Психология личности человека — что о ней нужно знать

Психология личности человека давно перестала быть интересной одним только психологам. Специалисты астрологии, теологии, философии, литературы, социологии совершают попытки, чтобы понять поведение человека.


Также и обычные люди стремятся определить суть человеческой индивидуальности, анализируют ее влияние на общество, принципы взаимодействия с миром, социумом, природой и другими сферами жизни.
Статьи по теме

Что такое психология личности для человека


Качество жизни можно поменять в лучшую сторону, если лучше понимать себя и окружающих, а также выстраивать отношения с другими людьми в соответствии со своими новыми знаниями. И важную роль здесь играет психология личности человека.

Согласно научному определению, данный термин предполагает изучение совокупности индивидуальных, психологических и социальных свойств поведения и характера человека, а также создание картины личности, ее связи с окружающим миром, рассмотрение духовной составляющей.

Понятие личности в психологии имеет различные определения. Придерживаться единого термина невозможно в силу разнообразия и сложности явлений, связанных с деятельностью человека.

Рассмотрим несколько определений личности:

  1. Это активный субъект, ответственный за свои поступки, обладающий способностью регулировать жизнь и разрешать различные жизненные противоречия.
  2. Носитель сознания.
  3. Это системное качество индивида, которое определяется вовлеченностью в социальные связи, способностью к переживаниям, познанию, преобразованию окружающего мира.
  4. Личность — это комплекс выработанных предпочтений и привычек, психических особенностей, социокультурного опыта, знаний, которые определяют поведенческие нормы индивида и влияют на его связь с окружающим миром.
  5. Личность — совокупность индивидуальных психологических свойств, которые отличают от других людей.

Также в понятие «личность» психологи включают устойчивые особенности характера, которые свидетельствуют об индивидуальности и характеризуют человека как члена общества. Сюда можно отнести развитость способностей (коммуникативных, языковых, речевых), направленность стремлений и деятельности, темперамент. Этих компонентов огромное количество и все они отличают человека как личность. Чтобы их структурировать психологи выделили 4 уровня.

Уровни личности

Итак, из каких уровней выстроена структура личности в психологии:

  1. Низший — это возрастные, половые, врожденные свойства НС и темперамента.
  2. Второй — индивидуальные когнитивные способности: память, мышление, восприятие, способность к обучению, которые зависят от врожденных особенностей, а также от совершенствования этих качеств.
  3. Третий — социокультурный опыт (привычки, умения, знания и навыки).
  4. Высший определяет направленность личности (интересы, стремления, самооценка, убеждения).

Из вышеперечисленного ясно, что врожденные и приобретенные качества взаимосвязаны.

В детстве доминирует сначала первый, затем второй уровень. По мере взросления и развития человека, его личностные характеристики наполняются социальными навыками, которые формируют его как члена общества.

Понятие индивидуальности в современной психологии

«Ум — чувство — воля» являются классической триадой в психологии. Каждое из этих «образований» в психике челове­ка имеет свое «целевое» назначение:

ум — это «инструмент» познания, приобретения информа­ции о мире;

воля — это «инструмент» действия, преобразования мира;

чувство — это «инструмент-индикатор» пользы или вреда воздействия внешнего мира на человека; «инструмент» отно­шения.

В соответствии с «целевым предназначением» этих обра­зований можно выделить и группы основных потребностей, обеспечивающих существование человека. Такими потребнос­тями соответственно будут следующие:

— потребность в информации, которая является жизнен­но важной переменной, обуславливающей не только психи­ческое здоровье и развитие, но и адаптацию человека как био­логического существа;

— потребность в действии, активности, в самореализации — экстериоризации всего потенциала, имеющегося у человека;

— потребность в любви, принятии, признании — источни­ках положительных чувств.

Если рассмотреть далее «механизмы» реализации («функ­ционирования») этих основных психических образований, то мы выходим на категориальное описание психики.

Реализация познания мира происходит черезотражение.

Возможность реализации действия обеспечивает психи­ческаяактивность, энергия.

Возможность оценивания внешнего воздействия осуще­ствляет «Я» — самосознание,. которое формируетотношение.

Существуют ли в современной психологии представления о том, каким образом осуществляются эти психические потен­ции?

Отражение внешнего мира осуществляется сенсорно-пер­цептивными процессами с участием мнемического процесса и процессов переработки информации — интеллектуальными процессами. Совокупность этих процессов объединяется в психологии понятием «субъекта деятельности» [7].

