Энцефалопатия гайе вернике симптомы – синдром гейда

Очень часто мы не уделяем должного внимания своему психическому здоровью. И это очень опасно в современном мире с его бешеными темпами, с кучей дел и безмерным количеством знакомств. Однажды может наступить такой момент, когда наш организм просто “не сможет”. О самых распространённых синдромах и о способах борьбы с ними вы узнаете из этой статьи.

marutti /Shutterstock.com

Предлагаем вам ознакомиться с самыми необычными психологическими синдромами. Многие из них получили свои названия благодаря нашим любимым с детства сказкам, милым сердцу фильмам, знаменитым писателям.

Синдром белого кролика

Versta/Shutterstock.com

Вдруг мимо пробежал белый кролик с красными глазами. Конечно, ничего удивительного в этом не было. Правда, кролик на бегу говорил: «Ах, боже мой, боже мой! Я опаздываю».

Льюис Кэрролл “Алиса в стране чудес”

Если человек страдает синдромом белого кролика, то он постоянно испытывает чувство, что куда-то опаздывает.

Если подумать о том, в каком бешеном ритме приходится жить современному человеку, то этим синдромом явно страдает большинство населения планеты Земля. О том, как бороться с синдромом белого кролика и наконец-то начать жить спокойно, вы можете узнать здесь.

Энцефалопатия Вернике (синдром Гайе-Вернике)

Энцефалопатия Вернике — это острое обратимое мозговое расстройство, вызванное дефицитом витамина В1 (тиамина), который чаще всего обусловлен длительным злоупотреблением алкоголем. Данная патология сопровождается психическими расстройствами, церебральными нарушениями и высокой летальностью.
Читайте в статье

  • 1 Симптомы
  • 2 Диагностика
  • 3 Лечение
  • 4 Прогноз

Симптомы

Основной причиной развития энцефалопатии Вернике является недостаточное поступление витамина B1 к мозговым клеткам.

Если это обусловлено нейротоксическими эффектами алкоголя, когда этанол блокирует усвоение тиамина и, соответственно, его клеточный транспорт, то данную болезнь называют синдромом Гайе–Вернике.

Нарушение функции нейронов в этом случае наступает задолго до появления характерных симптомов.

В это время организм посылает человеку некоторые сигналы о протекающих нарушениях в виде расстройства сна, снижения веса, частых судорог, быстрой утомляемости, слабости и беспричинной тошноты.

Однако, учитывая быстрый ритм жизни, ранние пробуждения и привычку вредных перекусов, многие из этих симптомов для большинства стали повседневностью, а не признаком болезни.

Поэтому распознать данный синдром на ранней стадии достаточно сложно.

Скрытый дефицит витамина B1 характеризуется накоплением деструктивных изменений, которые приводят к угнетению умственной деятельности: снижение концентрации, памяти, мыслительной реакции и т.д. Классическая тройка симптомов этого синдрома включает:

  1. офтальмоплегию — это паралич глазных мышц, который может быть одно- или двусторонним. Также у некоторых пациентов наблюдается нистагм — самопроизвольные «колебания» глаза в быстром темпе — до 300 раз в минуту;
  2. атаксию — нарушение двигательной моторики при нормальном мышечном тонусе;
  3. помрачение сознания — дезориентация, неспособность акцентировать внимание на каком-либо предмете. У запойных пациентов часто развивается делирий с выраженным алкогольным психозом.

В острой форме эта тройка симптомов наблюдается лишь у 30% пациентов. Большинство больных жалуются на хроническую слабость, вялость и апатичность. Глазодвигательные расстройства и полинейропатия наблюдаются при тяжелом поражении клеток мозга. А вот кровоизлияния в сетчатку развиваются у 58% пациентов.

При отсутствии лечения синдром Вернике завершается развитием психоза Корсакова. Это — психическое расстройство, при котором характерно ослабление интеллекта, нарушение памяти и неврит нижних конечностей. При прогрессировании возможны параличи и парезы.

Острая энцефалопатия Гайе–Вернике считается обратимым патологическим состоянием. Однако мозговые нарушения, обусловленные длительным токсическим действием этанола и недостатком тиамина, не всегда поддаются терапии. При быстром прогрессировании синдрома и отсутствии лечения развиваются следующие осложнения:

  • необратимое ослабление умственных способностей;
  • деменция — слабоумие, утрата приобретенных навыков и неспособность осваивать новые;
  • атрофия мозговых тканей;
  • выраженные психические расстройства;
  • развитие опухолей;
  • полный паралич;
  • нарушение обменных процессов;
  • дисфункция внутренних органов;
  • кома и летальный исход.

Диагностика

Из-за длительного бессимптомного течения ранняя диагностика синдрома Гайе–Вернике затруднена. Поэтому необходимо проводить периодический скрининг с применением инструментальных методов нейровизуализации у лиц, злоупотребляющих алкоголем.

С помощью КТ и МРТ можно определить главный признак патологического состояния — некроз мамиллярных тел.

Учитывая дороговизну такого обследования и отсутствие необходимого оборудования в большинстве государственных больниц, общая диагностика включает такие методы:

  • биохимия крови — у половины пациентов обнаруживается высокий пируват и снижение активности транскетолазы крови;
  • электроэнцефалограмма — у 80% наблюдается генерализованное замедление волн;
  • реоэнцефалография — понижение церебрального потока.

При дифференцировании алкогольного синдрома Вернике и неалкогольного нужно отметить, что в первом случае чаще наблюдается характерная тройка симптомов, тогда как во втором — лишь изменение психического статуса.

Сложность диагностики энцефалопатии Вернике заключается не только в длительном бессимптомном протекании болезни, но и схожести клинической картины с шизофренией, онкологией и некоторыми другими заболеваниями мозга.

Лечение

Терапия острого синдрома включает такие основные меры:

  • внутривенное или внутримышечное введение витамина B Медики отмечают, что при пероральном приеме невозможно обеспечить быстрое преодоление тиамином клеточного барьера и нормальное поступление его к тканям мозга и других органов;
  • внутримышечное введение магния (он необходим для нормального усвоения витамина B1) — сульфата магния внутримышечно или внутривенно либо оксида магния перорально;
  • поливитаминная терапия, включающая прием витаминов B2, B6, B12 и C, а также никотиновой кислоты. Долгое время предлагалось вводить глюкозу после введения тиамина, однако такая терапия может привести к резкому ухудшению состояния пациента;
  • полный и радикальный отказ от алкоголя;
  • коррекция электролитных и метаболических нарушений путем нормализации питания.

Единого мнения касательно необходимой терапевтической дозы витамина B1 среди медиков нет. Поэтому она определяется индивидуально для каждого пациента.

