.

Вербально-логическое (дискурсивное) мышление.

Более сложной формой по сравнению с наглядно-образным, наглядно-действенным яв­ляется вербально-логическое мышление, «посредством которого чело­век, опираясь на коды языка, оказывается в состоянии выходить за пре­делы непосредственного чувственного восприятия внешнего мира, отра­жать сложные связи и отношения, формировать понятия, делать выво­ды и решать сложные теоретические задачи»1.

Данный вид мышления служит основным средством сложной позна­вательной деятельности человека, в том числе, разумеется, и юриста. Подчеркивая его важную роль, необходимо отметить, что вербально-ло­гическое мышление всегда связано с языком, речью, с понятиями, кото­рые имеют различные смысловые связи, скрытые за каждым нашим сло­вом. Вот почему, следя за тем, что и как говорит человек, мы нередко составляем мнение о характере его мыслительной деятельности, оцени­ваем уровень развития его мышления в целом.

Прибегая к данному виду мышления, мы широко используем отвле­ченные понятия, обобщенные категории. Путем рассуждений, постро­ения различных логических операций выявляем закономерности изуча­емых явлений, отношения между объектами, прогнозируем дальнейшее развитие событий, благодаря чему выходим за пределы непосредствен­ного, чувственного познания мира.

Особенно велика роль дискурсивного мышления при доказывании виновности лица в совершении преступления, при установлении при­чин преступности, при решении других вопросов, требующих глубокого анализа, вскрытия внутренних связей и противоречий в исследуемых явлениях, фактах.

Одним из проявлений дискурсивного мышления в следственной практике являются рефлексивные рассуждения,

основанные на анали­зе следователем собственных мыслей и сопровождаемые имитацией рассуждений и действий обвиняемого, подозреваемого, свидетеля. Преимущество в ходе рефлексивных рассужде­ний позволяет следователю управлять процессом принятия своих реше­ний и решений подследственного. При этом не следует забывать, что к рефлексивным размышлениям прибегает не только следователь, но и обвиняемый. Поэтому следователь с помощью своего дискурсивного мышления должен превзойти его в ранге рефлексии.

Развитые в достаточной мере перечисленные выше виды мышления позволяют следователю, судье творчески решать сложные, проблемные задачи по уголовным делам, при разрешении гражданско-правовых спо­ров. Поэтому, когда специалист решает нестандартные задачи наиболее коротким и рациональным способом при наличии других возможных ва­риантов, говорят о его умении творчески мыслить, о выраженном у него творческом (эвристическом) мышлении,

о его способности находить оптимальные решения, устанавливать совершенно новые закономернос­ти и свойства явлений, предметов. В настоящее время появилось само­стоятельное направление в науке — эвристика как совокупность зна­ний о творческих способностях человека, помогающих ему находить ис­тину не путем простого перебора различных вариантов решения, а дви­гаясь к цели наиболее кратчайшим путем.

В этом проявляется способность человеческого разума к свертыва­нию мыслительных операций, когда длинная цепь рассуждений заменя­ется одной обобщающей операцией, которую характеризуют направлен­ность, избирательность, детерминированность мышления.

Как считают некоторые ученые, мысль исследователя в процессе познания должна не только углубляться в предмет познания, но и как бы скользить по его поверхности, задерживаясь не только на нем, но и около него. В подобных случаях, по аналогии с «боковым» зрением, го­ворят о так называемом боковом мышлении как о разновидности твор­ческого мышления. Такое мышление освобождает нас от привычных, ранее усвоенных суждений, принявших догматические формы, извле­кая из нашей памяти различные ассоциации, которые ведут нашу мысль в совершенно ином направлении, неожиданно подсказывая нужное ре­шение. «Боковое мышление оказывается действенным и помогает найти решение проблемы при одном непременном условии: проблема должна стать устойчивой целью деятельности, стать доминантной»4. Только тогда, когда мысль о нераскрытом преступлении и возможных путях ус­тановления истины будет в сознании следователя постоянно активизи­ровать его мыслительную деятельность, только тогда можно рассчиты­вать на продуктивность такого мышления.

Существенную роль в процессе творческого мышления играет ин­туиция,

т.е. знание, возникающее как бы неосознанно за пределами тех или иных привычных стереотипов мышления, логических программ, принятых алгоритмов решения задач. Обычно интуиция проявляет себя в проблемных ситуациях, требующих нестандартных решений.

