Страхи и развитие личности: постоянный конфликт с самим собой
Принимая важные и взвешенные решения о том, что нужно составить список целей и начать работу над самосовершенствованием. Человек становится заложником собственного страха. Он превращается в слепого и глухого раба, безропотно следующим за каждым указанием, который ему диктует его повелитель, имя которому – страх развития.
Скованный одолевающими его сомнениями, человек уже не осознает, что все – в его руках, и совсем рядом находится его вожделенная цель. Стоит лишь перешагнуть или оттолкнуть главную преграду – страх, как все будет решено, и путь к движению откроется.
Находясь в конфликте с самим собой, человек не решается двигаться по пути к своему же будущему, поскольку не верит в успех. Ему начинает казаться, что все вокруг предопределено за него, и если он нарушит этот баланс, то произойдет нечто непоправимое.
Страхи и развитие личности – категории связанные, главное – это научить различать мотивационные и умозрительные, неоправданные опасения. Если боясь потерять уважение близких, заболеть или не достичь успеха на профессиональном поприще человек начинает усиленно работать над собой, и добиваться явных сдвигов, такой страх является полезным. Он мотивирует человека к переменам, и благодаря нему он встает на правильный путь.
Иррациональный страх
Совершенно другая природа у страха иррационального, зачастую необоснованного, который отпугивает человека от его целей. С ним надо решительно бороться, иначе ничего в жизни не изменится, и не приведет к улучшению ситуации.
Страх развития не дает возможности жить человеку именно так, как ему хочется. Он теряется при принятии решений, и оставляет все на самотек, успокаивая себя мыслью о том, что «чему быть, того не миновать». Это – крайне вредный подход, ведь он надолго оставляет человека в той ситуации, из которой он хотел найти выход.
Нет места отступлению, если есть цель. Стоит лишь повторять себе: «Никакой страх не встанет на моем пути», и смело совершать свои поступки. Ведь самым эффективным и разумным является заглушить на время свой внутренний голос, который говорит: «не справлюсь», «не стоит», «будет хуже». Только так можно уничтожить сложившиеся установки, и дать дорогу новым, конструктивным и рациональным.
Страх перемен в жизни – это самое распространенное явление, которое ведет к бедности и неудачам. Вся перспектива в жизни открыта людям смелым, уверенным в своих силах, и победы достаются только тем, кто не сомневается в собственном успехе.
Солнечные дети
Tweet
Развитие.
Развитие – это сложный процесс роста и освоения навыков. Развитие продолжается всю жизнь; на него влияют генетические, культурные и психологические факторы, а также условия окружающей среды.
Нормальное развитие.
Это последовательность приобретаемых в определенном порядке навыков (называемых «вехами развития»). Каждый навык, приобретенный малышом, представляет собой основу для формирования следующих, все более и более сложных умений. Поскольку «нормальное развитие» обусловливается многими факторами, понятие «нормы» охватывает достаточно широкий спектр вариантов. Каждый ребенок проходит свой особый путь развития, в зависимости от индивидуального стиля обучения, своих сильных и слабых сторон.
Шесть областей развития.
Общее развитие ребенка можно рассматривать, разбив его на шесть областей или сфер. Однако следует помнить, что все они тесно связаны между собой, и продвижение в одной области может повлечь за собой прогресс ив других, по этому так и называется общее развитие ребенка. Рассмотрим примеры; успехи в развитии речи тесно связаны с успехами в сфере социальных навыков, а развитие тонкой моторики помогает овладеть навыками самообслуживания.
1) Крупная моторика.
Развитие крупной моторики у младенца — это умение передвигаться с помощью крупной мускулатуры (ног, рук, спины и живота). «Вехи» в процессе развития навыков крупной моторики – умение сидеть, ползать и ходить. Эти навыки позволяют ребенку передвигаться в пространстве и изучать окружающий мир; они необходимы для продвижения во всех остальных областях.
2) Мелкая (тонкая) моторика.
