Консультация для родителей «Социальные чувства: искусство жить в обществе»


Социальные чувства

Главная страница | Контакты | Случайная страница АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Консультация для родителей «Социальные чувства: искусство жить в обществе»

Ирина Барсукова

Консультация для родителей «Социальные чувства: искусство жить в обществе»

Каждые родители традиционно обращают внимание на развитие умственных способностей ребенка, стараются в первую очередь познакомить с различными предметами окружающего мира. Выходя с малышом на прогулку, мама старается показать, рассказать ребенку о деревьях, птицах, разных насекомых. Дома рассматривая книжки, читая сказки с красивыми иллюстрациями, обращает внимание на сказочных героев. Некоторые родители пытаются уже в три года научить ребенка считать до десяти, а также знакомят с буквами.

Правила поведения малыш усваивает, наблюдая за взрослыми окружающими его дома. Родители, старшие братья и сестры являются основным источником для формирования социально обусловленных чувств.

Маленький ребенок всеми силами стремится к гармонии своего внутреннего мира с миров внешним.

Построение отношений непростая задача для ребенка. Обучение способам общения с людьми начинается с усвоения внешних форм выражения их желаний, стремлений. Речь идет не столь о поступках, сколько об эмоциях, проявления которых ребенок наблюдает с первых дней жизни. Сначала это эмоции матери по отношению к малышу. Чуть позже ребенок сталкивается с проявлением эмоций других взрослых – как по отношению к нему самому, так и по отношению друг к другу. На формирование социальных чувств оказывают влияние и те и другие.

Так что же такое «социальные чувства»

?

Социальные чувства не даны от рождения, их необходимо формировать с двух, трех лет. Именно в этом возрасте начинается формирование уверенности в себе, гордости, стыда, совести, любви к близким людям. С ростом самосознания ребенок способен испытывать чувство долга, ответственности.

Как же формируются социальные эмоции?

В отличие от взрослых ребенок еще не научился анализировать причины своих неудач – слишком мал его жизненный опыт. Однако ребенок четырех лет уже способен задуматься почему, например папа на него сердится, а мама отказалась от покупки мороженного. Выводы, которые делает малыш, существенно отличаются от ожидаемых взрослыми.Логика ребенка может привести к умозаключению: «Меня не любят»

,
«Я ни кому не нужен»
и т. д. Испытывая переживания, ребенок совершенствует свои, пока еще примитивные, попытки самоанализа. Поэтому
родителям не стоит огорчатся по поводу того, что ребенок обижается или плачет. Он еще не умеет направлять свою отрицательную эмоцию на поиск тех причин, которые привели к неудачному поведению. Когда ребенок научится этому, плач и капризы станут постепенно исчезать.
«Чем больше любви в детстве получил ребенок, а точнее сказать, чем лучше родители дали ему понять, что они его любят, чем более адекватными способами показывали свою любовь к ребенку (говорить о своей любви ребенку очень важно, но только этого не достаточно, тем легче будет ребенку потом в жизни и тем большего он достигнет».

Р. Кэмпбелл

Разберемся в аспектах формирования культуры эмоций.

1. Негативные эмоции. При каждом проявлении негативных эмоций следует вместе с ребенком разобраться в том, почему его ожидания не совпали с результатом. Делать это надо тактично, ни в коем случае не ущемляя достоинства ребенка. Взрослый и ребенок – партнеры, которые ищут варианты преодоления конфликтной ситуации.Выходов из этой ситуации как минимум два: оставить все как есть, объяснив причины невозможности изменения ситуации, или внести изменения в привычные установки.

Пример:

«Ваня надеялся, что за ним в детский сад, как всегда, придет мама и они вместе пойдут в парк. Но за мальчиком приехала бабушка и сказала, что мама занята и придется сразу поехать домой. Ваня очень расстроился, и у него на глазах появились слезы. Бабушка, заметив их, подумала, что внук не желает общаться с ней. Она стала его торопить, повышая голос. Мальчик совсем расплакался.

В приведенном примере установка ребенка «меня должна забрать мама»

не совпала с реальной ситуацией. Ребенок еще слишком мал, чтобы объяснить причину своего огорчения.В таком случае бабушке следовало иначе повести разговор с внуком: «Ванечка, ты ждешь маму? Мама сегодня, к сожалению, очень занята, ей дали на работе срочное задание. Она, очень расстроилась, что сегодня не сможет пойти с тобой в парк. Завтра вы обязательно туда сходите. А сейчас давай соберемся, пойдем домой и будем вместе ждать маму. Ты согласен?»

Такой или схожей формой общения с ребенком взрослый человек может заранее предупредить проявление отрицательной эмоции и сгладить ее проявление.

По мере взросления, ребенка следует обучать методам самостоятельного поиска причин того, что не все его желания могут реализоваться в полной мере. Необходимо постепенно формировать умение спокойно, воспринимать те ситуации, когда приходится временно отказываться даже от привычных давно ожидаемых удовольствий. Именно так утверждается у человека способность контролировать свои отрицательные эмоции уже в раннем детстве.

