Детская депрессия – явление, которое часто остается без внимания. Плохое настроение ребенка, боязливость, тревогу, нежелание что-либо делать родители часто трактуют, как капризы или лень. Если кроха или подросток жалуется на хандру, апатию, упадок сил, беспричинную печаль в течение всего дня, и заметные изменения в поведении сохраняются дольше двух недель, можно предположить о развитии аффективного расстройства. Депрессия в детском возрасте сопряжена с существенными страданиями и приводит к социальной дезориентации малыша.
К настоящему дню отсутствуют точные данные о распространенности депрессии у детей. Предположительно, симптомы, соответствующие критериям аффективного расстройства, присутствуют у 1% малышей в возрасте до 10 лет и у 5% подростков. В последние годы в странах постсоветского пространства наблюдается рост числа заболевших в детской и подростковой категории.
В дошкольном и раннем школьном возрасте соотношение мальчиков и девочек, страдающих депрессией, приблизительно одинаковое. В подростковом возрасте эмоциональным аномалиям больше подвержены девушки, чем юноши. Яркая выраженность депрессивных признаков у ребят в возрасте от 11 до 18 лет часто обусловлена гормональными перестройками организма, характерными для пубертатного периода. Однако изменения, свойственные половому созреванию, не являются ведущей причиной расстройств настроения.
Причины депрессии в детском возрасте
Аффективные расстройства – явления, которые распространяются в семьях. Большинство детей, рожденных от родителей, в анамнезе которых были случаи депрессии, с 50% вероятностью будут иметь проблемы в эмоциональной сфере. Эта тенденция вызвана мутациями в гене-переносчике серотонина (SERT-1), которые прослеживаются у представителей одной семьи. Также редкие вариации гена NKPD1, наследуемого от предков потомкам, определяются у детей с высокими показателями депрессивной симптоматики.
Депрессия у детей и иные невротические расстройства могут быть связаны с нарушениями развития в эмбриональный и фетальный периоды. Заложить фундамент может хронической гипоксии плода, внутриутробные инфекции. Неблагоприятное течение беременности матери, особенно первый триместр, приводит к возникновению дефектов в основных системах жизнедеятельности будущего человека. Фундаментом для аффективных расстройств может стать перинатальная или приобретенная энцефалопатия, приводящая к недостатку снабжения головного мозга новорожденного питательными веществами.
Ведущая причина депрессий в детском возрасте – конфликтная неблагоприятная атмосфера в семье. Частые ссоры родителей являются серьезным испытанием для неокрепшей психики юной личности. Нередко расстройства настроения связаны с отсутствием единого взгляда на стиль воспитания у мамы и папы. Противоречивость требований, бездумное использование «кнута и пряника» расшатывают нервную систему ребенка и угнетают адаптационные возможности организма.
Типичная причина детских депрессий – взросление в неполной семье. Развод родителей и последующий уход одного из предков – тяжелое испытание для малыша. Нередко в таких ситуациях дети винят себя, полагая, что их поведение или, вообще, существование спровоцировало разрыв брачного союза.
Классический «виновник» детских депрессий – отсутствие должного внимания к ребенку со стороны родителей. Многие взрослые настолько увлечены созданием собственной карьеры, что не находят времени для полноценного общения со своим отпрыском. Они не интересуются жизнью малыша, не предлагают помощь в решении проблем, не делятся личным опытом и не дают конструктивных советов. Маленькая личность очень страдает от отсутствия безусловной любви и ласки. Однако ребенок не способен объективно трактовать причины отстраненности предков, и полагает, что из-за каких-то личных особенностей он вызывает чувство неприязни. Тем самым на этом фоне у крохи зарождаются и укрепляются идеи о собственной никчемности, бесполезности, ненужности.
Причиной депрессий у подростков выступают естественные возрастные проблемы. В детских коллективах всегда присутствуют лидеры, которые устанавливают свои правила и диктуют модель поведения. Те дети, которые не соответствуют устоям и нормам данного коллектива, становятся объектами насмешек или вовсе изгоняются из компании. Дефицит нормальных контактов с ровесниками, ощущение себя изгоем формирует у незрелой личности комплекс неполноценности и наводит на меланхоличные размышления.
Пусковым механизмом нередко являются частые переезды, объясняемые особенностями работы взрослых. Постоянная смена места жительства не дает ребенку возможности «обжиться» в новой среде, проявить свои таланты, обрести приятелей и друзей. Отсутствие принадлежности к постоянной детской «группировке» лишает ребенка необходимого для нормального развития общения со сверстниками. Кроха не получает требуемого опыта социального взаимодействия и лишается внутренней гармонии.
