Сборник тестовых заданий по дисциплине «Психология общения»


Коммуникативная сторона общения

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга. В структуре общения выделяют следующие компоненты:

  1. Коммуникативная сторона общения – обмен информацией между общающимися;
  2. Интерактивная сторона общения – взаимодействие и взаимовлияние, психологическое воздействие общающихся друг на друга;
  3. Перцептивная сторона общения – восприятие человека человеком и понимание людьми друг друга.

Обмен информацией между общающимися осуществляется путем коммуникаций. Коммуникация – это процесс передачи информации.

Человеческое общение речевой обмен информацией эмоциональный контакт между людьми. — презентация

Человеческое общение речевой обмен информацией эмоциональный контакт между людьми
Информативная — передача профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся. Контактная — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности. Побудительная — стимуляция активности учащегося, направляющая его на выполнение тех или иных учебных действий. Эмотивная — побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»).

Личностно- ориентированная Учебно- дисциплинарная

Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или опека. Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций

Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

взаимное восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный аспект общения); обмен информацией (коммуникативный аспект); осуществление совместной деятельности (интерактивный аспект).

Учитель строит диалог с учащимися, учитывая их индивидуальные особенности, интересы, склонности, настроения и т.д.

Учитель передает знания, используя активные методы обучения, с целью активизировать собственные усилия учащихся по усвоению знаний.

снежинка Женщина, закутанная в тончайший белый тюль Прелестна, нежна Живая, необычная Из ослепительно сверкающего льда Фантастиче ская, сказочная Глаза, как две ясных звезды Легкая, порхающая

Сказочная, фантастическая Окрыляет, вдохновляет Удержать ее умеют единицы Мечта Любовь

Принцип уважения индивидуальности. Принцип коллективной деятельности. Принцип разумной требовательности. Принцип диалога. Принцип педагогической поддержки.

Постановка проблемного вопроса Один вариант развития Другой вариант решения проблемы

проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества); децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека); идентификация (неосознанное отождествление себя с другим, либо сознательная мысленная постановка себя на место другого); эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания); стереотипизация (механизм межличностного познания).

-проецировать свое отношение к определенному событию на всех остальных, полагая, что для них оно столь же значительно. -считать виновником своих неудач кого-то другого, вместо того, что попытаться признать отрицательные свойства характера в себе самом. -думать, что окружающие предпочитают то же самое, что любите Вы. -навязывать свое мнение другим. Проецирование:

Децентрация: -отойти от собственной эгоцентрической позиции; — принять точку зрения другого человека.

Идентификация: — неосознанно отождествлять себя с другим, копировать, подражать; — сознательно ставить себя на место другого.

Эмпатия: -понимание эмоционального состояния ребенка; -демонстрация этого понимания; -сопереживание; -Способность поставить себя на место другого.

Стереотипы: — антропологические; — этнонациональные; — социально-статусные; — социально-ролевые; — экспрессивно-эстетические; — вербально-поведенческие.

Антропологические стереотипы — оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей его физического облика.

Этнонациональные стереотипы – восприятие человека в зависимости от его принадлежности к той или иной расе, нации, этнической группе.

Социально-статусные стереотипы — оценка личностных качеств человека зависит от его социального статуса.

Социально-ролевые стереотипы проявляются в зависимости оценки личностных качеств человека от его социальной роли, ролевых функций.

Экспрессивно-эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека («эффект красоты»)

Вербально-поведенческие стереотипы связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т.п.).

Гендерные стереотипы:Возрастные стереотипы: мужчины умнее женщин; женщина не может быть руководителем и др. все подростки «трудные»; молодые люди легкомысленны и др.

Эффект «ореола»: общее впечатление об ученике переносится на оценку его отдельных качеств и наоборот.

Эффект «первичности» Эффект «последней информации»

умение передавать учебную информацию умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации умение активно слушать ученика умение организовывать и поддерживать педагогический диалог

умение ориентироваться в коммуникативной ситуации педагогического взаимодействия умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты учащегося умение понимать эмоциональное состояние учащегося

1. Не унижать человеческое достоинство

2. Управлять своими эмоциями даже в острых конфликтных ситуациях

3. Не обижаться по пустякам и не быть злопамятным

4. Не бояться извиниться, если чувствуешь, что неправ

5. Быть щедрым на похвалу

6. Соблюдать дистанцию в отношениях

7. Уметь разрядить обстановку

«Ты- высказывание» «Я-высказывание» Ты никогда меня не слушаешь! Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

«Ты- высказывание» «Я-высказывание» Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?

