Понятие «личность» было выработано для того, чтобы понять социальную природу человека. Это самая сложная психическая конструкция, в которой неразрывно связаны биологические и социальные факторы. Вмешательство в эту структуру, влияние на баланс и взаимодействие, обязательно отразится на личности, как в целом, так и на ее взаимоотношении с другими факторами. Чтобы понять как правильно и безвредно повлиять на субъект, нужно знать о методах исследования личности.
В 1978 году Блейхером и Бурлучаком в качестве условной была предложена классификация методов исследования личности. Она включает в себя следующие методы:
- Наблюдение. К таковому можно отнести изучение биографий, клиническую беседу и другое.
- Опросники личности, тесты и подобные методы, которые основываются на оценке себя и других субъектов.
- Специальные экспериментальные методы, к которым можно отнести моделирование различных ситуаций и видов деятельности, а также некоторые аппаратурные методики.
- Проективные методы.
Чтобы больше разобраться в теме, нужно подробнее изучить каждый метод отдельно.
Наблюдение
Суть метода заключается в том, что исследователь наблюдает за человеком в условиях эксперимента или в естественных условиях. В свою очередь, этот метод можно разделить на подвиды по ряду признаков.
По характеру контакта: • непосредственное. Между исследователем и объектом устанавливается непосредственный контакт; • опосредованное. Субъект наблюдения находится «на расстоянии» от исследователя, а их знакомство происходит косвенно через бланки анкет или тестов.
По характеру взаимодействия с объектом: • открытое. Исследователь открыто объявляет о своей роли; • включенное. Скрывая свою роль, исследователь становится членом группы взаимодействия; • невключенное. Исследователь ведет наблюдение, не взаимодействуя с объектом.
По характеру фиксации: • оценивающее. Наблюдатель помимо фиксации фактов проводит их оценку; • констатирующее. Исследователь только фиксирует факты.
Это самый классический и традиционный способ исследования в психологии.
Анкеты и тесты
Наиболее популярный метод оценки личности. Испытуемый проходит определенные тесты, решает задачи, рисует и выполняет другие задачи. В составлении таких тестов нужно учитывать множество факторов, которые должны сделать тест более информативным в отношении того, что изучается с его помощью:
- Оценка надежности. Проводится с помощью повторного тестирования, расщепления теста и параллельной формы теста.
- Валидность. Это тот показатель, который показывает, насколько тест измеряет нужное психологическое свойство, качество или способность.
- Стандартизация. Помогает адаптировать тестовые оценки в производные, которые облегчат понимание результатов.
- Практичность. Простота, экономичность и эффективность теста.
Экспериментальные методы
Является основным методом психологии. Исследователь намеренно воссоздает какие-то условия и обстоятельства, которые помогут ему оценить психическое явление. Метод эксперимента повторяют необходимое количество раз для выявления соответствующей закономерности.
Выделяются два вида:
- Естественный эксперимент. Для объекта изучения сохраняются привычные ему условия деятельности. Человек не подозревает, что является объектом исследования, потому не испытывает напряжения.
- Лабораторный эксперимент. Применяется лабораторное оборудование, которое фиксирует количество и качество экзогенных факторов, и реакцию объекта на них.
Влияние оценки взрослого на формирование самосознания и самооценки ребенка
Татьяна Плотникова
Влияние оценки взрослого на формирование самосознания и самооценки ребенка
Личность черпает критерии для самооценки из существующих в обществе оценочных отношений. С возрастом дети по-разному начинают реагировать на внешнюю оценку. В исследовании Шакурова Р. Х. отмечено, что чем старше ребенок, тем сильнее эмоциональный эффект внешней оценки опосредуется самооценкой, ранее сложившимися чувствами, представлениями и понятиями. Формируются устойчивые чувства, основанные на самооценке: гордость – чувство, направленное на конкретные качества и умения, чувство собственного достоинства и самоуважения – обобщенно-эмоциональные отношения к своей личности. Устойчивые чувства являются мотивом общественно ценного поведения.
Между самооценкой и достоинствами ребенка существуют определенные расхождения. Дети часто себя переоценивают. Одна из причин
данного явления кроется в специфике развития нравственного сознания: представления о нравственных качествах часто ограничены знанием их оценочного значения. Словесно определяя себя как обладателя того или иного качества, ребенок может и не понимать значения тех слов, которые он употребляет для обозначения «присваиваемых»
им качеств, а знать лишь
оценочный смысл, т. е. только то, что иметь их похвально.