Вопрос о психической энергии в психологии в настоящее время еще очень далёк от своего разрешения. Хотя и суще­ствуют представления об энерго-информационном механизме психики [37], пока они выглядят больше как гипотеза, чем как эмпирически доказанный факт. Тем не менее в психологии и психофизиологии существуют устойчивые представления о не­которых психических и физиологических процессах, интенси­фицирующих протекание деятельности. К таким процессам относят внимание, эмоции, состояние, волю как произволь­ную регуляцию, активацию.

В нейрофизиологии описаны активирующие структуры мозга — РФ, лимбика, — «субстраты» активации, таламус.

Есть в психологии понятия «энергетической цены деятель­ности», «энергетического потенциала», которые являются про­изводными биологической структуры человека — «индивида».

Что такое самосознание, «Я», каким образом происходит у человека осознание себя — это наименее разработанные в со­временной психологии представления.

Система отношений, которая образуется как «продукт» са­мосознания, продукт «Я» — в психологии обычно называется таким понятием, как «личность».

В современной психологии была осознана потребность ин­теграции всех многообразных свойств человека в некую целос­тность. Впервые о необходимости целостного рассмотрения человека заговорили гуманистические психологи, но они не предложили категории для обозначения этой целостности.

В отечественной психологии в 1969 г. Б.Г. Ананьевым была предложена категория «индивидуальности» как системы взаи­мосвязанных свойств человека, а затем B.C. Мерлииым катего­рия «интегральной индивидуальности» как функциональной констелляции свойств человека [7, 117].

Исследования B.C. Мерлина показали, что разноуровневые связи между индивидуальными биохимическими, соматотипи-ческими, нейродинамическими, психодинамическими и про­чими свойствами не только каузальны, однозначны, но и теле­ологические, много-многозначные.

Б.Г.Ананьев под индивидуальностью понимал целостную многоуровневую систему взаимосвязей свойств человека, пред­ставленных подсистемами «индивид», «субъект деятельности», «личность» [7].

«Индивид» — это совокупность биологических свойств че­ловека; «продукт» биологической эволюции биологического вида Homo sapiens.

«Субъект деятельности» — человек, производящий мате­риальные или духовные ценности. Основной предметной дея­тельностью человека является труд, другие социальные виды деятельности — игра, познание, общение, посредством кото­рых осуществляется интериоризация внешних действий и эк-стериоризация внутренней жизни личности. Именно баланс интериоризации — экстериоризации определяет структуру че­ловека как субъекта определенных деятельностей.

«Личность» — это направленность, тенденции, отноше­ния, ценностная ориентация человека. Личность — это соци­альный индивид.

Н.М. Владимирова писала, что предметом научного позна­ния индивидуальности является история становления целост­ности, гармонизации тенденций и потенций, в результате ко­торой и возникает уникальность индивидуальности [42].

Исследования человека показали, что в ходе онтогенети­ческого развития и жизненного пути происходит индивидуа­лизация организма и личности человека, охватывающая все его уровни.

На ранних стадиях развития нет устойчивых индивидуаль­ных проявлений.

B.C. Мерлин писал, что индивидуальность ребенка внача­ле представляет собой диффузное и динамично изменяющееся сочетание индивидуальных проявлений. В процессе развития складываются симптомокомплексы проявлений отдельных свойств, которые затем проявляются все чаще и интенсивнее, а затем возникают новые связи между свойствами. С возрас­том увеличивается количество много-многозначных связей. Основную системообразующую функцию в развитии разно­уровневых связей выполняет индивидуальный стиль деятель­ности [117].

Любопытна мысль неокантианца Гуссерля, что индивиду­альность — это то, что отличает человеческий дух от природы. Природное подчинено общим законам, а духовное — индиви­дуально.

Таким образом, можно говорить о процессе индивидуали­зации и о стадиях этого процесса.

Если на низших стадиях процесса индивидуализации ин­дивидуальность существует как отдельные, единичные, свое­образные проявления индивида, личности, субъекта деятель­ности, то активность человека, как показали исследования Вяткина Б.А., обеспечивает ему создание новых связей между структурами. Развитие интегральной индивидуальности опре­деляется выбором индивидуальных систем движений, опера­ций, стратегий, целей. Таким образом, активность, самостоя­тельный выбор стиля характеризует основной принцип разви­тия интегральной индивидуальности. B.C. Мерлин подчерки­вал, что человек сам создает своими действиями свою индиви­дуальность [117]. —

Становление индивидуальности происходит в процессе движения к самостоятельно поставленной жизненной цели. На определенном этапе развития у человека возникает про­блема самоопределения — поиск своей индивидуальности. Индивидуальность становится собой, освобождаясь от ниве­лирующих социальных ролей.