Вечно ты хамишь! «Ты- высказывание» «Я-высказывание»

Ты всегда ужасно себя ведешь! «Ты- высказывание» «Я-высказывание»

Ты всегда без спросу берешь журнал со стола! «Ты- высказывание» «Я-высказывание»

Вы всегда ведете себя шумно! «Ты- высказывание» «Я-высказывание»

Ты как всегда не голов к уроку! «Ты- высказывание» «Я-высказывание»

У тебя уже целую неделю нет ручки! «Ты- высказывание» «Я-высказывание»

Конфликт – ( лат. Conflictus) столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор.

Этапы развития конфликта 1. Конфликтная ситуация: -различные позиции субъектов во взгляде на один и тот же вопрос; -противоречие завуалировано, скрыто от субъектов.

Этапы развития конфликта 2. Инцидент (от лат. «случай»): -Становится очевидным деление на «союзников» и «противников»; -силы начинают приводиться в «боевое» состояние.

Этапы развития конфликта 3. Эскалация (от лат. «лестница») – нарастание конфликта: -акцентуация отрицательных качеств оппонента (как реальных, так и иллюзорных); -рост эмоционального напряжения; -переход от аргументов к претензиям и личным выпадам; -потеря первоначального предмета разногласий; -расширение границ конфликта; -увеличение числа участников; -применение насилия.

Этапы развития конфликта 4. Завершение конфликта: -перемена ценностей субъектов противоборства, -появлении условий или сил, способствующих разрешению конфликта; -осознание безрезультатности продолжения конфликта.

Способы разрешения конфликта 1. Насилие: -«сильный» подавляет «слабого» путем применения физической силы; -«сильный» подавляет «слабого» путем применения форм административного, служебного и прочих воздействий.

Способы разрешения конфликта 2. Разъединение: -прекращения взаимодействия между конфликтующими сторонами; -«бегство» одной из конфликтующих сторон.

Способы разрешения конфликта 3 Примирение: -молчаливое прекращение «военных действий»; -переговоры.

Способы разрешения конфликта 4. Привлечение третьей стороны: -третья сторона выступает в поддержку одной из конфликтующих сторон; -третья сторона выступает в качестве беспристрастного посредника.

Эффективные стратегии поведения при конфликте «Перевод внимания» или «тушение конфликта» — необходимо перевести разговор на другую тему.

Эффективные стратегии поведения при конфликте «Компромисс» — участники конфликта готовы идти на взаимные уступки.

Эффективные стратегии поведения при конфликте «Диалог»

Эффективные стратегии поведения при конфликте с начальником: -Демонстрация способности к адекватному восприятию критики.

Эффективные стратегии поведения при конфликте с начальником: — Не демонстрировать обиду

Эффективные стратегии поведения при конфликте с начальником: -отвечайте конструктивно, по существу, не оправдываясь, а давая объяснения.

Эффективные стратегии поведения при конфликте с начальником: -Не вмешивайте в разговор эмоции.

Эффективные стратегии поведения при конфликте с начальником: -Не вмешивайте в разговор эмоции.

1. Не отталкивать, а привлекать к сотрудничеству; 2. Показывать родителям свое хорошее отношение к их детям; 3. Искать новые формы взаимодействия с родителями; 4. Не стремиться во чтобы то ни стало отстоять свою позицию; 5. Обсуждать проблемы, а не личные качества ученика.

1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день. 2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю. 3. Рядом есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться. 4. Вы занимаетесь спортом или бываете на природе хотя бы раз в неделю. 5. Ваш доход удовлетворяет Ваши основные потребности. 6. Вас поддерживает Ваша вера. 7. Вы регулярно занимаетесь общественной деятельностью. 8. У Вас много друзей и знакомых.

9. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете. 10. Вы чувствуете себя здоровым человеком. 11. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо. 12. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы. 13. Вы можете организовать Ваше время эффективно. 14. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков. 15. Вы находите время на себя в течение дня.

