Формирование самооценки личности
Структуру формирования самооценки можно рассматривать как компонент личностного новообразования, в который входит две составляющие: когнитивное и эмоциональное, работающие в неразрывном единстве. Когнитивная составляющая отражает знания индивида о себе различной степени обобщенности и выраженности, эмоциональная составляющая — это отношение к себе, так называемый накапливающийся «настрой на себя». Ведь любые знания о собственной личности индивид приобретает только лишь в социальном контексте. Затем эти знания неминуемо «обрастают» эмоциями.
Формирование самооценки личности происходит под воздействием нескольких взаимосвязанных факторов, к которым относят коммуникационное взаимодействие с окружающим социумом, активную деятельность индивида, самонаблюдение и самоконтроль. Личность, осуществляя любую форму деятельности, неизменно попадает в ситуации, при которых она вынуждена вырабатывать свое отношение к действиям и поступкам, поведению в целом, оценивать собственные умения и способности что-то производить, проявлять различные стороны своей личности.
Не существует определенного вида деятельности, который в большей или меньше степени будет воздействовать на формирование позитивной самооценки. Однако можно все-таки сделать вывод, что значительное воздействие на развитие самооценки (адекватной или неадекватной) оказывает деятельность, которая становится ведущей на конкретном этапе жизни индивида. Так, например, условия вырабатывания самооценки у детей или подростков заключаются в учебной деятельности и всем, что с ней взаимосвязано. Для более взрослых индивидов, зачастую, главным условием выработки адекватной самооценки становится трудовая активность. Однако в то же время для всех индивидов роль отдельно взятого условия сугубо индивидуальна. Так как профессиональная деятельность или учеба не всегда приносят удовлетворение, нередко они могут выступать даже источником стресса, негативных переживаний и неуверенности. Поэтому для самоутверждения и увеличения уверенности в себе, помимо учебной или трудовой деятельности существует множество других занятий, таких как хобби.
Важной характеристикой сформировавшейся личности считается появление дифференцированной самооценки. Это означает, что индивид способен разумно оценивать собственный потенциал в зависимости от области деятельности, он может здраво принимать и сильные, и слабые свои черты, не расстраивается, когда что-то обнаруживается за границами его понимания
Формирование самооценки играет важнейшую роль в становлении личности. Она обуславливает развитие уровня притязаний личности, уровня уверенности и неуверенности, что влияет на жизненную успешность индивида и самодостаточность личности в целом. Поэтому роль самооценки в формировании личности довольно трудно переоценить.
Несколько советов, как повысить самооценку
Моментально повысить низкую самооценку, которая формировалась всю жизнь, дело нелегкое, но возможное. Смена самооценки требует времени, настойчивости. Но не сдавайтесь! Вы заслуживаете того, чтобы принять себя, чувствовать себя комфортно. Никого нельзя удерживать от полного раскрытия своего потенциала. Для этого воспользуйтесь советами специалистов:
Используйте положительные утверждения (аффирмации)
Положительные утверждения могут способствовать повышению самооценки, потому что они постепенно становятся для вас правдой. Опишите, как вы хотите чувствовать себя все время: я счастливый, самодостаточный, гармоничный, здоровый. Говорите это вслух и часто.
Перфекционизм никуда не годится
Никто не идеален. Хотя это звучит странно, совершенство не может привести вас туда, где вы действительно хотите находиться. Примите свои недостатки. Перестаньте быть неудовлетворенными своими достижениями, результатами. Вместо идеального выбирайте достаточно хорошее. Позволяйте себе ошибаться, терпеть неудачу. Иногда из неудач можно извлечь больше, чем из успеха. Гордитесь даже самыми маленькими своими достижениями.
Признайте свои сильные стороны
Никто не силен во всем, и все мы в чем-то хороши (математика, рисование, вышивание крестиком). Определите свои сильные стороны, сосредоточьтесь на их развитии. Тогда вы продемонстрируете себе настоящие способности, достижения. А поскольку нам нравится делать то, что у нас хорошо получается, вы будете чувствовать себя счастливее.
Поставьте перед собой задачу
Не позволяйте страху неудачи заставить вас перестать пробовать что-то новое. Выйдите за пределы своей зоны комфорта. Ставьте перед собой небольшие цели, например, есть больше овощей, больше прогуливаться пешком, начать учить английский. Их достижение поможет вам лучше относиться к себе, мотивирует ставить еще больше целей.
