Доклад на тему: «Эмоциональное восприятие мира, как фактор становления гармонического развития личности ребёнка»

ВОСПРИЯ́ТИЕ, пер­цеп­ция (лат. perceptio), не­по­сред­ст­вен­но-чув­ст­вен­ное от­ра­же­ние ок­ру­жаю­ще­го ми­ра че­ло­ве­ком и жи­вот­ны­ми. Под В. по­ни­ма­ет­ся как сам про­цесс (или со­во­куп­ность пси­хо­фи­зио­ло­гич. про­цес­сов), так и его ре­зуль­тат (образ). В. – од­но из центр. меж­дис­ци­п­ли­нар­ных по­ня­тий фи­лос. тео­рии по­зна­ния, пси­хо­ло­гии, ког­ни­тив­ной нау­ки, ней­ро­фи­зио­ло­гии и сен­сор­ной фи­зио­ло­гии, эс­те­ти­ки, эр­го­но­ми­ки и не­ко­то­рых раз­де­лов ин­фор­ма­ти­ки.

Восприятие и пять чувств

Восприятие является процессом взаимодействия чувств (органов восприятия) с объектами окружающего мира. Всего существует 5 органов чувств:

  • обоняние
  • осязание
  • вкус
  • слух
  • зрение

Всю информацию, полученную во время восприятия, обрабатывает ум, который определяет по определенным категориям воспринимаемый объект. Именно через ум восприятие приобретает оценочный характер, а воспринимаемые объекты приобретают определенные свойства, главными свойствами являются: приятное и неприятное, что соответствует функция ума: принятия и отторжения. Если ум не задействован в процессе восприятия, то воспринимаемые объекты не будут обладать оценочными категориями, а будут обозначаться в соответствии с их качествами: мягкий, громкий, острый и так далее. Тогда как ум будет наделять их приятными или неприятными свойствами: раздражающий, расслабляющий, тоскливый и так далее.

Именно из восприятия человек получает информацию об окружающем мире и изменениях в нём, что позволяет действовать сообразно времени, месту и обстоятельствам. Правильно воспринятая информация порождает точное взаимодействие с окружающим миром, тогда как неправильно воспринятая информация напротив, мешает человеку взаимодействовать с миром. Например, слабое зрение не всегда позволяет человеку узнать знакомого или увидеть надпись. Это техническая сторона восприятия, однако есть куда более значимая вещь.

Основные свойства

Константность

Одним из важных свойств восприятия является контрастность. Впервые, как определённое свойство восприятия, константность была рассмотрена учёными Мартиусом и Вундтом в 1889 году.

Константность восприятия , свойство человека воспринимать предметы в постоянной их величине или цвете, несмотря на их разную отдалённость или освещённость.

Классическим примером такого осознания окружающего может служить автомобиль какой-нибудь одной марки. Мы можем видеть его на расстоянии вытянутой руки или в нескольких десятках метров.

Чем дальше машина будет от нас находиться, тем меньшей она будет по размеру. Но только зрительно. В любом случае мы будем воспринимать это движущее средство именно такого размера, какой мы видим вблизи, то есть в реальных параметрах.

Автомобиль или стена дома белого цвета вечером или ночью будут выглядеть намного темнее, но наше восприятие цвета от этого не меняется.

Стена или автомашина для нас всё равно объективно останется белой.

Если бы этого свойства восприятия не было, человеку пришлось бы постоянно менять своё поведение по отношению к тем или иным объектам. Ведь далеко идущие по дороги люди будут казаться гномами, а дома , кубиками из детских игрушек, но этого, разумеется, не происходит.

Любопытно, что способность человека к константному восприятию формируется в процессе получения жизненного опыта, а не является приобретённым с рождения.

Описаны случаи, когда люди, выросшие в густом лесу, попав впервые на равнину, первоначально воспринимали удалённые предметы, как маленькие.

