Как справиться с повышенной тревожностью у ребенка

В тревоге мы представляем все, что может случиться: в голове будто возникают короткие страшные видеоролики. Эти послания об опасности получает амигдала — примитивная по сравнению с префронтальной корой часть мозга. Получив сигнал, она включает систему защиты: передает сигналы дальше — и тело приходит в состояние, как если бы на него напал медведь гризли. Система защиты, которой управляет амигдала, создана для того, чтобы достать вас из любой опасной ситуации, в которую вы попадаете. Но амигдала не может распознать разницу между опасностью реальной и воображаемой.

Проблема с современной тревожностью — в том, что бороться не с чем. Это всего лишь наши опасения, что что-то может случиться. Мы много думаем об этом и ярко, в подробностях воображаем, как это произойдет. А дальше появляются физические симптомы: мы краснеем, напрягаемся, начинаем дрожать или бежим в туалет. Когда мы чувствуем это в теле, мы думаем: «Какой ужас, что со мной происходит?» А бедная амигдала говорит: «Да, да, мы в опасности, происходит то, чего я боялась!» Этот процесс может быть по-настоящему драматичным, но многие дети и родители не осознают его. Простое осознавание процессов, которые происходят в теле, поможет снизить уровень тревоги. Это первое, чему я обучаю родителей и детей.

Как тревога передается от родителей детям

Обеспокоенные родители имеют огромное влияние на детей. В тревожных семьях много разговаривают об опасности, риске, плохих вещах, которые могут произойти, — там видят мир как опасное место. Такой родитель становится ролевой моделью для ребенка, он транслирует постоянный отчаянный поиск уверенности и комфорта. Ребенок тревожных родителей может так же, как они, постоянно искать успокоения, раз за разом спрашивать: «Мама, ты заберешь меня из садика?» — или, если это подросток, слать много тревожных СМС: «Мама, у меня что-то с животом, может быть, я заболел?» Если такое поведение повторяется, родители должны спросить себя: «Делаю ли я что-то, что взращивает в моем ребенке тревогу?»

Когда мы снова и снова успокаиваем ребенка извне, мы не даем ему пространства для развития внутренней уверенности. Часто в тревожных семьях дети не доверяют самим себе, своему внутреннему голосу. Это тянется из детства во взрослую жизнь: тревожные дети вырастают и становятся тревожными родителями.

Если ребенок задает вопрос снова и снова, предложите ему найти ответ внутри: «Кажется, волнение делает тебя забывчивым. Мы уже говорили об этом, обратись, пожалуйста, к своему умному мозгу и достань оттуда эту информацию». Так мы формируем внутреннюю уверенность. Благодаря ей взрослый человек может сказать себе, если что-то идет не так: «Окей, дела плохи, но я справлюсь».

Другое поведение при тревоге в семьях — избегание обычных вещей, чтобы не сталкиваться с неприятным чувством. Если вы не любите кататься на американских горках — с вами все в порядке. Но что, если вы не любите разговаривать с незнакомыми людьми? Или не хотите отвечать учителю в школе или вообще появляться в школе? Ребенок таких родителей отказывается от активностей, в которых он должен действовать самостоятельно. Он говорит: «Я просто не хочу, это скучно!» Постоянно избегая тех или иных ситуаций, мы идем на поводу у тревоги: в краткосрочной перспективе мы чувствуем себя лучше, но в долгосрочной — поддерживаем паттерны поведения при тревоге. Так формируется расстройство.

