Как преодолеть страх перед школой?


Есть два рычага, которыми можно двигать людей: страх и личный интерес. Наполеон Бонапарт

Многие родители испытывают страх перед школой, перед тем, как отдать ребёнка в первый класс. Часто этот страх передаётся и детям. Как вы думаете, почему?

Моей племяннице двадцать один год, но она до сих пор рассказывает, как она боялась школы, боялась учителей, вплоть до одиннадцатого класса. Поэтому, часто прогуливала уроки, просыпала, болела и просто не хотела идти в школу. Девочка стала страдать «школофобией». Часто жаловалась на боль в животе, придумывала головную боль, боль в животе, ноге или руке…. И это были не капризы, а страх перещ школой и учителями.

Последствия страха: неглупая девочка стала ученицей со средней успеваемостью, мотивация и интерес к учебе отсутствовали и отсутствуют до сих пор. А всё началось с, казалось бы, невинного разговора родителей о школе, который она услышала в 7 лет. В детский сад девочка не ходила. Дополнительные занятия в детском саду и других дошкольных учреждениях не посещала. Страх появился ещё до учёбы в школе. Школа стала объектом угрозы ещё в дошкольном возрасте.

По определению (из «Общей психологии»), страх — это «эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида, направленная на источник действительной или воображаемой опасности».

Что же делать? Как избавиться от страха и скованности?

Как правило, никогда не испытывают страха перед школой дети, посещавшие детские образовательные центры и детские сады. Обычно такие ребята уверенны в себе, всегда активны, любознательны. Они самостоятельно справляются с трудностями обучения, находят выход их определённых ситуаций, умеют дружить и могут с лёгкостью наладить взаимоотношения с одноклассниками.

Поэтому важно:

1. С раннего возраста посещать с малышами дошкольные учреждения. Обучаясь и развиваясь в коллективе, ребёнок учится находиться некоторое время без родителей. Тогда школа не будет так пугать его, а адаптационный период пройдет безболезненно для ребёнка.

2. Рассказывать ребёнку о школе только хорошее, делиться воспоминаниями. Сходить в школу на экскурсию.

3. Существуют несколько упражнений, которые помогают снять скованность и страх, который возникает при попадании в незнакомую обстановку, неожиданную ситуацию, замкнутое пространство. Эти упражнения являются профилактикой застенчивости, стеснительности и неуверенности.

А) Рисование страха и превращение его в прах.

Побеседуйте с ребёнком, выясните страхи, узнайте, чего он боится. Дайте пальчиковые краски, и пусть он нарисует то, что его пугает. Не оставляйте ребёнка одного в процессе рисования, фантазируйте вместе, помогайте ему! Обыграйте процесс исчезновения страха. Пусть малыш возьмёт ножницы и начнёт разрезать на мелкие кусочки свои страхи, которые он нарисовал. Развеселите ребёнка, показывая, что большой страх на листе бумаги превратился в маленькие бумажки, в мусор, в прах! Предложите ребёнку такое упражнение: сложить из мелких бумажек прежний большой рисунок! Окажется, что это невозможно сделать…

Третий этап избавления от страха. Сложите мелкие кусочки в конверт, запечатайте его и выбросите его в мусоропровод или отнесите на мусорку. Можно даже посмотреть процесс, как уборочная машина увозит мусор для того, чтобы его сжечь.

Если вы ощутите, что страх всё ещё присутствует, повторяйте упражнение ещё и ещё, пока сам ребёнок вам не скажет, что страха больше нет.

Б) Рисование страха и волшебное превращение!

Пусть ребёнок нарисует свой страх. Вместе подумайте, как его изменить. Как сделать весёлым, добрым, заботливым, ласковым? Дайте яркие краски, может быть пластилин. Нарисуйте радугу, разноцветный дождь, яркое солнышко!

В) Полёт страха.

Дети очень любят воздушные шары. Пусть ваш малыш нарисует свой страх, скрутит рисунок трубочкой и положит в воздушный шарик. Надуйте его и отпустите на улице в небе. Страх улетел! Его больше не существует!

