Что такое клиповое, критическое и системное мышление? Что является нормой для человека?


Словосочетанием «системное мышление» определяется понимание взаимосвязей множества различных элементов окружающей действительности. Структура человеческой жизнедеятельности состоит из огромного количества маленьких частей, которые пересекаются, дополняют друг друга, создавая общность и обеспечивая достижение заданной цели.

Для данного типа умственной деятельности характерно восприятие процессов и предметов как одно целое, путем выявления имеющихся между ними связей. Все, что окружает человека в повседневности, представляет собой объединение частей в логически оправданную единую конструкцию. Любой объект, теория, явление – это конкретная система, созданная упорядоченностью задействованных в ней элементов.

Формирование системного мышления

В педагогике можно выделить несколько теоретических разработок, исследующих проблему формирования системного мышления у школьников:

  1. Занимающиеся теоретическими вопросами системности.
  2. Формирующие системный стиль мышления.
  3. Посвящённые проблеме экспериментальных и теоретических исследований.

Помимо теоретических, складываются практические предпосылки формирования системного мышления. С этой целью создаются новые курсы и предметы, создающие новые целостные представления о картине мира на основе системного подхода.

Практически системное мышление проявляется в овладении некоторыми умениями:

  • рассматривать окружающие нас явления и объекты как системы, развивающиеся и взаимосвязанные.
  • устанавливать причинно-следственные связи, анализировать ситуации, обнаруживать противоречия, решать возникающие проблемы.
  • находить неявные, скрытые связи и зависимости.
  • делать выводы, и на их основе предвидеть возможные последствия.

Развитие системного мышления

Системный подход очень полезен: зная его основы, мы можем лучше представлять свои цели, формулировать их и реализовывать. Системное мышление помогает исследовать системы, не распыляясь на мелочи и не упуская главное. Кроме того, оно помогает создавать новые системы и управлять системами. Системное мышление учит объединять знания различных наук и позволяет не стать объектом манипуляции, не поддаться на гипнотические уверения рекламы, зачастую весьма однобокой. Развивая системное мышление, мы учимся прогнозировать будущее развитие событий.

Маленькие дети интуитивно знакомятся с системами и подсистемами, например, собирая машинку или домик из частей конструктора или разбирая будильник на колесики, винтики, стрелки, стёклышко и прочие составляющие. Развивая системное мышление, мы постепенно формируем умение рассуждать, исследовать разные стороны жизни с системных позиций. Развитое системное мышление позволяет без труда выявлять закономерности, составлять прогнозы развития событий и влиять на их ход.

Развитие системного мышления предполагает получение и совершенствование определённых умений и навыков:

  • рассматривать происходящие явления, процессы, ситуации как определённую систему;
  • выявлять основные, базовые элементы системы;
  • владеть анализом и синтезом настолько, чтобы творчески использовать уже имеющуюся базу знаний и генерировать новые идеи;
  • уметь в условиях системного анализа оценивать ситуацию критически;
  • иметь навык рефлексии (осмысления, самоанализа, оценки своей деятельности в процессе системного анализа процессов или явлений);
  • уметь анализировать и прогнозировать развитие системы.

Мышление, основанное на системном подходе, рассматривает предмет или явление с разных сторон, в разных аспектах, целостно, взаимосвязано, с учётом других систем и связей. На системном подходе основана ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), ведь без знания системы невозможно сделать её лучше.

Конкретно-действенное мышление

Этот вид мышления подразумевает решение конкретных задач, которое не противоречит условиям выполнения. Его еще называют техническим, и развивать его нужно людям, работающим практически во всех направлениях. Развитие технического или инженерного мышления, как его называют, не требует выполнения сложных задач, для этого достаточно:

  • решать головоломки;
  • разгадывать кроссворды;
  • отгадывать загадки;
  • решать логические задачи.

Способность подразумевает грамотное сочетание мыслей и практического подхода, что важно для современного прогресса. Этот вид проявляется у человека первым, он отвечает за внимательность и наблюдательность.

Технология системного мышления

В качестве технологий для развития системного мышления у взрослых используются имитационное моделирование, интерактивные игры, схемы системного мышления и другие.

В школьной практике при работе с текстами в основном используются два типа технологий:

  1. Косвенные, основанные на проработке и усвоении знаний по предметам (конспектирование, составление плана, пересказ, анализ текста, диалог, выделение тезисов, составление доклада).
  2. Метакогнитивные технологии. К ним относятся технология развития критического мышления, методы системного анализа и другие. Они развивают способности к самостоятельному мышлению, аналитические способности, умение обобщать, систематизировать, сравнивать и другие компоненты системного мышления.

Анализируя систему, важно научиться выделять её главные части и функции. Для этого нужно ответить на ряд вопросов:

  1. Для чего нужна эта система?
  2. Как она действует?
  3. Какие части помогают выполнять её главную функцию?
  4. Каковы существующие между ними связи?

Если сомневаетесь, является ли главной определенная часть системы, попробуйте её исключить. Если при этом система «рассыпается» – значит, эта часть была главной. Так же можно определить и важные связи системы, исключая связи между главными частями.

