Самооценка младших школьников статья по теме
Самооценка младших школьников.
Меркурьева Ирина Михайловна
Методическое объединение
учителей начальных классов.
26.03.2014.
1. Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте.
Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.
На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я сильный”), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.
Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.
Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.
В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, а подвластна оценкам окружающих, прежде всего оценкам учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.
Нужно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.
2. Самооценка младших школьников с разной успеваемостью
У успешных учеников формируется высокая, часто завышенная самооценка, а у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.
Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.
Ребята, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается школьником: большинство неуспевающих детей I и II классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. К IV классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой, и мы видим нарастающую из класса в класс тенденцию неуспевающих учеников к недооценке своих и так весьма ограниченных успехов.
И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.
3. Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости
Задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку. Система контроля и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
От уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, её участие в жизни коллектива. Принято различать адекватную (или реальную) и неадекватную завышенную или заниженную — самооценку. Эти определения появляются в сравнении с реальными возможностями младшего школьника. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей она имеет тенденцию изменяться.
Самое большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости, она, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка, поэтому следует различать оценку деятельности и оценку личности и не переносить одно на другое. Младшие школьники негативный отзыв о своей работе воспринимают как оценку: ты — плохой человек. Оценка учителя является основным мотивом и мерилом их усилий, их стремлений к успеху, поэтому не надо сравнивать его с другими детьми, а показывать ему положительные результаты собственной работы прежде и теперь. Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, мы укрепляем и поднимаем доверие к себе, к своим возможностям. Для развития адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки.
4. Внедрение правила самооценки технологии оценивания учебных успехов
Авторы образовательной системы «Школа 2100» разработали правила технологии оценивания учебных успехов (образовательных достижений) учащихся. Краткий перечень представлен в «Проверочных и контрольных работах» по окружающему миру (Е.В.Сизова, Н.В.Харитонова).
2-е правило: «Самооценка»
Оценку определяют учитель и ученик сообща.
- Если оценивание проводится сразу, после того как ученик предъявил свое решение (например, устный ответ на уроке), то учитель и ученик определяют оценку (если требуется – отметку) в диалоге (кратком или развернутом)
- Если оценивание проводится после сдачи письменного задания учителю, например, проверочная работа, то ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную ему отметку, в диалоге с учителем давая оценку своей работе.
Для реализации этого правила ученик должен освоить порядок действий по самооценке.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)
1й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно
было получить в результате?
2й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью
(кто помогал, в чем)?
Со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований (см. 4-е правило), к этому алгоритму может быть добавлен новый шаг.
5й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности (см. далее) к этому алгоритму могут добавляться новые шаги для оценивания учеником своих успехов и определения своей отметки в баллах.
6й шаг. Каков был уровень задачи-задания?
– Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? (Необходимый уровень.)
– В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? (Программный уровень.)
– Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? (Максимальный уровень.)
7й шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8й шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку,
которую ты себе поставишь.
Алгоритмы введения правила «Самооценка»
1. Совместная выработка порядка оценивания
1й шаг. Учитель предлагает ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого
задает следующие вопросы: «С чего начнем оценивать свою работу?..»,
«Что сделаем после этого?» и т.д.
2й шаг. По итогам в виде опорных сигналов (рисунков, ключевых слов) оформляется
указанный выше алгоритм самооценки из четырех пунктов.
- Если оценивание проводится сразу, после того как ученик предъявил свое решение (например, устный ответ на уроке), то учитель и ученик определяют оценку (если требуется – отметку) в диалоге (кратком или развернутом)
- Если оценивание проводится после сдачи письменного задания учителю, например, проверочная работа, то ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную ему отметку, в диалоге с учителем, давая оценку своей работе.
2. Действия при подготовке к урокам, на которых будет развиваться умение самооценки
1й шаг. Сначала, планируя уроки, учитель отбирает для них только минимум содержания
учебного материала, так как время уйдет на развитие у учеников умения
самооценки, в дальнейшем более сознательное отношение детей к учебе
компенсирует не слишком подробное изучение нескольких тем.
2й шаг. При планировании урока учитель выбирает, на каком этапе, при выполнении
какого задания будет проговаривать с учеником алгоритм самооценки.
3. Действия по развитию у учеников умения самооценки
1й шаг. Сначала учитель просит оценивать результаты своей работы наиболее
подготовленных учеников (на одном уроке 2–3 ученика).