3. Помощь родителей перед школой нужна ребёнка как никогда. Обязательно расскажите, что такое режим дня. Научите пользоваться будильником. Купите вместе с ребёнком детский будильник, обыграйте ситуацию. Возьмите за правило за звонком будильника включать музыку для зарядки. Попробуйте до школы составить вместе летний режим и придерживаться его расписания. Примером для ребёнка будете вы, родители!

4. Купите ребёнку школьную парту ещё до школы. Пусть ребенок почувствует себя взрослым и уже за партой рисует, мастерит, читает!

5. Когда-то директор школы, где я работала, поделилась с учителями и родителями правилами известного педагога Соловейчика С.. Эти правила помогли многим родителям подготовить своих детей к правильному общению со сверстниками. Ими пользовалась и я, научив своих детей.

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого и не выпрашивай ничего у одноклассников. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Не расстраивайся и не плачь из-за отметок. Никогда не спорь по поводу отметок с учителем и не обижайся на него. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Говори чаще: «Давай дружить», «Давай играть», «Давай вместе пойдем домой».
  • Всегда помни: ты не лучше всех, но и не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Напечатайте и вывесите эти правила где-нибудь на видном месте в квартире или в комнате ребёнка. Обязательно обращайте внимания на них, хотя бы один раз в неделю. Договоритесь с ребёнком о времени, когда вы будете обсуждать, какие правила выполнил ребёнок, а какие – ему не удалось выполнить. Выявите причину невыполнения. Правила можно дополнить своими, важными именно для вас пунктами.

Как преодолеть страх перед школой?

Что такое страх?

Страх
— эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Навязчивые страхи

ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

Сверхценные страхи

— самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90 % случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

Бредовые страхи

— самая тяжелая форма, причину их появления найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша.
З. Фрейд выделяет два источника причин страхов:

  • автоматические (в ситуациях опасности);
  • продуцированные — события, которые способствуют неудачам.

Э. Фромм говорит о четырех ситуациях, вызывающих страх и тревожность:

  • подражание;
  • травма;
  • система наказаний;
  • вина.

В отечественной психологии (Данилова, Гарбузов, Кришакова) причиной детских страхов и тревоги считают особенности воспитания:

  • гиперсоциализированное (сверхориентация на окружающих);
  • непринятие матерью ребёнка;
  • тревожно — мнительное воспитание;
  • эгоцентрическое (ребенок — звезда).

Как происходит работа по коррекции страхов?

Первый этап
— психолог принимает заявки от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка.
Второй этап
— психолог проводит работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик.
Третий этап
— обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. Здесь намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.
Четвертый этап
— проведение с ребенком коррекционных занятий.
Пятый этап
— проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями.

МАК — техника «Чего он боится?»

Цель:

диагностика и коррекция страхов.
Материалы:
любая колода карт на выбор «Монстрики чувств», «Из сундука прошлого», «Персонита», «Сага», и др. плюс колода «ЭККО», бумага, карандаши.

Эта техника очень нравится детям. Яркие метафорические картинки помогают очень бережно заглянуть вглубь подсознания ребенка. Это очень простая и очень действенная техника. Вы знакомите ребёнка с картинками и предлагаете послушать сказку и досказать ее иллюстрациями с карт.

Это может быть сказка о мальчике или девочке, или о каком-нибудь существе, которое живет в мире, очень похожем на наш. Придумываете имя персонажу и выбираете карту, которая будет характеризовать этого героя. Вы можете обсуждать с ребенком каждую картинку. Далее, например, каждое утро герой ходил в детский сад или школу, и вы просите ребенка рассказать, с кем он туда ходил. Ребенок может выбрать кого-нибудь для того чтобы наш герой не чувствовал себя одиноким. Ребенок может выбрать две или три картинки. Важно проговаривать, что это за герой, какой он и так далее.

Затем ребёнок рассказывает, нравилось ли ходить в садик или школу этому герою. Глядя на картинку, он говорит вроде бы о ком-то другом, но на самом деле он говорит о себе.

Затем мы переходим к выбору героев, которые ждали его дома. Это мы делаем для того чтобы ребенок чувствовал себя защищенным. И вот здесь происходит разговор о страхе: нужно выбрать карту страха. Мы используем колоду «ЭККО». Картинок можно быть несколько.

