Введение
Восприятие — процесс, который давно и интенсивно исследуется в психологии. Это объясняется, во-первых, большим практическим значением восприятия, стоящего как бы в начале всего психического развития личности. В связи с этим поднимаются и проблемы сенсорного воспитания ребенка как основы развития собственно мыслительных процессов, и проблемы организации восприятия, обучения ему и соответствующего отбора операторов для специфической деятельности в условиях современной техники, и проблемы визуальной культуры и т. п.
Возникновение первых гипотез о природе восприятия относится к античности. Значительный вклад, и развитие научных представлений о восприятии был внесён философами, физиками, физиологами, деятелями искусства. Во второй половине XIX века представления о восприятии стали одной из важных составных частей системы психологического знания. В целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке восприятия был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой — благодаря работам представителен гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов восприятия (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа.
В настоящее время изучение и развитие процесса восприятия имеет важное значение, так как происходит интенсивное развитие техники и науки, а следовательно, и сложность воспринимаемых объектов, необходимость высокого уровня мышления для освоения новых предметов, явлений и т. д
Исходя из этого, темой работы выбрана следующая: «Влияние мышления на восприятие».
4 стр., 1576 слов
ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
… современных условиях образования. В настоящее время проблема интеллектуально-творческого развития дошкольников, как одного из основных критериев дивергентного мышления, становится весьма актуальной в связи … в данной теории- поведенческая, где на социальные действия человека, оказывают влияние другие люди. Примером, является концепция, разработанная американским ученым У. Майшелом …
Цель работы — рассмотреть взаимосвязь мышления и восприятия.
Для достижения поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:
1. Дать общую характеристику процессу восприятия, изучить виды и свойства восприятия.
2. Изучить механизм процесса восприятия.
3. Выявить взаимосвязь между отдельными видами восприятия и мышлением.
Виды мышления.
Выделяют следующие виды мышления:
— Наглядно-действенное – здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта. Т.е. задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения – практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста. Этот вид мышления существует и у высших животных.
Наглядно-образное – ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект.
— Словесно-логическое (теоретическое, рассуждающее, отвлеченное) – мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Начинает развиваться в школьном возрасте. Овладение понятиями происходит в процессе усвоения различных наук. В конце школьного обучения формируется система понятий. Причем, мы используем понятия, которые не имеют иногда прямого образного выражения (честность, гордость). Развитие словесно-логического мышления не означает, что предыдущие два вида не развиваются или исчезают вовсе. Наоборот, у детей и взрослых продолжают развиваться все виды мышления. Например, у инженера, конструктора большего совершенства достигает наглядно-действенное мышление (или при освоении новой техники). Кроме этого, все виды мышления тесно взаимосвязаны.
С точки зрения оригинальности решаемых задач мышление бывает: творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое направлено на создание новых идей, репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.
Формы мышления – понятия, суждения, умозаключения.
Понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности (например, понятие «человек»). Различают понятия житейские (приобретаются в практическом опыте) и научные (приобретаются в процессе обучения). Понятия возникают и развиваются в процессе развития науки и техники. В них люди фиксируют результаты опыта и познания.
Содержание понятий раскрывается в суждениях.
Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.
Умозаключение – такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.
СПАДИЛО.РУ
Мышление
Эволюция мышления | |
Первобытный человек | Современный человек |
Предметное мышление, большая роль чувственных впечатлений. | Большое значение обобщений, развитый понятийный аппарат. |
Исследованием мышления начали заниматься еще ученые античности (Эпикур, Аристотель), которые рассматривали мышление через призму логики и философии. В Средние века мышление изучалось только эмпирическим путем, в эпоху Ренессанса сформировались два противоборствующих течения: сенсуализм (предпочтение отдается ощущению и восприятию) и рационализм (мышление не зависит от чувствования). В XIX веке истинность мысли доказывали не соответствием действительности, а ее полезностью. К XX веку обозначились основные теории мышления:
Бихевиоризм, согласно которому мышление – это процесс формирования связей между стимулом и реакцией.
Психоанализ, последователи которого изучали зависимость мышления от потребностей человека, а также бессознательную часть мышления.
Психологическая теория деятельности, которая утверждает, что мышление – это инструмент для решения задач и изменения действительности.
Мышление – это…
- Естественный процесс, функция мозга;
- отражение объективной действительности в понятиях, суждениях и теориях, которые и составляют высшую ступень познания мира человеком.
