Строение индивидуальной деятельности человека. — Ответы к экзамену по дисциплине «Общая психология»

Деятельность — форма активности человека, направленная на изменение окружающего его мира. Деятельность подразделяется на разные категории в зависимости от подхода, согласно которому они определяются. Виды деятельности различаются по субъектам деятельности, по характеру деятельности, по соответствию нормам социума, по отношению с прогрессом, сфере общественной жизни, по особенностям проявления активности.

Классификация видов деятельности

По участвующим субъектам деятельность делится на

  • Индивидуальную — деятельность отдельно взятых индивидов. Такую деятельность представляет индивидуальная трудовая деятельность, единоличные предприятия и частные семейные предприятия.
  • Коллективную — деятельность групп индивидов. Такую деятельность представляют общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, концерны и кооперативы.

По характеру достигаемых целей

  • Репродуктивная — деятельность, характеризующаяся принятием и обработкой уже готового, повторяющая созданное на данный момент.
  • Продуктивная — создающая новое и никогда до этого не существовавшее.

По соответствию нормам морали

  • Моральная — деятельность, существующая как реализация моральных норм, характеризующая индивида как носителя моральной культуры.
  • Аморальная — деятельность, характеризующаяся как идущая в разрез с моральными нормами.

По законности

  • Законная
  • Незаконная — деятельность, не имеющая права на существования вообще или в данной ситуации.

По влиянию на мировой прогресс

  • Прогрессивная — содействующая общественному прогрессу.
  • Регрессивная — идущая против общественного прогресса.

По влиянию на общество

  • Созидательная — деятельность, результатом которой является культура, направленная во благо.
  • Разрушительная — деятельность, результатом которой является разрушение общественных укладов и ценностей (результат войны, безответственного хозяйства и т.д.)

По характеристикам проявления активности

  • Внешняя — деятельность, проявляющаяся в виде движений и действий с реальными предметами.
  • Внутренняя — происходящая посредством умственной деятельности, со стороны психологических черт человека.

По задействованной сфере

  • Экономическая деятельность — деятельность, связанная с хозяйством. Включает в себя:

    Производство

  • Распределение (разделение экономических благ)
  • Обмен
  • Потребление

Экономическая деятельность осуществляется индивидами или социальными группами через заводы и фирмы, биржи и т.д.

  • Социальная деятельность — деятельность государства, направленная на обеспечение социальных гарантий; деятельность индивидов и социальных групп, направленная на построение отношений между ними.

Социальную деятельность человека представляют коммунальные, здравоохранительные и социальные системы и службы.

  • Политическая деятельность — деятельность государства, направленная на изменения жизни граждан, деятельность, связанная с установлением государственной системы и системы отношений человека и государства.
  • Духовная деятельность- деятельность, направленная на создание духовных ценностей, их распространения. Характеризуется общественным сознанием.
  • Материальная деятельность — деятельность, направленная на изменение окружающей природы или структуры общества.

Духовная и материальная деятельность

Деятельность разделяют на материальную и духовную. Материальная деятельность — деятельность, направленная на видимые и физически ощущаемые изменения окружающего мира. Духовная деятельность — это деятельность, направленная на изменение порядка в обществе, сознания индивида и общества, на образование ценностей и т.д. Такое разделение деятельности условно, поскольку любая деятельность характеризуется и как материальная, и как духовная. Это легко доказать тем, что любая деятельность человека так или иначе ведет к её внешним проявлениям, и любая деятельность имеет интеллектуальный и духовный характер — включает целеполагание и анализ.

Духовная деятельность

Духовная деятельность в свою очередь тоже делится на несколько видов:

  • Духовно-практическая

    — это деятельность, связанная с сохранением и принятием уже созданных духовных ценностей. Чтобы сохранять такие ценности, люди создают разного рода архивы, музеи и библиотеки — одним словом, делают всё, чтобы распространить ценности и привить их обществе.

