Просмотров статьи: 2 437
Каждому, кто хочет освоить искусство находить с людьми общий язык, нужно в первую очередь научиться слушать каждого из них. Хоть это правило и простое, мало кто его воплощает в жизнь. И в то же время умение слушать исключительно важно и для умения понимать окружающих, и для формирования у них интереса к вам. Таким образом, данный навык напрямую ведёт к повышению коммуникабельности. Известный психолог Дейл Карнеги утверждал, что хорошим средством воздействия на человека является не навык говорить (что первым приходит на ум), а именно развитая способность слушать.
Умение слушать собеседника – почему важно?
Попробуйте проникнуть в мысли своего собеседника. Что он почувствует, если он говорит и его не слушают? Он расценит это как неуважение к своей персоне или невнимание, что вызовет раздражение или даже агрессию в ваш адрес. Слушая говорящего человека, вы даёте ему понять, что как минимум пытаетесь понять его, даже если с ним не согласны. Также, проявляя навык слушания, вы демонстрируете высокий уровень культурности, что тоже является немалым плюсом.
Согласитесь: когда вас слушают, это вызывает чувство собственной значимости или даже делает счастливым. В свою очередь, внимательно слушая другого человека, вы можете лучше его понять и найти общий язык, что принесет выгоду вам обоим. Да и говоривший, скорее всего, оценит ваше внимание и в будущем не останется в долгу.
Бизнесмены знают: умение слушать – это одна из основ успешной коммуникации. Не уделяя должного внимания жалобам или предложениям контрагента, можно упустить значительную прибыль. Внимательно слушая других людей, вы не только строите с ними взаимоотношения – вы расширяете свой кругозор. Любой новый человек на вашем пути может рассказать вам неповторимые и познавательные вещи.
Если у вас плохая память – делайте записи во время общения. Навык слушания развивается очень быстро при условии постоянных и осознанных занятий. Мы сделали для вас подборку советов о том, как можно выработать в себе умение слушать.
Как работать с тем, кто не умеет слушать?
Что говорят эксперты
«Крайне неприятно общаться с теми, кто вас не слышит, — говорит Сабина Наваз, коуч топ-менеджеров и гендиректоров международных компаний. — Если ваш собеседник не уделяет вам внимания, это сказывается на качестве вашего сообщения ». Вы, например, можете «потерять ход мыслей» или «не сказать то, что сначала собирались».
Вполне возможно, что вы начнете искать виноватого, примете поведение коллеги близко к сердцу и упрекнете его в высокомерии. Кристин Риордан, президент университета Адельфи и бизнес-тренер, считает, что потенциальные проблемы не ограничиваются «недоразумением и образами». Неумение сотрудника слушать может повлечь за собой крайне негативные последствия для всего рабочего процесса — поэтому этот вопрос нельзя оставить без внимания.
Вот что стоит сделать, если сотрудники вас не слушают.
Подумайте о разнице в стилях работы
Возможно, некоторые ваши коллеги витают в облаках и не уделяют внимание важным вещам, но не исключено, что они лучше воспринимают информацию визуально, чем словесно. «Некоторые люди лучше слушают, а некоторые лучше видят», — говорит Риордан. Она советует «поинтересоваться, в каком виде ваши коллеги предпочитают получать информацию». Спросите: «Вы бы хотели, чтобы мы обсудили этот вопрос или чтобы я изложил вам его письменно?». Старайтесь быть гибким и понимающим собеседником, добавляет Наваз, не тратьте время людей бесполезно.
Подумайте о собственном поведении
Когда вы сталкиваетесь с коллегой, не умеют слушать своих собеседников, присмотритесь к себе и спросите, хорошо ли вы слушаете других, говорит Риордан. Негативные примеры не менее поучительны, чем положительные. Подумайте о своем подходе к общению, а также о том, что в нем можно улучшить, советует Наваз.
Возможно, вы говорите бессвязно или перегружаете собеседника цифрами. Или потому, что вы говорите, не хватает последовательности. Оцените свой стиль общения, тогда вы сможете быть примером для подражания.
Проявите внимание к собеседнику
Чтобы ваши коллеги научились лучше вас слушать, проявляйте особое внимание к тому, что они говорят, считает Риордан. Старайтесь понять точку зрения вашего собеседника. Наваз рекомендует записывать то, что он говорит (буквально одно-два слова). Когда же в разговоре возникает пауза, повторите точку зрения вашего коллеги и одновременно выскажите собственное мнение. «Ваша задача, — говорит Наваз, — думать о людях, с которыми вы общаетесь, и о том, зачем они общаются с вами».
