Эмоции детей: учим ребенка принимать свои чувства



Если у вас очень эмоциональный ребенок, вы можете уставать от многих его реакций на события вокруг: в садике, в школе, на улице, в семье и по телевизору.

Сын или дочь беспрестанно говорят фразами истеричных персонажей мультфильмов, чуть что дают сдачи или угрожают дракой в ответ на любую непонравившуюся им фразу, каждые 5 минут меняют позу, играют в игрушки и бурно реагируют, если им не дают этого сделать? Такое поведение способствует усталости родителей и навевает ощущение беспомощности. А для ребенка оно и вовсе становится дезадаптивным.

Что делать, если он проявляет свои эмоции бурно? В первую очередь, разделить два понятия: чувствительный и эмоциональный.

Чувствительный ребенок — тот, кто тонко настроен на восприятие окружающего мира. Как правило, у таких детей слабый тип нервной системы и они склонны к тикам и появлению навязчивых движений. Это не приговор. Просто их нервной системе нужна большая медикаментозная поддержка, чем детям с сильной н.с. (особенно, в кризисные периоды, периоды большого напряжения сил, периоды адаптации).

Как понять, что ваш ребенок чувствителен? Такие дети ощущают плохое настроение и подавленность окружающих, они заражаются настроением вокруг, не любят перемены (резкие), могут опасаться и просить сделать что-то медленнее/дать им самим сделать, не дают манипулировать со своим телом чужим людям и находятся «начеку», свободнее общаются и играют, когда рядом нет других людей, предпочитают тихие игры — шумным.

Эмоциональные дети, наоборот, привлекают внимание к себе, а не избегают его. Они ярко делятся переживанием. Часто их поведение истерично, но — не всегда. Если у вас очень эмоциональный ребенок, то вы знакомы с самым широким спектром эмоций, на которое способно человечество. настолько, что от них можно устать. Со вкусом переживаемые, эти эмоции могут мешать ребенку слышать и замечать своих сверстников. Под час такому ребенку трудно и учитывать свои состояния. В этом смысле, его полезно научить искусству пауз.

Третий случай, когда ребенок очень эмоциональный, — это острое состояние. Его мы рассматриваем в других статьях.

Исходя из этого, важно помочь ребенку справиться с чувствительностью либо эмоциональностью. Но не менее важно, уделять время себе — помнить, что от ребенка можно устать и важно отдохнуть.

Саранцева Анна Мария, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».

Слишком эмоциональный ребенок

Здравствуйте, Камила! давайте по порядку:

Раньше я не могла переносить плач ребенка, поэтому старалась делать так, чтобы она не плакала

дело в том, что у детей зачастую склад ИХ реагирования на ситуации закрепляется из реакций на ситуации их родителей — мамы или отца — т.е. дети — это зеркало родителей! они будут говорить Вашими словами и также обращаться к Вам, как и Вы и между собой и к ним! они будут вести себя и поступать так, как можете действовать ВЫ! или ведя сознательно свои действия к тому, чтобы получить нужную им реакцию со стороны родителей! т.е. именно мы-родители закрепляем условные рефлексы на поведение детей именно своими чувствами!

видите — переносить плач НЕ могли ВЫ! и спроецировали это НА неё — т.е. сделали ЕЁ ответственной ЗА свои чувства! и в итоге — взаимодействовали с ней на той волне, чтобы было комфортно Вам, а НЕ исходя из того, чего бы хотел сам ребёнок — а ведь ему важно себя узнать — а НЕ закрепить Ваши реакции, Ваше поведение!

Если у нее что-то не получается сразу истерика.

истерика такая, что полчаса могла сидеть на полу и орать (это еще если я ее успокаиваю), а если я ее пыталась игнорировать

этот период для детей нормален — они начинают чувствовать себя, что она — это НЕ ВЫ! что она самостоятельно (т.е. сама) может что-то делать! и важно НЕ сделать это ЗА НЕЁ — если НЕ получается — а помочь ей Научится делать ТАК, чтобы получалось! предоставляли ли Вы ей такой вариант? НЕ ВЫ ЗА НЕЁ, и НЕ ОНА САМА, если НЕ получается — а показать ей, можно даже её ручками — а как это сделать?