Вы согласны с большей частью утверждений (от 12 и более) — у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться. Вы согласны примерно с половиной приведенных высказываний — стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь и Вы им не очень сильно сопротивляетесь. Количество высказываний, с которыми вы согласны, не превышает 5-ти — Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни — не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.

Как распознать стресс? — физическое недомогание, боли, спазмы; — дрожь или нервный тик; — повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение. -беспокойство, повышенная возбудимость, -раздражительность, агрессия; -невозможность сосредоточиться; -чувство беспомощности, страх.

Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя. Почти никогда Редко ЧастоПочти всегда 1. Я чувствую себя опустошенным к концу рабочего дня Я плохо засыпаю 3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня 4. После рабочего дня я срываюсь на своих близких 5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела 6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня 7. У меня появляются проблемы со здоровьем 8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил 9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

менее 3-х баллов – низкий показатель эмоционального выгорания средний показатель эмоционального выгорания выше 12 высокий показатель эмоционального выгорания Интерпретация результатов

Что поможет избежать эмоционального выгорания? Здоровый образ жизни Уверенность в себе Открытость Коммуникабельность Самостоятельность Позитивная установка

Качества, защищающие от эмоционального выгорания: Мудрость Вежливость Смелость Тактичность Гибкость Общительность

1. Отвлекайтесь: Прогуляйтесь на свежем воздухе; Смените деятельность; Переключите свои мысли на другой предмет.

2. Снижайте значимость событий: «Жизнь на 10% состоит из того, что мы делаем, и на 90% из того, как мы это воспринимаем». Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: «не очень-то и хотелось», «это не главное в жизни» и т.д.

3. Действуйте: Наведите порядок дома или на рабочем месте. Займитесь спортом, или просто походите. Побейте мяч или подушку и т. п.

4. Творите: рисуйте; танцуйте; пойте; лепите; шейте; конструируйте и т. п.

Методы саморегуляции: -Медитация; -Йога; -Релаксация; -Ароматерапия и др.

гуманистическое возвышения межличностных отношений; адекватное познание, восприятие и понимание человека; сопереживать, сочувствовать и содействовать людям; проявлять соучастие; ставить себя на место другого; принимать точку зрения другого человека; идти на компромисс; исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития; проявлять уважение к индивидуальным особенностям ребенка и оказывать педагогическую поддержку; не быть заложником стереотипов и др.

Средства общения

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем, т.е. средствами общения являются знаковые системы. Различают вербальные и невербальные знаковые системы.

  1. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, т.е. систему фонетических знаков. Вербальные средства общения — речь — являются самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
  2. Невербальные средства обмена информацией — это неречевые средства общения. Они могут дополнять вербальные, противоречить им или формировать подтекст.

Невербальная коммуникация, в свою очередь, включает следующие основные знаковые системы:

  • Оптико-кинетическую: жесты, мимика, пантомимика (позы).
  • Пара- и экстралингвистическую. Паралингвистическая система — это система вокализации: особенности голоса, динамические и стилевые особенности речи, речевые штампы и оговорки. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, сам темп речи.
  • Организацию пространства и времени коммуникативного процесса: дистанция между партнерами по общению (физическая дистанция, как правило, прямо отражает эмоциональную дистанцию между общающимися), взаимное положение тел в пространстве и т.п.
  • Визуальный контакт (контакт глаз). Имеют значение длительность, частота контакта и т.п.

См.также: Психологическая характеристика общения

Обобщение 2. По разделу «Деятельность, общение, взаимодействие»

Взаимосвязь стереотипов в восприятии людей и возникновении конфликтов.

Стереотипы часто являются причинами конфликтов. Из-за сложившегося стереотипа человек может неправильно интерпретировать ситуацию. Из-за этого его взгляды могут не совпадать с другими людьми или группами лиц, тогда возникает конфликт.

Взаимосвязь функций семьи с потребностями и мотивами в деятельности человека.

Репродуктивная функция семьи связана с биологической потребностью человека в продолжении рода.

Хозяйственно-бытовая семьи связана с потребностью жить в комфорте. Так как семья обеспечивает материальные условия жизнедеятельности её членов, ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи, покупку новых вещей, одежды, бытовой техники.