В книге «Технология системного мышления», созданной коллективом авторов на основе идей кандидата философских наук Г.П. Щедровицкого, изложена подробная инструкция. Она рекомендована для тех случаев, когда происходят затруднения, а действовать по знакомой схеме, использовать стереотипы – бесполезно.

Данная технология системного мышления содержит ряд пошаговых рекомендаций:

1) Определите «рамки»

Для этого задайте цели и ориентиры на перспективу и создайте список задач, которые необходимо решить на пути к цели.

2) Определите процесс

  • решите, какие процессы управления будут задействованы (это может быть развитие, создание, воссоздание и т.д.)
  • определите происходящие процессы.
  • найдите тот процесс, который нужно изменить.

3) Проанализируйте ситуацию и создайте границы системы управления

4) Создайте структурные схемы

  • выявите важные моменты для работы системы;
  • выявите взаимозависимость этих моментов;
  • прорисуйте существующие между ними связи;
  • выявите, какие процессы важны для успешного продвижения дела;
  • распределите функции по тем местам, где задачи для достижения целей могут быть решены.

5) Определите, что известно о затруднениях

  • какие задачи в данный момент не имеют ни ресурсов, ни путей решения;
  • каковы проблемы;
  • каких связей не хватает, какие из существующих являются проблемными?

6) Составьте проект новых организованностей

  • определите, каковы они;
  • какие из них останутся неизменными;
  • какие из них получат иные функции;
  • в каком материале они будут работать.

Под организованностями понимаются люди, группы, организации. Материалом для организованностей служат персонал, технологии, оснащение, программное обеспечение.

7) Подберите и подготовьте новых специалистов

Определите и озвучьте свои требования к персоналу.

Мышление и деятельность

Чтобы изменить свою жизнь и ее качество нужно суметь посмотреть на вещи под другим углом, научиться по-другому действовать, а значит – думать. Мышление людей, которые достигли успеха и реализовали свой потенциал, в корне отличается от мышления работяг, утонувших в повседневных заботах и проблемах. Но успех книг «Думай как миллионер» и подобных, свидетельствует о том, что люди стремятся научиться мыслить так, чтобы решать финансовые проблемы и двигаться вперед.

Мышление и деятельность неразрывно связаны. Для людей бизнеса, например, существует формула, неизменно приводящая их к успеху. Она состоит из слагаемых мысли, действия и ответственности. Формула универсальна и применима для любой сферы деятельности. Но начало закладывается в глубине сознания. Успешная деятельность – всегда следствие правильного мышления.

Искусство системного мышления

Одним из известнейших в мире специалистов по системному мышлению является американская исследовательница, писательница и учительница Донелла Медоуз. В своей книге «Азбука системного мышления» она знакомит с основами понимания систем, их структурой и особенностями поведения. Автор убеждает в том, что системное мышление – важный инструмент, без которого не обойтись при решении проблем самого разного рода, какой бы сферы нашей жизни они ни касались. Без знания азбуки системного мышления, без понимания особенностей поведения систем трудно научиться взаимодействовать с ними успешно.

Все системы обладают некоторыми свойствами, тогда как отдельно взятые части систем их не имеют. Анализ частей, составляющих систему, не позволяет обнаружить свойства самой системы. Эти свойства выявляются как результат работы системы, когда мы наблюдаем её в действии.

В своей книге «Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем», посвящённой этому вопросу, авторы (Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт) выделяют несколько важных моментов:

  1. Важно научиться понимать, сложность какого вида встретилась в системе: динамическая или детальная. Под детальной понимается сложность, которая связана с количеством элементов, которые анализируется, а под динамической – сложность, которая связана с отношениями, взаимосвязями элементов.
  2. Чем больше в системе присутствует связей, тем больше и возможностей повлиять на систему.
  3. Важно правильно найти точку приложения сил – и тогда рычаг сработает.
  4. Точечных изменений не получится: всегда будут иметь место какие-то побочные эффекты.

Искусство системного мышления – знания, позволяющие научиться мыслить более широко и целостно, преодолевать косность мышления и решать возникающие проблемы. Овладение искусством системного мышления приводит к пониманию того, что мышление неотделимо от проблем, возникающих у нас. Проблемы являются следствием предшествующих событий и наших мыслей о них. Мы сами являемся неотъемлемым элементом своих проблем. Применяя принципы системного мышления, мы сможем лучше разбираться в собственных убеждениях и способах действия, ведь даже сам процесс мышления представляет собой систему наших взглядов и убеждений.

Системы в нашей жизни. Часть 4

Системный подход часто называют системным мышлением.

Системное мышление – способ видеть в объекте систему – проявляется в мысленном разбиении объекта на связанные между собой элементы, взаимодействие которых подчиняется определенному порядку, т.е. является организованным.

Системное мышление обращено к целому и его частям, а также к связям между частями. Оно изучает целое, чтобы понять части. Оно противоположно редукционизму, т.е. представлению о целом как о сумме составляющих его частей. Набор не связанных между собой частей не образует системы. Это просто беспорядочное нагромождение.

Системное мышление позволяет проникнуть за пределы того, что представляется изолированными и независимыми событиями, и увидеть лежащие в их основе структуры. Благодаря этому мы распознаем связь между событиями и, таким образом, совершенствуем свою способность понимать их и влиять на них.

