Самооценка подростка является компонентом самосознания, включающим в себя оценку человеческих физических характеристик, нравственных качеств, способностей, поступков. Самооценка подростка представляет собой центральное образование личности, а также показывает социальную адаптацию личности, выступая регулятором ее деятельности и поведения. Однако следует отметить, что самооценка формируется в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В значительной степени от социума зависит формирование самооценки личности. Самооценка личности подростка отмечается ситуативностью, неустойчивостью и подвержена внешним воздействиям.
Как повысить самооценку подростку
Исследования самооценки подростков показали, что дети с низкой самооценкой подвержены подростковой депрессии. Причем в одних исследованиях установили, что низкое самооценивание предшествует депрессивным реакциям, а также выступает их причиной, а другие исследования отмечают, что депрессивный аффект выявляется вначале, после чего переходит в низкую самооценку.
Психологи отмечают, что уже с 8 лет дети проявляют активную способность к оцениванию личной успешности. Самыми значимыми оказались: внешность, школьная успеваемость, физические способности, социальное принятие, поведение. Среди подростков школьная успеваемость, а также поведение важны для оценивания родителями, а вот три другие важны для сверстников.
Повысить самооценку подростку возможно, когда ребенок будет ощущать от следующих значимых источников социальную поддержку: родителей, одноклассников, учителей, друзей. На вопрос, где подростки чувствуют наибольшую защищенность, дети дают ответ, что и в семье, и среди друзей. Исследования показали, что поддержка семьи, а также принятие подростковых устремлений в наибольшей степени оказывают влияние на общий уровень самооценки, а успехи в школе и факторы, связанные с учителями, имеют значение для самооценки способностей.
Психологи отмечают, что внимательное, теплое отношение родителей выступает необходимым условием в формировании и дальнейшем подкреплении положительной самооценки подростков. Негативное, жесткое отношение родителей приводит к обратному действию, и подростки, как правило, фокусируются на своих неудачах, у них наблюдается страх рисковать, они избегают участия в соревнованиях, им становится присуща агрессия, грубость, высокий уровень тревожности.
Как повысить самооценку подростку? Поменяйте отношение к ребенку: начните с ним общаться, применяя симметричный стиль, который основан на партнерских началах. Такое общение формирует у ребенка собственные критерии самооценивания, ведь самоуважение ребенка поддерживается как уважительным отношением родителей, так и оценкой эффективности его деятельности.
Как повысить самооценку – волнующий вопрос для многих людей. Зачастую люди чаще недооценивают свой потенциал и себя, чем переоценивают. То же отмечается и у детей. Из-за заниженной самооценки дети способны упустить множество возможностей.
Формирование самооценки у подростков начинается с семейного воспитания. Самооценка выступает главным регулятором поведения личности. От нее зависят критичность, межличностные отношения, требовательность, отношение к своим неуспехам и удачам. Подростки, сомневаясь, тратят личное время, а также теряют возможности для личностного развития и роста. Казалось бы, осознание и понимание этой истины должно только подстегивать к реализации заложенного потенциала. Но все происходит обычно наоборот, поскольку такое поведение для ребенка в краткосрочной перспективе выгоднее. Убеждая себя, что решение трудных задач невозможно, ребенок защищается от возникновения негативных эмоций, связанными с возможными неудачами. Неуверенность в своих силах гнетет ребенка как духовно, так и физически. Подросток быстро утомляться, ощущает себя обессиленным. В итоге происходит следующее: сомнения в личных силах провоцирует то, что простые дела ранее выполняемые, становятся непосильными.
