Психология личности человека давно перестала быть интересной одним только психологам. Специалисты астрологии, теологии, философии, литературы, социологии совершают попытки, чтобы понять поведение человека.
Также и обычные люди стремятся определить суть человеческой индивидуальности, анализируют ее влияние на общество, принципы взаимодействия с миром, социумом, природой и другими сферами жизни.
Статьи по теме
Основные качества манипулятора: как определить кто с тобой рядом
23.11.2020
Теории личности в психологии, как основа дальнейшего развития науки
19.09.2020
4 типа людей: психология темпераментов
19.09.2020
Социальная психология личности: реальная возможность ее познания
15.07.2020
Что такое психология личности для человека
Качество жизни можно поменять в лучшую сторону, если лучше понимать себя и окружающих, а также выстраивать отношения с другими людьми в соответствии со своими новыми знаниями. И важную роль здесь играет психология личности человека.
Согласно научному определению, данный термин предполагает изучение совокупности индивидуальных, психологических и социальных свойств поведения и характера человека, а также создание картины личности, ее связи с окружающим миром, рассмотрение духовной составляющей.
Понятие личности в психологии имеет различные определения. Придерживаться единого термина невозможно в силу разнообразия и сложности явлений, связанных с деятельностью человека.
Рассмотрим несколько определений личности:
- Это активный субъект, ответственный за свои поступки, обладающий способностью регулировать жизнь и разрешать различные жизненные противоречия.
- Носитель сознания.
- Это системное качество индивида, которое определяется вовлеченностью в социальные связи, способностью к переживаниям, познанию, преобразованию окружающего мира.
- Личность — это комплекс выработанных предпочтений и привычек, психических особенностей, социокультурного опыта, знаний, которые определяют поведенческие нормы индивида и влияют на его связь с окружающим миром.
- Личность — совокупность индивидуальных психологических свойств, которые отличают от других людей.
Также в понятие «личность» психологи включают устойчивые особенности характера, которые свидетельствуют об индивидуальности и характеризуют человека как члена общества. Сюда можно отнести развитость способностей (коммуникативных, языковых, речевых), направленность стремлений и деятельности, темперамент. Этих компонентов огромное количество и все они отличают человека как личность. Чтобы их структурировать психологи выделили 4 уровня.
Уровни личности
Итак, из каких уровней выстроена структура личности в психологии:
- Низший — это возрастные, половые, врожденные свойства НС и темперамента.
- Второй — индивидуальные когнитивные способности: память, мышление, восприятие, способность к обучению, которые зависят от врожденных особенностей, а также от совершенствования этих качеств.
- Третий — социокультурный опыт (привычки, умения, знания и навыки).
- Высший определяет направленность личности (интересы, стремления, самооценка, убеждения).
Из вышеперечисленного ясно, что врожденные и приобретенные качества взаимосвязаны.
В детстве доминирует сначала первый, затем второй уровень. По мере взросления и развития человека, его личностные характеристики наполняются социальными навыками, которые формируют его как члена общества.
Понятие индивидуальности в современной психологии
«Ум — чувство — воля» являются классической триадой в психологии. Каждое из этих «образований» в психике человека имеет свое «целевое» назначение:
ум — это «инструмент» познания, приобретения информации о мире;
воля — это «инструмент» действия, преобразования мира;
чувство — это «инструмент-индикатор» пользы или вреда воздействия внешнего мира на человека; «инструмент» отношения.
В соответствии с «целевым предназначением» этих образований можно выделить и группы основных потребностей, обеспечивающих существование человека. Такими потребностями соответственно будут следующие:
— потребность в информации, которая является жизненно важной переменной, обуславливающей не только психическое здоровье и развитие, но и адаптацию человека как биологического существа;
— потребность в действии, активности, в самореализации — экстериоризации всего потенциала, имеющегося у человека;
— потребность в любви, принятии, признании — источниках положительных чувств.
Если рассмотреть далее «механизмы» реализации («функционирования») этих основных психических образований, то мы выходим на категориальное описание психики.
Реализация познания мира происходит черезотражение.
Возможность реализации действия обеспечивает психическаяактивность, энергия.
Возможность оценивания внешнего воздействия осуществляет «Я» — самосознание,. которое формируетотношение.
Существуют ли в современной психологии представления о том, каким образом осуществляются эти психические потенции?
Отражение внешнего мира осуществляется сенсорно-перцептивными процессами с участием мнемического процесса и процессов переработки информации — интеллектуальными процессами. Совокупность этих процессов объединяется в психологии понятием «субъекта деятельности» [7].