Сюда относятся навыки, требующие контроля за точными движениями кистей рук и пальцев. В качестве примеров навыков тонкой моторики, появляющихся в раннем возрасте, можно привести умение брать руками небольшие предметы, показывать на что-то пальцем или гладить что- нибудь мягкое. Графические навыки (письмо, рисование) или навыки самообслуживания (например, умение застегивать пуговицы или держать ложку), требуют хорошего владения мелкой моторикой, а для ее развития необходимо хорошее зрение и контроль за движениями глаз. Поэтому очень важно регулярно проверять зрение ребенка и, при необходимости, пользоваться очками.
3) Самообслуживание.
Самообслуживанием называется способность самому о себе заботиться. Новорожденные младенцы совершенно беспомощны и во всем зависят от других. Но приобретенные с возрастом и развитием навыки – такие, как умение есть, одеваться и пользоваться туалетом, — позволяют детям стать более самостоятельными.
4) Познание. (Когнитивное развитие).
Познание можно определить как способность понимать окружающий мир путем рассуждений и решения проблем. Навыки познания в раннем возрасте включают в себя понятие о постоянстве объектов (предметы продолжают существовать, когда их не видно) и понятие причинно- следственных связей (определенные действия вызывают предсказуемые последствия). В конечном итоге, дети научаются делать заключения на основе непосредственного опыта, наблюдений и воспоминаний. Чтобы научиться строить сложные абстрактные концепции, требуется время. Изначально ребенок учится с помощью игр. Например, замечательная детская игра в прятки, или ее разновидность, в которой требуется найти предмет, спрятанный под платком, развивают понятие о постоянстве объектов.
5) Речь.
Одним из важнейших достижений ребенка в раннем возрасте становится развитие способности к общению, которое делится на две области: импрессивное (восприятие) и экспрессивное (выражение). Импрессивным языком называется способность понимать слова и жесты. Экспрессивный язык – способность использовать слова и жесты в общении. Импрессивная речь обычно развивается быстрее экспрессивной.
6) Социальная сфера.
Здесь речь идет о способности формировать конструктивные отношения с окружающими. Этому, как и всему остальному, дети научаются в игре и через игру. Сначала, в младенческом возрасте, с помощью игр они учатся правильно отвечать на стимулы и вступать в отношения со взрослыми. Став старше, они начинают играть со сверстниками и учатся брать верх, уступать, идти на компромисс, действовать сообща – словом, приобретают навыки, позволяющие им со временем вырасти полезными членами общества.
Чувственное восприятие.
Чувственным восприятием называется способность воспринимать и понимать чувственные ощущения – такие, как прикосновение, звук, свет, запах и движение. Чувственное восприятие – неотъемлемая и чрезвычайно важная часть общего развития ребенка. Когда какое-либо из чувств отсутствует или проявляется недостаточно отчетливо, это неизбежно отразится на прогрессе во всех шести областях развития. Если у новорожденного сенсорная система работает в защитном режиме, отвечая на внешние раздражители такими рефлексами, как дрожь, моргание и рвотные позывы, то по мере развития ребенка, навыки чувственного восприятия совершенствуются, становятся тоньше, позволяя ребенку различать материалы на ощупь или продукты на вкус.
Что еще можно почитать: Как приучить ребенка к горшку.
Страх перед переменами: боязнь мнения окружающих
Насколько человек побеждает страх, настолько он — человек
Томас Карлейль, британский писатель
Многие люди боятся того, что в случае их неудач, их осмеют окружающие и близкие. Если человек замыслил победить в конкурсе, или добиться повышения по службе, ему кажется, что все вокруг только и ждут того, что он опозорится, и будут постоянно напоминать ему, что «против судьбы не пойдешь».
Такой подход и формирует деструктивный фатализм. Во всем человек начинает обвинять судьбу, и воспринимать свою жизнь как уже предрешенную за него самого. Ни в коем случае не стоит допускать такие мысли даже на один миг, иначе можно до старости простоять на одном месте.
Примечательно, что в случае, если человек так и не добьется успеха, окружающие будут его осуждать за то, что он нерешительный и трусливый. Так стоит ли давать им такой повод? Преодолеть свой иррациональный страх можно только, начав действовать.
