Самооценка ребенка – советы как сформировать и поднять самооценку детей


В процессе взросления ребенок познает мир и очень важно организовать для него всестороннее развитие, обеспечить социализацию, привить навыки общения и уделять внимание его воспитанию для обеспечения будущего.

Считается, что формирование самооценки у детей проходит в раннем возрасте, когда на них способны повлиять условия окружающей среды, проживания и круга общения, опыт родителей и множество других факторов, с которыми приходится считаться.

Поговорите с вашим ребенком, и узнайте, нет ли у него проблем.

Чтобы надолго сохранить здоровые отношения – любые отношения – важно как можно больше общаться. Быть ребенком – это захватывающее, непонятное, и порою даже пугающее приключение, и потому у вашего ребенка, несомненно, будет множество вопрос, а также страхов и сомнений. Другие дети могут плохо обращаться с вашим ребенком, он может в чем-то чувствовать себя неполноценным, он или она может быть недовольным своей внешностью или бояться идти с людьми на более близкий контакт. Именно поэтому очень важно установить с ребенком доверительные отношения, и позволить рассказать ему, почему он себя так чувствует, чтобы вы могли вместе найти решение.

Признаки нездоровой и здоровой самооценки

Самоуважение колеблется по мере взросления детей. Оно часто меняется, оттачивается, потому что зависит от опыта ребёнка и его новых ощущений. Самоуважение – это фактор, по которому можно судить состояние самооценки.

Дети с низкой самооценкой могут не захотеть научиться чему-то новому и могут негативно говорить о себе: «Я глуп», «Я никогда не научусь это делать» или «В чём дело? Никто никаким образом не заботится обо мне». Они могут проявлять небольшую терпимость к тому, что их расстраивает, легко сдавшись или ожидая, что кто-то другой возьмёт всё на себя. Такие дети, как правило, чрезмерно критичны и легко разочаровываются в себе.

Дети с низкой самооценкой воспринимают временные неудачи как постоянные, невыносимые условия, в них преобладает чувство пессимизма. Это может привести детей к опасности стресса и проблемам с психическим здоровьем, а также к реальным трудностям в решении различных проблем и задач, с которыми они сталкиваются.

Детям со здоровой самооценкой, как правило, нравится общаться с другими людьми. Они легко чувствуют себя в общественных местах, им нравятся групповые мероприятия, а также самостоятельные занятия. Когда возникают проблемы, они работают над поиском решений и устранением недовольства, не унижая себя или других. Например, вместо того чтобы сказать: «Я тупица», ребёнок со здоровой самооценкой говорит: «Я не понимаю этого». Они знают свои сильные и слабые стороны и принимают их. В них преобладает чувство оптимизма.

Помогите вашему ребенку найти хобби или стремление, которое ему действительно понравится.

Некоторые люди рождаются с потрясающим голосом, другие – с идеальным слухом, еще кто-то – прирожденный атлет, а чье-то воображение и умение рассказывать истории пророчат его в писатели. Постарайтесь определить врожденные таланты вашего ребенка и помочь ему подобрать такие занятия, которые помогут этому таланту раскрыться в полной мере.

Танцы, рисование, игра на каком-то инструменте, или что-то не столь яркое, вроде математики, может оказаться очень даже неплохим выбором – только убедитесь, что вашему ребенку это действительно нравится. Ну а когда он добьется в выбранном занятии определенных результатов, его самооценка взлетит до небес.

Покажите ребенку на собственном примере, что часто лучше простить и забыть.

Все мы совершаем ошибки – увы, но это часть процесса взросления, и необходимый шаг на пути к мудрости. Практикуя прощение (но не всепрощение), вы даете вашему ребенку знать, что хотя то, что он сделал, было неправильным (объяснив, почему), то, что он время от времени совершает ошибки, вполне нормально.

К тому же это показывает, что хотя время от времени люди ссорятся и ранят чувства друг друга, чаще всего это не навсегда – если только мы обладаем хот бы капелькой сочувствия друг у другу и эмпатией. Усвоив этот урок от вас, ваш ребенок непременно сделает прощение часть своей жизни.