Общайтесь с людьми, которые вас любят
Если вы проводите время с людьми, которые плохо к вам относятся, это очень сильно влияет на уверенность в себе. Проводите больше времени с людьми, которые вас любят и ценят, потому что они могут помочь вам бросить вызов негативному мышлению. Спросите их, что им в вас нравится, что вы сделали правильно. Это необходимо для того, чтобы сформировать другое, более позитивное представление о себе. Кроме того, будьте готовы познакомиться с новыми людьми, чтобы завести новых друзей, даже если это означает пробовать новые увлечения, выходить за пределы своей зоны комфорта.
Будьте более сострадательны к себе
Когда разочарование и смущение переполняют вас из-за того, что вы не смогли достичь поставленной цели, не будьте слишком суровы к себе. Представьте, что друг находится в вашей ситуации, что бы вы ему посоветовали? Мы часто даем другим гораздо лучший совет, чем сами себе. Направьте эти мысли на себя, измените критические мысли состраданием к себе.
Помните, что ваша самооценка непостоянна, она напрямую зависит от вашего мышления, действий, окружения. Поэтому продолжайте работать, чтобы вы могли развить и поддерживать здоровую уверенность в себе, к которой вы стремитесь.
Виды самооценки личности в психологии
В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.
Адекватная самооценка
При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.
Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.
Неадекватная самооценка
Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.
Смешанная самооценка
В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.
О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.
Как самооценка влияет на отношения в семье?
Семья – это круг самых близких людей, которые напрямую формируют уверенность и уважение к себе. Особенно это важно помнить при воспитании детей. Необходимо помочь им с раннего возраста сформировать адекватную уверенность в себе путем разумной похвалы, вежливым обращением, вниманием, заботой.
Каким образом влияет каждый тип самооценки на отношениях с родными:
- Заниженная. Она влияет не только на восприятие супруга, но и повышает тревогу, беспокойство по поводу отношений в целом. Такие люди ревнивы, недоверчивы, они более склонны к перепадам настроения, поскольку часто подстраиваются под влияние окружающих. Это негативным образом отражается на отношениях в семье. Второй половине порой сложно понять, почему вы недовольны. И вправду, неуверенный в себе человек часто сам не понимает своих потребностей, причин плохого настроения, что уже можно говорить о вашем супруге?
- Завышенная. Люди с такой самооценкой не способны слушать других, выдерживать даже конструктивную критику, понимать, исправлять собственные ошибки. В отношениях очень важно слушать и слышать друг друга. Люди не могут быть идеальными, семья строится на понимании, принятии, доверии друг к другу. Самоуверенный человек не способен выстроить здоровые отношения, поскольку он любит, заботится и слышит только себя, а на партнера смотрит как на конкурента.
- Адекватная. Она же – здоровая, иногда её называют высокой. Единственный тип самооценки, который является нормальным. Такие люди умеют принимать, ценить себя и других людей такими, как есть. Они не ставят себя выше других, не сравнивают, не стремятся доказать собственную важность. Но, вместе с тем, они знают свои потребности, умеют выстраивать личные границы и строить гармоничные отношения.
Формирование адекватной самооценки
Самооценка – одно из наиболее существенных условий, обуславливающих преобразование маленького индивида в личность. Она вырабатывает у субъектов потребность в соответствии не только окружающим индивидам и среде, но и уровню своих собственных персональных оценок. Правильно выработанная адекватная самооценка является не просто знанием собственной личности и не суммой некоторых черт, а определённым отношением к собственной личности. Она обуславливает постижение личности в качестве отдельного устойчивого объекта.
М. Феннел представлял самооценку в качестве центрального звена произвольной саморегуляции. По ее мнению она обуславливает направленность и уровень активности индивида, его позицию в отношении среды, социума, собственной персоны, являет собой сложнейший по психологической природе механизм. Она вовлечена во массу взаимосвязей и отношений с образованиями психики индивида и представляет собой важную детерминанту всех форм ее деятельности и коммуникационного взаимодействия. Начальные способности оценивать собственную персону закладываются еще в раннем детском возрасте, а их формирование и совершенствование проистекает на протяжении всего жизненного пути личности.
Р. Немов считал, что самооценка позволяет личности сохранить устойчивость вне зависимости от изменчивости ситуаций, при этом обеспечивая возможность индивиду оставаться самим собой.
Формирование адекватной самооценки человека чрезвычайно важно для межличностных взаимодействий, установления взаимоотношений с социумом, для благополучного общения, успешности в определенном виде деятельности
А особое внимание нужно уделять формированию самооценки ребенка, так как у него все образования личности только начинают формироваться, то и самооценка гораздо легче поддаётся воздействию и изменениям. Ведь малыш не приходит на свет с уже определенным отношением к собственной личности и потенциалу
Также как и все остальные черты личности, его самооценивание складывается в ходе воспитания, овладения деятельностью и межличностного взаимодействия.