Для конструктивного изучения системы системный подход предусматривает составление ее модели, т.е. упрощенный, по возможности формализованный (для проведения количественных исследований) аналог. Модель должна быть ориентирована на отражение именно тех свойств, которые представляют наибольший интерес.

В первую очередь следует определить степени свободы системы, т.е. совокупность независимых возможных вариаций параметров, описывающих состояние системы. Последующие действия должны выявить изменение состояния при нарушениях в среде и трансформациях системы. Для этого надо найти определяющие функционирование системы структурные элементы и содержательно описать их работу. Далее требуется обрисовать связи, объединяющие элементы в систему, и дать им упрощенную интерпретацию. Желательно зафиксировать проведенные операции графически в виде некоторого портрета системы.

Теперь следует установить идентичность модели реальной системе. Для этого проще всего сравнить поведение системы и сформированной модели при воздействиях на них возмущений. В идеале можно достигнуть тождественности реакций, но обычно добиться этого не удается. Различия будут особенно заметны в аварийных ситуациях, когда система попадает в незапланированные при ее создании условия.

Приведем общую схему формирования модели системы. Этому процессу отвечают три этапа.

А. Этап анализа системы. Действия, составляющие этап, направлены на изучение системы и заканчиваются получением концептуальной модели. Их основным содержанием является представление системы в виде совокупности элементов (декомпозиции), последовательное обследование каждого и связей между ними.

Б. Этап синтеза модели. Он состоит в получении моделей отдельных элементов, формализации их связей и в последовательном переходе от элементов к целостной модели. Завершается этап, когда в распоряжении исследователя имеется математическая модель системы. Естественно, для плохо формализуемых систем можно довольствоваться наличием лишь строгого описания фрагментов системы, тогда часть системы будет охарактеризована вербально, на естественном языке. Однако исследование такого симбиоза формализма с вербальностью представляет далеко не тривиальную задачу.

В. Этап проверки адекватности модели и системы. Эта процедура сопутствует всем этапам построения модели. Ее задача заключается в удовлетворении требований субъекта по обеспечению адекватности модели и исследуемой системы в смысле достижения необходимой точности описания процессов, представляющих интерес для субъекта.

Контроль адекватности проводится с привлечением теории идентификации. Содержание последней состоит в определении тождественности всей системы или ее элемента принятому аналогу (модели). При этом используется методология «черного ящика»: известны входные и выходные сигналы, с определенной степенью достоверности выбрана модель и требуется ввести в модель такие коэффициенты или ее так структурно преобразовать, чтобы в соответствии с заданным критерием была достигнута динамическая идентичность реакций системы и модели. Другими словами, проверка качества модели всей системы или ее элемента должна показать, что она реагирует так же, как система (элемент) на одинаковые входные воздействия.

Схема формирования математической модели системы

Системное мышление тесно связано с такими понятиями, как эмерджентность и обратная связь.

Эмерджентность (интегративное качество). Из определения системы следуют поразительные выводы. Во-первых, системы функционируют как целое, а это значит, что у них есть свойства, отличающиеся от свойств составляющих их частей. Они известны как эмерджентные, или возникающие, свойства. Они «возникают», когда система работает.

Системы обладают эмерджентными, или возникающими, свойствами, которых нет ни у одной из их частей. Разобрав систему на части и проанализировав каждую из них, вы не сможете предвидеть свойства целостной системы.

Разделив систему на компоненты, вы никогда не обнаружите ее существенных свойств. Они проявляются только в результате действия целостной системы. Единственная возможность узнать, что они собой представляют, состоит в том, чтобы заставить систему работать.

Человек, как система, полон эмерджентных свойств. Например, сознание – системное, эмерджентное свойство. Кто мог бы предвидеть, что миллиарды соединений между нейронами сделают возможным самосознание? А все наши чувства – часть нашего «Я». Это вы обладаете способностью видеть, а не ваши глаза. Положите глаз на стол – он ничего не увидит. Ни в одной части тела не найти зрения, слуха, осязания, обоняния или вкуса. Вы живете лишь до тех пор, пока все части вашего тела действуют согласованно. Стоит отделить любую часть тела, и она умрет. Посмертное вскрытие обнаруживает тайну смерти, а не жизни.

Вот другой пример. Движение автомобиля – это также возникающее свойство. Чтобы двигаться, автомобиль нуждается в карбюраторе и бензобаке, но положите карбюратор или бензобак посреди дороги – далеко ли они уедут?

Обратная связь

Все части системы связаны прямо или опосредованно, а потому изменение в одной части порождает волны изменений, которые доходят до всех остальных частей. Значит, они тоже изменятся, а волны от этого процесса в конце концов достигнут той части, в которой началось изменение, и ей придется реагировать на это новое воздействие. Таким образом, изменение возвращается в исходную точку в модифицированном виде – получается не улица с односторонним движением, а петля. Ее называют петлей обратной связи. Когда две части соединены, воздействие идет в обоих направлениях, как в телефонной линии: если вы можете позвонить приятелю, он тоже может позвонить вам. Обратная связь предполагает, что часть выхода из системы снова подается на ее вход или система использует информацию о выходе на предшествующем шаге, чтобы внести изменения в то, что она делает на следующем.