А люди, которые обретали зрение только после хирургической операции, пытались выпрыгнуть из окна палаты где-нибудь на пятом этаже, реально не оценивая расстояния. Им предметы внизу тоже казались просто маленькими.

Впрочем, человек быстро перестаёт допускать подобные ошибки. Если бы организм не воспринимал предметы, как постоянные по величине на разных расстояниях, изменение зрительных размеров не дало бы нам верно ориентироваться в пространстве.

Предметность

Это свойство восприятия помогает людям и большинству животных воспринимать окружающее не как хаотический набор ощущений, а как наличие определённых объектов.

Оно тоже не развито в живых существах изначально, а приходит в процессе развития ребёнка, вместе с поэтапным познанием окружающего мира.

И. М. Сеченов определил, что этот процесс активизируется во время непосредственного контакта ребёнка с каким-нибудь предметом. Без движения и вообще деятельности человека предметное восприятие мира было бы очень скудным.

Вообще в развитии предметности человеческого восприятия большую роль играет моторика:

  • движение рук, в особенности, пальцев,
  • движение глаз для определения контуров предмета,
  • движение головы и иные перемещения.

Впрочем, и способность именно так воспринимать окружающую среду, отчасти закладываются и биологически. Это видно по поведению детёнышей животных, которые рождаются уже активными.

Например, морские свинки сразу предметно воспринимают образ матери, поилки или кормушки. А вот птенцы воробьёв или голубей имеют очень слабую ориентацию и окружающие предметы реально воспринимают только через определённое время после появления на свет.

Любопытно, что в первые дни очень слабо ориентируются и щенки собак.

Но потом предметное восприятие у них активно развивается и становится гораздо осмысленнее, чем у морских свинок.

Видимо, потому, что его им приходится постепенно приобретать, развивая не только органы чувств, но и мышление.

Целостность

Ещё одна характерная особенность нашей психики. Определённый предмет, явление или образ воспринимается, как нечто целое, а не разрозненное.

Понятнее говоря, видя нос, рот и уши на теле человека мы не воспринимаем их по отдельности, как нечто функционирующее самостоятельно.

Точно так же и дом не считается набором отдельно расположенных досок, кирпичей и пр. Здесь большое значение имеет тоже получаемый в жизни предыдущий опыт.

Например, видя стоящего к нам боком незнакомца, мы замечаем лишь одну его руку, если вторая не вытянута вперёд. Но в сознании уже сохранён образ человека, как существа с двумя руками, ушами и пр. Мы как бы дорисовываем целостный образ, его не видя.

Любопытно, что иногда это дорисовывание может несколько искажать целостное восприятие, особенно у ребёнка. Если, скажем, отец ребёнка , высокий человек и носит усы, усатые люди будут сразу казаться его маленькому сыну несколько выше остальных людей.

Осмысленность

Восприятие явления и предмета неразрывно связано с мышлением человека.

Восприятие доставляет в мозг информацию, мышление обрабатывает, осмысливает его и ставит задачу, как с этой информацией поступить.

Увидев незнакомый предмет, человек сразу пытается его узнать, сравнить с чем-то, что уже известно или хотя бы похоже. То есть, в данном случае, восприятие не просто составляет как бы фотографию увиденного, оно ещё постоянно ищет выход из создавшейся ситуации, осмысливает её.

Скажем, в поисках выхода в незнакомом помещении мы натыкаемся на запертую дверь. Органы чувств сигнализируют, что прохода здесь нет, но это ещё не всё. Совместно с мышлением начинается поиск ключа, отмычки или чего-либо подобного.

Так осмысленность восприятия способно изменить состояние увиденного предмета или явления.

