Эхолалия: виды, причины, признаки, симптомы, лечение


Эхолалия – это неконтролируемое повторение слогов, слов, фраз, услышанных в чужой речи. Часто такие пациенты не понимают смысл высказываний, обращенных к ним, что приводит к автоматическому копированию услышанного фрагмента речи. Такие люди нередко страдают нарушением интеллектуального развития, умственной отсталостью разной степени тяжести, при общении оперируют ограниченным словарным запасом, не умеют выражать свои чувства и мысли.

Эхолалия у детей (эхолалия в детской речи)

У детей без нарушений психического развития функции немедленного речеподражания в раннем возрасте таковы:

  • поддержание беседы. Например, ребенок уже знает, что диалог складывается из обмена фразами, но его собственный лексический запас пока еще мал и нужные слова подобрать трудно. Поэтому малыш просто повторяет услышанное, чтобы показать, что готов взаимодействовать с собеседником;
  • желание выразить согласие. По наблюдениям психологов, немедленным речеподражанием часто пользуются дети, уже выучившие слово «нет», но еще не знающие слова «да». Повторяя услышанное, они дают понять, что соглашаются с человеком;
  • освоение речи. Здесь ситуация подобна процессу усвоения иностранных языков, когда учащийся вновь и вновь повторяет слово, чтобы понять его и запомнить. Ребенок, который только начинает осваивать устную речь, действует по такой же схеме.

В норме симптом повторения услышанного типичен для малышей, поскольку разговорные навыки формируются в два этапа: 6–12 мес. и 3–4 года. Таким маленьким детям свойственно повторять всё услышанное для обогащения словарного запаса и формирования «базы» взаимодействия с миром.Если же ребенок уже достиг четырехлетнего возраста, но эхолалия к этому времени все еще продолжает оставаться его основной формой речи, необходимо обратиться за помощью к специалистам – психологу, психоневрологу, логопеду, коррекционному педагогу.

Что такое эхолалия и когда она перестает быть нормой?

1. Определение понятий 2. Причины 3. Классификация 4. Диагностика 5. Лечение
В процессе формирования речи различные зоны коры претерпевают ряд последовательных изменений. На определенной ступени развития ребенок способен издавать отдельные звуки, затем произносить слова, в последующем возникает речеподражание и так далее. Без прохождения этих этапов полноценное построение языковых конструкций невозможно. Однако не всегда процессы формирования речи протекают физиологично. И порой нормальные функции начинают выступать в роли патологических симптомов.

Одной из таких необходимых для созревания центра речи ступеней считается эхолалия – явление, когда человек повторяет услышанную чужую речь. В каких случаях она перестает быть нормой и служит поводом для серьезных беспокойств?

Эхолалия у взрослых

Эхолалия у взрослых людей всегда рассматривается как признак каких-либо психических патологий – шизофрении (наиболее часто), аутизма, амнезии, последствий черепно-мозговых травм и др.

У взрослых аутистов с эхолалией, помимо многократного бессмысленного повторения слов или фраз, часто наблюдается и такая более «сглаженная» симптоматика, как:

  • в процессе работы над какой-либо задачей – бессознательное повторение шепотом различных инструкций, полученных для выполнения этой задачи;
  • повторение названий предметов в процессе работы с ними;
  • частое цитирование реплик из фильмов или телепередач (в основном в адекватном для ситуации контексте);
  • бессознательное повторение «про себя» или тихое проговаривание текста книги в процессе чтения.

Некоторые взрослые с диагностированным аутизмом рассказывают, что речеподражание является для них своеобразным способом коммуникации – бессознательной попыткой поддержать разговор, отвечая собеседнику еще до осознанного понимания сказанной им реплики.

Причины и симптоматика заболевания

Эхолалия – патология, которая имеет определенные причины возникновения, данное отклонение возникает иногда у детей и почти всегда у взрослых не только в результате обучения речевой деятельности, но и по другим причинам:

  • психические расстройства;
  • патологии неврологического характера;
  • повреждение лобной доли головного мозга;
  • отставание в умственном развитии;
  • аутистические расстройства;
  • синдром Туретта и синдром Ретта;
  • имбецильность и шизофрения;
  • онкология в области головного мозга;
  • дислексия и дисфазия.