Воспитательная семьи связана с социальной потребностью человека. Семья способствует социализации членов общества, передаёт нормы поведения, воспитывает подрастающее поколение, осуществляет социальный контроль, удовлетворяет потребность в общении.

Эмоциональная функция семьи обеспечивает всем членам удовлетворение потребностей в любви, тепле и взаимопонимании, уважении и признании, эмоциональной поддержке, потребности в безопасности.

Рекреативная функция семьи удовлетворяются потребности в обеспечении комфорта и домашнего уюта, в организации рационального досуга и отдыха, в создании условий для укрепления здоровья.

Взаимосвязь стилей лидерства и типов взаимодействия в группе.

Кооперация как тип взаимодействия в группе связана с демократическим и либеральным стилями лидерства, так как в этих стилях можно наблюдать согласованные действия для достижения общих целей, желание людей сотрудничать.

Авторитарный стиль связан с конкуренцией, так как при таком стиле достижение целей важнее взаимоотношений. Люди с авторитарным стилем лидерства часто вступают в противоречия с людьми, имеющими другой взгляд на различные вопросы. Оппоненты начинают конкурировать между собой, происходит борьба за овладение ценностями.

Взаимосвязь видов деятельности и потребностей личности.

Потребности и деятельность взаимосвязаны. Потребности человека удовлетворяются в процессе деятельности и являются ее первопричиной.

Потребность в общении и саморазвитии реализуется в процессе игровой деятельности. Также в игре у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения.

Мотивом трудовой деятельности человека являются биологические потребности (пища, отдых) и материальные ценности (квартира, машина, одежда).

Духовные потребности (познание окружающего мира, получение знаний и умений, самореализация) удовлетворяются в процессе учебной деятельности.

Взаимосвязь внутриличностного и межличностного конфликта.

Межличностные конфликты тесно связаны с другими типами конфликтов. Часто межличностные конфликты вытекают из внутриличностных: противоречивые идеи и ценности внутри самого человека ведут к столкновениям с другими людьми. Иногда человек, не находя ответа на волнующие его проблемы, начинает думать, что в этом виноваты другие люди, загнавшие его в затруднительное положение. В результате он начинает вести себя неадекватно: может выдвигать к окружающим несправедливые, по его мнению, претензии. Контактирующие с ним люди не представляют причины такого поведения, а если оно нарушает какие-либо их интересы, то вступают с ним в конфликт. Так внутриличностный конфликт перерастает в межличностный.

Виды слушания

Американский исследователь общения Келли выделяет четыре вида слушания.

  1. Направленное, критическое слушание
    . Участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения (зачастую делая это превентивно, то есть приходя с установкой на критическое восприятие информации), а потом делает попытку его понимания. Такое слушание бывает уместно там, где обсуждаются решения, проекты, идеи, точки зрения т.д. Там же, где обсуждается новая информация, сообщаются новые знания, критическое слушание малоперспективно. Установка на отторжение информации не позволяет прислушиваться к ней, требует акцентирования внимания только на том, что подтверждает нежелательность слушания.В результате все ценное как бы проходит мимо, интерес к информации отсутствует, человек просто теряет время и остается неудовлетворенным.
  2. Нерефлексивное слушание
    (пассивное). Этот вид слушания предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней.Его нужно использовать , когда затронуты глубокие чувства: боль, горе, либо собеседник говорит о таких вещах, которые требуют минимального ответа. По форме нерефлексивное слушание представляет собой краткие реплики типа: «Да?», «Понимаю» или невербальные жесты вроде наклона головы.
  3. Рефлексивное слушание (активное).
    Этот вид слушания чаще всего представляет обратную связь с говорящим и используется для контроля некой точности восприятия услышанного. Используется, когда нужно разговорить собеседника или выяснить подробности какой-либо проблемы, его позиций.

Активное слушание имеет три формы:

1.Выяснение

. Это безоценочная техника использования для демонстрации готовности выслушать человека или разговорить его.

При этом используются выражения :

-Что вы имеете ввиду?

— Вы что-то хотели сказать?

2) Перефразирование

(вербализация услышанного) состо­ит в том, что вы адресуете «говорящему» его сообщение своими собственными словами, словами слушающего.