Варианты коррекции:

  1. Пожалеть страх. Все абсолютно все чего-то боятся и страх тоже (это принятие себя в страхе, снятие чувства вины).
  2. Высмеять страх. Страх боится, когда над ним смеются. Здесь возможно рисование. Герой становится сам волшебником, или находит волшебный предмет для того, чтобы превратить страх во что-то смешное. Можно выбрать карту волшебного предмета. Можно придумать заклинание.
  3. Поиск союзников (защитников) в борьбе со страхом. Этот вариант возможно совмещать с другими. Предлагается посмотреть на тех персонажей, которые лежат с начала сказки.

МАК — техника «Работа со страхом»

Цель:

диагностика и коррекция страхов.
Материалы:
колода карт «Персона», «Персонита», бумага, карандаши.

Работа начинается с беседы о страхе: чего боится ребенок, когда и в каких ситуациях. Дальше вы предлагаете ребенку выбрать карту, которая изображает эмоцию, испытываемую ребенком. Затем мы работаем с описанием этого героя и чего он боится. Мы придумываем ему имя, увлечения, друзей и так далее. После этого вы просите ребенка нарисовать свой страх. Ребенок сам выбирает какие средства для рисования он будет использовать. Дальше мы беседуем о том, что он изобразил и что он сейчас чувствует, а также что чувствует герой на карте. Далее представляем, что бы сказал герой, глядя на рисунок ребенка. Ребенок может дорисовать новые детали и превратить образ страха в весёлый и смешной. Достаточно если ребенок нарисует хоть что-то. Беседуем с ребёнком о его чувствах. Задаем вопросы: что бы сказал твой герой? Что он чувствует? Страшно ли ему еще?

МАК — техника «Я побеждаю свой страх» (школьники)

Цель:

избавиться от страха перед предметом.
Материалы:
МАК «Эмоции Судьбы», «Ресурсы», «Исцеление Внутреннего Ребенка», листы бумаги, цветные карандаши, акварельные краски, фломастеры, бумага в клеточку, цветные ручки.

Предлагаем выбрать карту, которая характеризует страх перед предметом. Если, например, ребенок смотрит и говорит: «я ничего здесь не вижу», то мы тогда предлагаем ему нарисовать свой страх. Дальше мы ведем разговор об этом страхе. Предлагаем ребенку выбрать из колоды изображение, которое характеризует причину страха. Теперь мы просим выбрать изображения эмоций, на которые школьник хотел бы заменить свой страх.

Беседуем по каждой картинке. Затем мы с вами выкладываем страх слева, а справа раскладываем те картинки, которые выбрал ребенок. Дальше мы используем колоду ресурсов и выбираем те ресурсы, которые помогут ему преодолеть свой страх. В конце работы вы можете подумать вместе с ребенком, что можно сделать чтобы избавиться от страха. Вы составляете шпаргалку о том, как негативную эмоцию превратить в позитивную.

Готовимся к школе. 5-7 лет. Пособие для будущих первоклассников

Пособие предназначено для занятий с детьми до их поступления в школу. Все задания направлены на предотвращение или существенное смягчение тех трудностей, которые могут возникнуть у первоклассников при обучению чтению, письму и математике.

Купить

Арт-терапия

Цели:

  • исследование и «проработка» эмоций и чувств, в том числе и подавляемых;
  • психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;
  • гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста.

Материалы:
листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, акварель и гуашь, пиалы с водой.

Арт-терапевтическая техника «Эмоции и чувства»

  1. Подумать о какой-то ситуации, которая вызывает в вас целый букет чувств и эмоций.
  2. Простым карандашом с помощью линий на листе бумаги любого формата обозначить контуры образа, отражающего ваше состояние в данный момент.
  3. Теперь смять лист бумаги с контурами рисунка, и опустить его в воду. Вытаскивать не сразу, дайте ребенку время просто быть в процессе, в состоянии «здесь и сейчас».
  4. Вытащить лист из воды, расправить, и только теперь добавить цвета, раскрасить рисунок, не торопясь. Здесь важно быть в процессе. Просто доверять кисти. Наблюдать за своими ощущениями, чувствами, наблюдать за собой, чувствовать себя.

