Наглядно о вытеснении: где скрываются чувства, которые мы пытаемся не замечать

В свое время психоанализ стал своего рода революцией в психологии. Господствовавшая точка зрения о том, что все действия человека являются результатом деятельности его сознания, уступила место теории, где человеческие поступки — это результат борьбы подавляемых стремлений и превалирующих идеалов, а сознание лишь часть психики, а не ее суть. Эта идея заставила психологов пересмотреть свои взгляды и обратить свое внимание туда, где хранятся все человеческие страсти — в бессознательное.

Вместо введения

Говоря о психоанализе необходимо сказать, что он подразделяется на классический и современный. Когда мы говорим о первом, мы прежде всего имеем в виду теорию, разработанную австрийским психологом Зигмундом Фрейдом (1856 — 1939). Именно он впервые употребил данный термин для обозначение нового метода изучения и лечения психических расстройств.

В дальнейшем благодаря его ученикам и последователям теория развивалась, разрасталась и обрастала новыми идеями. Развитию психоанализа способствовали Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее неофрейдисты Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан, Жак Лакан и др. Их деятельность привела к тому, что современный психоанализ трудно представить в виде единой теории. Он проявляет себя скорее в совокупности различных направлений и практических подходов к решению проблемы сущности человеческой психики.

Возвращаясь к классическому психоанализу

Зигмунд Фрейд по праву считается основателем данного направления психологии, однако следует упомянуть, что отдельные элементы того, что мы сейчас называем психоанализом, появлялись и ранее, в работах разных философов.

Например, Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) был первым кто четко сформулировал концепцию бессознательного, введя понятие «бессознательной психики». Он считал, что вселенная состоит из множества монад — нематериальных субстанций, способных к восприятию действительности. При этом человек, точнее его душа — это тоже монада, обладающая высоким уровнем восприятия, достигающего уровня сознания. При этом, он не отождествлял сознание с психикой, так как считал, что в душе имеются и такие восприятия, которые она не осознает (деятельность «малых перцепций»).

Идеи Г. Лейбница о бессознательном получили дальнейшее развитие в работах Г. Гельмгольца, Ч. Дарвина, большой вклад в систематизировании идеи о бессознательном внес немецкий психолог В. Вундт.

Значительно изменил и расширил идеи о бессознательном и Зигмунд Фрейд. В своих работах он объясняет процесс формирования бессознательного в результате вытеснения из сознания нежелательных по каким-либо причинам элементов.

Помимо разделения психики на области сознательного и бессознательного, он также ввел понятие о трех психических инстанциях — структурах психики, преобладающих в той или иной областях. Эти структуры он назвал «Я», «Оно» и «Сверх-Я».

Эти и некоторые другие идеи легли в основу теории психоанализа, поэтому о них и пойдет речь дальше.

Сознание и Бессознательное

Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа

Зигмунд Фрейд

Сознание не является основой психики, а только лишь ее частью. Почему же мы не можем сказать, что сознательное — это и есть психика? Вот простое объяснение, которое дает Фрейд.

Долго держать что-либо в сознании невозможно. Психический элемент (например представление), который присутствует в сознании в данный момент, через какое-то время уступает место другим психическим элементам. Однако в определенных, легко осуществимых условиях, это представление может снова появиться в сознании, причем не из-за нового восприятия, которое и привело к осознанию данного представления в первый раз, а благодаря воспоминанию [2].

Объясним на примере

Вот вы все утро гуляли по лесу и собирали грибы. Вернувшись, вы уже забыли про лес, ваше сознание занято другими делами, которые были запланированы на этот день. Но вот день закончен, вы ложитесь спать, и стоит вам закрыть глаза, в сознании всплывает картина природы, леса, по которому вы гуляли, и грибов, которые вы собирали.

Еще на блоге: Внушение — всегда ли работает?