Иначе говоря, пе­рефразирование состоит в переформулировании слов партнера. Эта техника позволяет устранить барьер, или помеху, который заклю­чается в восприятии, декодировании и интерпретации получаемой в общении информации. Поэтому можно и даже нужно использо­вать в своем ответе собеседнику привычные и понятные для вас слова.

Главное — в неискаженном виде сохранить заключающуюся в них мысль

Используются фразы:

-Правильно ли я вас понял?

— По вашему мнению….

3) Резюмирование. Это подытоживание основных идей или мысли говорящего.

Фразы:

— Основной проблемой, как я понял, является…..

4. Эмпатическое слушание .

Данное слушаниепредложено Карлом Роджерсом. Его основной особенностью является создание в общении ситуации сочувствия, сопереживания говорящему. Для этого применяются приемы рефлексированного слушания.

Однако эмпатическое слушание отличается от рефлексированного целями и намерениями. Цель эмпатического слушания – уловить эмоциональную окраску идей, и их значение для говорящего. Эмпатическое слушание – это более интимный вид общения. Роджерс считал, что Эмпатическое слушание позволяет оказать поддержку собеседнику, а также дать ему понять, что проблема воспринимается как очень важная. Роджерс считал, что Эмпатическое слушание позволяет понять мотив собеседника.

Обратная связь в деловых коммуникациях

Человек, как известно, существо социальное и постоянно находится в процессе общения с другими людьми.

А если учесть, что треть жизни мы проводим на работе, то становится понятно, почему так важно наладить отношения с коллегами и руководством. Но, учитывая условия и цели общения, мы получаем разный результат и, к сожалению, не всегда положительный. Это, конечно же, оказывает влияние не только на наше поведение и настроение, но и на дальнейшее развитие событий.

А ведь от результата общения с сослуживцами зависит и наше служебное положение, и карьерный рост, и даже успехи в остальных сферах деятельности.

Трудно перечислить все проблемы, которые связаны с отсутствием обратной связи и связанного с этим недостаточного информационного обмена. Невыполненные обязательства, потому что сотрудник или партнер не переспросил, не уточнил, незаключенные контракты, конфликты, поскольку люди друг друга не поняли, скверная репутация персоны и компании (плохие переговоры, недопонимание…), не уточненная информация по телефону, которая может привести к ухудшению отношений между компаниями и партнерами, горькие обиды и т. д. Список можно продолжить.

Отсутствие обратной связи может неправильно позиционировать целую компанию или даже страну.

А уж если говорить о персональной коммуникации между сотрудником и руководителем, то переоценить силу и значимость такого обмена просто невозможно. Это как воздухообмен, без которого просто невозможно находиться в помещении.

Как быть в этом случае?

Нужно уметь работать с обратной связью. Ведь умение брать, но и давать обратную связь – почти искусство. О том, как строить коммуникации с коллегами и с начальством, чтобы предотвратить негативные проявления обратной связи, как научиться, правильно, реагировать на те, или иные ситуации, чтобы партнеру было понятно наше решение, говорится далее.

Обратная связь. Виды обратной связи.

Обратная связь — это межличностный обмен, предполагающий наличие таких аспектов, как доверие, открытость, сочувствие и заинтересованность. В деловой сфере это обмен мнениями и наблюдение за бизнес-процессом, при необходимости изменение линии поведения для достижения поставленных целей и задач.

Существует несколько видов обратной связи:

  1. Обоснованная
  2. Необоснованная
  3. Неясная

Есть еще один вид, который сводится к примитивной критике за плохо выполненную работу. Но это такой показатель поведения руководства, на который вы не сможете повлиять, поэтому данный вариант оставим без внимания.

Рассмотрим приведенные виды обратной связи на конкретных примерах:

ПРИМЕР 1

Менеджер представил на рассмотрение руководителю отчет и уже месяц ожидает ответа, но никакой реакции от руководителя нет.

Менеджер ломает голову: что он сделал не так?

В этой ситуации, руководитель ответил своему подчиненному молчанием. К сожалению, молчание — самая распространенная форма обратной связи. Чаще всего руководители не разговаривают со своими подчиненными, пока все идет хорошо.