Для промежуточных стадий развития индивидуальности, имеющих важное значение для начала самостоятельного жиз­ненного пути, характерно формирование в самосознании адекватного образа «Я» — знания себя, своих индивидно-субъектных особенностей; формирование на основе осозна­ния своих достоинств и недостатков, индивидуального стиля деятельности и поведения, формирование различных компен-саторных механизмов.

Используя понятия теории множеств, можно представить «свойства индивида», «свойства субъекта деятельности», «свойства личности» как непересекающиеся множества в мо­мент рождения, и онтогенетический процесс как процесс со­вмещения этих множеств, наложения их друг на друга до пол­ного «идеального» совпадения при образовании гармоничной индивидуальности, имеющей неограниченную свободу макси­мальной самореализации.

Высшая стадия индивидуализации — это гармонизация, интеграция развитых, совершенных структур индивида, лич­ности и субъекта деятельности.

Б.Г. Ананьев писал, что «Единичный человек как индиви­дуальность может быть понят лишь как единство и взаимо­связь его свойств как личности и субъекта деятельности, в

структуре которых функционируют природные свойства чело­века как индивида» [7, с. 334].

Таким образом, индивидуальность — это уникальная не­повторимость отдельного единичного человека, взятого в це­лом, во всех его свойствах и отношениях. Индивидуальность всегда есть индивид, но не каждый индивид — индивидуаль­ность. Прежде чем стать индивидуальностью, индивиду надо стать личностью.

Таким образом, понимание целостности человека в хрис­тианской антропологии отражено понятием «тримерии», а в современной психологии понятием «индивидуальности».

Типы личности


Люди отличаются между собой на каждом уровне. В связи с этим нередко возникают сложности с пониманием других, на этой почке возникают противоречия, споры, конфликты. Чтобы этого не допустить следует иметь определенный багаж знаний и сочетать его с собственной наблюдательностью и осознанностью.

Каждому человеку свойственен набор тех или иных свойств, которые отражают динамику его поведенческих и психических процессов. Всего имеется 4 всем известных темперамента.

Итак, какие бывают типы личности в психологии:

  1. Меланхолик. У таких людей слабо выражены возбудительные и тормозные процессы, но сильно выражен невратизм. Они обладают небольшим энергетическим потенциалом. На фоне этого быстро устают, нуждаются в частом отдыхе. Ранимы, остро воспринимают происходящее. Акцентируют внимание на собственных переживаниях.
  2. Холерик. Обладает высоким уровнем невратизма, возбудимости и низким уровнем тормозных процессов. Обладает высоким энергетическим потенциалом. Вспыльчив, активен, эмоционально лабилен, импульсивен. Сложно уживается с людьми.
  3. Флегматик. Отличается высокой работоспособностью, но медленной адаптацией. Хладнокровен, эмоционально уравновешен, пассивен и медлителен, имеет устойчивые стремления.
  4. Сангвиник. Уравновешенная личность с высокими адаптационными способностями. Инициативен, оптимистичен, активен. Обладает высоким энергетическим запасом.

Изучение природы человека — это непростая и значимая задача, охватывающая разные аспекты жизнедеятельности. Но благодаря многочисленным исследованиям и пополнением своих знаний в области психологии личности человека, можно качественно изменить жизнь.

Психология влияния

Психология влияния — это оказание воздействия на чувства, мышление, действия другого человека с использованием исключительно психологических средств.

Все мы, так или иначе, постоянно ощущаем на себе влияние — не обязательно какого-то человека, часто это бывает влияние привычных норм поведения, мнения окружающих, заложенного с детства воспитания. Важно также понимать: мы воспринимаем окружающий мир субъективно, и наше восприятие не всегда отвечает действительному положению дел. Все эти факторы используют люди, освоившие такой предмет, как психология влияния.

У продавца, который успешно освоил психологию влияния, люди охотнее покупают товар — независимо от его специфики. А всё потому, что такие продавцы учитывают особенности человеческой психологии и умеют эффективно показать «товар лицом», сделав акцент на его положительных качествах, убедив потенциальных покупателей в его нужности.

В первую очередь, полезно научиться понимать, каким именно способом пытаются воздействовать на вашу личность. А делать это могут не только продавцы, но и начальник, коллеги, соседи, даже члены семьи и родственники. Среди основных известных способов психологии влияния на людей:

  • убеждение,
  • внушение,
  • просьба,
  • заражение,
  • самопрезентация,
  • игнорирование,
  • принуждение,
  • деструктивная критика,
  • вызывание импульса к подражанию и другие.

Более подробно о некоторых из них.

Убеждение

Этот метод считается наименее опасным и, в общем-то, правильным, потому что отталкивается от логики. Его ещё называют методом Сократа: именно этот мыслитель первым понял, что если вы будете предъявлять один за другим своему оппоненту неоспоримые факты, с которыми он просто вынужден согласиться, то в конце концов он проявит солидарность с вами и в основном вопросе.

