Цели и потребности
Потребности имеют самый разнообразный характер: от элементарных потребностей в пище, жилье и проч., до самых высших социальных и духовных потребностей. Направляя свое внимание на объекты внешнего мира с целью удовлетворения собственных потребностей и интересов, человек познает их свойства и на этой базе оценивает их как удовлетворяющие или не удовлетворяющие его потребности и интересы, т. е. производит их оценку. Обусловливаясь потребностями и интересами, цель по отношению к ним выступает как идеальный, мысленный образ создаваемой людьми ценности.
В тоже время, цель, сама по себе, является глобальной потребностью человека, без которой его жизнь теряет смысл. Сначала определяется цель, а затем уже человек приступает к ее практическому воплощению. Когда заканчивается определенный цикл деятельности, в результате которого поставленная цель достигнута, то должны ставиться новые цели, иначе, не смотря на достигнутую цель, человек впадает в состояние депрессии и разочарований.
Цель, будучи образом ценности (истинной или ложной), в отличие от потребности является ценностью применительно к индивидуальному сознанию – это мысленная ценность. Поэтому осуществленная цель перестает быть целью.
Для биолога, согласно Гансу Селье, главная потребность или цель жизни – в сохранении и реализации врожденных способностей и влечений с наименьшим ущербом и неудачами. Для потребности душевного равновесия человеку нужна цель и гордость, что он трудится ради нее. Единственная жизненная установка, при которой средства и конечные цели совпадают, — гедоническая – цель наслаждения. Это всегда ближайшие цели и потребности. Совсем другая потребность проявляется в удовлетворении, которое испытывают, скажем, шеф-повар и музыкант: они желают творить и заслужить этим любовь. Философские, религиозные и политические идеалы с давних пор эффективно служили человеку в его поисках отдаленной цели, которой можно посвятить всю жизнь.
Так называемые духовные потребности могут регулироваться в зависимости от главной, определяющей потребности человека, которая нередко определяет главную цель жизни и ее смысл. В этом процессе регулируемые, ранее субъективные, потребности в большей или меньшей мере осознаются как объекты анализа, отдаленные от субъекта и даже «чужие».
Во многих древних и нынешних учениях, в качестве жизненной цели предписывается выделить из всех «духовных» потребностей потребность самосовершенствоваться; из всех сознательных поступков – умение выбрать себя, что предполагает согласование рассудка и чувств. «Я» – это тот, кто выбирает себя. Но «я» это также часть «мы», т.е. взгляды, воззрения и ценности, которые принадлежат сообществу «мы». «Я» выбирает себя в пределах «мы», что и обусловливает основной спектр потребностей и эмоций, как и выбора способов достижения цели.
В более общем плане, дуальное деление чувств, как на симпатию и антипатию, любовь и отвращение, сострадание и черствость — это широко распространенные признаки дуального членения человеческой среды на «мы» и «они». «Мы» – то, что соответствует воображаемым идеалам человека. «Они» («чужие») – то, что чуждо, не одобряемо. Этот примитивный дуализм является одной из причин войн и несчастий людей. В то же время подобный, подход нередко определяет цели и духовные потребности людей, их понимание справедливости, счастья и т.д.
С точки зрения психологии, счастье часто понимается как совпадение достигнутого, реализованного с замыслом или целью. Радость и удовольствие – ступеньками ниже. Но суть потребности в этих чувствах часто остается все той же. Эта суть – в замыслах, идеалах, целях, мечтах. Однако счастье в отношении цели и мечты – это все же не столько точка их свершения, как процесс, который в случае удовлетворения духовных потребностей и достижения целей следует обновлять.
Статья подготовлена по материалам статьи «Мои старые записи» данного подраздела.
Механизм сдвига
В своих работах, касающихся мотивации, Леонтьев обособлял осознаваемые мотивы от результативных, то есть реально действующих.
Поскольку видоизменение одних в другие происходит лишь в случае, если в процессе реального действия, получаемый результат приносит большее моральное удовлетворение или выгоду, чем цель, ради которой, собственно, и происходил процесс.
Как образуются и видоизменяются мотивы?
Цель из побуждающего фактора превращается в мотив при накоплении эмоций в процессе проводимой деятельности.
К поставленным задачам стремятся с помощью операций, выполняемых подсознательно, и действиями, принимаемыми благодаря наличию осознанности.
Но при этом, в процессе работы над достижением выбранной планки, действия могут становиться операциями, если осуществление первых уже возможно проводить на рефлекторном уровне.
Хорошим примером работы этого механизма, являются спортивные тренировки. Чем ответственнее подходить к процедуре, тем быстрее ряд действий можно будет проводить даже не задумываясь над алгоритмом исполнения.