2. Позитивные эмоции. Положительные эмоции возникают тогда, когда результат превосходит наши ожидания, то есть жизнь преподносит некий сюрприз. Например, ребенок давно мечтал о подарке. Но подарок, обещанный, родителями оказался лучше, чем представлялся в мечтах. Такое приятное несовпадение действительности с установкой ребенка вызывает большую радость.

Кажется, что никакого специального воспитания подобных эмоций не требуется, ведь это так естественно – выражать восторг. Однако и в этом случае существуют некоторые правила. Ребенок, которого не учили способам проявления радости, восторга, может проявлять свою радость настолько сильно, что в конечном итоге его действия будут отрицательно оценены окружающими.

Заметим, что сила положительных эмоций бывает достаточно велика и такие эмоции также требуют выхода. Ребенок в силу особенностей его развития еще не может сам самостоятельно направлять их в другое русло. Как же быть? Возможно, родителям стоит поддержать желание ребенка разделить с ними радость? Ведь всегда приятно видеть, как малыш весел, улыбается и чувствует себя очень довольным. Но, скорее всего, механизм направленности положительных эмоций должен быть тот же, что и у отрицательных. То есть, позволив ребенку выразить свою радость, необходимо еще раз проговорить о том,что ее вызвало: «Тебе очень понравился подарок? Я очень рада!»

. Затем переключить внимание на другую деятельность,то есть направить энергию в другое русло:
«А теперь давай попробуем разложить игрушки …»
После того как ваш ребенок поймет, что вы разделяете его
чувства, понимаете их, он вполне может занять себя самостоятельно. Со временем ребенок научится контролировать свои эмоции, пока же ему необходимо в этом помогать.
3. Уместность проявления чувств. Маленький ребенок эгоцентричен. Поэтому, выражая бурно свой восторг, он не обращает внимание на плохое самочувствие или настроение окружающих, считая, что все вокруг должны чувствовать тоже, что и он. Однако в возрасте трех – пяти лет у ребенка развивается эмпатия – способность сопереживать. Если в семье родители всегда относятся к друг другу с чуткостью, ребенок перенимает этот способ отношения к людям. Правда, и умение сопереживать не приходит само собой. «Бабушка болеет поэтому мы сегодня постараемся вести себя потише»

,или:
«У папы был трудный день, давай не будем ему мешать»
. Ребенок способен понять если не смысл, то необходимость уважительного отношения к эмоциям и
чувствам других.
Пусть вашему ребенку и не сразу удается выражать свои эмоции с учетом характера ситуации, однако при соответствующей воспитательной работе взрослых, их способности понять потребности и желания малыша уже в четыре – пять лет он сам может задать себе установку на поведение, которое наиболее приемлемо в конкретной ситуации.

Социальные эмоции

эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей.

К важнейшим социальным эмоциям, регулирующим характер межличностных отношений, обычно относят смущение, застенчивость, зависть и ревность. Рассмотрим некоторые из их подробнее.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

Группа британских психологов под руководством М. Аргайла провела ряд исследований влияния различных видов взаимоотношений на ощущение счастья и удовлетворенности. Ими была выявлена следующая иерархия видов взаимоотношений: наиболее значимым источником удовлетворения является супруг (супруга). Близкие родственники и друзья занимают следующее место, сотрудники по работе и соседи находятся на последних местах. При этом было выявлено три фактора, определяющих степень удовлетворенности: материальная (осязаемая) помощь, эмоциональная поддержка (включая степень доверительности и самораскрытия, обращение к другому как к доверенному лицу) и общность интересов.

Почему брак настолько значим? При сравнении поведения супругов в счастливых и конфликтных браках оказалось, что в счастливых браках положительные высказывания существенно преобладают над отрицательными и особенно над критическими. В дисгармоничных браках очень часты ссоры, к которым мужья относятся более негативно, чем жены. Для гармоничных браков характерно преобладание положительных невербальных поведенческих актов (например, поцелуи, подарки, помощь). Для них типичны большая удовлетворенность интимной жизнью, большее количество часов, проводимых вместе, согласие в финансовых вопросах и совместный подход к решению возникающих проблем. Важнейшее значение имеют взаимное подкрепление и поддержка. Каждый из партнеров привносит что-то свое, а секс и общение одновременно служат поощрением обоим.

Брак

таит в себе источники всевозможных конфликтов. Однако в нем заложены и великолепные возможности для удовлетворения. В одном исследовании были получены результаты, согласно которым степень супружеской удовлетворенности можно предсказать исходя из следующих данных: частота интимной жизни минус число ссор. Общая удовлетворенность зависит от сбалансированности этих двух составляющих.