Повысить самооценку подростку возможно, но для этого потребуются определенные усилия, как от родителей, так и от самого ребенка:
— научите ребенка, чтобы он перестал себя с кем-то сравнивать, всегда будет кто-то лучше него, кого превзойти будет сложно;
— объясните подростку, что ругая себя, съедая, он только ухудшит самочувствие;
— научите ребенка на все похвалы, комплименты отвечать спасибо;
— подбадривайте своего ребенка за маленькие успехи и хвалите за большие достижения;
— научите ребенка повторять положительные аффирмации, которые приведут к повышению самооценки и повысят уверенность;
— в общении с подростком всегда будьте на позитиве, оптимистично настроены, поддерживайте его в любых начинаниях;
— для повышения самооценки необходимо изучить совместно с ребенком книги по данной тематике, посмотреть видео, посетить обучающие семинары, послушать аудиозаписи; любая изученная информация не пройдет мимо мозга, и доминирующая информация повлияет на ребенка и как следствие поведение наберет уверенности; все положительные установки будут настраивать только на положительный лад, а вот отрицательные, наоборот. Поэтому направьте внимание подростка на просмотр телепередач, а также чтение книг с позитивной направленностью;
— обязательно найдите общий язык с ребенком, разговор по душам с вашим чадом поможет вселить уверенность у ребенка перед непростым начинанием, а также решением проблемы;
— всегда выслушивайте своего ребенка и умейте читать по выражению лица его состояние, переживания, иногда дети скрывают свои проблемы, пытаясь все решить самостоятельно, очень важно не пропустить такие моменты, чтобы он не наделал ошибок, поэтому очень важно быть для своего ребенка всегда другом;
— поддерживайте ребенка в его увлечениях, хобби, ведь именно от того, что лучше получается, растет самооценка, поскольку это приносит радость и удовольствие;
— иногда желанный гаджет, модная одежда могут помочь вашему ребенку утвердиться в среде сверстников и тем самым поднять самооценку, не отталкивайте просьбы ребенка о значимой для него покупке;
— научите своего ребенка жить так, чтобы не приходилось оглядываться ни на кого, пусть ребенок сам принимает решения в ответственный момент, а вы его всегда поддержите, даже если это будут и ошибки.
Как поднять самооценку подростку? Самооценка поднимется тогда, когда будет расти позитивный настрой, любовь и уважение к себе, а грустные мысли, промедление взрастят неуверенность и понизят самооценку. Психологи подметили, что в основе механизма самооценки лежат эмоциональные переживания, которые сопровождают деятельность подростка.
Уровень самооценки подростков значительно влияет, как на качественные показатели интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, особенно, если в ситуации отмечаются эмоциональные факторы: стресс неуспеха, ответственность за качество деятельности.
Причины появления заниженной самооценки у детей и подростков
Домашняя обстановка
- Обратите внимание как вы и другие члены семьи общаются с ребёнком.
- Забудьте слова «ты плохо сделал», «всё равно не получиться», «ну ты как обычно» и прочее.
- Не пытайтесь навязывать постоянно вашу помощь и делать всё за ребёнка, даже если это реально быстрее и удобнее вам.
Общество и детские коллективы
- Бывает такое, что у ребёнка не складываются отношения со сверстниками. Его начитают дразнить, обижать. Причём об этом не всегда в нужное время узнают родители. Часто дети просто стесняются сказать о проблеме, тем самым усугубляя её.
- Негативное отношение со стороны сверстников может быть и из-за характера ребёнка (слишком капризный, категоричный, жадный, обидчивый и т.д.) Дети очень жестоки, они не прощают такого поведения. А если оно повторяется постоянно, то итог волне логичен. Негативное отношение к ребёнку.
- Но бывает и так, что ребёнок реально не виноват. Он мог просто «не понравиться» лидеру, или не влиться в коллектив.
Что делать когда не складываются отношения со сверстниками?
- Если причина плохого отношения к ребёнку его характер, то стоит решать этот вопрос. Обидчивость, категоричность, жадность и подобные качества характера не самые лучшие для того, чтобы найти себе друзей. С этим можно справиться, и чаще всего сделать это легко. Если не поминают беседы с родителями, разбор примеров из фильмов и из жизни других ребят, то помогут групповые тренинги. Получить обратную связь от тренера и участников группы, посмотреть на себя со стогны – очень ценный опыт.
- Когда поймёте, что изменения в ребёнке произошли можно принять решение менять или нет детский коллектив. Порой можно наладить отношения, а иногда ситуация слишком запущена и проще начать «всё с начала».
- Если так вышло что «не сложилась с коллективом», то нет ничего плохого в том, чтобы забрать ребёнка из него, сменить детский сад или школу. Нет смысла ждать, когда окончательно сформируется заниженная самооценка, и работать с ней будет сложно.
Педагоги
- Хороший педагог – великая ценность, он способен воспитать полноценную личность, но на это нужны годы, а плохой может всё испортить за пару месяцев.
- Спрашивайте подростка о том, как с ним общаются в школе учителя, у ребёнка поинтересуйтесь как с ним обращаются воспитатели.