Подчеркните важность вашего сообщения
Акцентируйте внимание на важность того, что вы говорите в самом начале разговора. Риордан советует начинать разговор со слов: «Мне нужно поговорить с вами о чем-то очень важное, мне нужна ваша помощь». Это послужит сигналом для вашего коллеги, чтобы навостриты уши и выслушать вас. Риордан также советует повторять основную идею вашего сообщения «несколько раз и в разных формулировках». Делайте это открыто и прямо. Скажите: «Я повторяюсь, так как мне важно, чтобы вы меня правильно поняли». Таким образом вы будете уверены, что сказанное вами было услышано.
Воспитывайте чувство ответственности
Важно также «обязать» ваших коллег внимательно слушать то, что вы говорите, отмечает Наваз. Например, общаясь с начальником, который все время отвлекается, дайте ему понять, что «он у вас на крючке» и что ему придется высказать свое мнение в конце разговора.
Вы можете сказать: «Я расскажу вам о трех возможных стратегии, а в конце попрошу выбрать одну из них». Открыто заявляйте о своих приоритетах, добавляет Риордан. Если вы общаетесь с коллегой, который часто забывает разговора, обсудите с ним крайний срок, чтобы то, что вам от него нужно «закрепилось в его голове». Скажите: «Эта задача критически важно для проекта. До какого числа вы сможете его выполнить? »
Продемонстрируйте участие
Критика в адрес коллег может быть чревата последствиями. Но вы сможете высказать свое мнение об их поведении, если подойдете к вопросу с эмпатией и участием, говорит Наваз. «Попробуйте сказать:» Кажется, у вас много дел, требующих вашего внимания.
Могу ли я чем-то вам помочь, чтобы вам не приходилось отвлекаться во время нашего разговора? », — советует эксперт. Ваш вопрос при этом должно быть абсолютно искренним, иначе оно может звучать агрессивно. Будьте снисходительны к тому, что отвлекает внимание ваших коллег. Если телефон вашего собеседника не прекращает звонить, сделайте паузу и спросите: «Вам нужно ответить?». Возможно, он скажет: «Нет, я сейчас его выключу», а может быть: «Да, я жду важный звонок, или можем в мы вернуться к разговору позже? »
Решите вопрос непосредственно
Если вы находитесь в хороших отношениях с коллегой или боссом, который не умеет слушать, вы можете выразить это прямо. Обязательно используйте пример ситуации, в которой ваш коллега рассеянно слушал собеседника, и это привело к плачевным последствиям для всей команды, говорит Риордан.
Но будьте осторожны: чтобы добиться эффекта, у вас должны быть действительно хорошие отношения с вашим собеседником. В противном случае он воспримет ваши слова как нападки и будет защищаться.
Предложите новый социальный договор
Если проблема не удается, вы можете предложить ввести новый «социальный договор», который определяет, «как члены команды могут общаться друг с другом», добавляет Риордан. Принимая решение на уровне всего коллектива, вы не выделяете кого-то конкретного, а договариваетесь с вашей командой. Договор, вам придется «регулярно обновлять», будет говорить, что никто «не должен доминировать в разговоре» и «во всех должна быть возможность высказать свое мнение».
\Такие договоренности лучше всего работают в компаниях с развитой корпоративной культурой. Если высшее руководство не поддержит эту идею, у вас ничего не получится. «Я видела команды, в которых этот подход никогда не сработал», — говорит Риордан. Если ваша команда с такой категории, откажитесь от этого и подумайте, как можно улучшить общение с коллегами.
Основные принципы
Что делать:
Сделайте так, чтобы ваши коллеги чувствовали себя услышанными, подтверждая их точку зрения.
Подчеркните важность того, что вы собираетесь сказать: «Мне нужно сказать тебе кое-что очень важное, и мне нужна твоя помощь».
Предложите вашим коллегам принять новый «социальный договор», регулирующий общения в коллективе.
Чего не делать:
Не стоит игнорировать преимущества ваших коллег в вопросе получения и обработки информации. Некоторые лучше слышат, некоторые лучше видят.
Не закрывайте глаза на собственный стиль общения. Подумайте, чем лучше привлечь внимание коллег.
Не бойтесь обращать внимание сотрудников на их поведение, но делайте это в позитивном ключе. Спросите: «Вас что-то беспокоит? Могу ли я чем-то помочь? »
Умение слушать собеседника – как развить?
Перестать слушать музыку, находясь на улице
Так из разговоров совершенно незнакомых людей можно почерпнуть много занимательной информации, не прилагая никаких усилий.
Не следует притворяться, что слушаете собеседника
Слушайте его по-настоящему. Забудьте на минутку про свои гаджеты и проблемы – услышьте, о чём говорит другой человек. Полностью вовлекаясь в процесс общения, вы можете получить множество новых знаний и эмоций.