Источниками мышления могут быть только ощущения, однако само по себе мышление выходит за рамки чувственности и способно давать человеку знания о предметах и явлениях, с которыми он не может непосредственно контактировать.
Мышление изучают несколько наук: логика, теория познания, психология, нейрофизиология, кибернетика.
Для того, чтобы начать мыслить (то есть стать субъектом мышления), человеку нужно овладеть общественным опытом: языком (речью), понятиями и логикой. Без законов и практического опыта, приобретенного человечеством, индивид не может грамотно ставить задачи и решать их.
Мышление неразрывно связано с языком. Язык – это объективная материальная форма мышления, он выражает человеческие мысли.
Мышление носит личностный характер. Это проявляется в выборе задач и методов их решения каждым конкретным человеком, в чувствах, которые человек испытывает при решении каждой конкретной задачи.
Этапы мышления
Процесс мышления условно делится на три этапа:
- Постановка задачи (формулирование вопроса).
- Поиск оптимального решения.
- Достижение нового знания (то есть принятие решения о дальнейших действиях или окончательное/частичное решение вопроса).
Формы мышления | ||
Понятие | Суждение | Умозаключение |
Выделение и обобщение объектов с помощью указания на их общий отличительный признак. | Утверждение или отрицание чего-либо о предмете. | Выведение из нескольких известных суждений (посылок) нового суждения (следствия). |
Существуют различные классификации типов мышления, но мы остановимся на той, знание которой требуется для подготовки к ЕГЭ
Типы мышления | ||
Образное | Понятийное | Знаковое |
Основано на получении чувственных впечатлений. Решение проблемы – конкретное действие. Свойственно первобытному человеку. | Теоретическое знание, основанное на использовании абстрактных понятий. Свойственно современному человеку. | Знание в форме языковых знаков (сигналов, признаков), каждый из которых заключает в себе познавательный образ того или иного явления, процесса (например, «+» — означает процесс сложения, «-» — процесс вычитания). Применяется в науке. |
Мышление предполагает выполнение ряда логических операций. Наиболее известные и часто применяемые:
Сравнение – это количественное или качественное сопоставление свойств предмета/явления.
Анализ («разделение) – это выделение и изучение отдельных областей исследования.
Синтез – объединение и обобщение ранее разрозненной информации.
Абстрагирование – отвлечение от несущественных связей/явлений в процессе познания. Следствие абстрагирования – абстракция (теоретическое обобщение).
Индуктивное умозаключение – метод рассуждения от частного к целому.
Дедуктивное рассуждение – метод рассуждения от целого к частному.
Мышление непосредственно связано с деятельностью, так как именно в процессе мышления вырабатывается программа действий, которые впоследствии реализуются на практике.
Деятельность
Деятельность – это…
— присущая человеку форма активного отношения к миру, порождаемая потребностями и регулируемая сознанием.
— целесообразное изменение и преобразование мира, творческое отношение к окружающему миру.
Нельзя назвать деятельностью любую активность по отношению к миру. У деятельности есть ряд признаков:
- Создание искусственной среды обитания человека путем приспособления к природным условиям и преобразования их.
- Сознательное целеполагание.
- Воздействие на окружающий мир с помощью специальных орудий труда, с помощью которых расширяются и преумножаются возможности человека.
- Созидательность, продуктивность и творческий характер деятельности.