Структурность

Это свойство восприятия неразрывно связано с его целостностью. Часто для объективного понимания того или иного явления человеку необходимо понять его структуру. Это осознание приходит не сразу:

  1. При прослушивании какой-нибудь новой мелодии человеческий слух не сразу воспринимает отдельные её ноты и фрагменты, их узнавание происходит постепенно, вместе с тем, наиболее полное ощущение этой музыки, восприятие её придёт именно с распознаванием этих фрагментов.
  2. Нередко познание каких-либо сложных механизмов приходит лишь с изучением их строения, иногда большой объект в целом без изучения его структуры сложно воспринимать вообще.
  3. Структурное восприятие особенно присуще маленьким детям, знакомясь с новыми игрушками, они нередко их разбирают.

Апперцепция

Так называют зависимость восприятия сознанием действительности от общего психологического состояния человека и его образа жизни.

В чем это проявляется:

  1. Обычно любой новый предмет мы автоматически сравниваем с тем, что уже когда-то видели, например, напоминает он круг, треугольник или ещё какую-нибудь геометрическую фигуру, дети многие деревья или кусты связывают с каким-нибудь животным или игрушкой.
  2. Апперцепция напрямую зависит от возраста и уровня знаний: ребёнок любую окружность кругом и воспринимает, взрослый человек может тут же отметить центр окружности, возможный диаметр и пр.
  3. Большое значение имеет опыт или склонности, та же окружность любителю цирка напомнит, скорее всего, арену, а школьнику она напомнит уроки геометрии.
  4. Большое значение имеет настроение человека, его ролевое значение в семье, профессиональные склонности , повар, например, быстро определит рецепт блюда, а обычный любитель покушать наскоро некоторые ингредиенты, скорее всего, и не заметит.

Восприятие и ум

Из восприятия, в которое задействован ум, возникают страхи и желания.

Желания возникают из процесса взаимодействия органов восприятия с объектами вожделения. Созерцание красивой девушки вызывает желание, ровно, как и дегустация вкусной пищи. Такое восприятие порождает определенные колебания ума, которые и называются желанием. Эти желания создают неудовлетворенность в сердце человека, вынуждая его следовать их прихотям. Неудовлетворенное желание приносит страдание, а удовлетворенное – новые желания более значимого порядка. Насладившись вкусной едой, возникнет желание вкусить ещё более вкусную еду. Такое вовлечение ума в восприятие создает определенные трудности, так как желания, в конечном итоге, всё равно приводят человека к страданию, так как удовлетворять их вечно просто невозможно.

Страхи возникают из восприятия объектов, которые потенциально способны принести человеку страдания или лишить возможности удовлетворить желания. Неспособность воспринимать что-то также порождает страх. Однако, страх, равно как и желание порождает ум, по этой причине страх является колебанием ума, который вынуждает человека избегать источника потенциальных страданий. Воспринимая агрессивного человека, ум воспринимает его через призму возможной опасности, а потому такие люди вызывают страх, хотя ум опасается именно нападения и причинения вреда, а не столько самой агрессия. Высота вызывает страх также из-за опасности, хотя ум опасается именно падения.

Ум воспринимает смыслы, которые способны принести радость или страдание. Через органы восприятия ум способен приобрести определенное умонастроение, если, например, услышит приятные или неприятные слова, или новости. Такое умонастроение определяется наполнением ума, и новая информация, приходящая извне, будет постоянно менять умонастроение, если ум сильно вовлечен в процесс восприятия.

Помимо этого, ум является источником ожиданий, которые выстраивают определенный сценарий событий. Если реальность не согласуется с этим сценарием, то человек испытывает гнев, разочарование или тоску, в зависимости от характера. Так или иначе, вовлеченный в восприятие ум становиться причиной эмоциональных проблем и отсутствия контроля над чувствами и эмоциями, что создает крайне трудный фон не только для взаимодействия с окружающими, но и для собственного ощущения в самом себе. Чувства вины, стыда, обиды приходят именно как последствие отсутствия контроля чувств и эмоций. Эти чувства нельзя назвать приятными или незначительными. Очень часто именно такие чувства мешают людям полноценно жить.