Наличие обратных связей – неотъемлемая характеристика систем: нет обратных связей, нет и систем. Существует два основных типа обратной связи:

  1. Усиливающая обратная связь – когда изменение состояния системы служит сигналом к усилению первоначального изменения. Иными словами, система обеспечивает большее изменение в том же направлении.
  2. Уравновешивающая (балансирующая) обратная связь – когда изменение состояния системы служит сигналом к началу движения в противоположном направлении, чтобы восстановить утраченное равновесие.

Усиливающая обратная связь. Ее часто именуют «положительной», но это не очень удачное название, поскольку создается впечатление, что речь идет о чем-то непременно хорошем и одобряемом. Связь этого типа бывает полезной, но может стать и причиной несчастья, когда она ведет систему к гибели. Все зависит от того, что именно изменяется. Во избежание путаницы мы всегда будем говорить об «усиливающей» обратной связи.

Такая обратная связь толкает систему по выбранному пути. В зависимости от начальных условий она может вести к росту или затуханию процесса. Вознаграждение составляет часть петли этой обратной связи, если оно поощряет, ведет к усилению того же поведения. Это могут быть подарок, деньги, слова поддержки и даже улыбка. Вы совершаете действие, получаете вознаграждение и повторяете действие – вот вам и петля усиливающей обратной связи. Само по себе вознаграждение нельзя считать обратной связью, если оно не ведет к усилению того же поведения.

Уравновешивающая обратная связь. Вечный рост невозможен. Когда-нибудь в дело вступает второй вмд обратной связи и останавливает рост. Ее называют уравновешивающей обратной связью, т.е. противостоящей изменениям. Петля подобной связи действует там, где изменение в одной части системы ведет к таким последствиям в остальных ее частях, что первоначальное изменение тормозится или отыгрывается назад. Эта форма обратной связи противостоит переменам и поддерживает стабильность системы, которая в противном случае была бы разрушена действием усиливающей обратной связи.

Уравновешивающую обратную связь иногда называют «отрицательной», но такое название вводит в заблуждение по двум причинам. Во-первых, «отрицательная обратная связь» часто истолковывается как критика, во-вторых, слово «отрицательная» обычно относится к чему-то плохому. Но в самой по себе уравновешивающей обратной связи нет ничего плохого или хорошего. Ее присутствие просто означает, что система противится переменам. Нам это может оказаться кстати, а может и мешать – все зависит от того, чего мы добиваемся. Если хотим изменить сложную систему, уравновешивающая обратная связь окажется «силой сопротивления». А если стремимся сохранить систему, то же качество назовем «силой стабилизации».

В нашем организме действует множество механизмов уравновешивающей обратной связи. Например, температура человеческого тела неизменна. Небольшая часть мозга, называемая гипоталамус, действует как управляющий механизм «термостата». Когда температура отклоняется от нормы, он запускает изменения, ликвидирующие это явление. Другие механизмы уравновешивающей обратной связи обеспечивают стабильность пульса, кровяного давления и температуры тела в условиях разнообразных внешних воздействий. Именно надежность этих механизмов и делает нас жизнеспособными. Механизм уравновешивающей обратной связи регулирует разницу между действительным и желаемым состоянием системы.

Уравновешивающая обратная связь направлена нf достижение цели. Все системы обладают механизмами уравновешивающей обратной связи, которые обеспечивают их стабильность, а потому у любой системы есть цель, даже если она заключается лишь в том, чтобы система осталось неизменной.

Уравновешивающая обратная связь направляет систему к цели, т.е. к такому состоянию, когда механизм уравновешивающей обратной связи выключается, а система оказывается сбалансированной.

Уравновешивающая обратная связь всегда направлена к уменьшению разницы между действительным и желаемым состояниями системы. Пока эта разница сохраняется, уравновешивающая обратная связь будет сдвигать систему в направлении желаемого состояния. Чем ближе к цели, тем меньше разница между этими состояниями и тем меньше изменяется система.

Итак, необходим механизм измерения, иначе система не будет знать о разнице между ее действительным и желаемым состояниями. Осуществляемые системой измерения должны быть достаточно точными, чтобы не возник риск запуска никому не нужных механизмов обратной связи. Кроме того, точность измерений должна быть адекватной задачам системы.

Упреждающая обратная связь. Чаще всего обратная связь дает цепочки причинно-следственных связей, в которых каждое очередное действие влияет на следующее. Например, чувство жажды заставляет нас пить, а напившись, мы избавляемся от жажды. Сказанное нами в общении формирует ответ собеседника, а сказанное им вызывает нашу реплику. В ответ на снижение температуры термостат включает бойлер, в результате чего температура повышается, и бойлер выключается. Причинно-следственные связи образуют замкнутый круг: то, что с одной точки зрения было причиной, с другой становится следствием. Во времени причина всегда предшествует следствию.

Упреждение – это интересный и несколько иной вариант обратной связи. Здесь все дело в нашей способности предвосхищать будущее. Предвидение еще не произошедшего события становится причиной того, что в противном случае не произошло бы. Таким образом, будущее влияет на настоящее. Например, предвидя неизбежную неудачу, вы в большинстве случаев действительно терпите поражение. В конце концов, какой смысл выкладываться, если все заранее обречено на провал? С другой стороны, когда вы рассчитываете на успех, ваши энергия и оптимизм и делают его более вероятным. Ощущать себя успешным – лучший путь к успеху. А пораженческие настроения ведут к поражению.