4. Научите своего ребенка обращать особое внимание на построение прочных отношений с другими людьми, искать счастье в малости и стремиться к успеху.

Многие люди становятся богатыми, могущественными и опытными, но так и не одерживают победу над внутренними страхами, и до самой смерти сомневаются сами в себе. Расскажите своему ребенку о ценности истинной дружба, и о том, как наши друзья помогают нам стать сильнее. Научите их обращать внимание на тысячи и тысячи крохотных позитивных явлений в нашей жизни в поисках счастья, а еще – быть амбициозным и настойчивым.

Любая ошибка – это всего лишь возможность стать еще сильнее, чем до нее, и если рядом с вами хорошие друзья, всегда готовые вас поддержать, то даже чернейший миг вашей жизни может стать чуточку сильнее. Нет лучшего способа помочь вашему ребенку повысить собственную самооценку, чем научить ценить тех, кто верит в его успех.

Как сформировать адекватную самооценку ребенку

Для формирования адекватного восприятия себя и соотношения своих возможностей необходимо определить особенности самооценки у ребенка, выявить степень ее изменения и следовать таким советам:

  • не перетягиваем одеяло на себя. Взвалив решение всех детских проблем на себя, родители лишают его бесценного опыта общения;
  • если похвала – то в меру. Достижения ребенка должны поощряться добрым словом, внимательным отношением и уделенным временем;
  • адекватно относимся к неудачам. Ругая детей за неудачу, родители понижают его самооценку, не позволяя исправить ситуацию;
  • никаких сравнений и равенства. Одинаковых детей нет, поэтому своего ребенка нельзя сравнивать с соседскими или детьми из группы;
  • меньше отрицаний и запретов. Отказывать без объяснения причин, значит подогревать интерес малыша и привлекать его внимание;
  • наказания под запретом. При необходимости малыша можно отругать, при этом важно следить за своим строгим тоном, лишенным злобы.

Лучшей стратегией поведения, которую могут избрать любящие родители остается восприятие своего ребенка таким, какой он есть, развивая его творческие или аналитические способности и не ограничивать в самовыражении.

Важно помнить что детство, это то время когда у ребенка формируется самооценка, и в будущем она станет лучшим помощником при достижении поставленных ним целей, его успешности на работе и в своей собственной семье.

Научите своего ребенка выбирать достижимые цели.

Мечтать стать первым человеком на Марсе, всемирно известным певцом или кинозвездой – это, конечно, амбициозные цели, и она показывают нам, насколько наши дети могут быть амбициозны, но будем честны – достигнуть их очень и очень непросто. Постоянно хвалить вашего ребенка, поощряя его не вполне реалистичные представление о собственных способностях и результатах может быть не такой уж и хорошей идеей. Если они хотят в чем-то себя испытать – почему бы и нет, но если вам стало ясно, что певца из него уж точно не выйдет, скажите ему об этом, не молчите лишь для того, чтобы не обидеть. Но постарайтесь сказать об этом как можно мягче, и предложите какую-нибудь альтернативу. Помогите ему установить какую-нибудь краткосрочную цель, которой он вполне сможет добиться регулярными занятиями и работой, и позволяйте этим небольшим целям складываться в что-то боле значительное, но тоже вполне достижимое.

Например, если вы запишете их на уроки танцев, их краткосрочными целями может быть освоение определенных танцевальных па и каждодневная практика хоти бы по 2 часа в день, а долгосрочной – высокое место в местном конкурсе. Со временем, если у них начнет получаться, они могут развивать свои умения дальше, и, возможно, избрать в будущем карьеру танцевального инструктора, а возможно, и зайти куда дальше. И когда ваши дети увидят, что они продвигаются на пути к избранной цели, это непременно повысит их самооценку.

Важность самооценки для ребенка и его будущего

Задумываясь, как развить самооценку у ребенка, важно понимать для чего это нужно, обходить все подводные камни и чем грозит упущение этой важной характеристики личностного роста в будущем, которая может повлиять на следующие умения и навыки:

  • общение в кругу сверстников и старшим поколением;
  • достигать поставленных целей и добиваться желаемого;
  • строить отношения на работе и в собственной семье;
  • привлекать к себе и своим достижениям внимание окружения;
  • развивать свои способности, навыки и личные таланты;
  • оттачивать полезные и нужные черты характера.

