Мозговой штурм: 7 правил, 19 техник и 10 частых ошибок

Расчетливость, удача, настойчивость и терпение в бизнесе – это здорово. Это важные качества, но без достойной идеи они работают впустую. Умение найти небанальный выход из сложной ситуации отличает хорошего бизнесмена от просто предпринимателя. Не зря Джобс говорил, что когда ему не хватало денег, он садился думать, а не бежал зарабатывать.

Один из популярных способов прийти к гениальной идее – мозговой штурм. Но многие компании превращают уникальную уловку в бессистемную свалку, поэтому давайте разберемся, как правильно провести брейншторминг и добыть ту самую гениальную идею.

Что такое мозговой штурм?

Брейншторминг – процесс поиска решения конкретной задачи, при котором учитываются любые мысли и идеи – от адекватных до сумасшедших. Некоторые из них дальше преобразуются в новые решения. Главная задача метода – выйти за грани привычного мышления.

Зачем нужен брейншторминг? Структурированный и утвержденный процесс принятия решений в компании часто играет злую шутку, когда новые идеи автоматически загоняются в установленные рамки и на выходе мы имеем скуку смертную. Мозговой штурм помогает смешать опыт разных членов команды и добавить красок в процесс генерации идей.

Немного истории

Одним из первых кто обратил внимание на такие «коллективные» проблемы, как неуверенность в себе и боязнь мнения окружающих, был Алекс Осборн. Он еще в 30-х годах начал, довольно успешно, практиковать метод мозгового штурма в своем рекламном агентстве.

Что еще интересно, именно Осборн, изменил устоявшееся мнение о том, что не только качество важно, а есть смысл брать во внимание и количество. Ведь чем больше попыток, тем больше вероятность попадания точно в яблочко, а значит и близко достижение намеченных целей.

По методике Алекса, совсем не важно, какого качества будут эти «попытки». Главное их количество! Удивлены? Но что сказать, это и есть базовый, а главное эффективный стержень, на котором построена вся система мозгового штурма, со всеми своими дополнительными аспектами.

Как выбрать ту самую идею?

После мозгового штурма остается тонна идей, которые надо упорядочить и отсортировать. Если реализовать план явно сложно – вычеркиваем, если у вас не хватает ресурсов (и нет реальных источников) – вычеркиваем, если никому не интересно – вычеркиваем. Можно задать себе ряд вопросов:

  1. Как быстро это можно осуществить?
  2. Насколько велика отдача?
  3. Просто ли это сделать?
  4. Дешево ли?
  5. Рискованно?
  6. Что вам подсказывает пятая точка… шестое чувство?

Как вариант для оценки идей можно использовать модифицированную матрицу SWOT. Для этого надо выписать все полученные решения в список, пронумеровать его и рассмотреть каждую отдельно.

Чтобы сузить круг «подозреваемых», можно попросить каждого участника выбрать ТОП-5 идей. Важно, чтобы списки были анонимными – на этой стадии групповое мышление только навредит.
mozgovoy-shturm-7-pravil-19-tekhnik-i-10-chastykh-oshibok