Какие следует различать операции:
- Выполняемые автоматически или почти так.
- Проводимые по проторенной дороге, путем многократных повторений или не имеющие еще четкого механизма действий, поскольку рождаются благодаря копированию чего-то поведения или необходимости вписываться в существующие обстоятельства.
Любые действия состоят из элементов обоего типа и необходимы для возникновения навыков, являющих собой закрепленный в памяти и сознании алгоритм последовательности операций и действий.
При благоприятных обстоятельствах происходящие становится залогом расширения деятельности человека, освоению ним новых сфер. Но, к сожалению, механизм сдвига мотива на цель формируется в человеческой психике не всегда на пользу и может стать причиной деградации личности.
Примеры
Первый
Ученик мечтает пореже корпеть над учебниками, а побольше проводить времени с друзьями.
Но впереди экзамен по литературе и необходимо готовиться.
В процессе подготовки данных для ответов, на глаза учащемуся попадается материал о пути становления одного из писателей. И в чем-то ребенок увидел связь между собой и биографией известного человека.
Начав более глубоко интересоваться трудами писателя, ученик стал воспринимать литературу уже не с точки зрения человека, вынужденного штудировать тонны «скучной» информации, а превратился в исследователя, получившего доступ к массе интересных данных.
Так желание сдать хорошо экзамен открыло дорогу к новому увлечению, а изучение литературы превратилось из скучной обязанности в привлекательное занятие.
Второй
Закомплексованный молодой человек с излишним весом решил прибегнуть к спорту, чтобы изменить фигуру и стать более привлекательным для девушек.
Тщательное соблюдение рекомендаций тренера в фитнес-клубе, систематические упорные тренировки привели к блестящему результату — внешний вид мужчины претерпел кардинальные изменения.
Но со временем молодой человек стал тренироваться не столько для поддержки привлекательного вида, сколько из-за приятных ощущений, возникающих при понимании, что теперь управлять своим телом, заставлять его выполнять трудоемкую работу гораздо приятнее и легче.
Третий
Для пропитания и возможности платить за кров вчерашний клерк, уволенный из-за сокращения штатов, хватается за первую подвернувшуюся вакансию и устраивается в автосервис рабочим на подхвате.
Благодаря опыту из юношества и родителю с «золотыми руками», имеемый опыт в починке железок и интуиция, позволяют человеку выбиться в мастера на хорошем счету.
При этом сохранилась привычка интересоваться новинками прогресса в сфере, где приходится зарабатывать на хлеб.
В результате мужчина понимает, что умений и знаний достаточно для того, чтобы начать свое дело.
После некоторых раздумий, он увольняется и начинает свой бизнес, который, как выясняется, стал не только источником денег, но и приносит гораздо больше удовлетворения, чем работа, оставшаяся далеко в прошлом.
Как правильно мотивировать своего мужчину? Советы психологов помогут вам!
Потребность к труду
По своему значению труд является насущной потребностью человека, призванной удовлетворять его биологические нужды и культурные запросы.Характер удовлетворения этой потребности определяется как субъективными,так и объективными факторами.
К первым относят индивидуальные возрастные и половые особенности людей, состояние их здоровья, личностные свойства (темперамент, характер, способности), а также уровень общей культуры, профессиональный опыт субъекта деятельности, его социальный статус, то есть положение в сфере общественных связей (должность, профессию, специальность).
Ко вторым — особенности производства, в котором трудится человек: условия и дисциплину труда, форму его организации, рациональность систем заработной платы, подготовки и переподготовки кадров, наличие инноваций в технологии трудовых процессов и целый ряд других моментов социально-экономического характера.
В качестве примера рассмотрим психологические показатели удовлетворения потребностей лиц морских профессий. К ним относятся как биологические нужды — в пище, воде, жилье, сексе, так и социальные запросы — в общении, труде, творчестве, развлечениях, отдыхе. При этом трудно определить, какие из них важнее, так как любой человек в первую очередь должен располагать некоторым минимумом жизненно-важных благ, обеспечивающих его физиологические функции, и условиями для развития, совершенствования своих духовных интересов, интеллекта, профессионального мастерства, а также для служебного роста. Особенности условий труда и отдыха моряков, значительная часть жизни которых проходит в судовой обстановке, затрудняет удовлетворение многих жизненно важных потребностей людей, а также изменяет показатели их психологической структуры и динамики. Так, на протяжении всего периода плавания у членов судоэкипажа преобладает потребность в общении с природой и новыми людьми, в движении, в эмоциональной и сексуальной разрядке.