Другая причина неадекватности детской самооценки – недостаточное знание ребенком самого себя, слабое развитие его самосознания. Так, дети 3-4 лет, утверждая, что они «помогают, поэтому хорошие»
, в лучшем случае отмечают одни-два факта оказания помощи своим близким. Не мене существенную роль здесь так же играет стремление
ребенка к положительной оценке и самооценке. Р. Х. Шакуров приводит факты, которые говорят о том, что для возникновения у ребенка чувства гордости относительно того или иного качества ему важно знать, что это качество положительно оценивается окружающими. Тогда он смело объявляет себя его обладателем, не задумываясь о том, есть ли оно у него или нет. Изучение детей показывает, что когда ребенок не может подкрепить положительную самооценкой ссылкой на конкретные умения и способности. Это, прежде всего, происходит из-за недостатка знаний о нравственных качествах. Обычно достаточно ребенку напомнить о каком-нибудь достоинстве, связанном в его сознании с положительной оценкой,- и он охотно присваивает его себе. Данную особенность можно проиллюстрировать на примере групповой беседы, Если один ребенок скажет. Что он не боится волка, другие дети, до этого момента затруднявшиеся в обосновании своей смелости, спешат воспользоваться «подсказкой»
. «Похвала фиксирует внимание
ребенка на своих определенных качествах» (С. 56)
. Поэтому, слыша похвалу в свой адрес,
ребенок по мере осознания своего «Я»
постепенно связывает обусловленные положительной
оценкой приятные эмоции со своей личностью. Таким образом, зарождение эмоциональных реакций на похвалу создает внутренние условия для развития положительно-эмоционального отношения ребенка к себе и к своим определенным качествам.
По мере расширения знаний о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения, ребенок получает возможность судить о характере своей деятельности, предвидеть и подготовиться к восприятию возможной оценки своего поведения со стороны присутствующих. Его представления о положительных образцах поведения являются условием формирования чувства гордости за те или иные поступки.И наоборот: уловив в своем поведении действие «не так»
,
ребенок сразу же проектирует на себя отрицательную оценку другого человека и, если она означает утрату «престижа»
, переживает стыд. Наличие в сознании
ребенка связи между отрицательной оценкой и формой поведения имеет серьезное значение для возникновения стыда, В противном случае, по мнению Р. Х. Шакурова, ребенок не воспринимает свое поведение как неправильное и не испытывает стыда даже при наличии сильной отрицательной оценки его поступка в данный момент. Такая оценка оказывается для него неожиданной в силу своей новизны, воспринимается им как несправедливая и обычно вызывает чувство обиды, оскорбления.
Получаемая оценка от других осознается детьми разного возраста по-разному. Так, младшие дошкольники смутно чувствуют несоответствие своего поведения положительному «образцу»
и связанную с эти фактом
оценку окружающих. В старшем возрасте все это осознается значительно отчетливей.
В исследованиях А. А. Люблинской, Н. А. Менчинской, Р. Х. Шакурова установлено влияние косвенной оценки на эмоциональное отношение к проявлениям определенных качеств другого лица и желание овладеть этими качествами. Эти отношения кладут начало формированию соответствующих отношений ребенкак себе и к своему поведению: он «переносит»
на себя те эмоциональные отношения, которые возникали у него ранее к
оцениваемым образцам поведения других людей. У младших дошкольников такой перенос осуществляется опосредованным путем. На первом этапе ребенок переносит на себя только положительное отношение, что объясняется потребностью в положительной оценке. Его самооценка при этом часто не подкрепляется делами. На втором этапе начинается «перенос»
эмоциональных отношений, направленных на достоинства других, на свои собственные действия. Отношение
ребенка к себе как к обладателю «оцененного образца»
начинает все чаще подкрепляться его реальными поступками.
Когда потребность ребенка в положительной оценке и самооценке удовлетворяется беспрепятственно, у него нет стимула для изменения существующего положения. Он продолжает оценивать себя положительно, хотя это не существует действительности. Поэтому ребенок, считает Р. Х. Шакуров, «нуждается в поддержке со стороны других людей; не только сам ребенок, но и взрослый должен видеть его неправильные действия и оценивать их отрицательно (или быть готовыми дать им такую оценку)
»
(С. 153)
.
В зависимости от возраста необходимо менять формы оценочных отношений. В младшем возрасте эффективной оказывается прямая похвала. В среднем дошкольном возрасте для воздействия на эмоциональную сферу ребенка достаточно бывает одного словесного напоминания о необходимости вести себя определенным образом, а подтверждение правильности выполненного действия может служить эффективным подкреплением. В каждой возрастной группе имеются свои специфические особенности реагирования на оценочные воздействия: младшие дошкольники мало обращают внимания на то, в какой мере оценка со стороны взрослых оправдывается его собственным поведением. Но с возрастом ребенок лучше понимает, какую оценку заслуживают его поступки. Внешняя оценка начинает преломляться самооценкой.