Наиболее эффективной считается схема, по которой в течение первой недели тиамин вводят трижды в сутки внутривенно, затем доза уменьшается и в течение пары недель тиамин дают перорально также трижды в день, а далее — однократно.

При высоком риске развития энцефалопатии Вернике используется та же схема в профилактических целях, но в меньших дозах и с меньшей длительностью.

Пациентам с синдромом Вернике показана низкоуглеводная диета, поскольку для расщепления и переработки углеводов необходим большой расход витамина B1.

Прогноз

При положительной динамике симптомы болезни постепенно проходят. В течение 2–3 дней исчезает офтальмоплегия.

Однако горизонтальный нистагм при боковом зрении у большинства пациентов сохраняется, а вертикальный проходит через 2–4 месяца.

На нормализацию вестибулярного аппарата может потребоваться до полугода, но у каждого второго больного все же сохраняется выраженная атаксия в виде замедленной и неуклюжей ходьбы.

Спастический гемипарез с позой Вернике-Манна © Spastic paralysis pose Wernicke-Mann

При своевременном и качественном лечении прогноз благоприятный.

Однако у каждого пятого пациента синдром Вернике заканчивается летальным исходом, а у 80% — развитием психоза Корсакова при отсутствии своевременной терапии.

По статистике, лишь 20% пациентов, испытавших корсаковский психоз, полностью выздоравливают. Также установлено, что у 25% больных со временем все же улучшаются когнитивные функции.

Источник: https://MedExpert.guru/alco-bolezni/entsefalopatiya-vernike.html

Синдром дефицита внимания (СДВ)

Megan/Flickr.com

Человек, страдающий СДВ, невнимателен, нетерпелив, ему очень сложно сконцентрироваться на чём-либо.

Бороться с СДВ достаточно сложно, но вполне возможно. О том, как это сделать, читайте здесь.

Синдром утёнка

Chris/Flicker.com

Данный синдром назван в честь утят из-за того, что утёнок принимает за мать любого, кого увидел сразу после рождения. Мамой утёнок может считать даже неодушевлённый объект.

У людей синдром утёнка проявляется следующим образом: увидев что-то впервые, человек априори начинает считать это что-то самым лучшим. А на самом деле всё может быть ровно наоборот.

Для того чтобы избавиться от синдрома утёнка, не следует принимать всё на веру. Развивайте в себе критическое мышление, анализируйте, не будьте слишком самоуверенны и не делайте поспешных выводов.

Симптомы

Одной из ключевых характеристик поведенческих расстройств часто является агрессивное, антиобщественное поведение, выходящее за рамки того, что характерно для ребенка или подростка этого возраста.

Человек с расстройством поведения может также руководствоваться необходимостью доминировать над другими людьми посредством актов агрессии или запугивания.

Человек с расстройством поведения может казаться пренебрегающим общепринятыми нормами поведения, а также чувствами других людей.

Эмоциональные симптомы расстройства поведения включают в себя:

  • Отсутствие раскаяния: Это может выглядеть как неспособность чувствовать себя виноватым в том, что сделал что-то неправильно, неспособность чувствовать себя виноватым в причинении кому-то вреда, или равнодушие к наказанию за нарушение правил.
  • Отсутствие сочувствия: Они могут игнорировать чувства других и выглядеть холодными, бездушными или безразличными.
  • Пренебрегает ожиданиями: Человеку может быть наплевать на хорошую успеваемость в школе или на другие виды деятельности. Может показаться, что они игнорируют ожидания других, даже если перед ними поставлены четкие задачи.
  • Отсутствие эмоционального выражения: Человек не может проявлять никаких эмоций. Они могут казаться поверхностными или поверхностными, а также включать и выключать эмоции по своему усмотрению. Когда они проявляют эмоции, они могут использовать свою эмоциональную реакцию, чтобы манипулировать другими.

Поведение или действия, которые может проявлять человек с расстройством поведения, включают в себя следующее:

  • нарушение правил дома и в школе.
  • издевательства
  • вандализм
  • ввязываться в драки
  • воровство
  • взлом и проникновение
  • лгать или быть обманщиком.
  • манипулируя другими
  • прогуливающая школа
  • убегая из дома
  • жестокость по отношению к животным

Когда у детей младшего возраста развивается расстройство поведения, первые признаки часто являются укусами и ударами.

У детей старшего возраста и подростков симптомы могут перерасти в ложь, воровство, драку (иногда с оружием), порчу имущества и сексуальное принуждение.

Лица с расстройствами поведения могут испытывать трудности с чтением социальных сигналов, что может привести к дальнейшей агрессии.

Они могут с большей вероятностью предположить, что чье-либо поведение является более враждебным, чем оно есть на самом деле. Реагируя на эту воспринимаемую враждебность, они могут нагнетать напряженность в той или иной ситуации и создавать конфликтные ситуации.

Поведенческие расстройства часто сосуществуют с другими состояниями, в том числе:

Синдром многозадачности

Courtney Dirks/Flickr.com

Все мы знаем, что:

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Но, несмотря на это, большинство из нас хватается за уйму дел сразу и в конечном итоге не может ни одно довести до конца нормально. А если подумать, сколько нервов мы на это тратим и сколько бессонных ночей проводим в попытках успеть всё и сразу, то становится страшно. О том, как нормально справляться с делами и не погружать себя в пучину многозадачности, вы можете узнать здесь.

Часть I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Общие закономерности развития индивидуальных психологических особенностей

А. Социальная ситуации развития ребенка и ведущая деятельность

Возрастные и индивидуальные психологические особенности традиционно изучаются порознь, вне связи друг с другом. При этом используются разные теоретические подходы и разный набор понятий. Так, понятия возрастной период, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования возраста, возрастной кризис как бы не предполагают наличия индивидуальных различий. Понятия же темперамент, психотип, акцентуация характера, личностные черты не отражают общего психического развития.

В результате у нас отсутствуют сколько-нибудь надежные основания для прогнозирования хода развития отдельного ребенка — даже в том случае, если его индивидуальные особенности, имеющиеся на данный момент, выявлены достаточно полно. Многочисленные психокоррекционные методы, разработанные в последние десятилетия, используются во многом вслепую, так как их «привязка» к возрасту и к индивидуальным особенностям ребенка осуществляется порознь. Для преодоления этих трудностей необходимо построить картину возрастного развития индивидуальных психологических особенностей. Однако сначала нам придется сделать небольшое отступление в область общей теории психического развития ребенка.

Как показал Л.С.Выготский (1984), в каждом возрастном периоде имеется своя, специфичная для него социальная ситуация развития. Она определяется тем местом, которое занимает в обществе ребенок данного возраста. Ученики и последователи Выготского — А.Н.Леонтьев (1983), Д.Б.Эльконин (1989), А.В.Запорожец (1986) — разработали концепцию, согласно которой социальная ситуация развития воплощается в ведущей деятельности соответствующего возрастного периода.

