Что такое парадигма или почему Аристотель был глуп

Парадигма (от греч. paradeigma — «пример», «образец») — это шаблон или образец для подражания. Это набор идей, теорий, моделей, которые служат примером для размышлений или действий.

Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр впервые использовал этот термин в лингвистике. Сейчас термин используется в различных областях:

  • лингвистике;
  • философии;
  • программировании;
  • политологии;
  • образовании;
  • риторике;
  • психологии и др.

Парадигмы в программировании

Парадигмы программирования — это шаблон, которому следует программист, составляя алгоритмы работы электронных машин и разрабатывая компьютерные программы. То есть то, каким образом он мыслит при решении той или иной задачи.

Парадигмой также может быть определенный образец, на основании которого строится текст программы (её исходный код).

Основные парадигмы программирования

  • императивное (процедурное) программирование;
  • функциональное программирование;
  • логическое программирование;
  • объектно-ориентированное.

Появление парадигм в программировании связано с разработкой языков программирования. В языках программирования может быть заложено несколько парадигм.

Примеры в разных науках

Характеристика парадигм зависит от того, в какой области она рассматривается. Например:

  • Физика. Парадигма состояла в том, что ранее не существовало связи между электрическим и магнитным полями до тех пор, пока в 1831 году Майкл Фарадей не научился превращать магнетизм в электричество.
  • Химия. В 1869 году Дмитрий Менделеев открыл периодическую систему , до него не было упорядоченности химических элементов.
  • Биология. Клонирование ранее было на одной грани с фантастикой вплоть до конца прошлого столетия.
  • Экология. Сейчас все чаще стали говорить об озоновых дырах и их последствиях, а раньше о такой проблеме даже и не слышали.
  • Естествознание. В прошлые времена признавалось одно мировоззрение — религиозное. Сейчас же в целом люди сами могут выбирать, во что им верить, в религию или науку, или в то и другое.

Существующие парадигмы часто не дают возможности посмотреть на мир по-новому. Чтобы приобрести внутреннюю ясность, нужно иногда выходить за рамки общепринятого, изменять деструктивные парадигмы на преобразующие. Все меняется, и то, что казалось непоколебимым в прошлом, в настоящее время вызывает смех и слезы.

Парадигмы в образовании

В более широком смысле это модель, которая отвечает на вопросы, для чего необходимо обучать, чему именно нужно обучать, какие культурные ценности необходимо прививать.

В более узком — модель, на основании которой построен весь курс обучения. Парадигма включает в себя учебный план: дисциплины, которые будут изучаться, продолжительность обучения, даты каникул и даты экзаменов и сессий, сроки сдачи работ и т. д.; то каким образом будет происходить взаимодействие между учителями и учениками.

Новые теории: сдвиг парадигмы

Ученые очень часто отбрасывают существующие модели и собирают новые теории. Но время от времени в определенной области накапливаются достаточные аномалии, и сама научная парадигма должна меняться для их размещения. Кун считал, что наука имеет периоды терпеливого сбора данных в рамках парадигмы, смешанных с периодической революцией по мере ее созревания. Сдвиг парадигмы не является угрозой для науки, в отличие от самой манеры, в которой она прогрессирует.

Нормальная наука — это пошаговый научный процесс , который бережно относится к предыдущим исследованиям. Революционная наука (часто «краеугольная наука») ставит под вопрос парадигму. Кун считал, что если парадигма внезапно перескакивает с одного фундамента на другой, происходит сдвиг. Можно привести следующий пример. Многие физики в XIX века были убеждены, что ньютоновская парадигма, которая царила на протяжении 200 лет, была вершиной открытия, и научный прогресс был более или менее вопросом уточнения.

Парадигма в риторике

Это способ понять что-то путём приведения примера и сравнения одного понятия с другим.

Марк Фабий Квинтилиан, римский оратор и учитель, обучал своих учеников риторике: красивой речи, искусству переубеждать. В своём труде «Образование оратора» (Institutio oratoria) он писал, что примеры (или греч. paradeigmata — «парадигмы») необходимы в искусстве убеждения.

Для Квинтилиана примеры (парадигмы) — это аналог вступления в речи. Это способ убедить слушателя путём аргументации, которая состоит из суждений и выводов из них (силлогистическая аргументация). Он использовал примеры из истории, поэзии, пословицы и фразеологизмы.

Что говорят эксперты:

Аркадий Перлов, кандидат исторических наук директор МУНЦ «Высшая школа европейских культур»

Слово «парадигма» пришло в более широкий оборот из лингвистики, где оно обозначает «систему форм изменяющегося слова» (например, образец спряжения глагола или склонения имени) или «класс единиц языка, противопоставленных друг другу и в то же время объединённых по наличию в них какого-либо общего признака» («Новый словарь иностранных слов»).

