Влияние родителей на формирование личности ребенка
Ирина Миронова
Влияние родителей на формирование личности ребенка
Миронова Ирина Владимировна
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида №29 село Красный Октябрь»
Россия, Белгород
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Формирование личности ребенка и его психическое состояние во многом зависят от родителей и взаимоотношений между ними. Родители на развитие ребенка оказывают существенное влияние с момента рождения малыша. Трудно сказать, в какой мере впоследствии возможно будет скорректировать те первые впечатления, которые будут у новорожденного при встрече с образами отца и матери. Роль родителей в формировании личности ребенка очень трудно переоценить, поскольку это те люди, которые непосредственно участвуют в воспитании нового человека [5. С. 46].
Когда ребенок рождается, он не еще не понимает, где он находится и зачем. Он ничего не знает об окружающем его мире, который первоначально ограничивается для малыша его семьей. Именно от отношения родителей зависит дальнейшее развитие ребенка, его будущее восприятие мира.
Почти каждый родитель думает, что раз мы любим своих детей, проводим с ними время, общаемся и правильно дисциплинируем, то обеспечиваем им оптимальное развитие. Это верно. Однако более фундаментальную основу формирования личностного развития ребенка закладывают не только методы воспитания, но и то, кем является родитель как личность. Личностные качества родителей, собственное поведение и отношение – это основные факторы, влияющие на формирование самоощущения ребенка, восприятие им самого себя.
Дети, как губка, ежедневно впитывают явные и едва уловимые проявления родителей, их взаимоотношения, манеры и мировоззрение, которые в значительной мере формируют их детскую индивидуальность.
У родителей, есть набор собственных личностных качеств, которые либо унаследовали от своих родителей, либо приобрели во взаимодействии со значимыми людьми, миром и вследствие уникального жизненного опыта. Даже самый благонамеренный родитель неосознанно влияет на своего ребенка как положительным, так и отрицательным способом. Это универсальное и неизбежное условие [1. С. 83].
Родителям полезно знать, каким образом они формируют личность ребенка, и пытаться по возможности предотвращать репликацию нежелательных поведенческих привычек, которые они считают недостойными для собственных детей. В идеале, мама является для маленького ребенка источником жизненного опыта. Если она дает тепло, чутко реагирует на потребности малыша, он будет развиваться с сильным чувством целостности. Если мать ребенка подавляет его, проявляет холодность, угнетенность, гнев или враждебность, развитие ребенка будет нарушено.
Естественная связь мамы и ребенка может быть очень сильной и длиться на протяжение десятилетий. Младенец в состоянии узнать ее среди других женщин, если мама возьмет его на руки. Но как такое маленькое существо может отличить маму? Во-первых, ребенок узнает ее сердечный ритм, во-вторых, запах, внешние признаки его пока не интересуют. До 2-летнего возраста малыши имеют довольно сильную психологическую и физическую связь с мамой. Подобная привязанность возникает из-за того, что она первоначально дает ему пищу (грудное молоко)
. Поэтому
ребенок так чутко реагирует на её психологическое и физическое состояние матери. Ребенок воспринимает мать как единственное средство для своего существования. До окончательного формирования личности малыша мама будет для него самым значимым человеком, потому как она не только кормит его, но и является надежной защитой от окружающих его опасностей. Даже черты поведения большинство детей перенимают у мамы, считая себя с ней одним целым. Связь между мамой и ребенком может сохраняться даже на определенном расстоянии [3. С. 68].
Формирование отношение родитель и ребенокпроисходит значительно позже: знакомство и контакт с папой происходит постепенно, а для того чтобы малыш признал его как члена семьи, должно пройти определенное время, он должен сначала привыкнуть к нему. В основном выполнение отцовских обязанностей и формирование образа отца начинается, когда малыш выходит из грудного возраста и привязанность к матери ослабевает. Основная задача родителей заключается в том, чтобы обеспечить потребность ребенка в защите и безопасности. Поначалу большая часть этой задачи возлагается на мать и лишь с течением времени в этот процесс вовлекается отец. В дальнейшем всю ответственность за безопасность и защиту малыша должен взять на себя папа как глава семьи. От того, как он исполняет эту обязанность, во многом зависит формирование представления ребенка о правильности семейного устройства, а также его психическое развитие [2. С. 117].
