В психологии и педагогике существует такое понятие, как самооценка. Это качество присуще каждому человеку, влияет на поведение и решения индивида, отношение к себе и другим людям. Разделяют несколько видов оценки личности – адекватная, завышенная и заниженная, для коррекции применяют методы психотерапии.
Самооценка влияет на принятие решений человеком
Виды самооценки
В обществознании самооценка – представление человека о степени себя и своей деятельности, умение правильно оценивать собственные положительные и отрицательные качества, чувства.
Формулу самооценки ввёл психолог Уильям Джеймс: C=D/P, где C – самооценка, D – достижения, P – уровень притязаний, то, чего человек хочет добиться.
Классификация
Вид | Характеристика |
Адекватная | Обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, мотивирует, вселяет веру в возможность достижения целей. |
Заниженная | Приводит к стеснительности, замкнутости, зажатости. |
Завышенная | Излишняя самоуверенность способствует высокомерному отношению к людям, некритичному восприятию себя. |
Человек с правильной самооценкой личности постоянно соизмеряет свои возможности с предъявляемыми жизнью требованиями, ставит перед собой реалистичные задачи, умеет отказываться от неправильных версий.
Важно!
Неадекватная самооценка вызывает внутренние конфликты, которые часто становятся причиной развития депрессивных состояний и невротических патологий.
Признаки нарушения самооценки
Неправильное представление о себе формируется под воздействием наследственности, внешних данных, наличия проблем с психическим здоровьем, социального и экономического статуса, давления со стороны окружающих.
Заниженная самооценка характеризуется отсутствием уважения к самому себе
Краткая характеристика
Завышенная | Заниженная |
Убеждённость в собственной правоте, несмотря на доводы окружающих. Человек считает, что только его точка зрения правильная, всегда оставляет последнее слово за собой. Не умеет извиняться и просить прощения. Убеждён в том, что в его бедах виноваты исключительно другие люди и обстоятельства. Постоянное стремление быть идеальным, высказывать собственное мнение, даже когда его не спрашивают. Склонность к перебиванию и поучению других. Часто употребляет местоимение «я», чрезмерный эгоизм. Высокомерный тон, все просьбы излагает только в приказном характере. Любые неудачи вызывают раздражение, выбивают из колеи, могут стать причиной депрессии. Пренебрежительно относится к критике. Не умеет просчитывать риски, всегда берётся за трудные дела. | Отсутствие самоуважения, любви к себе. Намеренно окружают себя людьми, которые его критикуют и унижают. Постоянные жалобы на жизнь и обстоятельства, желание вызвать жалость у окружающих. Обвинение других в собственных неудачах, избегание ответственности, неспособность принимать решения и выполнять новые действия. Зависимое поведение от отношения окружающих, такого человека легко ранить, обидеть, испортить настроение. Отсутствие друзей. |
Завышенная оценка личности чаще наблюдается у мужчин, нежели у женщин.
Что такое самооценка
Самооценка — это определяющий фактор практически во всех жизненных ситуациях. Что такое самооценка? Это то, как мы оцениваем свои силы. На основе оценки своих возможностей мы ставим перед собой цели и предъявляем себе определенные требования.
Человек с хорошей самооценкой (не путайте с завышенной) уважает себя и верит в свои силы, дает себе разрешение на счастье, успех и движение к своим мечтам. В одной и той же ситуации люди с разной самооценкой поведут себя по-разному. Если она низкая, то человек сам не верит, что сможет чего-то добиться, и зачастую даже не пытается. А если и ставит перед собой цели, то слишком простые.
Если не веришь, что лестница приведет наверх, то и идти нет смысла.
Еще одна отличительная черта людей с хорошей самооценкой — это способность принимать свои ошибки, анализировать их и делать выводы. Если самооценка низкая, то любое поражение воспринимается слишком болезненно и кажется непреодолимой преградой. Человек оставляет попытки, а это путь в никуда.
Что такое самооценка мы разобрали, но как же она формируется?