Распространенные причины детских депрессий – действие экстремальных стрессовых факторов, которые малыш и подросток трактует, как опасные и непреодолимые. Дать старт аффективным расстройствам могут:
- тяжелая болезнь, инвалидность, смерть близких родственников;
- несчастный случай, в результате которого пострадал близкий человек;
- вынужденное ограничение деятельности из-за опасных заболеваний, травм или проведенных операций;
- разлука с близкими людьми;
- физическое насилие со стороны сверстников или родителей;
- пережитые сексуальные домогательства или надругательства;
- моральный прессинг, исходящий от взрослых членов семьи, преподавателей, членов коллектива;
- пережитая автомобильная авария;
- насильственное ограничение свободы;
- предвзятое отношение учителей, завышенные требования, несправедливая критика.
В подростковом возрасте на первый план выступают вопросы, связанные с внешностью. Юноши и девушки болезненно переживают наличие у них реальных и мнимых дефектов. Для тинэйджеров неприемлема мысль, что они не соответствуют вымышленным стандартам красоты. Они страдают из-за отсутствия модной одежды и крутых гаджетов.
Teenage girl looking thoughtful about troubles in her life.
Нередко манифестация депрессии в подростковом возрасте связана с переживаниями из-за несчастной первой любви. Отсутствие внимания со стороны понравившегося ровесника подталкивает к раздумьям об ущербности. Подросток записывает себя в ряды непривлекательных и неинтересных особ, существенно раздувая размер имеющихся или придуманных недостатков. Однако у тинэйджера отсутствуют внутренние ресурсы для верной трактовки ситуации, нет полезных навыков по коррекции характера и развития личности. Подросток не видит вариантов по изменению положения и фиксирует внимание лишь на негативных аспектах бытия.
Айсберг почти не виден
— Мы констатируем резкий рост пограничных психических расстройств у детей, — рассказал ведущий научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей, профессор Владимир Чубаровский. — Неблагополучие в базовых психических функциях проявляется в поведенческих аномалиях.
По ряду форм «айсберг» психических расстройств составляет 100%. То есть специалисты их просто не видят, но зато замечают резкий рост агрессивного поведения, видят тенденцию к расширенным суицидальным формам, которые нигде в мире больше не встречаются.
Например, «зацепинг» — катание на вагонах поездов или метрополитена. Или экстремальные «селфи» в опасных для жизни и здоровья местах. О психологическом неблагополучии говорит и раннее начало половой жизни. Если раньше это были исключительно девочки с отклонениями в развитии, то сейчас — самые обычные, не имеющие диагноза.
Внимание общества, как правило, привлекают лишь самоубийства детей и подростков. Их статистика разнится у разных экспертов: Россия числится то на 3-м месте в мире, то на первом. Но мало кто знает, что на один реализованный случай приходится 100 попыток, то есть нереализованных самоубийств. А это делает статистику подросткового суицида совершенно другой.
Симптомы депрессии в детском возрасте
Депрессия в детском возрасте проявляется многочисленными и разнообразными симптомами. Признаки меланхолии могут присутствовать постоянно или возникать периодически, например: при смене времени года. Интенсивность депрессивных проявлений вариабельная и зависит от темперамента ребенка, возраста, социального окружения, условий жизни.
Первичные симптомы детской депрессии – лабильность эмоционального фона. Родители замечают, что у их отпрыска часто и беспричинно меняется настроение. В один миг малыш веселится и смеется, в последующее мгновение грустит и плачет. По мере усугубления расстройства становится отчетливым подавленное мрачное настроение. Юная личность перестает радоваться жизни и воспринимает явления в черных тонах. Его одолевает скука и апатия. Ребенок не интересуется происходящими событиями, не хочет общаться с приятелями, не играет в обычные для его возраста игры, не радуется подаркам.
Симптомы депрессии у детей – нервозность и раздражительность. Малыш или подросток очень бурно реагирует на сообщения в его адрес. Все слова других людей он воспринимает, как обидные, оскорбительные несправедливые фразы. Дошкольники и младшие школьники становятся капризными и устраивают истерики, сопровождаемые потоком слез. Депрессивный подросток ведет себя враждебно и агрессивно, особенно по отношению к членам семьи. Он недоволен тем, как к нему относятся окружающие, сомневается в любви родителей.