Отцы же предназначены для того, чтобы подталкивать маленького ребенка к активному взаимодействию и установлению взаимоотношений с миром за пределами материнских объятий. Отец рассказывает ребенку о мире, он берет его с собой в различные места, занимается различными совместными видами деятельности и демонстрирует ребенку способы взаимодействия с окружающим миром. Если у ребенка отец – уверенный в себе человек, любящий и способный увлекательно рассказать о мире вне материнской зоны безопасности, этот мир воспринимается ребенком как приветливое и интересное место, с которым он может смело взаимодействовать. Однако если сам отец испытывает трудности при взаимодействии с окружающим миром, то ребенок может перенять аналогичный образ мыслей, и ему не хватит инструментов для собственных успешных взаимодействий.
Даже самые любящие родители могут передавать детям нежелательные симптомы негативных воззрений, сами не зная об этом. Вот некоторые распространенные примеры.
Чрезмерная назойливость родителей может привести к противоположному результату – ребенок будет скрытным и не слишком щедрым. Когда дети растут в атмосфере излишней навязчивости, назойливого вторжения родителей, скрытное поведение часто входит у них в привычку. Это может иметь последствия для ребенка в будущем, когда он захочет создать глубокие дружеские или романтические отношения, и обнаружит, что не способен делиться своими глубокими чувствами.
Если родители чрезмерно критикуют ребенка, пытаясь научить его делать все правильно, это может привести к тому, что ребенок станет пассивным и нерешительным, опасаясь, что его решения могут подвергнуться критике и осуждению [6. С. 128].
Дети, воспитанные в доме, где родители их любят, но при этом постоянно ссорятся друг с другом, могут стать неуверенными в себе, потому что их чувство внутренней целостности и безопасности будет находиться под угрозой.
Родители, которые слишком опекают своих детей, могут способствовать развитию у ребенка симптомов депрессии, потому что вынуждают его сдерживать естественную потребность в исследованиях и свободе.
Поэтому при взаимоотношениях ребенка с родителями могут обнаруживаться явные или скрытые симптомы личностных проблем родителей, а жизнь в атмосфере неразрешенных эмоциональных проблем родителей влияет на сознание ребенка в процессе взросления.
В заключении необходимо отметить что сложности в развитии личности ребенка возникнут при несогласованных или противоположных позициях родителей в отношении воспитания. Это может привести к тому, что у ребенка могут быть значительные трудности с усвоением социально принятых форм поведения, развитием самоконтроля и чувства ответственности. Он может избегать чего-то нового, неожиданного, неизвестного – из-за страха, что при столкновении с этим новым не сможет выбрать правильный способ поведения.
Позитивным фактором развития личности ребенка, желанием быть включенным в тесные отношения с родителями выступает благоприятная эмоциональная атмосфера в семье, которую в основном создают родители своей любовью, заботой, терпеливостью, принятием, мудростью.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Адлер, А. Наука жить [Текст] / А. Адлер. – М.: Директ-Медиа, 2018. – 259 с.
2.Духовно-нравственные основы семьи:Этика и психология семейной жизни: Ч.1: Остров духовной жизни [Текст] // Ч.2:Семья в русской литературе: Хрестоматия для учителей (сост. Кислицина Т. Г. ; под общ. ред. док. филол. наук Троицкого В. Ю.) Изд. 2-е, испр.Серия: Библи. – М.: Огни, 2020. — 256 c.
3. Ильин, В. А.Археология детства: психологические механизмы семейной жизни [Текст] / В. А. Ильин. – М.: Класс, 2012. – 208 с.
4. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений [Текст] / Р. Р. Калинина. — М.: Речь, 2014. — 352 c.
5. Ковалев, А. Г. Психология семейного воспитания [Текст] / А. Г. Ковалев. — М.: Народная асвета, 2020. — 256 c.
6. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии [Текст] / Л. Б. Шнейдер. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2020. — 928 c.