Этапы мыслительной деятельности в процессе творческого поиска.Мышление появляется, когда в создавшейся проблемной си­туации возникает задача, не имеющая готового решения. Такая задача может выступать как цель деятельности, например задача — раскрыть преступление, установить истину по делу Чтобы мышление активизи­ровать, необходима соответствующая мотивация мыслительной дея­тельности. И чем она сильнее, тем более продуктивно мышление.

Рассмотрим подробнее этапы мыслительного процесса.

Подготовительный этап.

На данном этапе осознается определен­ная цель деятельности, формулируются вопросы, которые предстоит ре­шить. У следователя этот начальный этап мыслительной деятельности нередко предшествует возбуждению уголовного дела.

Ориентирование в условиях задачи.

За подготовительным этапом следует анализ возникшей проблемной ситуации, ее составных частей, их связей, предпринимаются первые попытки объяснить их причинную обусловленность. Поскольку исходных данных бывает недостаточно, эти объяснения чаще носят гипотетический (предположительный) ха­рактер. Данный этап мышления имеет место, например, в процессе изу­чения поступивших к следователю материалов, исходных данных о каком-либо совершенном преступлении. В это время строятся гипотети­ческие суждения, выдвигаются версии о механизме происшедшего со­бытия, о возможно причастных к нему лицах и т.д Все эти суждения, версии соотносятся с имеющейся информацией, и те из них, которые не подтверждаются, отбрасываются.

Определение путей, средств и методов решения задачи.

На дан­ном этапе определяется направления поисков, а также способы реше­ния частных задач, что обычно отражается в развернутом плане рассле­дования по уголовному делу.

Решение задачи.

Решение познавательных задач по делу продол­жается на всем протяжении следствия. На каждом этапе расследования преступления следователь активно использует результаты всей своей предшествующей деятельности по делу, новую поступающую к нему ин­формацию. Применительно к различным следственным ситуациям сле­дователь использует те или иные тактические комбинации, своеобраз­ную программу деятельности в виде определенной совокупности следст­венно-розыскных действий, нацеленных на раскрытие преступления.

Сопоставление полученных результатов с исходными условия­ми задачи.

Если полученные результаты соответствуют объективным условиям задачи и получают доказательственное подтверждение, мыс­лительный процесс завершается; если же нет — продолжается до тех пор, пока не будет достигнут положительный результат, соответствую­щий поставленной задаче.

В ходе мыслительного процесса широко используются различные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, ин­дукция, дедукция и др.

Ценности и потребности

Отношение человека к действительности определяется в первую очередь теми потребностями, которые он считает для себя необходимыми. Потребности создают конкретные желания и запросы, а это, в свою очередь, складывается в общую психологическую ориентацию личности. Основной из ее компонентов — это ценностно-смысловые образования, основанные на тех потребностях и притязаниях человека в соответствии с его уровнем жизни, запросами и отношениями с окружающими. Сюда можно отнести желание власти и влияния, потребность в определенном социальном статусе, те ценности, которые хочет иметь человек в результате своих стараний и усилий. Сюда же относится и самооценка — способность человека адекватно оценивать себя в соотношении с окружающей действительностью.

Помимо тех целей, которые ставит перед собой человек, важны также и способы их реализации. Все мы много раз могли наблюдать это на практике. Для кого-то «цель оправдывает средства», а для кого-то конкретные методы окажутся недопустимы с этической точки зрения. Такое различие является следствием в первую очередь родительских установок. Львиную долю своей системы ценностей родители передают детям, показывая на своем примере ребенку с раннего детства. Хотя порой и делают это неосознанно. Поэтому многие известные психологи и советуют уделять максимальное внимание особенностям детской психологии, детско-родительским отношениям и вопросам педагогики. Ученые-психологи В. А. Сластенин и В. П. Каширин рассматривают, например, такие проблемы, как личностная психология, теоретико-методологические аспекты воспитания и обучения детей, общие вопросы педагогики, поддержание психического здоровья, регулирование межличностных отношений. Особое внимание ученые уделяют профессиональной детской психологии.

Воспитание как основа формирования личности

Воспитание ребенка должно быть целенаправленным и методически организованным процессом. Воспитывая ребенка, родители дают ему определенные нравственные ориентиры, прививают некую систему ценностей — чаще всего используя в этих целях ту же модель, которая является доминирующей для них самих. Главной задачей родителей в этой ситуации является адекватное отображение действительности и меры соотношения «идеальной» воспитательной модели с силами, возможностями, характером и склонностями своего ребенка. Ведь главное, что может дать семья новому человеку — чувство защищенности, уверенности в себе, поощрение (ту обратную связь, которая даст ребенку возможность вырасти уверенным в себе, целеустремленным человеком, способным добиваться поставленных перед ним задач, не вступая в «этический конфликт» с окружающим миром).