Сами по себе события и мир вокруг нас не представляет ни хорошего, ни плохого. Не разумно печалиться о том, что может произойти и о том, что уже произошло. Ум постоянно вовлекает человека в прошлое или будущее, порождая то желания, то страхи, тем самым превращая человека в зависимого от собственных чувств.

Будущее счастье сводит человека с ума и заставляет его строить воздушные замки, а будущее страдание приводит человека в печаль и уныние, порождает страхи и беспокойства. Счастье в прошлом порождает тоску и желание вернуться, а страдание в прошлом порождает неприятные воспоминания из-за пережитых впечатлений.

Восприятие и впечатления

Впечатления порождаются именно из-за восприятия, в котором задействован ум. Чем острее человек воспринимает события, тем более яркие становятся впечатления. И плохие, и хорошие. Это объясняет почему жизнь многих людей похожа на эмоциональную горку – то вверх, то вниз. Причиной этому является чрезмерно активный ум, который является главным стимулом и побуждением к деятельности. Люди, чьим начальником является ум, а не разум, находятся под его влиянием, живут эмоциями и переживаниями, категориями приятного и неприятного, принятия и отторжения. Все это сковывает людей, так как достижение приятного требует совершение неприятных действий. Это, в свою очередь, вводит в уныние и является причиной выгорания, так как ожидания очень часто не соответствуют действительности.

Впечатления оставляют определенный отпечаток в сознании человека, который будет проявляется при повторном восприятии объекта, который вызывал это впечатление. Например, если человек отравиться каким-то продуктом, то его запах будет ещё долгое время вызывать отвращение, а если человек во время определенной деятельности будет испытывать положительные впечатления, то и спустя время он будет воспринимать такую деятельность приятной, даже не занимаясь ей. Последний случай очень часто бывает связан не с самой деятельностью, а с её восприятие в прошлом. Так, например, могли происходить какие-то иные события, на фоне которых определенная деятельность казалась человеку приятной. Или жизнь в целом давала ему в тот период белую полосу.

Впечатления формируют отношения к чему-либо или кому-либо, а также создают эмоциональный оттенок для воспоминаний, что крайне сильно влияет на восприятие определенного объекта. Неприятные воспоминания связанные с определенным объектом, пусть даже и не вызванные им, будут негативно отражаться на то, как человек воспринимает этот объект. С точки зрения осознанной жизни – это очень важно понимать, чтобы не попадать в ловушку восприятия.

С другой стороны, эти знания можно использовать для закрепления определенной деятельности, создавая ей положительный эмоциональный фон, что подкрепит как мотивацию и дисциплину, так и сам результат. Самым важным делом, которому человек посвящает жизнь, лучше заниматься в приятной обстановке, что поможет не только создать положительный фон, но и подкрепить желание заниматься этим в дальнейшем.

Также следует понимать и то, как впечатление способны оказывать влияние на других людей. Контроль чувств и эмоций не только позволит нам, а не уму решать, какие люди нам нравятся, а какие нет, но и контролировать свои поступки и слова, что даст возможность свободно оказывать положительное впечатление.

Рекомендуем также эту статью: Сети иллюзии: как избавиться от иллюзии?