По мере взросления малыши учатся постигать себя и собственное «Я», оценивать собственные качества. Именно эта оценочная составляющая «Я» носит название самооценка. Она представляет собой ядро самосознания, и взаимосвязанную с ним степень притязаний индивида. Под степенью притязаний понимают уровень трудности целей, поставленных ребёнком перед собой.
Самооценивание и уровень притязаний малыша оказывают огромное воздействие на эмоциональное благополучие, его развитие, успешность в разных сферах деятельности. В наше время все более бесспорным становится воздействие самооценки малыша на его поступки, поведение, действия и межличностные контакты.
На формирование позитивной самооценки у детей, в первую очередь, влияют семейное воспитание и педагогическое воздействие учителей.
Наверное, очень трудно переоценить воздействие семейного воспитания на детское самооценивание. Именно от родителей зависит уровень самооценки – будет она адекватной или нет. Для адекватной детской самооценки очень важна постоянная поддержка со стороны значимых взрослых, проявление искренней заботы о детях и частое позитивное оценивание их действий, поведения и поступков. Никогда не следует унижать детей. Если ребенок ошибается или делает что-то неправильно, нужно объяснить ему, что не так и показать, как нужно сделать. Старайтесь оценивать его поведение, а не личностные характеристики. Не бойтесь хвалить свое чадо. Только хвалить нужно правильно — не за качества, дарованные ему природой, а за его достижения, победы, пусть и маленькие.
Не менее важную роль в вырабатывании самооценки малышей играют учителя. Ведь дети школьного возраста значительную часть своего времени проводят в стенах школ. А учебная деятельность является на этом этапе развития главной. Поэтому, считается, что важнейшим фактором, обуславливающим адекватное формирование самооценки ребенка, является оценка учителей. Давая оценку знаниям, умениям малышей, учитель одновременно с этим производит оценку и их личностей, их потенциал, способности и место среди остальных. Именно таким образом воспринимают оценки учителей дети.
Почему это так важно?
Самая популярная ошибка активных пользователей социальных сетей – считать, что лайк показывает отношение к человеку, а не к фото или посту. На самом деле люди оценивают содержание записи, фотографии. Это оценка конкретного продукта деятельности, но не самого человека. Однако пользователь считает, что оценивают его в целом. Отсюда и такое могущественное влияние лайков.
Лайк – это:
- похвала;
- одобрение;
- признак уважения, из которого вытекает самоуважение;
- психологическое «поглаживание».
Лайк – виртуальный аналог удовлетворения потребности в оценке. Потребность в оценке присуща каждому человеку. Самооценка формируется на основе оценки окружающих людей. Лайки особенно важны подросткам, ведь это их способ самопознания. Через оценку других они делают вывод, какими им быть, какими мир готов их видеть, какими принимает и не принимает. Среди взрослых людей такой же подход свойственен незрелым личностям.
Потребность в признании, любви, сопричастности – высший уровень потребностей. Они свойственны всем людям. Если в жизни не хватает поддержки, уверенности в себе, реального общения, то их заменяет жизнь в социальной сети. Там люди самоутверждаются, ищут друзей, любимых и даже обзаводятся фанатами. Само по себе это неплохо, но становится опасным в том случае, если лайки – единственная психологическая подпитка, а виртуальный мир заменил реальный.
Способы коррекции самооценки
Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.
- Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления
. Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.
- Кстати, о комплиментах
. Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».
- Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда
. Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.
- Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу
. Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».
- Прощайте себя за ошибки, их совершают все
. От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.
В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.
Причины увлеченности сетями
Тот пользователь, который активно участвует в виртуальной реальности, постоянно патрулирует страницы других людей, волей или неволей сравнивает свою жизнь с чужой. Из этого сравнения и вытекает снижение самооценки. Тот, кто занимается саморазвитием, работой, своей жизнью, не ползает по страницам чужих людей. Он иногда натыкается на посты от знакомых и дальше идет вершить дела. И тем более ни о каком сравнении, зависти, разочаровании не идет речи. Ему просто некогда. Он самоутверждается в реальной жизни.
Причины увлеченности сетями:
- В социальные сети приходят изначально неуверенные в себе люди. Иногда лайки помогают им восстановить самооценку, а иногда занижают еще больше. Я сейчас говорю про активных пользователей сетей, которые выкладывают абсолютно каждый свой шаг.