Социальная ситуация развития дошкольника характеризуется предоставлением ребенку высокой степени самостоятельности и независимости. В предшествующем, раннем возрасте (до 3 лет) его свобода была крайне ограничена из-за недостаточного уровня развития движений, навыков и психических функций. В последующем младшем окольном возрасте самостоятельность ребенка ограничивают весьма жестки; рамки школы, распространяющиеся и на внешкольную жизнь (например, в виде необходимости готовить уроки).

Социальная ситуация развития младшего школьника определяется его ролью ученика, который под строгим руководством взрослых овладевает необходимыми знаниями и навыками.

В подростковом возрасте социальная ситуация развития снова перестраивается. Степень свободы и независимости ребенка опять возрастает, но теперь это уже свобода, «завоеванная» ребенком, а не предоставленная ему взрослыми добровольно. Вместе с тем, «отрицательные» проявления подростка — негативизм, грубость, нарушение многих правил и требований, даже хулиганство — воспринимаются взрослыми как некое неизбежное зло, естественно присущее данному возрастному периоду. «Чего вы хотите? У него же переходный возраст!» — стандартный ответ на жалобы, по поводу которых ребенка другого возраста посоветовали бы немедленно показать психиатру. Это и говорит о том, что «взятая с бою» подростковая свобода представляет собой типичный элемент социальной ситуации развития ребенка в этот период.

Относительно свободный образ жизни дошкольника воплощается в ведущей деятельности этого возрастного периода — сюжетно-ролевой игре. Не случайно большинство исследователей подчеркивает свободный характер дошкольной игры, а некоторые даже говорят о наличии самостоятельного, независимого от взрослых «игрового мира» дошкольников. В отличие or этого, ведущая деятельность младшего школьника — учебная — требует подчинения большому набору норм и правил, начиная с требования определенным образом нести себя на уроках и. кончи! правилами грамматики и арифметики. В подростковом возрасте, несмотря на то, что школьное обучение продолжается, учебная деятельность перестает быть ведущей; для самого ребенка (подростка) она отходи! на второй план. Ведущей же становится деятельность по построению системы своих социальных отношений. Она проявляется в межличностном общении полростка со сверстниками (Д.Б.Эльконин, 1989), в общественно полезной деятельности (Д.И.Фельдштейн, 1994), но также и в тех эксцессах, о которых мы говорили выше — негативизме, грубости, хулиганстве.

Б. Психологические синдромы

Социальная ситуация развития, соответствующая тому или иному возрасту, вырабатывается в ходе исторического развития общества. Так же как культура в целом, она не выбирается ребенком, а принимается им. Однако в каждом отдельном случае она имеет свою специфику, зависящую от тех конкретных отношений, которые складываются у данного ребенка с окружающими его людьми (родителями, учителями, сверстника ми). Эту конкретную систему отношений, т.е. конкретное воплощение социальной ситуации развития мы называем межличностной ситуацией развития. Она-то и определяет возникновение и последующие изменения индивидуальных психологических особенностей.

«Вклад» самого ребенка в межличностную ситуацию своего развития определяется особенностями его поведения и деятельности. Таким образом, теперь нам придется рассматривать не общевозрастную ведущую деятельность, а конкретные особенности деятельности данного ребенка.

Объектом нашего особого внимания станет также тот вклад в межличностную ситуацию, который вносят окружающие: родители, учителя, сверстники, психологи, братья, сестры и т.д. От их действий в огромной мере зависит весь ход психического развития ребенка.

При описании «психологических диагнозов» мы будем пользоваться термином «синдром». Этот термин заимствован из медицины. Он используется для обозначения комплекса связанных между собой симптомов, образующих то или иное заболевание. Мы будем говорить о психологических синдромах. В медицине этот подход давно уже доказал свою высокую практическую эффективность. А.Р.Лурия (1973) успешно использовал его в исследованиях, посвященных нейропсихологическому анализу мозговых функций.

В психологии синдромный подход был намечен Л.С.Выготским уже 60 лет назад, однако он до сих нор оставался довольно слабо разработанным. Выготский (1983) предложил использовать в качестве единицы психологического анализа не набор отдельных симптомов, а «психологический синдром», представляющий собой совокупность закономерно связанных между собой симптомов, имеющих свою логику развития. Он описал, в частности, ряд синдромов, характерных для аномального развития, в ходе которого первичный дефект приводит к появлению различных вторичных дефектов. Например, умственно отсталый ребенок часто оказывается не в состоянии успешно строить взаимоотношения со сверстниками, что приводит к сниженному уровню социализированности. В этом случае недостаточная социализированность представляет собой вторичный дефект (в отличие от аутизма, при котором сниженная социализированность — это проявление первичного дефекта). Целостный синдром образуется совокупностью первичного и вторичных дефектов. Развитие подобного синдрома (т.е. возникновение вторичных дефектов) может быть предотвращено благодаря целенаправленной профилактико-коррекционной работе (в приведенном примере — благодаря организации общения умственно отсталого ребенка со сверстниками).

В настоящей книге синдромный подход применяется для анализа различных вариантов развития нормального ребенка

и для описания ряда
пограничных состояний
(невроз, психопатоподобное поведение и т.п.).
Психологический синдром представляет собой комплекс взаимосвязанных проявлений (симптомов). Он характеризуется определенными условиями своего происхождения, высокой устойчивостью и специфическим направлением развития, в ходе которого одни симптомы закономерно сменяются другими
(Венгер, 1994; Venger, Kozulin, 1992). Общая схема, отражающая развитие психологического синдрома, представлена на рис. 1.

Источники синдрома — это те факторы, которые существенны для его возникновения. Они могут иметь самую разнообразную природу — генетическую, социальную, медицинскую. Это могут быть личностные особенности ребенка (например, его повышенная потребность во внимании к себе со стороны окружающих или низкий уровень его чувствительности к социальным нормам); ожидания и установки родителей (например, их отрицательное отношение к существующему общественному устройству, собственная педагогическая концепция или уверенность в одаренности своего ребенка); условия жизни (например, невозможность найти группу сверстников с близкими себе интересами) и т.п. В процессе развития синдрома его источники не претерпевают каких-либо закономерных изменений.

Факторы, включенные в ядро психологического синдрома, закономерно видоизменяются в ходе его развития. Рассмотрим их подробнее. Как видно на схеме, специфика того или иного психологического синдрома определяется взаимодействием трех основных блоков:

Психологический профиль ребенка — это совокупность как его личностных характеристик, так и показателей, относящихся к познавательным (когнитивным) процессам. Для разных синдромов основное значение могут иметь разные особенности психологического профиля. Как правило, наиболее важную роль играют те или иные акцентуации характера — как, например, тревожно-мнительный характер, истероидная или шизоидная акцентуации.