Дети боятся тогда, когда их к этому приучили, когда такое поведение стало привычкой. Но в то же время в режиме свободного или попустительского воспитания они сами выбирают, чего им бояться, и список их страхов может быть очень велик, произволен и удобен лично им. Хорошо воспитанные дети боятся только того, к чему их бояться родители, а к остальным вещам относятся без страха, а как надо — с вниманием, осторожностью и интересом. Воспитанный ребенок не может быть трусом: он умный и разумно осторожный, при этом решительный и смелый.

Что ещё почитать?

Комплекс физических упражнений для дошкольников

Дать ребенку отдохнуть или продолжить занятия? Баланс для отличного лета

Как укрепить иммунитет ребенка? Полезные советы

15 интересных фактов из жизни Виктора Драгунского

Разлука с родителями.

Этому страху чаще всего подвержены дети, которых чрезмерно опекают родители и бабушки-дедушки.

Что нужно делать?

Обязательно посещайте до школы детский сад и центры дополнительного образования. Рассказывайте, что такое школа, что вы тоже туда ходили, что это интересно, там можно узнать много нового и иметь много друзей.

Что не нужно делать?

Никогда не выходите из классной комнаты или здания незамеченным. Уходите всегда открыто, объясняя, что вы вернётесь.

Ребенок готов к школе. Не созрел.

Если ребёнок психологически не готов к школе, даже при умении читать и считать, он будет бояться идти в школу. Если ребёнок умеет себя вести в коллективе, умеет справляться с эмоциями и желаниями, делать то, что ему говорят взрослые – он готов. В противном случае, нужно готовиться, чтобы избежать страхов.

Что нужно делать?

Зрелость необходимо формировать уже с 3 лет. Ведите беседы, читайте книги, играйте в интеллектуальные игры, расширяйте кругозор ребёнка, тренируйте внимание, память, развивайте логическое мышление. И обязательно гуляйте на спортивных площадках, во дворе — там, где много детей; посещайте театры, парки. Обязательно посещайте центры дополнительного образования, участвуйте в конкурсах, запишитесь в драмкружок, на хореографию, музыку, творческую студию. Перед школой посещайте курсы для будущих первоклассников.

Что не нужно делать.

Не надейтесь, что ребёнок всему научится в школе сам, самостоятельно справится с адаптационным периодом. «Учитель поставлен учить и воспитывать, адаптация — проблема школы…». Это ошибочное суждение. Только с вашей помощью учитель сможет помочь ребёнку.

