Страх позора: как не ударить в грязь лицом

Глоссофобия представляет собой выраженный страх выступлений на публике. Она иногда появляется совершенно внезапно, а в некоторых случаях может присутствовать на протяжении всей жизни. Эта проблема может настолько сильно беспокоить человека, что для него станет большим испытанием просто попытаться выразить свои мысли в кругу небольшого количества людей. Обычно такой индивид отличается выраженной застенчивостью, в его характере присутствует нерешительность и робость. Так называемая боязнь сцены может мешать продвигаться по служебной лестнице, создавать препятствия для самовыражения личности. Даже если у человека присутствуют определенные стремления, он может бояться предпринимать конкретные шаги для воплощения желаемого в жизнь. С развитой глоссофобией очень трудно добиваться успеха. Индивид постоянно концентрируется на собственных ощущениях вместо того, чтобы прилагать определенные усилия для достижения конкретного результата.

Признаки глоссофобии

Как правило, ее определить достаточно несложно. Иногда просто бывает достаточно внимательней присмотреться к окружающим людям для того, чтобы все встало на свои места. Такие люди никогда не считают себя достойными для победы. Они подсознательно считают себя невостребованными и убогими. Рассмотрим подробнее признаки глоссофобии.

  • Сильное волнение. Если необходимо произнести даже короткую речь, индивид начинает ощущать выраженную тревожность. У него нередко учащается сердцебиение, появляется дрожание в голосе, тремор конечностей. При этом не имеет никакого значения то обстоятельство, насколько хорошо человек подготовлен. Он все равно будет волноваться, запинаться и краснеть после каждого произнесенного слова. Сильное волнение значительно препятствует тому, чтобы научиться контролировать собственные эмоции. В результате индивид теряется еще больше, потому что начинает бояться совершить ошибку, сделать что-то не так. Переживания, связанные с выступлениями на публике, оказывается не так просто преодолеть. Волнение подводит просто потому, что личность слишком сильно зацикливается на собственных ощущениях.
  • Неуверенность в себе. Глоссофобия может сделать человека замкнутым. Дело в том, что какие-либо публичные неудачи всегда запоминаются. Они могут начать напоминать о себе в тот момент, когда потребуется принять серьезное решение, сделать соответствующий вывод. В некоторых случаях негативный опыт, полученный ранее, может вообще надолго выбить из колеи, лишить душевного равновесия. Неуверенность в себе – яркий признак того, что индивид боится выступать на публике. Для него будет большим потрясением необходимость действовать активно. Страх сцены часто появляется тогда, когда личность не готова действовать активно. Ей кажется, что она недостаточно хороша для успеха. По этой причине людям бывает довольно трудно поверить в себя, принять решение в нужный момент.
  • Низкая самооценка. Глоссофобия часто сочетается с низкой самооценкой. Индивид, находясь в подобном состоянии, не способен оценивать себя объективно, принимать серьезные решения. Часто ему хочется, чтобы кто-то другой сделал за него определенные шаги. Человек склонен перекладывать свою ответственность на тех, кто в данный момент находится рядом с ним. Низкая самооценка не позволяет планировать какие-либо дела, стремиться к большим достижениям. Если возникает необходимость выступить перед аудиторией, начинаются большие переживания. Человек может вогнать себя в настоящую депрессию только из-за того, что ему вскоре предстоит сказать несколько слов небольшому количеству людей. Конечно, в большинстве случаев люди как-то справляются со своим состоянием. Но иногда случается так, что без помощи психотерапевта становится просто не обойтись. В этом случае индивид настолько замыкается в себе, что отказывается предпринимать какие-либо попытки для исправления ситуации.
  • Избегающее поведение. Страх публичных выступлений нередко приводит к тому, что личность обращается к защитному поведению. Она может начать избегать неприятных для себя ситуаций, чтобы в какой-то момент не столкнуться с болью разочарования. Однако избегающее поведение никак нельзя назвать конструктивным, поскольку оно направлено не на созидание, а на убегание от проблем. Индивид всеми силами закрывается от неприглядной действительности и не хочет видеть правду. Порой может понадобиться длительное время, чтобы осознать этот момент. Приблизившись к пониманию ситуации, человек обнаруживает в себе моральные силы для принятия ответственности. Если страх произвести негативное впечатление настолько силен, что индивид не может с ним справиться, то, скорее всего, в дальнейшем он предпочтет избегать неудобных для себя ситуаций.