Перед родителями стоит непростая задача, требующая максимального и комплексного подхода, ее решение станет основным фактором будущей успешности повзрослевших детей, сделает их счастливыми и самодостаточными личностями.

Научите своего ребенка быть организованным и учиться, стремясь чего-то добиться.

Многие люди почему-то считают, что единственный способ чему-то научиться – это часами пялиться в книгу. Подобный подход может сделать вашего ребенка раздраженным и заставить усомниться в том, что он достаточно умен, чтобы усвоить те или иные знания. Но быть организованным – это не талант, а умение, и ему можно научиться. Ваш ребенок должен соблюдать правильный баланс между учебой, работой по дому и развлечениями – баланс, которого можно достичь лишь путем правильной организации времени. Некоторые учебные предметы могут оказаться для ребенка сложнее других, и если он почувствует, что никак не может достичь нужного результата, это может привести к проблемам. Особенно болезненными в этом отношении могут быть контрольные и экзамены – это именно то, что может лишить учебный процесс малейших следов веселья.

К счастью, в наше время существует много сетевых ресурсов, способных помочь вашему ребенку подготовиться к экзаменам. Пользуйтесь ими – это поможет ему расслабиться и быть более уверенным в собственных силах. А если у вашего ребенка проблемы с каким-то конкретным предметом, попытайтесь сделать его изучение интереснее – тематические фильмы, видеоигры и практические примеры способны творить чудеса.

5Оказание поддержки малышу

У любого человека самооценка растет в процессе того как он преодолевает трудности в жизни. Это работает и у детей. Если малыш справляется с трудностями, он доволен собой, если у него получается выполнить еще более сложные задачи, он становится более уверенным в себе. Именно поэтому родители должны позволять сталкивать с трудностями малыша и пробовать их преодолевать, направлять кроху и давать мудрые советы.

Не стоит окружать ребенка гиперопекой и выполнять домашние задания вместо него, если он не хочет. Необходимо дать проявиться у малыша желанию выполнить самому то или иное поручение.

Станьте для своего ребенка образцом для подражания, практикуя то, о чем рассказываете ему.

Дети впитывают информацию из всего, что их окружает. И потому неудивительно, что их основным источником информации о допустимом поведении становитесь именно вы. Они повторяют прежде всего то, что видят и слышат от вас. И потому старайтесь учить вашего ребенка правильному поведению собственными поступками – не говорите им, как нужно делать, говорите и делайте это.

И если ваш ребенок увидит, что его родители не боятся говорить то, что думают, что они добры к другим, и стараются быть общительными и открытыми к новым идеям, он будет стараться повторить это привлекательное поведение и в собственной жизни.

Как повысить самооценку у ребенка?

У мальчиков и девочек заметны различия в способах формирования самооценки: девочкам важнее внешние признаки, похвалы, подарки, достаточно просто сказать «ты очень красивая», «у тебя хорошо получается рисовать».

Мальчики настроены более практично: если они вручили рисунок, нужно его использовать, повесить на стену. Если похвалили его силу, нужно провести реальную схватку, чтобы он обязательно «победил».

Самооценка до 6 лет

Носит ярко выраженный эмоциональный характер, в этом возрасте ребенка почти невозможно перехвалить, ему важна любая поддержка в освоении мира. Главное – все замечания должны быть искренними и должны отражать настоящее положение дел. Не нужно выдумывать лишние достоинства или достижения, чтобы не получилось искаженное восприятие реальности.

В этом возрасте ребенок осознает предел своих возможностей: сколько он может поднять тяжестей, сколько прочитать, сосчитать. Поэтому очень важно практическое воплощение замыслов, посещение различных кружков и секций, где можно реализовать свои задатки.

Самооценка от 6 до 10 лет

В основном строится вокруг школьных занятий и отношений в классе, ребенок начинает получать оценки, которые становятся признаком его успехов и достижений. В этот период очень важно найти занятие, в котором он преуспеет, сможет продемонстрировать свои результаты вне школьной успеваемости. Ведь отличников всего несколько человек в классе, а быть умными и способными хочется всем.