Содержание

  • 1 Описание методики
  • 2 Теоретические основы
  • 3 Валидизация 3.1 Содержательная валидность
  • 3.2 Конструктная (концептуальная) валидность
  • 3.3 Дифференциально-возрастная валидность
  • 3.4 Критериальная валидность
  • 4 Внутренняя структура
  • 5 Интерпретация
      5.1 Подсчёт сырых баллов
  • 5.2 Подсчёт стандартных баллов
  • 5.3 Итоговая оценка результатов
  • 5.4 Таблица нормативных показателей
  • 6 Процедура проведения
  • 7 Практическая значимость
  • 8 Стимульный материал
      8.1 Бланк методики
  • 8.2 Бланк ответов
  • 9 См. также
  • 10 Литература
  • Какие техники освобождения от тревожности можно использовать

    Главное, что нужно донести до тревожных детей: это нормально, если ты нервничаешь. Да, в жизни может возникнуть проблема, которую нужно решить. Случаются вещи, из-за которых ты волнуешься. Ты идешь в новое место, встречаешься с группой незнакомых детей, к тебе приходит новая няня, родители впервые уходят допоздна. Конечно, ты чувствуешь себя некомфортно и неуверенно — в этой ситуации так себя и чувствуют.

    Дальше нужно обучить ребенка навыку решения проблем. Если ты чувствуешь тревогу, нужно постараться понять, с чем ты столкнулся. Варианта всего три: это опасность (пожар в доме, и необходима вся энергия, чтобы покинуть его), проблема, которую нужно решить (ситуация, в которую нужно погрузиться и найти выход), или это просто шум («а вдруг, а вдруг, а вдруг»), который крутится в голове.

    Понять, что тревожит

    Для начала обратите внимание на предмет тревоги. Что именно тревожит? Надолго концентрироваться на том, что тревожит ребенка, не нужно. С течением времени предмет тревоги — как и жизнь ребенка — неизбежно будет меняться. Осознание текущих тревог нужно для того, чтобы поймать момент, когда тревога проявляется, и понять, как разворачивается процесс — как тревога работает. Этот опыт легко перенести на все новые ситуации.

    «Достать» тревогу на свет

    Когда тревога проявляется, нужно «поймать» ее и дать ей имя, создавая таким образом дистанцию между собой и своей тревогой. На этом этапе важно обратить тревогу в шутку: придумать смешное прозвище, представить в виде персонажа, проговорить забавным голосом пугающие мысли. Вы можете сказать ребенку: «Ну, давай посмотрим на твою тревогу!» — взять лист бумаги и вместе нарисовать ее. Или: «Сейчас я достану твою тревогу!» — и сделать жест, будто вы вынимаете ее из головы ребенка с дурацким звуком.

    Конечно, подростки при этом закатят глаза: «Боже, ты что, серьезно?» Поэтому с ними нужно говорить на «взрослом» языке: «Я хочу, чтобы ты научился замечать этот паттерн мышления и дистанцироваться от него. Когда ты сможешь мысленно отступить назад и посмотреть на свои мысли и реакции, ты станешь гораздо сильнее». Дальше попросите подростка представить, будто тревога — это противный человек, который все поучает и поучает, а ты думаешь: «О, блин, заткнись, пожалуйста. Ну как достал». Это помогает очень легко схватить сам концепт отстранения от тревоги. И этого оказывается достаточно — дальше ты просто развлекаешься.

    Одна моя пациентка придумала, что тревога — это ее бабушка (она была самым тревожным человеком в семье). Ее тревога-бабушка была маленьким существом, которое сидит на плече. Моя пациентка брала ее тремя пальцами, стряхивала с себя и говорила: «Извини, Ми-ми, но я должна жить своей жизнью».

    Таких персонажей с именами придумывают себе и мои пациенты-родители. Я говорю детям: «А теперь замечай, когда твою маму начинает мучить Глэдис-тревога и напомни маме, что Глэдис — не часть семьи». Когда родитель начинает транслировать ребенку послание, что «мир — это опасное место», я даю ребенку возможность увидеть это и помочь маме вспомнить, что ее тревога не должна влиять на жизнь. И это мощный сдвиг для семьи.

    Сделать тревогу предсказуемой

    Мы научились экстернализировать тревогу — осознавать моменты, когда она начинает выступать со своими пугающими заявлениями. Теперь предстоит сделать ее появление предсказуемым. Это не значит, что нужно постоянно ожидать тревогу. Просто есть ситуации, в которых она обязательно возникнет, потому что это совершенно нормально для человека: амигдала делает свою работу.