Социально и лично значимые потребности в труде, необходимость выполнять должностные обязанности, соблюдать дисциплину труда и морально-этические нормы отношений в трудовом коллективе в большей степени проявляется у представителей командного состава судна. Для лиц этой профессиональной группы чаще всего характерно совпадение целей и смысла труда, которые они видят в достижении общественно полезного результата, выполнении производственных задач при минимальных затратах времени, средств и людских ресурсов. У многих представителей младшего командного и рядового состава содержание смысла деятельности часто выражается в сохранении здоровья и внешней привлекательности, достижении престижа, карьерных устремлений, материального достатка и ряда других далеко отстоящих от социально значимых целей.
У рядовых членов экипажа главными психологическими образованиями структуры удовлетворения потребностей в труде являются цели («что нужно сделать») и средства («с помощью чего») деятельности. У старшего и среднего комсостава эти моменты дополняются способами действий («как это сделать», «какими путями», что активирует творческие компоненты деятельности и способствует удовлетворению потребностей человека в достижении трудовых успехов. При этом важное значение имеет умение планировать процесс труда, обеспечивающее совпадение намеченных индивидом целей и полученных результатов, которое воспринимается им как успех.
Значительные преобразования в условиях длительных рейсов претерпевают психологические показатели энергетической, динамической стороны процесса удовлетворения потребностей. В частности, на 70 — 80-е сутки плавания у всех членов экипажа наблюдается тенденция к снижению «степени стремлений», к ограничению мировоззренческих интересов, общекультурных и духовных запросов. Это во многом обусловлено недостатком социальной информации, длительным лишением широкого круга общения, однообразием производственной обстановки, ландшафта.
У моряков с большим профессиональным стажем, богатым жизненным опытом, с хорошо развитыми специальными и общими способностями активность устремлений угасает в период рейса в меньшей степени, чему способствуют: творческое отношение к делу, умение с помощью волевого сознательного усилия отвлекаться от вынужденного однообразия жизни, занимая свой досуг удовлетворением какого-либо хобби (чтение, музыка, рисование, вязание и пр.). У многих людей в таких условиях наблюдается смена иерархии потребностей и способов их удовлетворения, когда второстепенное принимается за главное, и наоборот, что может выражаться в неразборчивости средств достижения цели (злоупотребление служебным положением, мелочном потребительстве и др.).
Важную роль в характере источников удовлетворения потребностей играет возраст. Представителей старшего поколения отличает разумная умеренность в переживании существующих ограничений. Молодые, неопытные моряки склонны переживать из с высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения, что в ряде случаев приводит к образованию отклоняющихся форм поведения (хулиганству, наркотизму, пьянству и пр.). это ставит проблему воспитания молодых членов судового экипажа в направлении формирования умений удовлетворять свои потребности в рамках общественно допустимых норм. Определяющее значение имеет самовоспитание, развитие таких профессионально важных личностных качеств воли как целеустремленность, смелость, настойчивость в достижении поставленных целей.
Понятие и значение ценностей
Определение 2
Система ценностей представляет собой совокупность оценок предметов и явлений окружающего мира, которые даны человеком. В частности, система ценностей способна определить, как человек будет относиться к определённым проблемам, потребностям, каким образом он будет их формировать и корректировать.
В рамках отрасли туризма изучение потребности ценности имеет важное значение, так как именно на потребности человека ориентирован тот Ильиной туристический продукт. Определение потребностей, мотивов, целей человека позволяет найти подходящую целевую аудиторию, который может быть реализована определённой туристический продукт.
Оценка определённых предметов или явлений устанавливают, какое значение они имеют для человека, как он к ним относится. Потребностями и ценностями пронизана буквально все сферы общественной жизни, все социальные структуры и отношения. Без них невозможно существование общества как такового. В силу перечисленных причин они выступают в качестве общих понятий для всей совокупности общественных наук.
Случаи с отрицательным сдвигом
Во всем виноваты заболевания, взывающие нарушения в работе психики и нервной системы:
- Пример 1. В прошлом человек увлекался музыкой и имел все шансы сделать блестящую карьеру в этом направлении. Но из-за проблем на фоне эпилепсии мечты не получили поддержки и сегодня мужчина зарабатывает на жизнь, переплетая книги. Процесс очень захватывает мастера. Трудится он очень медленно, но качественно, получая удовольствие от каждого действия над очередным заказом.
При этом содержание книг, которые мастер обновляет, последнего абсолютно не интересует. - Пример 2. Борясь за чистоту помещения в котором он проживает, больной может много часов подряд высматривать разный мусор вокруг себя и тщательно собирать увиденное. Однако все подобранное человек раскладывает на своей кровати, добиваясь, чтобы собранные элементы располагались на поверхности ровными и аккуратными рядами.