Как обеспечить личностный рост школьника: основные ошибки родителей


Уровни развития личности

Разный уровень развития личности — реальность. Человека высокой культуры никто не спутает с человеком, у кого культуры нет или явно недостаточно. Любой руководитель знает, что такое человек ответственный, и печалится, когда видит, что сотрудник до нужной планки не дотягивает. Человек, живущий только как организм, всегда отличается от человека, живущего на уровне личности.

Уровень развития личности определяется двумя основными характеристиками: направленностью личности и ресурсами личностной базы человека. Что это такое, о чем это?

Направленность личности — главный показатель уровня развития личности

Характеристики направленности личности, говорящие о разном уровне развития личности — высота его целей и ценностей, концентрация его стремлений, способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.

Основные показатели способности быть личностью:

  • Выбор и развитость авторской жизненной позиции,
  • Развитость основных позиций восприятия, возвышение до позиции Ангела.
  • Уровень ответственности, в том числе деловой (деловая ответственность): иждивенец, наемный работник, специалист, ответственный сотрудник, руководитель среднего звена, директор, владелец.
  • Уровни взрослости: инфантил, человек-ребенок, растущая (опускающаяся) личность, взрослый человек,
  • Способы жизни: убираем из своей жизни ситуации, когда мы проявляем себя как Паразиты, далее от существования Потребителей и Романтиков переходим к жизни Творца. Так, постепенно, можно повышать свой уровень социального развития.

Ресурсы личностной базы — второй показатель уровня развития личности

Однако, как бы ни были сильны и высоки стремления человека, результат его жизни определяется не только этим. Что умеет человек, каковы его возможности, велики ли его ресурсы? Личностная база — это социальные, личностные, психологические и телесные особенности человека, его инструментарий и опыт.

К показателям развитости личностной базы личности можно отнести:

  • Уровень душевного здоровья: невроз, невротизм, высокий эмоциональный тон.
  • Уровень культуры, куда входит в том числе грамотность, в том числе психологическая грамотность.
  • Уровень интеллекта: дурачок, адекватный, умный, разумный, мудрый.
  • Уровень эмоционального интеллекта.

К более локальным показателям развития личностной базы можно отнести развитие следующих качеств и способностей:

  • Децентрация — способность преодолеть свой эгоцентризм
  • Способность к вчувствованию,
  • Способность делать выбор
  • Способность ставить себя на место другого человека
  • Развитие осознанности
  • Принятие себя и окружающих
  • Требовательность к себе и окружающим
  • Уровень развития внимания, восприятия и видения мира (смотри Уровни внимания)
  • Способность использовать нейрологические уровни для организации своего поведения.

Основы развития ребенка в школьном возрасте

Каждый человек с самого детства одарен определенным набором граней характера, которые в дальнейшем будущем могут видоизменяться как в лучшую, так и в худшею сторону. Главной задачей родителей на этом этапе не пытаться подавлять характер ребенка, лишая его присущей индивидуальности, только потому что так надо, а наоборот культивировать их, деликатно и тонко направляя их в нужное русло.

Необходимо принять, что ваш ребенок никогда не будет точной копией вашего представления об идеальном человеке, поэтому не стоит разворачивать активную борьбу против его «неправильной» личности. Повторюсь, родители должны лишь подсказывать и помогать школьнику принимать правильные решения самостоятельно! но не в коем случае вместо него. Позвольте ему некоторую вольность в своих действиях. Да, некоторые из них будут ошибочными, но пару раз «обжегшись» в детстве, в будущем человек сможет на подсознательном уровне избегать подобных ситуаций во взрослой жизни.

У ребенка не будет повода упрекнуть в будущем вас в том, что его свобода действий была сильно ограничена, что ему не дали самостоятельно распоряжаться своим временем. Вы должны в первую очередь помогать ему советом, но не выбирать правильный вариант ответа вместо него.