    Предметы тревоги могут быть разными: кто-то боится змей, кто-то — выступать на публике, но механизм возникновения всегда одинаковый. Так как он нам уже знаком, при появлении тревоги мы способны отступить на шаг назад и осознать мысли, которые возникают в префронтальной коре, то, как они «воспламеняют» амигдалу и передаются всему телу. Мы разоблачили тревогу и теперь можем сказать: «Конечно, ты появилась. Потому что я иду в новую школу или сдаю экзамен по вождению». Вы вступаете в незнакомую ситуацию — и тревога стремится вернуть вас к комфорту. Теперь вы способны не вестись на ее заявления, как всегда раньше, а почувствовать легкую скуку и мысленно ответить: «О, привет, тревога — как раз вовремя! Да-да, как всегда одно и то же». Так мы меняем свои отношения с тревогой и учимся давать ей другой ответ.

    В работе с детьми мне помогают карточки. Я прошу ребенка написать три любимые вещи, которые говорит ему тревога: «Эта собака укусит тебя / Бабочки опасны / В бассейне акулы». А на другой стороне карточки мы пишем «Мои ответы тревоге». Это не должны быть опровержения предмета тревоги вроде «В бассейне нет акул». Это ответы самой тревоге: «Тревога, ты очень предсказуемая» или «Тревога, ты мешаешь мне учиться новому». Детям это очень нравится, они носят карточки в своих пеналах и знают, что у них всегда есть ответ тревоге. Такой навык помогает двигаться по жизни: узнавать тревогу в новых ситуациях и отвечать ей.

    Практиковать некомфортные ситуации

    Единственная возможность научиться уверенно справляться с тревогой — практика. Если мы потакаем тревоге и делаем то, чего она требует, амигдала постоянно получает подтверждение, что опасность есть. Нам нужно создать противоположный опыт — опыт действия в ситуациях, когда ты нервничаешь, разочарован или совершил ошибку. Для этого мы должны позволить ребенку вступать в новые некомфортные ситуации.

    Вначале нужно лишь приблизиться к предмету тревоги. Мы стараемся подойти к тревожащей ситуации так, чтобы амигдала не получила сообщение об опасности. Тревога требует, чтобы мы отнеслись к происходящему максимально серьезно. Мы же действуем иначе (наша цель — снизить сопротивление): позитивно, с игрой и юмором. С младшими детьми придумываем наклейки, даем им маленькие награды, которые будут их стимулировать. Со старшими играем в ролевые игры: сначала я выступаю в роли тревоги, потом — они. Мы тренируемся отвечать тревоге и таким образом создаем новый опыт. Дети действуют — и прокладывают новую дорожку в своем мозгу.

    Цель в том, чтобы ребенок научился чувствовать комфорт в дискомфорте — адаптировался к нему. Если мы идем в новое место, не нужно говорить: «Мы идем на гимнастику, учительницу зовут Люси». Мы должны сказать: «Мы идем на гимнастику, я думаю, твоя тревога может проявиться, что она тебе скажет? Что ты ей ответишь? Расскажи». Мы должны дать понять, что тревога в этой ситуации нормальна, и быть рядом, чтобы поддержать ребенка, если он не справится.

    Этот процесс требует времени. Сначала вы готовитесь к ситуации, потом пробуете вступить в нее — и анализируете после того, как все удалось. Одна моя маленькая пациентка осознала, что тревога возрастает, когда она прощается с мамой в садике. После этого она еще продолжала плакать, но говорила при этом: «Это момент прощания, мамочка!» Это противоположно стремлению избавиться от тревоги. Это про обучение: ты просто учишься осознавать свои чувства, управлять собой и взращивать стойкость.