Деятельность как процесс имеет специфическую структуру:
Структура деятельности | Субъект – тот, кто действует, от кого исходит активность. |
Объект – то, на что направлено действие. | |
Мотив – сознательное побуждение/потребность, оправдывающее деятельность. | |
Цель – представление об идеальном результате деятельности. | |
Средства – предметы и способы действия, которые используются в ходе деятельности. | |
Действие – составной элемент деятельности, относительно автономный, имеющий конкретную задачу. (Вся деятельность в целом состоит из отдельных действий: поступков, деяний и так далее). | |
Результат – конченый итог деятельности, состояние, в котором удовлетворяется потребность (может отличаться от цели деятельности). |
Существует четыре основных вида деятельности, каждый из которых обладает уникальными характеристиками:
Типы деятельности | |||
Игра | Учение | Труд | Общение |
Цель – сама деятельность, отдых и моральное удовлетворение от процесса. — не предполагает создания материального продукта; — происходит в условной ситуации; — в процессе деятельности используются замещающие предметы; — способствует развитию личности. | Цель – приобретение новых знаний. Формы учения: — Организованное (в образовательных учреждениях). — Неорганизованное (в других видах деятельности). — Самообразование. | Цель – достижение практического результата. Характерные черты: — Целесообразность; — Нацеленность на конкретный результат; — Необходимость знаний и умений; — Преобразование внешней среды. | Цель – обмен деятельностью, опытом, информацией. Общение – одно из необходимых условий для развития общества, в процессе общения передается социальный опыт, происходит изменение взаимодействующих субъектов, происходит формирование личности и ее социализация личности. |
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
Глава III. Влияние мышления на восприятие
Между решением перцептивной проблемы и решением умственной проблемы есть и сходство, и различие. В обоих случаях приходится искать гипотезу, которая объяснила бы наблюдаемые факты, в обоих случаях есть элегантные и не элегантные решения, в обоих случаях решение часто приходит неожиданно, как внезапное озарение. Однако перцептивное решение проблемы обычно происходит сверхбыстро, оно неосознанно и не выражается словесно (это вовсе не означает, что мышление всегда происходит медленно, осознанно и оформляется словесно, но часто это все же так или отчасти так); оно, по-видимому, не требует строгой мотивации, какой требует доказательное мышление; в отличие от большинства трудных проблем мышления, в восприятии почти всегда достигается правильный результат; и, наконец, решение перцептивной проблемы приводит к восприятию, а не к идее.
Очевидно, что восприятие неразумно в одном отношении. Мы часто воспринимаем явления не такими, какими знаем их, или воспринимаем то, о чем прекрасно знаем, как маловероятное или просто невозможное. Воспринимаемое может временами противоречить тому, что известно о ситуации.
Восприятие — активный процесс, включающий в себя обучение. Охотники могут узнавать птиц с невероятных расстояний по полету, они умеют использовать небольшие различия для определения объектов, которые для других людей выглядят одинаковыми. То же самое наблюдается у врачей, рассматривающих рентгенограммы или микроскопические препараты, чтобы найти признаки патологии. Нет сомнении в том, что и в этом случае имеет место перцептивное обучение, однако мы до сих пор не знаем точно, как далеко распространяется влияние обучения на восприятие.
Кирпич и кусок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень похожие, однако они будут вести себя совсем по-разному. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а скорее по назначению или по их основным свойствам. Стол может иметь различную форму, но это предмет, на который можно положить другие предметы; он может быть квадратным или круглым, но при этом оставаться столом. Для того чтобы восприятие соответствовало предмету, то есть было истинным, надо, чтобы оправдались наши ожидания.
По данным современной науки, «полушария отвечают за разнообразную психическую активность, проявляющуюся во внимании, восприятии, памяти, мышлении, в эмоциях и мотивации» . При левополушарном мышлении информация перерабатывается индуктивным путём — логически, линейно, последовательно, от анализа к синтезу. Для правого полушария характерно использование дедукции, переработка информации осуществляется в форме синтеза и одновременной интеграции разных воздействий (В.П. Леутин, М. Гриндер).
Левое полушарие считается основой формально-логического мышления, правое полушарие — ассоциативно-эмпирического, метафорического (В.Л. Деглин, Н.Н. Николаенко).
По данным М. Гриндера, люди с ярко выраженной левополушарной организацией «успешны в освоении письма, символов, языка, чтения, фонетики, расположения деталей, разговора и декламирования, аудиальных ассоциаций» . Прерогативой людей с правополушарной специализацией являются воображение, случайное осознание, образная память, пространственные связи, цветовая чувствительность, пение, музыка, артистичность, кинестетические переживания (М. Гриндер, М.А. Павлова).
Вербальная информация лучше воспринимается левым полушарием, невербальная — правым .
Тема: «Восприятие. Мышление».
А.Чистяков 03.01.-10.01.21, WWW C.Слипченко 06-14.03.21, Чудодеево А.Чистяков 01-09.05.21, Галактика
Главная > Теория > Тема: «Восприятие. Мышление».
Наши органы чувств имеют ограничения по амплитуде и частоте воспринимаемых процессов
, и, это, несомненно, накладывает отпечаток на наше
восприятие и понимание
мира. Но еще важнее то, что мы не осознаем и не понимаем в полной мере того, что Вселенная не «стоит на месте», она все
время
изменяется, даже тогда, когда вокруг «ничего не происходит».