Наши успехи, страхи и представления о будущем помогают нам создавать его таким, каким мы предвидим его. Так что лучший способ обеспечить себе утомительный и неудачный день – это заранее «знать», что он таким будет. Ждите худшего, думайте только о малоприятном и убеждайте себя, что будущее вам известно. А раз вам заранее известно, что день будет нудным, вы весь день будете чувствовать себя не в своей тарелке, браться за разные дела, стараясь побыстрее со всем разделаться и наконец оказаться дома. Если при этом вы еще будете время от времени вспоминать другие дни, когда все у вас ладилось и было хорошо, можете быть уверены, что день окажется именно таким, как вы и предвидели. А когда захотите, чтобы день получился хорошим, сделайте все наоборот: ждите его с нетерпением, думайте обо всем интересном, что он вам принесет, и пусть в вашем воображении он будет важным и ярким. Полностью отдавайтесь любому делу. Вы будете приятно удивлены (или разочарованы), но, как правило, мысли о предстоящем «двигают» события в ожидаемом направлении. Упреждение создает самосбывающееся пророчество.

Иногда упреждение ведет к парадоксальным результатам. Самой попытки избежать какого-либо события оказывается достаточно для того, чтобы именно оно и случилось. Это все равно что пятиться в направлении ямы, стараясь в нее не попасть.

Такой тип упреждающей обратной связи – основа парадокса «будь естественным». Чем больше вы стараетесь сделать нечто такое, что может произойти только само собой, тем меньше в вас естественности. Вы можете хоть узлом завязывать себя и других, добиваясь поведения, вся ценность которого в непосредственности, спонтанности.

Иногда упреждающая обратная связь позволяет нарушить прогнозируемый ход дел. Предвидение будущих событий может полинять на настоящее таким образом, что случится прямо противоположное прогнозу. Например, если сказать целеустремленному спортсмену, что он проиграет, это может оказать на него мобилизующее действие. Чем больше вы будете убеждать его, тем сильнее он будет настроен на победу. Пророча неудачу, вы можете подтолкнуть его к успеху.

Таким образом, можно выделить четыре типа обратной связи:

  1. Усиливающая обратная связь имеет место, когда информация об изменениях в системе попадает обратно в систему и усиливает начавшееся изменение. Иными словами, «результат» изменений усиливает их «причину» и, таким образом, усиливает само изменение. Система все быстрее отклоняется от исходного положения.
  2. Усиливающее упреждение может создать ситуацию самоопровергающегося пророчества, когда предвидение или предсказание способствует уходу системы от предсказываемого состояния.
  3. Уравновешивающая обратная связь имеет место, когда информация об изменениях в системе попадает обратно в систему и гасит изменение. Иными словами, «результат» изменений подавляет их «причину». Состояние системы стабильно – это и есть ее «цель».
  4. Уравновешивающее упреждение имеет место, когда предвидение или предсказание изменения приводит систему в предсказанное состояние. Это – самосбывающееся пророчество.

Изменение целей

Уравновешивающую петлю приводит в действие разница между действительным и желательным положением вещей. Система работает в сторону уменьшения этой разницы, приближая действительное положение к желательному. Но есть и другой способ уменьшить разницу: понизить уровень ожиданий, стандарт, и сделать желательное состояние более доступным. Такое изменение цели может быть хорошим ходом. Например, если вы выберете более реалистичный ориентир для веса вашего тела – такой, при котором будете чувствовать себя комфортно. Иногда цели бывают совершенно нереалистичными, и человек выигрывает от «снижения планки». Например, идеал сверххудой фигуры, характерный для людей, страдающих психическим расстройством, анарексией, совершенно нереалистичен и приводит их а грань гибели от истощения. Поэтому часть лечения таких больных – изменение их представлений об образе идеального тела. Также известны бизнесмены, которыми движут совершенно невыполнимые идеи, только на этот раз завышенный стандарт относится не к весу тела, а к целям бизнеса. Петля обратной связи может стать бесконечной и изматывающей, если внешние или внутренние цели нереалистичны, так что идеал оказывается недостижимым ни при каких обстоятельствах. Впрочем, бывает и так, то снижение целей используют для оправдания действительно невысокой эффективности.

Есть два механизма, в результате которых происходит снижение уровня целей. Во-первых, цели могут подгоняться под существующий уровень, вместо того чтобы приближать его к ним, и результатом окажется застой, а отнюдь не совершенствование. Прежде неприемлемое положение вещей может превратиться в норму. Привыкание – это знак деградации целей, если то, что раньше казалось нетерпимым, теперь рассматривается как нечто приемлемое. Это происходит порой на уровне целых государств, скажем, когда население привыкает к высокому уровню инфляции или безработицы. Такое бывает в бизнесе: производитель может радоваться тому, что умудряется выполнять заказы в течение недели. Вот десять дней, считает он, это действительно недопустимо. Но постепенно и этот срок становится нормой, а там, глядишь, и две недели. Когда срок поставки удлиняется до двух недель, потребители начинают громогласно протестовать, так что устанавливается новая цель– десять дней и ни днем больше. Это история британском почтовой службы, которая однажды ввела два срока доставки писем – первого класса, побыстрее, и второго класса, помедленнее. Прежде люди рассчитывали, что их письма будут доставлены адресатам на следующий день. По новой системе письма первого класса доставляли на следующий день, что некогда было нормой для всех писем, только теперь эта услуга обходилась немного дороже. Постепенно даже письма первого класса перестали доставлять на следующий день. Сегодня в такие сроки гарантированно доставляют только отправления экспресс-почтой, и стоят они еще дороже.

