Приобретенная беспомощность
— это состояние, которое возникает после того, как человек неоднократно испытывал стрессовую ситуацию. Он приходит к убеждению, что не в состоянии контролировать или изменить ситуацию, поэтому и не пытается — даже когда появляются возможности для перемен. Психологи впервые описали синдром приобретенной беспомощности в 1967 году после серии экспериментов на животных и предположили, что их открытия могут быть применимы к людям. Приобретенная беспомощность приводит к усилению чувства стресса и депрессии. Для некоторых людей это связано с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).
Что такое приобретенная беспомощность?
Синдром приобретенной беспомощности возникает, когда человек неоднократно сталкивается с неконтролируемыми, стрессовыми ситуациями. Человек считает себя беспомощным в этой ситуации и не пытается изменить ситуацию, даже когда изменение возможно. Как только человек обнаруживает, что он не может контролировать события вокруг себя, он теряет мотивацию. Даже если появляется возможность, позволяющая человеку изменить свои обстоятельства, он не предпринимает никаких действий. Приобретенная беспомощность может увеличить риск депрессии.
Мартин Селигман (Martin Seligman), один из психологов, которому приписывают определение приобретенной беспомощности, подробно описал три ключевые особенности:
- человек становится пассивным перед лицом травмы;
- не понимает, что реакция может контролировать травму;
- у человека повышается уровень стресса.
Предпосылки к теории
В 1967 году профессор Селигман и профессор Стивен Майер (Steven Maier) впервые описали свою теорию приобретенной беспомощности. Ученые провели исследования на собаках, в которых подвергли животных воздействию серии электрических ударов. У собак, которые не могли контролировать удары, в конце концов развились признаки депрессии и тревоги, а у тех, кто мог нажать на рычаг, чтобы остановить удары — нет.
В последующих исследованиях собаки, которые не могли контролировать удары в первом эксперименте, даже не пытались избежать ударов, несмотря на то, что они могли сделать это, перепрыгнув через барьер. Они стали беспомощными. Однако много лет спустя профессор Майер провел нейробиологическое исследование, которое показало, что собаки на самом деле не стали беспомощными — вместо этого они потеряли контроль.
Узнаете современную Россию?
Герт Хофстеде
Нидерландский социолог Герт Хофстеде впервые ввел термин «дистанция власти». Речь идет о том, насколько высоко мы ставим над собой каждого представителя власти, насколько мы склонны подчиняться власти и обожествлять ее.
Так вот, по показателю «дистанция власти» Россию опережают только страны сактуальными монархическими принципами управления. Основные участники любых наших взаимоотношений до сих пор — царь и раб. И проявляется это от семьи и школы до Думы, правительства и администрации президента…
Именно выученная беспомощность не позволяет нам открывать нужные двери, оставляет за нами шлейф не сделанных попыток, нерешенных проблем и мечту, к которой мы даже не дерзнули приблизиться.
По показателю «дистанция власти» Россию опережают только страны с актуальными монархическими принципами управления. Основные участники любых наших взаимоотношений до сих пор — царь и раб.
Приобретенная беспомощность у взрослых
У взрослых приобретенная беспомощность проявляется в том, что человек не использует и не усваивает адаптивные реакции на сложные ситуации. Люди в таком состоянии обычно принимают тот факт, что «плохие вещи» будут происходить и что они не смогут их контролировать. Им не удается решить проблемы, даже если существует потенциальное решение.
Примеры ситуаций, которые могут привести к приобретенной беспомощности у взрослых:
- Люди продолжают курить, несмотря на несколько попыток бросить курить. Человек может поверить, что он всегда будет курить.
- Неспособность похудеть после внесения различных изменений в диету или образ жизни. Неудачи могут заставить человека поверить, что это никогда не произойдет, и он отказывается от попыток.
- Выйти из ситуации домашнего насилия может быть очень трудно. Женщины, имеющие этот опыт, как правило, уходят несколько раз, прежде чем сделать это навсегда. Человек может поверить, что он никогда не сможет избежать насилия, даже если ему доступны помощь и поддержка.
О людях
В том же году изучение феномена выученной беспомощности продолжили два других американских психолога. На этот раз девушки – Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден. Они провели знаменитое исследование в доме престарелых под названием Арден-Хауз (штат Коннектикут, США). Страдать здесь никого не заставляли – беспомощности учили мягко.