    Интерпретация

    Подсчёт сырых баллов

    Подсчёт сырых баллов производится путём простого математического суммирования результатов ответов на все пункты, принадлежащие каждой шкале (на бланке ответов пункты специально распределены таким образом, что каждый столбец соответствует одной шкале). Часть пунктов интерпретируется в обратных значениях:

    ШкалаПрямые утвержденияОбратные утверждения
    Общая тревожность1, 11, 21, 31, 41, 51, 61, 71, 81, 91
    Тревога во взаимоотношениях со сверстниками2, 12, 22, 52, 72, 8232, 42, 62, 92
    Тревога в связи с оценкой окружающих3, 13, 23, 33, 43, 53, 63, 83, 9373
    Тревога во взаимоотношениях с учителями4, 24, 34, 44, 54, 64, 74, 84, 9414
    Тревога во взаимоотношениях с родителями25, 45, 75, 85, 955, 15, 35, 55, 65
    Тревога, связанная с успешностью в обучении6, 16, 26, 36, 46, 56, 76, 86, 9666
    Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения7, 17, 27, 37, 47, 57, 67, 87, 9777
    Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний8, 18, 28, 38, 48, 68, 78, 88, 9858
    Снижение психической активности, связанное с тревогой9, 29, 39, 49, 69, 79, 89, 9919, 59
    Повышение вегетативной реактивности, связанное с тревогой10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100

    Поскольку ответы производятся по принципу Да/Нет, а каждая шкала содержит по 10 пунктов, то максимальное значение сырых баллов по каждой шкале — 10, минимальное — 0.

    Подсчёт стандартных баллов

    С целью стандартизации сырые баллы переводятся в стандартные z-баллы по формуле:

    где – первичная оценка по тесту,

    – среднее значение для нормативной группы,

    – стандартное отклонение от среднего значения для нормативной группы.

    Итоговая оценка результатов

    Каждая подвыборка разделялась на четыре группы, с которой и соотносится результат при интерпретации:

    1. испытуемые, имеющие низкие значения показателя (от –2,5 до –1 z-баллов),
    2. испытуемые, имеющие средние значения показателя (от –1 до +1 z-баллов),
    3. испытуемые, имеющие высокие значения показателя (от +1 до +2 z-баллов),
    4. испытуемые, имеющие экстремально высокие значения показателя (от +2 до +3 z-баллов).

    Также отнесение испытуемого к той или иной группе может быть произведена на основании сравнения с нормативными показателями соответствующей выборки.

    Таблица нормативных показателей

    Практическая значимость

    Основным показанием к применению опросника многомерной оценки детской тревожности является индивидуальный анализ структуры проявлений тревожности у детей и подростков школьного возраста в связи с проблемами, возникающими у них дома, при школьном обучении, во взаимоотношениях с окружающими (сверстниками, учителями и родителями). При помощи опросника возможно более глубокое понимание психологических причин неуспеваемости и более адекватного формирования плана психологической помощи школьникам. По результатам индивидуального тестирования возможно прогнозирование и оценка психотравмирующих ситуаций и определения «мишеней» для индивидуальной и семейной психотерапии. Информация, получаемая с помощью опросника многомерной оценки детской тревожности будет также полезна врачам и другим медицинским работникам, занимающимся проблемами, связанными с различными нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями.

    Наряду с индивидуальным анализом проявлений тревожности у отдельных детей и подростков опросник может быть использован для оценки структурных проявлений тревожности в микросоциальных группах в условиях школы с целью предупреждения развития конфликтных ситуаций между учащимися отдельных классов между собой и педагогами, а также прогноза успешности школьного обучения.

    Также областью применения опросника многомерной оценки детской тревожности являются скрининговые психогигиенические и психопрофилактические исследования детей и подростков, в том числе, с использованием современных информационных (компьютерных) технологий для выявления групп риска школьной и психической дезадаптации.

    Несомненно, целесообразно ее использование при оценке динамики эмоциональных нарушений у детей с нервно-психическими и психосоматическими расстройствами в стационарной и амбулаторной практике, особенно — для уточнения и содержательной квалификации задач для проведения психокоррекционных мероприятий с «трудными» и «проблемными» детьми.

    К ограничениям в использовании опросника можно отнести, прежде всего, возраст испытуемых младше 7 и старше 18 лет, а также низкую степень понимания смысла вопросов при отчетливом снижении интеллекта и наличие выраженных установок на симуляцию или диссимуляцию у испытуемого.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]