Особенности деятельности ребенка зависят от его психологического профиля (на схеме эта зависимость указана стрелкой). Эти особенности могут относиться к интенсивности и эффективности деятельности, ее успешности, степени ее соответствия социальным нормам и т.п. Особенно большое значение имеет основная направленность деятельности — направлена ли она, в первую очередь, на общение, на практические достижения, на познание или на какие-либо еще стороны действительности. Важно помнить, что одна и та же психологическая особенность может порождать различные поведенческие проявления в зависимости от степени ее выраженности, от других психологических особенностей, от условий жизни, поведения окружающих и т.п. В свою очередь, одни и те же (или весьма сходные) поведенческие проявления могут вызываться разными психологическими особенностями.

Под реакцией социального окружения здесь понимается ответ социальной среды (родителей, учителей, сверстников) на особенности деятельности данного ребенка (зависимость между этими блоками указана стрелкой). Реакция социального окружения может состоять в поощрении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивности общения с ним и т.п. Очевидно, что связь этой реакции с самими проявлениями неоднозначна и зависит от взглядов, привычек, личностных особенностей и педагогических установок взрослых, воспитывающих ребенка.

Между описанными блоками существует кольцевая взаимосвязь: картина поведения ребенка связана (хотя и неоднозначно) с его психологическим профилем; она определяет (хотя, опять же, неоднозначно) реакцию окружающих; в свою очередь, эта реакция обусловливает те или иные изменения психологических особенностей. Влияние социальных отношений на психологический профиль ребенка (отмеченное па схеме стрелкой, как и ранее) обеспечивает обратную связь.

В кибернетике разработано понятие положительной и отрицательной обратной связи. Отрицательная обратная связь нормализует режим, в котором работает система. Положительная обратная связь («порочный круг») выводит систему из равновесия и может привести к ее разрушению. Психологический синдром — это и есть такое нарушение равновесия. Он возникает в том случае, когда имеется положительная обратная связь, т.е. когда реакции социального окружения обостряют ту самую психологическую проблему (неблагоприятную специфику психологического профиля), которая и породила эти реакции. При отсутствии положительной обратной связи устойчивый психологический синдром не складывается. В этом случае может возникнуть лишь относительно кратковременное состояние, которое легко видоизменяется и преодолевается.

Предлагаемый способ анализа психологических синдромов позволяет не только успешно выявлять их, но и определять эффективные пути их коррекции и профилактики. Как мы видели, психологический синдром формируется в том случае, когда ii системе возникает положительная обратная связь, т.е. реакция окружения поддерживает те самые особенности, которые ее вызвали. Коррекционный подход основан на разрушении положительной обратной связи и замене ее па отрицательную, которая нормализует систему отношений ребенка с его социальным окружением.

Синдромный подход не отвергает и не снимает классической типологии акцентуаций характера и общего склада личности. Однако, в отличие от последней, он учитывает не только «внутренние» психологические особенности ребенка, но и их проявление в деятельности, а также систему социальных отношений. Это делает его более продуктивным при выработке рекомендаций.

Акцентуацией называют ярко выраженное своеобразие характера, не доходящее, однако, до степени патологии. В зависимости от преобладания тех или иных черт характера выделяют разные виды акцентуаций. Между акцентуациями характера и психологическими синдромами существует закономерная, хотя и неоднозначная взаимосвязь: при одной акцентуации более характерны одни синдромы, при другой -другие. Однако акцентуации характера не обязательно порождают какой-либо целостный психологический синдром. Они могут встречаться и в относительно «чистом» виде.

Варианты развития, связанные с высоким уровнем демонстративности

Предыдущая2Следующая

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Синдром монаха на три дня

is a belle/Flickr.com

Суть данного синдрома: вы не можете завершить начатое. Неважно что — тренировки, курсы иностранных языков, какой-то проект или что-либо ещё. Даже неважно, сколько времени вы потратили на это дело раньше: дни, недели, месяцы и даже годы — в один совсем не прекрасный момент всё это летит к чёрту.

Будет очень обидно, если вы прекратите заниматься важным для вас делом по причине своей лени, собственной неорганизованности или просто потому, что вы мастер придумывать отговорки, правда? О том, как всегда заканчивать начатое и перестать быть “монахом на три дня”, вы узнаете здесь.

Классификация

Так как медицина своим вниманием это состояние обошла, классификация и критерии синдрома гениев очень условны. Большинство описанных способностей савантов можно разделить на несколько направлений:

  1. Отличная память присуща всем людям с синдромом саванта, на ней во многом базируются их способности. Яркими примерами могут служить упомянутый Ким Пик либо описанный в 1887 г. умственно отсталый подросток, наизусть в прямом и обратном порядке цитировавший шесть томов «Истории упадка и разрушения Римской империи» (это раза в два больше «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого).
  2. Скоростной счёт. Перемножение в уме многозначных чисел, возведение в степени, извлечение квадратных корней. «Сколько секунд прожил человек в возрасте 70 лет, 17 дней и 12 часов?» На этот вопрос человек-савант Томас Фуллер ответил через полторы минуты: «2 210 500 800» — и не забыл учесть високосные года.
  3. Вычисление дней недели («календарный савантизм») близко к предыдущей способности. Какой день недели был 23 мая 1367 года или будет 16 октября 4386?
  4. Способность к музыке. Быстрая (иногда — самостоятельная) обучаемость игре на музыкальных инструментах (от одного до 22). Способность с большой точностью воспроизвести однажды услышанную мелодию. Во многих случаях эта способность сопутствует врожденной или приобретенной в раннем детстве слепоте и умственной отсталости. Пример — Лесли Лемке, родившийся с церебральным параличом, повреждениями мозга и тяжелой глаукомой, по причине которой ему были удалены глаза в первые месяцы рождения. Он не глотал самостоятельно пищу до года, первое десятилетие жизни провел, по выражению приёмной матери, «как хрупкий маленький цветок», то есть в уголке, молча и без движения. Он научился стоять в 12 лет, а в 14 лет сыграл на фортепиано услышанный накануне по телевизору «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром» Чайковского. Лемке может повторить любую мелодию, по традиции, и задом наперед тоже.
  5. Изобразительные способности. Как и в случае с музыкой, умение очень детально повторить однажды увиденное в живописи, графике и скульптуре.
  6. Способности к изучению языков. Описан случай Кристофера, пациента с аутизмом и «болезнью гениев», умеющего читать, писать и переводить с одного на другой на двадцати языках.
  7. «Механический» навык. Понимание принципов работы механизмов, умение их починить и усовершенствовать. Опубликован случай умственно отсталого пациента, начавшего говорить в десять лет, и не научившегося читать и писать, несмотря на интенсивные попытки, однако умевшего чинить велосипеды, часы и электроприборы, типа плит, проекторов и посудомоечных машин, а также самостоятельно собиравшего различные электрические приспособления.