- Конечно, не все личности страдают от недостатка внимания. Некоторые люди просто склонны к демонстративности и публичности. Им всегда будет мало внимания. Лайки для них особенно важны.
- С другой стороны, социальные сети – отличный способ заявить о себе как о личности. Главное, чтобы за посылом «смотрите, я есть» скрывалось действительно что-то ценное, значимое, интересное.
- Погоня за лайками напоминает мне школьную гонку детей из обеспеченных семей и семей среднего или низкого достатка. Они хвалятся одеждой, дорогими телефонами, по этому же принципу делят людей на плохих и хороших.
- Социальные сети вышли на новый уровень и теперь поддерживают начинающих авторов, бизнесменов. В этом контексте лайки стали реальным способом привлечение клиентов. Чем больше запись набирает пользовательских «плюсиков», тем выше охват аудитории, приток заинтересованных лиц. Это актуально для творческих людей, предпринимателей, но никак не для обычного юноши или девушки, рассказывающей о своей жизни. Хотя и подобные блоги пользуются популярностью. Все зависит от подачи и оформления.
Таким образом, если лайки воспринимаются как способ личностного роста, а не показатель состоятельности, то вреда такая заинтересованность не несет. Однако, с другой стороны, для художника лайки – обратная связь с клиентами. Это и показатель актуальности труда, спроса, и оценка результатов деятельности. Как оценка труда лайки могут повлиять на самооценку.
Уровень самооценки
Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.
Заниженная
Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.
Во внешних проявлениях у такого индивида выражены:
- частая самокритика;
- регулярно возникающее чувство вины;
- желание угодить другим людям;
- боязнь сделать что-то неправильно.
При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.
Низкая
Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.
Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:
- извинения к месту и не к месту;
- невротическое чувство вины;
- постоянные оправдания своих слов и поступков;
- отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.
При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.
Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.
Нормальная
Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.
Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:
- способность принимать решения и нести за них ответственность;
- спокойное выражение своего мнения;
- стрессоустойчивость;
- адекватное восприятие критики со стороны;
- реалистичность ожиданий.
Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.
Высокая, завышенная
Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.
Характеристики человека с завышенной самооценкой:
- нарциссизм, самолюбование;
- непереносимость любой критики;
- непоколебимая уверенность в своей правоте;
- обвинение в неудачах окружающих;
- отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
- постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
- отсутствие желания и навыков слушать оппонента.
Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.
В карьере и личных целях
В этой сфере также можно проследить связь самооценки и поведения людей с разными типами самооценки на работоспособность, умение достигать целей.
- Заниженная. Недооценка своих возможностей, безынициативность, отсутствие целей – это все характеристики неуверенного в себе сотрудника. Возможно, вам часто придется менять место работы, поскольку работодателям мало от вас пользы.
- Завышенная. От таких работников тоже пользы не много. Они склонны преувеличивать свои возможности, слишком много на себя брать. А ещё они не умеют воспринимать критику, работать над ошибками. Несколько таких невыполненных задач, и можно отправляться на поиски другой работы.
- Здоровая. Как и в других аспектах жизни, в работе тоже лучше иметь дело с людьми, которые способны адекватно оценивать задачи, обучаться, анализировать свое поведение, ошибки. Это умеют делать люди только с адекватной самооценкой, которые достаточно уверены в своих силах и знаниях.
Формирование самооценки младшего школьника
Формирование самооценки тесно взаимосвязано с активной деятельностью детей, с самоконтролем и самонаблюдением
Различные занятия, игры, общение неизменно обращают их внимание на самих себя, ставят их в обстоятельства, при которых они должны как-то относиться к себе и оценить собственные способности, умения что-то производить, покоряться определенным требованиям и нормам, проявлять отдельные качества личности
Самооценка является важным и необходимым компонентом формирования самосознания, т.е. постижением личностью самой себя, индивидуальных физических сил, интеллектуальных способностей, действий, поступков, мотиваций и целей поведения, отношения к окружающему социуму, к остальным индивидам и самому себе.
Уровень притязаний малышей и самооценивание оказывают огромное воздействие на успешность в отдельных видах деятельности.
На протяжении учебного года происходит формирование самооценки младшего школьника. Отдельное ситуативное самооценивание, не связанное с представлением содержательного характера о собственной личности, появляется гораздо раньше, чем личностная «Я-концепция». Однако самооценивание становится более константным и независящим от ситуаций только при условии взаимосвязи с «Я-концепцией»», а содержательные расхождения при этом между ними не выявляются. На первом году обучения образ своего «Я» приумножается в несколько раз.