Уровни развития и основные направления работы детского развивающего психолога

I УРОВЕНЬ

1,5 – 2 года

Второй год жизни – это новый этап в развитии ребенка. Основной в этом возрасте становиться предметная деятельность, в процессе которой ребенок осваивает окружающее его пространство. Это период интенсивного роста и главным психическим новообразованием становиться речь. У ребенка появляется повышенный интерес к речи взрослого, он пристально наблюдает за движение губ говорящего человека, иногда беззвучно или шепотом пытается повторить сказанное слово. Активная речь появляется, как правило, в полтора года. Наступает период стремительного обогащения словаря и усложнения грамматического строя речи: дети, произносившие до этого отдельные слова или предпочитающие общаться с окружающими с помощью мимики и жестов, начинают по собственной инициативе пользоваться речью. Произношение звуков и слов пока еще несовершенно и может быть не всегда понятно, однако, на протяжении второго года жизни артикуляционная сторона речи достаточно быстро совершенствуется.

Важным моментом на этом этапе развития ребенка становиться первый опыт общения со сверстниками. На втором году жизни начинается развиваться особая форма деятельности ребенка – процессуальная игра. Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы своего жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками.

Таким образом, сфера жизнедеятельности малыша обогащается все новыми видами активности.

Программы работы развивающего детского психолога на этом уровне учитывает все особенности данного возрастного периода. Они строятся по следующим направлениям:

Познавательное развитие

На этом этапе малыш научиться:

соотносить конфигурации объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением;

ориентироваться в трех и более контрастных величинах;

отличать предметы по форме, величине и цвету;

учимся распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).

навыки конструирования – по образцу, по просьбе педагога;

учимся держать карандаш, чертить кривую, закругленную линию, дорисовывать к рисунку взрослого;

учимся выполнять аппликацию из готовых форм;

лепить несложные формы (шарик, колбаску, столбик, бублик);

и т.д.

Игровые действия

Главным новшеством в развитии игровых действий становиться появление сюжетной игры. Ребенок учиться подражать взрослому, сверстнику, сказочному персонажу, использует несколько предметов заместителей, все это способствует развитию воображения и творческого (креативного) мышления. Ребенок повторяет слова из из знакомых сказок, подражает движениям персонажа.

Социально-эмоциональное развитие

На данном возрастном этапе появляется долговременная эмоциональная память. Происходит закладка основных социальных связей, ребенок получает первый опыт совместного, конструктивного взаимодействия со сверстниками. Развитие эстетических чувств и тонких эмоциональных состояний: нежность, сочувствие, обида, радость, тоска, гнев (агрессия), страх, зависть, интерес.

Речевое развитие

Программы, направленные на развитие речи ребенка включают в себя

обучение использованию в речи прилагательных, местоимений, предлогов, наречий и т. д.;

учимся отвечать на вопросы по картинке «Кто это?», «Что делает?»;

учимся рассказывать по картинке в двух – трех предложениях;

учимся составлять предложения из трех и более слов;

знакомимся с названиями животных, предметов быта и т.д.;

учимся строить мини-диалоги со сверстниками.

Разработанные психологические методики опережающего раннего развития позволяют каждому ребенку развиваться в соответствии со своим индивидуальным темпом.

Интеллектуальные тесты, оценивают не только степень общих способностей, но и различия в видах первичных умственных способностях.

II УРОВЕНЬ

2,5 – 3года

Период интенсивного роста.

Происходит интенсивное развитие активной и пассивной речи, общение становиться не только предметно-действенным, но и речевым. Значительно увеличивается словарный запас и изменяется грамматический строй языка. Развитие активной и пассивной речи на третьем году жизни становиться важнейшим показателем психического развития ребенка. Существенно возрастает познавательная активность, предметная деятельность по-прежнему занимает значительное место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. К концу раннего детства для ребенка становиться значимым не сколько само действие, сколько его результат – например, важно подмести пол, а не просто проделать соответствующие движения веником. Появление у ребенка целеполагания становиться важнейшим этапом в развитии его предметно-практической деятельности и личности в целом.