В качестве участников случайным образом выбрали обитателей двух этажей дома престарелых. В экспериментальную группу вошли жители четвертого этажа (8 мужчин и 39 женщин), в контрольную – второго этажа (9 мужчин и 35 женщин). Всего – 91 человек.
Контрольная группа вела обычный образ жизни, они были окружены заботой и вниманием персонала. Экспериментальной группе выпала участь нести повышенную ответственность за себя и свои действия.
Администратор дома престарелых созвал собрание в холле каждого этажа. К жителям второго этажа он обратился с сообщением следующего содержания: «Мы хотим, чтобы ваши комнаты выглядели как можно уютнее и постараемся все для этого сделать. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя здесь счастливыми, и считаем себя ответственными за то, чтобы вы могли гордиться нашим домом престарелых и были здесь счастливы… Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь вам… Я хотел бы воспользоваться возможностью и вручить каждому из вас подарок от Арден-Хауза [служащая обошла всех и вручила каждому пациенту по растению]. Теперь это ваши растения, они будут стоять у вас в комнате, медсестры будут поливать их и заботиться о них, вам самим ничего не нужно будет делать».
Обитателям четвертого этажа администратор озвучил похожую инструкцию, но с совершенно другим смыслом: «Вы сами должны решить, как будет выглядеть ваша комната, хотите ли вы оставить там все как есть или желаете, чтобы наши служащие помогли вам переставить мебель… Вы сами должны сообщить нам свои пожелания, рассказать, что именно вы бы хотели изменить в своей жизни. Кроме того, я хотел бы воспользоваться нашей встречей, чтобы вручить каждому из вас подарок от Арден-Хауза. Если вы решите, что вы хотите завести растение, то можете выбрать то, которое вам понравится, из этого ящика. Эти растения ваши, вы должны содержать их и заботиться о них так, как считаете нужным. На следующей неделе два вечера, во вторник и пятницу, мы будем демонстрировать фильм. Вам нужно решить, в какой именно день вы пойдете в кино и хотите ли вы вообще смотреть фильм».
Таким образом, жители четвертого этажа могли контролировать все, что с ними происходит, и участвовать в решении важных для себя вопросов. Вторым оставалось лишь безучастно принимать свое положение, и хотя оно было более чем сносным, повлиять на что-либо они не имели возможности – за них уже все решили.
Эксперимент длился три недели. За это время медперсонал наблюдал за активностью, уровнем общительности, общим тонусом, привычками и питанием участников. По окончании эксперимента среди испытуемых провели опросы, которые показывали удовлетворенность жизнью.
Приобретенная беспомощность у детей
Зачастую приобретенная беспомощность начинается в детстве. Когда родители не реагируют должным образом на потребность ребенка в помощи, он начинает считать, что не сможет изменить свою ситуацию. Если это происходит регулярно, то состояние приобретенной беспомощности может сохраняться и во взрослом возрасте.
Например, у детей с длительной историей жестокого обращения и пренебрежения может развиться приобретенная беспомощность и чувство бессилия. Некоторые характеристики приобретенной беспомощности у детей включают:
- низкую самооценку;
- низкую мотивацию;
- низкие ожидания успеха;
- меньшую настойчивость;
- человек не просит о помощи;
- приписывает отсутствие успеха отсутствию возможности;
- приписывает успех не зависящим от него факторам, таким как удача.
В детстве приобретенная беспомощность зачастую возникает в школе. Если ребенок усердно учится, чтобы хорошо успевать в школе, но в конечном счете получает плохие оценки, он может чувствовать себя беспомощным и безнадежным.
В исследовании 2004 года изучалось влияние приобретенной беспомощности на сдачу тестов студентами. Каждый ученик проходил один из двух тестов. Первый начинался с очень трудных вопросов, а второй с более легких. Студенты, сдавшие первый тест, казались разочарованными, сомневались в своих способностях и пропускали простые вопросы. Авторы предполагают, что приобретенная беспомощность повлияла на их результаты тестов. Те, кто прошел второй тест, не испытали этих эффектов.
Дети могут избегать приобретенной беспомощности с помощью создания устойчивости. Среди многих факторов, которые могут способствовать устойчивости, — позитивная привязанность к родителям и воспитателям, юмор и независимость.
Почему приобретенная беспомощность наблюдается у одних людей, а у других нет?