Что делать, если ребенок боится идти в школу? Младших школьников, которые боятся идти на уроки, родители уговаривают перестать трусить, ругают, или вовсе ведут в школу насильно. Эти меры могут спровоцировать физиологическую реакцию на стресс, но все эти симптомы проявляются только в дни школьных занятий. Ребенок боится школы как таковой Обычно такая фобия возникает у будущих первоклассников. У малыша начинается новая жизнь в окружении новых людей. Ему все незнакомо, дорога в школу непривычна, неизвестны правила поведения во время занятий. От такого страха может спасти профилактика: познакомьте ребенка со школой еще до того, как он туда пойдет. Если у ребенка нет старших братьев и сестер, то пригласите в гости друзей с детьми, которые уже учатся в начальной школе. Пусть они расскажут об уроках, учителях, общении с одноклассниками. Поведайте ребенку о собственных воспоминаниях: ребенку будет спокойнее, если он будет знать, что вы когда-то тоже переживали нечто подобное. Ребенок боится одноклассников Дети, не посещавшие детский сад, скорее всего будут испытывать проблемы с коммуникацией. Они будут бояться встречи с одноклассниками, опасаясь того, что она принесет только дискомфорт. Как вовремя распознать у ребенка боязнь общения с одноклассниками? Предложите малышу поиграть в школу: если среди игрушек, которые на время станут «учениками», возникнут конфликты, это и есть демонстрация детской фобии перед сверстниками. Если вы в детстве испытывали те же проблемы с общением, не ленитесь – изучите специальную литературу, чтобы понять, какие меры предпринять для коррекции поведения вашего ребенка. Если же ребенок учится второй или третий год, но его страхи до сих пор реальны, это сигнал, говорящий о том, что малыша действительно обижают одноклассники. Действуйте: ходите с ребенком в кино, в походы, устраивайте праздники и детские вечеринки. В начальной школе отношение сверстников к ребенку скорректировать легче, чем в средней. Ребенок боится учительницы С первой учительницей ребенка лучше познакомить заранее. Если ее поведение вас настораживает, стоит провести разведку боем: попробуйте провести исследование и выяснить мнение об этом педагоге у других родителей. Если опасения подтверждаются, лучше перейти в другой класс, или даже поменять школу. Впрочем, у добрых учителей дети тоже не всегда учатся хорошо. Это связано с тем, что какой-то предмет просто не дается вашему ребенку. Учительница обращает на это внимание и ставит плохую оценку. В результате ученик начинает настраивать себя на очередную неудачную встречу и оценку. В беседе с ребенком постарайтесь отделить неудачу от учительницы: «она ставит оценку не потому, что плохо к тебе относится, а потому, что в твоей работе есть ошибки». Обязательно поддерживайте маленького школьника, если у него что-то не получается, хвалите за достижения в других областях: пусть он неправильно пишет некоторые слова, зато хорошо поет, быстрее всех считает или бегает. Конечно, это разные вещи, но ребенку очень важно чувствовать себя в чем-нибудь успешным, чтобы не терять интерес к учебе. Ребенок боится, потому что чувствует страх родителей Негативные воспоминания родителей о школе, как и чрезмерное беспокойство, непременно отражаются на самообладании ребенка. Если дома слово «школа» произносится с постоянной тревогой, эта эмоция прочно укрепляется в сознании маленького школьника. Это может закончиться бессознательным нежеланием посещать школу, даже если там его ничто не пугает. В данном случае нужно работать над собой, справиться со своими внутренними страхами. А ребенка, вернувшегося из школы, спрашивайте о том, что сегодня было в школе хорошего или смешного.

Конфликт ребенка с учителем.

Бывает, что у учителя и ребёнка не складываются взаимоотношения.

Что нужно делать?

Нужно поговорить с учителем, выяснить причину и вместе разработать выход из сложившейся ситуации. И если ситуацию невозможно исправить, то лучше перевести ребёнка в другой класс.

Что не нужно делать.

Не стоит сразу же обращаться к директору школы или завучу. Лучше разобрать причины конфликта сначала с учителем.

Почему возникает школьная фобия?

Существует несколько причин, почему ребенок боится идти в школу. Новая жизнь может пугать его; малыш привык находиться рядом с родными людьми. В то же время у стеснительных детей или тех, кто не посещал детсад, могут возникать трудности с коммуникацией. Это тоже приводит к развитию фобии.

Одноклассники и учителя – незнакомые люди, с которыми необходимо подружиться. А что, если первокласснику не удастся найти общий язык с кем-то из них? Это пугает и заставляет понервничать даже взрослых, устроившихся на новую работу. Если это является основной причиной того, что ребенок боится идти в школу, – советы психолога помогут решить эту ситуацию.

Плохое впечатление об учебном заведении у малыша может сложиться и в результате необдуманных высказываний родителей о негативном опыте учебы и строгости дисциплин. Подобные истории могут создать у него впечатление, что школьная жизнь невероятно трудна, а значит – лучше постараться избежать ее. Такая линия поведения может привести даже к прогулам занятий и побегам из дома.

Причиной того, что ребенок боится ходить в школу, может быть возросшая физическая и психоэмоциональная нагрузка. Вчера ваш сын или дочь играли с друзьями и веселились; сегодня же они должны учить уроки и получать хорошие оценки. К ним предъявляются особые требования, обязательные к выполнению. Даже первоклассник с высоким уровнем интеллекта может забеспокоиться и потерять уверенность в себе.

Ребенок боится ходить в школу: что делать?

Разобраться с причинами, связанными с возникшей фобией у малыша, могут помочь некоторые полезные советы. Заставлять и ругать чадо не рекомендуется, ведь подобное воспитание усугубит ситуацию. Чтобы ваша дочь или сын ходили в учебное заведение с улыбкой на лице, начинайте готовить их к взрослой жизни заранее. Пусть первый учебный год приносит им радость и веселье. Говорите о пользе учебы, возможности найти новых друзей, научиться интересным вещам.