и ещё — по поводу реагирования на истерики — есть просто слезы — слезы отчаяния, расстройства, обиды, переживания — а есть истерики — полная отдача своим эмоциям (валяние по полу, истерические дуги, привлечение зретелей и работа именно НА зрителя) — а подходы к ним тоже разные! ВЫ видели слезы и воспринимали их как истерики — а ведь это просто слезы ребёнка — и ОНИ естественны и нормальны! дети подвластны аффектам, проявлением своих переживаний и им важно также сами узнать — что же с ними происходит? как это называется? ведь слезы показывают как отчаяно они переживают, что у НИХ не получается, как они расстроены! и в этих ситуациях важно помочь ребёнку научиться чувствовать себя, понимать себя — что они чувствуют, как это называется — а помочь в этом можете только ВЫ! взять её к себе, посадить на коленки, объяснить, что все что она чувствует — это нормально, помочь понять ей как называются её чувства — злость, обида, раздражение — проговорить вместе с ней — тем самым принимая и её чувства и её — и помочь ей — НО НЕ сделав ЗА неё, а научив! (ведь она об этом Вас и просит!)

а также можно с этими чувствами работать и дальше! (рисовать, лепить и т.д.)

а вместо этого Вы отворачивались, или пытались успокоить — а ведь должна быть последовательность в Ваших действиях — т.е. Вы прибегаете только к одному паттерну поведения сами! (это истерики НЕ поддерживаются и уходят), а если слезы, то помогают объяснить, принять их, сказать — что и это тоже хорошо! значит ОНА может понимать, что НЕ получается и сможет это сделать!

часто помогало просто наорать на нее.

а вот это закрепление негативной формы внимания! если дети НЕ получают позитивного — а ведь внимание им тоже нужно — то могут и специально прибегать к некоторым формам поведения, при которых родители на них кричат — чтобы привлечь уже негативное внимание!

Еще она всегда хотела, чтобы все было одинаково, например, сказку если я рассказывала, то только так и нельзя менять слова.

а откуда она знает — что там другие слова? читает ЗА ВАМИ? а это говорит о том, что у неё НЕТ чувства безопасности и создание этих рамок, той Правильной последовательности приносит ей чувство спокойствия! т.е. ей НЕ хватает прямых паттернов поведения с Вашей стороны — чтобы она знала, на что именно и как Вы реагируете и чтобы эта реакция всегда была одинаковой — а не разная — за одно действие — одна реакция! а если Вы за её плач — сначала объясняете, потом, уходите, потом кричите — она НЕ знает чего ОТ ВАС ждать! какой реакции! и НЕ чувствует себя в безопасности.

ее отношение к «сделать все лучше всех и сразу» осталось таким же.

а зачем ей делать лучше? что тогда она получает? ведь стремится ОНА НЕ к действию, а к ТОМУ, что ОНО ей дает — какое чувство? и в Ваших силах закрепить в ней реакцию и проигрыша — как Вы сами реагируете на то, когда она проигрывает, или делает не так, как другие дети.или же что говорите О тех, детях, которые или проиграли, или что-то не сделали — ведь дети боятся испытать на себе ТО, что говорят родители О других!

Еще у нее такая реакция на: не любит проигрывать, если кого-то похвалили больше, чем ее, если кому-то подарок дали, а ей нет. Короче, если она не самая-самая. а что ОНА тогда чувствует? и что хотела бы? НЕТ — НЕ потому что НЕ самая-самая — это мы так трактуем поведение детей — а ведь истина всегда лишь в том — что дети чувствуют! верьте своему ребёнку — ТО, что чувствует ОНА правда! и тогда она будет верить и ВАМ!

Даже не попробовав еще что-либо делать, она может расплакаться, что это сложно и у нее не получится.

да, сложно, не получится, и ей самостоятельно сложно чему-то научится — она просит Вашей помощи — НО НЕ так, чтобы сделали ЗА неё, а научили! покажите ей на своем примере — что не получается у ВАС и как Вы к этому относитесь? что НЕ получается у сынишки и как ОН к этому относится, что не получается у папы и как он к этому относится?

дают учить стихи, мы целый час плачем и учим. Хотя я говорю ей, что если сложно,давай не будем учить, а она плачет еще больше и говорит: «нет я хочу учить, учи меня, мама».

видите Вы даете ей выбор без выбора — или учить или НЕТ! а она просит — НАУЧИ меня, мама! ведь и стихи тоже можно учить разными способами — услышьте её — ОНА Хочет! помогите ей — как именно ОНА может учить стихи! например, Вы сначала прочитываете ей стих, дальше говорите о незнакомых словах, и проигрываете вместе — например — Вы читаете начало (первые строки), а она рифму! или ещё — Вы читаете стих — а она закрывает глаза и представляет ТО, что Вы читаете! — можно вместе с ней нарисовать стих — ведь у детей развито воображение и нужно это использовать — и она увидит, что Вы учите ей, что слышите, верите, помогаете и она справляется!