  • Духовно-теоретическая

    или
    прогностическая
    — это деятельность, выраженная научной работой и направленная на создание и формирование духовных ценностей. Духовно-теоретическая деятельность выражается через научную работу, изучение природы и т.д.

  • Ценностно-ориентировочная

    — деятельность, направленная на ощущение и понимание, осмысление окружающего мира, формирование мировоззрения.

Материальная деятельность

Материальная деятельность имеет свои подвиды. Она бывает производственной и социально-преобразующей.

  • Производственная

    деятельность — это деятельность, направленная на изменение окружающей природы, условий жизни под требования человека, производство товаров.

  • Социально-преобразовательная

    — деятельность, направленная на изменение структуры общества. Такой деятельностью можно назвать государственные реформы, революции и т.д.

Понятие деятельности

Деятельность считается основой для развития человека как личности, основным фактором его существования как социального существа. Освоение деятельности, ее осложнение, улучшение является важным условием для развития нервной системы человека. Для решения воспитательных задач нужно базироваться на психологических закономерностях и динамику человеческих деятельностей. Проводя воспитательные действия необходимо учитывать характер различных видов деятельности, их особенности, смысл, содержание и объем.
Понятие личности и деятельности в российской психологии рассматриваются как связанные между собой явления. При разработке проблемы деятельности и активности личности, современная психология основывается на идеи о функциональном нраве отражения, о происхождении сознания из трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и деятельности человека. Источником активности называют, в первую очередь, потребности. Именно потребности толкают человека к поиску средств для её удовлетворения, что влечёт за собой активную деятельность.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

По происхождению потребности можно поделить на естественные и культурные, и характеризуются последующими показателями:

  • любая потребность обладает своим собственным предметом, т. е. она непрерывно есть осознание надобности в чем-либо.
  • любая потребность получает определенное содержание в зависимости от критериев и способов ее удовлетворения.
  • потребность обладает возможностью отражаться.
  • потребности выражаются в мотивах, т. е. в некоторых побуждениях к деятельности.

У каждого вида деятельности выделяются свои особые мотивы.

Основные виды деятельности в жизни человека

Наука выделяет четыре основных вида деятельности: игру, учёбу, труд, общение и творчество.

Игра

Игра

— деятельность, целью которой является именно сам процесс, а не получение определенного результата. Игра всегда направлена на отдых и развлечение, то есть на удовлетворение духовных потребностей.

Ролевые игры

— игры, в которых участник ограничивает свое поведение определённой, выбранной им ролью.

Характерные особенности игры:

  • Ситуация игры всегда условна, в любой момент может измениться
  • Направлена на удовлетворение интереса участников
  • Характеризуется познанием окружающей предметной и социальной действительности
  • Развивает такие черты личности, как нравственность, интеллект и т.д.
  • Имитирует реальную жизнь, но является более упрощённым ее форматом
  • Является предпосылкой для обучения
  • Содержит элементы: роль, ситуацию, игровые действия.

Виды игр по количеству участников

  • Индивидуальная

    — деятельность, связанная с одним индивидом

  • Групповая

    — объединяет несколько индивидов.

Виды игр по цели

  • Функциональная

    — игра, предполагающая получение новой информации о свойствах предметов и способах взаимодействия с ними.

  • Конструктивная

    — игра, предполагающая создание чего-либо, осмысление функций предметов.

Учёба

Учёба — вид целенаправленной деятельности, предполагающий обретение совершенствование знаний, умений и навыков. Может выражаться как самообразование.

  • Организованное

    — осуществляющееся в специальных учреждениях, также называется обучением.

  • Неорганизованное

    — являющееся побочным, параллельным другим видам деятельности.

  • Самообразование

    — самостоятельное обучение, стимулирующееся только личным интересом и имеющее, как правило, определенное направление

В ходе учебной деятельности вырабатываются:

Труд

Труд — деятельность человека, направленная на получение экономических благ и общественно полезных продуктов, дающая человеку возможность удовлетворить свои потребности.