Культура взаимоотношений с окружающими и с собой, общая культура личности — это в первую очередь задача семейного воспитания. Именно поэтому психологии детства сегодня исследователи уделяют особенное внимание, так как именно детская психология закладывает основные формы дальнейшего поведения и формирует психотип человека.

Характеристика направленности личности

Определяя типы направленности личности в психологии, специалисты учитывают различные группы характеристик: основная деятельность человека, важные для него цели, те мотивы, которым он руководствуется, пути достижения своих целей, субъективные потребности индивида и, конечно, его психологическое состояние.

В зависимости от того в какой сфере проявляется направленность, ее подразделяют на профессиональную, нравственную, бытовую, политическую, творческую и т.п.

Характеристика тех целей и мотивов, которые побуждают человека к действию, в первую очередь учитывает то, что называют уровнем зрелости личности. Уровень зрелости показывает, насколько значимы устремления человека с общественной, идеологической точки зрения. Важна и широта диапазона тех сфер, в которые направлены стремления желания человека. Один из важных аспектов — интенсивность тех усилий, которые человек готов затратить для достижения своих целей. Инфантильный и нецелеустремленный человек, даже обладая широким диапазоном потребностей, не способен долго и методично затрачивать усилия для того, чтобы своих целей достигнуть. А ярко выраженная направленность и устремленность к цели способны дать импульс именно к таким методичным усилиям.

Формы направленности личности могут проявляться в различных сферах жизни человека. В зависимости от того как именно они проявляются, их делят на бытовую, творческую, нравственную и другие различные типы. Но для каждого типа она несет определяющее значение.

Все усилия, затрачиваемые человеком на достижение своих целей, в различной степени мотивированы его психологическим состоянием. У разных людей они могут быть различными. Мотивы могут как осознаваться индивидом, так и оставаться на уровне бессознательного. Но даже, не будучи осознаваемыми, они все равно побуждают человека действовать определенным образом, хотя зачастую он может не отдавать себе отчета в этом. Именно поэтому психологические исследования, направленные на изучение типа личности, ее направленности, помогут не только определить осознанные мотивы наших поступков, но и приоткрыть дверь в бессознательное, во все то, что остается для нас «за кадром.»

Виды

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Выделяют 3 основных вида направленности:

  • на себя;
  • на других людей;
  • на дело.

Личная (на себя)

Индивид занят только лишь своей личностью и воплощением в жизнь собственных замыслов. Такие люди не боятся ответственности, они целеустремлённые и уверенные в собственных силах. Никогда не просят о помощи и неохотно перекладывают часть работы на других. Предпочитают делать всё сами. Эгоистичные, но очень сильные, берут ответственность за свои ошибки на себя. Склонны делать беспочвенные поспешные и опрометчивые выводы, будут стараться всем окружающим навязать свою волю, не любят критики, рассчитывают на вознаграждение. Поддерживают дух соперничества, поэтому агрессивны и тревожны.

Коллективистская (на других)

Главное для них – общение и взаимопонимание. Эти люди не стремятся в лидеры, не любят брать на себя ответственность. Работают на отношения и сильно зависят от мнения окружающих. Очень приятны в общении, не спорят и часто не имеют своего мнения, стараются подстроиться под других. Редко бывают оригинальны, не умеют противостоять манипуляциям и бороться за свои интересы. Важнее всего для них хорошие отношения в коллективе.


Ориентация на отношения

Деловая (на работу)

Искренне увлечены делом, с удовольствием учатся и стремятся узнать больше о проекте, легко овладевают новыми умениями и навыками. Стараются найти выгоду для себя и коллектива, высоко ставят общую цель, обычно имеют устойчивую психику. Любят руководить, обучать и помогать, при этом очень требовательны к себе и окружающим. Легко и чётко излагают мысли и любят доказывать свою точку зрения.

Дополнительные

Кроме трёх основных, выделяют ещё несколько дополнительных видов:

  • Эмоциональная. Такие люди сострадательны, умеют слушать и всегда готовы поддержать. Они склонны принимать всё близко к сердцу и искренне переживать даже чужие проблемы. Окружающие им доверяют, часто советуются. Многие из них неравнодушны к музыке, литературе и другим видам искусства.
  • Социальная. Не могут жить без активной общественной деятельности. Благодаря огромному кругу знакомых, умудряются всегда быть в курсе событий. Станут как хорошими руководителями, так и подчинёнными.
  • Депрессивная. Эти люди невысоко оценивают собственную личность, но мир и окружающие их устраивают.
  • Суицидальная. Это такая направленность личности в психологии, когда человек не ценит себя и не видит ничего хорошего в окружающем мире. За примером не нужно далеко идти, такие люди – не редкость сегодня.