Нас равно волнуют страх позора и жажда славы

Принудить людей действовать на благо общества силой морального воздействия можно. К такому заключению пришли специалисты канадского Университета Британской Колумбии (University of British Columbia) и германского Института эволюционной биологии Общества Макса Планка (Max Planck Institute for Evolutionary Biology). Ученые экспериментально доказали, что жажда славы или боязнь позора вынуждают людей жертвовать деньги на общее дело, и надеются, что эти стимулы окажутся действенными и за стенами лаборатории.

Нехорошо думать только о себе, жадничать, уклоняться от общественно-полезной деятельности. Такие идеи одна часть человечества издавна старается внушить другой, но, увы, не очень успешно. К общественному поведению людей приходится принуждать, но нельзя постоянно применять к уклонистам карательные меры. Не испробовать ли на них методы морального воздействия? Эта идея не нова. В средние века преступников ставили к позорному столбу, однако отнести эту кару к методам исключительно морального воздействия нельзя, поскольку она сопряжена со значительным физическим дискомфортом. А что касается славы, то еще недавно в нашем отечестве в виде поощрения помещали фотографию гражданина на Доску почета. Это было, конечно, приятно, хотя многие награжденные предпочли бы премию.

Можно долго спорить об эффективности общественного порицания или поощрения, но, чтобы получить точный ответ, нужна не дискуссия, а эксперимент, который и поставили канадские и немецкие исследователи — не психологи и социологи, а биологи и математики.

В исследованиях приняли участие 180 студентов-первокурсников Университета Британской Колумбии, которых разделили на группы по шесть человек в каждой. В течение всего эксперимента в комнате находилась только одна группа. Все участники выступали под псевдонимами (случайно выбранными именами греческих богов), сидели так, чтобы не видеть друг друга, и экспериментатор также находился вне поля их зрения. Зато перед глазами у них был общий экран с условиями игры.

Игра состояла из 12 раундов. Участникам говорили, что у них есть по 12 долларов, и в каждом раунде предлагали сдать доллар в общую кассу. В конце игры сумму сбора удваивали и делили поровну на всех, то есть каждый участник получал остаток от своих двенадцати долларов и долю от общего сбора, независимо от того, вносил он свою лепту или нет. О принятом решении игроки сообщали, опуская в специальный ящичек купоны со своими псевдонимами и надписью $0 или $1. Взносы каждого участника и общий сбор показывали на экране.


Средние взносы в «группах позора» (красный) и «почета» (синий), а также в контрольной группе (серый)

Если все члены группы в каждом раунде сдают по доллару, в конце игры они удваивают первоначальный капитал — это самая выгодная стратегия, и не нужно большого ума, чтобы это сообразить. Но студенты не имели возможности сговориться — их сначала разделили, а уже потом сообщили условия игры. В результате многие решили поберечь уже имеющиеся денежки, а в случае удачи получить к ним прибавку от общего пирога. Десять групп, которые играли по таким правилам, собирали примерно треть от максимально возможной суммы.

Участников других десяти групп предупредили, что анонимность сохранят не все игроки: после десятого раунда имена двух самых скупых участников раскроют. В оставшихся десяти группах объявляли имена двух самых щедрых игроков. Причем члены группы учились вместе, и им предстояло почти ежедневно видеться на протяжении целого семестра. Каждому псевдониму заранее присваивали номер, поэтому в случаях, когда два игрока сдавали равную сумму, экспериментатор принимал решение, бросая кубик. В «группах позора» равный счет имел место 5 раз, а в одной группе оказался единственный скупец, потому что остальные игроки в каждом раунде платили. В «группах почета» спорные случаи возникали 4 раза, причем каждый раз разыгрывали второе место, но никогда первое — самый щедрый был всегда один.

Планируя эксперимент, ученые полагали, что боязнь стыда будет более эффективным стимулом для социального поведения, чем жажда славы, но они ошиблись. И в «группах позора», и в «группах почета» студенты за 10 раундов собирали в общий фонд в среднем по 33 доллара, то есть примерно половину от максимально возможной суммы, а в контрольных группах, где все участники оставались анонимными, — только 22. Еще больше исследователей изумил тот факт, что взносы от самых прижимистых и наиболее щедрых игроков в «группах позора» и «группах почета» практически не отличались: $3-$2,4 и $7,7-$8, соответственно. Исследователи отмечают, что прослыть жадиной боятся многие, а жажда славы манит не только самых честолюбивых. Скорее, перспектива известности определенного рода привлекает к сотрудничеству средних игроков, и они платят больше, чем в контрольных группах из опасения потерять добрую репутацию у однокурсников. Но есть, конечно, и студенты, которые не воспринимают эту игру всерьез (или они просто бессовестные?). В одной «группе почета» после оглашения имен победителей двое самых жадных игроков вышли к общей доске и написали свои имена под фразой: «Я пожертвовал меньше всех».