Труд всегда требует квалификации, то есть особых навыков, знаний и умений человека, которые необходимы для осуществления той или иной деятельности.

Труд характеризуется:

  • Наличием цели
  • Наличием задач и ожидаемых результатов
  • Квалификацией
  • Практической полезностью, выработкой экономических благ
  • Изменением материального мира
  • Выработкой способностей и характерных черт человека

Параметры трудовой деятельности

  1. Производительность

    — количество благ, произведённых за единицу времени

  2. Эффективность

    — соотношение объема затрат и объема результата

  3. Уровень разделения труда

    — распределение функций между участниками деятельности

Составные части труда

  1. Предмет труда — все, что преобразуется в результате деятельности (сырье, изделия, услуги)
  2. Средства — орудия труда (инструменты, машины и т.д.).
  3. Технологии — способы осуществления деятельности, методы.
  4. Организация — порядок осуществления процесса труда.
  5. Целесообразность

Общение

Общение —

вид деятельности, при котором индивиды обмениваются информацией, то есть мыслями чувствам.

Структура общения

  • Субъект

    — тот, с кем общение осуществляется: индивиды или группы индивидов

  • Цель

    — то, ради чего происходит общение: передача и получение информации

  • Содержание

    — идеи и чувства, передающиеся во время общения

  • Средства

    — способы передачи информации:

    Органы чувств

  • Устная речь
  • Письменная речь
  • Технические средства

Функции общения

  • Перцептивная

    — аффективно-коммуникативная. Проявление чувств и эмоций человека к его партнеру по общению и к окружающему миру.

  • Информационно-коммуникативная. Передача информации.
  • Интерактивная

    — регуляционно-коммуникативная. Создание стратегии и структуры общения.

Виды общения по содержанию

  • Материальное

    — обмен материальными ценностями

  • Когнитивное

    — обмен информацией

  • Кондиционное

    — обмен эмоциями и чувствами

  • Мотивационное-

    обмен целями и интересами

  • Деятельностное

    — обмен умениями и навыками

Индивидуальный стиль

Введение

Жизненный успех человека в целом напрямую зависит от его полноценной самореализации в жизни и эффективного использования им своих достоинств, при возможном компенсировании своих недостатков. Это достигается с помощью формирования и применения им оптимального для него индивидуального стиля деятельности. Стабильность его профессиональной деятельности и служебная карьера тесно связаны с его полноценной самореализацией в избранной профессии. Важнейшим условием для этого является эффективность его стиля профессиональной деятельности. Проблема индивидуального стиля и его эффективного применения изучается в дифференциальной психофизиологии. Рассмотрим это важное понятие.

Определение понятия

Стиль — это предпочитаемая индивидом манера и форма проявления себя. © Сазонов В.Ф., 2014. © kineziolog.bodhy.ru, 2014.

Стиль индивида проявляется в его способе жизни и деятельности, в организации своей окружающей среды, в коммуникации, в эмоциоральном реагировании, в самопрезентации и самореализации, а также в саморегуляции.

Стиль — это универсальная характеристика способа жизни человека, связывающая в единое целое биологические, психологические и социальные аспекты его бытия.

Стиль человека проявляется во всем — от особенностей переработки информации индивидом до реакций на кризисные ситуации, от манеры общаться и способов достижения цели до специфики целой эпохи.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) — это целостная система психологических средств наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности с точки зрения продуктивности деятельности и удобства, комфортности её процесса для субъекта (Толочек В.А.).

Эта система включает в свой состав не только самые характерные, используемые действия и приёмы, но и отвергаемые (как неудобные, некомфортные для индивида). Так, например, в изучении стилей спортивной борьбы им выделен силовой атакующий стиль. Его приверженцы предпочитают бороться с обороняющимся, малоподвижным противником, используют атакующую тактику, бой в ближней дистанции и отвергают контратакующую тактику, направленную на атакующего, высокоподвижного противника, ведущего бой на дальней дистанции. При относительном постоянстве содержания труда, условий и средств его осуществления у субъекта труда, стремящегося к достижению высоких результатов, может стихийно сформироваться собственный эффективный ИСД.