Итак, если ребенок боится идти в школу, что делать родителям? Рассмотрим рекомендации психологов:

  • познакомьте малыша с учебным заведением еще до начала обучения. Так, многие директоры организовывают подготовительные курсы;
  • поиграйте с ним в школу дома;
  • постарайтесь, чтобы у него появился друг, который тоже готовится к первому классу и относится к этому со спокойствием и любопытством;
  • расскажите о приятных впечатлениях из своей учебной жизни;
  • разрешите приводить домой друзей и одноклассников;
  • обсудите с ним причину страха и постарайтесь вместе найти способ от нее избавиться.

Если же ваш сын или дочь уже второй или третий год боятся ходить на занятия, стоит поговорить с учителями. Возможно, их кто-то обижает из сверстников или старшеклассников, учитель относится предвзято. Любые замеченные вами отклонения от нормы не должны оставаться без внимания. Если не удалось справиться со сложившейся ситуацией самостоятельно, обратитесь к психологу.

Конфликт ребенка с одноклассниками.

Страх перед школой – одиночество (никто не будет со мной дружить) и насмешки (я не такой как все, меня засмеют).

Что нужно делать?

В первую очередь родители должны больше проявлять заботы, поддерживать ребёнка и проводить с ним свободное время. Не запрещайте общаться с детьми и приводить их к себе домой.

Что не нужно делать.

Не устраивайте скандалов по поводу отношений с одноклассниками. Выясните причину негативного отношения к ребенку.

Что такое боязнь школы

Боязнь ходить в школу называется дидаскалейнофобия, она характерна только школьникам и появляется исключительно в момент занятий. По существу понятие дидаскалейнофобии дословно расшифровывается, как «боязнь школы». Формально такая фобия не сразу может заявить о себе в полном объеме. Часто родители воспринимают нежелание ходить на учебу, как лень, желание погулять или же заняться чем-нибудь иным, только не учебным процессом. Но именно в эти моменты не нужно отворачиваться от проблемы, необходимо со всей ответственностью отнестись к ней и отыскать реальную причину прогулов уроков. Особенно сильно это проявляется в начальной школе, т.к. ребенок еще полностью не приспособился к обучению и требованиям, а большие нагрузки без семейной поддержки могут привести к появлению фобии

Ошибка родителей состоит в том, что они считают фобию проявлением сразу во всех сферах жизни ребенка, а боязнь появляется именно в конкретном случае. Если устранить раздражитель, то и боязнь проходит сама собой. Пренебрегать такие проявления у подростка нельзя. Чем длительнее не уделяется время и внимание к проблеме, тем более сильно она врастает в сознание. Позже она может перерасти в сильнейшую озлобленность, которая связана с паническим состоянием и депрессивностью.

Низкая самооценка и комплексы.

Если у ребёнка нет уверенности в себе, то, естественно, возникает повышенная тревожность.

Что нужно делать?

Поговорите с ребёнком по-дружески, дайте совет, поддержите. Любовь родителей, терпение, внимательность, забота помогут ребёнку справиться с комплексами. Хвалите своего ребёнка даже за маленькие успехи и победы.

Что не нужно делать.

Не стоит сравнивать ребёнка с одноклассниками и высказывать негативные суждения по отношению к своему ребёнку. Не пугайте его школой и учителями.

Один у доски.

Обычно у детей с повышенной эмоциональностью и впечатлительностью возникают страхи противопоставления: я — коллектив.

Что нужно делать?

Научите ребёнка верить в себя, в свои силы и способности. Дайте ребёнку «право на ошибку», научите признавать и принимать неудачи, не драматизируйте ситуацию в присутствии ребёнка.

Что не нужно делать.

Никогда не ищите виноватых. И не нужно ругать ребёнка за страх. Не сравнивайте и не говорите обидных слов: «Почему же Коля, Петя, Даша могут, а ты нет?»

Большая нагрузка.

Кроме прохождения школьной программы, родители стремятся развивать своего ребёнка дополнительно: спорт, рисование, танцы и т.д. Но не учитывают, что это может утомить ребёнка.

Что нужно делать?