Я внутри себя хотела встать побежать, чтобы успокоить его и помочь донести, так как дочь в этой ситуации закатила бы истерику

может Вы и закрепили в ней эти реакции — может и она бы по иному реагировала! а это так! мы сами закрепляем их реакции!

1. Что делать с ее перфекционизмом?

самой быть последовательной — чтобы она знала за какие поступки и слова, что идет ОТ ВАС!

2. Как повысить ее уверенность в себе?

помочь ей узнать себя, свои переживания, чувства и помочь ей искать пути решения и выходы (вместо выбора — или учить или не учить!) — сами генерируйте идеи, а потом уже и она научится у Вас этому же! (также занимайтесь с ней с помощью рисунков)

3. Да, и еще она до сих пор очень плохо спит по ночам, ей часто снятся кошмары, иногда даже 2 за ночь. Обычно снятся жуки, пауки. Что ей может помочь?а рисунки очень хорошо с кошмарами работают — рисуют страхи (ведь это тоже привлечение внимания, потребность в защите, безопасности — и в первую очередь ей важно показать — что именно ВЫ сами можете с этими задачами справиться!)

(есть ещё книга «что делать, если….») — там есть наглядные примеры того как рисовать этих страшных персонажей и что с ними делать — у детей идет очень хорошо!

а также помгайте ей и в общении со сверстниками — тоже НЕ делите их на плохих и хороших — все такие какие они есть — это помогает детям самим снимать напряжение с себя!

В последнее время я стала слишком эмоциональной (3 ответа)
Хороший ответ7 Плохой ответ7

Как учить детей чувствовать себя и других?

Давайте вспомним, как маленький ребенок учится говорить, как знакомится с окружающим миром.

Взрослые сначала рассказывают ему про то, что его окружает, какое оно, какие звуки издает, к каким последствиям приводит.

«Это собачка. Она лает: гав-гав», «Это стол, он твердый», «Это снег, он холодный» и т.д.

Точно так же надо начинать знакомить детей с эмоциями. Показывать их, называть, объяснять, как они ощущаются, что их вызывает, что нормально испытывать разные эмоции.

«Мама расстроена», «папа устал», «ты радуешься/грустишь/злишься…»

Конечно, взрослым нужно начинать с себя. Сначала у себя научиться замечать эмоции и чувства, а потом помогать ребенку их отслеживать. Но это в идеале. В реальности можно развивать эмоциональную сферу вместе с детьми.

Главный момент — мы констатируем эмоции без оценки. Не «хорошо» или «плохо», а называем как факт, как данность, что такая эмоция сейчас возникла.

Это непросто. Не у каждого взрослого получается принимать негативные эмоции как факт и не выражать свое отношение к ним.

Есть волшебная фраза: «Это нормально! Я тоже в такой ситуации…» — и продолжаете по обстоятельствам. Она поможет и родителю вспомнить, что появление эмоций в ответ на какое-то событие — это норма. И детям привыкать к тому, что эмоции — это хорошо. Все эмоции — это естественная реакция организма на события во внешнем мире.

Что происходит, когда родители разделяют эмоции на хорошие/плохие и ругают детей за проявление «плохих»? Дети воспринимают это так: «Когда я испытываю плохую эмоцию — я плохой!»

И, как следствие, начинают у себя отрицать проявление негативных эмоций, ругают себя за них, злятся на себя, боятся тоже стать плохими, нелюбимыми и не нужными родителям.

Начните с пассивного слушания

Нередко мы не дослушиваем детей до конца, не выдерживаем паузу, а сразу выдаем ответ, потому что хочется быстрее донести свое мнение и проговорить важные моменты. Для ребенка же, особенно подростка, намного ценнее и важнее не получить мудрый совет и экспертное родительское мнение, а просто выговориться, выплеснуть эмоциональное напряжение.

Не спешите с ответной реакцией: можно не до конца понять ситуацию, из-за которой переживает ребенок, и своим напором отбить у него охоту делиться переживаниями. А перехваченная вами в разговоре инициатива будет интерпретироваться ребенком, как нежелание вникать в его детские переживания.

При пассивном слушании используются односложные ответы типа «Да-да», «Я тебя слушаю», «Продолжай», сопровождающиеся дружелюбным взглядом или жестами. Пассивное слушание — это участие и поддержка ребенка в процессе его откровенности.

Как поймать искренние эмоции ребенка? Советы детского фотографа Марины Черкасовой

Сегодня мы представляем нашу новую рубрику – фотосоветы для родителей, которые обожают снимать своих детей для блога или просто на память. Наш эксперт, Марина Черкасова, поделится с вами советами, как разнообразить съемки и улучшить качество снимков. Ваши отзывы и вопросы Вы можете оставить в комментариях к статье или написать лично Марине на ее страничке в инстаграме.