Таким образом, все то время пока в нашем сознании происходили другие психические процессы ранее осознаваемое представление было вне сознания, то есть являлось бессознательным. Это то бессознательное, которое по мнению Фрейда, является латентным бессознательным (предсознательным). Помимо этого, он выделяет также вытесненное бессознательное. В отличие от первого, это бессознательное образуется в процессе вытеснения, сущность которого заключается в том, чтобы не допустить представление до сознания.

Наиболее подробно различие между этими двумя бессознательными, которые выделяет Фрейд, описывается им в работе «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена».

Все вытесненное бессознательно; но мы не можем утверждать в отношении всего бессознательного, что оно вытеснено. … «Бессознательное» – чисто описательный, в некоторых отношениях неопределенный, так сказать, статичный термин; «вытесненное» – динамическое слово, которое принимает в расчет игру психических сил и свидетельствует, что есть стремление проявить все психические воздействия, среди них и стремление стать осознанным, но есть и противоположная сила, сопротивление, способное сдержать часть подобных психических действий, среди них и действие по осознанию. Признаком вытесненного остается то, что, несмотря на свою мощь, оно не способно стать осознанным.

Зигмунд Фрейд

В процессе дальнейшей психоаналитической работы, выяснилось что данных подразделений недостаточно, и тогда Фрейд выделил три составляющие психики: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

«Оно», «Я» и«Сверх-Я»

«Оно» представляет собой полностью бессознательную часть психики, в которой остаются все вытесненные влечения индивида. Это неизведанная, недоступная часть личности, в которой нет никаких моральных установок, нравственных оценок, понятий добра и зла.

«Оно» — это то, что является основой личности любого ребенка. Им движут первичные биологические потребности, желания, эмоции. Поэтому дети, особенно в возрасте до 5-6 лет, в большинстве своем, эгоистичны и капризны. Со временем от родителей ребенок узнает, что правильно, а что нет. Формируется его система ценностей, норм, правил поведения. Уже будучи в школе, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, соблюдать религиозные, моральные и правовые нормы, действующие в обществе. Это влияние родителей и социальной сферы жизни общества и обуславливает формирование «Сверх-Я».

«Сверх-Я» является подавляющим элементом. Являясь полной противоположностью «Оно», «Сверх-Я» олицетворяет совесть, идеалы, социальные нормы и все то, что ограничивает индивида, делает его цивилизованным и позволяет жить в человеческом обществе.

По своей природе «Сверх-Я» ближе к «Оно» чем к «Я», просто потому, что также бессознательно, только в отличие от «Оно», которое является своего рода наследственным, «Сверх-Я» — приобретенное бессознательное [7].

И «Оно» и «Сверх-Я» проявляют себя через третью психическую инстанцию — «Я».

«Я» — это уже сфера сознательного. Оно выступает посредником между «Оно» и «Сверх-Я».

Функциональная важность «Я» выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к «Оно» оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а «Я» – заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля.

Зигмунд Фрейд

Еще на блоге: Думать так, как не думают другие

Таким образом, олицетворяя здравый смысл и благоразумие, оно контролирует психические процессы происходящие в сознании.

Но из-за своей роли «Я» постоянно испытывает давление и со стороны «Оно» и со стороны «Сверх-Я».

Чрезвычайное влияние любого из них ведет к негативным последствиям. Например в случае, когда ребенка воспитывают в строгости, постоянно наказывают и заставляют чувствовать вину за его поведение, постепенно давление родителей сменяется давлением «Сверх-Я». Наказание извне заменяется на наказание изнутри. Становясь взрослым, такой человек часто впадает в депрессию, чувствует вину и испытывает муки совести. При этом «Сверх-Я» становится настолько тираническим, что человек винит себя не просто за прошлые деяния, которые он считает недостойными, но даже за недостойные мысли. Таким образом, вина и укоры совести такого человека часто обусловлены не объективной оценкой своих поступков, а сформировавшимся представлением человека о том, что он этого заслуживает, что он виноват и т.д.