Формирование собственного представления
Умение оценивать себя начинает становление у дошкольников, основное действие на процесс оказывает семья и окружение.
Факторы, влияющие на формирование представления о себе:
- оценка родителей, их личный пример;
- телевидение, социальные сети;
- образовательные учреждения;
- воспитание;
- личностные особенности, темперамент, степень интеллектуальных способностей;
- общая направленность ребенка.
У младших школьников на самооценку большое влияние оказывает школа – одобрение или неприятие педагога, одноклассников способствует образование умения оценивать себя.
У подростков на первый план выходит стремление самоутверждения, интимно-личностные отношения, желание занять в коллективе значимую позицию, завоевать авторитет и уважение среди сверстников.
Неправильные действия родителей – основная причина неадекватной оценки личности у детей. Основные ошибки – частые наказания, необоснованная похвала, постоянное сопоставление с другими детьми, заострение внимания на фиаско и поражениях, отождествление с нехорошими примерами. Но выговоры приносят больший вред, поскольку неприятные эмоции переживаются сильнее, дольше хранятся в памяти.
На самооценку влияют и индивидуальные способности, особенности – темперамент, экстравертность, интровертность, но основной вектор задаёт социальная среда.
Важная роль в процессе становления личностной самооценки отводится сопоставлению Я-физического и реального с Я-идеальным.
Как повысить самооценку и уверенность в себе
Прежде чем диагностировать у себя депрессию и заниженную самооценку, убедитесь, что вы не окружены идиотами. Зигмунд Фрейд.
Наконец-то мы переходим к самому интересному!
В сети можно найти множество советов о том, что такое самооценка и как ее повысить, как научиться любить себя и принимать себя таким, какой ты есть. Но, во-первых, я не совсем согласен с тем, что себя нужно принимать таким, какой есть. Во-вторых, я не хочу вам советовать что-то из головы, я в конце концов не дипломированный психолог. Давайте посмотрим, что такое самооценка по мнению специалистов из Нью-Йорка и какие они дают рекомендации.
Будьте внимательны к самому себе
Вы не сможете что-то изменить, пока не признаете, что есть что менять. Концентрируясь на своих негативных мыслях, человек дистанцируется от чувств, которые эти мысли вызывают. Нужно разобраться в причинах своего подавленного состояния, а не заострять внимание на негативном самоощущении.
Учитель медитации Аллан Локос:
Не верьте всему, что вы думаете. Мысли — это просто мысли. Как только вы окажетесь на пути самокритики, обратите внимание на то, что происходит, подумайте об этом и напомните себе: «Это мысли, а не факты».
Измените свою историю
У всех нас есть история, которую мы создали о себе. Она формирует наше самовосприятие, на котором базируется наш основной образ. Если мы хотим изменить эту историю, мы должны понять, откуда она взялась и чьи голоса ее нам рассказывают. Быть может, мы слушаем совсем не те голоса.
Цитата психолога Джессики Кобленц:
Иногда такие негативные мысли, как «Ты толстая» или «Ты лентяй», могут прокручиваться в вашей голове так часто, что вы начинаете в них верить. Вы можете начать с утверждений. Во что вы хотите поверить? Мысленно повторяйте себе эти фразы каждый день.
Не попадайте в яму сравнения и отчаяния
Вот что говорит по поводу сравнения психотерапевт Кимберли Хершенсон:
Две основные вещи, которые я подчеркиваю, — это практика принятия и прекращения сравнения с другими. Только потому, что кто-то выглядит счастливым в социальных сетях или даже лично, еще не говорит о том, что они действительно счастливы. Сравнения приводят только к негативной саморегуляции, тревоге и стрессу.
И действительно, смотреть на фотографии друзей с курортов, сидя на нелюбимой работе, — не лучшая затея. Согласны?
Направьте свою внутреннюю рок-звезду
Альберт Эйнштейн как-то сказал:
Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой.