Статья в тему: Стоит ли принимать Нардил — противопоказания и возможные побочные реакции

Отсроченная эхолалия может возникать в результате таких провоцирующих факторов:

  1. Самостоятельное стимулирование. Главная цель – получение положительных эмоций от сказанного. Пациент постоянно повторяет именно ту фразу или слова, которые ему доставляют удовольствие. Если данный вид отклонения использовать в качестве развлечения, то можно потерять связь с реальностью.
  2. Коммуникация настроения. Повторяющиеся фразы могут создать определенное настроение, то есть запрограммировать пациента.
  3. Подведение итогов. Пациент старается сгруппировать все фразы и воспоминания, полученные в течения дня.

Если у ребенка присутствует хоть один из перечисленных провоцирующих факторов развития патологии, то необходимо постоянно находиться под наблюдением специалиста, а при первых проявлениях пройти обследование и начать лечение и корректировку состояния.

В первые годы жизни, когда ребенок пытается повторять фразу или слова взрослых, это вполне нормальное состояние, ведь он только учится. В основном это считается нормой с полугодовалого возраста до трех лет.

Если данное отклонение наблюдается у ребенка в возрасте от 4 лет, то необходимо на это обратить внимание, так как оно может свидетельствовать о нарушениях развития, которые связаны с развитием речи, также эхолалия часто является типичным симптомом при аутизме.

При немедленной эхолалии ребенок может впадать в истерику, если ответив на вопрос, получил не то, что хотел, так как осознание вопроса пришло только спустя некоторое время.

Как лечить эхолалию у детей и взрослых?

Хотя словарное и слоговое речеподражание в детском возрасте является неотъемлемой составляющей становления речи, длительное сохранение этого явления рассматривают как повод для беспокойства. Очень важно вовремя провести диагностику патологической эхолалии для более быстрого ее излечения.

Чтобы диагностировать патологическую форму данного состояния, необходимо провести комплексный анализ целого ряда функций психики. Данный метод позволяет выявить имеющиеся у пациента неврологические заболевания и/или особые психические состояния, при которых эхолалия выступает в качестве дополнительного симптома.

В большинстве случаев коррекция эхолалии осуществляется при помощи специальных программ занятий и упражнений с использованием наглядных пособий, таблиц, видео- и аудиоматериалов и т. д. Если у пациента имеется аутизм либо другие особенности психического развития – лечение проводится в комплексе с другими терапевтическими методами.

Лечение эхолалии в каждом отдельном случае должно назначаться специалистом (психоневрологом, дефектологом, учителем коррекционной школы, логопедом и т. д.) – от его профессиональной грамотности напрямую зависит результат. При разработке терапевтической схемы необходимо учитывать возраст пациента, особенности его развития и степень тяжести патологии.

Родители детей с эхолалией должны придерживаться определенных правил в повседневном общении с ребенком:

  • не прерывать повторяющиеся слова или фразы, а постараться понять, что именно ребенок пытается сообщить этими повторениями, даже если кажется, что они бессмысленны. Нельзя игнорировать интонации повторяющихся слов, мимику ребенка – все это позволит наладить полноценный контакт между вами;
  • постепенно увеличивать количество слов в словарном запасе малыша путем ненавязчивого добавления в его речь новых конструкций. Поддерживайте беседу, формируя новые осмысленные словосочетания на основании повторяющихся ребенком слов. Формулируйте вопросы, на которые можно дать краткий ответ («да» или «нет»);
  • чтобы ребенок лучше понимал, что от него требуется, необходимо использовать наглядные пособия – таблички, картинки, альбомы с семейными фотографиями и прочие инструменты невербальной коммуникации.

Важно помнить, что эхолалия зачастую является основным инструментом для самовыражения ребенка, имеющего речевые проблемы, и исполняет многие полезные функции – от самоуспокоения и снятия тревожности до попытки выстроить диалог и выразить свои эмоции.

Профилактика

Эхолалия – это своеобразная форма общения, то есть ее нельзя назвать бессмысленным и бесцельным повторением чужих слов. Профилактика болезни направлена на нормализацию процесса коммуникаций, превращение расстройства в инструмент взаимодействия с окружающими.