Программы работы развивающего психолога на этом уровне учитывает все особенности данного возрастного периода. Они строятся по следующим направлениям:

Познавательное развитие

На этом этапе малыш научиться:

отличать предметы по признакам;

ориентироваться в семи цветах спектра (включая черный и белый), сможет найти по образцу, по просьбе взрослого;

научиться выстраивать последовательность из трех – пяти предметов от большего к меньшему и от меньшего к большему, устанавливать соответствия, находить тождества;

наглядно ориентироваться в конфигурации объемных геометрических фигур, сможет их назвать, определить на ощупь;

научиться собирать мозаику из трех-четырех частей;

малыш сможет дорисовать к рисунку взрослого недостающие детали, научиться рисовать кружочки, овалы, проводить линии, закрашивать подражать образцу;

научиться рисовать по собственному замыслу (творческое начало, развитие воображения)

и т.д.

Игровые действия

Ребенок научится проявлять инициативу в игре (творческое начало). Сможет «брать роль» и осознавать свою роль в игре, фантазировать (введение сказочного персонажа). Занятия направленные на конструктивное взаимодействие помогут перейти от «игры рядом» к «игре вместе», малыш с интересом взаимодействует с другими детьми, используя предметы-заместители (развиваем воображение, творческое мышление).

Социально-эмоциональное развитие

Психологом на занятиях создаются условия, способствующие гармоничному развитию личности. Программы, направленные на развитие психо-эмоциональной сферы, строятся на основе игровых упражнений. Ребенок научится выражать свои чувства взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами. Эмоционально выражать воображаемые ситуации (в игре). Ярко эмоционально реагировать на красивое и некрасивое (замечать, различать, оценивать). Эмоционально предвосхищать результат некоторых действий (зачатки планирования). Понимать состояние других на основе своего эмоционального опыта.

Речевое развитие

На занятиях по развитию речи малыш научится

использовать сложные предложения при общении;

ребенок научиться использовать слова при выражении своих чувств, желаний, впечатлений;

использовать в речи эмоционально-выразительными оттенками;

обозначать словом свои эмоциональные состояния (боюсь, смеюсь, замерз, стесняюсь, радуюсь, расстроен и т.д.);

говорить грамматически оформленными фразами, использовать придаточные предложения в речи;

изменять слова по падежам и числам;

связно рассказывать по картинке;

передавать словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения;

малыш научиться придумывать окончание сказки, что способствует не только речевому развитию, но и развитию воображения и вариативного мышления;

использовать ролевую речь, придумывая текст не только от своего лица, но и от лица персонажа.

Формирование и развитие основных психических процессов

развитие целостного восприятия – по детали назвать целое воображение, сложить мозаику из трех- четырех частей;

первые представления о числе, показывает и говорит «один, два, три, много, мало», развитие абстрактных представлений;

учимся предвидеть результат (мыслительные способности), использовать средства для достижения цели (целенаправленные действия);

развивается устойчивость внимания – малыш способен длительно наблюдать, сосредотачивать внимание на интересной для него деятельности;

учиться различать правую и левую стороны;

обобщать предметы по их свойствам кто (что) летает? Кто (что) плавает?

Формирование слухового восприятия и устойчивости внимания – малыш длительно слушает сказку, предложенную педагогом;

И т.д.