У каждого из нас есть как сильные, так и слабые стороны. Кто-то может быть блестящим музыкантом, но отвратительным поваром. Ни одно отдельное качество не может полностью охарактеризовать человека. Признайте свои сильные стороны и используйте их для придания себе уверенности и избавления от негативных мыслей.
Хорошо играете на гитаре? Играйте больше, особенно моменты неуверенности или отчаяния. Напоминайте себе о том, как вы можете «зажечь», это нарисует перед глазами более оптимистичную картину.
Слова сертифицированного сексолога Кристи Оверстрита:
В вашей жизни было время, когда у вас была высокая самооценка? Что вы делали на этом этапе своей жизни? Если вам сложно идентифицировать ваши уникальные дары, попросите друга указать на них. Иногда другим легче видеть лучшее в вас, чем вам самим.
Займитесь спортом
Многие исследования показали взаимосвязь между спортом и повышенной самооценкой, а также улучшением психического здоровья.
Дебби Мандель, автор книги «Пристрастие к стрессу», предлагает ежедневно откладывать задания из бесконечного списка дел, чтобы расслабиться и заняться чем-то забавным. А потом посмотреть на свое самоощущение. Также она пишет, что на самовосприятие оказывают положительное влияние правильное питание и здоровый сон. Вот ее цитата:
Упражнения создают расширение возможностей как физических, так и умственных. Особенно тяжелая атлетика, где вы можете «откалибровать» достижения. Упражнения организуют ваш день вокруг работы над собой.
Помогайте другим
Дэвид Симонсен, доктор философии:
Я замечаю, что чем больше человек делает в своей жизни того, чем может гордиться, тем легче ему признать свою ценность. Выполнение действий, за которые можно уважать себя, это один из ключевых моментов для повышения самооценки. Это нечто ощутимое. Это вещи, которые важны и ценны не только для самого себя, но и для других.
Все, что мы делаем, возвращается к нам бумерангом. Проверьте это утверждение! Проведите день, специально высказывая положительные вещи всем, с кем вступаете в контакт. А потом обратите внимание на свое настроение.
Научитесь прощать
Есть ли кто-то в вашей жизни, которого вы не простили? Члена семьи, друга, коллегу? Может быть, самого себя? Держась за чувство горечи и негодования, мы продолжаем находиться в цикле негатива. А если мы не простим себя, то позор будет держать нас в этом же цикле.
Кимберли Хершенсон предлагает запомнить и повторять цитату из буддийской медитации о прощении:
Если я причиняю боль или вред кому-либо, сознательно или неосознанно, я прошу прощения. Если кто-то причинил мне боль или вред, сознательно или неосознанно, я прощаю их. За то, что я причинил себе боль, сознательно или неосознанно, я предлагаю себе прощение.
Запомните, вы — это не ваши обстоятельства
Умение различать то, кем вы являетесь, и то, что с вами происходит, — это ключ к самооценке.
Кимберли Хершенсон говорит следующее:
Признание внутренней ценности несовершенного «Я» обеспечивает основу для роста. Не нужно бояться неудач, потому что неудачи не меняют вашу основную ценность.
Мы все рождаемся с бесконечным потенциалом и с равной ценностью, как люди. То, что мы — что-то меньшее, это ложная вера, которую мы узнали с течением времени. Выполнение изложенных выше шагов является началом работы по повышению самооценки. Кимберли Хершенсон говорит, что самооценка уже существует в каждом человеке, ее только нужно признать.
Структура самооценки
Когнитивный компонент оказывает весомое влияние на показатели самооценки. Формируется в процессе самосознания, включает в себя знания индивида о собственных возможностях, умениях, негативных и положительных качествах.
Самооценка формируется на основе собственных ощущений самого себя
Эмоциональная составляющая – отношение к себе и личностным проявлениям.
Различия между компонентами в структуре носят чисто теоретическое значение, в реальности они неразрывно связаны между собой.
Почему каждому человеку стоит пройти тестирование?
Методика разработана известным советским психологом Сергеем Андреевичем Будасси в 1970-х. Тест Будасси даже в наши дни успешно применяют психологи во всем мире.