Младшему школьнику для учебной деятельности очень необходимо умение грамотно ставить цели и управлять своим поведением, контролировать себя. А для этого необходимы знания о самом себе, своем потенциале. Процесс вырабатывания самоконтроля имеет зависимость от степени сформированности самооценки. Школьники умеют осуществлять самоконтроль только с помощью и под руководством взрослых или при участии ровесников. Представления детей младшего школьного возраста о себе являются основой самооценки. Самосознание малышей реализовывается в учебной деятельности.
Оценивание малышами себя в ходе учебной деятельности происходит двумя путями. Первый – заключается в сопоставлении степени личностных притязаний с объективными следствиями личной деятельности. Второй – в сравнении собственной личности с остальными индивидами. И чем выше будет степень притязаний, тем тяжелее будет их удовлетворить. Успехи и невезения в определенном виде деятельности существенно воздействуют на оценивание личностью собственных навыков и умений в этой деятельности. Так, например, неудачи в основном понижают притязания, а удачи, наоборот, повышают их
Также немаловажно и сравнение. Ведь оценивая себя, малыш вольно или невольно старается сравнить себя с остальными ребятами, при этом он учитывает не только собственные успехи, но и сложившуюся социальную ситуацию целиком
Влияние социальных сетей
Социальные сети – самый доступный способ конкуренции. Лайки – критерий популярности. Можно зайти на страницу к своему конкуренту (не всегда, правда, он знает об этой гонке) и сравнить его число положительных оценок и свое. И тут уж все налицо.
Люди по-разному воспринимают материал социальных сетей. На самооценку влияет только то, что ценно для конкретной личности. Например, самооценка девушки, мечтающей выйти замуж, пострадает, когда девушка увидит фото со свадьбы подруг. И чем больше подруг выйдет замуж, тем сильнее пострадает самооценка девушки.
Что еще демонстрируют социальные сети:
- успех;
- богатство;
- здоровье;
- счастье в личной жизни;
- интересный досуг;
- полезные знакомства;
- престижное образование.
Кроме этого, сказывается и названное выше восприятие лайка как оценки всего человека. Видя у других пользователей больше положительных оценок и комментариев, человек считает себя хуже него, менее привлекательным.
Что такое самооценка
Самооценка
— это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции.
Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.
Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.
Зависимость от общественного мнения
Постарайтесь максимально честно ответить на следующий вопрос: «Важно ли вам то, что о вас подумают окружающие?» Если да, то вы можете с большой долей уверенности утверждать, что у вас есть зависимость от общественного мнения. И в большинстве случаев этот «недуг» развивается из-за социальных сетей. Все бы ничего, но рано или поздно он приведет к снижению самооценки, как только окружающие люди вам скажут, что вы неидеальны.
Что же становится причиной развития зависимости? Виной всему банальные лайки, репосты и комментарии, которые являются основой любой социальной сети. Изначально человек делится той или иной информацией у себя на странице просто для того, чтобы рассказать об этом окружающим. Однако со временем его записи начинают комментировать и оценивать. После этого личность начинает выкладывать фото и видео только для того, чтобы узнать общественное мнение.
Функции самооценки
Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.
Функции | Описание |
Стимулирующая | Мотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку. |
Пост прогнозная | Блокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке. |
Регулирующая | Обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. |
Эмоциональная | Позволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни. |
Защитная | Формирует стабильность личности. |
Контролирующая | Обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий. |
Развивающая | Мотивирует к саморазвитию, совершенствованию. |
Уровни самооценки личности
Кроме периодов формирования самооценки личности в психологии существуют уровни. Их три:
Низкий – такой уровень в психологии считается проблемой. Формируется под воздействием родителей еще в детстве. Для таких людей типична нерешительность, зависимость от мнения других людей, стремление к уходу от ответственности и перекладывание ее на плечи окружающих, чрезмерная требовательность, завистливость
Это «искаженный» эгоизм – индивид настолько погружен в собственные неудачи, что не замечает того, что происходит вокруг, не уделяет внимание проблемам своих близких. Средний или «нормальный». Такой уровень встречается у тех, кто уверен в себе и осознает и адекватно оценивает свои отрицательные и положительные качества
Люди с подобным «складом» ума инициативны и хорошо адаптируются в любых условиях, устанавливаемых социумом. Высокий – свойственен успешным и влиятельным. Если индивид имеет весомые достижения в какой-либо сфере, то у него с высокой вероятностью срабатывает подобный механизм. Однако есть множество случаев необоснованно высокой оценки своих действий и достижений, когда самомнение намного «обширнее», чем количество и качество реальных действий.