В.А. Толочек подчеркивает, что формирование ИСД опирается как на сознательные, так и на бессознательные механизмы пассивной и активной адаптации человека к среде, к деятельности. К сознательным механизмам формирования и реализации ИСД он относит проявления рефлексии и саморефлексии, саморегуляции своей активности, выбор способов деятельности. К бессознательным механизмам ИСД — формирование навыков и эмоциональное переживание удобства, предпочтения, лёгкости или, напротив, трудности, дискомфорта, сопровождающих процесс деятельности.

Индивидуальные стили деятельности (ИСД)

Феномен ИСД отражает целостный синдром «уравновешивания» индивидуальных особенностей субъекта с заданными условиями его труда. В более поздних исследованиях (Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я., Ильин Е.П., Мерлин В.С., Моросанова В.И., Толочек В.А., Щукин М.Р. и др.) было показано, что ИСД выполняют спектр разных функций — гармонизации в сочетаниях отдельных качеств, обеспечение становления «интегральной индивидуальности» работника и др. Сущность этого адаптационного синдрома заключается именно в «уравновешивании» (Климов Е.А.) и направлен он именно на стабилизацию системы «субъект – внешние условия деятельности (рабочее место)» по механизму гомеостаза. Стиль формируется с учетом оптимального функционирования психофизиологических особенностей субъекта. Стиль ориентироваан на поддержание эмоционального комфорта (Ильин Е.П., В.С.Мерлин). Стиль компенсирует слабо развитые способности, но не способствует их развитию (Ильин Е.П.). Примечательно, что стиль может быть как эффективным, так и неэффективным (Ильин Е.П., Толочек В.А., Щукин М.Р.), другими словами, стиль может не обеспечивать своих прямых функций.

Примечательно также, что ИСД как «устойчивые системы психологических средств» и как «устойчивые системы приемов и способов деятельности» (Климов Е.А и др.) могут обнаруживать удивительную пластичность и адаптивность при рефлексируемых субъектом кардинальных изменениях условий деятельности, а также в условиях направленного формирования стиля (см. работы под рук. В.С.Мерлина, Б.А.Вяткина и др.). Другими словами, «устойчивая психологическая система» проявляет удивительную гибкость и реактивность когда внешнее воздействие направлено именно на саму систему, но часто характеризуется инертностью и даже неэффективностью когда она выступает как средство «уравновешивания индивидуальности субъекта и объекта». Стиль как система проявляет себя противоположными свойствами – инертностью в рамках системы «субъект – объект (рабочее место)» и пластичностью, если границы расширяются и в такую систему привносится третья составляющая.

Источник: Толочек В.А. Адаптация субъекта к социальной среде: парадоксы, парадигмы, психологические механизмы // ПАСС МирПс 082006 ж. Мир психологии, 2006, № 3, с. 127 – 142. [сайт]

Иерархия стилей

1. Стиль жизни

Стиль жизни проявляется как совокупность моментов социализации, полноценной самореализации в разных сферах жизнедеятельности (вступление и расторжение брака, рождение детей и т.п.). Такой механизм адаптации формируется по типу «больших систем» (Пригожин И., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Хакен Г., Файербаум М.) и оказывает косвенное и диффузное воздействие на профессиональную успешность человека [16]. Источник: [сайт]

2. Стиль поведения. 3. Стиль деятельности.