Особенно наглядно это можно проиллюстрировать на примере восприятия процессов. Очевидно, что у любого процесса есть: настоящее, прошлое и будущее
, но не все осознают, что мы всегда «наблюдаем» (видим, слышим, ощущаем) только
настоящее
(реальное «время»), причем, с
небольшим запаздыванием
, т.к.
акт (процесс) восприятия и обработки информации тоже имеет длительность.
И, если прошлое мы еще можем фиксировать с помощью технических устройств, то, наблюдать будущее нам недоступно в принципе: мы можем его только воображать, представлять, выдумывать и,
делать
настоящим.
То, что мы наблюдаем с помощью фото и видео (и любых измерительных приборов) – это не есть сам мир как таковой, это всего лишь его следы
– отпечатки (отражения), которые человечество научилось фиксировать с помощью технических устройств т.е. «костылей» для мозга. Мы научились их хранить, обрабатывать, строить на основании этих данных научные модели, но при этом упускаем из виду тот факт, что любые, даже самые точные модели, всегда проще реальных процессов, которые они описывают. К тому же, мы всегда отстаем в создании моделей мира, процессов происходящих в нем, от самого реального мира, т.к. он меняется быстрее, чем мы можем себе представить. Добавлю, эти следы хранят информацию только о внешней составляющей процессов, которые являются уже прошлым, т.е. показывают нам каким был мир какое-то время назад. Например, вы можете заснять человека на видео, а затем просмотреть его. Вы будете видеть и слышать только внешнюю составляющую, т.е. то, что человек делал и говорил, а то, что он в это время
думал
(представлял), т.е. его истинные желания намерения, потребности, цели, на «пленку» запечатлеть невозможно.
Когда мы пытаемся понять, что же такое время
, как оно «течет, ускоряется, замедляется, тянется, стоит на месте или летит», то незаметно для себя мы переходим на язык
метафор
, что в свою очередь, только затрудняет и без того сложную ситуацию. Тем не менее, в данной теме мы будем разбирать основные трудности, объективно возникающие при восприятии Вселенной, и типичные ошибки, совершаемые сознанием в процессе
мышления
, т.е. обработки следов – результатов взаимодействия органов чувств с миром.
Лекция: «Восприятие. Мышление». 2020.12. Вебинар от 2020.12.: Восприятие. Мерность нашего мира. Стандартные ошибки мышления, совершаемые нами.
Восприятие. Информация. Энергия. Чтобы понять, что такое информация
нам придется разобраться с двумя вопросами: от чего зависит
восприятие
и
понимание
информации.
Восприятие. Фактор АЧХ. Наши зрение и слух имеют ограничения по амплитуде и частоте воспринимаемых сигналов. Могут ли на нас оказывать влияние запредельные колебания?
Перенос точки наблюдения. При наблюдении крайне важно понимать, где находится точка наблюдения
и, умеем ли мы ее перемещать. От этого напрямую зависит
восприятие.
Если вы не поняли, то на снимке тапочки балерины. Снимок сделан снизу через стекло.
Способы изменения восприятия. ИСС. Восприятие и мышление. Измененные Состояния Сознания (ИСС). Способы изменения восприятия и мышления. Признаки ИСС. Тесты.
Восприятие процессов Чем отличается восприятие объектов от восприятия процессов? С каким сложностями мы столкнемся в этой теме?
Визуальные иллюзии Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Знакомая поговорка? Посмотрите и убедитесь сами, что мозг обмануть не так уж и сложно.
«Логический трюк» Льюиса Кэрола. Льюис Кэрол (1832-1898) — писатель, математик, философ, фотограф. Знаменит на весь мир не только своими книгами, но и логическими загадками.
Мышление. Понимание. От чего зависит мышление? Что означает: понять смысл, понять замысел, понять другого человека. Как проверить, что вас поняли?
Модельное восприятие реальности Модельное восприятие (описание) реальности. Чувственное восприятие реальности.
Список фильмов Список фильмов для участников проекта GO-RA
Поделиться:
Речь
Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.
В отличие от речи язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. В процессе общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совместной деятельности.
Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются достоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи.
Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн.
Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в основе которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие основной тон звука речи.