Кроме уровней в психологии выделяют виды оценивания – адекватный и неадекватный. Первый верно интерпретирует действия и характеристики индивидуума. Человек способен реально посмотреть на себя со стороны, поставить достижимые цели. В случае с неадекватным видом у индивидуума формируется неверное представление о себе – он либо занижает, либо завышает имеющийся «уровень». Коррекция таких отклонений невозможна без применения специальных тестов и методик. Они помогут определить, какова реальная картина, и стоит ли вести работу с психологом.
10, казалось бы, обычных черт поведения, которые с головой выдают низкую самооценку
Наше мнение о себе меняется в зависимости от возраста, накопленного опыта и происходящих событий. Наивысших оценок оно достигает ближе к старости. В общем же от склонности к самобичеванию в той или иной степени страдают 85 % людей.
AdMe.ru
подготовил список неочевидных симптомов, которые в комплексе с явными признаками могут указывать на заниженную самооценку.
Не все люди любят внимание, некоторые сознательно избегают его. Люди с заниженной самооценкой считают, что не заслуживают того, чтобы быть на виду. Посещая концерты, лекции и другие публичные мероприятия, самобичующиеся скорее займут место в последних рядах, нередко они будут опасаться выражать свое мнение о происходящем.
Заявлять о своих взглядах в принципе кажется им неприятным. Необходимость отстаивать свою позицию в споре вызывает едва ли не панический ужас. Ведь противники могут разбить недостаточно веские доводы в пух и прах. Отсюда и стремление избегать конфликтов, дискуссий и даже обмена впечатлениями всеми правдами и неправдами.
Компульсивный шопоголизм — одно из проявлений нелюбви к себе, которое часто берет начало еще в раннем детстве.
Недостаток родительской любви и заботы, ощущение одиночества и пренебрежения со стороны окружающих порождают внутреннюю пустоту и стремление чем-то ее заполнить. Один из способов — покупки.
Уровень дохода неважен: некоторые шопоголики умудряются находить более чем бюджетные варианты.
© Depositphotos, © Depositphotos
Появление в офисе, гостях, театре или на дружеской вечеринке подразумевает аккуратность и какую-никакую работу над внешним обликом. Если же человек наводит марафет и тщательно подбирает одежду, чтобы дойти до ближайшего магазина или помойки, это может указывать на стремление скрыть недостатки.
Такой человек не уверен в себе и боится показаться настоящим. Кстати, презентовать себя в соцсетях для него тоже трудно. Вероятно, на аватаре вы не найдете его фотографии, а в анкете будет указан минимум информации. Фамилия и имя тоже могут быть фейковыми.
Спутники низкой самооценки — неуверенность и пессимизм. Это проявляется и в речи: «может быть», «вряд ли», «я не смогу», «мне просто повезло» — вот типичные фразы из лексикона. Важно, что эти словосочетания появляются регулярно, а не проскальзывают раз в пятилетку.
Если самовлюбленный персонаж присвоит себе заслуги команды, то любитель посыпать голову пеплом представит ситуацию иначе. Он как будто вообще случайно затесался среди всех этих прекрасных и талантливых людей. Очевидно, на деле это окажется лишь плодом его фантазии.
© Depositphotos, © Depositphotos
Сегодня занялся вязанием, через месяц переключился на фотографию, потом на футбол и т. д. Таким образом человек попробует едва ли не все виды хобби.
Но не потому, что все они его увлекают, а потому, что не готов преодолевать сложности и неудачи.
Возможно, гуру самобичевания уже столкнулся с первыми трудностями: у новоявленного повара салат получился пересоленным, а первые пирожные больше напоминали угольки.
Отбить желание двигаться дальше может и пара негативных комментариев в соцсетях: начинающему поэту указали на банальные рифмы, и он решил забросить перо. Горе-творец не отдает себе отчета, что без провалов на начальном этапе не обходится никто. Он испытывает тревогу, вешает на себя ярлык неудачника и ищет дело, в котором все пойдет как по маслу.
Внутреннее ощущение неполноценности выдает то, как часто человек «залипает» в телефоне, находясь в кафе, кино, клубе и других общественных местах. Одно дело ответить на срочный звонок или сообщение, другое — залезать в соцсети, как только визави отошел в уборную.
Причина не всегда кроется в скуке: закомплексованному хочется казаться нужным и занятым. Ему кажется, что он будет выглядеть глупо, просто рассматривая пейзаж за окном или наслаждаясь фоновой музыкой. Иными словами, это дискредитирует его в глазах незнакомых людей, чьего мнения он никогда не узнает.