Восприятие в нейрофизиологии и нейропсихологии

­ Ней­ро­ког­ни­тив­ные ис­сле­до­ва­ния В. про­во­дят­ся на разл. уров­нях ор­га­ни­за­ции: от мо­ле­ку­ляр­ных и ней­рон­ных ме­ха­низ­мов до це­ло­ст­но­го по­ве­де­ния и лич­но­сти. Пер­вич­ные, вто­рич­ные и ас­со­циа­тив­ные (ин­тер­мо­даль­ные) зо­ны ка­ж­дой из сен­сор­ных сис­тем вклю­ча­ют мно­же­ст­во ней­роа­на­то­мич. под­сис­тем, чис­ло ко­то­рых толь­ко в слу­чае кор­ти­каль­ных ме­ха­низ­мов зри­тель­ной сис­те­мы пре­вы­ша­ет 30. Вы­яс­не­ны ней­рон­ные ме­ха­низ­мы зре­ния и слу­ха, обес­пе­чи­ваю­щие В. раз­но­об­раз­ных сен­сор­ных при­зна­ков, та­ких как вы­со­та то­на, ори­ен­та­ция, цвет и т. п. Ие­рар­хич. объ­е­ди­не­ние ин­фор­ма­ции о при­зна­ках по­зво­ля­ет вы­де­лять и иден­ти­фи­ци­ро­вать пред­ме­ты и со­бы­тия (ка­те­го­ри­за­ция), вклю­чать их в кон­текст эмо­цио­наль­но­го со­стоя­ния, на­лич­ных по­треб­но­стей и за­дач. В слу­чае зре­ния та­кое объ­е­ди­не­ние свя­за­но с т. н. вен­траль­ным по­то­ком пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции, ко­то­рый ве­дёт от пер­вич­ных и вто­рич­ных зон зри­тель­но­го ана­ли­за в за­ты­лоч­ных об­лас­тях ко­ры к её ниж­не­ви­соч­ным струк­ту­рам. Дру­гой, дор­заль­ный по­ток ве­дёт от за­ты­лоч­ных до­лей (и, воз­мож­но, суб­кор­ти­каль­ных струк­тур) к зад­ним от­де­лам те­мен­ных до­лей и да­лее в лоб­ные об­лас­ти ко­ры и обес­пе­чи­ва­ет бы­ст­рую про­стран­ст­вен­ную ло­ка­ли­за­цию объ­ек­тов, а так­же ре­гу­ли­ру­ет сен­со­мо­тор­ные взаи­мо­дей­ст­вия с ни­ми. Ана­ло­гич­ные дан­ные об ана­то­мо-функ­цио­наль­ном раз­де­ле­нии про­цес­сов ло­ка­ли­за­ции и иден­ти­фи­ка­ции по­лу­че­ны и в от­но­ше­нии ме­ха­низ­мов слу­хо­во­го вос­при­ятия.

Важ­ным мо­мен­том совр. ис­сле­до­ва­ний яв­ля­ет­ся ма­те­ма­тич. мо­де­ли­ро­ва­ние функ­ций В. и реа­ли­за­ция та­ких мо­де­лей с по­мо­щью ком­пь­ю­тер­ных сис­тем рас­по­зна­ва­ния об­ра­зов. Рас­про­стра­нён­ным сред­ст­вом мо­де­ли­ро­ва­ния В. слу­жат т. н. ис­кус­ст­вен­ные ней­рон­ные се­ти, де­мон­ст­ри­рую­щие воз­мож­ность обу­че­ния и по­сте­пен­ной оп­ти­ми­за­ции сво­ей ра­бо­ты.

Чувства и желания

В контексте восприятия, очень важно понимать что именно в процессе восприятия рождаются как страхи и желания, так и умонастроения и состояние человека в целом. Это очень похоже на жидкость в сосуде. Если вливать в сосуд грязь – то и сам сосуд останется грязным, даже после того, как оттуда убрали жидкость. Если вливать в сосуд чистую воду, то и сам сосуд очиститься, даже после того, как воду вылили. Различные раздражители очень опасны для восприятия, так как не только не несут никакого смысла, но и загрязняют сознание человека. Такими раздражителями являются бессмысленные и неумеренные развлечения, пустые разговоры или споры, новости, которые часто передают по СМИ. Особенно новости негативно влияют на ум человека, так как плохие новости вызывают сильный стресс, но сам человек ничего не может сделать в ответ, он вынужден лишь наблюдать, что приводит к накоплению стресса и, как итог, эмоциональной подавленности, депрессии или хронического стресса.