- Бывает, что педагог может просто «невзлюбить» ребёнка, и своим отношением расправить против весь коллектив. А возможно, преподаватель недооценивает ребёнка и говорит ему что он не может справиться с заданием, ругает.
Программа обучения
- Не все дети обладают одинаковыми способностями. Выбирая продвинутую программу обучения сопоставьте её с возможностями ребёнка. У каждого человека свой талант, и не факт, что вашему ребёнку нужна углубленная программа изучения языков. Если у него нет способностей к языкам, то самооценка ребёнка будет становиться всё ниже. Ведь, сравнивая себя с другими, он будет видеть, что менее успешен. А вот найти сферу, где ваш ребёнок сможет реализовывать себя стоит и как можно раньше.
Адекватная самооценка подростка
Многие исследователи отмечают, что увеличение адекватности самооценки ребенка происходит в подростковом возрасте. Объясняется это тем, что подростки оценивают себя гораздо ниже по тем критериям, которые предстают для них наиболее важными, и это снижение говорит о большом реализме. Количество качеств, которые старший подросток осознает в себе превышает в два раза качества, присущие младшему школьнику. Старшеклассники, оценивая себя, охватывают все стороны собственной личности, и их самооценка превращается в более обобщенную. Помимо этого совершенствуются суждения относительно своих недостатков.
Подростки способны передать свое настроение, ощущение радости бытия, они раскрываются в учебной деятельности, в любимых занятиях, интересах, увлечениях. Подростки имеют ориентацию на идеальную самооценку, однако разрыв между их идеальной и реальной самооценкой для большинства из них выступает травмирующим фактором. Психологи подметили, что в содержании самооценки подростков зачастую превалируют следующие моральные черты: честность, доброта, справедливость. Высокий уровень подростковой самокритичности позволяет признать свои отрицательные качества и осознать необходимость избавления от них.
В подростковый период взрослый человек занимает в жизни ребенка совершенно особое место. Это связано со спецификой восприятия подростками облика других людей. И уже из-за восприятия, а также понимания другого человека подросток понимает себя. Психологи утверждают, что для подростков в образе воспринимаемого человека главными образом являются элементы облика, физические особенности, а затем прическа, выразительное поведение. С возрастом у детей увеличивается адекватность и объем оцениваемых признаков; расширяется круг используемых понятий и категорий; снижается категоричность суждений, а также возникает большая разносторонность и гибкость.
В подростковом возрасте общая самооценка у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. Эта тенденция связана напрямую с самооценкой внешности.
Как же поднять самооценку ребёнка?
Для этого отлично подходит тренинг уверенности в себе.
На тренинге ребята выполняют интересные занятия, общаются, развиваются. В итоге ребёнок не только увидит собственные сильные стороны и поверит в себя. Он так же поймёт, что он не одинок со своей проблемой. Как ни странно, в историях разных людей часто очень много общего. Участники тренинг групп часто начинают дружить, общаться, вместе проводить время и поддерживать друг друга в жизни.
Таким образом, тренинг – не только эффективный и интересный способ повысить уверенность в себе у детей, но ещё и возможность найти новых друзей.
Но помните – никакой тренинг, детский психолог и первоклассный специалист не сможет вам помочь, если вы не будете готовы сами помогать своему ребёнку в том, чтобы поднять самооценку и стать уверенным в себе!
Тревожные сигналы
Последствия подростковой низкой самооценки могут быть пугающими:
- буллинг в школе или во дворе;
- плохая успеваемость в школе;
- неумение сказать «нет» — в том числе на предложения «покурить» и тому подобные;
- отсутствие интересов помимо учебы – из-за неуверенности в себе и своих способностях;
- социопатия (не путать с умственной отсталостью);
- девиантное поведение – презрение тинейджером социальных норм и приличий;
- нежелание общаться со сверстниками, отсутствие друзей;
- нестабильная психика в целом;
- критика своей внешности и фото;
- обилие всевозможных комплексов.
Важность правильной самооценки
Безусловно, формирование адекватной самооценки у подростков – задача крайне непростая. Она требует серьезных усилий как от самих тинейджеров, так и от их родителей.
Но почему адекватная самооценка подростка настолько важна?
Именно достаточная самооценка помогает каждому из нас успешно справляться с трудностями. Например, адекватная самооценка избавляет от необходимости идти на поводу у токсичных людей. Кроме того, она вселяет веру в себя и позволяет достигать целей. Такая самооценка помогает вставать и идти вперед после неудач.