Чувствовать себя хуже других не нравится никому, даже тем, чья самооценка оставляет желать лучшего. Это вызывает внутренний протест, заставляет сравнивать себя с окружающими и окольными путями искать поддержку и одобрение.
Иногда такой человек не прочь самоутвердиться за счет других, чьи показатели заведомо хуже его собственных (менее опытного коллеги например). Или внести соревновательный дух туда, где его быть не должно, например в приготовление шашлыков на пикнике или скорости убаюкивания ребенка. Наш герой воспринимает это не как шутку, а на полном серьезе.
Сюда же относится постоянное желание снять с себя невидимый волос, теребить пальцы рук и т. д. Все это проявления компульсивного самоповреждения или невроза навязчивых состояний. Наблюдается в том числе у самоуничиженцев.
В запущенных случаях человек может нанести себе ощутимые повреждения.
Заметили у себя или кого-то из близких, друзей такую особенность? Вероятно, есть смысл обратиться к специалисту, чтобы установить причину или найти средство борьбы с проблемой.
Бывают ситуации, когда нам действительно нужно больше времени на восстановление: болезнь, смена часовых поясов, многочасовая дорога, стрессовая ситуация и не только. Но если взрослый человек стабильно спит дольше, чем в детские и школьные годы, возможно, есть причина насторожиться.
Расстройства сна (как бессонница, так и длительный сон) — классический признак депрессии. Она, в свою очередь, может быть связана с нелюбовью к себе. Слишком протяженный сон связывается с отсутствием мотивации к какой бы то ни было деятельности или плохим настроением. Оценивать состояние, конечно, нужно комплексно, с учетом других факторов.
Человек с низкой самооценкой склонен менять свое мнение и не уверен в своем выборе и предпочтениях. Это может проявляться при заказе блюд в кафе или ресторане: сначала он думает о рыбе, через 5 минут хочет взять говяжий стейк, а еще через 10 — мороженое и чай. Возможно, дело не в том, что ваш собеседник впервые за долгое время посетил кафе.
А вы замечали какие-либо другие черты, которые говорят о низкой самооценке человека?
Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/10-kazalos-by-obychnyh-chert-povedeniya-kotorye-s-golovoj-vydayut-nizkuyu-samoocenku-2090265/
Формирование самооценки личности
На данный процесс (и на результат, т.е. самооценку и уровень притязаний) влияют 2 фактора – отношение близких и друзей и осознание собственных действий. Последнее не появляется спонтанно – оно нарабатывается благодаря взаимодействию с другими людьми. Близкие и воспитатели должны учить чадо контролю над своими поступками, согласованию собственных «хочу» с желаниями других.
Особенностью процесса является то, что в каждом возрастном периоде большую роль играет сопутствующая деятельность. К примеру, младшие школьники значительную часть своего времени уделяют обучению – решающим фактором здесь будут отметки и записи в дневнике.
Данный процесс включает 4 этапа:
- От появления на свет до полутора лет – в психологии его еще называют процессуально-ситуативным. Малыш не видит связи между собственными поступками и характеристиками. Наблюдается тенденция необъективности в оценивании, так как в основе этого лежат внешние результаты деятельности. Последние часто обусловлены не действительными возможностями ребенка, а простой случайностью. Чадо приобретает чувство доверия к миру и позитивное отношение к миру.
- От полутора до 3-4 лет – этап именуют качественно-ситуативным. Происходит осознание себя, развивается чувство автономности/ зависимости от реакций взрослого на собственные действия. Устанавливается связь между качеством и поступком.
- 4 – 6 лет – научное название – качественно-консервативный. Для этапа типично появление у ребенка понимания о том, каким он станет человеком. В зависимости от ситуации в семье, у девочки/мальчика появляется чувство инициативы или чувство вины – наиболее сильное отрицательное влияние оказывает строгий контроль и предъявление множества требований.
- 6 – 14 лет или качественно-динамический период. Самоанализ становится объективным, но при этом обладает динамичностью. Развивается чувство трудолюбия. Опасность представляет неумение или неспособность к выполнению определенных задач – это способствует более низкой оценке себя.
Все четыре периода связаны между собой. Каждый из них возникает на фундаменте предыдущего. Более ранние уровни выстраивают более поздние – именно этим объясняется сложный характер их функционирования.