Туберозный склероз (болезнь Прингла — Бурневилля) — генетическое заболевание, при котором наблюдается специфическое поражение головного мозга и образуются множественные доброкачественные опухоли различной локализации. Частота — 1:30 000 населения.

Как видно, большая часть способностей савантов направлена на воспроизведение услышанного, прочитанного или увиденного, однако, по сообщениям исследователей, с течением времени у людей с синдромом возможно развитие навыков импровизации, особенно в музыке. Кроме того, большинство умений по большому счёту лишены большой практической значимости.

Синдром понедельника

sumboid/Flickr.com

Вроде не бездельники и могли бы жить. Им бы понедельники взять и отменить.

Андрей Миронов

Любой взрослый человек, даже ответственный и организованный, хотя бы раз сталкивался с этим синдромом. Оказывается, чтобы избежать “понедельникового” синдрома, необходимо задать себе правильный темп в начале дня. О том, как это сделать, читайте в этой статье.

Синдром Алисы в стране чудес

Lajpal_Kaur/Flickr.com

Ещё один синдром, названный в честь произведения Льюиса Кэрролла. По-научному данный синдром именуется «микропсия» и “макропсия”. Человек, страдающий синдромом Алисы в стране чудес, искажённо воспринимает реальность: окружающие предметы будут казаться ему гораздо меньше или гораздо больше, чем они есть на самом деле.

Подобно героине Алисе, люди, страдающие этим синдромом, не будут понимать, где реальность, а где их искажённое восприятие.

Чаще всего данный синдром может сопутствовать мигрени, но может также возникнуть под воздействием различных психотропных препаратов.

Редкие синдромы

В психиатрии описаны заболевания, сопровождающиеся нетипичными симптомами и распространенность которых крайне мала. Ниже рассмотрены некоторые из них.

Синдром чужой руки

Патологическое нарушение психики, при котором больной уверен, что его рука не принадлежит ему и действует не по его воле. Человек ощущает конечность, чувствует руку, но не может контролировать собственные движения ей. Возникает заболевание после перенесенного инсульта или травмы головы, лекарство от него в настоящее время не найдено.

Синдром Алисы в стране чудес

В этом состоянии больной перестает адекватно воспринимать формы и размеры. Человек ощущает искажение пространства, у него создается впечатление, что он в стране лилипутов, где все кругом очень маленькое в сравнении с ним либо, наоборот, чувствует себя огромным.

Причинами болезни может стать мигрень, вирус Эпштейна-Барр, прием препаратов, влияющих на мозговую деятельность.

Диссоциативная фуга

Один из самых редких синдромов в психиатрии, другое название — реакция бегства. Заключается в том, что больной неожиданно уезжает в совершенно незнакомое место, после этого, он полностью забывает все данные о себе. При этом, память не утрачивается полностью, стирается лишь информацию о собственной личности. Обычно фуга длится непродолжительное время, память возвращается, а больной не может понять каким образом оказался в этой окрестности. Заболевание проявляется после тяжелых или длительных стрессовых ситуаций.

Синдром Котара

Депрессивное, бредовое состояние, при котором больной убежден, что он умер, его организм «сгнил» и разложился, происходит отрицание окружающего мира — «весь мир погиб». Пациент может утверждать, что он злостный нарушитель закона, который навредил всему человечеству. Заболевание часто наблюдается у людей, страдающих шизофренией, психозами, заболеваниями сосудов головного мозга.

Синдром Капгра

Психическое расстройство, характеризующееся бредовыми иллюзиями человека. В этом состоянии больной уверен, что его родной человек или близкий знакомый подменен двойником. Заболевание возникает на фоне шизофрении, эпилептической болезни, а также при травмах головного мозга.

В психиатрии существует множество синдромов, сопровождающихся схожими симптомами. Порой, отличить их друг от друга сложно даже квалифицированным психиатрам, поэтому в некоторых случаях для постановки диагноза их совмещают (астено-депрессивный синдром).

В статье рассмотрены основные синдромы, встречающиеся в психиатрии, их особенности и причины возникновения, а также указаны редкие психологические расстройства.

Синдром Стендаля

Dustin Gaffke/Flickr.com

Это психическое расстройство, которое сопровождается учащённым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями. Проявляется данный синдром тогда, когда человек, им страдающий, оказывается в местах скопления произведений изобразительного искусства: в музеях и картинных галереях. Также синдром Стендаля может вызывать чрезмерная красота природы.

Стендаль в своей книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» описал первое проявление этого синдрома, который впоследствии и получил своё название в честь известного французского писателя.

Флоренция, Венеция, Рим и Стамбул — города, в которых чаще всего активизируется синдром Стендаля.

Синдром Диогена

shelby gill/Flickr.com

Люди, страдающие данным синдромом, стремятся изолировать себя от общества, пренебрежительно относятся к себе самому, невероятно скупы и тяготеют к коллекционированию различного хлама.

Яркий пример — Плюшкин из поэмы “Мёртвые души” Гоголя.

Назван синдром в честь древнегреческого философа Диогена, который, согласно легенде, жил в бочке. Однако Диоген не собирал всякий хлам и не избегал человеческого общения, поэтому ряд исследователей считает целесообразным переименовать данный синдром в синдром Плюшкина.

Синдром Амели

Кадр из фильма “Амели”

В чём суть этого синдрома, догадываются все, кто смотрел картину французского кинорежиссёра Жан-Пьера-Жёне “Амели”.

Люди, страдающие этим синдромом, периодически впадают в детство, любят наблюдать за незнакомыми людьми и делать им сюрпризы, расклеивают по городу разнообразные объявления и поздравления — в общем, перечислять можно долго и всё равно не перечислить всего, так что просто всем советую посмотреть данный фильм.

Синдром Адели

wavebreakmedia/Shutterstock.com

Синдром Адели, или любовное помешательство — страстное безответное любовное чувство.

Синдром получил своё название благодаря Адели Гюго, дочери знаменитого французского писателя Виктора Гюго.

Адель была очень красивой и одарённой девушкой, но на её психическое здоровье очень повлияла смерть старшей сестры. Позже девушка познакомилась с английским офицером Альбертом и влюбилась в него без памяти. Но влюбилась безответно: Альберт не ответил девушке взаимностью.

Она преследовала Альберта, врала всем сначала о помолвке, а потом и о женитьбе с ним. Расстроила помолвку офицера с другой девушкой и распускала слухи о том, что родила от него мертворожденного ребёнка. Конец у истории печальный: остаток жизни Адель провела в психиатрической больнице.