Дружба –

самостоятельный источник счастья. Она менее значима, чем брак или семейная жизнь, но более важна, чем работа или отдых (хотя для разных возрастных групп это соотношение может меняться). Дружба важна более всего для молодежи, с подросткового возраста и до вступления в брак. В это время она является основным видом взаимоотношений и снова становится значимой в пожилом возрасте, после того, как уход на пенсию или потеря близких людей сокращают число человеческих связей. В промежутке между этими двумя периодами семья и работа занимают гораздо больше времени, чем дружба. Обнаружено интересное различие между полами: женщины образуют более тесные дружеские взаимоотношения, чем мужчины, и ведут более интимные разговоры. Они более склонны к самораскрытию, в то время как мужчины – к совместной деятельности и совместным играм.

В ходе одного из исследований было выявлено, что друзья вместе едят, пьют, беседуют, вместе проводят досуг. Сочетание общения с едой и выпивкой кажется самой характерной чертой дружеских встреч. Друзья моментально поднимают друг другу настроение либо в форме забав и развлечений, характерных для детей и молодежи, либо в более спокойной форме, свойственной людям старшего возраста.

Обнаружено, что люди нуждаются в друзьях по трем причинам:

1) материальная помощь и информация, хотя друзья обеспечивают ее в меньшей степени, чем семья или сослуживцы;

2) социальная поддержка в форме совета, сочувствия, доверительного общения или просто общность взглядов на мир (для некоторых замужних женщин друзья в этом отношении более важны, чем мужья);

3) общность интересов, совместные занятия, общие игры.

Социальные навыки и умения находить и сохранить дружеские взаимоотношения включают способность к поддерживающему стилю в общении, оказание взаимных услуг и выражение дружеской привязанности. Важным является умение общаться с третьими лицами. Друзья приходят не поодиночке: каждый несет с собой связи с целой группой своих друзей и знакомых, и очень важно научиться правильно общаться с этой системой дружеских контактов. Дружба может распасться, если люди ревниво относятся к другим взаимоотношениям своих друзей, не умеют хранить тайны или не могут постоять за друга в его отсутствие.

Источником достаточно сильных социальных эмоций являются родственники,

в особенности родные (брат или сестра), родители и взрослые дети. При встречах они обычно вместе едят и делятся семейными новостями. Им просто приятно быть вместе. При необходимости они готовы оказать существенную помощь, например, присмотреть за детьми, помочь деньгами, оказать поддержку в случае затруднений на работе или при иных неприятностях. Вместе с тем родственники гораздо реже вместе проводят досуг (здесь друзья имеют преимущество), кроме того, между родственниками чаще наблюдаются совершенно различные отношения к жизненным ценностям и образу жизни. Брат и сестра – одна из самых сильных связей, вызывающих удовлетворение, но между ними складываются сложные взаимоотношения. Они могут переживать сильное чувство общности и единения, но вместе с тем и чувство ревности и соперничества, возникающее еще в раннем детстве.

Объяснением значимости родственных связей может служить следующее: в течение продолжительного совместного проживания с раннего детства в одной семье происходит формирование своего рода условно-рефлекторных связей. Другая гипотеза состоит в том, что люди заботятся о благосостоянии своих генов и, следовательно, о тех, кто обладает такими же генами. Женщины обычно сильнее включены в родственные связи, чем мужчины, особенно с родственниками-женщинами (например, связи между матерью и дочерью или между сестрами).

В чем же состоит источник счастья, получаемый от родственных связей? В конструктивной помощи, которая намного выше, чем помощь, оказываемая друзьями, и в очень крепких, продолжительных привязанностях, которые выражаются в пожизненном внимании и заботе, удовольствии от общения друг с другом.

Удовлетворение от общения на работе

имеет большее значение для тех, кто пользуется популярностью, принадлежит к небольшим, тесно сплоченным рабочим группам, а также для тех, кто имеет возможность непосредственно общаться во время работы. Это удовлетворение практического, инструментального плана, например, от полученного совета или помощи в работе, от сотрудничества в выполнении совместной задачи. Как правило, на работе много разговаривают, шутят, сплетничают как во время работы, так и во время обеденного перерыва.

Уровень удовлетворения, получаемый от общения с соседями,

достаточно скромен и в основном связан с незначительной повседневной взаимной помощью. Довольно часто общение соседей строится по типу разговора через садовую ограду; время от времени может возникать сотрудничество по более серьезным вопросам местного значения (предполагаемое строительство жилья, дорог). Соседи имеют важное значение для тех членов семьи, которые большую часть времени находятся дома. Они оказывают помощь в присмотре за детьми, в совершении покупок в магазине. Соседи важны для пожилых людей, поскольку могут являться для них основным источником социальных контактов.

(См.: Аргайл М.

Психология счастья: Пер. с англ. –

М.: Прогресс, 1990. – С. 43-56.)

Смущение. Представим сцену: в кафе во время перерыва между занятиями вы разговариваете с профессором о важной идее, которая пришла вам в голову, и, увлекшись изложением, проливаете на себя кофе. Очевидно, что вы выглядите нелепо, глупо, совсем не так, как хотелось бы. Вы смущены.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]