Чтобы ребёнок не устал вам необходимо вместе с ребёнком составить распорядок дня, обращать внимание ребёнка на режим. Определитесь в выборе какого-то одного дополнительного кружка, после адаптационного периода, по желанию ребёнка можно выбрать и другие кружки.

Что не нужно делать.

Не стоит при ребёнке говорить о программе, по которой он учится, что она сложная и не интересная. Не обсуждайте при ребёнке нагрузку и количество заданных упражнений.

Не заставляйте делать уроки в свободное время. Ребёнок должен отдыхать, играть и гулять на свежем воздухе.

Как перестать бояться школы?

Даша, здравствуй!

А в твоей школе есть психолог? Если есть, обязательно сходи. В такой ситуации нужно обращаться за любой помощью, иначе твое здоровье может пострадать: начнутся постоянные простуды или гастрит. Иногда ребята боятся обращаться за помощью, т.к. думают, что кто-то узнает об этом. Психолог не имеет права разглашать информацио о тебе и о том, зачем ты приходила, так что в этом смысле волноваться не стоит.

Дарья

Не знаю как сказать родителям,

Так и скажи, а что делать! С кем у тебя более близкие отношения? Поговори сначала с мамой или с папой отдельно. Проси их не давить на тебя, расскажи о своих переживаниях и страхах.

Дарья

Родители очень требовательны, говорят нечего не знаем, ты должна быть отличницей.

Они точно тебе это говорили? Иногда дети дорисовывают в своем воображении то, что на самом деле выглядит не так страшно.

Если они это говорили, сейчас ты уже достаточно взрослая, чтобы научиться говорить с ними по-взрослому. Ты ведь честно стараешься учиться хорошо, да? Тогда и скажи об этом. А так же о том, что из-за их требований ты очень нервничаешь. Разве они будут любить тебя меньше из-за «четверки»? А если вдруг «тройка» случится? Спроси их напрямую, если они, действительно, настолько требовательные. Разве они завели ребенка (тебя) не потому, что хотели этого, а для того, чтобы ребенок был непременно отличником? Вряд ли! В любом случае, твои оценки, — твое дело. Свои оценки твои родители уже получили, когда учились сами.

А может, все-таки, это ты сама требуешь от себя только «пятерок»? Это очень опасное требование! Ты уже страдаешь из-за него. Быть отличницей и быть счастливым человеком — разные вещи! Тебе больше хочется первого или второго? Что страшного случится,если ты получишь не «5»? Разве жизнь закончится? Или ты станешь хуже?

Уверенные в себе люди не требуют от себя невозможного: жить без ошибок. Они выбирают для себя несколько сфер, в которых реализуют себя, получая удовольствие от своей жизни и признают,что не могут быть компетентными во всем.

А хронические отличники — люди, которые уважают себя только за достижения. Они постоянно в тревоге и страхе, винят себя за ошибки и промахи, стыдятся, если у них что-то не получается, у них низкая самооценка, многие из них подозревают окружающих в зависти к себе, потому что сами завидуют чужим успехам (а иногда и радуются чужим неудачам).

Очень рекомендую тебе одну вещь. Если ты, действительно, хочешь избавиться от страха перед школой. Возьми и специально сделай в ответе у доски или в контрольной одну ошибку, чтобы получить не «пятерку», а, например, «четверку».

Получать ее тебе уже не должно быть страшно: ведь ты уже точно будешь знать,что получишь не «пять». Одна отметка не сможет повлиять на четвертную оценку,зато поможет тебе понять, что «четыре» — это не конец света и ты можешь пережить эту ситуацию.

А сейчас получается, что ты гораздо более уязвимый человек, чем твои одноклассники, которые умеют переживать получение не отличных оценок. Большинство из них ведь не нервничает так, как ты, как тебе кажется? В этом смысле ты отстаешь от них. Так вот такое упражнение поможет тебе стать более эмоционально устойчивой. Еще лучше потренироваться и получить по одной четверке по разным предметам: по русскому, по математике и т.д. Для закрепления.

Желаю тебе всего доброго!

Я боюсь общество. Как перестать бояться? (1 ответ)

Лукина Анна Александровна, психолог г. Пушкин
Хороший ответ1 Плохой ответ1

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]