Итоги игры подводили после десятого раунда, но всего-то их — двенадцать, и в двух последних взносы участников уменьшились в контрольных группах и в «группах позора», участниками которых двигала только боязнь дурной репутации. Но студенты из «групп почета» не страшились огласки, а платили за нее. И в этих группах сборы в одиннадцатом и двенадцатом раундах остались на прежнем уровне, потому что щедрые игроки хотят поддержать свою репутацию. Если средние взносы в двенадцатом раунде у анонимных студентов в группах почета и позора примерно равны ($0,33 и $0,34), то самые щедрые участники платили значительно больше — $0,55.

Таким образом, многих людей удерживает от асоциального поведения боязнь позора, а возможные почести служат мощным стимулом для общественного служения. Общественное мнение, оказывается, всё еще великая сила, по крайней мере, в небольших группах, где все друг друга знают. Однако и в большом сообществе сейчас трудно спрятаться в толпе. Интернет способен и ославить, и прославить человека на весь мир. Правда, сбор сведений дорого стоит, хотя сейчас они и в избытке, а в дефиците не информация, а внимание аудитории.

Итак, ученым удалось заставить объединиться участников небольшой группы, и они надеются, что страх позора и жажда славы позволят управлять людьми в больших сообществах.

Наталья Резник

Jennifer Jacquet, Christoph Hauert, Arne Traulsen and Manfred Milinski «Shame and honour drive cooperations, Biology Letters 2011, 7, 899-901, doi: 10.1098/rsbL2011.0367

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

См. также:

  • 19.04.2016 Густой волос и низкий голос Исследователи до сих пор точно не знают, для чего мужчинам низкий голос и обильная щетина, помогают ли они утвердить авторитет в мужской компании или же способствуют завоеванию дамских сердец: хотя публикации на эту тему появляются регулярно, их результаты часто не совпадают. Не остались в стороне от проблемы и психологи Нортумбрийского университета (Англия). Испытуемых они нашли в социальных сетях…
  • 26.01.2016 Надобно повторять … опыты надобно повторять. Полученный результат можно считать вполне достоверным лишь тогда, когда он воспроизводится. Но кто будет заниматься такой проверкой? Немногие ученые согласятся тратить время на повторение экспериментов, поставленных другими, вместо того чтобы проводить свои собственные, да и опубликовать такую работу будет сложно: научные журналы предпочитают новые результаты. Задача, однако, выполнима.
  • 28.07.2015 Столоверчение, или Правосудие малюток Люди желают справедливости, и не только по отношению к себе. Они нередко вмешиваются, когда ущемляют интересы третьих лиц, а общество содержит специальные службы для поддержания порядка. Всё это обходится недешево, однако люди идут на затраты. Что движет ими: доводы разума или зов сердца?
  • 03.07.2012 Происхождение музыки путем естественного отбора Мелодия — это последовательность звуков, а последовательность можно уподобить геному. И если геном усложнялся и изменялся под действием естественного отбора, то почему бы и череде звуков в ходе эволюции не сложиться в приятную музыку?

Причины глоссофобии

Некоторые люди хотят отыскать причины своего страха публичного выступления. Ведь с этим состоянием вряд ли кому-то становится комфортно жить. Оно причиняет массу неудобств: ограничивает в новых знакомствах, заставляет постоянно переживать негативные чувства, ощущать себя слабым и никчемным человеком. Это весьма дискомфортное состояние, от которого хочется поскорее освободиться. Причины этого состояния следует искать в особенностях характера, учитывая, конечно, индивидуальный опыт.