В то же время, восприятие информации, которая позволяет измениться человеку в лучшую сторону позволяет более полноценно раскрыть жизнь, потенциал, таланты, а также очиститься от различного рода вредных привычек и отрицательных качеств, что в свою очередь приводит к увеличению счастья и уровня жизни. Как внешней, так и внутренней. Культивирование положительных качеств с помощью такого рода информации – путь к разумной жизни и эволюции сознания.

Процесс притупления восприятия

Случается и так, что люди перестают воспринимать жизнь вокруг себя, она им кажется пустой или безвкусной. Не испытывая никаких желаний, в то же время пребывая в скверном настроении апатии, уныния и скуки, человек страдает от притупленного восприятия, которое является следствием истощения способности ума воспринимать окружающий мир. С нейробиологической точки зрения, это означает что постоянное восприятие рецепторами определенных нейромедиаторы, притупило процесс восприятия, сделав сами рецепторы более грубыми. По этой причине, человек не может находиться постоянно только в счастье или только в страдании. Потому что восприятия счастья или страдания притупляется со временем. В таком состоянии мозг не обработав большой объем информации, который поступил в прошлом, не может обработать входящий поток данных, что порождает неспособность воспринимать мир правильно, скоординированною.

В случае притупленного восприятия, человеку может помочь простой отдых для чувств, который заключается в отдыхе от воспринимаемых объектов, которые нагружают мозг. Это все внешние воспринимаемые объекты. Таким образом, человеку стоит провести отдых, для которого достаточно абстрагироваться от всей информации какое-то время полежать в полудреме. За это время, освободившись от процесса получения информации, мозг обработает необходимую информацию и будет способен дальше воспринимать окружающий мир. Такой полудрем может длиться от 15 минут до 2 часов, в зависимости от степени загруженности.

Подобно телу человека, уму также необходимо напряжение, которое проявляется во время волевого труда, когда человек дисциплинирует себя. Такое напряжение создает способность ума действовать целенаправленно и быть в тонусе. Отсутствие таких волевых усилий делает ум аморфным, слабым и неспособным к любому волевому напряжению, что делает не только невозможным контроль чувств и эмоций, но и не позволяет человеку действовать свободно, так как ум постоянно будет стремиться к отказу от любого вида деятельности либо находя оправдания, либо из-за умонастроения.

Восприятие в истории философии и психологии

В. трак­то­ва­лось в фи­ло­софии как вид по­зна­ния, от­лич­ный от ощу­ще­ний («ато­мов» В., ото­бра­жаю­щих лишь отд. ка­че­ст­ва вос­при­ни­мае­мо­го ми­ра, та­кие как «хо­лод­но», «свет­ло» и т. п.) и мыш­ле­ния. В цен­тре фи­лос. рас­смот­ре­ния В. бы­ли во­про­сы о спе­ци­фике В. и об ис­тин­но­сти по­лу­чае­мых с помо­щью ор­га­нов чувств зна­ний. Ил­лю­зии вос­при­ятия и псев­до­вос­прия­тие (сно­ви­де­ния, гал­лю­ци­на­ции) по­слу­жи­ли ос­но­вой для кри­ти­ки чув­ст­вен­но­го по­зна­ния пред­ста­ви­те­ля­ми ра­цио­на­лиз­ма. Г. В. Лейб­ниц опи­сал В. (пер­цеп­цию) как со­стоя­ние не­яс­но­го соз­на­ния, по­сте­пен­но пе­ре­хо­дя­ще­го под влия­ни­ем вни­ма­ния (ап­пер­цеп­ции) в со­стоя­ние от­чёт­ли­во­го и ос­мыс­лен­но­го осоз­на­ния пред­ме­та. И. Кант по­ка­зал, что на­ми все­гда вос­при­ни­ма­ет­ся не­рас­чле­ни­мое да­лее един­ст­во чув­ст­вен­ных дан­ных и ка­те­го­рий рас­суд­ка; вся­ко­му ак­ту В. пред­ше­ст­ву­ют, как ми­ни­мум, ап­ри­ор­ные ка­тего­рии про­стран­ст­ва и вре­ме­ни. В фи­лосо­фии эм­пи­риз­ма от­гра­ни­че­ние В. от ощу­ще­ний и от пред­став­ле­ний про­во­ди­лось на ба­зе пред­по­ло­же­ния об объ­е­ди­не­нии ощу­ще­ний в В. и В. в пред­став­ле­ния на ос­но­ве прин­ци­па ас­со­циа­ции (Т. Гоббс, Дж. Локк).