III УРОВЕНЬ

3-4 года

Новый этап в жизни ребенка. Формируются и корректируются основные черты характера, личностные акцентуации. Продолжается интенсивное обогащение словаря. Происходит принятие модели поведения взрослых. На этом этапе основным становиться психо- эмоциональное развитие ребенка. Если первые два уровня были этапами накопления знаний, то теперь можно достаточно ярко увидеть и проанализировать результаты. По-прежнему значительное место в развитии ребенка занимает познавательная активность и инициативность, но все это переходит в иное качество. Начинается реальное, осознанное восприятие окружающего пространства. Многие дети на данном этапе, защищаясь, уходят от реальности, придумывают свой собственный мир. Это защитная реакция организма говорит о росте и развитии Вашего ребенка. Реальные события, реальное пространство может пока еще не соответствовать запросам 3-х –4-х летнего малыша. Здесь еще много непонятного, неизвестного и поэтому пугающего. Придумывая себе воображаемых друзей, называя себя вымышленным именем, ребенок ищет и находит точку опоры в смоделированных им же самим ситуациях – они придуманы им, поэтому предсказуемы и не страшны.

Существуют различные программы, по которым проходят психологические занятия для детей этого возраста. Несмотря на определенное различие, все они своей основной целью ставят развитие основных психических процессов (мышление, воображение, развитие речи, развитие внимания, памяти), а также формирование и развитие всех органов чувств и эмоциональной сферы ребенка.

Предлагаемые психологические программы позволяют ребенку легче адаптироваться в группе детей, создают безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, способствуют повышению уверенности в своих силах.

На этом возрастном уровне работа психолога строиться по следующим направлениям. Малыш научится:

1.Формирование и развитие основных психических процессов и познавательное развитие

расширение представления детей о цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать адекватные прилагательные для его описания;

развитие зрительного внимания;

развитие логического мышления и связной речи;

формирование способности устанавливать связи между предметами, делать выводы;

развитие фразовой речи при ответах на вопросы; формирование способности ясно и четко излагать, строить полные предложения;

развитие силы голоса, высоты и длительности звучания, и интонационной выразительности;

развитие наблюдательности, умения анализировать, сравнивать и обобщать;

развитие произвольного слухового внимания и умения концентрироваться на слуховых образах;

активизация творческого мышления, воображения

формирование пространственных отношений;

умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве;

формирование дифференциации понятий — право –лево, верх – низ;

развитие устойчивости и целенаправленности внимания.

концентрация на тактильных ощущениях и формирование соответствующих образов;

развитие мышечного контроля;

отработка правильного диафрагмального дыхания и умения длительно выдыхать;

развитие координации движений.

2. Эмоционально-социальное развитие

развитие позитивной эмоциональной сферы ребенка;

формирование активных личностных установок и навыков целенаправленной деятельности;

воспитание добрых чувств, умение сопереживать и принимать ответственность за свои действия;

повышение у детей уверенности в себе;

стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения;

снятие эмоциональной тревожности.

Результаты работы детского психолога не всегда появляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей чтению, счету, письму. Поэтому не стоит ждать от работы по этим программам быстрого показательного эффекта. Однако, как показывает практический опыт, после проведения занятий не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей исчезают нежелательные формы поведения, появляются способности выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.

Вывод

Как подведение итога этой статьи, хочется дать главный совет не только родителям, но и педагогам, которые работают с детьми. Не бойтесь ошибиться – мы все люди и поэтому каждый из нас имеет право на ошибку. Главное — не упорствуйте в своей неправоте. Имейте силы признать ошибки методов своей работы, ведь именно от ваших профессиональных действий и зависит личностный рост школьника.

Вы должны быть для ребенка светочем, человеком, к которому он может обратиться, при этом не боясь осуждения. Все дети – это будущие взрослые, которые при отсутствие правильного воспитания не могут жить в обществе. Эти недостатки воспитания не дадут им раскрыть весь потенциал и стать по-настоящему счастливыми людьми.