Анализ помогает определить «Я-концепцию», среднее значение «Я-реального» и «Я-идеального». Именно «Я-концепция» влияет на выбор типа поведения человека, который, в свою очередь, и определяет направление деятельности, поступки и коммуникации.
Почему важно понимать свою «Я-концепцию»? Не все, что мы думаем о самих себе, есть на 100% реальным. Некоторые аспекты нашей личности не воспринимаются сознанием и реализуются нами неосознанно. Тест Будасси позволяет определить уровень нашей самооценки, и на основе этих знаний корректировать свои поступки и решения.
Функции самооценки
Умение оценивать себя – комплексное и многогранное понятие, влияет на разные сферы жизни человека.
Функции:
- регуляторная – способность принимать и выбирать решения;
- защитная – предотвращает развитие нестабильности личности;
- развивающая – стимулирует к самосовершенствованию;
- сигнальная – позволяет адекватно оценивать собственные поступки;
- эмоциональная – даёт чувство удовлетворения собой;
- адаптационная – помогает индивиду приспособиться к социуму;
- прогностическая – умение составлять прогнозы и планы в начале действий;
- корригирующая – способность контролировать и корректировать процесс выполнения задач;
- ретроспективная – возможность самокритично оценивать конечный результат деятельности;
- мотивирующая – побуждает к действиям, которые помогают получить позитивную самооценочную реакцию;
- терминальная – навык вовремя остановиться, если поведение или дела вызывает чувство недовольства
Самооценка влияет на принятие решений
Самооценка неразрывно связана с самосознанием, уровнем когнитивных, интеллектуальных процессов, потребностью в самореализации.
Основные проблемы с самооценкой
У психологов есть такое понятие, как адекватная самооценка. Это означает, что человек правильно позиционирует себя в социуме, рассчитывает свои силы и возможности. Значительное отклонение в какую-либо сторону от линии адекватной самооценки могут привести к двум основным проблемам — это заниженная и завышенная самооценка.
Заниженная самооценка
Для заниженной самооценки характерны:
- неуверенность;
- нелюбовь и неуважение к себе;
- слабая амбициозность;
- самобичевание по любому поводу;
- неспособность воспринимать свои ошибки как опыт;
- комплекс неполноценности.
С такой проблемой все появляющиеся на жизненном пути возможности воспринимаются как недостижимые или вообще не замечаются. Даже у способных людей ни о каком развитии и успехе не идет и речи. Люди с заниженной самооценкой постоянно недовольны собой и окружающим миром, поэтому со стороны выглядят угрюмыми и недружелюбными, а это еще больше усугубляет проблему.
Есть много способов повысить самооценку, ниже мы рассмотрим их подробнее. Одно из решений — ставьте себе задачи и выполняйте их! Пусть поначалу они будут несложными, тут главное — это их выполнить. Акцентируйте свое внимание на том, что вы уже сделали, ставьте новые цели. Определите область, в которой вы сильны, и развивайте ее. В скором времени вы сможете сделать гораздо больше, чем в начале пути, и это откроет вам двери к новым свершениям.
Завышенная самооценка
Симптомы завышенной самооценки:
- неуважение к другим;
- гордыня;
- эгоцентризм;
- планка ожиданий выше уровня собственных возможностей.
Люди с завышенной самооценкой часто ощущают неудовлетворенность из-за того, что слишком переоценивают свои силы и не получают ожидаемого результата. Также они считают себя умнее остальных и не воспринимают критику. Это приводит к социальным проблемам и трудностям на пути к достижению поставленных целей. Общение с такими людьми часто бывает неприятным, так как они любят всячески показывать свое превосходство над окружающими.
Как по мне, решение этой проблемы сложнее, чем в первом случае. В основном это связано с тем, что люди с завышенной самооценкой редко задаются вопросом «Что такое самооценка?» и не пытаются исправить ситуацию. Кстати, у меня самого частенько проявляются подобные симптомы. Тут главное научиться здраво воспринимать критику, попробовать правильно оценить свои возможности и задаться вопросом: «Почему же я считаю себя лучше других?».