Когда мы привыкаем к пониженному уровню здоровья и материального благосостояния, наши цели, соответственно, дрейфуют вниз.

Медленное снижение стандартов трудно заметить, потому что мы привыкаем к статус-кво. Когда падение эффективности занимает месяцы и годы, предприятия не слышат сигналов тревоги. Незначительные изменения незаметны, но при взгляде назад видно, как множество мелких перемен сливается в одну большую.

Второй путь снижения целей имеет более опосредованный характер и заключается в «творческом» подходе к трактовке цели. Например, когда высокий уровень безработицы порождает политические затруднения, легко поправить положение, изменив определение «безработного», так что меньшее число людей получат право на соответствующий статус. Железная дорога может потрясти воображение точностью прибытия поездов, если опозданием считается отклонение от расписания более чем на десять минут.

Система национального здравоохранения Великобритании может позволить себе утверждение, что пациентов принимают в течение десяти минут после прихода в клинику. Но это перестает радовать, когда оказывается, что «приемом» считается получение талона в регистратуре, после чего вы можете еще три часа томиться в очереди к врачу. Такого рода лукавство не дает возможности провести сравнение эффективности системы в разные периоды.

Цели могут не только понижаться, но и повышаться. Если план по продажам выполняется без труда, на следующий месяц могут установить повышенное задание. Такого рода дрейф бывает опасным, если, например, «обычная норма» превращается в десятки бутылок вина и виски в неделю, а растущая тяга к спиртному не позволяет человеку почувствовать вред, наносимый себе и семье.

В системных терминах чем больше разница между действительным и желательным состоянием, тем больше искушение понизить уровень цели или искусно дать ей новое определение. Чем значительнее снижение уровня цели, тем меньше становится разница между действительным и желательным состоянием: «от самой большой проблемы нетрудно сбежать».

Как этому помешать? Цели дрейфуют, когда стандарты устанавливают по прошлым достижениям, а не в соответствии с видением будущего. Дрейфу целей вверх или вниз можно помешать, если устанавливать стандарты за пределами системы, скажем, бизнесу лучше ориентироваться на отраслевые показатели, а в личных делах можно положиться на совет уважаемого вами человека.

Ограниченность логического мышления

Логика обычно отождествляется с ясным, объективным мышлением, лучшим методом решения проблем. Вообще говоря, мы мыслим не слишком логично. Чаще всего творческие озарения рождает воображение, а уж потом человек ломает голову над тем, как логически их обосновать. Наше мышление эмоционально и ассоциативно, хотя порой мы недооцениваем эту его особенность и переоцениваем значение логики.

У логики есть свое место, но на нее нельзя положиться, когда приходится иметь дело со сложными системами. Мир нелогичен, он хаотичен, несовершенен и, как правило, неоднозначен. Следствием понимания того, что наши суждения и решения редко бывают однозначными, что они отличаются приблизительностью и неопределенностью, стала новая дисциплина – «нечеткая логика». В обычной логике на вопрос, как правило, отвечают «да» или «нет», а в нечеткой – «может быть» или «возможно». Нечеткая логика более соответствует сложным системам. Традиционная логика линейна: из А следует В, из В следует С, и так вплоть до окончательного вывода. Системы нелинейны; иными словами, целое больше суммы частей и качественно отличается нее.

Системы порождают странные и алогичные парадоксы. Возьмите проблему дорожных пробок. Когда машин на дороге слишком много, возникает затор, и автомобили движутся очень медленно. Очевидное и логичное решение этой проблемы – строительство новых дорог: чем более разветвлена дорожная сеть, тем легче по ней двигаться. Оказывается, это верно далеко не всегда. Добавление новых дорог к и так перегруженной дорожной сети может только ухудшить положение. Это правило, сформулированное в 1968 г. немецким исследователем Дитрихом Брассом, известно как парадокс Брасса. Он сформулировал его, наблюдая за попытками городского совета города Штутгарта разгрузить движение в центре города с помощью строительства новой дороги. Когда ее проложили, ситуация с транспортом стала еще хуже. Оказалось, проблема была не в дорогах, а в перекрестках – в сочленениях дорог, как понятно каждому системно мыслящему человеку. Одновременно с новыми улицами появляются и новые перекрестки, т.е. точки возникновения дорожных пробок. Правило Брасса полезно учитывать и при разработке оптимальных путей распространения информации в бизнесе, а также при общении между коллегами по работе. Существует оптимальное число информационных каналов, и введение дополнительных не обязательно улучшает ситуацию.

Системное мышление выявляет три заблуждения о характере причинно-следственных связей.