«Мозговой штурм». статья по технологии (10 класс) на тему

Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе. 1. Разделить детей на две группы. Одна группа — «генераторы идей», другая группа — «проницательные аналитики», или «эксперты». 2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета. 3. Поставить обеим группам задачу. 4. Попросить «генераторов» высказывать свои решения, а «аналитиков» внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у «генераторов», то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями. Время на «орание» надо неуклонно сокращать, через несколько дней дети научатся «орать» по очереди, а потом и нормально говорить по очереди. Очень хороший прием для успокоения расшумевшегося класса предложил И. Викентьев. Заранее надо договориться с группой, что все замолкают, когда учитель громко хлопнет в ладоши и вытянет руки вперед. В течение нескольких дней надо потренировать детей — сказать: «Шумите! А когда хлопну в ладоши, в тот же миг замолкайте». Более трех повторов команды за одно упражнение делать не следует — дети могут не успокоиться, им просто понравится шуметь. 5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен магнитофон. 6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово «аналитикам». Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения. Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент — вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами. Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных. 7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие «генераторы» и «аналитики». 8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени. 9. Великолепным стимулом активности является погружение детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот «кто-то» должен быть «хорошим человеком». «Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке…» Научите детей задавать себе вопросы: какие части участвуют в задаче? Какие у этих частей есть свойства, могущие помочь решить задачу? Например, задача: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений. Начните с вопроса: — Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, — это ресурс для решения задачи. Используем приемы: посредник + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу). Решения: 1. Добавить холодную воду, заварку или молоко. 2. Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску. 3. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга. 4. Добавить много варенья или сахара. 5. Переливать через воронку. 6. Погружать холодные ложки. 7. Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег… Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: «А что ты предложишь свое?» Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении. Темы мозгового штурма для детей Сначала приведем «классические» вопросы для мозгового штурма, а в конце раздела — задачи и их решения. — Как доставить тяжелую пирогу Робинзона к морю? — Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме? — Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? — Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков? — Как обогревать людей на улицах в лютый мороз? — Как не ссориться с мамой? — Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход? — Что бы вы предложили сделать безудержно веселое? — Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу? — Чем можно рисовать на асфальте? — Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, ложечки нет. Что делать? — Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.) — Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног? — Придумайте дом будущего. (Сформулируйте функции дома, улучшите их, измените на обратные, сформулируйте потребности человека, пусть дом их удовлетворяет…) — Что будет, если уничтожить всех волков? — Что будет в озерах, если уничтожить всех щук? — Придумайте насекомое с необычными свойствами. — Как сделать разноцветную льдинку? — Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать? — Как курочке спасти своих цыплят от коршуна? — Как можно поприветствовать человека? — Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот…): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой… Какие способы не подойдут? — Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их просто переворачивают на спину, и они становятся совершенно беспомощными. Как им помочь? — Число людей на Земле стремительно увеличивается. Придет время, когда не будет хватать еды, воды, топлива, места. Что делать? — Вождю племени надо определить, кого больше: мужчин или женщин? Считать он умеет только до 10, а в племени более 100 человек. — Как проникнуть в комнату, не открывая дверей? — Как достать сосульку с крыши? — Как украсить класс к Новому году? — Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным? — Куда в комнате можно спрятать куклу? — Куда я спрятал конфету? — Как обеспечить 100 %-ную посещаемость школы? — Какие качества птиц ты хотел бы иметь? — Как найти самого умного человека в королевстве? — Чем полезен, а чем вреден комар? Задачи: 1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть? 2. Как можно определить время, если нет часов? 3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась? 4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть? 5. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать? Ответы: 1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы. Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы. 2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению «тарелки» подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку)… 3. Не выносить куклу из дома; привязать к платью; играть всегда в одном месте; класть всегда в одно и то же место; никому не давать играть; вделать в куклу автоматическую пищалку, которая через каждые полчаса подает звуковой сигнал. 4. Используем, например, прием «посредник»: промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком. 5. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете. Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния… Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами… Например: дождь из конфет и игрушек… Быстрое перемещение материков… Источник: Ю.Г. Тамберг «Развитие творческого мышления детей»

Генерация идей

При реализации второго, основного, этапа рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • нужно высказывать максимальное количество идей, без любых ограничений;
  • принимать даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи;
  • идеи можно и нужно комбинировать и улучшать;
  • не должно быть никакой критики или оценивающих суждений.

Только опытный ведущий и сплоченная команда могут сделать процесс генерации новых идей увлекательным. Сначала включаются генераторы идей, которые с легкостью придумывают новое. Вслед за ними – менее креативные члены команды. Задача ведущего организовать работу таким образом, чтобы никто не остался в стороне. Если ведущий видит, что кто-то отлынивает от коллективного обсуждения, то он должен создать условия для того, чтобы «молчун» раскрылся.

Важно, чтобы команда набросала как можно больше идей. Например, 100 идей для команды из 5–7 человек – это более чем нормально. Даже несмотря на то, что большинство людей и после тщательных усилий ведущего и напряжения всех своих извилин не могут придумать больше пары идей. Да и те из разряда «все-это-уже-было». Это не хорошо и не плохо – у людей разное мышление и разные способности.

Если в голову ничего толкового не приходит, на помощь придут: ТРИЗ , метод «Шесть шляп» , «Ментальные карты» , теория Грэхэма Уолеса , SCAMPER , Post-Up и другие.

Техника Post-Up лучше подходит для командного мозгового штурма, а «Ментальные карты» – для индивидуального.

Постановка проблемы, отбор участников и распределение ролей

Чтобы мозговой штурм прошел результативно, нужно с максимальным вниманием отнестись к первому, предварительному, этапу. Для начала четко сформулируйте проблему, которую нужно решить. Сделайте это заранее, чтобы у участников мозгового штурма было время «включиться» в тему обсуждения. Четкая формулировка проблемы, а также то, насколько одинаково все участники мозгового штурма ее усвоят, обеспечат 50% успеха мероприятия.

Попробуйте следующий способ формулирования темы штурма: команде нужно решить вопрос о том, какой метод получения желаемого результата наиболее эффективен в сложившихся обстоятельствах и пределах имеющегося временного ограничения.

Следом необходимо подобрать участников. В мозговом штурме должны принимать участие представители всех заинтересованных сторон, т.е. все сотрудники, которые могут влиять на решение проблемы и те, на кого будет влиять выработанное решение. Среди приглашенных должны быть люди, которые будут хорошо играть следующие роли: генератор идей, реализатор, контролер, ведущий, мотиватор, аналитик, гармонизатор и изыскатель (командные роли по Р. Белбину). Если невозможно подобрать сотрудников на все роли, добейтесь, чтобы в команде были хотя бы: генератор идей, контролер, ведущий, мотиватор.

Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный этап почему-то часто упускают из виду. Но только на нем можно выделить по-настоящему эффективные, прорывные идеи и привести мозговой штурм к общему знаменателю. В отличие от второго этапа, оценка и критика приветствуются. Успех третьего этапа зависит от согласованности работы участников и общей направленности на реальный поиск решения.

На первый план выходят реализатор, изыскатель, контролер и аналитик. Они проводят оценку высказанных идей на предмет возможности их реализации, эффективности, анализируют риски, изучают и предлагают возможные способы воплощения идей. Гармонизатор и мотиватор обеспечивают работу всех членов команды, используя свои знания и навыки мотивации, направленные на активацию лучших качеств всех членов команды.. Правильно организованная работа и активное участие всех членов команды позволят не только найти решение, с которым все члены команды будут согласны, но и обеспечат результативное претворение его в жизнь.

Справка

Как использовать Post-Up?
Шаг первый: определите проблему и убедитесь, что она понятна всем участникам.

Шаг второй: подготовьте доску и бумажные стикеры. Раздайте стикеры (Post-it) участникам.

Шаг третий: записывайте идеи. Один стикер – одна идея, не больше.

Шаг четвертый: публикуйте идеи. Каждый человек клеит свой стикер на доску и читает написанное вслух. Если у члена команды появилась новая идея после того, как он выслушал другие предложения, он записывает ее на стикере и публикует на доске.

Шаг пятый: перетасовка и исследование. Тасуйте множество идей на доске как угодно, объединяя даже те, которые кажутся несочетаемыми. В результате могут появиться новые и совершенно неожиданные идеи.

подробнее

Разновидности мозгового штурма

Индивидуальный мозговой штурм

Все роли — генератора, секретаря, ведущего, оценщика идей — берет на себя один человек. Фиксация на бумаге, компьютере, диктофоне. Оценка идей отложена.

Креативные приемы «штурмовика»-одиночки: Читая текст, выхватывайте произвольные слова. Не наталкивает ли значение случайного слова на новую идею? Текст подойдет любой, хоть телефонная книга, но лучше лексически богатый.

Прилагайте значение слова к обстановке, окружающей рекламируемый объект. Что меняется? Что из этого можно извлечь для решения задачи?

Физически помещайте слово в проблемную ситуацию.

Вышеозначенные операции проделывайте с изображениями, просматривая журналы или фото-стоки в интернете.

Выпишите факты и процессы, связанные с рекламируемым объектом. Как будут выглядеть противоположные факты и процессы? Что это дает?

Как решались аналогичные задачи в других областях и ситуациях? Можно ли извлечь что-нибудь полезное из аналогов, пусть приблизительных, из иных времен и мест?

Обратный мозговой штурм

Цель его — максимально выявить недостатки рекламируемого объекта. Генераторы в режиме мозгового штурма составляют список имеющихся или потенциальных дефектов, ограничений, противоречий объекта или идеи. Негативные стороны объекта или идеи усугубляются до крайности. После такого жесткого тестирования идет поиск путей по устранению недостатков.

Двойной мозговой штурм

Введение критики идей. Этапы: прямой (классический) мозговой штурм, обсуждение, продолжение выдвижения идей.

Мозговой штурм с оценкой идей

Объединение двойного, индивидуального и обратного методов. Фазы «мечтателя» и «реалиста» многократно гибко чередуются. Используется для решения сверхсрочных задач. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение пользоваться методикой мозгового штурма.

Этапы: Генерация идей

Ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями, самостоятельная оценка вариантов

Выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков

Обсуждение с мини-штурмами

Сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков

Индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование

Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинство: более целенаправленный поиск, снижен риск проскочить мимо сильного решения.

Мозговая осада

Доказано, что и без явной критики при подаче идей действует механизм «скрытой критики», а именно: нередко новое предложение (которое потом может быть признано неудачным) «забивает» высказанную ранее хорошую идею. Для устранения этого недостатка была предложена «мозговая осада», в которой каждую выдвинутую идею надо развивать до предела. Ее применение увеличивает затраты времени на поиск идей, хотя обещает более зрелые результаты.

Метод «635»

Шесть человек выдвигают по три идеи за пять минут. Затем листки с их мнениями передвигаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса готовы 18 проработанных предложений. Следуют обсуждение, усовершенствование и выбор наилучших вариантов.

Метод корабельного совета

Высказывания идут в соответствии с иерархией. Первым свою идею вносит «юнга», последним — «капитан». Недостаток: после своей очереди новую идею высказать нельзя. Сетевой мозговой штурм

Другие названия: электронный мозговой штурм, online brainstorming. Базируется на многопользовательских интернет-сервисах: форуме, чате, блоге, ICQ, Skype. Устраняется «боязнь оценки», т. к. генераторы идей могут быть анонимными. Можно привлечь экста-специалистов из любых точек мира (или напрячь лучшие умы рекламного холдинга, не срывая их с мест). Правда, теряется будоражащая психологическая атмосфера совместного поиска.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]