Речь имеет свои свойства:
– содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности;
– понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
– выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной);
– бездейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Речь выполняет определенные функции:
– выражения (заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой – выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения);
– воздействия (заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию);
– обозначения (состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия);
– сообщения (состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз).
Существуют следующие виды речи:
– устная – это общение между людьми посредством произнесения слов, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух, с другой;
– письменная – это речь посредством письменных знаков;
– монологическая – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;
– диалогическая – это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;
– внешняя – речь, выполняющая функции общения;
– внутренняя – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека;
Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного движения головного мозга, а к периферическим – голосовой аппарат и органы слуха. В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы, работа которой заключается, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.
Речь в то же время – сложнейшая система условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.
В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.
Тема 5. Мышление и деятельность
ЕГЭ 2018 по обществознанию — Человек
Мышление
– активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально
. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Мышление неразрывно связано с языком
. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.
Опосредованный характер
мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.
Процесс мышления проходит ряд этапов.
Мышление обладает личностным характером
. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.
Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности
, которые проявляются: в форме
побуждений
, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме
реакции
на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.
Мышление – сложное социально-историческое явление
. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.
На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.
В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.
В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей.
Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
Образец задания
B2.
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».
Образ; язык; представление; темперамент; знак.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».
Ответ:
Темперамент.
Тема 6. Цель и смысл жизни человека →
← Тема 4. Деятельность Человека, Ее Основные Формы
Тема 5. Мышление и деятельность
Оценка
Добавить комментарий
Таблица 1
Уровни мышления
Уровень мышления | Форма, в которой можно представить субъекту познаваемый объект или ситуацию для того, чтобы им можно было успешно оперировать (левая часть термина) | Способ, каким сам человек представляет и познает окружающий мир (правая часть термина) |
Наглядно-действенное | Объект как таковой в своей материальности и конкретности | Через практические действия с объектом |
Образно-художественное | Изображение на рисунке, схеме, чертеже | С помощью образных представлений |
Словесно-понятийное | Описание в той или иной знаковый системе | С помощью логических понятий и других знаковых образов |
§ 2. Индивидуально-психологические особенности мышления
Физиологи связывают преобладание наглядного или словесно-логического типа мышления с асимметрией мозга, большим развитием его правого или левого полушария.
Идею функциональной неоднородности различных участков мозга первым высказал Франц И. Галль. Согласно его представлениям, все способности человека предопределяются активностью конкретных участков мозга.
Основы нейрофизиологии в нашей стране заложены В.М. Бехтеревым. По утверждению учёного, «нельзя признать полнаго тождества въ функцiяхъ правой и лЂвой лобныхъ долей»
В результате многочисленных наблюдений и экспериментов физиолог заключил, что «для психической дЂятельности более важною представляется лЂвая предлобная область, как имЂющая ближайшее отношенiе к производству рЂчи»
Постоянное функциональное взаимодействие корковых центров того и другого полушарий обеспечивается мозговыми спайками, причём, как установил В.М. Бехтерев, эти спайки имеют решающее значение в умственной деятельности: «взаимоотношенiе центровъ обоихъ полушарiй, устанавливаемое с помощью мозговыхъ спаекъ, представляется существенно важнымъ в дЂле развитiя умственныхъ способностей и лишь благодаря ихъ присутствiю оказывается возможным полный расцвЂтъ психической дЂятельности» .
Экспериментальные данные В.М. Бехтерева были подтверждены и уточнены исследованиями А.Р. Лурия. Изучая афазии мозга, то есть заболевания, при которых нарушается воспроизведение или понимание членораздельной речи из-за повреждения мозга, а не по причине изменений непосредственно в речевом аппарате, нейрохирург разделил их на две категории: синтагматические и парадигматические. Первые связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария. Вторые возникают при поражении задних отделов левого полушария и связаны с нарушением кодов речи (фонематического, артикуляционного, семантического).
Список использованной литературы:
1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: МГУ, 1983.
2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
3. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. — М.: Наука, 1973.
4. Выготский Л.С. Психология. — М.: Владос, 2002.
5. Гриндер, М. Исправление школьного конвейера / М. Гриндер. — М.: Б/и, 1994.
6. Логвименко А.Д. Психология восприятия. — М.: Просвещение, 1987.
7. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. — М.: Владос, 2002.
8. Павлов, И.П. Полн. собр. соч. / И.П. Павлов. — М.: Изд-во АН РСФСР, 1951. — Т. III. — Кн. 2.