1. Причина и следствие разделимы, и следствие наступает после причины. Причина и следствие – это слова, имеющие различный смысл, но, в зависимости от точки зрения, они могут относиться к одному и тому же событию. В случае упреждающей обратной связи понятно, каким образом следствие некой причины может оказаться причиной того же следствия. Дефицит ли порождает накопление запасов или накопление запасов создает дефицит? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, потому что здесь круговая зависимость: если нити все время в одном направлении, вернешься туда, откуда двинулся в путь. Что наступает первым, зависит от того, с какого места мы начали. Мы привыкли мыслить в терминах либо причини, либо следствия. В системах это может быть одно и то же.

2. Во времени и пространстве следствие идет сразу за причиной. Таково естественное предположение, и когда следствие наступает сразу после причины, легче установить связь между ними, но и системе это не так. В ней всегда присутствует задержка, и следствие может проявиться в другой ее части. Имея дело с системой, нужно быть готовым к тому, что последствия будут отстоять далеко во времени и пространстве.

Возьмем, например, боль. Если проблема возникла в части тела, лишенной болевых рецепторов, чувство боли ощущается и другом месте. Сердечная недостаточность часто проявляется как боль в левой руке. Ущемление нервного отростка в позвоночнике может быть причиной боли в ноге. Травма одной части тела иногда вызывает боль в другой.

3. Следствие пропорционально причине. Эта идея верна в отношении материальных объектов: при столкновении автомобилей повреждения пропорциональны массе и скорости, но в случае живых и механических систем это не так. В механических системах можно получить значительный эффект от минимальных усилий, когда автомобиль «выпрыгивает» от легкого нажатия на педаль газа. Это происходит потому, что система усиливает эффект. В живых системах соотношение причины и следствия бывает еще более поразительным. Крошечные вирусы могут стать причиной масштабной эпидемии. Внедрение одного пестицида может оказать значительный эффект на экологическое равновесие обширного региона. Если ударить живое существо, оно может либо убежать, либо, например, укусить. Энергия реакции (следствия) пропорциональна не силе удара, а особенностям обиженного существа и известна как сопутствующая (коллатеральная) энергия. Она присутствовала и до вашего удара (т.е. до «причины»).

Иногда действие не вызывает последствий, потому что у системы есть порог восприятия. Если стимул имеет величину ниже этого порога, ничего не произойдет. Но, превысив его, мы получим сполна. Даже если вы слегка ударили собаку, она может укусить очень сильно. Реакция не всегда пропорциональна воздействию.

Учет фактора времени. Логика не учитывает фактора времени. Она работает с утверждениями типа: «если – то», т.е. с причинно-следственными связями. Например, вода кипит при температуре 100° С, а это значит: если температура поднимется до 100° С, то вода закипит. Следовательно, 100° С заставляют воду кипеть. (При прочих равных условиях, естественно.) Время в данных рассуждениях отсутствует.

А теперь посмотрим, что происходит, когда мы такой же ход мыслей используем при анализе системы, например поддержания постоянства температуры тела. Если температура вашего тела поднимется, то вы вспотеете. Но если вы вспотеете, то температура тела понизится. Если формально следовать вышеприведенной логической схеме, отсюда следует: если температура растет, то она снижается. Это какая-то логическая бессмыслица, но, тем не менее, именно с такого рода случаями мы сталкиваемся каждый день.

Данный пример показывает, почему логическое суждение – это не то же самое, что причинно-следственная связь. Дело в том, что последняя разворачивается во времени. Логические утверждения часто имеют обратную силу, они могут быть перевернуты. Но вот с причиной и следствием ничего подобного проделать нельзя. Как уже отмечалось, в системах действуют петли причинно-следственных связей, так что «следствие» в одной части петли может позднее оказаться «причиной» изменений другого элемента цикла.

Тесты на системное мышление

В современном мире тесты на системность мышления помогают выявить такие важнейшие профессиональные качества как лидерство, умение работать в команде, устойчивость к стрессам и другие. Они востребованы при выборе кандидата на должность или сотрудника, чьи новые обязанности предполагают владение навыками системного подхода к проблеме, поиск путей решения и реализацию задуманного. Например, тест SRT (Systems Reasoning Test), включающий определение основных элементов в больших объемах информации, анализ графиков и схем, выявление закономерностей, нахождение взаимосвязей. Благодаря такому тесту можно определить, справится ли на данном этапе кандидат с рабочими задачами, требующими системного подхода.

Один из тестов компании CEB SHL, предназначенный для выявления способности к быстрому анализу разрозненной (на первый взгляд) информации и определение взаимосвязей и путей их применения называется «Фастрек». Его суть заключается в том, чтобы, получив информацию о нескольких разных ситуациях, представленных на маленьких разноцветных карточках, систематизировать её, определить ключевые моменты и взаимосвязи между ними и вывести правила, на основании которых можно будет найти решение.