Несмотря на то, что всё это кажется невероятным и сильно преувеличенным, подобным синдромом страдают многие девушки и юноши.

Вряд ли можно выявить конкретные способы, которые помогут бороться с таким пагубным чувством, которое засасывает человека, подобно чёрной дыре. Просто всегда следует помнить, что “Не бывает любви несчастной…”, и найти в себе силы и гордость, чтобы отказаться от человека, которому вы не нужны.

Симптомы расстройства

Люди, страдающие синдромом самозванца, признаются, что чувствуют себя мошенниками и переживают, что их обман будет раскрыт. Им трудно принять свой успех, несмотря на то, что объективно он является заслуженным. Как правило, это неуверенные в себе люди с очень заниженной самооценкой.

Страх брать на себя новые задачи

Согласно исследованию, результаты которого были опубликованы в 2014 году, люди с синдромом самозванца сосредотачиваются на ограниченных задачах вместо того, чтобы брать на себя дополнительные обязанности, которые помогут им продемонстрировать свои способности [3]. «Самозванцы» избегают дополнительных задач, опасаясь, что те отвлекут их или помешают качественно выполнить уже имеющиеся.

Неуверенность в себе

Для людей с синдромом самозванца каждый новый успех может стать основанием для еще большего обострения неуверенности в себе. Даже когда такой человек достигает существенных высот, он не в состоянии принять этот факт. Напротив, у него усиливается беспокойство, что окружающие догадаются, будто он не заслуживает этого признания.

Приписывание успеха внешним факторам

«Самозванцы» отрицают свою компетентность. Они полагают, что их успех – это только случайность или результат влияния внешних факторов.

Неудовлетворенность работой и выгорание

Даже если «самозванец» не доволен своей нынешней должностью или тем, чем он сейчас занимается, страх потерпеть неудачу мешает ему продвигаться по службе и менять работу. На фоне постоянной неудовлетворенности работой часто появляется профессиональное выгорание. Тем не менее, согласно наблюдениям исследователей, люди с синдромом самозванца ничего не меняют в своей жизни, так как не верят в то, что смогут достичь чего-то большего [4].

Зацикленность на задачах и целях

«Самозванцы» часто ставят перед собой чрезвычайно сложные цели, а когда не могут их достичь, испытывают сильное разочарование [5].

Несмотря на, казалось бы, абсолютную «безобидность» синдрома, такие люди могут переживать расстройства психики, испытывая:

  • беспокойство;
  • страх;
  • депрессию;
  • разочарование;
  • неуверенность в себе;
  • стыд.

Тем не менее сам синдром самозванца к расстройствам психики не принадлежит [6].

Синдром Дориана Грея

zeondp/Flickr.com

Этим синдромом страдают многие молодящиеся люди, которые способны бросить все силы, деньги и собственное время на погоню за внешней молодостью и красотой. Это становится для них главной целью в жизни.

Этот синдром знаком читателям по роману Оскара Уайльда “Портрет Дориана Грея”.

Данный синдром нередко самым негативным образом сказывается на психике человека и ведёт к другим психическим расстройствам.

Диагностика

Врач проводит подробный опрос пациента, изучает семейную историю (включая семейную историю внезапной сердечной смерти). Физикальный осмотр, как правило, не выявляет никаких отклонений, поэтому пациенту назначается ЭКГ — в некоторых случаях с использованием лекарственных препаратов (блокаторов кальциевых каналов), которые помогают определить характерные признаки синдрома Бругада. Дополнительно, для дифференциальной диагностики, могут назначаться другие инструментальные исследования сердца, суточное мониторирование ЭКГ (холтер).

Лабораторная диагностика может включать генетическое исследование на мутацию в гене SCN5A, анализ на уровень кальция и калия, анализы на уровень МВ-креатинкиназы и тропонина (для исключения других диагнозов).

Дифференциальный диагноз

Чаще всего синдром Бругада дифференцируют (различают) со следующими заболеваниями:

  • синдром Романо — Уорда — врожденный синдром удлиненного интервала QT 3 типа, также обусловленный мутациями в гене SCN5A (существует мнение, что LQT3 и синдром Бругада могут быть разными типами одного и того же расстройства);
  • аритмогенная кардимиопатия (АКМП);
  • мышечная дистрофия Дюшенна;
  • другие заболевания и расстройства: острый миокардит, гиперкалиемия, гиперкальциемия.

Синдром Капгра

ℓyts/Flickr.com

Данный синдром ещё называют «бред отрицательного двойника». Подверженный данному синдрому человек уверен, что в близких ему людей вселился их двойник. Не исключает человек и такую возможность, что и в него вселился двойник, и приписывает “второму я” все негативные поступки, которые совершает самостоятельно.

Что такое синдром самозванца

Синдром или феномен самозванца впервые был описан в 1978 году психологами Паулиной Клэнс и Сюзанной Аймс [1]. Они изучали состояние успешных женщин, которые, несмотря на свои видимые достижения и объективные успехи, считали, что окружающие их попросту переоценивают. Исследование, проведенное группой ученых в 2019 году, показало, что в современном обществе этим синдромом (в зависимости от методики оценки результатов и участников) страдает от 9 до 82% людей. При этом нарушение характерно для лиц любого возраста и пола, хотя чаще случается у представителей этнических меньшинств [2].

Но если у некоторых симптомы расстройства носят временный характер, например, проявляются только в первые недели работы на новом месте, то у других синдром может продолжаться всю жизнь.

Содержание:

  • Что такое синдром самозванца
  • Симптомы расстройства
  • Типы «самозванцев»
  • Кто подвержен синдрому
  • Лечится ли это

Синдром Отелло

Eugene Parmon/Flickr.com

…или патологическая ревность. Страдающий данным синдромом человек постоянно ревнует свою возлюбленную / своего возлюбленного, даже если у него совсем нет никаких оснований и поводов.

От этого синдрома сходят с ума: люди постоянно следят за объектом своей любви, у них нарушен сон, они не могут нормально есть, постоянно нервничают и не могут думать ни о чём, кроме того, что им якобы изменяют.

Попытки объяснения и изучения

Очень небольшое число работ направлено на попытки изучения этого состояния, что, вероятно, связано с его редкостью, безвредностью для носителя и ограниченными возможностями в воздействии на собственно субстрат — головной мозг. Разница в частоте развития между мужчинами и женщинами может быть связана с нейротоксичным действием избытка тестостерона в эмбриональном периоде на определенные отделы мозга. В некоторых случаях прослеживается связь между травматическим или иным повреждением левой височной доли и развитием синдрома саванта, при этом правые отделы мозга либо очень хорошо берут на себя его функции (понимание графических символов), либо выходят из‑под контроля левого «логического» полушария, склонного обобщать данные и опускать несущественные детали. В ряде работ некоторая дисфункция левых отделов описана и у аутистов.