2й шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму
самооценки (указывая на опорные сигналы). Ученик дает ответы, учитель
поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки
. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценка.
Необходимо активизировать внимание ученика вопросами: «Какой шаг по оценке
твоей работы мы уже сделали?» и т.п.
3й шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается дать по очереди
всем ученикам класса.
4й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам
самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
. Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке
письменных заданий. На доске появляется образец правильного ответа, и каждый
ученик в своей тетради оценивает свое решение (выполнение).
5й шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель
может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.
Базовое умение самооценки можно считать сформированным.
4. Действия при сформированном умении самооценки
1й шаг. Планируя урок, учитель перестает сокращать учебный материал.
2й шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя оценить свой
ответ следует краткая фраза ученика: «Цель достигнута, ошибок не было», или
«Решение я получил, но с помощью класса», или «Полностью без ошибок решил
задачу необходимого уровня, что соответствует о – хорошо».
3й шаг. После проверки письменных работ, ученик получает право аргументированно
оспорить оценку и отметку учителя. После фразы ученика: «Я не согласен
с выставленной отметкой».учитель предлагает ему объяснить свое мнение,
используя алгоритм самооценки
Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.
Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции 3й шаг.
После проверки письменных работ, ученик получает право аргументированно оспорить оценку и отметку учителя. После фразы ученика: «Я не согласен с выставленной отметкой» учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки
Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.
Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции. Учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки
Каких ошибок надо избегать
1. На первом этапе отработки правила учитель планирует на урок максимум содержания, поэтому не хватает времени на самооценку.
2. Учитель пропускает обучающий этап проговаривания самооценки, требуя от учеников сразу самостоятельных действий по алгоритму.
3. В 1-м, 2-м классах учитель требует весь алгоритм самооценки(5 пунктов).
Особые ситуации
1. Не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, необходимо учитывать, что таким детям нужна психологическая помощь, и по возможности первое время не вызывать их, пока ребята не преодолеют психологический барьер.
2. Если ученик хочет выйти на более высокий уровень, но ему это не удается, такому ученику требуется индивидуальный подход, при этом учитель в индивидуальной беседе объясняет ребенку, что каждый уровень – это определенный успех. Не удается в этом умении сейчас, может получиться в другом. Учитель должен помнить, что каждый ребенок талантлив по-своему. Задача учителя с помощью самооценки дать возможность ученику найти свой уровень успешности.
3. Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ своего товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не обидит отвечающего, а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.
4. Ситуация: ученик, например Миша, не успевает делать задание со всем классом, у него – ошибка (не освоен новый порядок действий). Вместо того, чтобы подгонять ученика: «Быстрее! Быстрее!!», надо сделать следующее:
У ч и т е л ь (Мише): В чем у тебя затруднение?
Миша либо говорит, либо в растерянности смотрит на задание и на учителя.
У ч и т е л ь : Кто может помочь и объяснит Мише, как сделать это задание?
У ч и т е л ь (после объяснения других учеников): Миша, теперь объясни сам, как ты понял, в чем у тебя ошибка. Как тебе надо сделать это задание? Что ты можешь сказать тем, кто тебе помог?
Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог найти ошибку
при проверке.
Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить, на основании чего он принял со!
ответствующее решение, постараться согласовать позиции.
Внимание! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у детей адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!
Предложение: на методическом объединении учителей начальных классов обсудить и использовать в своей работе «Памятку по внедрению правила самооценки технологии оценивания»
Источники:
https://festival.1september.ru/articles/311962/
https://azps.ru/handbook/s/samo403.html
https://festival.1september.ru/articles/501213/
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=внедрение+правила+самооценки+технологии+оценивания+учебных+успехов&source=web&cd=4&ved=0CDwQFjAD&url=https://
Самооценка на уроках в начальной школе
Одним из основных направлений развития общего образования является переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Это наиболее значимая системная инновация за последние годы, в т. ч. и для начальной ступени общего образования. Фундаментальным центром начального общего образования является достижение качественно новых образовательных результатов, в том числе, формирование универсальных учебных действий, позволяющих развивать социально активную, реализующую свои способности личность.
Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка кадекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты.
Что же такое самооценка? Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности. Задача школы — обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни.
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях.
Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье? Ведь от правильной самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Это отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.
Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным, следует выполнять следующие условия:
- Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;
- Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;
- Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;
- Сопоставление и выводы об эффективности работы;
- Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
Какие же существуют формы самооценки?