Негативный опыт

Если когда-либо в жизни вам приходилось сталкиваться с разочарованиями из-за неудачного выступления, чувство испытанного позора может надолго отложиться в памяти. Впоследствии нередко присутствует страх повторения неудовлетворительной ситуации. Одна только мысль о возможном повторении вызывает страх и целую бурю неприятных ощущений. Индивид порой и не осознает того, как сам себя загоняет в тесные рамки, откуда боится выйти, даже если вполне осознает ущербность своего положения. На любого человека влияет тот опыт, который он получает в течение жизни. Если преобладают отрицательные впечатления, то очень скоро они начинают вытеснять все положительное, что есть в существовании этого конкретного индивида. Постепенно не находится ничего, что могло бы действительно порадовать личность, поскольку все продуктивные силы у нее уходят на переживания возможной неудачи. Тому, кому случалось хотя бы раз провалить собственное выступление, в дальнейшем становится трудно доверять самому себе решение сложных задач.

Природные особенности

Бывает так, что человек сам от природы такой скромный и застенчивый, что стесняется даже подумать о своих правах. В таком случае ему становится трудно не просто о чем-то попросить собеседника, а даже сделать малейший шаг в желаемом направлении. Исходя из своих природных особенностей, индивид может страдать боязнью публичных выступлений. В этом случае для того, чтобы глоссофобия развилась, становятся не нужна никакая дополнительная психологическая травма. У такого человека неудачи и так будут присутствовать по той причине, что он не умеет бороться с трудностями. Не зная, как достичь душевного равновесия, невозможно ставить перед собой реальные цели и двигаться в направлении успеха. Скромному человеку очень часто приходится уступать свое место под солнцем более расторопным и целеустремленным личностям.

Страх потерпеть неудачу

Эта боязнь может существовать отдельно от полученного негативного опыта. Даже если человек пока не имеет никакого отрицательного впечатления от проделанной работы, страх может подавлять в нем любые благие начинания. Таким образом, оказывается, что в некоторых случаях страх неудачи становится гораздо сильнее, чем желание добиться оглушительного успеха. Иногда подобная боязнь и останавливает людей от великих свершений. Индивид часто останавливается в одном шаге от заветной победы, совершенно не подозревая о том, что предает самого себя. Он может не понимать, отчего ему так трудно принимать решения и брать на себя ответственность за результат. Но, отказываясь от борьбы, невозможно стать истинным победителем. Это действительно так.

Ольга Дулепина — о ступенях развития отношений

семейный терапевт

Наши страхи возникают потому, что сказка о любви до гроба, которую нам насаждают в детстве, имеет мало общего с реальностью. Это наши убеждения, благополучно проглоченные вместе с воспитанием. Но в какой-то момент человек обнаруживает, что ресурсов на эту вечную любовь у него или у партнера не хватает. Возникает диссонанс, который делает расставание очень болезненным.

Если говорить о страхе потери, то многое здесь зависит от уровня развития человека. Я имею в виду концепцию пары терапевтов Уайнхолд, изложенную в книге «Бегство от близости». Они считают, что отношения развиваются по следующему сценарию: слияние и созависимость, контрзависимость, независимость и взаимозависимость.

Только на последней ступени люди становятся партнерами в полном смысле слова. А на первом этапе человек часто одержим страхом потери. Иногда он выражен настолько сильно, что один из партнеров им полностью поглощен и постоянно пребывает в негативном ожидании. В слиянии нет границ, непонятно, кто чего хочет, и всё делается ради того, чтобы любой ценой сохранить союз. Это формат отношений не между мужчиной и женщиной, а между матерью и ребенком.

Как избавиться от глоссофобии

Чтобы преодолеть проблему, нужно обязательно работать над собой. Часто одного стремления явно становится недостаточно, поскольку необходимо действовать максимально последовательно, осознавая важность принятого решения. Избавиться от глоссофобии представляется возможным только тогда, когда индивид понимает всю меру ответственности, которая перед ним лежит. Итак, какие же шаги необходимо предпринять?

Постоянная практика

Чтобы преодолеть какую-то сложность, необходимо обязательно прорабатывать ситуацию. Если пустить все на самотек, видимого эффекта не возникнет. Только постоянной практикой можно добиться улучшения ситуации. Если присутствует страх выступать на публике, значит, нужно стараться делать это как можно чаще. Таким образом, удастся снять внутреннее напряжение, преодолеть кажущуюся пропасть между своими желаниями и реальным положением дел. С помощью постоянной практики можно действительно открыть в себе новые возможности и реализовать имеющиеся способности. Нет такого человека на земле, который не смог бы научиться чему-то новому тогда, когда для этого создаются соответствующие условия. Получая необходимые навыки, можно действительно стать намного более уверенным в себе человеком. Чувство самодостаточности приходит с новым положительным опытом.