Наследники по прямой: насколько гены влияют на характер ребёнка
Когда гены ни при чём
Сходство с папой или мамой
Понятное дело, что когда сын или дочь как две капли воды похожи на маму или папу, никому и в голову не придёт спорить о влиянии наследственности. Речь же идёт о проявлениях у ребёнка черт характера того или иного родителя, манере поведения. Причём чаще всего тех черт, наличие которых у одного супруга жутко раздражает другого. И чем больше ребёнок повторяет эти ненавистные черты, тем сильнее родитель утверждается в его неисправимости.
Хотя на самом деле ребёнок может повторять поведение, например, папы вовсе не из-за тяжкой наследственности, а просто потому, что видит его пример перед глазами. Ребёнок впитывает в себя тот стиль поведения, общения и взаимодействия с миром, который принят в его семье.
Плохое поведение
Часто родители сначала сами пускают воспитание ребёнка на самотёк. А когда выясняется, что чадо не умеет себя вести – грубит, врёт, не думает о других и т.д., всё тут же списывается на тяжкую наследственность.
А между тем, если бы с самого начала родители чётко определяли для него границы дозволенного и доходчиво объясняли, что брать чужое, хамить, обижать слабых и т. д. нельзя, глядишь, подобных проблем не было бы.
Кроме того, плохое поведение ребёнка может быть вызвано и недостатком внимания и тепла со стороны родителей. И, как мы уже говорили, ребёнок таким образом пытается эту нехватку восполнить.
В любом случае поведение ребёнка в большей степени зависит от тех качеств, которые родители проявляют сейчас, нежели передают по наследству.
Нежелание ребёнка заниматься чем-либо
Нередко родители списывают нежелание чада заниматься чем-либо – музыкой, спортом, учёбой, наконец, опять же генами. Из-за влияния которых ребёнок и не испытывает интереса к учёбе, не обладает должной усидчивостью, и вообще не может ни на чём сосредоточиться. «Вот такой уродился, весь в отца (деда, дядю и т.д.)», – скорбно вздыхает мама или бабушка, перенося всю ответственность за происходящее на обладателя неблагополучных генов.
А на самом деле проблема скорее всего не в том, что ребёнок не способен чем-либо заниматься. А в том, что это занятие навязано родителями и потому попросту не привлекает.
Например, мама мечтает, чтобы ребёнок занимался музыкой. А ему при виде пианино ну просто повеситься хочется. Причём независимо от того, были в его роду любители музыки или нет. Отсюда и неусидчивость, и нежелание заниматься, и всё то, что родители с такой готовностью объясняют влиянием генов.
Не стоит игнорировать желания и интересы самого ребёнка, и тогда, скорее всего, не придётся жаловаться на дурную наследственность.
Основы семейного воспитания
Семья представляет собой важную ценность для жизни и развития каждого человека. Она обладает большим значением в жизни общества и государства, в воспитании подрастающего поколения. Высшая ценность общества — это здоровая, крепкая, дружная, благополучная семья.
Основная категория в педагогике представлена понятием «воспитание». В узком понимании оно заключается в процессе вскармливания и питания ребенка. Принято считать, что это понятие в науку ввел русский просветитель И. И. Бецкой в середине 18 века. Основная деятельность этого человека была сконцентрирована на создании «новой породы людей» посредством воспитания.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Влияние семейного воспитания на формирование я-образа ребенка 450 руб.
- Реферат Влияние семейного воспитания на формирование я-образа ребенка 240 руб.
- Контрольная работа Влияние семейного воспитания на формирование я-образа ребенка 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Семейное воспитание имеет также огромное значение в духовно-нравственном и социальном формировании подрастающего поколения. В семейной среде должны сочетаться стиль воспитания, личностные особенности родителей и условия, в которых находится семья. Стиль жизни семьи влияет на развитие личности и я-образа ребенка.
Воспитание в семьях происходит по следующим направлениям:
- Физическое;
- Эстетическое;
- Трудовое;
- Умственное;
- Нравственное (происходит по мере взросления).
Основной целью семейного воспитания является развитие важных качеств личности, способных помогать ей справится с трудностями, которые встречаются в жизни. Важные задачи в воспитании включают развитие творческих способностей, интеллекта, культуры, физического здоровья, первоначального опыта трудовой деятельности. В целом счастье и благополучие будущего поколения зависят от семьи. Именно родители являются первыми воспитателями.