Но так как молчание не содержит никакой информации, то оно может быть истолковано неверно. В данном случае менеджер воспринял молчание как критику, хотя, может быть, директор имел в виду совсем другое. Но в любом случае результат от такого общения негативный.

ПРИМЕР 2

Начальника раздражает сотрудник, который постоянно допускает орфографические ошибки, и он делает ему замечание: «Ты вообще в школе учился?» И, не обсудив суть проблемы, возвращает документ подчиненному для исправления ошибок.

В данном примере директор выразил свой негатив, но подчиненный до конца не понял, в чем он не прав и что именно следует исправить.

Необоснованная критика начальника вызвала только враждебность и затруднила дальнейшее обсуждение проблемы.

Обратная связь (от англ. feedback — «фид-бэк» — обратное питание) в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие.

ПРИМЕР 3

Сотрудник получает похвалу от своего начальника во время подведения итогов его работы: «Твоя работа великолепна, продолжай в том же духе!» Сотрудник покидает офис, размышляя о том, что именно он делает хорошо?

«Я согласен продолжать работать с такой же отдачей, но не знаю, что именно мне нужно делать», — думает работник.

В этом примере начальник выразил одобрение, и сотрудник, вне всякого сомнения, очень рад это слышать, но за одобрением не последовало детального обсуждения результатов работы, и осталось непонятным, что именно вызвало восторг начальника.

Вывод: Чтобы достичь желаемого результата и мотивировать собеседника к открытому общению, нужно построить обратную связь таким образом, чтобы было видно позитивное намерение!

Эффективная обратная связь.

Существует 5 правил достижения положительной обратной связи:

  • заранее определить цель разговора
  • заранее обдумать все детали разговора и возможные варианты ответов
  • определить удобное время и место для разговора
  • запастисть фактами и необходимыми материалами, касающимися предмета разговора
  • во время диалога сохранять спокойствие и доброжелательный тон

Мы часто воспринимаем обратную связь негативно, не думая о том, что эффективная обратная связь расширит понимание и станет инструментом для достижения позитивного результата общения.

Помните, что обратная связь может мотивировать к более открытому общению и улучшить нашу работу по многим показателям. Главное — это позитивное намерение!

Если оно у вас отсутствует — желаемый результат вы вряд ли получите!

Чтобы обратная связь стала конструктивной, она должна быть конкретной, ориентированной на будущее, но при этом оставлять свободу выбора.

Эффективную обратную связь характеризуют два ключевых аспекта:

1. Перенаправление — определяет рабочее поведение, которое не способствует достижению организационных целей, но направляет сотрудника для выбора им альтернативных стратегий.

2. Закрепление — определяет рабочее поведение, которое соответствует организационным целям и мотивирует сотрудников развивать и углублять данную стратегию.

Обратная связь в коммуникации.

Коммуникация (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — смысловой аспект социального взаимодействия. Обмен информацией между индивидами через общую систему символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами.

Обратная связь – намеренное сообщение другому человеку о тех действиях, которые ведут к достижению цели.

Коммуникационный процесс — процесс обмена информацией между двумя или более субъектами.

Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей: отправителя и получателя.

В процессе коммуникации информация передается от отправителя к получателю.

Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т. е. сообщений. Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус.

Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.

Особенности обратной связи, связанные с процессом коммуникации:

— при наличии обратной связи отправитель и получатель именуется коммуникативными ролями.

— двусторонний обмен информации повышает уверенность и эффективность;

— обратная связь повышает правильность и точность восприятия раскодирование.

Стили коммуникации

Стиль коммуникации обусловлен индивидуальностью адресата.

Выражается он в предпочтении определенных кодов, каналов и средств коммуникации, а также степени соблюдения правил того или иного языка.

С помощью обратной связи мы видим себя глазами других людей.

Способы предоставления обратной связи зависят от индивидуальных особенностей личности, ее способности воспринимать окружающих людей.

Существует четыре основных стиля коммуникации:

  1. дирижерский — прямой и ориентированный на задачу;
  2. воодушевленный — ориентированный на отношения, энтузиаст;
  3. дружелюбный — поддерживающий и избегающий конфликтов;
  4. аналитический — аккуратный и ориентированный на детали.

Следует заметить, что они редко встречаются в чистом виде, но один из стилей всегда доминирует.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]