Тесты «Анализ информации» выявляют уровень некоторых способностей:

  1. Понимать текст и оценивать правильность логических умозаключений. Суть задания заключается в следующем: нужно прочитать текст, проанализировать изложенное в нём утверждение, сделать выводы о ложности, истинности или о невозможности оценки из-за недостаточности информации.
  2. Интерпретировать данные. Этот тест выявляет уровень способности анализировать числовую табличную информацию, в том числе статистического характера, и делать правильные выводы на этой основе.
  3. Анализировать диаграммы. Этот тест измеряет способность к абстрактному мышлению. На основании анализа серии диаграмм требуется найти логическую закономерность и продолжить последовательность единственно правильным образом.

Один из вариантов теста на системное мышление – методика Шарагиной Л. И. В этом случае потребуется задать к понятиям, обозначающим явление или объект, максимальное количество возможных вопросов. Для оценки результатов полученные вопросы делят на две группы:

  1. Общие вопросы, не содержащие информации о явлении или объекте.
  2. «Системные» вопросы:
      затрагивающие функции объекта или явления (его роль, значение, использование) или его свойства;
  3. отражающие связь системы с другими системами или с процессами, в которых задействован объект (явление);
  4. отражающие взаимосвязи этой системы с человеком;
  5. отражающие взаимосвязи между элементами системы.

Такой анализ покажет не только широту и глубину мышления, но и на их основе – системность мышления. В описанной методике широту мышления отражает количество вопросов, связанных с системными категориями; глубину – количество вопросов, заданных по всем категориям; системность покажет результат произведения показателя широты на показатель глубины.

Системность мышления даёт возможность видеть ситуацию широко и углублённо, выявляя причины, порождающие проблемы и находя способы избегать их появления в будущем.

Благодаря развитому системному мышлению мы видим, как принятые решения отражаются на событиях и других людях. Способность рассмотреть во всей полноте факты, влияющие на проблему, равно как и влияние своих решений на других, зачастую является необходимым условием успеха.

Развивать мышление, внимание, память и восприятие комплексно, регулярно и с удовольствием можно с помощью развивающих игр онлайн .

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Предисловие

Наблюдая за тем, как создавалась эта книга, я сознавал ее значение и огромную потенциальную ценность для всех нас. Поэтому, когда меня попросили написать предисловие к ней, я был смущен и польщен.

Чем эта книга так важна в наши дни? Прежде всего тем, что она помогает своим читателям понять, почему построенный нами мир оказался настолько сложным и что с этим делать. С течением времени ткань нашего существования становится все более плотной, а взаимодействия ускоряются. И когда мы не можем постичь созданной нами же сложности, то, охваченные чувством беспомощности, становимся жертвами своего непонимания.

Почему получается так, что чем ближе мы к цели, тем менее достижимой она кажется? Почему то, что развивалось так успешно, рано или поздно оканчивается поражением? И когда все рушится, почему это происходит столь стремительно? Почему каждая решенная нами проблема оборачивается букетом новых? И почему те из них, которые, казалось, были окончательно решены вчера, опять возникают перед нами спустя несколько недель или месяцев? Почему получается так, что, преследуя разумные цели, люди порождают то, чего никто из них не желал, например бюрократию? Почему, сколько ни зарабатывай, денег всегда оказывается недостаточно? Почему в многообещающих совместных проектах результатом столь часто становится не взаимная польза, а вражда партнеров?

Перечень вопросов бесконечен, и мы, привыкшие везде искать причинно-следственные связи, естественно, пытаемся найти ошибку. Системное мышление позволяет понять, почему нельзя ограничиваться этим поиском, и открывает нам природу подобных ситуаций. При помощи системного мышления возникает возможность перейти от простой фиксации происходящих событий к пониманию структурных взаимосвязей, порождающих определенные последовательности (паттерны) событий. А когда мы представляем себе действительную основу ситуации, в которой оказались, у нас появляется возможность выработки более осмысленной, рациональной реакции на нее. Вот тогда можно проявить ответственность и взаимодействовать со структурами таким образом, чтобы улучшение ситуации не сопровождалось возникновением новых проблем в другом месте.

Как свидетельствует наш повседневный опыт, на системное мышление можно положиться. В книге «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации» Питер Сенге, внесший большой вклад в популяризацию системного мышления, рассматривает его в контексте дисциплин, необходимых обучающейся организации. Системное мышление оказывается среди них пятым. Читая работу Сенге – в пятый раз за пять лет, – я подумал, что ее следовало бы назвать «Первая дисциплина», потому что четыре другие по отношению к системному мышлению являются прикладными

.

Книга «Искусство системного мышления» позволяет выработать понимание этой области и научиться его использовать, что и объясняет ее важность в повседневной жизни. Осознав созданную нами сложность и обнаружив за ней величайшую простоту, мы можем перестать быть жертвами, потому что новое понимание дает возможность изменить наши действия и благодаря этому всю нашу жизнь.

Возможно, вы слышали об «эффекте бабочки»: взмах ее крыльев в Майами может вызвать сильнейший град в Пекине. Сегодня наши действия самым непосредственным образом вызывают куда более долгосрочные последствия, чем в прошлом. И темп таких взаимодействий продолжает нарастать. Именно поэтому системное мышление имеет большее значение для нашего времени, чем любая другая система.

Я хочу выразить свою самую искреннюю признательность авторам, давшим нам возможность глубже понять этот мир.

Джин Е. Беллингер

Аннандейл, Вирджиния, США

Февраль 1997 г.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]