Как кажется, для расширения значения слова «парадигма» решающую роль сыграла знаменитая книга Томаса Куна «Структура научных революций», впервые опубликованная в 1962 году, с провокационным тогда заявлением, что научное знание развивается «некумулятивно». Иначе говоря, новые идеи не дополняют прежние, но равнозначны им и зависят от условий их использования.

Кун настаивает: картина линейного накопления знаний, в которой приращения и опровержения могут быть доказаны корректно, сменяется не эволюционно, а революционно. Таким образом, противоречия и изъяны «старых» теорий порождают «новые», которые затем и становятся доминирующими в контексте определённых научных пространств или исторических периодов. Так, мы можем говорить о двух разных парадигмах в физике: ньютоновской и эйнштейновской, резко сменивших друг друга. Однако смена парадигмы — это не просто легитимация определённой теории, но смена логики мышления: мир, который некогда был подчинён законам «механики», значительно расширился и стал миром «относительности».

Слово «парадигма», использованное Куном, оказалось слишком провокативным, и его немедленно подвергли критике как за «революционность» и дискомфортность представления о науке, так и за то, что чёткого определения слову «парадигма» в издании 1962 года дано не было. В 1969 году под влиянием критики Кун выпустил статью «Дополнение 1969 года» к «Структуре научных революций». Здесь он ввёл новый термин «дисциплинарная матрица», в которой его революционная «парадигма» стала лишь одним из компонентов этой матрицы наравне с «категориальным аппаратом» или «ценностями». Фактически Кун перевернул научный и исследовательский мир, объявив, что доминирующие теории во многом зависят от контекста их использования, категориальных аппаратов или даже ценностей. Возвращаясь к упомянутому примеру, можно заметить: на яблоко, падающее на голову Ньютона, влияла сила тяготения, однако Эйнштейн не согласился бы, поскольку на объекты также влияет масса материи. До XX века такая теория просто не могла появиться, потому что мир прошлого во многом зависел от церковных интерпретаций миропорядка, в идиллию которого едва ли могла вписаться модель «пространства-времени».

В этом более узком смысле «парадигма» — это совокупность образцов решения головоломок: после того как в школе и университете учёный решил тысячу задач одним способом, маловероятно, что тысяча первую он начнёт решать иначе.

Арсений Куманьков, кандидат философских наук преподаватель школы философии гуманитарных наук ВШЭ

Долгое время понятие парадигмы оставалось исключительно научным термином, которым с разной степенью активности пользовались в различных гуманитарных дисциплинах. Но в XX веке такие философы, как Томас Кун и Мишель Фуко, производят настоящую революцию в использовании этого понятия, сделав его широко употребимым.

Несмотря на протесты Куна, который намеревался использовать понятие парадигмы только для описания развития естественных наук, слово в его новом значении переняли представители социальных и гуманитарных дисциплин, и оно довольно быстро закрепилось в обыденном языке. Сейчас его используют для обозначения архетипа поведения или для указания на систему взглядов, господствующую в каком-то сообществе. Особую популярность приобретают обороты, в которых перед словом парадигма ставится слово «новый». Мы можем говорить о новой парадигме финансовых рынков, управления, лечения алкоголизма, дорожного строительства или высшего образования.

Поскольку я представляю академическую сферу, мне наиболее интересна последняя. Под старой парадигмой высшего образования понимается система, производящая узкоспециальных профессионалов-экспертов. Как следствие, в рамках этой системы преподаватель наделяется особым, едва ли не божественным статусом хранителя Знания, доступного отнюдь не каждому. Преподаватель позиционируется как особое существо, ведущее своих падаванов к Абсолютной Истине. Студенты обучаются конкретной специальности, а образовательная программа составлена из обязательных дисциплин, без усвоения которых не может получиться хорошего инженера, врача или агронома.

Ключевое слово новой парадигмы ― свобода. Студент ориентирован не только на постижение базовых знаний в выбранной им дисциплине, но и на развитие широкого спектра компетенций: способность решения комплексных задач, креативность, критическое мышление, позволяющих ему адаптироваться в различных профессиональных сферах. Соответственно, он вправе самостоятельно выбирать часть необходимых ему курсов. Преподаватель воспринимается как равный, хотя и более опытный коллега. Его задача не ограничивается передачей знания, он должен указать на имеющиеся методы и пути приобретения знания. Особое значение приобретают цифровые технологии. Новая парадигма — это ещё и глобальная стандартизация принципов образования. Примером может послужить Болонский процесс, нацеленный на создание единой системы циклов обучения, степеней, баллов и рейтингов, а также на развитие межуниверситетской мобильности преподавателей и студентов. Старая парадигма образования давала на выходе готового специалиста, который посвятит свою жизнь выбранной профессии. Новая парадигма формирует человека с некоторым набором компетенций, который свободно меняет профессиональные сферы и продолжает учиться всю оставшуюся жизнь.