Серьёзные люди предпочитают слушать
Разговаривая с человеком, не нужно его перебивать: лучше выслушать его до конца и после этого говорить, окончательно сформировав своё мнение насчет слов собеседника.
Развивайте в себе эмпатию
Чтобы понять собеседника, представьте, что вы – это он. Постарайтесь с этой точки зрения понять его ощущения, чувства, реакцию на определённые ситуации. Важно усвоить как смысловую нагрузку речи собеседника, так и его состояние, а подобная практика сыграет немалую роль, развивая умение слушать.
Вникать напрямую в суть сообщаемой информации, не обращая при этом внимания на её подачу
Например, если человеку сложно выразить вам свою мысль, это не значит, что он глупее или в чём-то хуже остальных. В подобных случаях следует внимательно выслушать человека и при необходимости помочь ему завершить мысль.
Не забывайте про критическое мышление
Услышав нечто от авторитетного человека, не нужно слепо принимать это на веру. Никто не совершенен, и даже самые умные люди не застрахованы от ошибки, которую мы в силу авторитетности таких людей можем принять как данность. Но справедливо и обратное – любая речь или информация, которая вам неприятна, может содержать в себе ценное послание. Поэтому следует понимать: учёные могут ошибаться, масс-медиа – проявлять предвзятость, а на неинтересном занятии можно услышать необычные и важные вещи. Именно такая неоднозначность и требует от нас критического мышления.
Когда ваш собеседник говорит, не стоит одновременно с этим продумывать ответ для него
Человеческий мозг плохо справляется с несколькими задачами одновременно. Поступая описанным выше образом, вы рискуете пропустить важные сведения.
Слушая другого человека, необходимо поддерживать оптимистичный настрой, направленность на извлечение полезной информации из разговора
Следуя этому совету, вы создаёте условия для более активной работы мозга. Это позволит беседе быть более успешной.
Старайтесь уловить суть речи собеседника
Детали важны, без сомнения. Но, уделяя им слишком много внимания, вы можете упустить основную цель разговора.
Тренируйте умение слушать
Как и любой другой навык, умение слушать поддаётся тренировке, что становится возможным благодаря способности человеческого мозга подстраиваться под ваши обыденные задачи. Оттачивая навык слушания в самых разных условиях – дома, на работе или общаясь с друзьями – вы постепенно будете замечать, что можете улавливать суть речи окружающих всё более умело и результативно.
Поддерживайте визуальный контакт с вашим собеседником
Эффективность восприятия в этом случае возрастает за счет синестезии – возможности воспринимать конкретное явление с помощью разных органов чувств. С её помощью во время общения мы усваиваем не только вербальную (речевую) информацию, но и невербальную – мимику человека, его жесты, положение тела и пр. Такое совместное восприятие речи человека даёт нам лучше понять его настрой, возможные недомолвки и многие другие моменты.
Визуализируйте услышанное
Представив сообщённую вам информацию в виде визуального образа, вы сможете её лучше усвоить.
Абстрагируйтесь от эмоций
Нет ничего предосудительного в том, что вы имеете другую, нежели ваш собеседник, точку зрения на обсуждаемую вещь. Однако избыток позитивных или негативных эмоций формирует предвзятость, которая помешает вам полностью оценить услышанную информацию.
Улавливайте контекст
Бывают ситуации, когда люди не озвучивают вещи дословно. Однако в таких случаях нередко можно понять суть сказанного из контекста. В случае же сомнений можно задавать наводящие вопросы. Важный момент: умение задавать подходящие вопросы не менее значимо, чем умение слушать.
Не забывайте про перерывы
При усвоении монотонной информации человек склонен терять концентрацию, и это естественно. Чтобы избежать потери внимания, следует периодически делать перерывы, одновременно меняя обстановку: прогуляться на улице, перекусить или поговорить на отвлечённые темы.
Если вы рассеянны – не печальтесь
Напротив, относитесь к процессу коммуникации как к способу развить внимание — это вызовет энтузиазм и желание заниматься. Большинство умений нашего разума можно развить, а ваше желание и усердие поможет достичь высоких результатов.
В разговоре принимайте открытую и удобную позу
Если во время общения вы демонстрируете закрытость (скрещиваете локти на груди, отворачиваетесь и т.д.), ваш собеседник это заметит, и обстановка для общения ухудшится. Открытая поза и расслабленное положение тела – хороший способ создать благоприятную атмосферу для общения.
Практикуйте умение слушать
Чем больше общения с людьми будет в вашей жизни, тем лучшего взаимопонимания с ними вы достигнете.
Можно с уверенностью сказать: умение слушать очень важно для хорошего общения. Обладая этим навыком, вы сможете не только вырасти в карьерном плане, но и станете более развитой личностью в целом.