Правила мотивации ребенка

Перед тем как определить момент, который будет актуальный для начала миссии, название которой «личностный рост школьника», необходимо сперва определиться с системой мотивации ребенка, ведь незаинтересованное чадо не будет стремиться к достижению результата если будет отсутствовать мотивация как такова. Есть четыре нерушимые правила, которыми стоит руководствоваться в первую очередь:

  1. Стабильность – это заблуждение. Невозможно все время придерживаться одного темпа развития — старайтесь поощрять ребенка, даже если результат не оправдал затраченных сил и времени, главное, чего нужно достигнуть – это осознанием ребенка того, что результат несомненно важен, но также не последнюю роль играет его стремление к саморазвитию, пройденный путь.
  2. Положительное общение гораздо эффективнее чем отрицательное – ни в коем случае не ругайте ребенка и не упрекайте, если у него по той или иной причине, не удалось справиться с порученной работой. Родители, вы должны вместе со своим чадом разобраться в причинах и исправить их, вместо того чтобы проецировать весь негатив на него. В конце концов, вы опора ребенка, а не его надзиратели. Постарайтесь мягко и доступно пояснить школьнику где он совершил ошибку и что необходимо было сделать для ее избежание.
  3. Поощрение не только за результат проделанной работы, но и проявления инициативы – научите ребенка брать инициативу в свои руки, таким образом вы не только не формируете личностное развитие ребенка, но предоставляете ему прочный фундамент для саморазвития и самоанализа и во взрослой жизни, который в будущем послужит хорошим стартом для личностного и духовного роста.
  4. Найдите время на отдых – работа над собой и постижения знаний – это конечно просто замечательно, но не забывайте, что ребенок нуждается в отдыхе и переключение внимания от обучения. В первую очередь, вы должны обеспечить ему счастливое и радостное детство, воспоминание о котором будут греть его душу на протяжении всей жизни. Уделяйте ему время не только во время обучения, но и во время игры. Будьте с ним рядом, при этом не посягая на его личную территорию. Ребенок должен сам вас пригласить – с его стороны это самое высшее проявление доверия к вам.

Факторы воздействия на личностный рост школьника

Существует огромное количество факторов, которые могут, как и подтолкнуть ребенка к активному стремлению к учебе, так и оттолкнуть его от них. Самыми часто встречаемыми негативными причинами отказа идти на контакт и на восприятия информации являются страхи и комплексы.

Наличие страхов, которые связанные с возможным наказанием за высказывания собственного мнения ни к чему хорошему не приведут. Зачастую, эти страхи встречаются у детей, родители которых пытаться практически силой навязать свою точку зрения и модель поведения. Они не осознают, что ребенок – это тоже личность и жизненно необходимо учитывать его мнение.

Пример этих страхов мы можем увидеть в тот момент, когда ученики получают задание на написание сочинения, где должны дать характеристику персонажам. Но что мы видим – если мнение ученика не совпадает с мнением педагога, он получает отрицательную оценку. Как результат – в будущем, он будет избегать проявления собственного мнения, уверен в том, что за это он будет наказан;

Другим камнем преткновения считают личные комплексы. К примеру, комплекс неполноценности, — ребенок, даже если достигнет успехов в интересующих его сферах деятельности все равно будет сравнивать себя с другими. Будет считать себя ни на что не способным. В этой ситуации лучшим решением проблемы будет убедить ребенка в его уникальности и неповторимости. Не ставьте ему в пример других: «Вон Петрик Пяточкин чего смог добиться, а ты не можешь даже это». Ребенок должен быть уверенным, что он любим, что его принимают таким каким он есть;

Истеричная составляющая характера – еще один немаловажный фактор, который может сильно тормозить личностный рост школьника. Мешать адекватному восприятию окружающего мира и оценке построения необходимых отношений с социумом. Единственным решением этой ситуации будет обращение за помощью к узкопрофильному специалисту. После проведения диагностики и выбора методов борьбы с частыми вспышками истерии вы сможете помочь своему ребенку. Не бойтесь обращаться за помощью к психологам или психиатрам, главное — это ваш здоровый и счастливый ребенок.

Все вышеперечисленные факторы не являются врожденными, они приобретенные лишь в последствие неправильного воспитания и неблагоприятных условий роста ребенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]