Для экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ний В. боль­шое зна­че­ние име­ло соз­да­ние в сер. 19 в. ме­то­дов из­ме­ре­ния ин­тен­сив­но­сти сен­сор­ных впе­чат­ле­ний Э. Г. Ве­бе­ром и Г. Фех­не­ром (см. Пси­хо­фи­зи­ка), а так­же из­ме­ре­ние ско­ро­сти про­ве­де­ния нерв­но­го раз­дра­же­ния Г. Гельм­голь­цем и хро­но­мет­рич. опы­ты голл. оф­таль­мо­ло­га Ф. К. Дон­дер­са. Од­но­вре­мен­но про­ис­хо­ди­ло уточ­не­ние ана­то­мо-фи­зио­ло­гич. строе­ния ор­га­нов чувств и центр. моз­говых ме­ха­низ­мов ана­ли­за сен­сор­ных дан­ных разл. мо­даль­но­стей, вы­явив­шее, напр., роль за­ты­лоч­ных от­де­лов ко­ры для про­цес­сов зре­ния и верх­них ви­соч­ных струк­тур для слу­ха (К. Брод­ман).

До­ми­ни­рую­щей тео­ри­ей В. во 2-й пол. 19 в. ста­ла тео­рия бес­соз­на­тель­ных умо­зак­лю­че­ний Г. Гельм­голь­ца, со­глас­но ко­то­рой В. стро­ит­ся по схе­ме ре­ше­ния сил­ло­ги­стич. за­дач: на ос­но­ве зна­ния ти­пич­но­го со­от­но­ше­ния па­ра­мет­ров сти­му­ла и свойств пред­ме­тов (боль­шая по­сыл­ка сил­ло­гиз­ма) и зна­ния па­ра­метров сен­сор­но­го сти­му­ла (ощу­ще­ния – ма­лая по­сыл­ка) де­ла­ет­ся очень бы­ст­рый, не­дос­туп­ный для осоз­на­ния вы­вод о свой­ст­вах пред­ме­тов. Пер­вые на­уч. на­блю­де­ния дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти (дви­же­ний рук, ощу­пы­ваю­щих пред­мет, и дви­же­ний глаз), со­про­во­ж­даю­щей про­цес­сы В., по­слу­жи­ли ос­но­вой для ран­них ги­по­тез о сен­со­мо­тор­ной ос­но­ве В., вни­ма­ния и соз­на­ния (Н. Н. Лан­ге, Т. Ри­бо, И. М. Се­че­нов).

Восприятие других людей

С помощью органов восприятия мы внешне воспринимаем других людей, а умом воспринимаем их внутренне, более тонко, наделяя определенными качествами и критериями, которые могут отличаться от истины. Дело в том, что восприятия ума носит оценочный и предвзятый характер, ведь именно из ума рождается деление людей на частные и общие признаки, которое окрашено негативными аспектами. Если разум делит так людей для анализа, а не для особенного отношения, то ум так поступает именно для того, чтобы относиться к определенному человеку определенным образом. Однако, каждый человек – это человек, со своими достоинствами или недостатками. Уникальная личность. Не понимая этого, наш ум будет постоянно разделять людей на тех кто похож на нас, и тех кто не похож на нас. На тех, кто способен принести нам удовольствие и тем, кто не способен. Показатель зрелого человека – это равное отношение ко всем людям, вне зависимости способны ли они принести ему счастье или нет.