Вопрос о психической энергии в психологии в настоящее время еще очень далёк от своего разрешения. Хотя и существуют представления об энерго-информационном механизме психики [37], пока они выглядят больше как гипотеза, чем как эмпирически доказанный факт. Тем не менее в психологии и психофизиологии существуют устойчивые представления о некоторых психических и физиологических процессах, интенсифицирующих протекание деятельности. К таким процессам относят внимание, эмоции, состояние, волю как произвольную регуляцию, активацию.
В нейрофизиологии описаны активирующие структуры мозга — РФ, лимбика, — «субстраты» активации, таламус.
Есть в психологии понятия «энергетической цены деятельности», «энергетического потенциала», которые являются производными биологической структуры человека — «индивида».
Что такое самосознание, «Я», каким образом происходит у человека осознание себя — это наименее разработанные в современной психологии представления.
Система отношений, которая образуется как «продукт» самосознания, продукт «Я» — в психологии обычно называется таким понятием, как «личность».
В современной психологии была осознана потребность интеграции всех многообразных свойств человека в некую целостность. Впервые о необходимости целостного рассмотрения человека заговорили гуманистические психологи, но они не предложили категории для обозначения этой целостности.
В отечественной психологии в 1969 г. Б.Г. Ананьевым была предложена категория «индивидуальности» как системы взаимосвязанных свойств человека, а затем B.C. Мерлииым категория «интегральной индивидуальности» как функциональной констелляции свойств человека [7, 117].
Исследования B.C. Мерлина показали, что разноуровневые связи между индивидуальными биохимическими, соматотипи-ческими, нейродинамическими, психодинамическими и прочими свойствами не только каузальны, однозначны, но и телеологические, много-многозначные.
Б.Г.Ананьев под индивидуальностью понимал целостную многоуровневую систему взаимосвязей свойств человека, представленных подсистемами «индивид», «субъект деятельности», «личность» [7].
«Индивид» — это совокупность биологических свойств человека; «продукт» биологической эволюции биологического вида Homo sapiens.
«Субъект деятельности» — человек, производящий материальные или духовные ценности. Основной предметной деятельностью человека является труд, другие социальные виды деятельности — игра, познание, общение, посредством которых осуществляется интериоризация внешних действий и эк-стериоризация внутренней жизни личности. Именно баланс интериоризации — экстериоризации определяет структуру человека как субъекта определенных деятельностей.
«Личность» — это направленность, тенденции, отношения, ценностная ориентация человека. Личность — это социальный индивид.
Н.М. Владимирова писала, что предметом научного познания индивидуальности является история становления целостности, гармонизации тенденций и потенций, в результате которой и возникает уникальность индивидуальности [42].
Исследования человека показали, что в ходе онтогенетического развития и жизненного пути происходит индивидуализация организма и личности человека, охватывающая все его уровни.
На ранних стадиях развития нет устойчивых индивидуальных проявлений.
B.C. Мерлин писал, что индивидуальность ребенка вначале представляет собой диффузное и динамично изменяющееся сочетание индивидуальных проявлений. В процессе развития складываются симптомокомплексы проявлений отдельных свойств, которые затем проявляются все чаще и интенсивнее, а затем возникают новые связи между свойствами. С возрастом увеличивается количество много-многозначных связей. Основную системообразующую функцию в развитии разноуровневых связей выполняет индивидуальный стиль деятельности [117].
Любопытна мысль неокантианца Гуссерля, что индивидуальность — это то, что отличает человеческий дух от природы. Природное подчинено общим законам, а духовное — индивидуально.
Таким образом, можно говорить о процессе индивидуализации и о стадиях этого процесса.
Если на низших стадиях процесса индивидуализации индивидуальность существует как отдельные, единичные, своеобразные проявления индивида, личности, субъекта деятельности, то активность человека, как показали исследования Вяткина Б.А., обеспечивает ему создание новых связей между структурами. Развитие интегральной индивидуальности определяется выбором индивидуальных систем движений, операций, стратегий, целей. Таким образом, активность, самостоятельный выбор стиля характеризует основной принцип развития интегральной индивидуальности. B.C. Мерлин подчеркивал, что человек сам создает своими действиями свою индивидуальность [117]. —
Становление индивидуальности происходит в процессе движения к самостоятельно поставленной жизненной цели. На определенном этапе развития у человека возникает проблема самоопределения — поиск своей индивидуальности. Индивидуальность становится собой, освобождаясь от нивелирующих социальных ролей.