Фиксация побед

Чтобы преодолеть выраженную глоссофобию, необходимо начать вести счет своим победам. В большинстве случаев этого окажется достаточно для того, чтобы почувствовать себя более уверенным. Личностное развитие невозможно без всяческих преодолений препятствий. Если мы начинаем действительно работать над своим характером, ставить перед собой серьезные задачи и стремиться к их решению, то появляются новые победы, которыми по праву можно гордиться. Можно даже начать фиксировать свои преодоления на бумаге. Такой метод позволит запечатлеть даже самые незначительные успехи.

Доверительный разговор

Если научиться открыто выражать свои чувства, то проблема станет постепенно уходить. Доверительный разговор особенно необходим тогда, когда имеется негативный опыт, который обязательно нуждается в тщательной проработке. Лучше всего попытаться рассказать об имеющейся проблеме тому человеку, которому вы безоговорочно доверяете. Приобретя такой положительный опыт, можно будет впредь не опасаться негативной оценки окружающих. Привыкая выражать свои мысли вслух, мы учимся открытости, обретаем уверенность в себе. Очень важно, чтобы близкий друг или просто знакомый не пытался осуждать вас. Необходимо приобрести новый позитивный опыт, который станет фундаментом будущего успеха.

Тренировка голоса

Чтобы избавиться от глоссофобии, нужно систематически заниматься тренировкой голоса. Манера звукопроизношения действительно очень важна для обретения уверенности в себе. То, как мы говорим, влияет на то, как нас воспринимают окружающие. Чем больше человек будет тренироваться, тем эффективнее будет лечение глоссофобии. Тренировку голоса лучше всего начинать с простых упражнений. Постепенно нагрузку можно будет увеличить. Для достижения нужного эффекта необходимо действовать целенаправленно, не отступая перед возникающими трудностями.

Таким образом, глоссофобия отнимает у человека много внутренних сил. Получается, что драгоценная энергия тратится впустую, не принося ожидаемых результатов. Индивид часто понимает, что упускает появляющиеся возможности, но это не дает ему понимания, что нужно делать. Если вам не удается справиться с проблемой самостоятельно, то можно обратиться за консультацией к психологу Ираклию Пожарискому. Работа со специалистом будет направлена, прежде всего, на восстановление душевного спокойствия, обретение уверенности в себе.

Светлана Довженко — о фиктивных страхах и значении первой любви

клинический психолог, председатель правления благотворительного союза «Антропос Калининград»

Каждый человек мечтает о любви. Мы животные социальные, а значит, нуждаемся в близости и признании — это наша естественная и самая большая потребность. Но парадокс заключается в том, что, желая любви и стремясь к ней, мы вместе с тем не можем избавиться от многочисленных тревог и опасений.
У человека мало естественных страхов. Они служат необходимой сигнальной защитой, когда возникает угроза жизни, будь то катаклизмы или нападение. Если бы в таких ситуациях мы не боялись, то рисковали бы погибнуть или — в лучшем случае — пожертвовать собственным здоровьем. Все остальные страхи фиктивны, и родом они из детства.

Например, нам привиты эмоциональные и интеллектуальные страхи — боязнь потерять или не справиться и всё испортить.

Они рождаются и шлифуются из-за ошибок в воспитании родителей, ведь каждый несет свой груз, переданный ему предыдущими поколениями. Именно поэтому мы боимся эмоциональной боли.

Я еще не встречала человека, который, будучи воспитан в совершенно естественных условиях, не испытывал бы этих фиктивных страхов. И все они просыпаются, когда мы влюбляемся. Вместе с чувством эйфории и опьянения на нас вдруг накатывает боязнь одиночества, потери: вдруг я ошибусь и сделаю что-то не так?

Я бы назвала эти страхи «моральными». Вспомним детскую картинку, когда две половинки одного целого нашлись и стали жить вместе долго и счастливо. Между тем у некоторых современных племен нет моногамных браков — такая форма отношений появилась для того, чтобы люди могли передавать наследство, когда начали вести оседлый образ жизни. Мы полигамны по своей природе, и многие пары распадаются из-за того, что боятся влюбиться и увлечься кем-то другим: это же предательство! Наши желания остаются нереализованными, продолжают жить в нас и разрушать отношения.

Любовь нужно подпитывать, и если мы ничем не интересуемся, то наши чувства не получают необходимой подзарядки.