С такими людьми нужно либо просто научиться жить, либо попытаться помочь им, но не все так просто. Подробнее эту ситуацию я рассмотрю в следующей статье. Подпишитесь на обновления, и вы не пропустите эту публикацию.
Диагностика
Для исследования личности используют тест Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан. Диагностику проводят у школьников, лиц с проявлениями неадекватной самооценки.
Описание:
- На листе нанесено 7 вертикальных отрезков длиной 100 мм, для оценки уровня основных качеств – здоровье, ум, характер, авторитет, умение что-то делать своими руками, внешность, уверенность в себе.
- Нулевая точка определяет самый низкий показатель развития, верхняя – максимально высокий.
- Задача испытуемого – на каждой шкале поставить 2 значка. Чёрточку (-) используют для обозначения оценки наличия у себя указанного под линией параметра в данный момент. Крестик (х) – при каком уровне развития данных качеств человек чувствовал бы удовлетворение собой.
- Количество баллов равно числу мм на шкале.
- Для оценки используют значения 6 отрезков, шкала здоровья предназначена для тренировки.
- По каждому качеству определяют несколько показателей:
- уровень притязаний – значения от 0 до «х»;
- высота самооценки – от 0 до «–»;
- величина расхождений – от «х» до –«», при низкой оценки личности этот показатель будет отрицательным.
- Вычисляют среднюю цифру отдельно для каждого параметра.
- Для определения степени дифференцированности самооценки соединяют на бланке все «х». Полученные результаты показывают различия оценок индивида собственных характеристик личности.
Таблица: Оценка средних данных
Показатель | Нормальные значения (баллы) | Оптимальная величина (баллы) | Высокие показатели (баллы) | Низкие показатели (баллы) |
Уровень притязаний | 60-80 | 75-89, проявление оптимизма по отношению к себе. | 90-100, признак некритичного отношения к собственным возможностям, неумения ставить перед собой реалистичные задачи. | Менее 60. Критерий неблагополучного развития личности. |
Высота самооценки | 45-74 | 60-74 | 75-100.Самооценка завышена. | Ниже 45. Низкая самооценка. |
Расхождения между 2 предыдущими показателями | От 8 до 22 | От 12 до 22 | До 7 баллов. Притязания не являются стимулом для личностного роста. Конкретная оценка зависит от шкалы, где расположены эти значения. | Более 23. Внутренний конфликт между стремлениями и возможностями. |
Формирование самооценки
Этот процесс начинается еще до осознанного возраста и продолжается на протяжении всей жизни. У ребенка появляется опыт собственных действий, он его сопоставляет с отношением к нему окружающих, в итоге формируется самооценка. Чем дальше, тем сложнее перевести формирование самооценки в желаемое русло, но при должном уровне мотивации все возможно.
Значительный вклад делают родители. Тут есть как позитивные примеры, так и негативные. Все зависит от подхода к воспитанию ребенка.
Часто замечаю такие ситуации, когда родители говорят детям «Ты не сможешь, дай я сделаю». И чем чаще ребенок слышит подобное, тем крепче у него в голове закрепляется мысль «Я не смогу». Человек с детства привыкает перекладывать сложные действия на более старших, умных, уверенных. Гораздо лучше помочь ребенку советом или сделать что-то вместе, чем отодвинуть его в сторону и сделать все самостоятельно. С другой стороны, если постоянно говорить ребенку какой он особенный и насколько он лучше других, это также приведет к печальному результату.
Я почему-то очень хорошо запомнил момент своей жизни, когда папа научил меня завязывать шнурки. Я тогда ходил в детский сад, и до этого шнурки на ботинках мне всегда завязывала мама или бабушка. Как же я был горд собой, когда научился это делать сам! Примерно так в голову закладывается мысль о том, что если ты чего-то не можешь — научись и сделай.