Формирование самооценки учащихся
Субъективное самооценивание оказывает существенное влияние на результативность разных видов деятельности и развитие личности индивида во всех периодах ее формирования. Адекватное самооценивание придает индивидууму уверенность в себе, помогает грамотно ставить цели и успешно их достигать в различных сферах жизни, придает необходимые личностные качества, такие как: инициативность, активность, предприимчивость, деятельность, способность к адаптации.
На определенном возрастном этапе на вырабатывание самооценивания, преимущественно воздействует тот вид деятельности, который в этот период является ведущим. Ведущей деятельностью учащихся младших классов становится учебная деятельность. Именно от того, как она будет проходить и зависит, главным образом, формирование самооценивания малыша. Успешность учебной деятельности прямо взаимосвязана с его успехом в учении и успеваемостью.
Формирование самооценки учащихся представляет собой основное новообразование личности. Оценочная деятельность учителей является базисом для вырабатывания самооценки у детей, обучающихся в начальной школе. Формирование самооценки учащихся продолжает развиваться тогда, когда учитель показывает положительное отношение к учащимся, верит в их возможности, демонстрирует желание помочь им учиться. А методическая сторона развития адекватной самооценки сводится к использованию в учебной деятельности, главным образом, субъективных эталонов, которые создают прецеденты для рефлексивного оценивания учащимися своих действий.
Учитель для развития у младших школьников адекватного самооценивания должен задействовать различные механизмы и способы. Главным способом считается обратная связь. Все направленные малышу взгляды, жесты, слова, движения, интонации являются обратной связью. Нужно учитывать, что ребенок поглощает и присваивает такие обратные связи. С их помощью он формирует свою самооценку. И если обратные связи будут иметь позитивную направленность, то они обеспечат развитие высокого уровня самооценки и, наоборот, если будут иметь негативную направленность — низкого.
Гармония и психическое здоровье
Изучая, как самооценка влияет на здоровье, необходимо понимать, что для того чтобы человек достиг психологического комфорта, он должен доверять сам себе. Сформировать это ощущение не получится, если самооценка очень низкая и отсутствует самоуважение. Тогда человек будет вести себя непоследовательно и нарушать те обещания, которые давал сам себе.
Люди с низкой самооценкой зачастую впадают в крайности: они или полностью игнорируют собственные переживания и поддаются влиянию окружающих, или отдаются своим эмоциям всецело, не обращая внимания на сигналы разума.
Что влияет на формирование самооценки
Самооценка закладывается у человека с раннего детства.
- Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку
. Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить. - Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша
. Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».
Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.
Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.
Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю. Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так. Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет — будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.
Влияние самооценки на поведение в кругу незнакомых людей
Конечно, первое впечатление часто бывает ложным, но оно всегда запоминается и оставляет свой след при дальнейшем общении.
- Неуверенного в себе человека часто даже не замечают, ведь он стесняется заговорить с другими, предпочитает уединяться, молчать.
- Что нельзя сказать о нарциссе. Он громкий, навязчивый, высокомерный. Его запомнят, но не с лучшей стороны.
- Человека со здоровой самооценкой при знакомстве запоминают как вежливого, интересного собеседника, с которым хочется продолжать общение.
Методики и тесты на самооценку личности
Для диагностики оценки себя применяется множество методик. Выделим основные:
- Методика Дембо-Рубинштейн. Значимыми в ней являются 3 установки – реалистичность, высота, устойчивость. Во время диагностики испытуемый определяет свое состояние при помощи избираемых шкал, учитывая некоторые нюансы. Исследование является простым в исполнении: на обычном листе чертится таблица, каждый ее столбец – одно из свойств, а его положение – содержание свойства на данный момент. Внизу оказываются те ценности, от которых испытуемый пытается избавиться, вверху – которыми хочет обладать. Такой тест обязательно выполняется в сочетании с последующим собеседованием.
- Методика самооценки личности Будасси. Она анализирует параметр количественно, выявляет его адекватность. Основана на самооценивании. Проводится 2 возможными методами – требует сопоставления представлений с действительными показателями либо с другими людьми.
- Тест Кеттелла. Этот опросник – наиболее распространенная методика диагностики, анализирующая индивидуально-психологические черты. Цель исследования – обнаружение 16 факторов личности.
- Тест Лири. Основан на диагностике оценочных суждений по отношению к себе и близким, описании идеального «Я». Состоит из 128 утверждений, раскрывающих 8 типов взаимоотношений.
- Тест на исследование состояний Г. Айзенка. Актуален при обнаружении в поведении черт агрессивности, фрустрации, ригидности. Информация подается тезисно. В перечне указываются состояния, которые могут быть типичны или, напротив, не свойственны испытуемому.