4. Стиль профессиональной деятельности

Стили профессиональной деятельности (СПД) как феномен согласования в стиле субъекта особенностей стилей и индивидуальности взаимодействующих с ним сосубъектов [13]. Четвертый адаптационный синдром принципиально отличается от ранее выявленного ИСД. СПД есть синдром совместной деятельности. Это – устойчивые комбинации приемов и способов индивидуальной деятельности — стили, в которых, однако, резко ослаблены связи ее компонентов с индивидуально-психологическими особенностями субъекта, а также видоизменяются и сохраняются связи между компонентами деятельности. Такая адаптационная система охватывает и интегрирует группу непосредственно взаимодействующих партнеров совместной деятельности (например, цепочки-диады «вышестоящий руководитель – руководитель», «спортсмен – тренер», «спортсмен – спортсмен»). Выступая как устойчивые системы психологических средств и устойчивые системы приемов и способов деятельности, в своем сущностном проявлении стили субъектов кардинально перестраиваются – до отрицания своих «стартовых особенностей» (связей компонентов деятельности и индивидуально-психологических особенностей субъекта), когда субъект органично включен в профессиональные взаимодействия с другими людьми, когда целесообразна интеграция их индивидуальностей, стилей, управленческих ресурсов в рамках корпоративной культуры организации. Другими словами, воздействие новых внешних, активных по своей природе условий (и прежде всего – поведения и деятельности других людей) на стиль субъекта приводит к утрате первоначальных ключевых, сущностных свойств индивидуального стиля (т.е., замкнутой психологической системы «субъект – объект»), который как устойчивая система при этом преобразуется и сохраняется в масштабе данных социально-психологических взаимодействий партнеров. Источник: [сайт]

5. Стиль коммуникации.

6. Стиль саморегуляции

Стиль саморегуляции. Под саморегуляцией произвольной активности понимают системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, направленными на достижение принимаемых субъектом целей (Конопкин О.А. 1980, Морасанова В.И. 1998, Сперанский В.И., 1991). К стилевым или индивидуально-типическим особенностям саморегуляции относят: 1) индивидуальные особенности основных регуляторных процессов (планирования — выдвижения целей, моделирование условий, программирование действий, оценивание и коррекцию результатов; 2) стилевые особенности целостной системы саморегилирования, выступающей в качестве личностных свойств (например, самостоятельность, надежность, гибкость) (Морасанова В.И., 1998). Источник: [сайт]

7. Стиль самопрезентации (самовыражения). 8. Стиль самоактуализации. 9. Стиль преобразования окружающей среды.

Психофизиологическая основа индивидуального стиля — это уникальная индивидуальная комбинация из совокупности свойств нервной системы и качеств личности, которая позволяет добиваться успеха и эффективности в жизни и деятельности своим определенным характерным способом.

Выбор определённого способа достижения успеха и эффективности зависит от задатков, качеств, склонностей, способностей и одаренности индивида, а также от влияния на него окружающей среды.

Адекватный адаптивный стиль позволяет наиболее эффективно приспособиться к конкретным условиям жизни и деятельности.

Адекватность реализуется по трем направлениям: 1. По отношению к собственному набору способностей. 2. По отношению к социальному окружению. 3. По отношению к деятельности, ее целям, задачам и способам достижения.

Способы достижения одной и той же цели могут быть разными, поэтому к совершенно одинаковым результатам могут приводить совершенно разные стили.

Формирование стиля опирается на систему внутренних ценностей, способностей и ресурсов.

По мере использования определенного стиля происходит адаптация человека к самому стилю, формируются соответствующие навыки, привычки, и данный стиль становится для него ещё более предпочтительным.

Группировка людей по стилю

1. Подготовительный стиль Наибольшее внимание уделяется подготовительным действиям. У людей с таким стилем преобладают драйв-рефлексы. Наиболее важно для них – оказаться в нужное время в нужном месте в нужном состоянии и с нужными средствами. Соответственно, их действия направлены на упреждающее обеспечение всего этого. Подготовительному стилю соответствует слабый тип нервной системы.

2. Исполнительский стиль Предпочтение отдается исполнительской деятельности в конкретной ситуации. Адаптация идёт в рамках самой этой ситуации и при её повторах. Исполнительскому стилю соответствует сильный тип нервной системы.

Ни у одного стиля нет явных преимуществ перед другим. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки.

Дополнительные материалы

Стиль человека. Психологический анализ / Под ред А. В. Либина. — М.: Смысл, 1998. 310с. []

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]