Сомневающимся людям можно дать один очень полезный совет. Если они привыкли долго обдумывать свои шаги, следует представить, как бы выглядел самый худший вариант развития событий, и продумать свои действия. В том случае, если их настолько пугает позор или унижение, значит поступок, который они замышляли, был неблаговидным, или затрагивал интересы окружающих. К примеру, если претендент на должность директора напишет на конкурента донос, или совершит подлог, такие методы достижения целей будут неприемлемы, и его, безусловно, ждет презрение всех членов коллектива.
Очень важно, чтобы человека поддержали в его начинаниях те, на кого он рассчитывает больше всего, ведь в конечном итоге он стремится улучшить и их жизнь. Ведь нет ничего хуже видеть в лице своего близкого человека откровенного неудачника и труса. Но если ему будет понятно, что его старания оценят, не станут упрекать в случае неудачи, он сможет перестроиться, и в любом случае не сойдет с пути к своей цели. Страх развития будет преодолен.
Нет никаких оснований допускать такую мысль, что страхи развития можно чем-либо оправдать. Это расхолаживает человека, отвлекает от основных целей, и направляет по ложному следу. Такое состояние можно объяснить, но при этом продумать действенные методы борьбы с ним.
Страх перед переменами: необходим анализ ситуаций из прошлой жизни
Чтобы окончательно убедить себя ничего не бояться, стоит вспомнить и держать перед своими глазами те картины из прошлого, при которых именно вследствие исключительно страха были упущены неплохие возможности. Здесь жалеть себя не стоит, ведь небольшая озлобленность по поводу своей нерешительности придаст новых сил.
Для этого стоит:
- представить, что ваши друзья добились большего, а вы сознательно отказались от карьерного роста, чтобы не стать посмешищем;
- вообразить, что вам бы удалось приобрести спортивную фигуру, если бы не было страха посещения спортивного зала;
- пожалеть о том, что вы бы могли выиграть конкурс, но стеснялись выйти на сцену.
Страхи развития будут отступать, и вы наберетесь решительности. Самой главной мотивационной фразой должна стать: «Никогда не поздно начать новую жизнь. Я все время страдал из-за страха, но теперь ему меня не остановить».
Мысли, направленные на безусловное поражение, приведут к новым страхам, и этому порочному кругу не будет конца. Их не стоит культивировать, и создавать для них благоприятную почву. Страх развития – иррационален, его не стоит путать с инстинктом самосохранения.
Ни одному человеку не удавалось изменить свою судьбу, впуская в самого себя страхи развития. Лишь тогда можно что-то изменить, если первая победа над собой вырвет его из порочного круга, и докажет несостоятельность всех опасений.
Один соискатель должности на престижном предприятии очень боялся отказа, и так настроил себя на неудачу, что на собеседовании не смог связать и пары слов. Несмотря на то, что у него был богатый опыт работы, его восприняли как некомпетентного и неуверенного в своих силах специалиста. И причиной того, что ему отказали, и послужил страх развития. Ему казалось, что уверенное выступление о своих достоинствах и преимуществах будет воспринято как нескромность, и результат – налицо.
Закономерности развития личности человека
Развитие личности — это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.
Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребёнка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребёнок изначально обладает свойством развиваться. Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д. Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребёнка на все более высокие ступени личностного развития. Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребёнке. Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания. Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.
Развитие личности носит не плавный, а скачкообразный характер. Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений. Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами. Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребёнка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.
Развитие личности осуществляется этапно и последовательно. Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего. Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств. Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностъю. В отечественной психологии принято выделять шесть периодов возрастного развития:
1) младенческий возраст (от рождения до года); 2) ранний дошкольный возраст (от 1 до 3 лет); 3) младший и средний дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет); 4) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет); 5) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет); 6) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).
К этому времени личность достигает достаточно высокого уровня личностной зрелости, что не означает прекращения психического развития.
Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости. Это исключает всякую возможность ещё раз повторить какой-то возрастной период. Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим. Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания. * По материалам книги «Психология деловых отношений» Занковский А.Н.