При депрессии маленький человек воспринимает себя никчемным и неспособным существом. Его одолевает чувство безнадежности. Он уверен, что в будущем ему не удастся добиться каких-то значимых результатов. Ребенок перестает прикладывать усилия, необходимые для освоения учебного материала. Отсутствие мотивации к учебе дополняет ухудшение когнитивных способностей – явление, характерное для аффективных расстройств. При депрессии ученик не способен сконцентрировать внимание на одном задании, он становится невнимательным и неусидчивым, что отражается на качестве его знаний.
Депрессивный больной выглядит заторможенным и вялым. Ребенок, охваченный депрессией, жалуется на разбитость и слабость. Он указывает, что быстро устает от типичных нагрузок. Ученик, страдающий депрессией, может отказываться ходить в школу, говоря, что он не понимает информацию, подаваемую преподавателями. Он считает себя глупым, неспособным, плохим. При выраженных аффективных расстройствах появляются идеи самообвинения. Школьник упрекает себя в том, что он не может овладеть учебной программой.
Часто малыш пребывает в состоянии заторможенности. Ребенок может часами сидеть на одном месте с печальным выражением лица. На смену моторной и умственной заторможенности приходят периоды ажитации. Ребенок становится суетливым и непоследовательным в действиях. Он долго безутешно плачет, причитает, стонет, требует помощи от окружающих.
В сравнении с взрослыми у детей реже встречаются нарушения аппетита и проблемы со сном. Однако в подростковом возрасте на фоне депрессии юноша или девушка может отказываться от еды или, наоборот, испытывать возросшую потребность в пище. Маленькие дети жалуются на появление у них пугающих сновидений.
Типичные признаки детской депрессии – симптомы вегетативной дисфункции:
- головная боль;
- головокружение;
- дискомфорт и болезненные ощущения в области живота;
- усиление выделения пота;
- чувство зябкости;
- изменение сердечного ритма;
- частые позывы к мочеиспусканию.
Неприятные телесные ощущения при проведенном врачебном осмотре не соответствуют критериям известных соматических и неврологических болезней.
Для депрессий в младшем детском возрасте характерна низкая частота попыток самоубийств. Однако у подростков риск свершения суицида значительно возрастает. Решение о самоубийстве тинэйджер, как правило, принимает при существовании острых психотравмирующих факторов: сильной ссоры, избиения, изнасилования.
Классификация
Детская депрессия имеет несколько видов или вариантов классификаций.
По характеру течения выделяют адинамическую и тревожную форму.
По продолжительности детская депрессия делиться на депрессивную реакцию, синдром и расстройство.
Согласно международной классификации болезней детскую депрессию подразделяют на:
Фобическое расстройство детского возраста (детские страхи, возможно даже травмы)
Тревожное расстройство, возникшее посредством разлуки (ребенок был разделен со своими родителями или очень близкими людьми)
Смешанное расстройство поведения и эмоций (замкнутость, агрессивность, ненормальное отношение к окружающим).
Диагностика
При подозрении на депрессию родители должны обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Для уточнения диагноза придётся пройти не одно обследование:
- педиатр: осмотр, опрос, анализы — для исключения соматических заболеваний;
- узкие специалисты (эндокринологи, гастроэнтерологи, дерматологи, кардиологи и др.): клинические, лабораторные, инструментальные исследования — для подтверждения выводов педиатра;
- невролог: УЗИ, ЭЭГ, МРТ — для определения физиологических факторов;
- клинический психолог или психотерапевт.
В психотерапии существуют различные методы диагностики детских депрессий:
- методики «Моя семья», «Дом-дерево-человек»;
- тест фрустрации Розенцвейга;
- опросник Бека;
- тест Зунга;
- диагностические критерии Смулевича;
- цветовой тест Люшера;
- CDI — шкала (опросник) Ковач.
Данные диагностические методы позволяют выяснить не только глубину депрессивного состояния ребёнка, но и возможные причины.
«Режим сна, труда и отдыха»
В идеале переход к школьному ритму должен быть постепенным — на «правильный режим» желательно перейти за две недели до начала занятий. Если же этого не произошло своевременно и вы видите, что ребёнок устаёт от школы, в первую очередь следует корректировать режим дня. Полноценный сон — непременное условие школьных успехов. Чрезмерное возбуждение от первых дней в школе нужно научиться снимать, например, прогулками перед сном или более длительными, чем обычно, водными процедурами.
Помните: чаще всего у школьника нет необходимости сидеть дома за уроками по восемь часов. Иногда это лишь желание родителей видеть сына или дочь полностью вовлечёнными в процесс получения знаний. Умейте отделить свои желания от реалий учебного процесса.
Сергей Киселев/АГН «Москва»