Для промежуточных стадий развития индивидуальности, имеющих важное значение для начала самостоятельного жизненного пути, характерно формирование в самосознании адекватного образа «Я» — знания себя, своих индивидно-субъектных особенностей; формирование на основе осознания своих достоинств и недостатков, индивидуального стиля деятельности и поведения, формирование различных компен-саторных механизмов.
Используя понятия теории множеств, можно представить «свойства индивида», «свойства субъекта деятельности», «свойства личности» как непересекающиеся множества в момент рождения, и онтогенетический процесс как процесс совмещения этих множеств, наложения их друг на друга до полного «идеального» совпадения при образовании гармоничной индивидуальности, имеющей неограниченную свободу максимальной самореализации.
Высшая стадия индивидуализации — это гармонизация, интеграция развитых, совершенных структур индивида, личности и субъекта деятельности.
Б.Г. Ананьев писал, что «Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в
структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида» [7, с. 334].
Таким образом, индивидуальность — это уникальная неповторимость отдельного единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях. Индивидуальность всегда есть индивид, но не каждый индивид — индивидуальность. Прежде чем стать индивидуальностью, индивиду надо стать личностью.
Таким образом, понимание целостности человека в христианской антропологии отражено понятием «тримерии», а в современной психологии понятием «индивидуальности».
Типы личности
Люди отличаются между собой на каждом уровне. В связи с этим нередко возникают сложности с пониманием других, на этой почке возникают противоречия, споры, конфликты. Чтобы этого не допустить следует иметь определенный багаж знаний и сочетать его с собственной наблюдательностью и осознанностью.
Каждому человеку свойственен набор тех или иных свойств, которые отражают динамику его поведенческих и психических процессов. Всего имеется 4 всем известных темперамента.
Итак, какие бывают типы личности в психологии:
- Меланхолик. У таких людей слабо выражены возбудительные и тормозные процессы, но сильно выражен невратизм. Они обладают небольшим энергетическим потенциалом. На фоне этого быстро устают, нуждаются в частом отдыхе. Ранимы, остро воспринимают происходящее. Акцентируют внимание на собственных переживаниях.
- Холерик. Обладает высоким уровнем невратизма, возбудимости и низким уровнем тормозных процессов. Обладает высоким энергетическим потенциалом. Вспыльчив, активен, эмоционально лабилен, импульсивен. Сложно уживается с людьми.
- Флегматик. Отличается высокой работоспособностью, но медленной адаптацией. Хладнокровен, эмоционально уравновешен, пассивен и медлителен, имеет устойчивые стремления.
- Сангвиник. Уравновешенная личность с высокими адаптационными способностями. Инициативен, оптимистичен, активен. Обладает высоким энергетическим запасом.
Изучение природы человека — это непростая и значимая задача, охватывающая разные аспекты жизнедеятельности. Но благодаря многочисленным исследованиям и пополнением своих знаний в области психологии личности человека, можно качественно изменить жизнь.
Психология влияния
Психология влияния — это оказание воздействия на чувства, мышление, действия другого человека с использованием исключительно психологических средств.
Все мы, так или иначе, постоянно ощущаем на себе влияние — не обязательно какого-то человека, часто это бывает влияние привычных норм поведения, мнения окружающих, заложенного с детства воспитания. Важно также понимать: мы воспринимаем окружающий мир субъективно, и наше восприятие не всегда отвечает действительному положению дел. Все эти факторы используют люди, освоившие такой предмет, как психология влияния.
У продавца, который успешно освоил психологию влияния, люди охотнее покупают товар — независимо от его специфики. А всё потому, что такие продавцы учитывают особенности человеческой психологии и умеют эффективно показать «товар лицом», сделав акцент на его положительных качествах, убедив потенциальных покупателей в его нужности.
В первую очередь, полезно научиться понимать, каким именно способом пытаются воздействовать на вашу личность. А делать это могут не только продавцы, но и начальник, коллеги, соседи, даже члены семьи и родственники. Среди основных известных способов психологии влияния на людей:
- убеждение,
- внушение,
- просьба,
- заражение,
- самопрезентация,
- игнорирование,
- принуждение,
- деструктивная критика,
- вызывание импульса к подражанию и другие.
Более подробно о некоторых из них.
Убеждение
Этот метод считается наименее опасным и, в общем-то, правильным, потому что отталкивается от логики. Его ещё называют методом Сократа: именно этот мыслитель первым понял, что если вы будете предъявлять один за другим своему оппоненту неоспоримые факты, с которыми он просто вынужден согласиться, то в конце концов он проявит солидарность с вами и в основном вопросе.