Что влияет на воспитание детей?
Что же оказывает большее влияние на формирование личности и характера – наследственность или воспитание? Ответ на этот вопрос ищут десятилетиями. Очевидно, что личность в очень многих отношениях формируется именно воспитанием, поэтому все, что касается воспитательного воздействия на ребенка и того, что оказывает влияние на выбор стиля родительства, так важно.
Экономические факторы воспитания детей
Безусловно, деньги – не залог семейного счастья. Богатые семьи могут быть неполноценными по многим причинам, например, из-за неверно выбранной стратегии родительства. Тем не менее, финансовое положение семьи оказывает очень большое влияние на воспитание детей, ведь, если родителям приходится большую часть времени проводить на работе, чтобы обеспечивать семью, ребенок страдает от одиночества и недостатка родительского участия. И, безусловно, именно от наличия финансов зависит, чем ребенок будет обеспечен, а чего лишен в материальном плане. Например, будут ли у него собственные дорогие игрушки, или он лишь со стороны сможет наблюдать, как играют его сверстники последними игровыми новинками, чувствую себя обделенным.
Влияние неполной семьи на воспитание ребенка
Наличие обоих или только одного родителя – один из ключевых факторов, оказывающих влияние на воспитание детей. Если родитель занимается воспитанием ребенка в одиночестве, на него ложится несравненно больший груз проблем: ему приходится много времени проводить на работе, чтобы полноценно обеспечивать семью. Конечно, из-за этого ребенок оказывается обделен родительским вниманием, что увеличивает риск попасть в плохую компанию. Если же родитель вновь выходит замуж или женится – возможны осложнения отношений и конфликты в семье из-за нового супруга.
Воспитание самих родителей
Воспитание, которое получили родители, существенно влияет не только на их собственную личность, но и на личность их ребенка. Если родитель был воспитан в неблагополучной семье, где насилие было в порядке вещей, вполне вероятно, что он может перенять тактику воспитания своих родителей. С другой стороны, возможно, что с собственными детьми родитель будет стараться компенсировать то, чего ему самому не додали в детстве: если, скажем, отец одного из родителей был эмоционально холоден и отстранен, – став родителем, он может чересчур опекать ребенка, не оставляя ему личного пространства.
Отношения между родителями и учителями
Как и в любых отношениях, в отношениях родителей с учителями ребенка конструктивный диалог стоит на первом месте. Чтобы быть уверенными, что ребенок развивается нормально, родители должны постоянно контактировать с педагогами, только в этом случае они смогут помочь ребенку, если у него возникают трудности. Кроме того, это отличный способ наблюдать не только за академической успеваемостью, но и за социализацией ребенка, а также предотвратить конфликт или решить ситуацию, когда его, например, задирают хулиганы.
Московские психологи рассказали, как поведение родителей влияет на детей
«Я ему говорю, говорю, а он не понимает»! «Он меня как будто не слышит». «Не могу договориться со своим ребенком». На приеме у психолога такие жалобы высказывают большинство родителей подростков. Мамы и папы чувствуют разочарование, тревогу и даже злость от бессилия и потери ощущения контроля над поведением ребенка. Им кажется, что вчера еще послушного малыша как будто подменили. Старые методы воспитания перестают работать, и многие родители в растерянности ищут новые способы влияния на свое чадо. Об особенностях воспитания детей старшего возраста и влиянии модели поведения родителей на развитие личности ребенка рассказала психолог семейного Татьяна Мишина.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
ShutterStock
Ролевое поведение в семье
Ролевая модель отца и матери — это образец подражания для ребенка, можно сказать, его эталон, к которому дети как бы примеряют свое собственное поведение.
В младшем возрасте они безоценочно, как данность, принимают личность родителя и все его правила. Обычно в семьях, где есть последовательность в воспитании (то есть в семье сформирована понятная система правил и требований, поощрений и наказаний), ребенок быстро усваивает, как себя надо вести.