Заражение

В основе этого метода психологии влияния лежит воздействие сильной личности, обладающей высокой энергетикой и способной «заразить» своими идеями всех вокруг. Этот способ выбирают для того, чтобы оказывать социальное влияние, чтобы вести за собой группу людей и даже массы. Заражением пользовались известные мировые лидеры, под обаяние которых подпадали все, кто их слышал и видел.

Самопрезентация

Этот способ психологии влияния оказывается эффективным в том случае, когда нужно откровенно заявить о собственной компетентности и высоком профессионализме, чтобы победить в каком-то отборе. Самопрезентацию часто используют в психологии политического влияния.

Вызывание импульса к подражанию

Человек, стремящийся оказывать психологическое влияние, вырабатывает у себя определённую модель поведения, демонстрируя качества, которые станут привлекательными для окружающих и которым захотят подражать. Чтобы вызвать необходимую реакцию, человек искусственно создаёт то или иное ложное поведение. Объекты воздействия в результате будут слепо копировать, подражать. Это очень наглядно проявляется в среде подростков: копируют обычно не отличника и активного общественника, а самого отъявленного хулигана, делающего всё «наоборот», «назло».

Просьба

Иногда прямая бесхитростная просьба оказывает более сильный эффект, чем принуждение и сложные манипуляции. Обезоруживающе улыбающаяся беспомощная девушка, хлопая ресницами, просит о чём-то молодого человека — и он тут же с готовностью выполняет её просьбу, не задумываясь о последствиях. Здесь важно понимать степень искренности просящего: может быть, он тоже манипулирует вами, но более тонко?

Деструктивная критика

Чтобы заставить человека что-то сделать, его подвергают жёстким насмешкам, оскорблениям, пренебрежительным оценкам. Стремясь избежать неприятного для него положения, когда его осуждают и над ним смеются, человек старается оправдаться и делает то, чего от него добиваются.

Внушение

Специалисты называют этот способ психологии влияния одним из самых опасных, так как внушение подразумевает воздействие на человека в обход его собственной воли, агрессивное вмешательство в психику.

Надо сказать, что психология влияния считается наполовину запретной темой. Дело в том, что она напрямую касается механизмов власти и раскрывает приёмы, позволяющие управлять людьми. Однако мы живём в мире, где каждый влияет на каждого, осознанно или неосознанно, и лучше, если мы будем готовы к этому.

Проблемы в развитии личности психолога

Профессионально успешный психолог-практик, который ведет диагностическую и психокоррекционную работу, отличается высоким уровнем развития вербального интеллекта, интуитивности, эмпатии; хорошими коммуникативными способностями. Психолог с явно выраженной тенденцией к отрыву от реальности и острым чувством своего превосходства над другими, как правило, хладнокровно относится к переживаниям клиентов. Часто они упиваются своей властью над другими людьми, мало озабочены последствиями собственных психотерапевтических сеансов.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

В случае недостаточного развития личности психолога можно наблюдать отсутствие внутреннего понимания человека, выраженную амбициозность. У такого специалиста очень слабо проявлены следующие черты: гуманизм, жертвенность, эмпатийность.

Сегодня назрела потребность в преобразовании вузовской подготовки психологов. Считается, что она должна быть не только профессиональной, но и личностно ориентированной. С ее помощью может формироваться целостная здоровая личность, ведь главным инструментом психолога является он сам как личность.

Психологом невозможно становиться с помощью простого накопления теоретических знаний и умений. Человек может иметь хорошую подготовку в плане теории, умея проводить точную диагностику, применяя разные психологические методы. Тем не менее, ему не всегда присуща способность помогать своим клиентам, меняться и совершенствоваться.

Возможно, процесс отбора абитуриентов в большей степени нужно базировать на выявлении гуманных личностных тенденций, начиная с профотбора при поступлении на специальность «Психология». Следующий шаг должен представлять получение студентами уже с первых дней учебы, параллельно с изучением теории, индивидуальных консультации психолога. Они должны также посещать специальные тренинговые занятия.

Далее, на более старших курсах, когда уже был осуществлен осознанный выбор направления, необходимо продолжение клиентской практики со специалистами выбранного направления. Для того чтобы из таких учащихся получились настоящие психологи-профессионалы, нужно обратиться не только к накоплению ими знаний по специальности, но и к ценностным ориентациям, серьезным этическим проблемам. Это нужно для предупреждения возможной самоуверенности, для понимания будущими психологами всей сложности и многогранности внутреннего мира человека.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]