Заражение
В основе этого метода психологии влияния лежит воздействие сильной личности, обладающей высокой энергетикой и способной «заразить» своими идеями всех вокруг. Этот способ выбирают для того, чтобы оказывать социальное влияние, чтобы вести за собой группу людей и даже массы. Заражением пользовались известные мировые лидеры, под обаяние которых подпадали все, кто их слышал и видел.
Самопрезентация
Этот способ психологии влияния оказывается эффективным в том случае, когда нужно откровенно заявить о собственной компетентности и высоком профессионализме, чтобы победить в каком-то отборе. Самопрезентацию часто используют в психологии политического влияния.
Вызывание импульса к подражанию
Человек, стремящийся оказывать психологическое влияние, вырабатывает у себя определённую модель поведения, демонстрируя качества, которые станут привлекательными для окружающих и которым захотят подражать. Чтобы вызвать необходимую реакцию, человек искусственно создаёт то или иное ложное поведение. Объекты воздействия в результате будут слепо копировать, подражать. Это очень наглядно проявляется в среде подростков: копируют обычно не отличника и активного общественника, а самого отъявленного хулигана, делающего всё «наоборот», «назло».
Просьба
Иногда прямая бесхитростная просьба оказывает более сильный эффект, чем принуждение и сложные манипуляции. Обезоруживающе улыбающаяся беспомощная девушка, хлопая ресницами, просит о чём-то молодого человека — и он тут же с готовностью выполняет её просьбу, не задумываясь о последствиях. Здесь важно понимать степень искренности просящего: может быть, он тоже манипулирует вами, но более тонко?
Деструктивная критика
Чтобы заставить человека что-то сделать, его подвергают жёстким насмешкам, оскорблениям, пренебрежительным оценкам. Стремясь избежать неприятного для него положения, когда его осуждают и над ним смеются, человек старается оправдаться и делает то, чего от него добиваются.
Внушение
Специалисты называют этот способ психологии влияния одним из самых опасных, так как внушение подразумевает воздействие на человека в обход его собственной воли, агрессивное вмешательство в психику.
Надо сказать, что психология влияния считается наполовину запретной темой. Дело в том, что она напрямую касается механизмов власти и раскрывает приёмы, позволяющие управлять людьми. Однако мы живём в мире, где каждый влияет на каждого, осознанно или неосознанно, и лучше, если мы будем готовы к этому.
Проблемы в развитии личности психолога
Профессионально успешный психолог-практик, который ведет диагностическую и психокоррекционную работу, отличается высоким уровнем развития вербального интеллекта, интуитивности, эмпатии; хорошими коммуникативными способностями. Психолог с явно выраженной тенденцией к отрыву от реальности и острым чувством своего превосходства над другими, как правило, хладнокровно относится к переживаниям клиентов. Часто они упиваются своей властью над другими людьми, мало озабочены последствиями собственных психотерапевтических сеансов.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
В случае недостаточного развития личности психолога можно наблюдать отсутствие внутреннего понимания человека, выраженную амбициозность. У такого специалиста очень слабо проявлены следующие черты: гуманизм, жертвенность, эмпатийность.
Сегодня назрела потребность в преобразовании вузовской подготовки психологов. Считается, что она должна быть не только профессиональной, но и личностно ориентированной. С ее помощью может формироваться целостная здоровая личность, ведь главным инструментом психолога является он сам как личность.
Психологом невозможно становиться с помощью простого накопления теоретических знаний и умений. Человек может иметь хорошую подготовку в плане теории, умея проводить точную диагностику, применяя разные психологические методы. Тем не менее, ему не всегда присуща способность помогать своим клиентам, меняться и совершенствоваться.
Возможно, процесс отбора абитуриентов в большей степени нужно базировать на выявлении гуманных личностных тенденций, начиная с профотбора при поступлении на специальность «Психология». Следующий шаг должен представлять получение студентами уже с первых дней учебы, параллельно с изучением теории, индивидуальных консультации психолога. Они должны также посещать специальные тренинговые занятия.
Далее, на более старших курсах, когда уже был осуществлен осознанный выбор направления, необходимо продолжение клиентской практики со специалистами выбранного направления. Для того чтобы из таких учащихся получились настоящие психологи-профессионалы, нужно обратиться не только к накоплению ими знаний по специальности, но и к ценностным ориентациям, серьезным этическим проблемам. Это нужно для предупреждения возможной самоуверенности, для понимания будущими психологами всей сложности и многогранности внутреннего мира человека.