  • Не останавливайте больного при повторении, так как проговаривание слов – это один из способов самовыражения при проблемах с устной речью. Если этой возможности нет, то пациент не сможет тренировать произношение, поддерживать беседу и минимизировать беспокойство через вербальные коммуникации.
  • Обращайте внимание на все произносимые слова, даже если они на первый взгляд не имеют смысла. Это позволит детальнее изучить особенности эхолалии и наладить процесс общения. Постарайтесь понять произносимое, интонацию и мимику больного. Очень важно уловить тон и ритм сказанного, так как одни и те фразы могут нести разную информацию.
  • Присоединяйтесь к общению, проговаривайте поочередно любимые речевые сценарии ребенка. Старайтесь формировать новое, то есть расширяйте заученные фразы, постоянно пополняя словарный запас.

Только регулярные занятия в спокойной обстановке помогут наладить процесс общения и улучшить социализацию больного.

[50], [51]

Эхолалия при аутизме

В силу особенностей устройства своей психики аутичные дети наиболее восприимчивы к эхолалии. Ребенок с аутизмом вряд ли полностью «перерастет» свое речеподражание, однако при условии своевременной профессиональной коррекции это состояние в дальнейшем может стать гораздо менее интенсивным и даже практически незаметным, хотя некая своеобразность речи останется на всю жизнь.

По результатам последних исследований, проявления эхолалии у детей с аутизмом являются хорошим знаком, поскольку свидетельствуют о том, что ребенок расположен к общению. Правда, он пока не понимает, как это правильно делать, а потому пользуется единственно доступными ему средствами. Бесконечно повторяя одно и то же слово или фразу, аутист просто коммуницирует с окружающими, бессознательно рассчитывая на их внимание не к самому слову/фразе, а к его эмоциональной окраске.

Аутичный ребенок, в отличие от нейротипичного, обладает недостаточным «интуитивным чувством языка», а потому вынужден изучать родной язык как иностранный. Поэтому, если аутичные дети с эхолалией не получают профильной помощи, их речь может так и остаться на уровне шаблонных повторов чужих фраз, а вербальная коммуникация будет существенно ограничена.

Лечение

Комплекс лечебных мероприятий при эхолалии зависит от причины ее возникновения, возраста пациента и сочетания с другими расстройствами высших психических функций.

Физиологическое речеповторение у детей до четырех лет не требует стороннего вмешательства. Такая ситуация нуждается лишь в контроле со стороны родителей и помощи в правильном формировании центров речи. Для этого необходим регулярный диалог с ребенком с четким произнесением слов, чтобы ребенок мог правильно услышать старших. Кроме того, важно создать благоприятную психологическую атмосферу и ограничить возможные стрессовые ситуации.

Лекарственная терапия патологической эхолалии не проводится. Коррекция речеподражания возможна с помощью ряда нейропсихологических методик, позволяющих правильно сформировать речевые навыки и привести их к установленным нормам. На этом этапе также важно соблюдать принципы родительского контроля над собственной речью и препятствия резким эмоционально-психическим перегрузкам ребенка.

Медикаментозное лечение эхолалии оправдано, если она является составляющей органического поражения головного мозга, требующего введения тех или иных лекарственных препаратов.

Феномен эхолалии в рамках синдрома моторной афазии нуждается в коррекции основного заболевания, ставшего причиной развития патологии (инсульта, нейроинфекции, травмы и так далее). Однако и здесь параллельно должна идти нейропсихологическая коррекция, проводимая врачом-афазиологом для восстановления поврежденного центра речи.

Речевое общение является важнейшей составляющей нашей повседневной жизни. Ограничения речевых навыков существенно изменяют коммуникативную способность человека, снижают его социальную адаптацию и качество жизни.

Эхолалия не только выступает в роли фактора, препятствующего формированию общепринятых норм речевой активности. В определенных случаях она может являться признаком серьезной патологии головного мозга. Несмотря на то, что сам феномен речеподражания имеет физиологическую основу, в определенных случаях эхолалия нуждается в лечении. Своевременное выявление перехода нормального этапа развития ребенка в патологическое состояние позволяет в более короткие сроки скорректировать речевые нарушения и адаптировать пациента к общению с окружающими.

источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]