Переживания человека могут увеличить риск развития приобретенной беспомощности. Как правило, она начинается после неоднократных травматических событий, таких как жестокое обращение в детстве или насилие в семье. Однако не у каждого, кто проходит через это, развивается приобретенная беспомощность. Объяснительные стили также играют определенную роль в его развитии. Объяснительный стиль — это способ человека объяснить себе событие. Люди с пессимистическим стилем объяснения, заставляющие их рассматривать негативные события как неизбежные и происходящие из-за их собственных недостатков, чаще испытывают приобретенную беспомощность. Люди с оптимистичным объяснительным стилем менее склонны к этому.
Связь с психическими заболеваниями
Приобретенная беспомощность связана с депрессией, ПТСР и другими проблемами со здоровьем. Исследование показывает, что она увеличивает чувство стресса, тревожности и депрессии как у людей, так и у животных. Одно исследование, например, показывает, что приобретенная беспомощность может увеличить риск ПТСР и серьезных депрессивных расстройств у женщин, которые долгое время жили с насилием в семье.
Как преодолеть приобретенную беспомощность
Люди с приобретенной беспомощностью могут преодолеть ее. Наиболее распространенным лечением является когнитивно-поведенческая терапия (КБТ). Она помогает людям преодолеть эти типы проблем, изменяя то, как они думают и действуют.
В терапии люди могут:
- получать поддержку и поощрение;
- исследовать истоки приобретенной беспомощности;
- разработать способы уменьшения чувства беспомощности;
- определить негативные мысли, которые способствуют приобретению беспомощности;
- определить поведение, которое усиливает приобретенную беспомощность;
- заменить мысли и поведение на более позитивные и полезные;
- повысить самооценку;
- работать через сложные эмоции;
- рассмотреть случаи жестокого обращения, отсутствия заботы и травм;
- ставить перед собой цели и задачи.
Хотя нет исследований определенного эффекта физических упражнений, физическая активность обычно приносит пользу психическому здоровью и может уменьшить или предотвратить беспокойство, депрессию, стресс и другие проблемы со здоровьем. Здоровая диета, медитация и практика осознанности — эти и другие изменения образа жизни могут повысить психическое здоровье и мировоззрение человека.
Лечение
Чтобы избавиться от приобретенной беспомощности, нужно начать фокусироваться на позитивных действиях, которые несут результат, на положительном опыте и эмоциях. Это позволит разорвать привычные шаблоны поведения и мышления.
Лечение включает сознательный поиск мотивации к задачам, обучению и работе, позитивный разговор с самим собой, приписывание положительных эмоций своему опыту и аффирмации.
Сложнее всего избавиться от шаблонов мышления, которые позволяют человеку сохранять свое состояние, будь то депрессия, беспокойство или пессимистическое настроение. Эти шаблоны могут существовать в форме курения, потребления алкоголя, наркотиков и других способов саморазрушения.
Лучшим методом является приобретенный оптимизм. Это еще один термин, придуманный Мартином Селигманом. Подобно беспомощности, оптимистическое мышление также можно приобрести.
Селигман и многие другие психологи считают, что люди с оптимистическим взглядом являются более успешными и физически здоровыми. При этом, именно пессимизм развит у большинства людей.
Человек с оптимистическим взглядом воспринимает провал как событие, которое просто было неудачным, или как новый вызов, а не как постоянное отражение его способностей.
Чтобы развить в себе приобретенный оптимизм, нужно еще раз обратить внимание на пояснительный стиль.
Пояснительный стиль – это психологический атрибут, который указывает, как люди объясняют себе, почему они воспринимают определенное событие, как положительное или отрицательное. Психологи определили три компонента этого стиля:
- Постоянство: это то, как человек интерпретирует свою жизнь. Оптимистичные люди склонны считать, что негативные события являются скорее временными, чем постоянными, и быстро восстанавливаются после неудач, тогда как другим могут потребоваться более длительные периоды для восстановления. Оптимисты считают, что неудачи временны, пессимисты – что постоянны и вечны.
- Проницаемость: оптимисты считают, что неудача не является отражением их личности, тогда как пессимисты думают наоборот. Первые в случае провала в одной сфере спокойно пробуют себя в другой. Вторые же не хотят пытаться преуспеть в иных областях.
- Персонализация: оптимисты склонны приписывать неудачи внешним факторам, пессимисты – внутренним. Таким образом, оптимисты способны быстрее справляться с ошибками и у них высокий уровень самооценки и уверенности в себе.