Примеров того, что бывает с людьми, у которых наибольшим влиянием обладает «Оно», еще больше. Не нужно рассказывать о людях, которые игнорируют общественные ценности, нарушают правила и не считаются с чувствами других.

Таким образом, нарушение баланса между тремя основными составляющими психики приносит личности страдания, а порой приводит и к нарушениям психики, возникновению неврозов. Препятствовать этому пытается «Я». И основным методом является процесс вытеснения.

Психологическая Защита Вытеснение

Здравствуйте, Уважаемые Читатели. Я продолжаю тему психологических защит. В этой заметке я детально расскажу про «Вытеснение» – психологическую защиту, которая встречается наиболее часто.

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-каналhttps://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ, поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием «Мир Психологии», где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии. Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье «Онлайн услуги психолога-психотерапевта».

С моей точки зрения, именно с Вытеснения у личности начинает формироваться клубок психологических защит. С целью лучшего понимания того, что представляет собой Вытеснение, каковы его механизмы и методы борьбы с ним, приведу небольшие выдержки из книги Михаила Литвака «Психологический Вампиризм» (раздел 5 «Психологическая защита») и материал некоторых других авторов: «Вытеснение — форма психологической защиты, при которой психотравмирующий фактор исчезает из сознания, вытесняясь в бессознательное. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, образов, воспоминаний, побуждений или чувств. Открыт он был Зигмундом Фрейдом, который подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, к нему подключаются другие формы психологических защит. По Фрейду вытеснение — это попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит личность. Взрослые имеют тенденцию говорить, что определенные события не таковы, каковы они есть, или что они не происходили. Хотя действует вытеснение лишь Единожды, для своего поддержания оно Требует от нашего сознания Постоянных Затрат Энергии, (вот почему невротические личности так часто жалуются на слабость, вялость, упадок сил; вот почему так сильно и подолгу болеют; вот почему вся их деятельность напоминает автомобиль, буксующий в яме – чем больше вытеснено, тем больше энергии организм тратит впустую, следовательно, тем больше ее не хватает для жизни, а это уже неизбежно ведет к быстрому износу внутренних органов и систем; Ю.Л.). А вот как вытеснение описывает немецкий философ 19 века Артур Шопенгауэр: «Неприятное мы не любим вспоминать, в особенности если было задето наше тщеславие, что случается как раз чаще всего; очень мало таких несчастий, в которых мы сами совершенно не виноваты; поэтому-то и забывается так много неприятного». Вот почему несчастная жизнь кажется такой короткой. Чтобы жизнь казалась длинной, ее следует разбавить радостными событиями и достижениями.

Нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов может привести к возвращению в сознание ранее вытесненной информации. Такие случаи наблюдались при заболеваниях, интоксикациях (например, алкогольной), а также во время сна. Прямое вытеснение, связанное с психическим шоком, может привести к тяжелым травматическим неврозам; неполное или неудачное вытеснение – к образованию невротических симптомов. С точки зрения эффективности, по сравнению со всеми остальными, Вытеснение занимает уникальную позицию, т.е. оно способно справиться с мощными инстинктивными импульсами, перед которыми остальные защитные механизмы оказываются неэффективными. Но вытеснение занимает особое место среди остальных защитных механизмов в связи с тем, что это не только самый эффективный, но и самый Опасный механизм. Отъединение от нашей реальной личности, наступающее вследствие Изоляции Сознания от всего хода инстинктивной и аффективной жизни (подробнее про аффекты, чувства и эмоции я напишу в другой статье; Ю.Л.), может полностью разрушить целостность личности (речь идет о психозе; подробнее о нем читайте в статье «Психиатрические болезни»; Ю.Л.). Согласно З.Фрейду, вытеснение реализуется в виде двух фаз: 1. Предотвращает первоначальное появление негативного импульса посредством удаления из сознания в бессознательное неприятных воспоминаний, переживаний, неприемлемых желаний; 2. Обеспечивает удержание в бессознательном различных вытесненных влечений, желаний, стремлений. Все вытесненное из сознания в бессознательное, не исчезает и оказывает существенное воздействие на состояние психики и поведение человека. Время от времени происходит спонтанное «возвращение вытесненного» на уровень сознания, которое осуществляется в форме отдельных симптомов, сновидений, ошибочных действий и др. С механизмами вытеснения З.Фрейд связывал некоторые симптомы истерии, импотенцию, фригидность, психосоматические заболевания (язва желудка, бронхиальная астма) и мн. др. Человек легко может забывать некоторые вещи, особенно те, которые снижают Его чувство Собственной Ценности как Личности. Чаще этот механизм проявляется у психологически незрелых личностей с истерическими чертами характера, а также у детей (подробнее о том, почему так происходит, читайте ниже; Ю.Л.)».