Профессиональная

Многие пытаются реализовать свои таланты и способности в работе. Дж. Голланд выделяет 6 типов личности на основе компонентов (интересов, ценностей и др.) направленности. Данную схему можно использовать для определения профессиональной ориентации подростков, разделения их по профильным классам.


Профессиональная ориентация

Различают:

  1. Реалистический тип. К нему относятся люди, которые любят работать с конкретными материальными объектами (техникой, инструментами). У них хорошо развиты моторика, ловкость, пространственное воображение. Сюда входят такие профессии, как механик, водитель, столяр.
  2. Конвенциональный тип. Замечательные исполнители, легко справляются с монотонной работой, требующей большой концентрации внимания. У них хватит терпения просмотреть всё 10 раз. Их деятельность чётко распланирована, необходимость принятия решений или творческий подход приводит в замешательство. Сильные стороны – чёткость, собранность, ответственность. Профессии для людей этого типа – бухгалтер, экономист.
  3. Интеллектуальный. К нему относятся активные и творческие личности с хорошо развитым теоретическим мышлением. С удовольствием берутся за решение сложных задач и не могут работать по инструкции. Тяга к умственной деятельности настолько велика, что они выбирают себе профессии математика, программиста и др.
  4. Предприимчивый. Сильные, энергичные и очень активные личности, способные решать проблемы и продвигать идеи. Отличные руководители, нуждаются в признании, реализации талантов, возможности проявить инициативу и изобретательность. Не способны выполнять рутинную работу. Им подойдут профессии журналиста, директора, артиста, менеджера.
  5. Социальный тип. Таким людям свойственны сострадание, чуткость, в решении проблем они опираются на эмоции и чувства. Находят себя в общении, умеют выслушать и поддержать, чем заслуживают доверие и авторитет других. Любят учить, редко когда осудят и всегда постараются помочь. Выбирают профессии педагога, врача, священника.
  6. Артистический тип. Эмоционально чуткие люди, имеют хорошее воображение и живут ощущениями и интуицией. Не переносят рамок, готовы трудиться интеллектуально, но не физически. Обычно очень эрудированные, стремятся выделиться из толпы. Выбирают профессии: музыканта, художника, дизайнера, поэта или писателя.

Если человек любит свою работу, то говорят о высокой профессиональной ориентированности. Когда индивид больше ценит размер зарплаты и другие внешние условия, то направленность низкая.


Высокая профессиональная направленность

Определение направленности личности

В современной психологии существует уже выработанная методика определения социальной направленности личности. Чаще всего для того, чтобы определить личностные устремления человека, специалисты используют анкету, которую впервые создал психолог Б. Брасс в 1967 году. В этой ориентационной анкете имеется 27 пунктов, для каждого из которых опрашиваемый должен выбрать 1 из 3 вариантов ответа, наиболее близкого ему по характеру суждения, и 1, напротив, наиболее далекий. «Приближенный» к размышлениям опрашиваемого ответ получает отметку в 2 балла, несхожий — 0 баллов. Для каждого типа ответов баллы суммируются отдельно. Благодаря данной методике направленность личности достаточно легко определяется специалистами, позволяя им сделать вывод о том, какой вид деятельности будет для человека более комфортным.

Вот 3 наиболее часто встречающихся типа.

  1. Эго-направленность можно счесть низшей ее формой, так как она продиктована эгоцентрическими мотивами в поведении человека. Эго-ориентация характеризуется заинтересованностью индивида в удовлетворении собственных потребностей и желаний, что зачастую допускает проявления агрессии в адрес окружающих в любой ситуации конкуренции.
  2. Направленность на общение: настроение и состояние коллектива будет для человека на 1 месте, зачастую даже в ущерб выполняемой им задаче. Качество, не всегда оптимальное для работы в крупной компании, но незаменимое в семье. Такой человек будет готов поступиться своими интересами в целях сохранения благоприятной обстановки в коллективе, потому что ему лично это также обеспечит психологический комфорт.
  3. Ориентированность на достижение цели: наиболее четко сформированная мотивная структура определяет уровень человеческой деятельности. Главной задачей для человека с такой направленностью личности станет решение деловых задач, способность отстаивать интересы, если необходимо для пользы дела. Прекрасное качество для профессионалов, готовых посвятить себя любимому делу. Ориентация на достижение цели характеризует сильного, волевого человека, способного добиться своего, но в отличие от индивида с эгоцентрической личностной позицией, цель эта не преследует личного характера — она вполне может быть продиктована убеждениями и высокими идеалами. Это поведение, которое индивиду с эго-направленностью покажется непонятным, а для человека, нацеленного на общение, не будет представлять особенной ценности.