Еще один важный момент, как поднять самооценку ребенку 6-10 лет: отношения с противоположным полом, первые чувства, часто безответные. Необходимо как можно чаще устраивать для детей общие занятия и развлечения, чтобы мальчики и девочки учились взаимодействовать, воспитанно относиться друг к другу.

Самооценка у подростка 12-18 лет

Самый сложный период взросления, когда подростки стараются категорично разделить людей и поступки окружающих, но уже не с точки зрения общей морали, а исходя из собственных представлений. На основании личных предпочтений происходит групповая дифференциация, разделение по интересам. Внутри отдельной группы подросток получает взаимопонимание и поддержку, но при этом отдаляется от семьи и родителей.

Не пытайтесь его «исправить», не упрекайте в том, сколько вложили силы и средств в его воспитание, не нужно шантажировать вещами или положением в семье. Пусть подросток пробует новые направления в одежде, музыке, спорте, развивает личную ответственность за сделанный выбор.

Научите своего ребенка ответственности и ценности труда.

Конечно, к ребенку не стоит применять те же стандарты и ожидания, что и ко взрослым, но они должны понимать, что их поступки влияют не только на них самих, и есть те, которые на них рассчитывают. И если ребенок понимает, почему они должны выполнять обязанности по дому, и что для того, чтобы заработать на жизнь, нужно усердно работать, он будет совсем иначе смотреть на свою жизнь. Многие дети с радостью помогают своим родителям, гордясь своим участием в «больших» делах. Дети постарше вполне могут присматривать за малышами, они могут помогать родителям на кухне, помогать им с ремонтом (хотя бы просто подавая инструменты), могут убирать квартиру и помогать украсить ее к празднику.

Делая все это, они узнают, что они на многое способы, и что другие люди могут на них положиться – что помогает и развитию их личности, и поднятию самооценки.

В общем, если вы хотите помочь вашим детям поднять свою самооценку, не забывайте почаще с ними общаться, проводить с ними побольше времени и позволять им принимать собственные решения, одновременно мягко и ненавязчиво подталкивая их в нужном направлении.

IVAN DIMITRIJEVIC Перевод статьи 10 Ways to Help Your Child Build Self-Esteemvia Клуб родительского мастерства

Причины низкой самооценки у детей

Семейная атмосфера, отличающаяся искренностью, теплотой, где присутствуют уважение, поддержка, понимание, доверие, чувство психологической защищенности, поможет формированию позитивной самооценки у ребенка. Тогда как неадекватная самооценка чаще формируется в семьях с отрицательным стилем воспитания. А неадекватная самооценка может привести к появлению негативного поведения.

Рассмотрим основные причины низкой самооценки у детей под влиянием негативных факторов:

  • Заниженную самооценку, сомнение в собственных силах, тревожность, страх совершить ошибку, отсутствие инициативности могут породить завышенные ожидания родителей по отношению к своему ребенку, лишение его самостоятельности (принятие важных решений за него), постоянная опека и контроль, авторитаризм и противоречивость требований.
  • Замкнутость, робость, неуверенность в себе и собственных силах идут корнями из семей, где присутствует неприятие ребенка, нет душевного контакта между членами семьи, ребенку не дают почувствовать весь спектр эмоций.
  • Чрезмерную дисциплинированность, исполнительность, подавление собственных чувств и эмоций, холодность и замкнутость формируют у ребенка родители при гиперсоциальном воспитании, т. е. при слишком правильном или идеальном воспитании.
  • Несамостоятельность, робость, нерешительность, неуверенность и обидчивость возникают при тревожно-мнительном воспитании, когда присутствует постоянная тревога и страх за здоровье и благополучие малыша.
  • Комплекс неполноценности развивается у детей, к которым родители выказывают определенную долю пренебрежения, относятся равнодушно, уделяют ребенку мало внимания.
  • Эгоизм и потребительское отношение к другим закладывают родители, которые относятся к ребенку с обожанием и восхвалением, в семье, где малыш растет кумиром, где удовлетворяются все его прихоти.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]