Здесь я привел выдержки из книги Деминой Л.Д. и Ральниковой И.А «Психическое здоровье и защитные механизмы личности». Далее вновь передаю слово Михаилу Литваку: «Примером такой формы психологической защиты может служить вытеснение из сознания гибели близкого человека. Действительно, если он не погиб, то и переживать незачем. Такой вид защиты культивировался у нас во время войны. В средствах массовой информации, кинолентах упор делался на такие случаи, когда женщина не верила, что ее муж погиб и продолжала его ждать, а потом оказывалось, что он жив и здоров. Вред такой защиты заключался в том, что многие женщины отказывались вновь устраивать свою личную жизнь, делая несчастными себя, своих детей и претендентов на их руку и сердце. Правда же такова, что, во-первых, таких случаев было мало, во-вторых, о чем говорят клинические факты, когда пропавший без вести вдруг возвращался, это был уже совсем другой человек, который оказывался ненужным жене, да и она уже изменилась и привыкла к роли страдалицы. Внезапное возвращение супруга лишало ее этого ореола, а при анализе часто выявлялось, что жизнь с мужем у нее была тяжелой, вытеснение же позволяло ей не делать пугающую ее вторую попытку. Что еще вытесняется? Вытесняются некоторые факты личной жизни, когда индивид проявил себя не с лучшей стороны, некоторые желания, стремления, отрицательные черты характера, враждебность к близким, Эдипов комплекс, комплекс Электры и т.д. (к сожалению, невротические личности всего этого не осознают, не замечают в своем характере таких отрицательных черт, как обидчивость, терпеливость, гнев, ирония, критицизм и мн. др. или не считают их плохими, и относятся к ним как к само собой разумеющимся — изменить их не стремятся; более того, иногда даже ими гордятся; (так, ироничный насмешник полагает, что обладает высоким интеллектом и остроумием, тогда как на самом деле — это садист, только в мягкой форме; так, терпеливый хвастает умением выносить муки и страдания, которых при небольших усилиях легко можно было избежать; так, храбрец засовывает голову в пасть тигру, чтобы не выглядеть трусом в глазах других людей); лишь спустя 2 года упорных занятий психотерапией и самоанализом, я наконец-то научился замечать в Себе негативные стороны Своего характера, и корректировать их; до этого весь накопленный материал из книг и аудиосеминаров Литвака я ассоциировал с другими людьми, но Никак Не с Самим Собой, наивно полагая, что все это ко мне не относится, что все это не обо мне, а о других — о невротиках, и что я — психологически здоровая личность; однако когда я понял свое заблуждение, то быстро исправился, начав методично прорабатывать дефекты Своего Характера, и отбросив стремление исправить других; вскоре дела мои пошли в гору; Ю.Л.). Вот один из примеров вытеснения нежелательных фактов обыденной жизни, рассказанный одним из моих учеников. «Я длительное время поддерживаю отношения со своей тетей, которая очень тепло относится к моему старшему сыну, так как помогала нам, нянча его, когда он был в грудном возрасте (своих детей у нее не было). К младшему, который, кстати, больше походит внешностью на нее, она относится гораздо прохладнее. Поскольку в выражениях своей любви она весьма экспансивна, ибо отличается истерической акцентуацией, ее любимец гнал ее от себя, когда был еще в возрасте, в котором дети всегда искренни в выражении своих чувств, т.е. до 7 лет, младший же поддерживал с ней ровные отношения. Затем и старший стал относиться к ней терпимее, что было связано с ее подарками. Я ей однажды задал вопрос, чем объяснить такую дискриминацию, тем более что в раннем детстве старший ее просто терпеть не мог. При этом я вспомнил такой случай. Когда старшему сыну сделали операцию аппендэктомии (удаление аппендицита; Ю.Л.), и уже перед выпиской она его проведала в больнице, он не позволил ей сесть на койку, гнал ее из палаты. Успокоить его не было возможности, и тетушке пришлось уйти. Кроме того, сын не хотел есть ее передачу. Когда я напомнил ей этот факт, она категорически отказалась признать его. Я даже оторопел, ибо хорошо запомнил, что тогда она обиделась… на меня, считая, что я настраиваю сына против нее. Забыть этого она не могла, ибо память у нее не была нарушена, и она помнила многие детали, не имевшие для нее такого эмоционального значения. Переубедить ее я не смог». Замечу, что свидетель такого разговора стал бы на сторону тетушки моего ученика, поскольку она была уверена в своей правоте, а он выглядел растерянным. Это почти правило, которое можно взять на вооружение. Тот, кто вытесняет, побеждает в споре. Отсюда: не спорь с тем, кто вытесняет. (я бы добавил: не спорь даже с тем, кто не вытесняет; хочешь быть счастливым – перестань отстаивать свою правоту; в одной из следующих статей я напишу, в чем заключается отличие спора и дискуссии; Ю.Л.)