У подростков все намного сложнее, чем у людей взрослых. Часто это – еще не зрелые личности, с кучей предрассудков, неверных установок. Все это приправлено свойственным возрасту максимализмом и крайней остротой восприятия!
А этот сложный коктейль – благодатная почва для взращивания комплексов, тревожности, тотальной неуверенности в себе, заниженной самооценки. Кстати, завышенная самооценка также провоцирует множество проблем, но о ней мы поговорим в другой раз.
Известный психолог Лев Семенович Выготский еще в начале прошлого века пришел к выводу, что именно самооценка является важнейшей составляющей личности любого ребенка.
Актуальность этого фактора сложно переоценить. В наше время самые разные дети сталкиваются с этой проблемой – из семей малообеспеченных и состоятельных, полных и неполных. Сыновья и дочери интеллигенции страдают от этого не реже, чем дети рабочих, продавщиц и строителей.
Что может сделать сам подросток?
Несмотря на сильное влияние родителей, подросток также может оказывать влияние на коррекцию своей самооценки.
Советы самому подростку – как повысить собственную самооценку:
- если есть ощущение уверенности и внутренних перемен, но окружающие не воспринимает вашу новую личность, есть смысл сменить окружение – класс, школу, компанию друзей;
- старайтесь больше общаться с теми людьми, которые не критикуют вас, а ценят, любят и иногда хвалят, за важные достоинства;
- заведите себе внутреннего помощника, того, кто вас любит, понимает и поддерживает, в любой ситуации, затем запишите на листке бумаги ободряющие фразы и комплименты, которые он говорит вам;
- отмечайте все свои успехи и удачи, даже самые маленькие, неизменно хвалите себя за них, и даже немного вознаграждайте, к примеру, чем нибудь вкусненьким;
- превратите свои минусы (те, за которые вы себя критикуете) в плюсы – излишняя разговорчивость полезна при общении, помогает заводить друзей, способствует коммуникабельности, а бардак в комнате – это творческий беспорядок, признак креативной личности!
Поддержка родителей
Семья первична
Уже давно доказано, что первична для детей именно семья. Следовательно все остальное (школа, друзья, компания во дворе, учителя) – вторично.
Таким образом очевидно, что самооценка подростка зависит в первую очередь от его папы и мамы.
Основные рекомендации
Рекомендации для родителей, по формированию адекватной самооценки у подростков:
- научитесь доверять своему чаду, особенно в том, что касается его личной жизни – подросток имеет право выбирать друзей, обжигаться и совершать свои собственные ошибки;
- забудьте о приказном тоне, «допросах», вопросах вроде «чего молчишь?», «уроки сделал?», «что ты себе думаешь», «в кого ты такой уродился?» и тому подобных;
- говорите со своим ребенком не о школе и проблемах, а о жизни в целом, о его взглядах, вкусах, мнении;
- хвалите его, по возможности искренне, как можно чаще, без «но» и лишних замечаний;
- создавайте возможности для реализации чада – это могут быть не только кружки и секции, но и путешествия, увлечение фотографией, другие хобби;
- просто любите сына или дочь, безоговорочно, как бы ребенок себя ни вел, каким бы ни был, и не стесняйтесь говорить о своей любви.
Важные дополнения
К тому же, крайне важно, чтобы подросток ощущал, что он в любом случае достоин любви, заботы и внимания (прежде всего родительского). Чтобы он ни при этом ни натворил.
Кроме того, хороший способ для родителей, помимо внимательного отношения к подростку, его проблемам, уважения к его мнению – это еще и небольшие подарки-сюрпризы.
Безусловно, мы ни в коем случае не призываем вас заваливать своего любимого тинейджера подарками – они ведь совершенно не решают проблему заниженной самооценки! Но скромные презенты (даже без явного повода) лишний раз порадуют, напомнят о вашей любви, будут подтверждением родительской заботы!
Наконец, главный совет родителям: не вините подростка в его неудачах, ему и так очень нелегко.
Если, несмотря на все усилия, самооценка остается опасно низкой, это повод обратиться к специалисту. Вероятно, потребуются: тесты Айзенка, основательная диагностика психических состояний, коррекция личности, методика Рене Жиля и другие профессиональные методики.