- Речевые.
- Знаковые письменные (цифры, смайлики и т. п.).
- Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек и т. п.).
- Шкалы.
- Таблицы.
В своей работе используем следующие приемы самооценки и самоконтроля:
1. Словесные приемы.
2.Знаковые письменные.
1) Графики
Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности.
Самооценку на уроке изучения нового материала организуем поэтапно, для этого используем «Лестницу успеха», учащиеся в течение урока поднимаются вверх по лестнице, а около цифр делают поэтапную самооценку собственной деятельности на уроке.
2) Рисунки
1. «Светофор».
В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
2. «Говорящие рисунки»
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
3) Символы
Такой прием используем особенно в первом классе, когда дети еще не умеют писать. Также такой прием используется и во 2, 3, 4 классах наряду с другими приемами.
4. «Карточка сомнений»
+ — «Я понял все»;
— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? — «Не понял».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V — УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ — НОВОЕ
? — НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
0 — ДУМАЛ ИНАЧЕ
5) «Портфолио ученика»
Портфолио является одним из средств самооценки самого учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений, реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формирование универсальных учебных действий.
Главные цели ведения портфолио: создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»); формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
6) Лист самооценки
Лист самооценки №1
Моя успешность на уроке
Вид работы | Знак (!?) |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 |
Достигли ли мы цели?
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
Лист самооценки №2
Моя успешность на уроке
Вид работы | Знак (!? ᴖ) |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
Итоговый балл |
- На уроке я работалактивно/пассивно
- Своей работой я доволен/недоволен
- Урок для меня показалсякоротким/длинным
- За урок яне устал/устал
- Мое настроение стало лучше/стало хуже
- Материал урока мне былпонятен/непонятен
Полезен/бесполезен
Интересен/неинтересен
- Домашнее задание легкое/трудное
Интересное/неинтересное
Полезное/бесполезное
Достигли ли мы цели?
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
3. Знаковые внешние
- «Дерево успехов».
Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко — все удалось, цветок — неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок — сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
- В виде сигнальных карточек разного цвета.
- Самооценка с помощью карточек.
- Самооценка с помощью пальчиков.
4. Шкалы «Волшебные линеечки»
«Волшебные линеечки», описанные Г. А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
‒ позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
‒ помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
5. Таблицы
Вариант организации работы по самооценке на уроке систематизации и закрепления знаний. Тема урока. Правописание гласных на конце наречий 4 класс.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Карта знаний + —
Карта знаний | Начало урока | Рефлексия |
Я знаю, что такое наречие | ||
Я знаю, что обозначает наречие | ||
Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие, когда зависит от глагола | ||
Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие, когда зависит от существительного | ||
Я знаю, на какие вопросы отвечает наречие, когда зависит от прилагательного или другого наречия | ||
Я знаю, каким членом предложения может быть наречие | ||
Я знаю, как наречие связано с другими словами | ||
Я знаю, как образуются наречия | ||
Я знаю, правило написания гласных в конце наречий |
Этот прием помогает отделить известный материал от неизвестного, сформулировать тему и цель урока дает представление о том, какой материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу.
Таким образом, самооценка сопровождает весь ход учебно-познавательной деятельности, то опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности. Чем сильнее оценочный компонент в учебно-познавательной деятельности ребенка, чем этот компонент с обостренными свойствами сомнения и контроля является динамические во всем процессе решения задачи и сопровождает этот процесс, тем успешнее будет учиться ребенок и приобретать способность к действительной самостоятельности в учении. Оценочный компонент становится внутренним символом в учебно-познавательной деятельности школьника, вселяет в него уверенность, оптимизм в преодолении трудностей, придает сложным учебным задачам притягательную силу познания. Ученик начинает поощрять сам себя, так как внутри своей учебной деятельности он находит источники стимулирования.
Если мы хотим развивать социально активную, реализующую свои способности личность. Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.
Литература:
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: АСТ, 2008–399 с.
- Дубровина И. В. Индивидуальные особенности школьников. / И.В Дубровина — М., 2005–145 с.
- Липкина А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. — М., «Просвещение», 1968–217 с.
- «Нач. шк. +» 6. 2004 г. Е. В. Ишмаметьева «Развитие самооценки в младшем школьном возрасте» — 40 с.
- Цукерман Г. А., Гинзбург Д. В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку? — 105 с.