Вытесняются такие свойства, как любовь к власти. Об этом я писал в разделе о приемах психологического айкидо из книги Михаила Литвака. Вытесняются такие качества, как глупость, недальновидность. Вытесняются в бессознательное сексуальные влечения и некоторые другие потребности. На некоторое время это спасает от переживания, но неудовлетворенная потребность или неисправленный личностный недостаток рано или поздно приведет к другим формам психологической защиты или к болезни. Я заработался, вовремя не поел, и у меня закружилась голова. Я не осознаю, что это от голода, и принимаю лекарство. Мне становится легче, но через некоторое время я чувствую слабость в коленях, опять что-то принял. Потом мне становится все хуже и хуже. Единственное, что здесь сможет помочь, это введение в сознание факта, что я голоден и должен принять пищу.

Все вытесненное необходимо вернуть теми или иными путями в сознание и осмыслить (именно для этого мне иногда приходится буквально «заставлять» своих клиентов или пациентов писать Автобиографию; ведь методичное поэпизодное описание своей предыдущей жизни – лучший способ вернуть все вытесненное, пережить его, переосмыслить и сделать так, чтобы кошмарное прошлое не тянуло назад – не мешало наслаждаться прекрасным настоящим и не омрачало планов светлого будущего; Ю.Л.). Следует пережить гибель близкого, поумнеть, реализовать свое властолюбие реальным ростом, избавиться от неосознаваемой враждебности к близким, наладив с ними отношения. Чем больше вытесняется в бессознательное, чем хуже человек себя знает, тем менее он ориентирован, тем чаще жизнь его будет заходить в тупик. Поэтому, прежде всего, познай самого себя. И можно согласиться с К.Хорни, которая полагала, что одна из важнейших задач врача-психотерапевта – познакомить пациента с одним странным незнакомцем — с самим собой. Кстати, одна из задач психологического тренинга — стать самим собой. Основная борьба с вытеснением — осознание его с помощью психоаналитических процедур, а профилактика его — бдительность. Желательно ведение дневника, четкая письменная формулировка своего мнения во время дискуссий. Когда у меня с коллегами возникали диагностические разногласия, я приучил себя записывать свое мнение на бумагу, даже если и не высказывался. Я заметил, что расхождений у меня стало больше, чем тогда, когда я этих записей не вел. Причина этого в вытеснении. Когда диагноз верифицируется, всегда начинает казаться, что именно этого мнения ты и придерживался. Через некоторое время я заметил, что точность моей диагностики повысилась».