9. Петровский А.В., Ерошевский М.Г. Психология. — М.: Владос, 2000.
10. Петухов В.В. Психология мышления. — М.: Просвещение, 1987.
11. Психологический словарь. / Под ред. Ю.Л. Неймера. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.
12. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2003.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002.
Размещено на
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Процессы мышления.
Выделяют несколько основных мыслительных процессов (мыслительных операций), с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность.
Анализ – мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных признаков. Анализ бывает практическим и умственным.
Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Но синтез не является механическим соединением частей.
Анализ и синтез неразрывно связаны и дают всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом.
Сравнение – сопоставление предметов и явления с целью найти сходство или различие между ними. Благодаря этому процессу мышления мы познаем большинство предметов, т.к. мы познаем предмет, только приравнивая его к чему-то или отличая от чего-то.
В результате сравнения в сравниваемых предметах мы выделяем что-то общее. Т.о. образом на основе сравнения строится обобщение.
Обобщение – мысленное объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения. Благодаря этому процессу делаются выводы, правила и классификации (яблоки, груши, сливы — фрукты).
Абстракция состоит в том, что, вычленяя какие-либо свойства изучаемого объекта, человек отвлекается от остальных. Путем абстрагирования создаются понятия (длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д.).
Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание (привести пример на правило).
Мышление как процесс решения задач.
Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая проблема. Т.е. мышление необходимо в тех ситуациях, в которых возникает новая цель, а старые способы деятельности уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными. В проблемной ситуации и берет начало процесс мышления. В ходе деятельности человек сталкивается с чем-то неизвестным, в деятельность сразу включается мышление и проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу.
Задача – цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Любая задача включает: цель, условие (известное), искомое (неизвестное). В зависимости от характера конечной цели различают задачи практические (направленные на преобразование материальных объектов) и теоретические (направленные на познание действительности, например, учеба).
Принцип решения задачи: неизвестное всегда связано с чем-то известным, т.о. неизвестное, вступая во взаимодействие с известным, открывает какие-то свои качества.
Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но эта связь не однозначна. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мышление проявляется не только в решении задач, но и, например, для усвоения знаний, понимания текста, постановки задачи, т.е. для познания (овладения опытом).
Индивидуальные особенности мышления.
Мышление каждого человека имеет некоторые отличия по определенным свойствам.
Самостоятельность – умение человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения, не прибегая к частой помощи других людей.
Широта – это когда познавательная деятельность человека охватывает различные области (широкий кругозор).
Гибкость – умение изменять намеченный вначале план решения, если он уже не удовлетворяет.
Быстрота – способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять решение.
Глубина – умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умение увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает (нужно иметь голову Ньютона, чтобы увидеть в падающем яблоке проблему).
Критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли (не считать свои мысли абсолютно верными).
15.Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его восприятия
Память- специфическая форма психического отражения действительности, обеспечивающая накопление, сохранение и воспроизведение впечатлений об окружающем мире; основа приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.
В памяти выделяют ряд основных (мнемических) процессов: запоминание, сохранение, забывание, восстановление. Посредством запоминания осуществляется ввод информации в память. на основе включения вновь поступающих элементов в существующие системы ассоциативных связей. Под сохранением понимаются процессы, способствующие удержанию информации в течение более или менее длительного периода времени. Сохранение тесно связано с забыванием. По сути, это две стороны единого процесса: при неполном сохранении говорят о частичном забывании, и наоборот.
Использование человеком своего опыта осуществляется благодаря восстановлению ранее усвоенного. Наиболее простой его формой, осуществляемой в условиях повторного восприятия, является узнавание. Более сложной формой восстановления является воспроизведение, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, переживания, движения и др.
Существенной особенностью воспроизведения является его избирательный характер: оно связано с переработкой воспринятого, которая определяется конкретными условиями и задачей деятельности, а также индивидуальными особенностями субъекта, тем, как он понимает и переживает воспроизводимое. Поэтому память нельзя рассматривать вне зависимости от особенностей и свойств личности, ее актуального состояния: направленности, мотивации, склонностей, интересов, уровня активности и т. д.
Фактически, память любого человека можно считать строго индивидуальной, неповторимой, поскольку она представляет собой отражение опыта конкретного индивида. Индивидуальные различия в памяти объясняются как преимущественное развитие одного из видов памяти.
Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Она, как правило характеризуется исключительно сильной образностью. Яркая образность памяти свойственна и детям; довольно часто у них отмечаются явления эйдетизма ( — способность к произвольному, точному и детальному воспроизведению зрительных образов воспринятого ранее).
В качестве одного из факторов, определяющих индивидуальные и возрастные особенности памяти, указываются особенности высшей нервной деятельности (например, инертность).
Виды памяти.Существует несколько классификаций видов памяти. В соответствии с типом запоминаемого материала принято выделять вербальную, образную, двигательную и эмоциональную память. Генетические ступени развития памяти. (П. П. Блонский): от двигательной к эмоциональной, образной и, далее, к вербальной как высшему виду памяти человека.
Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, в развитии памяти ребенка можно выделить 2 линии: непосредственное (механическое) и опосредствованное запоминание. Кроме того, большое значение имеет развитие произвольных форм памяти, надстраивающихся над натуральными, непроизвольными ее видами.
Важнейшую роль в развитии памяти играет мышление, в первую очередь формирование понятий. Л. С. Выготский утверждал, что «для ребенка раннего возраста мыслить, значит вспоминать, для подростка вспоминать — значит мыслить». С возрастом меняется не только структура самой памяти, но и ее место в ряду других психологических функций. Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, развитие памяти ребенка идет от ассоциативно-механической к логической.
Не все виды памяти одинаково развиваются у людей здоровых, обычных и имеющих отклонения в развитии. Для задержек психического развития характерно преобладание ассоциативно-механической памяти над логической, непроизвольных форм запоминания над произвольными. В современной нейропсихологии принято разделать модально-неспецифическую, или общую память и различные виды модально-специфической памяти (зрительная, слуховая, двигательная…).
При характеристике процесса запоминания следует обращать внимание на влияние механизма интерференции на качество и количество воспроизводимого, припоминаемого материала. Влияние интерференции или отсутствие такового может указывать на дисфункцию соответствующего полушария головного мозга. Также большое значение для проявления интерферирующего влияния имеет возраст обследуемых и наличие психоневрологических, резидуально-органических расстройств.
В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную (тактильную) память и т. д.
Память долговременная- процесс длительного сохранения в памяти ранее запоминавшихся объектов. Задача долговременной памяти. состоит в сохранении того, что необходимо на будущее. Она связана с организацией поведения в масштабах длительных интервалов времени, что неизбежно требует предвидения. Поэтому обусловливающей причиной долговременной памяти становится информационное содержание сигнала Для нее важна семантическая (смысловая) близость запоминаемых элементов. Различные виды памяти, свойственные человеку, объединяются в функциональную иерархию, насчитывающую несколько уровней: память эмоций, память образов, память понятий, память слов. Существуют и другие классификации
Память кратковременная (оперативная)- это тип памяти, который используется в процессе решения тех или иных задач. Она проявляется, например, когда человек ведет запись лекции, выполняет вычислительную операцию, строит фразу и т. д. Кратковременная память связана, прежде всего, с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена, главным образом, на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания. Если человек не повторяет специально того, что передано в кратковременную память, то длительность хранения не превышает нескольких десятков секунд (в лучшем случае — нескольких минут).
Механизмы памяти.Современные исследования связывают процессы памяти с так называемыми «следовыми» процессами, сущность которых сводится к тому, что нервная система может с большой точностью сохранять длительное время «следы» различных воздействий.
Объем памяти.Количественный показатель сохраняющегося в памяти или воспроизведенного материала.
Глава I. Восприятие и его свойства
Познание — усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познанием называют как (в широком смысле) процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», так и (в узком смысле) результат этого процесса. В познании содержится оценка, которая опирается на опыт.
Познание как деятельность включает в себя психические процессы: восприятие, воображение, мышление, — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.
Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.
§ 1. Понятие восприятия
восприятие мышление индивидуальный психологический
Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.
8 стр., 3558 слов
Механизмы восприятия пространства и движения
… движения. Соответственно, говорят также о зрительном восприятии человеком движения, к которому относят восприятие … памятью. Мышление Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и … сразу после предъявления условного раздражителя. Например, животное направляется … Двойная стрелка — образование временной связи, что соответствует «проторению» связи между нейронами свет, звук …
Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.
В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).
Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.
Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. Микрогенез образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.