На удивление, пока известна только одна попытка искусственно повысить гениальность синдромом саванта. Аллан Снайдер из Университета Сиднея, вдохновившись идеей об «освобождении от тирании левого полушария», попытался временно «отключить» левую височную долю у одиннадцати добровольцев (из них семеро получали плацебо), воздействуя на нее методом повторной транскраниальной магнитной стимуляции, и отметил кратковременное улучшение навыка перерисовывания и запоминания текста. На более смелые эксперименты — с механическим воздействием на мозг — пока никто из ученых не решился, либо скромно умолчал о результатах.

Ангедония

Это не синдром, но ввиду важности ангедонию тоже стоит включить в данный список.

Pete Pahham/Shutterstock.com

Ангедония — диагноз отсутствия радости. Антивоенная армия, антипожарный огонь. Янка Дягилева

Ангедония — снижение или утрата способности получать удовольствие. У человека, страдающего ангедонией, утрачивается мотивация к деятельности, которая способна приносить удовольствие: спорту, путешествиям, любимому хобби.

Лечат ангедонию продолжительным сном и здоровым питанием, процесс реабилитации также включает в себя посещение различных заведений и мероприятий, которые должны вызвать у человека положительные эмоции. В тяжёлых случаях применяют медикаментозное лечение.

Синдром ригидного человека

Синдром ригидного человека является спорадическим заболеванием, неясной этиологии, характеризующееся прогрессирующей ригидностью и болезненными мышечными спазмами в аксиальной мускулатуре и проксимальных отделах конечностей, связанное с гиперактивностью двигательных единиц. В некоторых семьях установлен аутосомно-доминантный тип наследования болезни. Синдром чаще всего поражает взрослых, крайне редко встречается у детей. Термин «синдром ригидного человека» (stiffman syndrome) введен в 1956 г. американскими неврологами F. P. Moersch и H. W. Waltman, представившими описание 14 больных с ранее неизвестным заболеванием, которое характеризовалось «прогрессирующей флуктуирующей мышечной ригидностью и спазмами в аксиальной мускулатуре». Этиология и патогенез. Этиология и патогенез синдрома ригидного человека (СРЧ) во многом остаются неясными. Очевидно, что в основе мышечной ригидности и спазмов лежит повышение возбудимости альфа-мотонейронов передних рогов, однако его причины до сих пор не установлены. Гиперактивность двигательных единиц (ДЕ), вероятно, определяется дефектом нисходящих стволово-спинномозговых путей. Данные электрофизиологических исследований позволяют связать патологическую активность двигательных единиц с дисфункцией нисходящих надсегментарных стволово-спинальных систем, контролирующих функциональное состояние вставочных нейронов спинного мозга, которые в свою очередь тормозят активность альфа-мотонейронов передних рогов. У 60 % пациентов обнаруживают антитела к глутамат-декарбоксилазе (ГАД), ферменту, который задействован в синтезе тормозного нейромедиатора-у-аминомасляной кислоты. Этот нейротрансмиттер локализуется в ГАМКер-гических нейронах ЦНС и В-клетках островков поджелудочной железы. Предполагается иммуно-зависимый характер страдания. У больных синдромом ригидного человека выявляются антитела, связанные с сопутствующими аутоиммунными заболеваниями, как органоспецифические (к клеткам слизистой желудка, щитовидной железы и т. д. ), так и органонеспецифические (антинуклеарные, антимитохондриальные, антитела к гладким мышцам), что указывает на системный дефект имунной системы. Среди больных с синдромом ригидного человека и их родственников повышена частота инсулинзависимого сахарного диабета и гипотиреоза. Клиническая картина. • в начальном периоде болезни отмечаются ноющая боль и напряжение мышц туловища и проксимальных отделов конечностей • скованность мышц ограничивает нормальные движения и придает больному вид одеревеневшего человека • позднее на фоне генерализованной мышечной скованности появляются непроизвольные и очень болезненные мышечные спазмы, которые провоцируются любыми внешними стимулами сенсорного и эмоционального характера • спазмы длятся несколько минут и достигают такой силы, что иногда приводят к переломам костей и подвывихам в суставах • во время сна интенсивность мышечного напряжения и спазмов ослабевает • напряжение мышц брюшной стенки и сокращение паравертебральных мышц на уровне груди и поясницы вызывают гиперлордоз — характерный признак заболевания • изредка поражается бульбарная мускулатура • сухожильные и периостальные рефлексы оживлены или значительно повышены, сопровождаются пирамидными разгибательными стопными знаками • мышечных атрофии и миотонических феноменов не наблюдается Диагностика СРЧ. В настоящее время диагностика СРЧ базируется на известном комплексе клинических, инструментальных и лабораторных исследований. Выделяют 3 группы критериев этого заболевания. • Клинические критерии: постепенное начало болезни с болезненности и напряжения аксиальных мышц; с постепенным вовлечением проксимальных мышц ног и в меньшей степени рук, с появлением затруднений при ходьбе и выполнении сложных движений; постоянное напряжение тораколюмбальных, параспинальных и абдоминальных мышц; патологический поясничный гиперлордоз; дискообразная ригидность мышц живота; исчезновение ригидности во сне; болезненные мышечные спазмы длительностью от нескольких секунд до нескольких минут, вызываемые эмоциональными или сенсорными стимулами; отсутствие других неврологических симптомов; сохранение интеллекта; отсутствие вовлечения или минимальное вовлечение краниальных мышц. К нетипичным редким симптомам болезни относятся глазодвигательные и мозжечковые расстройства, а также изолированные проявления ригидности в ногах или мышцах тазового пояса. • ЭМГ-критерии: включают постоянную тоническую активность двигательных единиц в покое, исчезающую во сне или при внутривенном введении бензодиазепинов, блокаде периферических нервов или общей анестезии; нормальные СРВ по периферическим нервам; отсутствие признаков денервации и нормальные характеристики ПДЕ. • Дополнительные критерии: наличие антител к антигенам ГАМКергических нейронов (особенно антител к ДКГ) ; наличие коморбидных аутоиммунных эндокринопатий. Лечение. Этиотропного лечения нет. Основой симптоматической терапии синдрома ригидного человека является применение ГАМКергических средств, прежде всего бензодиазепинов (диазепам, клоназепам) и баклофена, которые блокируют усиленную активность спинальных мотонейронов и позволяют уменьшить выраженность спонтанных и рефлекторных мышечных спазмов, в меньшей степени — ригидность, постуральные нарушения, ограничение подвижности. Препаратом выбора является диазепам (реланиум, сибазон), его назначают в очень больших дозах, иногда до 50−75 мг/сут. С этой же целью применяют клоназепам. В некоторых случаях получен благоприятный эффект от применения баклофена, тизанидина (сирдалуда), вальпроата натрия и клофелина (клонидина). При комбинации бензодиазепина и баклофена необходимый эффект часто достигается с помощью более низких доз, чем при монотерапии, что уменьшает риск побочных эффектов. В тяжелых случаях эффективно повторное введение в параспинальные мышцы ботулотоксина A. Важное значение имеет коррекция эндокринных нарушений (сахарного диабета, гипотиреоза и т. д. ), которая может уменьшать выраженость ригидности и спазмов. Если в основе болезни лежит аутоиммунный процесс, позитивное действие оказывают кортикостероиды, плазмаферез и в/в иммуноглобулин. При неэффективности указанных мер в тяжелых случаях возможно длительное применение цитостатиков (например, азатиоприна или циклофосфамида). Прогноз. Адекватная симптоматическая терапия позволяет в ряде случаев добиться длительной стабилизации состояния и поддержания функциональных возможностей больного на уровне, необходимом для самообслуживания. Но в некоторых случаях состояние больных продолжает ухудшаться. Продолжительность заболевания составляет 5−16 лет. Исход болезни неблагоприятный: летальность обусловлена прогрессирующей кахексией. В немногочисленных случаях вскрытий значительных морфологических нарушений не выявлено.