Михаил Литвак точно описал механизмы борьбы с психологической защитой «Вытеснение». От себя мне хочется добавить: вытесняется только то, с чем наша психика (наше сознание) Справиться Не Может (не способна это перенести). Я заметил, что, чем сильнее Взрослая позиция (по трансактному анализу), тем меньше попадает в наше Бессознательное, и тем больше остается в сознательном (вот почему так многое вытесняется именно в детстве – ведь там Взрослой позиции, по сути, нет – мало того, что вся информация напрямую попадает в шаблон Родителя, так она еще и способна нанести сильную психическую травму нашему Дитяте; естественно, через какое-то время последняя будет вытеснена (возможно, даже сразу)). Чем сильнее Взрослый, тем больше человек способен переварить, хотя полученная информация нередко носит для него весьма болезненный характер. Но не стоит вытеснять. Раньше я часто обижался, однако всеми силами стремился придать лицу невозмутимый равнодушный вид, хотя в душе хотелось рыдать (или кричать от гнева). Я не рыдал, а занимался самоуспокоением: «Я не обиделся. Обижаться – удел невротиков». Так-то оно так, но ведь и невротизм Весь и Сразу не уходит. А если вытеснять обиду, это будет лишь замедлять наш личностный рост. Возможно, даже заблокирует его вовсе. Ведь даже если обиделся, но обида находится в твоем сознании, то простишь ее своим Естественным Ребенком и быстрее, и легче. Как определить, что обиделся, но вытеснил? Очень просто – если, вспоминая человека, понимаешь, что общаться с ним не хочешь по каким-либо Несущественным Причинам, или чувствуешь на него какой-либо негатив (хотя явная причина для недовольства отсутствует), значит, обиду вытеснил. Вот тогда-то и надо написать в дневнике все, что происходило в Вашей жизни с участием этого человека. Вы обязательно найдете потерянного скелета в шкафу, путем анализа ситуации отыщите причину вытесненной обиды (работа Взрослого), поплачете (покричите), простите и успокоитесь (нелегкая, но необходимая работа Дитяти). Если, вспомнив о человеке, у Вас возникли положительные эмоции или же эмоций не возникло вовсе, следовательно, Вы его простили. И, следовательно, больше эпизодов, связанных с этим человеком, у Вас не вытеснено.

Вытеснение существенно и не в лучшую сторону влияет на работу нашей памяти. Люди, у которых многое вытеснено, чрезвычайно забывчивы и имеют ярко выраженные проблемы с памятью. Для наглядности приведу сообщения мужчины с форума Михаила Литвака: «Постоянно забываю какие-нибудь мелочи (закинуть денег на телефон например). Вот с этим пунктом как раз проблемы. При уходе на работу я уже привык проверять выключил ли я все конфорки и закрыл ли всё что нужно, это ладно. Но в целом забывчивость конечно зашкаливает. Свет забыть выключить (на ночь или при уходе на работу) — вообще в порядке вещей. Поехал например на выходные в родной город, с родителями увидеться, с друзьями и т.д. Задержался у друга, пришлось у него заночевать, на следующий день уехал — и забыл у него пропуск на работу и карточки по мелочи. Вроде и не критично, и пропуск взял временный, но всё равно неприятно. Ещё и другу забот добавил, выслать мне всё это курьером (потому что в следующий раз неизвестно когда я приеду). Надо что то делать с этой забывчивостью, пока не спалил себя нафиг

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]