Как вы видите, выбор парадигмы образования напрямую зависит от выбора парадигмы успеха, которая, в свою очередь, зависит от парадигмы жизненного пути.

Смена парадигм

Томас Кун также ввёл понятие смена парадигм (англ. paradigm shift). Этот термин обозначает ситуацию, когда на смену старым парадигмам (моделям, образцам, теориям и методам) приходят новые. Синонимом является термин «научная революция», ситуация при которой полностью меняется представление о чём-либо в научной среде.

Примеры смен парадигм в науке:

  • теория Чарльза Дарвина об эволюции;
  • общая теория относительности Эйнштейна;
  • атомистическая теория Джона Дальтона;
  • теория Николая Коперника о вращении планет вокруг Солнца;
  • закон всемирного тяготения Исаака Ньютона;
  • теория микробов и др.

Смена парадигм может произойти и у одного конкретного человека. Это ситуация, когда его установки, точка зрения, модель поведения в корне меняются. Причиной может послужить новый приобретенный опыт или новая эмоция, ранее не испытываемая человеком.

Узнайте больше про Жизненные ценности.

Парадигмы исторически и культурно связаны (Томас Кун)

Современный китайский медицинский исследователь с опытом в восточной медицине будет действовать в рамках другой парадигмы, чем западный врач 1800-х годов. Откуда возникает парадигма? Философ Томас Кун интересовался тем, как всеохватывающие теории, которые мы имеем от самой реальности, влияют на модели и теории, которые мы используем в рамках парадигмы, которая диктует следующее:

  • что наблюдается и измеряется;
  • вопросы, которые мы задаем об этих наблюдениях;
  • как эти вопросы формулируются;
  • как интерпретировать результаты;
  • как проводится исследование;
  • какое оборудование подходит.

Многие студенты, которые предпочитают изучать науку, делают это с уверенностью, что они проводят наиболее рациональный путь к изучению объективной реальности. Но наука, как и любая другая дисциплина, подвержена идеологическим особенностям, предубеждениям и скрытым предположениям. Фактически Кун решительно предположил, что исследования в глубоко укоренившейся парадигме неизменно завершают эту парадигму, поскольку все, что противоречит ей, игнорируется или преследуется заданными методами до тех пор, пока оно не будет соответствовать уже установленной догме.

Тело уже существующих доказательств в полевых условиях и формирует сбор и интерпретацию всех последующих доказательств. Уверенность в том, что нынешняя парадигма является самой реальностью, именно то, что делает ее настолько трудной для принятия альтернатив. Хотя Кун сосредоточился на науках, его наблюдения о научных парадигмах применимы к другим дисциплинам.

Педагогика

Что такое образовательная парадигма? Определение данного термина можно также найти в словаре. Это совокупность научных знаний, способов их преподавания, а также осуществление образовательной деятельности, направленной на то, чтобы стать образцом для учеников.

В педагогической теории данный термин используется для характеристики концептуальных моделей образования.

В рамках исторического развития последнего и общества, как важного института, была сформирована не одна парадигма. Определение в образовании раскрывается их многообразием:

  • парадигма знаниевая (традиционалистская, консервативная);
  • поведенческая (рационалистическая);
  • гуманистическая (феноменологическая);
  • гуманитарная;
  • неоинституциональная;
  • технократическая;
  • обучение «посредством совершения открытий»;
  • эзотерическая.

Страницы истории

Встречается такое понятие в диалоге Платона «Тимей». В нем идет речь о том, что бог, опираясь на парадигму, создал весь мир. Это слово придумали греки (παράδειγμα, что означает «шаблон, пример, набор концепций, образец»). Таким способом они констатировали, что первичной была мысль (идея, некий образ), благодаря которой была создана вся существующая материя.

Вам будет интересно:Правила образования существительных в английском языке

В ином диалоге — «Политик» — этот известный мудрец утверждал, что политик должен, как ткач, создавать узоры своей власти и моральных принципов. Чем больше нитей он вплетает в свое «изделие», тем у него появляется больше сторонников среди граждан. При этом повышается его авторитет среди обычных людей, увеличиваются шансы на приобретение уважения в глазах почитателей. Древнегреческий философ, рассуждая над тем, что такое парадигма, определение связывал именно с политикой.

В морфологии у термина «парадигма» выделяют два основных значения:

  • Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА

    Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.

    словоизменение, схема, образец;

  • система словоформ, которые образуют одну лексему.

Выделяют следующие виды парадигм:

  • именную (склонение)/глагольную (спряжение);
  • полную (общую)/частную.

Определение понятия парадигма в полном случае — это вид, который предполагает наличие полного набора форм словоизменения определенной категории. К примеру, для имени существительного она предполагает 12 словоформ.

Неполная парадигма — это форма, которая характеризуется неполным набором словоизменений в какой-либо категории.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]