Синдром Питера Пэна

Kevin Hamm/Flickr.com

Все дети, кроме одного-единственного на свете ребёнка, рано или поздно вырастают. Джеймс Барри “Питер Пэн”

Люди, страдающие синдромом Питера Пэна, ни в коем случае не хотят взрослеть, и совсем не важно, сколько им лет — 20, 30, 40…

Таких людей называют кидалтами (взрослыми детьми).

Эйди синдром

Признаки

Основной симптом заболевания – это снижение, а то и исчезновение способности зрачка сужаться. Зрачки становятся разного размера, причем пораженный – расширен и часто деформирован. При конвергенции (сведении зрительных осей к центру для рассматривания предметов вблизи) пораженный зрачок сужается медленно и расширяется, как только конвергенция прекращается. Этот эффект называется пупиллотонией. Также снижается зрение. Часто это состояние возникает после головной боли.
В самом начале заболевания зрачок очень большой, однако, со временем он сужается. Также размеры зрачка могут изменяться и в течение дня.

Обычно сначала поражается только один глаз. Но потом, через несколько лет, синдром Эйди может поразить и второй.

Часто синдром Эйди сопровождается нарушениями рефлексов рук и ног. Изредка он сочетается с поносами, запорами, импотенцией.

Описание

Причиной синдрома Эйди могут быть и авитаминоз, и инфекционные заболевания. Однако точная причина, как и точный момент, когда этот синдром развивается, до сих пор неизвестны.

Женщины страдают синдромом Эйди чаще, чем мужчины. Средний возраст заболевших – 32 года. Бывают семейные случаи заболевания.

При этом заболевании повреждаются тела клеток реснитчатого узла, расположенного в глазнице, или постганглионарные волокна. В результате нарушается иннервация реснитчатой мышцы и сфинктера радужной оболочки, а в этом случае аккомодация (способность ясно видеть предметы, находящиеся на различном расстоянии) и сужение зрачка невозможны.

Однако со временем способность к аккомодации может вернуться, а вот реакция на свет не восстанавливается.

Синдром Эйди возникает при сахарном диабете, синдроме Шая-Дрейджера, сегментарном гипогидрозе, амилоидозе. Реснитчатая мышца может повреждаться и при дифтерии.

Диагностика

Ставить диагноз «синдром Эйди» должен офтальмолог. Для этого ему нужно выслушать жалобы пациента, осмотреть его, проверить реакцию зрачков на свет. При подозрении на синдром Эйди врач должен провести исследование со щелевой лампой и тест со слабым раствором пилокарпина. На нормальный зрачок этот раствор влияния не окажет, а пораженный сузится.

Дифференцировать синдром Эйди нужно с синдромом Аргайла Робертсона, который характерен для нейросифилиса.

Лечение

Лечение синдрома Эйди пока не разработано. Но часто оно и не требуется. А для коррекции косметического недостатка – разных зрачков – рекомендуют закапывать слабый раствор пилокарпина.

© Доктор Питер

Синдром взрывающейся головы

ahhhlicia/Flickr.com

Засыпая или просыпаясь, человек может услышать громкий звук, который можно сравнить с выстрелом или криком дикого зверя. У него будет складываться ощущение, что его голова разрывается.

Синдром взрывающейся головы очень часто является следствием бешеного ритма жизни, перманентной усталости, большой загруженности делами и заботами. Чтобы справиться с данным синдромом, человеку нужен полноценный отдых, в идеале — отдых на пару дней или даже недель.

Люди Икс

По данным Дарольда Трефферта, посвятившего изучению «болезни гениев» более 50 лет, в 2020 г. на планете жило чуть больше трёхсот человек с яркими проявлениями савантизма. С другой стороны, финские ученые только в одной своей стране насчитали более пятисот детей с синдромом саванта.

Около половины савантов — больные аутизмом, у других диагностируется врожденные аномалии развития головного мозга (например, агенезия мозолистого тела, поражения гипофиза или гипоталамуса), синдром Вильямса, туберозный склероз, а также умственная отсталость разной степени. По данным отдельных исследователей, каждый десятый аутист обладает признаками болезни саванта, при других заболеваниях такой приятный бонус достается реже: примерно 1:1400–2000 случаев у больных олигофренией разной этиологии. Также описано около тридцати случаев приобретенного синдрома саванта, когда экстраординарные способности развиваются, например, после тяжелой травмы головы, геморрагического инсульта или по мере прогрессирования лобно-височной деменции. Соотношение савантов-мужчин и савантов-женщин составляет 4–6:1.

Синдром Вильямса (синдром «лица эльфа») — врожденный порок развития, возникает при делеции участка длинного плеча 7 хромосомы, характеризуется надклапанным аортальным стенозом, стенозом периферических легочных артерий, характерными чертами лица, дефектами зубов и инфантильной гиперкальциемией, умственной отсталостью и низкорослостью. Частота — 1:10 000 новорожденных.

Синдром спящей красавицы

viktoria/Flickr.com

По-научному данный синдром называется синдромом Клейне — Левина. Страдающим данным синдромом присуща чрезмерная сонливость (18 часов сна, а иногда и того больше), а если им не давать спать, они становятся раздражительными и агрессивными.

Синдром Мюнгхаузена

Alexander Raths/Shutterstock.com

Подверженный данному синдрому постоянно симулирует различные болезни, а потом ищет медицинской помощи. Страдающие этим синдромом, как правило, умны, изобретательны и находчивы, обладают обширными познаниями в области медицины.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]