В основе восприятия лежит более сложная, чем при ощущении, аналитико-синтетическая работа центральных отделов анализаторов и их комплексное взаимодействие. В случае действия сложного, но одномодального раздражителя нервные связи возникают в пределах одного анализатора. Примером такого раздражителя может служить мелодия, представляющая собой сочетание отдельных звуков. Нервные связи при этом возникают не только на сами отдельные звуки, но и на их соотношения. Песня или ария воспринимается как знакомые не зависимо от вокальных особенностей исполнителя, если верно сохранены гармонические отношения между звуками.
13 стр., 6307 слов
13.Определение внимания. Виды внимания
Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального называют
вниманием.
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
5 стр., 2020 слов
Восприятие информации человеком
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ) Филиал РГГУ в г. Балашихе Кафедра математическихи естественнонаучных дисциплин Реферат по информатике Восприятие информации человеком студентки 2 курса заочной формы обучения специальности 080504 Щеглова Юлия …
Виды внимания
Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются — природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным, сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.
От непроизвольного внимания отличают произвольное. Так называемое произвольное вниманием — это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил. Так называемое произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание, поэтому, носит всегда опосредованный характер.
13 стр., 6332 слов
Соотношение произвольной и непроизвольной памяти дошкольников
… у всех людей, то остальные три остальные типы памяти являются скорее профессиональными типами. 2.По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память – это память, которая … вспомнить цвет, форму и некоторые другие особенности машины. Долговременная память – это сохранение информации в психике в течение длительного времени. Считается, что …
Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное, произвольное — как активное (Джемс).
Первое направляет независящие от нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркая окраска, ощущение голода; второе направляем мы сами. Это второе различие, однако, относительно: и непроизвольное внимание представляет собой не чистую пассивность, и оно включает активность субъекта, так же как, с другой стороны, и произвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешними условиями — объектом, оно включает и элементы пассивности. И, наконец, третья черта, завершающая определение произвольного внимания: оно — волевая операция. Сознательное регулирование является самым существенным в «произвольном» внимании.
Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного.
С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Учет этого перехода непроизвольного внимания в произвольное и произвольного в непроизвольное имеет центральное значение для правильного теоретического отображения реального протекания процессов внимания и для практической правильной организации работы, в частности учебной.
В психологической литературе Титченер отметил переход произвольного внимания в непроизвольное, когда наряду с «первичным» непроизвольным и «вторичным» произвольным вниманием он говорил еще о третьей стадии в развитии внимания, которая знаменует переход от произвольного снова к непроизвольному первичному вниманию. Эта стадия называется также послепроизвольным вниманием.
Но, по мнению С.Л. Рубинштейна она представляет все же разновидность произвольного внимания, — хотя для поддержания внимания в этих условиях и не требуется усилий — потому что оно регулируется сознательно принятой установкой на определенную задачу. Именно это — а не наличие большего или меньшего усилия — является исходной, основной характеристикой так называемого произвольного внимания человека, как внимания сознательно регулируемого.
7 стр., 3355 слов
Память и её виды 2
… приемов, без волевыхусилий, то эта память непроизвольная. Человек запоминает интересную книгу. Еслиставят … памяти. 3. Информация храниться вдолговременной памяти преимущественно в семантической форме. 4. Информация вдолговременной памяти … слуховой и двигательный виды памяти. · Человекзрительного типа памяти, запоминая текст книги, …
Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
14.Память. Виды памяти.
Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют
памятью.
В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная (иконическая) память
представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.
Кратковременная память
сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 — 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. » Мозг среднего человека, — говорил Эдисон, — не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз».
Оперативная память
рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная память
способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.
9 стр., 4097 слов
Мозг и память человека
Министерство высшего образования Российской Федерации Дальневосточная государственная академия экономики и управления РЕФЕРАТ Мозг и память человека: молекулярный аспект Выполнил: студент 512 Мо группы Музыченко М.А. Проверил: профессор, доктор Ф.М.Н. Савченко В.Н. Владивосток 2002 г. Содержание Введение……………………………………………………………………..3 Глава 1: «Головной мозг человека»………………………………………..4 1.1. Клетки …
Генетическая память
обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).
В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие виды памяти.
У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память
. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать». Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что «нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу».
Слуховая память
— это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.
Двигательная память
представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.
Эмоциональная память
— это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.
Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.
Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.
По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную
.
В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение) , осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.