Восприятие умом других людей приводит к их «типированию». Наделению определенных качеств, чаще всего негативных. Однако сам процесс заострения внимания на недостатках чаще всего приводит к расфокусировке внимания на самих себя, что соответственно не позволяет нам выделять в себе эти качества и бороться с ними. Это главная причина почему не стоит искать недостатки в других, а стоит поискать в себе. Ведь выделяя недостатки других мы сами по себе не становимся лучше, ведь не можем этого изменить просто указывая на это или рассуждая. Но выделяя недостатки в себе, мы получаем широкий набор возможностей для улучшения своей индивидуальности и развития.

Следует воспринимать других людей без оценки, просто выделяя их качества для более правильного и точного взаимодействия, что позволит обходить острые углы и находить способы правильного контакта. Это позволит строить свободное общение, без эмоционального контекста, что избавляет от большого количества недоразумений.

Итак, восприятие – это процесс взаимодействия чувств с окружающим миром. Самым важным моментом в понимании восприятия являются то, как на него влияет ум. Ум дает оценочную характеристику всему, исходя из принятия чего-либо или отторжения. Восприятие с активным умом порождает множество желаний и страхов, а также чувств и эмоций. Впечатления также порождаются в ходе восприятия, формируя отношения человека к определенному объекту, идеи или человеку.

Из-за того, что восприятие порождает умонастроение очень важно соблюдать чистоту восприятия, отказываясь от того, что засоряет ум и способствует деградации сознания. В свою очередь, восприятие людей с эмоциональной точки зрения часто приводит к предвзятому отношению и недопониманию, что определенно мешает людям строить коммуникацию.

Восприятие очень тонкий процесс, поняв который возможно корректировать своё отношение к окружающим вещам, воспринимая вредное – неприятным, а полезное – приятным, что позволит встать на совершенно новый уровень развития личности, навыков и жизни в целом. Удачи.

Прикладное значение исследований восприятия

Зна­ние за­ко­но­мер­но­стей В. иг­ра­ет ре­шаю­щую роль для та­ких об­лас­тей че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, как ис­кус­ст­во, ар­хи­тек­ту­ра, ди­зайн, рек­ла­ма, пи­ще­вая и пар­фю­мер­ная пром-сть, ки­но и ин­ду­ст­рия зву­ко­за­пи­си и др. Важ­ное зна­че­ние име­ет ис­сле­до­ва­ние за­ко­но­мер­но­стей фор­ми­ро­ва­ния эс­те­тич. В. де­тей и под­ро­ст­ков. Де­таль­ное изу­че­ние ме­ха­низ­мов на­ру­ше­ний В. в ре­зуль­та­те за­бо­ле­ва­ний и ло­каль­ных по­ра­же­ний моз­га, ве­ду­щих к аг­но­зии, афа­зии, глу­хо­те, сле­по­те, по­мо­га­ет в раз­ра­бот­ке ме­то­дов кор­рек­ции, уси­ле­ния и про­те­зи­ро­ва­ния сен­сор­ных и пер­цеп­тив­ных воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка. К боль­шо­му клас­су при­клад­ных ис­сле­до­ва­ний В. от­но­сят­ся ра­бо­ты по мо­де­ли­ро­ва­нию ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей В., рас­по­зна­ва­нию лиц и эмо­ций. Боль­шое прак­тич. зна­че­ние име­ет соз­да­ние муль­ти­ме­дий­ных ин­фор­мац. сис­тем (напр., для ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний) и сис­тем вир­ту­аль­ной ре­аль­но­сти (напр., раз­ра­бот­ка тре­на­жё­ров, ими­ти­рую­щих ус­ло­вия В. и дей­ст­вия в спец. ви­дах проф. дея­тель­но­сти).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]