В семьях с хаотичным стилем воспитания (где у родителей постоянно меняются отношение и требования к ребенку, например, в зависимости от настроения) ситуация сложнее — дети интуитивно улавливают особенности родительского стиля и понимают с малых лет, что «если нельзя, но если очень хочется, то можно». Ребенок пытается угадать реакцию родителя на каждое свое действие, и эта реакция для него непредсказуема, а значит, и его поведение выходит из-под контроля. Дети в таких семьях часто неосознанно учатся манипулировать окружающими.
Дети и наше влияние на них
В более старшем возрасте (11–13 лет) у ребенка начинает формироваться критическое мышление, и он оценивает личность родителя, замечая какие-то недостатки и сложности характера. Мама и папа «сходят с пьедестала» и подвергаются критике от собственного чада. Обычно в этот момент взрослый ощущает потерю контроля — еще вчера послушные дети начинают спорить и перечить по любому поводу, препираться и откровенно игнорировать требования. Потихоньку в разговорах ребенок все чаще оспаривает мнение взрослых — появляются пресловутые фразы типа «да что вы понимаете…», «это в ваше время, а сейчас…», «так давно никто не делает…».
Ребенок оценивает поведение (ролевые модели) родителей в разных ситуациях — общении с ним и между собой, с близкими родственниками, в быту, на работе, в обществе и т. д. Какое-то поведение он берет за образец и подражает ему, какое-то, наоборот, отвергает. Бывает, дети старшего возраста даже начинают стесняться своих родителей, если они в чем-то оценивают их как неуспешных. В таком случае они скорее всего попытаются выбрать другую ролевую модель, вне семьи, как пример для подражания.
Ребенок старшего возраста может как-то смириться и простить открывшиеся ему недостатки родителя, но очень чувствителен к лицемерию взрослых. Если родители говорят одно, а делают другое, ребенок видит противоречия между требованиями и ценностями родителей и их собственным поведением. В этом случае подростки реагируют особенно остро — бунтом, протестом, начинают специально нарушать правила.
Например, если мотивационные беседы о вреде курения отец проводит на прокуренной кухне с сигаретой в руках, такие разговоры вряд ли будут иметь успех. Требуя от ребенка разнообразных достижений в спорте, родители должны оценить и свои формы досуга: не сводятся ли они только к пассивному отдыху, например, просмотру телевизора? Сетуя на зависимость ребенка от гаджетов, мама или папа могут не обращать внимания, как много времени они сами проводят за компьютером и телефоном.
Ролевая модель поведения отца и матери определяет, какое влияние будут иметь родители на ребенка и насколько авторитетно будет для него их мнение. Если поведение взрослых непредсказуемо, хаотично и противоречиво, дети могут демонстрировать такие же модели поведения и в то же время игнорировать призывы родителей к дисциплине.
Как воспитывать детей своим примером
Начиная с малого возраста ребенка, буквально с рождения, родителям стоит задумываться, какое поведение они демонстрируют своим детям. Стоит почаще задавать себе вопрос: «Как мое поведение сочетается с моими ценностями, которым я учу ребенка, а также с моими требованиями к нему?». Сталкиваясь с поведенческими проблемами детей, мамы и папы в первую очередь должны проанализировать, какой вклад в формирование проблемы внесли они сами.
Если родитель хочет воспитать в ребенке определенную черту характера или ценность, сначала нужно стать живым примером, демонстрируя такой образец поведения, которому малыш захочет подражать.
В культурно развитой семье чаще вырастают дети со сложной душевной организацией и хорошим вкусом. У опрятной мамы, вероятно, вырастет чистоплотная дочь. Конечно, в подростковом возрасте, в качестве протеста родителям, ребенок может вести себя кардинально противоположно семейным ценностям. Но, как показывает практика, уже в юношестве и далее во взрослом возрасте человек переосмысливает семейные ценности и принимает их, а также может следовать семейному сценарию — осознанно или нет, следуя приоритетам родителей.
Если вы замечаете, что у вас возникают сложности в общении со старшими детьми и справиться самостоятельно не получается, обращайтесь в семейные центры города Москвы «Мой семейный центр», и психологи проконсультируют вас, помогут проанализировать семейную ситуацию и выявить трудности, приведшие к нарушению в отношениях, а затем найти эффективное решение проблемы.