И наоборот, когда мы открыты всему новому и влюбляемся — в людей, в жизнь, в книги — то обогащаем свой внутренний мир, а значит, и отношения. Этого боятся очень многие, хотя такое стремление совершенно естественно. Если союз двух людей по-настоящему крепок, он не рухнет, а вот когда двое замыкаются друг на друге, наступает смерть пары.

В моем понимании любовь базируется на треугольнике тело — душа — разум. Это наши физическая, эмоциональная и интеллектуальная составляющие. Когда мы говорим о неверности, то чаще всего подразумеваем первую из них — сексуальную измену. Но разве не важнее интеллектуальное и духовное единение? И не глубже ли эта измена? А если так, то получается, что нашему партнеру нельзя сближаться с теми, с кем у него общие интересы? Звучит довольно абсурдно.

В немецком языке нет слова «измена», а есть «прыжок в сторону» (Seitensprung). Это значит, что тебя не меняют. Нас постоянно интересует что-то новое, мы стремится узнать, как устроен мир и другие люди. И это нормально: нельзя постоянно есть одну и ту же пищу. Живой человек всегда будет смотреть вокруг и увлекаться теми, с кем связаны его интересы.

Ревность и страх измены рождаются из-за того, что мы ощущаем себя недостаточно привлекательными для партнера, боимся одиночества и боли после его ухода.

Но ни один человек нам не принадлежит, и никто не может гарантировать другому, что будет любить его долгие годы с такой же нежностью, а чувства и желания не ослабнут. К тому же участники пары далеко не всегда развиваются синхронно. Для меня отношения и любовь — это подарок, а ревность и собственничество их разрушают.

Когда чувства остывают, партнерам стоит расстаться, в этом нет ничего страшного. А если отношения живые и настоящие, то человек никуда не денется. Дерево не держит листья, когда они опадают. И если пришло время, нужно отпустить и освободить место для чего-то нового.

Я думаю, одна из главных причин такого страха — болезненный опыт первых отношений. Из юности мы выносим стереотипное представление о «единственной настоящей любви», свято веря в то, что за нее надо держаться изо всех сил и лучше ничего не будет. Я тоже так думала в 19 лет. Ведь первая любовь приходит, когда мы только начинаем взрослеть, узнавать себя и мир другого пола. Чаще всего такие отношения получаются болезненными и заканчиваются — и это естественно. Если бы в юности нам подсказывали, как вести себя в них, если бы молодым людям объясняли, что то, что ушло, уже не наше, — во взрослой жизни нам было бы значительно легче.

Наша самая большая проблема в том, что мы не умеем отпускать, и этому надо учиться.

Люди часто держатся за нездоровые отношения: мы привыкли жить со своей болью, зажимать себя.

По этой же причине мы боимся новых страданий, и здесь важно различать естественное движение души и страхи. Мы все волнуемся, когда происходит что-то важное: экзамен, собеседование — или влюбленность. Но страх — это вопрос доверия к самому себе. Необходимо помнить, что мы все небезупречны, и требовать от себя идеала бессмысленно. Я часто слышу от взрослых женщин: «Нет-нет, я пока не готова к отношениям — еще терапию пройду за годик-другой, посовершенствуюсь». А где же нам работать над собой, как не в самих отношениях, вступая в них и делая ошибки? Если бы ребенок рассуждал, стоит ли учиться ходить, он никогда бы не пробовал, но малыш поднимается и падает, потому что ему хочется дотянуться до новых высот. Мы требуем от себя совершенства, но его не будет никогда. Нам нужны гарантии, мы боимся, что нас предадут (потому что такое уже случалось), оставят, как чемодан без ручки, — и даже не пробуем. Страхи — это факторы, которые нас «сворачивают», а любопытство, наоборот, «раскрывает». И если вас тянет к человеку, то есть шанс прорваться через все прошлые боязни и тревоги.

Фиктивные страхи — это нормально, но не «естественно» (повторюсь, такая формулировка была бы уместной, если бы мы боялись только бандитов и вулканов). Однако рядом должен быть тот, кто скажет, что всё в порядке, что нет людей, которые не боятся.

Мы не виноваты в том, что полны страхов. Я не видела ни одного абсолютно здорового эмоционально человека без шрамов и травм.

Всем, кто боится, я бы посоветовала смотреть вокруг и быть ближе к людям (если они, конечно, не против), которые счастливы в отношениях. Мне самой когда-то помогла эта мысль: если у такого же человека с одной головой, двумя ногами и руками всё получилось, значит и я смогу! И помните, бояться — совершенно нормально.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]