Методика “Направленность личности в общении”

  • Методика “Направленность личности в общении” (С.Л.Братченко). Методика «НЛО» предназначена для изучения направленности личности в общении, понимаемой её автором как совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, как индивидуальная «коммуникативная парадигма», включающая представления о смысле общения, его целях, средствах, желательных и допустимых способах поведения в общении и т.д.[15] Иными словами, методика позволяет изучить ценностно-смысловые отношения личности в сфере ей общения с другими людьми. В её основе лежит метод неоконченных предложений. Существуют две формы методики: базовая, не имеющая профессиональной спецификации, и вторая – ориен тированная на изучение направленности в профессиональном общении. Методика позволяет выявить сте пень выраженности видов направленности личности ( в % ) в непрофессиональном и профессиональном общении, а также доминирующий вид направленности в общении и соотношение степени выраженности остальных видов. Ав тором методики выделено шесть видов направленности в общении: диалогическая, авторитарная, манипулятивная, альтероцентристская, конформная и индифферентная, суть которых описана ниже. Представляется, что с помощью этих видов более или менее полно можно охарактеризовать многообра зие индивидуальных вариантов содержания направленности в общении, а также отразить сложность и многогранность этого личностного образования.Методика «НЛО» относится к проективным, в её основе лежит метод неоконченных предложений. Как любая проективная методика при её квалифицированном применении она даёт важную информацию о глубинных особенностях психики. Братченко С.Л. выделены шесть основных видов НЛО: диалогическая коммуникативная направленность (Д-НЛО), авторитарная (АВ–НЛО); альтероцентристская (Ал–НЛО); манипулятивная направленность (М–НЛО); конформная (К-НЛО); индифферентная (И–НЛО). Эти виды коммуникативной направленности характеризуются следующими признаками, которые служат одновременно основой для оценки проективного материала: 1)Д–НЛО – ориентация на равноправное общение, которое основано на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию, сотрудничеству. 2) АВ–НЛО – ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе, «коммуникативная агрессия», когнитивный эго быть понятым или требование согласия с собственной позицией, нежелание понимать собеседника, неуважение к чужой точке зрения, ориентация на стереотипное «общение-функционирование», коммуникативная регидность. 3) М–НЛО – ориентация на использование собеседника и всего общения в своих целях, для получения разного рода выгоды, отношение к собеседнику как к средству, объекту своих манипуляций. Стремление понять собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытностью, неискренностью. Ориентация на развитие и хитрость в общении, но односторонняя – только для себя за счёт другого. 4) Ал–НЛО – добровольная «центрация» на собеседнике, ориентация на его цели, потребности и т.д. и бескорыстное жертвование своими интересами, целями. Стремление понять запросы другого с целью их наиболее полного удовлетворения, но безразличие к пониманию себя с его стороны. Стремление способствовать развитию собеседника даже в ущерб собственному развитию и благополучию. 5) К–НЛО – отказ от равноправия в общении в пользу собеседника. Ориентация на подчинение силе авторитета, на «объектную» позицию для себя. Ориентация на некритическое «согласие» (уход от противодействия), отсутствие стремления к действительному пониманию и желания быть понятым. Направленность на подражание, реактивное общение, готовность «подстроиться» под собеседника. 6) И – НЛО – такое отношение к общению, при котором игнорируется оно само со всеми его проблемами, доминирование ориентации на «сугубо деловые» вопросы, «уход» от общения как такового[15]. Ценность методики «НЛО»
  • Значение и значимость:

    В современном мире учитывать психологические особенности направленности личности человека необходимо. В крупных корпорациях, к примеру, такие явления стали уже достаточно часты — психологический портрет работника составляется и изучается специалистами.

    Определение направленности личности, психотипа человека, его склонностей, целей, темперамента — все это крайне важно, поскольку позволяет психологу или специалисту по отбору кадров сформировать для себя понятие о направленности личности и мотивации деятельности сотрудника, с которым он работает. Такой подход позволяет найти подходящую мотивацию, обеспечивающую комфортную работу и максимальную продуктивность деятельности в любой сфере. Но и вне профессиональной сферы современный человек должен стремиться разобраться в себе, определить для себя те качества, решить те задачи, которые позволят ему гармонично развиваться в любом из аспектов своей жизни.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]