Анализ исследований ученых позволил выделить влияние оценки на формирование самосознания и самооценки ребенка
1. Неблагоприятная оценка уровня какого-то вида деятельности ребенка вызывает безболезненное ее восприятие. (Например: Ты не умеешь рисовать. «, «Ты плохо понимаешь. «)
2. При высказывании ребенку неблагоприятной оценки его деятельности, расширяется объем того, что подвергается этой критике. При этом нередко прямо переходят на личность ребенка («Ты не только плохо читаешь, ты еще и хвастаешь, что умеешь читать, ты хвастун! А у самого нос грязный. Грязнуля) А между тем у дошкольников и младших школьников — даже при наличии хорошо развитой способности дифференцировать понятия, пока еще нет доступной взрослому способности полностью дифференцировать свою деятельность и себя.
3. Психотравмирующее действие сознательной стороны низкой оценки усиливается эмоциональной окраской оценивающего высказывания. Обычно низкая оценка взрослых в адрес ребенка выражается в укоряющих, порицающих, наказующих интонациях и нередко — в грубой оскорбительной форме, на что ребенок может реагировать эффективным взрывом отчаяния с последующей апатией (упадок сил)
.
4. Очень значительным психотравмирующим воздействием обладает сравнение ребенка с кем-то другим, противопоставляемым ему как пример, образец. Кроме низкой самооценки, оно создает основу для последующего развития зависти, эгоцентризма и тревожной настороженности к оценкам вообще, а особенно в свой адрес.
Проективные методы
Для них характерен глобальный подход к оценке личности. Испытуемым предлагают закончить предложения, интерпретировать картинки и другое. В этой группе методик нет неправильных или правильных ответов, диапазон решений достаточно широк. Личность оценивают по ее «проекции» в ответах.
Для любой науки существуют свои методы диагностики и исследования, и психология не исключение. Изучаются и разрабатываются новые методы, исследователи комбинируют уже существующие. Все это для того, чтобы всесторонне изучить интересующий объект и углубиться в такую сложную систему, как личность.
Самооценка как важный фактор становления личности (часть I)
Исторически в психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных психологов, сложилось определенное отношение к пониманию самооценки как к важному фактору становления личности. Наибольший вклад в разработку теоретических аспектов самооценки внесли такие советские психологи, как Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Л.И. Божович, М.И. Лисина, В.В. Столин, А.И. Липкина, Е.В. Шорохова. Аналогичный вклад развитие зарубежной психологии в этом направлении внесли такие ученые, как У. Джемс, Ч. Кули, Э. Эриксон, Дж. Мид, К. Роджерс.
0 комментриев В закладки
Эти ученые определили и систематизировали самооценку, выделив ее структуру и основные функции, особенности и закономерности ее формирования. Самооценка рассматривается ими как одно из важнейших личностных образований, которое принимает непосредственное участие в регуляции человеком собственного поведения и деятельности, как независимая характеристика личности, ее ядро и центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.
Самооценке как личностному образованию отводится центральная роль в общем контексте формирования личности. Самооценка играет важную роль в оценке ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости. На основе своих исследований ученые сделали вывод, что принятые личностью ценности составляют основу, ядро для самооценки, определяющее специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования личности.
Кроме того, самооценке отводится немаловажная роль и в рамках исследования проблем самосознания. Она может характеризоваться как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, отражающие специфику понимания ею самой себя.
Таким образом, в психологических исследованиях решаются проблемы связи личности и самооценки, а также самосознания и самооценки. Разные подходы к раскрытию сущности самооценки совершенно не противоречат друг другу, а только лишь вскрывают ее сложность и многозначность как психологического феномена, ее включенность в развитие и функционирование различных психических проявлений личности.
И наконец, еще одним взглядом на природу и формирование самооценки является то, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений сквозь призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В общем аспекте это выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.
В отечественной психологии самооценка изучалась непосредственно в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Психологические исследования в этом направлении сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом аспекте и методологическом аспекте проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности.
Данный вопрос наиболее подробным образом был рассмотрен в работах таких психологов и педагогов как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.С. Рубинштейн и М.Н. Скаткин.
Другая группа исследований рассматривала более специальные вопросы, и прежде всего связанные с особенностями самооценок и их определенной взаимосвязью с оценками окружающих. Среди исследователей этого направления выделяются А.И. Липкина и Е.И. Саванько.
Вам также может быть интересно Самооценка как важный фактор становления личности (часть III)
Самооценка как важный фактор становления личности (часть II)
Самооценка как важный фактор становления личности (часть IV)
Роль самооценки младшего школьника в обучении
Критерии воспитанности личности (Часть 1)
Критерии воспитанности личности (Часть 2)