Как поймать эмоции ребенка?

Что отличает простой снимок от запоминающегося? Способность фотографа поймать настоящие искренние эмоции. Всем нам хочется, чтобы фотографии были живыми, без натянутых улыбок и постных выражений лиц.

Чем более эмоционален снимок, тем больше он взывает к нашим чувствам, тем лучше мы ощущаем связь с героями в кадре. Удачной можно считать не только фотографию, которая показывает радость героя, но и снимки с искренним выражением удивления, грусти и даже злости.

Но как же поймать детские эмоции в кадр? На самом деле, это намного проще, чем кажется. Дети непосредственны, искренни, открыты в проявлении чувств — надо только тихонько за ними наблюдать и ловить моменты.

Родителям это зачастую дается легче, чем фотографу в рамках фотосессии в отведенное время. С незнакомым фотографом ребенок может стесняться, зажиматься. Если фотосессия проходит в студии, на ребенка также влияет незнакомое место, к которому сначала надо привыкнуть. И в рамках ограниченного времени родители пытаются выжать из малыша максимум, уговаривают улыбаться в камеру и посмотреть на «тетю» или «дядю».

Когда же мама или папа самостоятельно фотографируют ребенка за его повседневными делами или на прогулке, ребенок намного более расслаблен – и это облегчает задачу. Главное не давить на него и придерживаться некоторых рекомендаций:

  1. Не просите ребенка улыбнуться!

Эмоции живут сами по себе, они не подчиняются правилам и приказам. У детей эмоции — это просто отражение того, что они сейчас чувствуют. Если их просить улыбаться, то мы можем получить либо фотографии с фальшивыми улыбками, либо вовсе — нежелание фотографироваться, отказ позировать.

  1. Играйте с детьми

С малышами проще всего, особенно если вы сами снимаете своего ребенка, это может быть и игра в «куку»! В момент, когда ребенок выпрыгивает из своего укрытия, нажимайте на кнопку съемки.

Если снимает фотограф, помогите ему — покажите ребенку, какие большие уши или рожки выросли у дяди или тети с камерой. Это обычно очень веселит деток, даже если они видят фотографа первый раз и немного стесняются.

  1. Снимайте больше кадров – нажимайте на кнопку затвора как можно чаще.

В век цифровой фотографии за дополнительные снимки деньги платить не надо. Невозможно предугадать, в какой момент ребенок выдаст ту или иную эмоцию, и какой кадр получится более удачным.

Если вы снимаете на фотоаппарат, можно воспользоваться режимом мультисъемки. Тогда камера сама быстро отщелкает целую фотосессию, а вы сможете выбрать самый удачный кадр. Эта функция особенно актуальна, если ребенок подвижный и с богатой мимикой.

  1. Снимайте настроение

Если ваш ребенок в задумчивом настроении, снимайте спокойные кадры. Фотография не обязательно должна быть с улыбающимся лицом.

  1. Ждите момент

Незапланированные кадры самые удачные. Отличный момент, когда ребенок расслаблен и не замечает, что его снимают. В такие моменты дети максимально искренние.

Также необязательно добиваться, чтобы ребенок смотрел в камеру. Иногда «подсмотренные» мгновения, когда малыш целует маму или увлеченно учит играть сестренку ценятся в семейном архиве больше, чем постановочные портреты.

  1. Глаза зеркало души

И глаза покажут зрителю, что творится в душе ребенка во время съемки. Особенно интересные кадры получаются в то время, когда дети еще не умеют говорить. Если есть возможность регулировать фокус, ставьте его на глаза!

  1. Снимайте после того, как сказали «стоп, снято»

Порой самые удачные фотографии получаются после того, как вы сказали ребенку: «все, я уже не фотографирую». Герой съемки расслабляется, принимает более естественную позу или начинает танцевать от радости или поедать торт из реквизита — в общем, это сигнал, что можно попробовать поймать удачный кадр.

Каждый фотограф – профессионал с зеркалкой или мама, которая снимает ребенка на смартфон – должен ставить перед собой цель запечатлеть чувства ребенка в тот или иной период жизни. Тогда спустя годы Вам будет особенно интересно разглядывать семейные архивы вместе с подросшим героем съемок, вспоминать, как были сделаны фотографии. Спустя годы дети редко могут вспомнить свои чувства во время съемки, но они обожают угадывать, «о чем я думал, когда был таким малышом».

Как поймать искренние эмоции ребенка? Советы детского фотографа Марины Черкасовой was last modified: 9 июня, 2020 by 7sisters

мама-блогер, полезные советы

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]